Первая полнометражная работа, биографическая драма "Доза счастья", болгарского режиссера и сценариста Яны Титовой стала одним из лидеров проката в родной Болгарии в конце прошлого года и успешно конкурировала с голливудскими блокбастерами в борьбе за сердца зрителей. Основой для жесткого линейного сценария, не изобилующего флэшбэками и лирическими отступлениями, стала книга "Падение и спасение" журналистки Веселы Тотевой, которая преодолела семилетнюю героиновую зависимость и нашла в себе силы для того, чтобы подняться самого дна жизни. Интересно то, что искренняя история Тотевой происходит в 90-е годы прошлого века, когда в Болгарии также рухнул коммунистический режим и когда страну захлестнула волна той же самой социальной нестабильности, которая была в это время и в России. Это не могло не наложить отпечаток на манеру постановки Титовой, избегающей ухода в фестивальность и без всяких прикрас изображающей жизнь в одном из крупных болгарских городов. Словно и не было пары последних десятков лет, потому что режиссура и сам подход к нарративу находятся на том же самом уровне, что и кино позднего СССР. Рассказ Тотевой несет в себе множество подробностей и характерных моментов, в фильме нет ни приукрашиваний, ни юмора, однако он заставляется сконцентрироваться вокруг судьбы главной героини (Валентина Каролева, сериал "Безжалостное солнце", "Такой же предатель, как и мы"), которая по закручивающей спирали опускается все ниже и ниже. Приглашение Каролевой в проект отнюдь не случайно, она - дочь Веселы Тотевой и ее раннее детство, проведенное с матерью-наркоманкой, оставило в ее психике глубокий след. Такая уникальная комбинация позволяет ленте Титовой приобрести дополнительную степень достоверности и стать ярко-выразительным призывом к борьбе со злом, калечащим и невинные судьбы, из-за этого "Доза счастья" приобретает еще и гражданское звучание, что делает ее местами даже слишком откровенной для художественного фильма. Тем не менее, постановка Титовой собирает в себе массу клише и стереотипных представлений персонажей, что сокращает дистанцию между реальной жизнью и вымыслом, но приобретает характер притчи, где перемешаны грех, вера, любовь и спасение. Поэтому "Доза счастья" вызывает интерес именно тем, что оказывается небанальным повествованием о том, как не потерять свет надежды даже тогда, когда уже все превращается в катастрофу и находится перед падением в необратимость.
Карусель первых кадров "Дозы счастья" Титовой стремится показать девушку-подростка Веселу (Валентина Каролева) бунтующей против школы, где она выразительно закатывает глаза от очередной двойки, и против семьи, где ее мать выходит замуж за мужчину-офицера, которого она не может принять. Это проводит героиню Каролевой к знакомству с длинноволосым Тони (Александар Алексеев, "Ничего себе каникулы!", "Форпост"), который кажется ей абсолютным нонкомформистом и парнем, которому можно полностью довериться. Ничего сверхъестественного Титова как режиссер и один из авторов сценария в экспозиции не предлагает: ранняя беременность, выход Веселы замуж, когда уже заметно округлился живот, ее секс с Тони, когда свободной рукой она качает колыбель с младенцем. Молодая мать выглядит счастливой, но в какой-то момент персонаж Алексеев начинает усиленно штудировать Библию и полностью меняется, срезает свои волосы, приобретает благообразный вид добропорядочного обывателя и становится настоящим агнцем, потому что начинает регулярно посещать церковь ибо уверовал. Это создает первую проблему для сценария Веселы Тотевой и адаптировавшей его Титовой, потому что вне всякого развития Тони оказывается вдруг совершенно иным человеком, а в отношениях между ним и Веселой пробегает заданная трещина. Когда герои Каролевой и Алексеева сидят рядом на церковной скамье во время проповеди, то они выглядят не как супруги, а как люди, лишенные всякой искры в отношениях, с совершенно разными ориентирами в жизни, не готовые идти ради веры и ради любви идти на какое-либо компромиссы. Показательно Титова отправляет протагонистку прочь из церкви и дает понять, что больше она жить так не собирается и в ее жизни вера в Бога кажется чем-то искусственным и ненастоящим. Поскольку Весела продолжает оставаться бунтаркой и думает, что в церкви Тони основательно промыли мозги, то разрыв пары неизбежен, кроме того, главная героиня против того, чтобы с ее дочерью Валей встречался излишне набожный отец. Существует еще одна проблема в первом акте ленты Титовой: прекрасно выглядящая в кадре Валентина Каролева, не выпускающая из рта сигарету, выглядит слишком зацикленной на себе и ничего из себя не представляющей. Школа не закончена, маленький ребенок на руках, однако темперамент толкает ее снова во вся тяжкие практически на раз, когда она устраивается на работу в бар официанткой и там знакомится с основательным "папиком" Иваном (Асен Блатечки), который берет ее на содержание и позволяет не работать.
То, что главная героиня "Дозы счастья" у Титовой стала принимать наркотики от скуки и за компанию, прорисовывается без всяких дополнительных сюжетных линий и позволяет дальше поставить движение рассказа на вполне предсказуемые рельсы низвержения личности. Актерская игра Валентины Каролевой дает множество штрихов к образу и заставляет поверить в то, что даже опустившаяся молодая девушка, которая умом осознает свою зависимость и не боится в этом признаться, достойна сострадания и выхода на путь реабилитации. Постановщице удается интерпретировать честность книги Тотевой и уйти от множества смысловых наслоений, иногда лента выглядит даже слишком прямолинейной, но такое развитие еще больше позволяет убрать из нарратива слишком стремящиеся к самокопанию детали и наполнить его искренностью и подлинностью. Сильвия Лулчева в образе матери главной героини воплощает родительское бессилие и не хочет себе признаться в том, что в какой-то момент она упустила воспитание Веселы и сделала из нее настоящую жертву для тех, кто торгует смертью. Старшая сестра Бистра (Лидия Инджова) в отличие от персонажа Каролевой оказывается слишком хорошо подготовленной к тому, чтобы вместе с ней противостоять прогрессирующей зависимости. Однако исполнительских красок здесь явно недостаточно, визуальный колорит создает камера Мартина Балканского и это уже подобно погружению в эпоху, в то самое безвременье, когда угасали надежды и время в жизни Веселы четко разделялось на до дозы и после нее. Режиссерская манера Яны Титовой передает солидный промежуток времени в жизни протагонистки как ситуацию, где ничего не происходит, ничего не меняется, и только растущая дочь Валя указывает на внешние изменения. Драматургия фильма избегает приемов, смешивающих нравоучительность с сентиментальностью, и сцена за сценой, эпизод за эпизодом стремится произвести впечатление на зрителей благодаря тому, что в реальности все могло выглядеть намного грубее и безысходнее. Даже любовная линия с юным Горо (Димитар Николов), с которым Весела готова делить один шприц на двоих и которому она клянется в вечной верности, отдает зловещим фатализмом, эксплуатирующим слабости людей. Оказывается, что в реальности принцип "захочу и соскочу" не становится возможностью для компромисса с веществами, начисто меняющими сознание и делающих их потребителей общественными и семейными мишенями.
Именно тема спасения для "Дозы счастья", а не внутренних переживаний и экзистенциальных путешествий, оказывается у Титовой центральной, она располагает к разговору, к обсуждению увиденного, но не продвигается дальше публицистической сказки и не перечисляет и миллионной доли тех, кто оказался навсегда пропавшим в героиновом забытье. Режиссер говорит в этом фильме об осознании своих зависимостей, о том, что для преодоления их пагубности может, очевидно, понадобиться много сил. Так случилось, что Веселу окружают не просто обитатели дна, у этих людей, подобно драгдилеру Милену (Цветан Алексиев) есть своя четкая псевдофилософия, которая позволяет тащить вниз всех не просто так, а с высоким оправданием. Разрабатывая такую сложную тему как наркомания, где крайне сложно найти новые интонации в представлении характеров и сюжетных арок, Яна Титова по-настоящему увлечена концептом, представляя аудитории не просто историю, она наделяет ее чертами миссии, где все не вызывает сомнений в плане подлинности и стремится провести за полтора часа по наиболее важным вехам жизненного пути Веселы. Эмоциональная вовлеченность становится одним из достоинств этого проекта, разговаривающего на трудную тему без юмора и не смягчая детали. Слезы, радость и боль в случае просмотра могут оказаться самыми вероятными составляющими, ощущение собственной безопасности может оказаться нарушенным из-за того, что в реализме материала, адаптированного Титовой и Тотевой нет моментов, придуманных для нагнетания зрительских чувств. Лента держит внимание и никуда его не отпускает в первую очередь благодаря деталям истории, благодаря тому, что режиссер не боится говорить на трудные темы с открытостью и без оглядок на то, что скажут другие по поводу жизни Веселы и ее пути в ту жизнь, где уже нет ломок, героина и тревожных состояний. Поэтому "Доза счастья" принадлежит к тем образцам независимого кино, где, кроме национального колорита, есть моменты, представляющие общечеловеческие тревоги о том, как человек может погружаться во тьму, и что никто на самом деле ни от чего не застрахован. Героиня Валентины Каролевой производит впечатление легкой цели, она благодаря героину погружается в свой воображаемый мир, совсем далекий от того, о котором мечтали ее родители. Тревожная лента Яны Титовой не только рассказывает о том, как нарушаются все планы, но и стремится рассказать о страхах и преодолении Веселой чувства вины перед собой и ее дочерью Валей. Фильм о том, как поверить, если вера в себя уже давно утрачена.
6
,9
2019, Драмы
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Первая полнометражная работа, биографическая драма "Доза счастья", болгарского режиссера и сценариста Яны Титовой стала одним из лидеров проката в родной Болгарии в конце прошлого года и успешно конкурировала с голливудскими блокбастерами в борьбе за сердца зрителей. Основой для жесткого линейного сценария, не изобилующего флэшбэками и лирическими отступлениями, стала книга "Падение и спасение" журналистки Веселы Тотевой, которая преодолела семилетнюю героиновую зависимость и нашла в себе силы для того, чтобы подняться самого дна жизни. Интересно то, что искренняя история Тотевой происходит в 90-е годы прошлого века, когда в Болгарии также рухнул коммунистический режим и когда страну захлестнула волна той же самой социальной нестабильности, которая была в это время и в России. Это не могло не наложить отпечаток на манеру постановки Титовой, избегающей ухода в фестивальность и без всяких прикрас изображающей жизнь в одном из крупных болгарских городов. Словно и не было пары последних десятков лет, потому что режиссура и сам подход к нарративу находятся на том же самом уровне, что и кино позднего СССР. Рассказ Тотевой несет в себе множество подробностей и характерных моментов, в фильме нет ни приукрашиваний, ни юмора, однако он заставляется сконцентрироваться вокруг судьбы главной героини (Валентина Каролева, сериал "Безжалостное солнце", "Такой же предатель, как и мы"), которая по закручивающей спирали опускается все ниже и ниже. Приглашение Каролевой в проект отнюдь не случайно, она - дочь Веселы Тотевой и ее раннее детство, проведенное с матерью-наркоманкой, оставило в ее психике глубокий след. Такая уникальная комбинация позволяет ленте Титовой приобрести дополнительную степень достоверности и стать ярко-выразительным призывом к борьбе со злом, калечащим и невинные судьбы, из-за этого "Доза счастья" приобретает еще и гражданское звучание, что делает ее местами даже слишком откровенной для художественного фильма. Тем не менее, постановка Титовой собирает в себе массу клише и стереотипных представлений персонажей, что сокращает дистанцию между реальной жизнью и вымыслом, но приобретает характер притчи, где перемешаны грех, вера, любовь и спасение. Поэтому "Доза счастья" вызывает интерес именно тем, что оказывается небанальным повествованием о том, как не потерять свет надежды даже тогда, когда уже все превращается в катастрофу и находится перед падением в необратимость. Карусель первых кадров "Дозы счастья" Титовой стремится показать девушку-подростка Веселу (Валентина Каролева) бунтующей против школы, где она выразительно закатывает глаза от очередной двойки, и против семьи, где ее мать выходит замуж за мужчину-офицера, которого она не может принять. Это проводит героиню Каролевой к знакомству с длинноволосым Тони (Александар Алексеев, "Ничего себе каникулы!", "Форпост"), который кажется ей абсолютным нонкомформистом и парнем, которому можно полностью довериться. Ничего сверхъестественного Титова как режиссер и один из авторов сценария в экспозиции не предлагает: ранняя беременность, выход Веселы замуж, когда уже заметно округлился живот, ее секс с Тони, когда свободной рукой она качает колыбель с младенцем. Молодая мать выглядит счастливой, но в какой-то момент персонаж Алексеев начинает усиленно штудировать Библию и полностью меняется, срезает свои волосы, приобретает благообразный вид добропорядочного обывателя и становится настоящим агнцем, потому что начинает регулярно посещать церковь ибо уверовал. Это создает первую проблему для сценария Веселы Тотевой и адаптировавшей его Титовой, потому что вне всякого развития Тони оказывается вдруг совершенно иным человеком, а в отношениях между ним и Веселой пробегает заданная трещина. Когда герои Каролевой и Алексеева сидят рядом на церковной скамье во время проповеди, то они выглядят не как супруги, а как люди, лишенные всякой искры в отношениях, с совершенно разными ориентирами в жизни, не готовые идти ради веры и ради любви идти на какое-либо компромиссы. Показательно Титова отправляет протагонистку прочь из церкви и дает понять, что больше она жить так не собирается и в ее жизни вера в Бога кажется чем-то искусственным и ненастоящим. Поскольку Весела продолжает оставаться бунтаркой и думает, что в церкви Тони основательно промыли мозги, то разрыв пары неизбежен, кроме того, главная героиня против того, чтобы с ее дочерью Валей встречался излишне набожный отец. Существует еще одна проблема в первом акте ленты Титовой: прекрасно выглядящая в кадре Валентина Каролева, не выпускающая из рта сигарету, выглядит слишком зацикленной на себе и ничего из себя не представляющей. Школа не закончена, маленький ребенок на руках, однако темперамент толкает ее снова во вся тяжкие практически на раз, когда она устраивается на работу в бар официанткой и там знакомится с основательным "папиком" Иваном (Асен Блатечки), который берет ее на содержание и позволяет не работать. То, что главная героиня "Дозы счастья" у Титовой стала принимать наркотики от скуки и за компанию, прорисовывается без всяких дополнительных сюжетных линий и позволяет дальше поставить движение рассказа на вполне предсказуемые рельсы низвержения личности. Актерская игра Валентины Каролевой дает множество штрихов к образу и заставляет поверить в то, что даже опустившаяся молодая девушка, которая умом осознает свою зависимость и не боится в этом признаться, достойна сострадания и выхода на путь реабилитации. Постановщице удается интерпретировать честность книги Тотевой и уйти от множества смысловых наслоений, иногда лента выглядит даже слишком прямолинейной, но такое развитие еще больше позволяет убрать из нарратива слишком стремящиеся к самокопанию детали и наполнить его искренностью и подлинностью. Сильвия Лулчева в образе матери главной героини воплощает родительское бессилие и не хочет себе признаться в том, что в какой-то момент она упустила воспитание Веселы и сделала из нее настоящую жертву для тех, кто торгует смертью. Старшая сестра Бистра (Лидия Инджова) в отличие от персонажа Каролевой оказывается слишком хорошо подготовленной к тому, чтобы вместе с ней противостоять прогрессирующей зависимости. Однако исполнительских красок здесь явно недостаточно, визуальный колорит создает камера Мартина Балканского и это уже подобно погружению в эпоху, в то самое безвременье, когда угасали надежды и время в жизни Веселы четко разделялось на до дозы и после нее. Режиссерская манера Яны Титовой передает солидный промежуток времени в жизни протагонистки как ситуацию, где ничего не происходит, ничего не меняется, и только растущая дочь Валя указывает на внешние изменения. Драматургия фильма избегает приемов, смешивающих нравоучительность с сентиментальностью, и сцена за сценой, эпизод за эпизодом стремится произвести впечатление на зрителей благодаря тому, что в реальности все могло выглядеть намного грубее и безысходнее. Даже любовная линия с юным Горо (Димитар Николов), с которым Весела готова делить один шприц на двоих и которому она клянется в вечной верности, отдает зловещим фатализмом, эксплуатирующим слабости людей. Оказывается, что в реальности принцип "захочу и соскочу" не становится возможностью для компромисса с веществами, начисто меняющими сознание и делающих их потребителей общественными и семейными мишенями. Именно тема спасения для "Дозы счастья", а не внутренних переживаний и экзистенциальных путешествий, оказывается у Титовой центральной, она располагает к разговору, к обсуждению увиденного, но не продвигается дальше публицистической сказки и не перечисляет и миллионной доли тех, кто оказался навсегда пропавшим в героиновом забытье. Режиссер говорит в этом фильме об осознании своих зависимостей, о том, что для преодоления их пагубности может, очевидно, понадобиться много сил. Так случилось, что Веселу окружают не просто обитатели дна, у этих людей, подобно драгдилеру Милену (Цветан Алексиев) есть своя четкая псевдофилософия, которая позволяет тащить вниз всех не просто так, а с высоким оправданием. Разрабатывая такую сложную тему как наркомания, где крайне сложно найти новые интонации в представлении характеров и сюжетных арок, Яна Титова по-настоящему увлечена концептом, представляя аудитории не просто историю, она наделяет ее чертами миссии, где все не вызывает сомнений в плане подлинности и стремится провести за полтора часа по наиболее важным вехам жизненного пути Веселы. Эмоциональная вовлеченность становится одним из достоинств этого проекта, разговаривающего на трудную тему без юмора и не смягчая детали. Слезы, радость и боль в случае просмотра могут оказаться самыми вероятными составляющими, ощущение собственной безопасности может оказаться нарушенным из-за того, что в реализме материала, адаптированного Титовой и Тотевой нет моментов, придуманных для нагнетания зрительских чувств. Лента держит внимание и никуда его не отпускает в первую очередь благодаря деталям истории, благодаря тому, что режиссер не боится говорить на трудные темы с открытостью и без оглядок на то, что скажут другие по поводу жизни Веселы и ее пути в ту жизнь, где уже нет ломок, героина и тревожных состояний. Поэтому "Доза счастья" принадлежит к тем образцам независимого кино, где, кроме национального колорита, есть моменты, представляющие общечеловеческие тревоги о том, как человек может погружаться во тьму, и что никто на самом деле ни от чего не застрахован. Героиня Валентины Каролевой производит впечатление легкой цели, она благодаря героину погружается в свой воображаемый мир, совсем далекий от того, о котором мечтали ее родители. Тревожная лента Яны Титовой не только рассказывает о том, как нарушаются все планы, но и стремится рассказать о страхах и преодолении Веселой чувства вины перед собой и ее дочерью Валей. Фильм о том, как поверить, если вера в себя уже давно утрачена.