Дебютная работа "Элис" режиссера и сценариста Жозефин Маккеррас, ставшая одним из открытий прошлогоднего инди-фестиваля "На юг через юго-запад", посвящена, мягко говоря, нестандартному способу женской эмансипации и без всякой тени пошлости показывает уверенный спектакль о том, как можно навсегда избавиться от мужского влияния и зависимости. С одной стороны, постановщица представила достаточно противоречивый фильм, где главная героиня (Эмили Пипоннье) вынуждена заниматься проституцией, чтобы выплатить долги по ипотеке, с другой - лента четко разграничивает мир по гендерному признаку и не стремится оставить мужчинам достаточное количество шансов. Экранная история Маккеррас вполне могла иметь в своей основе реальные события, которые режиссер превратила в местами выхолощенный социальный комментарий о праве на измену, но по большей части представила зрителям уверенную и взвешенную работу, не воспевая продажный секс и не делая из происходящего пошлую мелодраму. За скобками постановщица оставляет рассуждения о нравственности занятий персонажа Пипоннье, предпочитая вместо истории о социальном падении говорить о женщине, которая смогла сама решить проблемы, оставшиеся от мужа и при этом найти новую подругу (Хлоя Борхэм). В некоторых моментах Маккеррас открыто выступает на стороне протагонистки и создает все предпосылки, чтобы секс-работа стала единственной соломинкой спасения. Решительность и отсутствие уныния скрываются за кажущейся хрупкой и невинной фактурой характера Пипоннье, она способная принять неожиданный вызов от жизни, однако стремится в большей степени остаться собой и не начать погружаться на самое дно. Кажущаяся простота фабулы проекта выводит совершенно новые акценты и показывает интимное отчаяние напополам с возрастающим чувством гордости молодой женщины, переставшей зависеть от мужа-неудачника, промотавшего благодаря своему похотливому либидо абсолютно все. Мир вокруг главной героини не меняется, однако она проявляет чудеса адаптации, такта и ответственности, чтобы хотя бы на некоторое время ослабить над собой контроль деспотичного мужского мира. Поэтому "Элис" оказывается далекой от открытого диагноза обществу в духе братьев Дарденнов и в то же самое время не стремится к исследованиям тайн сексуальности в браке как Стэнли Кубрик в "С широко закрытыми глазами" или Луис Бунюэль в "Дневной красавице". По большей части постановщица предпочитает исследовать эмоции безмерно рефлексирующей женщины, вынужденной заниматься тем, что осуждает общество и что приносит, тем не менее, ей быстрые деньги.
На первый взгляд Элис Ферран (Эмили Пипоннье) у Маккеррас представляет собой тот самый образ замотанной жизнью и работой женщины, у которой слишком мало времени на себя и которая тянет в одиночку груз семейных проблем. На первый взгляд, все достаточно традиционно для подобных ситуаций, уставший от собственных сублимаций и экзальтаций Франсуа (Мартин Сваби), муж Элис и отец малыша Жюля (Жюль Мило Леви Маккеррас) начинает искать утешение на стороне. Маккеррас делает виновника всех бед писателем-неудачником, который уже десяток лет пишет первую главу своего гениального романа, и не может найти поводов для вдохновения в пресной семейной жизни. По-своему Франсуа эгоистичен и пустоват, он постоянно требует к себе внимания, знает множество цитат, может устраивать истерики, но именно он тот якорь, за который цепляется поначалу героиня Пипоннье ради спасения брака. Для друзей характер Сваби не стесняется демонстрировать напоказ все еще пламенеющие чувства к своей жене, но однажды финансовый холод непоправимо разрушает идиллические отношения. Кредитки Элис перестают принимать к оплате и выясняется, что благоверный опустошил все банковские счета и растратил все деньги жены с общего счета. Отсутствие в течение года взносов по ипотеке грозит персонажу Пипоннье выселением на улицу. Франсуа растворился в кварталах Парижа и перестал отвечать на звонки, а ужасная правда о его хождениях к элитным проституткам действует на Элис лучше всякого холодного душа. Паника и вопросы "за что?" и "почему?" оказываются без ответа, и характер Пипоннье начинает действовать от противного и отправляется на кастинг в то же самое агентство, чьими услугами так любил пользоваться теперь уже бывший муж. Традиционные, даже в какой-то степени патриархальные для современной Франции, взгляды Элис терпят крушение не только из-за предательства Франсуа, но и также благодаря сложному и тяжелому разговору с матерью, которая полностью отказывает в жилье родной дочери и внуку. Зрители никогда не узнают, причину таких натянутых отношений, но это позволяет Маккеррас мягко выводить нарратив на радикальный уровень и делает милую и такую домашнюю Элис со всей ее нерешительностью желанной сотрудницей секс-индустрии. Знакомство с опытной Лизой (Хлоя Борхэм), успевшей уже заработать репутацию ветерана интимного фронта, позволяет протагонистке получить кроме моральной поддержки еще и знакомство с новым взглядом на мир, благодаря которому долг в банке начинает быстро уменьшаться.
Большую часть интриги в "Элис" Жозефин Маккеррас выстраивает за счет того, что главная героиня с удивлением для себя обнаруживает, что ее секс-труд не является открытым источником стыда в первую очередь для нее самой. Элис обнаруживает, что ее возможности расширились благодаря рутинной цепочке действий, которую она осуществляет практически с каждым клиентом. Недолгий массаж, полное подчинение, пара-тройка удачно сымитированных оргазмов - и вуаля все довольны и удовлетворены физически и финансово. Однако персонаж Эмили Пипоннье - сложная и противоречивая натура, которая склонна к исследованию собственных эмоций и склонна прислушиваться к себе. В отличие от своей новой подруги Лизы она не склонна придерживаться формулы простого обмена, когда время, проведенное с соблазнительным телом, обменивается на достойный гонорар. Натура протагонистки оказывается своеобразной мужской жилеткой, которая не столько позволяет снять стресс богатым мужьям, сколько претендует на роль той, кому "сильный" пол доверяет свои тайны и слезы. Благодаря участию в проекте Пипоннье зрители получают полноценный спектр чувств и эмоций актрисы, принимающей с женской искренностью каждый новый удар судьбы, она то падает в печаль, то мучается от всплесков вспышек гнева, то смеется невпопад и ищет вместе с Лизой простых развлечений. Несмотря на широту роли Пипоннье Жозефин Маккеррас не позволяет себе разыграть мелодраматическую карту и постоянно показывает на экране реальную женщину, попавшую в экстремальную ситуацию. Постановщица выстраивает полноценную экранную арку для Элис и готова показать, что главная героиня борется и старается не опускать руки. По сути дела характер Пипоннье достаточно долго была невинной жертвой для собственного мужа, чтобы в третьем акте представить жесткий отпор Франсуа и отстоять свое право на независимость. Несмотря на общий невеселый и далекий от развлекательности комедийной драмы тон фильма Маккеррас удается не залезть внутрь женской психики и избавить ленту от излишних психологических поворотов. Режиссер отодвигается от традиционной для подобных проектов моралистической позиции, избегает погружения в политику и #MeToo, но стремится к собственному высказыванию на темы продажной любви и ироничной победы обманутой жены над неверным мужем. Всем своим видом, с чистым и ясным, практически девичьим взглядом, Элис показывает, что она меньше всего заинтересована стать алчной хищницей в индустрии интимных развлечений.
Меньше всего хочется думать о том, что "Элис" Маккеррас служит историей успеха в нетрадиционной и морально осуждаемой обществом карьере. Режиссер стремится открыть глаза своей протагонистке, заставить ее дышать полной грудью и сделать более свободной и независимой хотя бы на время. Это позволяет ей рассмотреть некоторые стороны эгоизма персонажа Пипоннье, которая почувствовав эмансипацию начинает вести более насыщенный образ жизни, чем она себе могла позволить будучи забитой домохозяйкой при вечно фрустрированном Франсуа. Где-то Элис достойна осуждения как мать, когда она бегает ночью по набережной Сены с малышом Жюлем в коляске, но это позволяет постановщице оправдать гендерную перестановку и сделать из бывшего мужа начинающую няню для собственного сына. Во многом это лишает ленту Маккеррас предсказуемости и очевидности, ее концепт по-настоящему оригинален и хорошо проработан, потому что держит дистанцию как от традиционной истории о проститутке с золотым сердцем, так и от сериальной "мыльной оперы" о прощении изменника и его возвращения в семью после затяжного выяснения отношений. Героиня Эмили Пипоннье отнюдь не выглядит сильной женщиной, способной оседлать коварную судьбу, она мечется, сомневается, впадает в ступор, но, тем не менее, отказывается быть жертвой и готова взять свою судьбу в собственные руки. То, что фильм снят во Франции, режиссером из Австралии без всякой государственной поддержки дает ему возможность возможность высказать определенную точку зрения на секс-индустрию без снисходительного тона и излишней сентиментальности. В некоторых эпизодах Маккеррас удается поймать и передать по-настоящему универсальные настроения и акценты, где-то ее точка зрения вызвала бы волну гнева у пуритански настроенных зрителей. Продуманная кульминация на тему того, что Франсуа может отсудить права на воспитание Жюля у его матери, занимающейся порицаемым ремеслом, приводит к оригинальному финальному твисту, который показывает, что Жозефин Маккеррас способна не просто представлять захватывающие истории, но отпускать своих героев по метафоричному пути исполнения всех их самых важных желаний. Пожалуй, эта лента, слишком далекая от полемики по поводу двойных общественных стандартов, стремится искренне высказаться о том, что в дружбе двух женщин присутствие мужчин совсем не обязательно. Поэтому "Элис" оказывается еще одним проектом, который открыто высказывается против устаревших гендерных предубеждений и стремится блеснуть интеллектом на сложные темы любви за деньги без пошлости и наготы в кадре.
5
,7
2019, Драмы
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютная работа "Элис" режиссера и сценариста Жозефин Маккеррас, ставшая одним из открытий прошлогоднего инди-фестиваля "На юг через юго-запад", посвящена, мягко говоря, нестандартному способу женской эмансипации и без всякой тени пошлости показывает уверенный спектакль о том, как можно навсегда избавиться от мужского влияния и зависимости. С одной стороны, постановщица представила достаточно противоречивый фильм, где главная героиня (Эмили Пипоннье) вынуждена заниматься проституцией, чтобы выплатить долги по ипотеке, с другой - лента четко разграничивает мир по гендерному признаку и не стремится оставить мужчинам достаточное количество шансов. Экранная история Маккеррас вполне могла иметь в своей основе реальные события, которые режиссер превратила в местами выхолощенный социальный комментарий о праве на измену, но по большей части представила зрителям уверенную и взвешенную работу, не воспевая продажный секс и не делая из происходящего пошлую мелодраму. За скобками постановщица оставляет рассуждения о нравственности занятий персонажа Пипоннье, предпочитая вместо истории о социальном падении говорить о женщине, которая смогла сама решить проблемы, оставшиеся от мужа и при этом найти новую подругу (Хлоя Борхэм). В некоторых моментах Маккеррас открыто выступает на стороне протагонистки и создает все предпосылки, чтобы секс-работа стала единственной соломинкой спасения. Решительность и отсутствие уныния скрываются за кажущейся хрупкой и невинной фактурой характера Пипоннье, она способная принять неожиданный вызов от жизни, однако стремится в большей степени остаться собой и не начать погружаться на самое дно. Кажущаяся простота фабулы проекта выводит совершенно новые акценты и показывает интимное отчаяние напополам с возрастающим чувством гордости молодой женщины, переставшей зависеть от мужа-неудачника, промотавшего благодаря своему похотливому либидо абсолютно все. Мир вокруг главной героини не меняется, однако она проявляет чудеса адаптации, такта и ответственности, чтобы хотя бы на некоторое время ослабить над собой контроль деспотичного мужского мира. Поэтому "Элис" оказывается далекой от открытого диагноза обществу в духе братьев Дарденнов и в то же самое время не стремится к исследованиям тайн сексуальности в браке как Стэнли Кубрик в "С широко закрытыми глазами" или Луис Бунюэль в "Дневной красавице". По большей части постановщица предпочитает исследовать эмоции безмерно рефлексирующей женщины, вынужденной заниматься тем, что осуждает общество и что приносит, тем не менее, ей быстрые деньги. На первый взгляд Элис Ферран (Эмили Пипоннье) у Маккеррас представляет собой тот самый образ замотанной жизнью и работой женщины, у которой слишком мало времени на себя и которая тянет в одиночку груз семейных проблем. На первый взгляд, все достаточно традиционно для подобных ситуаций, уставший от собственных сублимаций и экзальтаций Франсуа (Мартин Сваби), муж Элис и отец малыша Жюля (Жюль Мило Леви Маккеррас) начинает искать утешение на стороне. Маккеррас делает виновника всех бед писателем-неудачником, который уже десяток лет пишет первую главу своего гениального романа, и не может найти поводов для вдохновения в пресной семейной жизни. По-своему Франсуа эгоистичен и пустоват, он постоянно требует к себе внимания, знает множество цитат, может устраивать истерики, но именно он тот якорь, за который цепляется поначалу героиня Пипоннье ради спасения брака. Для друзей характер Сваби не стесняется демонстрировать напоказ все еще пламенеющие чувства к своей жене, но однажды финансовый холод непоправимо разрушает идиллические отношения. Кредитки Элис перестают принимать к оплате и выясняется, что благоверный опустошил все банковские счета и растратил все деньги жены с общего счета. Отсутствие в течение года взносов по ипотеке грозит персонажу Пипоннье выселением на улицу. Франсуа растворился в кварталах Парижа и перестал отвечать на звонки, а ужасная правда о его хождениях к элитным проституткам действует на Элис лучше всякого холодного душа. Паника и вопросы "за что?" и "почему?" оказываются без ответа, и характер Пипоннье начинает действовать от противного и отправляется на кастинг в то же самое агентство, чьими услугами так любил пользоваться теперь уже бывший муж. Традиционные, даже в какой-то степени патриархальные для современной Франции, взгляды Элис терпят крушение не только из-за предательства Франсуа, но и также благодаря сложному и тяжелому разговору с матерью, которая полностью отказывает в жилье родной дочери и внуку. Зрители никогда не узнают, причину таких натянутых отношений, но это позволяет Маккеррас мягко выводить нарратив на радикальный уровень и делает милую и такую домашнюю Элис со всей ее нерешительностью желанной сотрудницей секс-индустрии. Знакомство с опытной Лизой (Хлоя Борхэм), успевшей уже заработать репутацию ветерана интимного фронта, позволяет протагонистке получить кроме моральной поддержки еще и знакомство с новым взглядом на мир, благодаря которому долг в банке начинает быстро уменьшаться. Большую часть интриги в "Элис" Жозефин Маккеррас выстраивает за счет того, что главная героиня с удивлением для себя обнаруживает, что ее секс-труд не является открытым источником стыда в первую очередь для нее самой. Элис обнаруживает, что ее возможности расширились благодаря рутинной цепочке действий, которую она осуществляет практически с каждым клиентом. Недолгий массаж, полное подчинение, пара-тройка удачно сымитированных оргазмов - и вуаля все довольны и удовлетворены физически и финансово. Однако персонаж Эмили Пипоннье - сложная и противоречивая натура, которая склонна к исследованию собственных эмоций и склонна прислушиваться к себе. В отличие от своей новой подруги Лизы она не склонна придерживаться формулы простого обмена, когда время, проведенное с соблазнительным телом, обменивается на достойный гонорар. Натура протагонистки оказывается своеобразной мужской жилеткой, которая не столько позволяет снять стресс богатым мужьям, сколько претендует на роль той, кому "сильный" пол доверяет свои тайны и слезы. Благодаря участию в проекте Пипоннье зрители получают полноценный спектр чувств и эмоций актрисы, принимающей с женской искренностью каждый новый удар судьбы, она то падает в печаль, то мучается от всплесков вспышек гнева, то смеется невпопад и ищет вместе с Лизой простых развлечений. Несмотря на широту роли Пипоннье Жозефин Маккеррас не позволяет себе разыграть мелодраматическую карту и постоянно показывает на экране реальную женщину, попавшую в экстремальную ситуацию. Постановщица выстраивает полноценную экранную арку для Элис и готова показать, что главная героиня борется и старается не опускать руки. По сути дела характер Пипоннье достаточно долго была невинной жертвой для собственного мужа, чтобы в третьем акте представить жесткий отпор Франсуа и отстоять свое право на независимость. Несмотря на общий невеселый и далекий от развлекательности комедийной драмы тон фильма Маккеррас удается не залезть внутрь женской психики и избавить ленту от излишних психологических поворотов. Режиссер отодвигается от традиционной для подобных проектов моралистической позиции, избегает погружения в политику и #MeToo, но стремится к собственному высказыванию на темы продажной любви и ироничной победы обманутой жены над неверным мужем. Всем своим видом, с чистым и ясным, практически девичьим взглядом, Элис показывает, что она меньше всего заинтересована стать алчной хищницей в индустрии интимных развлечений. Меньше всего хочется думать о том, что "Элис" Маккеррас служит историей успеха в нетрадиционной и морально осуждаемой обществом карьере. Режиссер стремится открыть глаза своей протагонистке, заставить ее дышать полной грудью и сделать более свободной и независимой хотя бы на время. Это позволяет ей рассмотреть некоторые стороны эгоизма персонажа Пипоннье, которая почувствовав эмансипацию начинает вести более насыщенный образ жизни, чем она себе могла позволить будучи забитой домохозяйкой при вечно фрустрированном Франсуа. Где-то Элис достойна осуждения как мать, когда она бегает ночью по набережной Сены с малышом Жюлем в коляске, но это позволяет постановщице оправдать гендерную перестановку и сделать из бывшего мужа начинающую няню для собственного сына. Во многом это лишает ленту Маккеррас предсказуемости и очевидности, ее концепт по-настоящему оригинален и хорошо проработан, потому что держит дистанцию как от традиционной истории о проститутке с золотым сердцем, так и от сериальной "мыльной оперы" о прощении изменника и его возвращения в семью после затяжного выяснения отношений. Героиня Эмили Пипоннье отнюдь не выглядит сильной женщиной, способной оседлать коварную судьбу, она мечется, сомневается, впадает в ступор, но, тем не менее, отказывается быть жертвой и готова взять свою судьбу в собственные руки. То, что фильм снят во Франции, режиссером из Австралии без всякой государственной поддержки дает ему возможность возможность высказать определенную точку зрения на секс-индустрию без снисходительного тона и излишней сентиментальности. В некоторых эпизодах Маккеррас удается поймать и передать по-настоящему универсальные настроения и акценты, где-то ее точка зрения вызвала бы волну гнева у пуритански настроенных зрителей. Продуманная кульминация на тему того, что Франсуа может отсудить права на воспитание Жюля у его матери, занимающейся порицаемым ремеслом, приводит к оригинальному финальному твисту, который показывает, что Жозефин Маккеррас способна не просто представлять захватывающие истории, но отпускать своих героев по метафоричному пути исполнения всех их самых важных желаний. Пожалуй, эта лента, слишком далекая от полемики по поводу двойных общественных стандартов, стремится искренне высказаться о том, что в дружбе двух женщин присутствие мужчин совсем не обязательно. Поэтому "Элис" оказывается еще одним проектом, который открыто высказывается против устаревших гендерных предубеждений и стремится блеснуть интеллектом на сложные темы любви за деньги без пошлости и наготы в кадре.