Превосходная дебютная работа, драматический хоррор "Реликвия", австралийского режиссера и сценариста Натали Эрики Джеймс, рассказывающая о проблемах семейных отношений в доме, где присутствует зловещее сверхъестественное нечто, получила премьеру в январе этого года на фестивале независимого кино "Сандэнс". Из множества подобных жанровых проектов о домах с привидениями фильм Джеймс существенно выделяется тщательно проработанным концептом, который концентрируется вокруг высказывания постановщицы на тему того, насколько разобщены и обособлены оказываются поколения. В экранной истории, которую Джеймс написала совместно со сценаристом Кристианом Уайтом, содержится множество аллегорий, и разрушительная деменция, которой страдает бабуля Эдна (Робин Невин, сериал "Доктор, доктор", "Боги Египта"), распространяется подобно черной плесени не только на само физическое здание дома, но и на отношения с дочерью и внучкой. Для первой режиссерской полнометражной работы лента Джеймс исключительно хороша, она содержит в себе мрачную визуальную игру с тенями и светом, заставляет запутаться в лабиринтах большого особняка в австралийской глубинке и показывает, что генерирование особой авторской атмосферы с поскрипываниями, постукиваниями, соударениями и потрескиваниями способствует максимальному зрительскому погружению. Режиссеру важно рассказать о постоянном поселившемся страхе, который вызывает дрожь именно от той действительности, когда угасает самый родной человек и его разум превращается в темное пятно неизвестности. Вот тогда-то и начинают накладываться друг на друга пугающие видения из будущего на травмы прошлого, которые залегают на большой глубине. Примерно такой процесс и исследует постановщица, выстраивая пугающие образы на основе множеств разочарований, которые корректно проработаны в виде аллюзий. Джеймс движется по вполне продуманной траектории и показывает, что в ходе старения человеку важно сохранить, важно зацепиться за неизменность той реальности, где он находится и максимально сохранить статус кво. Что-то странное скребется в стенах, расползается чернота по штукатурке, вода проливается через край переполненной ванны. Так появляется прямой перифраз состояния объекта и сопоставления его с распадом мозга хозяйки. Поэтому "Реликвия" создает ощущение чего-то запретного, невозможности побега, фатального пребывания в хронотопе, когда ощущение жути начинает расползаться подобно мелким трещинкам на стекле и захватывать все больше и больше участков сознания.
Мерцающие рождественские огни, урна с прахом и витраж на входной двери дома в "Реликвии" Джонс как нельзя лучше подходят для прорисовки пролога, вода, вытекающая из полной ванны на втором этаже, начинает свое движение по ступеням лестницы. Потоп расширяется и вот уже нам показывают хозяйку дома восьмидесятилетнюю Эдну (Робин Невин) с ослепительно белыми седыми волосами, которая обнаженная стоит спиной к камере и смотрит в состоянии немого транса на украшенную и поблескивающую множеством огней елку. Постепенно вода доходит до ее босых ног. Героиня Невин старается повернуть голову, чувствуется, что на ее лице застыла маска немого ужаса от происходящего. Спустя некоторое время к дому Эдны, расположенному в лесах австралийского штата Виктория из Мельбурна выезжают ее дочь Кэй (Эмили Мортимер, "Проклятие "Мэри", "Мёд в голове") и внучка Сэм (Белла Хиткот, "Профессор Марстон и его Чудо-женщины", "Неоновый демон"). Они получают сообщение из полиции о том, что Эдна пропала и ее уже не видели несколько дней соседи. Характер Робин Невин страдает от провалов в памяти и у нее прогрессирует деменция, но, тем не менее, она продолжает жить одна и даже время от времени управляет автомобилем. Когда Сэм и Кэй появляются на пороге когда-то ухоженного дома, то им никто не открывает и они самостоятельно проникают туда, где уже, кажется, остановилось время, где на каждом шагу попадаются оплавленные свечи, где засохшие фрукты в вазе напоминают больше подготовленный натюрморт, чем аппетитную еду. Проникновение героинь Мортимер и Хиткот можно рассматривать также и как вторжение в семейную историю, для них практически неизвестную, основательно подзабытую и вообще малопонятную. Прочесывание леса вместе с полицейскими не дает никаких результатов, в разговоре с полицейским инспектором в участке Кэй не может точно вспомнить, когда она последний раз разговаривала с матерью по телефону, она очень много работает и это было несколько недель назад. Расплывчатость и дезориентированность могут служить в качестве главных описаний первого акта ленты Джонс. Приехавшие Кэй и Сэм осматривают захламленный дом подобно тому, как осматривают музей, заполненный экспонатами без надписей, сваленными как попало, без всякой системы, и лишь записки-подсказки с указаниями Эдны своему погружающемуся во мрак разуму показывают, что в этом кажущемся хаосе есть своя логика и свои тайные тропы. Эдна появляется в доме точно так же внезапно, как и исчезла, Кэй видит ее на кухне буквально на следующее утро. На все вопросы пожилая женщина отвечает расплывчато и абсолютно не хочет рассказывать о том, где она была и почему ее так долго не было дома. У персонажа Невин все в порядке со здоровьем, ее не беспокоит физическое состояние и у нее есть ответы для простой проверки ее психики медсестрой. Главное условие, которому должны следовать Сэм и Кэй - Эдна не должна в течение нескольких дней оставаться в одиночестве.
Было бы странно судить смысловом содержании "Реликвии" Натали Эрики Джеймс только по смысловым полям, касающимся взаимоотношений в трех женских поколениях одной семьи. Постановщица намекает и рассказывает, почему в какое-то моменты Кэй стала отдаляться от матери, с которой у нее существовали (и продолжают существовать на протяжении почти всего фильма) напряжения в отношениях. Проработанное до мельчайших деталей выступление Робин Невин показывает, что Эдне крайне затруднительно примиряться со своим возрастом, с собственной дряхлостью и немощностью, она понимает, что физически и эмоционально не может полностью владеть ситуацией как раньше и подчинять своей воле дочь и внучку. Характер Невин при помощи множества нюансов оказывается на грани между жизнью и смертью, Она между двумя мирами и знает о самой локации, где она прожила всю свою жизнь намного больше тех, кто приехал к ней с неожиданным визитом. Через видения Кэй, Джонс транслируются намеки на прошлое этого строения и историю поколений их семьи. Построенный заново дом унаследовал кроме двери с витражом от прежнего хозяина, помешанного прадеда, тот нездоровый дух места, которое оказывается намного сильнее своих хозяев и постепенно, шаг за шагом и стук за стуком начинает наполнять ежедневной токсичностью их жизнь. Поскольку по сюжету Джонс и Уайта самая старшая героиня является еще и вдовой, то это начинает очень многое объяснять в построении экранных арок и способов поведения в кадре Эдны, Кэй и Сэм. Персонаж Невин транслирует напуганность и уязвимость всем происходящим, благодаря этому у нее начинают возникать мысли о том, действительно ли к ней приехали те самые дочь и внучка и нет ли какой-то фикции в их присутствии. Традиционного пробуждения родственных чувств на протяжении практически всего хронометража ленты Джонс так и не происходит, это больше напоминает домашнее вторжение. Конечно, можно обвинить во всем испорченный вдовий характер Эдны, забытой всеми и оставленной доживать в пространстве, которое играет против нее в свою продуманную игру, что проявляется у героини Невин во внезапной агрессии и враждебности без всяких намеков и предупреждений. Режиссерский почерк Джонс пристрастно концентрируется вокруг создания жути, ей не так интересны страхи, однако наряду с "Реинкарнацией" Ари Астера фильм оказывается в тренде современных фильмов ужасов, где на первый план вынесены скелеты из шкафа семейных отношений.
Семейное трио в "Реликвии" Джонс пытается найти баланс между последними моментами ясности разума, провалами в памяти и постоянными колебаниями персонажа Робин Невин. Внутренняя хрупкость Мортимер, играющей недолюбленного ребенка, который постоянно зависит от состояний своей матери очень многое объясняет и показывает, что у Кэй нет никакого желания обременять себя хлопотами о той, кто подарил ей жизнь. В нескольких сценах режиссер показывает как на Эдну периодически накатывают волны здравомыслия и умственной ясности, она дарит Сэм памятное семейное кольцо, ту самую реликвию, чтобы потом спустя небольшой промежуток времени начать его яростно срывать с пальца девушки. По части изображения ужасов тела и запутанности локации можно отметить отличный производственный дизайн Стивена Джонса-Эванса ("Отель Мумбаи: Противостояние", "Дыхание"), который не злоупотребляет созданием обстановки для масштабных бу-эффектов или джампскейров, а предпочитает концентрироваться на прогрессирующем в сторону распада физическом состоянии Эдны и проектирует отель "Оверлук" в австралийской миниатюре. Звуковой сопровождение Брайана Райцелла ("Черное зеркало: Брандашмыг") также работает на общую идею и с параноидальной назойливостью кухонного крана, из которого методично, капля за каплей, проливается вода, вносит свою лепту в общее зрительское беспокойство. Общее состояние концепта ленты весьма неоднозначно и где-то даже с проблесками феминизма представляющего происходящее захватывает своим общим состоянием общего нездоровья и надвигающейся смерти. Старость в трактовке постановщицы более всего похожа на итог хронической болезни под названием "жизнь", парадоксально, но Джонс также рассматривает ее как некую заразу, которая может передаваться, например, от матери к дочери. Поэтому "Реликвия" предпочитает скрываться за целым частоколом аллегорий и метафор, предлагая свою трактовку разрастающихся с годами травм, которые возникают в отношениях между людьми, разделенными возрастом. Даже финальная сцена, показывающая наконец-то единство всех троих, кричит о том, что для преодоления разрыва нужны только экстремальные обстоятельства.
4
,1
2020, Ужасы
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Превосходная дебютная работа, драматический хоррор "Реликвия", австралийского режиссера и сценариста Натали Эрики Джеймс, рассказывающая о проблемах семейных отношений в доме, где присутствует зловещее сверхъестественное нечто, получила премьеру в январе этого года на фестивале независимого кино "Сандэнс". Из множества подобных жанровых проектов о домах с привидениями фильм Джеймс существенно выделяется тщательно проработанным концептом, который концентрируется вокруг высказывания постановщицы на тему того, насколько разобщены и обособлены оказываются поколения. В экранной истории, которую Джеймс написала совместно со сценаристом Кристианом Уайтом, содержится множество аллегорий, и разрушительная деменция, которой страдает бабуля Эдна (Робин Невин, сериал "Доктор, доктор", "Боги Египта"), распространяется подобно черной плесени не только на само физическое здание дома, но и на отношения с дочерью и внучкой. Для первой режиссерской полнометражной работы лента Джеймс исключительно хороша, она содержит в себе мрачную визуальную игру с тенями и светом, заставляет запутаться в лабиринтах большого особняка в австралийской глубинке и показывает, что генерирование особой авторской атмосферы с поскрипываниями, постукиваниями, соударениями и потрескиваниями способствует максимальному зрительскому погружению. Режиссеру важно рассказать о постоянном поселившемся страхе, который вызывает дрожь именно от той действительности, когда угасает самый родной человек и его разум превращается в темное пятно неизвестности. Вот тогда-то и начинают накладываться друг на друга пугающие видения из будущего на травмы прошлого, которые залегают на большой глубине. Примерно такой процесс и исследует постановщица, выстраивая пугающие образы на основе множеств разочарований, которые корректно проработаны в виде аллюзий. Джеймс движется по вполне продуманной траектории и показывает, что в ходе старения человеку важно сохранить, важно зацепиться за неизменность той реальности, где он находится и максимально сохранить статус кво. Что-то странное скребется в стенах, расползается чернота по штукатурке, вода проливается через край переполненной ванны. Так появляется прямой перифраз состояния объекта и сопоставления его с распадом мозга хозяйки. Поэтому "Реликвия" создает ощущение чего-то запретного, невозможности побега, фатального пребывания в хронотопе, когда ощущение жути начинает расползаться подобно мелким трещинкам на стекле и захватывать все больше и больше участков сознания. Мерцающие рождественские огни, урна с прахом и витраж на входной двери дома в "Реликвии" Джонс как нельзя лучше подходят для прорисовки пролога, вода, вытекающая из полной ванны на втором этаже, начинает свое движение по ступеням лестницы. Потоп расширяется и вот уже нам показывают хозяйку дома восьмидесятилетнюю Эдну (Робин Невин) с ослепительно белыми седыми волосами, которая обнаженная стоит спиной к камере и смотрит в состоянии немого транса на украшенную и поблескивающую множеством огней елку. Постепенно вода доходит до ее босых ног. Героиня Невин старается повернуть голову, чувствуется, что на ее лице застыла маска немого ужаса от происходящего. Спустя некоторое время к дому Эдны, расположенному в лесах австралийского штата Виктория из Мельбурна выезжают ее дочь Кэй (Эмили Мортимер, "Проклятие "Мэри", "Мёд в голове") и внучка Сэм (Белла Хиткот, "Профессор Марстон и его Чудо-женщины", "Неоновый демон"). Они получают сообщение из полиции о том, что Эдна пропала и ее уже не видели несколько дней соседи. Характер Робин Невин страдает от провалов в памяти и у нее прогрессирует деменция, но, тем не менее, она продолжает жить одна и даже время от времени управляет автомобилем. Когда Сэм и Кэй появляются на пороге когда-то ухоженного дома, то им никто не открывает и они самостоятельно проникают туда, где уже, кажется, остановилось время, где на каждом шагу попадаются оплавленные свечи, где засохшие фрукты в вазе напоминают больше подготовленный натюрморт, чем аппетитную еду. Проникновение героинь Мортимер и Хиткот можно рассматривать также и как вторжение в семейную историю, для них практически неизвестную, основательно подзабытую и вообще малопонятную. Прочесывание леса вместе с полицейскими не дает никаких результатов, в разговоре с полицейским инспектором в участке Кэй не может точно вспомнить, когда она последний раз разговаривала с матерью по телефону, она очень много работает и это было несколько недель назад. Расплывчатость и дезориентированность могут служить в качестве главных описаний первого акта ленты Джонс. Приехавшие Кэй и Сэм осматривают захламленный дом подобно тому, как осматривают музей, заполненный экспонатами без надписей, сваленными как попало, без всякой системы, и лишь записки-подсказки с указаниями Эдны своему погружающемуся во мрак разуму показывают, что в этом кажущемся хаосе есть своя логика и свои тайные тропы. Эдна появляется в доме точно так же внезапно, как и исчезла, Кэй видит ее на кухне буквально на следующее утро. На все вопросы пожилая женщина отвечает расплывчато и абсолютно не хочет рассказывать о том, где она была и почему ее так долго не было дома. У персонажа Невин все в порядке со здоровьем, ее не беспокоит физическое состояние и у нее есть ответы для простой проверки ее психики медсестрой. Главное условие, которому должны следовать Сэм и Кэй - Эдна не должна в течение нескольких дней оставаться в одиночестве. Было бы странно судить смысловом содержании "Реликвии" Натали Эрики Джеймс только по смысловым полям, касающимся взаимоотношений в трех женских поколениях одной семьи. Постановщица намекает и рассказывает, почему в какое-то моменты Кэй стала отдаляться от матери, с которой у нее существовали (и продолжают существовать на протяжении почти всего фильма) напряжения в отношениях. Проработанное до мельчайших деталей выступление Робин Невин показывает, что Эдне крайне затруднительно примиряться со своим возрастом, с собственной дряхлостью и немощностью, она понимает, что физически и эмоционально не может полностью владеть ситуацией как раньше и подчинять своей воле дочь и внучку. Характер Невин при помощи множества нюансов оказывается на грани между жизнью и смертью, Она между двумя мирами и знает о самой локации, где она прожила всю свою жизнь намного больше тех, кто приехал к ней с неожиданным визитом. Через видения Кэй, Джонс транслируются намеки на прошлое этого строения и историю поколений их семьи. Построенный заново дом унаследовал кроме двери с витражом от прежнего хозяина, помешанного прадеда, тот нездоровый дух места, которое оказывается намного сильнее своих хозяев и постепенно, шаг за шагом и стук за стуком начинает наполнять ежедневной токсичностью их жизнь. Поскольку по сюжету Джонс и Уайта самая старшая героиня является еще и вдовой, то это начинает очень многое объяснять в построении экранных арок и способов поведения в кадре Эдны, Кэй и Сэм. Персонаж Невин транслирует напуганность и уязвимость всем происходящим, благодаря этому у нее начинают возникать мысли о том, действительно ли к ней приехали те самые дочь и внучка и нет ли какой-то фикции в их присутствии. Традиционного пробуждения родственных чувств на протяжении практически всего хронометража ленты Джонс так и не происходит, это больше напоминает домашнее вторжение. Конечно, можно обвинить во всем испорченный вдовий характер Эдны, забытой всеми и оставленной доживать в пространстве, которое играет против нее в свою продуманную игру, что проявляется у героини Невин во внезапной агрессии и враждебности без всяких намеков и предупреждений. Режиссерский почерк Джонс пристрастно концентрируется вокруг создания жути, ей не так интересны страхи, однако наряду с "Реинкарнацией" Ари Астера фильм оказывается в тренде современных фильмов ужасов, где на первый план вынесены скелеты из шкафа семейных отношений. Семейное трио в "Реликвии" Джонс пытается найти баланс между последними моментами ясности разума, провалами в памяти и постоянными колебаниями персонажа Робин Невин. Внутренняя хрупкость Мортимер, играющей недолюбленного ребенка, который постоянно зависит от состояний своей матери очень многое объясняет и показывает, что у Кэй нет никакого желания обременять себя хлопотами о той, кто подарил ей жизнь. В нескольких сценах режиссер показывает как на Эдну периодически накатывают волны здравомыслия и умственной ясности, она дарит Сэм памятное семейное кольцо, ту самую реликвию, чтобы потом спустя небольшой промежуток времени начать его яростно срывать с пальца девушки. По части изображения ужасов тела и запутанности локации можно отметить отличный производственный дизайн Стивена Джонса-Эванса ("Отель Мумбаи: Противостояние", "Дыхание"), который не злоупотребляет созданием обстановки для масштабных бу-эффектов или джампскейров, а предпочитает концентрироваться на прогрессирующем в сторону распада физическом состоянии Эдны и проектирует отель "Оверлук" в австралийской миниатюре. Звуковой сопровождение Брайана Райцелла ("Черное зеркало: Брандашмыг") также работает на общую идею и с параноидальной назойливостью кухонного крана, из которого методично, капля за каплей, проливается вода, вносит свою лепту в общее зрительское беспокойство. Общее состояние концепта ленты весьма неоднозначно и где-то даже с проблесками феминизма представляющего происходящее захватывает своим общим состоянием общего нездоровья и надвигающейся смерти. Старость в трактовке постановщицы более всего похожа на итог хронической болезни под названием "жизнь", парадоксально, но Джонс также рассматривает ее как некую заразу, которая может передаваться, например, от матери к дочери. Поэтому "Реликвия" предпочитает скрываться за целым частоколом аллегорий и метафор, предлагая свою трактовку разрастающихся с годами травм, которые возникают в отношениях между людьми, разделенными возрастом. Даже финальная сцена, показывающая наконец-то единство всех троих, кричит о том, что для преодоления разрыва нужны только экстремальные обстоятельства.