Почти через шесть лет после официальной премьеры блестящий криминальный триллер "Самый жестокий год" режиссера и сценариста Джея Си Чендора ("Тройная граница", "Предел риска") наконец-то добрался до официального отечественного проката. Спустя время режиссерский талант Чендора и его понимание жанровых традиций видны просто невооруженным глазом без всяких дополнительных приспособлений. Рассказывая о событиях в Нью-Йорке начала 80-х уже прошлого века постановщик обращается в экранной истории к "вечным" темам, сопровождающим большой и не очень бизнес. На жестком и мрачном языке Чендор говорит об амбициях, моральных компромиссах, подлогах, представляя традиционные капитализм и свободное предпринимательство с тем самым оскалом, который был характерен до наступления постиндустриальной эпохи. Главный герой (Оскар Айзек, "Звёздные войны: Скайуокер. Восход", "Ван Гог. На пороге вечности") принадлежит к тому новому типу бизнесменов, которые, с одной стороны, являются типичным воплощением американской мечты и полностью создали себя сами, но с другой - оказывается заложником системы, отвернувшейся от него при серьезных трудностях и проблемах. Так уж заведено, что судьба благоволит тем, кто в топе, богатым и успешным, как победители они получают все, инвестируя последнее и рискуя ради следующего движения вверх. Персонаж Айзека слишком искренне верит в правила, он является тем самым типичным продуктом общества, живущего по рыночным законам и пытающегося быть хотя бы иногда честным предпринимателем. Лента Чендора по-настоящему впечатляет своим медленно нарастающим напряжением, сложным и продуманным нарративом и без видимого большого труда попадает в множественные акценты подобных работ, где свежая кровь пытается по-новому оживить сложившийся семейный бизнес и вести дела как минимум порядочно. У Чендора протагонист, до этого с успехом преодолевавший общественные и финансовые барьеры, обладает как большим чувством собственного достоинства, так верит в мантры о собственной исключительности дельца, который используем минимум грязных трюков в борьбе с конкурентами. Далеко не случайно режиссер выбирает для событий фильма важный 1981 год, то самое время, когда Нью-Йорк накрыла волна преступности, и война за топливный рынок стала надежной опорой для высказывания постановщика на темы сломанного идеализма и цене пропуска в большую американскую мечту. Поэтому "Самый жестокий год" становится замечательным гимном о моральном кодексе строителей капитализма и направлен в сторону тех, кто полагает, что только честная игра по правилам принесет настоящий триумф дела и воли.
Когда спортивный и подтянутый Абель Моралес (Оскар Айзек) бежит утром прямо на зрителей в начале "Самого жестокого года", то не возникает никаких сомнений почему Джею Си Чендору симпатичен именно такой типаж бизнесмена. Герой Айзека меньше всего похож на пресловутого матерого гангстера, который ведет темные махинации и кому должно минимум полрайона. Абель, отец троих детей, счастливо женатый на Анне (Джессика Честейн, "Агент Ева", "Оно 2"), дочери настоящего бандита из Бруклина, является молодым боссом компании, которая занимает часть отопительного рынка в Нью-Йорке и торгует оптом и в розницу специальным топливным маслом для систем. Важно понимать, что характер Айзека выкупил бизнес у отца жены после того, как скопил достаточное количество денег. На дворе осень 1981 года, новости по радио рассказывают об очередных преступлениях в Нью-Йорке, где расстреливают копов и все говорит в пользу того, что для выживания среди пещер разной этажности нужно быть сильным и вооруженным. Для расширения дела Моралесу нужна земля около реки, где уже стоит нефтяной терминал, это не просто позволит ему продвинуться, но и перейти в совершенно иную лигу, стать в перспективе не просто бизнесменом средней руки, но и еще политиком и выразителем надежд многих иммигрантов. Персонаж Айзека сильно рискует, когда вносит, как ему кажется, последние деньги в виде залога за участок его владельцам, ортодоксальным евреям, которые создали настоящие драконовские условия для сделки. В течение следующих 30 дней Абель должен заплатить примерно такую же сумму, иначе залог будет утерян, а вместе с ним и возможность приобрести собственность. На первый взгляд завязка фильма Чендора выглядит слишком рутинной для того, чтобы открывать эмоциональные потоки, однако пока Моралес со своим адвокатом Эндрю Уолшем (Альберт Брукс, "Защитник", "Любовь по-взрослому") подписывает бумаги, происходит нечто важное для всего сюжета проекта. На один из грузовиков с топливом, которым управляет совсем молодой парень-иммигрант Джулиан (Элиес Габел, сериалы "Посланники" и "Скорпион"), среди бела дня на одном из нью-йоркских мостов происходит нападение прямо на глазах у всех. Машину угоняют неизвестные, Абель теряет несколько тысяч долларов, а герой Габела оказывается в больнице с переломами и перекошенной от удара пистолетом челюстью. Война, которая началась уже в открытую, осложняется еще и тем, что на главного героя хитрый окружной прокурор Лоуренс (Дэвид Ойелоуо, "Не отпускай", сериал "Отверженные") открыл несколько уголовных дел, расследуя финансовую деятельность компании. Так характер Айзека оказывается один на один как с конкурентами, так и с коррумпированным государством, которое не настроено защищать производящего впечатление честного бизнесмена.
Спустя время "Самый жестокий год" Чендора воспринимается как превосходно решенное жанровое упражнение, имеющее свою особую атмосферу, свою медленно наползающую мораль и свой особый герметичный мир. Постановщик очень продуманно выкладывает сюжетные карты на стол, постоянно играя на повышение градуса истории, не перегревая и не доводя ее до преждевременного кипения. События развиваются так, что им намеренно не достает необходимой прозрачности, однако у Чендора хватает мастерства, чтобы не переиграть с запутанностью нарратива и заставить все личные коды коды характеров работать внутри герметичного мира, где Абель Моралес оказывается скромным гением, раскрывающимся постепенно, практически до самой кульминации. Режиссер высказывается на темы амбиций и криминала с той самой степенью убежденности, которая позволяет понять, почему герой Айзека в светлом шерстяном пальто и ему подобные будет до последнего испытывать все шансы и драться за свой куш. Моралес оказывается максимально интересным и многогранным, такие как он знают, как влиять на людей, заводить правильных друзей и карабкаться по стене личного успеха без вершины. Джей Си Чендор показывает протагониста именно таким, каким обычно рисуют в сознании успешных предпринимателей, решительных и неспособных ни к одному шагу назад, играя по правилам и выстраивая шаг за шагом собственное дело. Вряд ли до показанных в фильме событий такой тертый калач как Абель был идеалистом, но он в большей степени традиционная "голова" в делах семьи, где по традиции всем вертит "шея" в лице героини Джессики Честейн. Главный женский персонаж у Чендора получился в некоторых моментах даже интереснее протагониста, во многом благодаря действиям Анны развитие событий продвигается вперед, она получилась противоречивой сама по себе, агрессивно борющейся за свою семью и хищной без всяких дополнительных деталей. Персонаж Честейн выглядит полностью отдалившейся от нечистых дел своего папаши, однако это не мешает ей вести двойную бухгалтерию талантливо и со знанием дела. Она гораздо меньше доверяет людям и гораздо меньше Абеля склонна играть по правилам, оказавшись в отчаянном положении. Чендор абсолютно по-разному передает хрупкость своих героев, и если Абель одновременно боится потерять все и принципиально не намерен переходить на темную сторону бизнеса, то Анна более пластична и способна действовать решительно и по ситуации. Показательно, что в одной из сцен герой Айзека буквально под давлением жены идет добивать монтировкой сбитого на шоссе оленя, но именно Анна идет на опережение и делает три выстрела в несчастное агонизирующее животное.
Практически линейное повествование "Самого жестокого года" у Чендора обходится без обязательных флэшбэков, семейное дело, семейная история обрастают деталями незаметно для зрителя. Причем постановщик постоянно предлагает зрителям решить самостоятельно, кем является Абель Моралес - жертвой, проживающей жизнь по чужим сценариям об успешности и влиятельности, или же праведным адептом мира капитала, который принимает правила, но не в состоянии жить по навязанным двойным стандартам. Во многом персонаж Оскара Айзека получился амбивалентным не столько благодаря отличной работе режиссера и актерскому воплощению, сколько воплощая жизненные установки о том, что даже у самых честных и порядочных всегда найдется несколько скелетов в шкафу. Интересно, что семейное противостояние четы Моралесов выглядит наиболее проработанным моментом истории, и Честейн, и Айзеку удается показать все напряжение людей, любящих друг друга, но живущих с полярными жизненными установками. В рамках жанра постановщик в большей степени работает с атмосферностью и обволакивает зрителей мягким саспенсом, не стремясь шокировать фактами или действиями, предпочитая зловещие намеки. Когда история в заключительном акте разгоняется, и Чендор добавляет две эффектные погони для центрального персонажа, умение постановщика концентрировать новые детали об Абеле благодаря экшену достигает явной визуальной высоты. Игра режиссера на эмоциональное понижение, сдерживание мелодрамы и ожидаемый твист в кульминации местами идут в противофазе общему настроению проекта, но выстрел в финале оказывается той страшной точкой, которой достоин этот сложный и богато нюансированный двухчасовой фильм. Поэтому "Самый жестокий год" оказывается далек от изящной стилизации о трудных временах и уравнения с неизвестными, лента Чендора без всяких скидок и парадоксов предлагает авторский взгляд и трезвую оценку тех, кого принято называть воротилами бизнеса и выглядит экранной историей, изложенные идеи из которой будут актуальны всегда.
6
,8
2014, США, Боевики
119 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Почти через шесть лет после официальной премьеры блестящий криминальный триллер "Самый жестокий год" режиссера и сценариста Джея Си Чендора ("Тройная граница", "Предел риска") наконец-то добрался до официального отечественного проката. Спустя время режиссерский талант Чендора и его понимание жанровых традиций видны просто невооруженным глазом без всяких дополнительных приспособлений. Рассказывая о событиях в Нью-Йорке начала 80-х уже прошлого века постановщик обращается в экранной истории к "вечным" темам, сопровождающим большой и не очень бизнес. На жестком и мрачном языке Чендор говорит об амбициях, моральных компромиссах, подлогах, представляя традиционные капитализм и свободное предпринимательство с тем самым оскалом, который был характерен до наступления постиндустриальной эпохи. Главный герой (Оскар Айзек, "Звёздные войны: Скайуокер. Восход", "Ван Гог. На пороге вечности") принадлежит к тому новому типу бизнесменов, которые, с одной стороны, являются типичным воплощением американской мечты и полностью создали себя сами, но с другой - оказывается заложником системы, отвернувшейся от него при серьезных трудностях и проблемах. Так уж заведено, что судьба благоволит тем, кто в топе, богатым и успешным, как победители они получают все, инвестируя последнее и рискуя ради следующего движения вверх. Персонаж Айзека слишком искренне верит в правила, он является тем самым типичным продуктом общества, живущего по рыночным законам и пытающегося быть хотя бы иногда честным предпринимателем. Лента Чендора по-настоящему впечатляет своим медленно нарастающим напряжением, сложным и продуманным нарративом и без видимого большого труда попадает в множественные акценты подобных работ, где свежая кровь пытается по-новому оживить сложившийся семейный бизнес и вести дела как минимум порядочно. У Чендора протагонист, до этого с успехом преодолевавший общественные и финансовые барьеры, обладает как большим чувством собственного достоинства, так верит в мантры о собственной исключительности дельца, который используем минимум грязных трюков в борьбе с конкурентами. Далеко не случайно режиссер выбирает для событий фильма важный 1981 год, то самое время, когда Нью-Йорк накрыла волна преступности, и война за топливный рынок стала надежной опорой для высказывания постановщика на темы сломанного идеализма и цене пропуска в большую американскую мечту. Поэтому "Самый жестокий год" становится замечательным гимном о моральном кодексе строителей капитализма и направлен в сторону тех, кто полагает, что только честная игра по правилам принесет настоящий триумф дела и воли. Когда спортивный и подтянутый Абель Моралес (Оскар Айзек) бежит утром прямо на зрителей в начале "Самого жестокого года", то не возникает никаких сомнений почему Джею Си Чендору симпатичен именно такой типаж бизнесмена. Герой Айзека меньше всего похож на пресловутого матерого гангстера, который ведет темные махинации и кому должно минимум полрайона. Абель, отец троих детей, счастливо женатый на Анне (Джессика Честейн, "Агент Ева", "Оно 2"), дочери настоящего бандита из Бруклина, является молодым боссом компании, которая занимает часть отопительного рынка в Нью-Йорке и торгует оптом и в розницу специальным топливным маслом для систем. Важно понимать, что характер Айзека выкупил бизнес у отца жены после того, как скопил достаточное количество денег. На дворе осень 1981 года, новости по радио рассказывают об очередных преступлениях в Нью-Йорке, где расстреливают копов и все говорит в пользу того, что для выживания среди пещер разной этажности нужно быть сильным и вооруженным. Для расширения дела Моралесу нужна земля около реки, где уже стоит нефтяной терминал, это не просто позволит ему продвинуться, но и перейти в совершенно иную лигу, стать в перспективе не просто бизнесменом средней руки, но и еще политиком и выразителем надежд многих иммигрантов. Персонаж Айзека сильно рискует, когда вносит, как ему кажется, последние деньги в виде залога за участок его владельцам, ортодоксальным евреям, которые создали настоящие драконовские условия для сделки. В течение следующих 30 дней Абель должен заплатить примерно такую же сумму, иначе залог будет утерян, а вместе с ним и возможность приобрести собственность. На первый взгляд завязка фильма Чендора выглядит слишком рутинной для того, чтобы открывать эмоциональные потоки, однако пока Моралес со своим адвокатом Эндрю Уолшем (Альберт Брукс, "Защитник", "Любовь по-взрослому") подписывает бумаги, происходит нечто важное для всего сюжета проекта. На один из грузовиков с топливом, которым управляет совсем молодой парень-иммигрант Джулиан (Элиес Габел, сериалы "Посланники" и "Скорпион"), среди бела дня на одном из нью-йоркских мостов происходит нападение прямо на глазах у всех. Машину угоняют неизвестные, Абель теряет несколько тысяч долларов, а герой Габела оказывается в больнице с переломами и перекошенной от удара пистолетом челюстью. Война, которая началась уже в открытую, осложняется еще и тем, что на главного героя хитрый окружной прокурор Лоуренс (Дэвид Ойелоуо, "Не отпускай", сериал "Отверженные") открыл несколько уголовных дел, расследуя финансовую деятельность компании. Так характер Айзека оказывается один на один как с конкурентами, так и с коррумпированным государством, которое не настроено защищать производящего впечатление честного бизнесмена. Спустя время "Самый жестокий год" Чендора воспринимается как превосходно решенное жанровое упражнение, имеющее свою особую атмосферу, свою медленно наползающую мораль и свой особый герметичный мир. Постановщик очень продуманно выкладывает сюжетные карты на стол, постоянно играя на повышение градуса истории, не перегревая и не доводя ее до преждевременного кипения. События развиваются так, что им намеренно не достает необходимой прозрачности, однако у Чендора хватает мастерства, чтобы не переиграть с запутанностью нарратива и заставить все личные коды коды характеров работать внутри герметичного мира, где Абель Моралес оказывается скромным гением, раскрывающимся постепенно, практически до самой кульминации. Режиссер высказывается на темы амбиций и криминала с той самой степенью убежденности, которая позволяет понять, почему герой Айзека в светлом шерстяном пальто и ему подобные будет до последнего испытывать все шансы и драться за свой куш. Моралес оказывается максимально интересным и многогранным, такие как он знают, как влиять на людей, заводить правильных друзей и карабкаться по стене личного успеха без вершины. Джей Си Чендор показывает протагониста именно таким, каким обычно рисуют в сознании успешных предпринимателей, решительных и неспособных ни к одному шагу назад, играя по правилам и выстраивая шаг за шагом собственное дело. Вряд ли до показанных в фильме событий такой тертый калач как Абель был идеалистом, но он в большей степени традиционная "голова" в делах семьи, где по традиции всем вертит "шея" в лице героини Джессики Честейн. Главный женский персонаж у Чендора получился в некоторых моментах даже интереснее протагониста, во многом благодаря действиям Анны развитие событий продвигается вперед, она получилась противоречивой сама по себе, агрессивно борющейся за свою семью и хищной без всяких дополнительных деталей. Персонаж Честейн выглядит полностью отдалившейся от нечистых дел своего папаши, однако это не мешает ей вести двойную бухгалтерию талантливо и со знанием дела. Она гораздо меньше доверяет людям и гораздо меньше Абеля склонна играть по правилам, оказавшись в отчаянном положении. Чендор абсолютно по-разному передает хрупкость своих героев, и если Абель одновременно боится потерять все и принципиально не намерен переходить на темную сторону бизнеса, то Анна более пластична и способна действовать решительно и по ситуации. Показательно, что в одной из сцен герой Айзека буквально под давлением жены идет добивать монтировкой сбитого на шоссе оленя, но именно Анна идет на опережение и делает три выстрела в несчастное агонизирующее животное. Практически линейное повествование "Самого жестокого года" у Чендора обходится без обязательных флэшбэков, семейное дело, семейная история обрастают деталями незаметно для зрителя. Причем постановщик постоянно предлагает зрителям решить самостоятельно, кем является Абель Моралес - жертвой, проживающей жизнь по чужим сценариям об успешности и влиятельности, или же праведным адептом мира капитала, который принимает правила, но не в состоянии жить по навязанным двойным стандартам. Во многом персонаж Оскара Айзека получился амбивалентным не столько благодаря отличной работе режиссера и актерскому воплощению, сколько воплощая жизненные установки о том, что даже у самых честных и порядочных всегда найдется несколько скелетов в шкафу. Интересно, что семейное противостояние четы Моралесов выглядит наиболее проработанным моментом истории, и Честейн, и Айзеку удается показать все напряжение людей, любящих друг друга, но живущих с полярными жизненными установками. В рамках жанра постановщик в большей степени работает с атмосферностью и обволакивает зрителей мягким саспенсом, не стремясь шокировать фактами или действиями, предпочитая зловещие намеки. Когда история в заключительном акте разгоняется, и Чендор добавляет две эффектные погони для центрального персонажа, умение постановщика концентрировать новые детали об Абеле благодаря экшену достигает явной визуальной высоты. Игра режиссера на эмоциональное понижение, сдерживание мелодрамы и ожидаемый твист в кульминации местами идут в противофазе общему настроению проекта, но выстрел в финале оказывается той страшной точкой, которой достоин этот сложный и богато нюансированный двухчасовой фильм. Поэтому "Самый жестокий год" оказывается далек от изящной стилизации о трудных временах и уравнения с неизвестными, лента Чендора без всяких скидок и парадоксов предлагает авторский взгляд и трезвую оценку тех, кого принято называть воротилами бизнеса и выглядит экранной историей, изложенные идеи из которой будут актуальны всегда.