Комедийная драма "Дед, привет!" финского режиссера и сценариста Тийны Люми ("Последняя минута") раскрывает сложности связей между поколениями внутри одной семьи и во многом опирается на национальный юмор. В отличие от проекта "Вторая жизнь Уве" шведа Ханнеса Холма, появившегося тремя годами ранее и имеющего сходный концепт, фильм Люми проще, безыскуснее и лишен фестивальных амбиций. Тем не менее, эта работа остается от начала до конца искренней и реализующей представления автора о том, что отчаяние от потери близкого человека - это лучший повод начинать мастерить себе гроб и планировать дату смерти. Постановщица делает акценты на очень важных для нынешнего мира вещах и, кроме трудностей взаимопонимания между родными людьми и права на второй шанс в преклонном возрасте, говорит о прощении, о том, насколько важно научиться принимать собственных детей такими, какие они есть, не отказывая им в праве на индивидуальность и не творя из них прямые копии самих себя. Лента Люми по-хорошему комфортна и предсказуема, сценарий, адаптированный из романа "Финляндия Старого ворчуна: 100 обычных лет" Томаса Кирё, стремится к простой драме и легким комическим откровениям. Например, 17-летняя главная героиня (Сату Туули Карху, "Рай Марии", сериал "Карппи") пытается научиться управлять машиной, оказавшись впервые на водительском месте и стремясь уйти от преследования. По большей части Люми стремится затронуть эмоциональные струны и срезонировать на сердце зрителей. В некоторых моментах лента начинает напоминать продукцию канала Hallmark и показывает семейную жизнь как то лучшее, что вообще может существовать в этом мире. Тщательная проработка характеров и сочетание повествовательных клише с продуманностью образов протагонистов позволяют неспешному ритму фильма рассказать обо всем так, что в некоторых местах у наиболее чувствительных зрителей смогут навернуться на глазах слезинки. Глобализацию и стремление финнов к поиску теплых мест в международных корпорациях Люми подает на уровне соучастия в предательстве Финляндии и всего того, что с ней связано. На родине и булочки вкуснее, чем в Брюсселе, на родине можно быть собой и не бояться, что не оценят корпоративные боссы, и, наконец, только в стране тысячи озер можно заново открыть для себя родного дедушку и подружиться с ним. Поэтому "Дед, привет!" в первую очередь рассказывает о том, как в почти прочитанной книге жизни овдовевшего финского пенсионера может появиться новая интригующая по местным меркам глава, а уже потом заставит насладиться комедийным мастерством Хейкки Киннунена ("Лиекса!"), который стремится быть типичным финном, не поющим, не танцующим и не веселящимся.
Открывающая "Дед, привет!" Люми сцена показывает трагедию обычного деревенского старика по прозвищу "Ворчун" (Хейкки Киннунен), его жена, с которой он прожил вместе без малого шесть десятков лет, умерла в больнице от старости и страдала деменцией. Молча, без слез и показных эмоций, главный герой прощается, собирает в картонный ящик все памятные вещи покойной и некоторое время держит в руках обычную фарфоровую чашку, вспоминая прожитую вместе жизнь. В этом финском герое нет ничего примечательного, пожалуй, кроме того, что он ходит в меховой ушанке летом и ездит на первой модели Ford Escort из начала 70-х. Тийна Люми очень просто и точно показывает закрытость и нелюдимость протагониста, которого снимают по большей части со спины. Ворчуну не нужны ни сочувствие, ни соболезнования со стороны медсестер, он хочет умереть, мир, который еще недавно давал надежду, захлопнулся и ничего не остается, как подобрать подходящие доски в сарае, снять мерки и практично начать мастерить самому себе гроб. Еще важно отдать весь запас картофеля своему соседу, такому же одинокому старому волку Колехмайнену (Сулеви Пелтола), с которым можно иногда поговорить по душам и который взял циркулярную пилу и никак не может вернуть. Сильный и еще крепкий старик, Ворчун оказывается некоторое время спустя уязвлен на поминках, когда он роняет тарелку с кусочком торта от волнения, но никто не бросается ему на помощь. Прощальные слова о своей жене он произносит вымученно и кажется, что он с удовольствием бы разучился говорить навсегда и замкнулся в себе. Вместе с женой Ворчун воспитал двоих сыновей. Один из них, Пекка (Яни Воланен, "Собаки не носят штанов", сериал "Пули"), оказался бунтарем и в 16 лет сбежал из родительского дома навсегда. Виной тому был жесткий диктат отца, на которого герой Воланена с годами стал очень похож не только внешне, но и по поведению. Сделав карьеру еврочиновника в Брюсселе, Пекка с пренебрежением относится к Финляндии и всему финскому, вместе со своей женой Катри (Элина Книхтиля, "По ту сторону надежды") он представляет собой пример человека, который стыдится своей национальности и от этого его все раздражает с самого прибытия. София (Сату Туули Карху), дочь Пекки и Катри, поступившая в престижный американский Принстон, заставляет гордиться собой родителей и является девушкой, с трудом понимающей, где находятся ее корни, потому что родительский космополитизм приносит свои результаты в ее воспитание.
Очевидной удачей у Тийны Люми в "Дед, привет!" оказывается актерский состав, в котором Хейкки Киннунен, давно не снимавшийся в полнометражных проектах, играет свою роль без пафоса, но именно с той жаждой комедии, когда каждое действие и каждое слово эксцентричного старика заставляют улыбнуться. Парадоксально, но только после первого часа экранного времени в страницах энциклопедии из финской жизни появляются ожидаемые лучи надежды, давящие на сентиментальность и показывающие Ворчуна по-человечески очень близким. Пенсионер, девизом которого могли стать слова "Не могу молчать!", неудобный в общении, в меру деспотичный и ортодоксальный, оказывается тем еще ухарем, когда узнает о беременности внучки и ее побеге с важного бизнес-семинара в Хельсинки. Характер Киннунена, потерявший с уходом жены ощущение жизни, ее цвет и смысл, оказывается способен раскрыть свои лучшие качества, готов начать учиться заново и понимает, что совершенно не хочет тишины в своем доме. Конфликт между молодым и старым отсутствует, но Люми к этому и не стремится, ей намного интереснее показать динамику трансформаций душевных ландшафтов Ворчуна, при помощи многочисленных флэшбэков стремящегося быть полезным и от этого совершающего те поступки, о которых он даже не мог подумать в своей прошлой жизни. Очевидно, что старик был когда-то мастером наносить психотравмы родным детям, иначе бы Пекка никогда не бы не ушел и начал подыскивать отцу место в доме престарелых сразу после поминок. Дети, не видевшие и не чувствовавшие отцовской любви, были ближе к матери, у которой находилось место в душе для нежных чувств, несмотря на суровую жизнь и тяжелый быт. Именно поэтому Ворчуну современная жизнь кажется слишком простой и легкой, но персонаж Яни Воланена уже спланировал будущую жизнь для Софии и всякое отклонение представляет для него катастрофу. Интересно, что столь необходимой опоры на национальное, на особенности финского юмора в фильме не так уж и много, Тийна Люми предпочитает универсальность и находит шутки там, где они и должны быть: в отношениях между отцом и сыновьями, в отношениях между Пеккой и Катри и, конечно же, в брезгливом отношении характера Воланена ко всему финскому и провинциальному.
Желание персонажей услышать самих себя и голос здравого смысла в "Дед, привет!" оказывается у Люми столь велико, что лента в конечном счете открывает раз за разом необходимые секреты, сохраняет динамичный сюжет и рисует Финляндию с парадного входа без погружений в реализм. Хейкки Киннунен представляет своего героя не без пародии, в его делах и немногословности и есть то самое рациональное зерно фильма, благодаря которому появляется эмпатия к этому нелюдимому и в меру странному старикану. Новое не всегда является лучшим, а старое не всегда синоним плохого, Тийна Люми показывает, что нельзя терять национальные идентичность и культуру, нельзя терять свое лицо. Благодаря разработанному персонажу Ворчуна наглядно становится ясно, что совсем не обязательно быть идеальным, важно оставаться человеком, сыном своей страны. Постановщица постоянно обращается к тому, что только посреди финской природы, посреди лесов, рек и озер разворачивается финская душа и достигает покоя и равновесия. Драматическая история картины соответствует теме, но оказывается условной и персонаж Ворчуна достоин все-таки немного большего. Непосредственный характер противостояния персонажей и их спонтанность маскируют недостаточно хорошо проработанные экранные арки, и оттого родители Софии кажутся слишком карикатурно-американизированными, а сама девушка открывает для себя целый мир там, где ее никто не ждал, в самом неожиданном месте. Поэтому "Дед, привет!" рассказывает о тех болевых точках, с которыми каждый из нас сталкивался в реальной жизни, два абсолютно разных на первый взгляд человека становятся близки и находят много общего, находят то самое тепло, которого зачастую так не хватает в повседневности. Режиссерский опыт Тийны Люми позволяет ей представить настоящее зрительское кино, без стремления к открытию новых горизонтов, но с важными разговорами о важности семьи, предоставлении личного пространства и принятия друг друга. Искренность и человечность становятся главными составляющими это ленты.
8
,0
2018, Комедии
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Комедийная драма "Дед, привет!" финского режиссера и сценариста Тийны Люми ("Последняя минута") раскрывает сложности связей между поколениями внутри одной семьи и во многом опирается на национальный юмор. В отличие от проекта "Вторая жизнь Уве" шведа Ханнеса Холма, появившегося тремя годами ранее и имеющего сходный концепт, фильм Люми проще, безыскуснее и лишен фестивальных амбиций. Тем не менее, эта работа остается от начала до конца искренней и реализующей представления автора о том, что отчаяние от потери близкого человека - это лучший повод начинать мастерить себе гроб и планировать дату смерти. Постановщица делает акценты на очень важных для нынешнего мира вещах и, кроме трудностей взаимопонимания между родными людьми и права на второй шанс в преклонном возрасте, говорит о прощении, о том, насколько важно научиться принимать собственных детей такими, какие они есть, не отказывая им в праве на индивидуальность и не творя из них прямые копии самих себя. Лента Люми по-хорошему комфортна и предсказуема, сценарий, адаптированный из романа "Финляндия Старого ворчуна: 100 обычных лет" Томаса Кирё, стремится к простой драме и легким комическим откровениям. Например, 17-летняя главная героиня (Сату Туули Карху, "Рай Марии", сериал "Карппи") пытается научиться управлять машиной, оказавшись впервые на водительском месте и стремясь уйти от преследования. По большей части Люми стремится затронуть эмоциональные струны и срезонировать на сердце зрителей. В некоторых моментах лента начинает напоминать продукцию канала Hallmark и показывает семейную жизнь как то лучшее, что вообще может существовать в этом мире. Тщательная проработка характеров и сочетание повествовательных клише с продуманностью образов протагонистов позволяют неспешному ритму фильма рассказать обо всем так, что в некоторых местах у наиболее чувствительных зрителей смогут навернуться на глазах слезинки. Глобализацию и стремление финнов к поиску теплых мест в международных корпорациях Люми подает на уровне соучастия в предательстве Финляндии и всего того, что с ней связано. На родине и булочки вкуснее, чем в Брюсселе, на родине можно быть собой и не бояться, что не оценят корпоративные боссы, и, наконец, только в стране тысячи озер можно заново открыть для себя родного дедушку и подружиться с ним. Поэтому "Дед, привет!" в первую очередь рассказывает о том, как в почти прочитанной книге жизни овдовевшего финского пенсионера может появиться новая интригующая по местным меркам глава, а уже потом заставит насладиться комедийным мастерством Хейкки Киннунена ("Лиекса!"), который стремится быть типичным финном, не поющим, не танцующим и не веселящимся. Открывающая "Дед, привет!" Люми сцена показывает трагедию обычного деревенского старика по прозвищу "Ворчун" (Хейкки Киннунен), его жена, с которой он прожил вместе без малого шесть десятков лет, умерла в больнице от старости и страдала деменцией. Молча, без слез и показных эмоций, главный герой прощается, собирает в картонный ящик все памятные вещи покойной и некоторое время держит в руках обычную фарфоровую чашку, вспоминая прожитую вместе жизнь. В этом финском герое нет ничего примечательного, пожалуй, кроме того, что он ходит в меховой ушанке летом и ездит на первой модели Ford Escort из начала 70-х. Тийна Люми очень просто и точно показывает закрытость и нелюдимость протагониста, которого снимают по большей части со спины. Ворчуну не нужны ни сочувствие, ни соболезнования со стороны медсестер, он хочет умереть, мир, который еще недавно давал надежду, захлопнулся и ничего не остается, как подобрать подходящие доски в сарае, снять мерки и практично начать мастерить самому себе гроб. Еще важно отдать весь запас картофеля своему соседу, такому же одинокому старому волку Колехмайнену (Сулеви Пелтола), с которым можно иногда поговорить по душам и который взял циркулярную пилу и никак не может вернуть. Сильный и еще крепкий старик, Ворчун оказывается некоторое время спустя уязвлен на поминках, когда он роняет тарелку с кусочком торта от волнения, но никто не бросается ему на помощь. Прощальные слова о своей жене он произносит вымученно и кажется, что он с удовольствием бы разучился говорить навсегда и замкнулся в себе. Вместе с женой Ворчун воспитал двоих сыновей. Один из них, Пекка (Яни Воланен, "Собаки не носят штанов", сериал "Пули"), оказался бунтарем и в 16 лет сбежал из родительского дома навсегда. Виной тому был жесткий диктат отца, на которого герой Воланена с годами стал очень похож не только внешне, но и по поведению. Сделав карьеру еврочиновника в Брюсселе, Пекка с пренебрежением относится к Финляндии и всему финскому, вместе со своей женой Катри (Элина Книхтиля, "По ту сторону надежды") он представляет собой пример человека, который стыдится своей национальности и от этого его все раздражает с самого прибытия. София (Сату Туули Карху), дочь Пекки и Катри, поступившая в престижный американский Принстон, заставляет гордиться собой родителей и является девушкой, с трудом понимающей, где находятся ее корни, потому что родительский космополитизм приносит свои результаты в ее воспитание. Очевидной удачей у Тийны Люми в "Дед, привет!" оказывается актерский состав, в котором Хейкки Киннунен, давно не снимавшийся в полнометражных проектах, играет свою роль без пафоса, но именно с той жаждой комедии, когда каждое действие и каждое слово эксцентричного старика заставляют улыбнуться. Парадоксально, но только после первого часа экранного времени в страницах энциклопедии из финской жизни появляются ожидаемые лучи надежды, давящие на сентиментальность и показывающие Ворчуна по-человечески очень близким. Пенсионер, девизом которого могли стать слова "Не могу молчать!", неудобный в общении, в меру деспотичный и ортодоксальный, оказывается тем еще ухарем, когда узнает о беременности внучки и ее побеге с важного бизнес-семинара в Хельсинки. Характер Киннунена, потерявший с уходом жены ощущение жизни, ее цвет и смысл, оказывается способен раскрыть свои лучшие качества, готов начать учиться заново и понимает, что совершенно не хочет тишины в своем доме. Конфликт между молодым и старым отсутствует, но Люми к этому и не стремится, ей намного интереснее показать динамику трансформаций душевных ландшафтов Ворчуна, при помощи многочисленных флэшбэков стремящегося быть полезным и от этого совершающего те поступки, о которых он даже не мог подумать в своей прошлой жизни. Очевидно, что старик был когда-то мастером наносить психотравмы родным детям, иначе бы Пекка никогда не бы не ушел и начал подыскивать отцу место в доме престарелых сразу после поминок. Дети, не видевшие и не чувствовавшие отцовской любви, были ближе к матери, у которой находилось место в душе для нежных чувств, несмотря на суровую жизнь и тяжелый быт. Именно поэтому Ворчуну современная жизнь кажется слишком простой и легкой, но персонаж Яни Воланена уже спланировал будущую жизнь для Софии и всякое отклонение представляет для него катастрофу. Интересно, что столь необходимой опоры на национальное, на особенности финского юмора в фильме не так уж и много, Тийна Люми предпочитает универсальность и находит шутки там, где они и должны быть: в отношениях между отцом и сыновьями, в отношениях между Пеккой и Катри и, конечно же, в брезгливом отношении характера Воланена ко всему финскому и провинциальному. Желание персонажей услышать самих себя и голос здравого смысла в "Дед, привет!" оказывается у Люми столь велико, что лента в конечном счете открывает раз за разом необходимые секреты, сохраняет динамичный сюжет и рисует Финляндию с парадного входа без погружений в реализм. Хейкки Киннунен представляет своего героя не без пародии, в его делах и немногословности и есть то самое рациональное зерно фильма, благодаря которому появляется эмпатия к этому нелюдимому и в меру странному старикану. Новое не всегда является лучшим, а старое не всегда синоним плохого, Тийна Люми показывает, что нельзя терять национальные идентичность и культуру, нельзя терять свое лицо. Благодаря разработанному персонажу Ворчуна наглядно становится ясно, что совсем не обязательно быть идеальным, важно оставаться человеком, сыном своей страны. Постановщица постоянно обращается к тому, что только посреди финской природы, посреди лесов, рек и озер разворачивается финская душа и достигает покоя и равновесия. Драматическая история картины соответствует теме, но оказывается условной и персонаж Ворчуна достоин все-таки немного большего. Непосредственный характер противостояния персонажей и их спонтанность маскируют недостаточно хорошо проработанные экранные арки, и оттого родители Софии кажутся слишком карикатурно-американизированными, а сама девушка открывает для себя целый мир там, где ее никто не ждал, в самом неожиданном месте. Поэтому "Дед, привет!" рассказывает о тех болевых точках, с которыми каждый из нас сталкивался в реальной жизни, два абсолютно разных на первый взгляд человека становятся близки и находят много общего, находят то самое тепло, которого зачастую так не хватает в повседневности. Режиссерский опыт Тийны Люми позволяет ей представить настоящее зрительское кино, без стремления к открытию новых горизонтов, но с важными разговорами о важности семьи, предоставлении личного пространства и принятия друг друга. Искренность и человечность становятся главными составляющими это ленты.