Новая работа "Мексиканская стена" режиссера и сценариста Захари Котлера ("Виды под угрозой исчезновения"), представленная впервые на американском фестивале "На юг через юго-запад" весной прошлого года, сочетает в себе черты притчи и провокации. Режиссура Котлера в соавторстве с Магдаленой Жижак густо приправлена медленно тлеющим сюрреализмом на тему изоляции и высокомерия. В сочетании со странностями в духе Дэвида Линча лента достигает удивительного эффекта примерно к своей середине, когда погружение в экранный материал приобретает настоящие признаки необратимости. Следует отдать должное фантазии постановщиков, которые размещают в центре ленты обеспеченную мексиканскую семью, обладающую собственным фамильным мифом. Водяная легенда о колодце и воде в нем будоражит сознание обычных американских реднеков, искренне верящих в ее магическую силу, и позволяет Котлеру и Жижак запустить настоящую интригу после серии недомолвок, туманных взглядов и намеков первого акта. Америка времен президента Трампа и идея строительства стены на границе с Мексикой хорошо считываются в качестве идеи, вдохновившей сюжет, однако экранная история Котлера содержит в себе намного больше, чем быть просто откликом на весьма злободневную для Штатов и всего остального мира тему ксенофобии. Обладание живительной влагой делает владельцев поместья не совсем обычными обладателями капиталов, вода из колодца по многочисленным наблюдениям завистников со стороны становится для них символом успеха и вечной молодости. Никому не интересны причины, почему все именно так, всех интересуют следствия и возможность пить прозрачную жидкость всем без исключения. Современная политика становится для Котлера и Жижак в большей степени способом для формулировки визуальных метафор, надолго остающихся в памяти благодаря своей циничной парадоксальности. Не нужно ни в коем случае думать, что режиссеры принимают чью-то позицию и начинают отстаивать взгляды жителей Америки или становиться на сторону обделенных мексиканцев. Ничего такого в ленте нет, но это не мешает даже в самых важных для фильма сценах Котлеру и Жижак показывать, что мир, жаждущий чуда, очень часто оказывается к нему не готов и его недостоин. Поэтому "Мексиканская стена" собирает в себе не столько издевательские забавы над американскими простолюдинами, сколько странный триллер-трип в психоделических декорациях, где порядок в отношениях устанавливается странным образом.
Фраза о том, что действие "Мексиканской стены" будет разворачиваться где-то на юго-западе Соединенных Штатов, открывающая фильм Котлера и Жижак, позволяет сориентироваться локационно и понять, что вблизи одного из неназванных городков в Калифорнии находится обширное поместье "Мексика". Семья Ариста на протяжении нескольких поколений владеет этими землями, создав своеобразный микроанклав внутри США со своими порядками и традициями. В первой же сцене постановщики стремятся подчеркнуть это, когда показывают неоновую гламурную вечеринку на территории поместья, где много секса и наркотиков. Однако не следует думать, что далее все пойдет по пути порочного декаданса, разъедающего клан изнутри. Сестры Ариста, Таня (Марисоль Сакраменто, "Город лжи", сериал "Покажите мне героя") и Химена (Кармела Сумбадо, сериалы "Ты" и "Волшебники"), получили хорошее образование и могут рассуждать на глубокие интеллектуальные темы, но они откровенно скучают, коротая время у бортика бассейна в поместье и проводя вычурные фотосессии друг для друга. Когда в имении появляется Дон Тэйлор (Джексон Рэтбоун, "Не отвечай", "Самсон"), молодой работник, то глава семейства Ариста Генри (Эсай Моралес, "Суперфлай", "Арестант no name") поручает ему в том числе и охрану артезианского колодца, вода из которого обладает какими-то особыми волшебными свойствами и служит для его владельцев одним из источников дохода. В сценарии Котлера находится место для еще одного персонажа, пожилого работника Майкла Рэнда (Ксандер Беркли, "Темная гавань", "Гордая Мэри"), задержавшегося здесь на три десятка лет по воле обстоятельств и благодаря хорошей оплате. Вместе с Доном он рассуждает о высокомерии хозяев, которые так и не запомнили его имя и напоминает человека, получающего свои тайные дивиденды от проживания в поместье Ариста. Герметичный мир от Котлера и Жижак выглядит в достаточной степени интригующим и постоянно указывающим характеру Рэтбоуна на то, что он будет сталкиваться постоянно с некоторым количеством сюрпризов в виде сексуальных оргий, употребления кокаина и выяснения тайн относительно воды из колодца. Мир, в котором оказался Дон, умеет хранить секреты, гордится своей свежестью и молодостью, совсем не стесняясь сюрреализма. Тем не менее, протагонист, оказавшийся поблизости от невоздержанности, излишеств и гедонизма, должен раскрыть страшный заговор и выяснить, кто из местных ворует чудодейственную воду из колодца и уже опустошил его до критической отметки.
Благие намерения, которые двигали создателями "Мексиканской стены", позволяют Захари Котлеру и Магдалене Жижак дать зрителям представление об особенностях политического климата в Америке. Рассказывая об особенностях классового доминирования и проявлениях расизма, постановщики изобретательно инвертируют ситуацию и делают латиноамериканцев носителями истин о власти, когда показывают, как семья Ариста может противостоять бедному белому большинству и защищать свою территорию. В сценарии Котлера образованный и утонченный Генри далек от клишированного образа мексиканского наркобарона, сделавшего состояние на торговле белым порошком. В этой роли Эсай Моралес выглядит человеком, исполненным достоинства, носителем морали, который дорожит преданными людьми ближнего круга и совсем не намерен развязывать темпераментные перестрелки с попутавшими берега горожанами во время протеста. Джексон Рэтбоун мастерски воплощает все недоумение от происходящего, мир, в который он попал, с одной стороны, кричит при помощи Тани и Химены о вырождении и разложении, а с другой - оказывается настоящей ловушкой для простодушного парня, не слишком образованного, но очень старающегося стать полезным своим для всех из семейства Ариста. Дон хочет найти похитителей воды, помочь в постройке заградительной стены и с дробовиком в руках встать против разъяренной толпы, в большей степени этот персонаж напоминает верного пса для своих хозяев, которые в какой-то момент начинают открыто насмехаться над его неотесанностью. Построение стен и создание границ всегда связано с тем, чтобы отгородиться от чего-то лишнего и ясно обозначить право на собственность, однако у Котлера и Жижак сохранение воды в колодце приобретает черты особого свойства. Генри и его супруга Моника (Алекс Менесес, сериалы "Почему женщины убивают" и "Теленовелла") обеспокоены не столько тем, что вода в колодце начала иссякать, сколько неблагодарностью окружающих, пригретый и обласканный Майкл ведет настоящую двойную жизнь, обыватели бунтуют и требуют влаги, а принятый несколько месяцев назад Дон из любопытства совершает вопиюще дерзкий поступок. Постановщики воздерживаются от разделения характеров на жертв и злодеев и в большей степени еще раз концентрируются на мысли о развращающем действии власти и денег. Обширный словарный запас героинь Сакраменто и Сумбадо и их вечеринки без тормозов находятся в противоречии и еще больше подчеркивают пропасть скуки для тех, кто всегда может позволить себе практически все. В лучших экзистенциальных традициях Дон становится посторонним в мире семьи Ариста, с трудом понимая диалоги сестер и действия их отца. То, что по определению является для характера Рэтбоуна американской мечтой, в кульминации и последующем финале терпит изящный и в меру саркастичный крах.
Социальный комментарий "Мексиканской стены" Котлера и Жижак оказывается местами слишком запутанным и аллегоричным, тем не менее, такой способ изложения нарратива вызывает симпатию. Режиссеры открывают несколько иной, менее прямолинейный взгляд на американскую политику, на проблемы иммиграции и расизма при помощи тонких диалогов и намеренно малодинамичного сценария. Операторская работа Лина Монкрифа (сериал "Навстречу тьме", "Обитель страха") фиксирует все нюансы жизни в этом вымышленном мире и позволяет визуальной части ленты существенно опережать ее идейное содержание. Мир поместья Ариста красив, в нем живут только прекрасные ухоженные люди, а исполняющий также и обязанности садовника Дон ухаживает за многочисленными плантациями цветов. Пустеющий колодец у Котлера и Жижак оказывается во многом сродни пустым душам Тани и Химены, которые стремятся поиграть в арт-проекты, познать механический секс с ничего не понимающим Доном и блеснуть заученными фразами, с трудом попадающими в контекст. Не случайно число стервятников, кружащих над поместьем Ариста, постоянно увеличивается по ходу развития медитативного сюжета, а месяцы, проведенные героем Рэтбоуна среди всего этого, еще больше характеризуют остановившееся время. Режиссеры не опускаются до обычной расшифровки неловкого момента в отношениях между США и Мексикой, а стараются выдать полноценную параллельную интерпретацию в миниатюре. Эксперимент можно признать удачным и авторам удается сохранить интерес к оригинальному финалу на протяжении всего фильма. Отражая общество, постановщики выхолащивают детали и позволяют зрителям провести собственные параллели между тем, что они видят в новостях и тем, что существует в сугубо художественном воплощении. Поэтому "Мексиканская стена" стремится к максимальной синхронизации с настоящим, его смыслами и переживаниями, однако Захари Котлер и Магдалена Жижак с хорошим чувством стиля показывают универсальную отстраненность происходящего и намекают, что подобная история может произойти, где угодно. Границы неравенства поддерживают те, кому это неравенство важно и никакая живая вода не сможет погасить жар в противостоянии хозяев и тех, кто им прислуживает.
4
,6
2019, США, Драмы
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новая работа "Мексиканская стена" режиссера и сценариста Захари Котлера ("Виды под угрозой исчезновения"), представленная впервые на американском фестивале "На юг через юго-запад" весной прошлого года, сочетает в себе черты притчи и провокации. Режиссура Котлера в соавторстве с Магдаленой Жижак густо приправлена медленно тлеющим сюрреализмом на тему изоляции и высокомерия. В сочетании со странностями в духе Дэвида Линча лента достигает удивительного эффекта примерно к своей середине, когда погружение в экранный материал приобретает настоящие признаки необратимости. Следует отдать должное фантазии постановщиков, которые размещают в центре ленты обеспеченную мексиканскую семью, обладающую собственным фамильным мифом. Водяная легенда о колодце и воде в нем будоражит сознание обычных американских реднеков, искренне верящих в ее магическую силу, и позволяет Котлеру и Жижак запустить настоящую интригу после серии недомолвок, туманных взглядов и намеков первого акта. Америка времен президента Трампа и идея строительства стены на границе с Мексикой хорошо считываются в качестве идеи, вдохновившей сюжет, однако экранная история Котлера содержит в себе намного больше, чем быть просто откликом на весьма злободневную для Штатов и всего остального мира тему ксенофобии. Обладание живительной влагой делает владельцев поместья не совсем обычными обладателями капиталов, вода из колодца по многочисленным наблюдениям завистников со стороны становится для них символом успеха и вечной молодости. Никому не интересны причины, почему все именно так, всех интересуют следствия и возможность пить прозрачную жидкость всем без исключения. Современная политика становится для Котлера и Жижак в большей степени способом для формулировки визуальных метафор, надолго остающихся в памяти благодаря своей циничной парадоксальности. Не нужно ни в коем случае думать, что режиссеры принимают чью-то позицию и начинают отстаивать взгляды жителей Америки или становиться на сторону обделенных мексиканцев. Ничего такого в ленте нет, но это не мешает даже в самых важных для фильма сценах Котлеру и Жижак показывать, что мир, жаждущий чуда, очень часто оказывается к нему не готов и его недостоин. Поэтому "Мексиканская стена" собирает в себе не столько издевательские забавы над американскими простолюдинами, сколько странный триллер-трип в психоделических декорациях, где порядок в отношениях устанавливается странным образом. Фраза о том, что действие "Мексиканской стены" будет разворачиваться где-то на юго-западе Соединенных Штатов, открывающая фильм Котлера и Жижак, позволяет сориентироваться локационно и понять, что вблизи одного из неназванных городков в Калифорнии находится обширное поместье "Мексика". Семья Ариста на протяжении нескольких поколений владеет этими землями, создав своеобразный микроанклав внутри США со своими порядками и традициями. В первой же сцене постановщики стремятся подчеркнуть это, когда показывают неоновую гламурную вечеринку на территории поместья, где много секса и наркотиков. Однако не следует думать, что далее все пойдет по пути порочного декаданса, разъедающего клан изнутри. Сестры Ариста, Таня (Марисоль Сакраменто, "Город лжи", сериал "Покажите мне героя") и Химена (Кармела Сумбадо, сериалы "Ты" и "Волшебники"), получили хорошее образование и могут рассуждать на глубокие интеллектуальные темы, но они откровенно скучают, коротая время у бортика бассейна в поместье и проводя вычурные фотосессии друг для друга. Когда в имении появляется Дон Тэйлор (Джексон Рэтбоун, "Не отвечай", "Самсон"), молодой работник, то глава семейства Ариста Генри (Эсай Моралес, "Суперфлай", "Арестант no name") поручает ему в том числе и охрану артезианского колодца, вода из которого обладает какими-то особыми волшебными свойствами и служит для его владельцев одним из источников дохода. В сценарии Котлера находится место для еще одного персонажа, пожилого работника Майкла Рэнда (Ксандер Беркли, "Темная гавань", "Гордая Мэри"), задержавшегося здесь на три десятка лет по воле обстоятельств и благодаря хорошей оплате. Вместе с Доном он рассуждает о высокомерии хозяев, которые так и не запомнили его имя и напоминает человека, получающего свои тайные дивиденды от проживания в поместье Ариста. Герметичный мир от Котлера и Жижак выглядит в достаточной степени интригующим и постоянно указывающим характеру Рэтбоуна на то, что он будет сталкиваться постоянно с некоторым количеством сюрпризов в виде сексуальных оргий, употребления кокаина и выяснения тайн относительно воды из колодца. Мир, в котором оказался Дон, умеет хранить секреты, гордится своей свежестью и молодостью, совсем не стесняясь сюрреализма. Тем не менее, протагонист, оказавшийся поблизости от невоздержанности, излишеств и гедонизма, должен раскрыть страшный заговор и выяснить, кто из местных ворует чудодейственную воду из колодца и уже опустошил его до критической отметки. Благие намерения, которые двигали создателями "Мексиканской стены", позволяют Захари Котлеру и Магдалене Жижак дать зрителям представление об особенностях политического климата в Америке. Рассказывая об особенностях классового доминирования и проявлениях расизма, постановщики изобретательно инвертируют ситуацию и делают латиноамериканцев носителями истин о власти, когда показывают, как семья Ариста может противостоять бедному белому большинству и защищать свою территорию. В сценарии Котлера образованный и утонченный Генри далек от клишированного образа мексиканского наркобарона, сделавшего состояние на торговле белым порошком. В этой роли Эсай Моралес выглядит человеком, исполненным достоинства, носителем морали, который дорожит преданными людьми ближнего круга и совсем не намерен развязывать темпераментные перестрелки с попутавшими берега горожанами во время протеста. Джексон Рэтбоун мастерски воплощает все недоумение от происходящего, мир, в который он попал, с одной стороны, кричит при помощи Тани и Химены о вырождении и разложении, а с другой - оказывается настоящей ловушкой для простодушного парня, не слишком образованного, но очень старающегося стать полезным своим для всех из семейства Ариста. Дон хочет найти похитителей воды, помочь в постройке заградительной стены и с дробовиком в руках встать против разъяренной толпы, в большей степени этот персонаж напоминает верного пса для своих хозяев, которые в какой-то момент начинают открыто насмехаться над его неотесанностью. Построение стен и создание границ всегда связано с тем, чтобы отгородиться от чего-то лишнего и ясно обозначить право на собственность, однако у Котлера и Жижак сохранение воды в колодце приобретает черты особого свойства. Генри и его супруга Моника (Алекс Менесес, сериалы "Почему женщины убивают" и "Теленовелла") обеспокоены не столько тем, что вода в колодце начала иссякать, сколько неблагодарностью окружающих, пригретый и обласканный Майкл ведет настоящую двойную жизнь, обыватели бунтуют и требуют влаги, а принятый несколько месяцев назад Дон из любопытства совершает вопиюще дерзкий поступок. Постановщики воздерживаются от разделения характеров на жертв и злодеев и в большей степени еще раз концентрируются на мысли о развращающем действии власти и денег. Обширный словарный запас героинь Сакраменто и Сумбадо и их вечеринки без тормозов находятся в противоречии и еще больше подчеркивают пропасть скуки для тех, кто всегда может позволить себе практически все. В лучших экзистенциальных традициях Дон становится посторонним в мире семьи Ариста, с трудом понимая диалоги сестер и действия их отца. То, что по определению является для характера Рэтбоуна американской мечтой, в кульминации и последующем финале терпит изящный и в меру саркастичный крах. Социальный комментарий "Мексиканской стены" Котлера и Жижак оказывается местами слишком запутанным и аллегоричным, тем не менее, такой способ изложения нарратива вызывает симпатию. Режиссеры открывают несколько иной, менее прямолинейный взгляд на американскую политику, на проблемы иммиграции и расизма при помощи тонких диалогов и намеренно малодинамичного сценария. Операторская работа Лина Монкрифа (сериал "Навстречу тьме", "Обитель страха") фиксирует все нюансы жизни в этом вымышленном мире и позволяет визуальной части ленты существенно опережать ее идейное содержание. Мир поместья Ариста красив, в нем живут только прекрасные ухоженные люди, а исполняющий также и обязанности садовника Дон ухаживает за многочисленными плантациями цветов. Пустеющий колодец у Котлера и Жижак оказывается во многом сродни пустым душам Тани и Химены, которые стремятся поиграть в арт-проекты, познать механический секс с ничего не понимающим Доном и блеснуть заученными фразами, с трудом попадающими в контекст. Не случайно число стервятников, кружащих над поместьем Ариста, постоянно увеличивается по ходу развития медитативного сюжета, а месяцы, проведенные героем Рэтбоуна среди всего этого, еще больше характеризуют остановившееся время. Режиссеры не опускаются до обычной расшифровки неловкого момента в отношениях между США и Мексикой, а стараются выдать полноценную параллельную интерпретацию в миниатюре. Эксперимент можно признать удачным и авторам удается сохранить интерес к оригинальному финалу на протяжении всего фильма. Отражая общество, постановщики выхолащивают детали и позволяют зрителям провести собственные параллели между тем, что они видят в новостях и тем, что существует в сугубо художественном воплощении. Поэтому "Мексиканская стена" стремится к максимальной синхронизации с настоящим, его смыслами и переживаниями, однако Захари Котлер и Магдалена Жижак с хорошим чувством стиля показывают универсальную отстраненность происходящего и намекают, что подобная история может произойти, где угодно. Границы неравенства поддерживают те, кому это неравенство важно и никакая живая вода не сможет погасить жар в противостоянии хозяев и тех, кто им прислуживает.