Второй фильм "Оперативная съемка" режиссера Малика Бута ("Имперские мечты"), снятый на стыке между полицейской драмой и традиционным хоррором еще в 2018 году, получил в мае этого года после премьерных показов своеобразный кумулятивный эффект. После убийства Джейкоба Блэка и появления движения #BlackLivesMatter лента Бута, в основе сюжета которой заложено раскрытие убийства темнокожего подростка, проект получил дополнительное количество внимания не только в США, но и за пределами этой страны. Очевидно, что постановщик вряд ли претендует на роль провидца, но добавление острой темы и элементов сверхъестественного к вполне клишированной картине о работе полицейских резонирует и приобретает еще один статус социального комментария без намеков на конъюнктуру. Фильм Бута появился в нужное время и в нужном месте как представитель культурного фона Америки и создал диалог между острой реальностью и фильмом ужасов. Подобные совпадения уже были в истории кино, так "Ночь живых мертвецов" Джорджа А. Ромеро, вышедшая на экраны в 1968 году, была показана дистрибьюторам в тот вечер, когда мир узнал об убийстве Мартина Лютера Кинга. В фильме Ромеро также был убит темнокожий герой, и такая случайность принесла во многом фильму известность в то время. Бут, как постановщик, вряд ли получит порцию оглушительного внимания, тем не менее, он вполне вписывается в общий тренд хорроров об афроамериканцах, начало которому положил фильм "Прочь" Джордана Пила и в котором существует открытый взгляд на расовые проблемы. Мало того, в прошлом году режиссер Ксавье Баргин выпустил документальную работу "Хоррор-нуар: История чёрного хоррора", в которой он открыто говорит о появлении нового поджанра. В этой связи фильм Бута, где присутствует возмездие, не до конца рациональное и раскалывающее очередные иллюзии относительно вежливых и уравновешенных американских копов, поставляет иррациональный и местами пугающий фильм с точным и внятным планированием сюжета. Экранная история от сценаристов Ричмонда Риделя ("Учебная стрельба", "Игра без правил") и Николаса МакКарти ("Дом", "Пакт") головоломно закручивается и делает акцент на моментах современной морали при помощи недоброжелательных призраков на экране, посттравматического синдрома главной героини (Мэри Джей Блайдж, сериал "Академия "Амбрелла", "Ферма "Мадбаунд") и поисков справедливости с опорой на мистику и перерождение. Поэтому "Оперативная съемка" оказывается проектом, где вторжение сверхъестественного на городскую территорию позволяет творить истинное правосудие и устанавливать непредвзятые и некоррумпированные закон и порядок.
Не кажется странным, что "Оперативная съемка" Бута начинается именно с демонстрации вечерних теленовостей в закусочной вымышленного города Суинтона в Луизиане. В очередной раз в Лос-Анджелесе начались уличные протесты, когда стало известно, что оправдан полицейский, который убил безоружного афроамериканца. Когда на пороге заведения из проливного дождя вырастает патрульный полицейский Кевин Гэннинг (Йен Касселберри, "Шафт", "Багровая мята"), то хозяева отказываются ему продавать кофе, наливают бесплатно колу и открыто говорят, что ему здесь не рады. Герой Касселберри ничем не отличается от своих сослуживцев, такой же средний американец с семейными ценностями. На одном из перекрестков под проливным дождем Кевин обращает внимание на фургон без номеров, который начинает немедленно преследовать с целью остановки и проверки документов. После выхода из патрульной машины характер Касселберри немедленно включает видеорегистратор и направляется к кабине фургона. После настойчивого стука в стекло и последовавших за ним прямых угроз от Кевина начинает в сцене начинает расти напряжение, однако дверь все-таки открывается и из фургона выходит женщина, лицо которой скрывает капюшон. Патрульный начинает закипать, его терпение вот-вот лопнет, он готов стрелять, далее неведомая сила подбрасывает Кевина в воздух и раздается крик... После такой экспозиции постановщик переходит к представлению главной героини Рене Ломито-Смит (Мэри Джей Блайдж), женщины средних лет, рассматривающей дома рисунки своего малолетнего сына, который утонул в бассейне несколько дней назад. Рене является офицером полиции, от горя и скорби она сходит с ума, ее некоторое время отстранили от прохождения службы, потому что во время очередного рейда ей были превышены служебные полномочия. Персонаж Блайдж - сильная женщина и отличный профессионал, но и у нее могут сдавать нервы, однако ей нужна эта работа, и от шефа она получает назначение для несения ночной патрульной службы в паре с новичком Дэнни Холлэджем (Нат Вулф, "Бог грома", "Всегда верен"). Первоначальные неловкость и напряжение в паре копов начинают снижаться практически сразу же во время дежурства, когда Ломито замечает одинокого темнокожего малыша, играющего ночью посередине дороги при свете фонарей. Действия полицейских подвергаются обструкции со стороны местных темнокожих жителей, и в первую очередь это из-за того, что Рене также является афроамериканкой, а значит стремится к сотрудничеству с властью. С криками и угрозами инцидент оказывается исчерпан, ребенка отводят домой, а Дэнни и Рене получают сообщение от диспетчера о том, что автомобиль Гэннинга перестал выходить на связь. Прибыв на место, они обнаруживают пустой "линкольн" и начинают искать пропавшего Кевина.
Основной интонацией "Оперативной съемки" Малика Бута становится преподнесение аудитории уроков о том, что представляет из себя американское общество, для этого настойчиво проводится мысль о том, что прошлое может вернуться и может помочь разобраться со своими давними обидчиками. И совершенно не важно, что они служат в полиции и призваны охранять граждан. Жестокость, вседозволенность и беспринципность американских копов делаются основой для экранного порицания, но под колесами ужасного фургона, которым управляет Таниша Бранц (Аника Нони Роуз, сериал "И повсюду тлеют пожары", "Нация убийц") могут оказаться те, чья репутация не запятнана. Поскольку Рене, как и героиня Роуз, также потеряла по сюжету ребенка, то постановщик показывает, как справляются со своим горем две абсолютно разные женщины, причем Таниша приобретает в этом случае огромную темную силу, благодаря которой начинает по ночам разыскивать тех, кто убил ее талантливого глухонемого сына. Размещая действие ленты в большинстве сцен в ночных локациях постановщик без всякого труда создает напряжение и начинает прокачивать через зрителей флуктуативные страхи, когда нездоровая атмосфера многократно усиливается и заставляет концентрироваться на очередной мистической резне и множеству подсказок. Впечатляющая операторская работа Педро Луке (сериалы "Страшные сказки: Город ангелов" и "Болотная тварь") постоянно держит зрителей в курсе событий и добавляет большую часть нерва проекту в целом. Желание Рене найти Танишу, загадку которой она разгадала практически сразу же, наталкивается на вполне преодолеваемые препятствия, великолепная интуиция протагонистки сочетается с ее хладнокровным профессионализмом. Появление сверхъестественных сил, помогающих персонажу Роуз, заставляет главную героиню постоянно переступать через тонкую голубую линию в поисках истины и совершать массу страшного противоправного. Вторжение в давно закрытый и заброшенный дом Таниши с целью поиска улик, похищение телефона у убитого во время перестрелки супермаркете и кажущаяся общая психическая нестабильность характера Блайдж. В режиссерском представлении есть полицейские, которые преданы делу и самоотверженно выполняют свою работу, а также есть и такие копы, которые постоянно попадают в новостные выпуски из-за того, что подводят психика или эмоциональная терпимость. Хорошие и плохие, они требуют общественной оценки, нуждаются в доверии и благодаря Буту являются отнюдь не суперлюдьми, а могут страдать и проваливаться в депрессию.
Общая установка "Оперативной съемки" с ориентиром на развлекательность при условии появления некоторых деталей социального комментирования у Малика Бута больше работает тогда, когда нужно действительно напугать зрителя и показать ему изнанку американской жизни. Постановщику удивительным образом удается снимать тесноту небольших помещений, населять их тенями и призраками, когда в воздухе начинают витать реальные страхи при просмотре, то подспудное ощущение b-movie начинает переключаться на восхищение мастерством постановки отдельных сцен. Работа Бута вырабатывает достаточно искр, чтобы разжечь настоящее пламя саспенса в третьем акте. Режиссерское желание пройти по извилистой линии хоррора и драмы сводится к перекрестному движению внутри стереотипов: темнокожая женщина в главной роли, расовая напряженность, использование тематики, пришедшей из актуальных новостей и отсутствие больших амбиций по части производства спецэффектов. В этом есть один важный момент - полицейский с пистолетом на грани собственного рассудка перестает отличаться от сверхъестественного призрака и поставляет зрителям еще больше беспокойства. Амбиции Бута в фильме достаточно велики, потому что подобная схема, в которой ведутся расследования, связанные со сверхъестественным, и к которой с разной степенью аккуратности вливается еще и актуальная общественная тематика могли бы стать основой для нескольких частей полнометражных фильмов ужасов, вскрывающих для зрителей проблемы цветного населения Америки. Однако постановщику лучше удается работа с мрачной атмосферой хоррора, убийства несчастных выглядят особенно жестокими, такой натурализм лишает проект излишней театральности и позволяет реализовывать более сложный концепт, где по сценарной традиции матери, потерявшие детей, становятся мстительницами с неустойчивой психикой. Поэтому "Оперативная съемка" стремится сломать формы и создать жанровый симбиоз, несмотря на всю обобщенность и умеренную фантастичность истории паранормальные события ведут к хорошо продуманному финалу, который показывает, что умение устоять перед любыми испытаниями у Рени находится уже где-то на уровне подсознания.
6
,3
2020, США, Триллеры
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Второй фильм "Оперативная съемка" режиссера Малика Бута ("Имперские мечты"), снятый на стыке между полицейской драмой и традиционным хоррором еще в 2018 году, получил в мае этого года после премьерных показов своеобразный кумулятивный эффект. После убийства Джейкоба Блэка и появления движения #BlackLivesMatter лента Бута, в основе сюжета которой заложено раскрытие убийства темнокожего подростка, проект получил дополнительное количество внимания не только в США, но и за пределами этой страны. Очевидно, что постановщик вряд ли претендует на роль провидца, но добавление острой темы и элементов сверхъестественного к вполне клишированной картине о работе полицейских резонирует и приобретает еще один статус социального комментария без намеков на конъюнктуру. Фильм Бута появился в нужное время и в нужном месте как представитель культурного фона Америки и создал диалог между острой реальностью и фильмом ужасов. Подобные совпадения уже были в истории кино, так "Ночь живых мертвецов" Джорджа А. Ромеро, вышедшая на экраны в 1968 году, была показана дистрибьюторам в тот вечер, когда мир узнал об убийстве Мартина Лютера Кинга. В фильме Ромеро также был убит темнокожий герой, и такая случайность принесла во многом фильму известность в то время. Бут, как постановщик, вряд ли получит порцию оглушительного внимания, тем не менее, он вполне вписывается в общий тренд хорроров об афроамериканцах, начало которому положил фильм "Прочь" Джордана Пила и в котором существует открытый взгляд на расовые проблемы. Мало того, в прошлом году режиссер Ксавье Баргин выпустил документальную работу "Хоррор-нуар: История чёрного хоррора", в которой он открыто говорит о появлении нового поджанра. В этой связи фильм Бута, где присутствует возмездие, не до конца рациональное и раскалывающее очередные иллюзии относительно вежливых и уравновешенных американских копов, поставляет иррациональный и местами пугающий фильм с точным и внятным планированием сюжета. Экранная история от сценаристов Ричмонда Риделя ("Учебная стрельба", "Игра без правил") и Николаса МакКарти ("Дом", "Пакт") головоломно закручивается и делает акцент на моментах современной морали при помощи недоброжелательных призраков на экране, посттравматического синдрома главной героини (Мэри Джей Блайдж, сериал "Академия "Амбрелла", "Ферма "Мадбаунд") и поисков справедливости с опорой на мистику и перерождение. Поэтому "Оперативная съемка" оказывается проектом, где вторжение сверхъестественного на городскую территорию позволяет творить истинное правосудие и устанавливать непредвзятые и некоррумпированные закон и порядок. Не кажется странным, что "Оперативная съемка" Бута начинается именно с демонстрации вечерних теленовостей в закусочной вымышленного города Суинтона в Луизиане. В очередной раз в Лос-Анджелесе начались уличные протесты, когда стало известно, что оправдан полицейский, который убил безоружного афроамериканца. Когда на пороге заведения из проливного дождя вырастает патрульный полицейский Кевин Гэннинг (Йен Касселберри, "Шафт", "Багровая мята"), то хозяева отказываются ему продавать кофе, наливают бесплатно колу и открыто говорят, что ему здесь не рады. Герой Касселберри ничем не отличается от своих сослуживцев, такой же средний американец с семейными ценностями. На одном из перекрестков под проливным дождем Кевин обращает внимание на фургон без номеров, который начинает немедленно преследовать с целью остановки и проверки документов. После выхода из патрульной машины характер Касселберри немедленно включает видеорегистратор и направляется к кабине фургона. После настойчивого стука в стекло и последовавших за ним прямых угроз от Кевина начинает в сцене начинает расти напряжение, однако дверь все-таки открывается и из фургона выходит женщина, лицо которой скрывает капюшон. Патрульный начинает закипать, его терпение вот-вот лопнет, он готов стрелять, далее неведомая сила подбрасывает Кевина в воздух и раздается крик... После такой экспозиции постановщик переходит к представлению главной героини Рене Ломито-Смит (Мэри Джей Блайдж), женщины средних лет, рассматривающей дома рисунки своего малолетнего сына, который утонул в бассейне несколько дней назад. Рене является офицером полиции, от горя и скорби она сходит с ума, ее некоторое время отстранили от прохождения службы, потому что во время очередного рейда ей были превышены служебные полномочия. Персонаж Блайдж - сильная женщина и отличный профессионал, но и у нее могут сдавать нервы, однако ей нужна эта работа, и от шефа она получает назначение для несения ночной патрульной службы в паре с новичком Дэнни Холлэджем (Нат Вулф, "Бог грома", "Всегда верен"). Первоначальные неловкость и напряжение в паре копов начинают снижаться практически сразу же во время дежурства, когда Ломито замечает одинокого темнокожего малыша, играющего ночью посередине дороги при свете фонарей. Действия полицейских подвергаются обструкции со стороны местных темнокожих жителей, и в первую очередь это из-за того, что Рене также является афроамериканкой, а значит стремится к сотрудничеству с властью. С криками и угрозами инцидент оказывается исчерпан, ребенка отводят домой, а Дэнни и Рене получают сообщение от диспетчера о том, что автомобиль Гэннинга перестал выходить на связь. Прибыв на место, они обнаруживают пустой "линкольн" и начинают искать пропавшего Кевина. Основной интонацией "Оперативной съемки" Малика Бута становится преподнесение аудитории уроков о том, что представляет из себя американское общество, для этого настойчиво проводится мысль о том, что прошлое может вернуться и может помочь разобраться со своими давними обидчиками. И совершенно не важно, что они служат в полиции и призваны охранять граждан. Жестокость, вседозволенность и беспринципность американских копов делаются основой для экранного порицания, но под колесами ужасного фургона, которым управляет Таниша Бранц (Аника Нони Роуз, сериал "И повсюду тлеют пожары", "Нация убийц") могут оказаться те, чья репутация не запятнана. Поскольку Рене, как и героиня Роуз, также потеряла по сюжету ребенка, то постановщик показывает, как справляются со своим горем две абсолютно разные женщины, причем Таниша приобретает в этом случае огромную темную силу, благодаря которой начинает по ночам разыскивать тех, кто убил ее талантливого глухонемого сына. Размещая действие ленты в большинстве сцен в ночных локациях постановщик без всякого труда создает напряжение и начинает прокачивать через зрителей флуктуативные страхи, когда нездоровая атмосфера многократно усиливается и заставляет концентрироваться на очередной мистической резне и множеству подсказок. Впечатляющая операторская работа Педро Луке (сериалы "Страшные сказки: Город ангелов" и "Болотная тварь") постоянно держит зрителей в курсе событий и добавляет большую часть нерва проекту в целом. Желание Рене найти Танишу, загадку которой она разгадала практически сразу же, наталкивается на вполне преодолеваемые препятствия, великолепная интуиция протагонистки сочетается с ее хладнокровным профессионализмом. Появление сверхъестественных сил, помогающих персонажу Роуз, заставляет главную героиню постоянно переступать через тонкую голубую линию в поисках истины и совершать массу страшного противоправного. Вторжение в давно закрытый и заброшенный дом Таниши с целью поиска улик, похищение телефона у убитого во время перестрелки супермаркете и кажущаяся общая психическая нестабильность характера Блайдж. В режиссерском представлении есть полицейские, которые преданы делу и самоотверженно выполняют свою работу, а также есть и такие копы, которые постоянно попадают в новостные выпуски из-за того, что подводят психика или эмоциональная терпимость. Хорошие и плохие, они требуют общественной оценки, нуждаются в доверии и благодаря Буту являются отнюдь не суперлюдьми, а могут страдать и проваливаться в депрессию. Общая установка "Оперативной съемки" с ориентиром на развлекательность при условии появления некоторых деталей социального комментирования у Малика Бута больше работает тогда, когда нужно действительно напугать зрителя и показать ему изнанку американской жизни. Постановщику удивительным образом удается снимать тесноту небольших помещений, населять их тенями и призраками, когда в воздухе начинают витать реальные страхи при просмотре, то подспудное ощущение b-movie начинает переключаться на восхищение мастерством постановки отдельных сцен. Работа Бута вырабатывает достаточно искр, чтобы разжечь настоящее пламя саспенса в третьем акте. Режиссерское желание пройти по извилистой линии хоррора и драмы сводится к перекрестному движению внутри стереотипов: темнокожая женщина в главной роли, расовая напряженность, использование тематики, пришедшей из актуальных новостей и отсутствие больших амбиций по части производства спецэффектов. В этом есть один важный момент - полицейский с пистолетом на грани собственного рассудка перестает отличаться от сверхъестественного призрака и поставляет зрителям еще больше беспокойства. Амбиции Бута в фильме достаточно велики, потому что подобная схема, в которой ведутся расследования, связанные со сверхъестественным, и к которой с разной степенью аккуратности вливается еще и актуальная общественная тематика могли бы стать основой для нескольких частей полнометражных фильмов ужасов, вскрывающих для зрителей проблемы цветного населения Америки. Однако постановщику лучше удается работа с мрачной атмосферой хоррора, убийства несчастных выглядят особенно жестокими, такой натурализм лишает проект излишней театральности и позволяет реализовывать более сложный концепт, где по сценарной традиции матери, потерявшие детей, становятся мстительницами с неустойчивой психикой. Поэтому "Оперативная съемка" стремится сломать формы и создать жанровый симбиоз, несмотря на всю обобщенность и умеренную фантастичность истории паранормальные события ведут к хорошо продуманному финалу, который показывает, что умение устоять перед любыми испытаниями у Рени находится уже где-то на уровне подсознания.