Знатокам и поклонникам аниме (особенно – аниме серьёзных, авторских) эту картину представлять уже не нужно. Они-то давно взяли на заметку Тацуюки Нагаи и сценаристку Мари Окаду – и прекрасно знают, чем способна одарить совместная работа двух талантливых кинематографистов. Не без оснований считается, что «Она видела небо» образует своеобразную тематическую трилогию с произведениями «Невиданный цветок» (телесериал и полнометражный сиквел) и «Сердце хочет кричать» /2015/. Мультфильмы близки не только стилистически и, скажем так, по мироощущению. Режиссёр вновь делает основным местом действия родной провинциальный (с населением в несколько десятков тысяч жителей) городок Титибу, расположенный в префектуре Сайтама, откуда порываются уехать – непременно в Токио, подобно чеховским трём сёстрам – главные герои. Синносукэ Канамуро, для друзей-сверстников – просто Синно, резонно полагает, что там, вдали от столицы да и от других мегаполисов, его музыкальные задатки зачахнут, и воспринимает настоящим предательством отказ Аканэ Айои от данного ранее обещания отправиться учиться вместе… Исходное событие не производит впечатления чересчур оригинального, зато дальнейшее развитие сюжетных перипетий оказывается по-настоящему необычным и трогательным. Думаю, тем самым постановка Нагаи должна заинтриговать и тех зрителей, кто в целом равнодушен к японской анимации. Между прочим, знаменательно, что лента попала – в профильной категории – в число претендентов на премию национальной киноакадемии, притом что пользовалась в кинопрокате, увы, наименьшим спросом у широкой публики (1) из всех пяти номинантов. Что-то мне подсказывает, что Макото Синкай, в итоге получивший награду за «Дитя погоды» /2019/, опасался конкуренции со стороны Тацуюки в гораздо большей степени, чем со стороны творцов очередных частей популярных циклов «Ван Пис», «Детектив Конан» и «Люпен III».
Что же это за нетривиальный фантастический допуск?! Лично мне, признаться, раньше не доводилось читать или слышать про такое явление (интересно, придуманное авторами или всё-таки найденное? в фольклоре? в литературных источниках?), как живой дух. Согласно звучащему в диалогах объяснению, феномен возникает, когда есть сильные невыраженные чувства к другому человеку – и дух, порождённый ими, покидает бренное тело, обретая собственную плоть. Нечто подобное произошло с Синно, не посмевшим признаться (признаться в первую очередь самому себе) в любви к Аканэ и отправившимся покорять токийский Олимп музыкальной славы. Вот только двойника парня, очнувшегося спустя тринадцать лет, обнаруживает, по иронии судьбы, её младшая (на текущий момент – шестнадцатилетняя) сестра Аой. Ситуация осложняется тем, что настоящий Канамуро, за минувшее время худо-бедно овладевший на профессиональном уровне навыками гитариста, возвращается в родные края – в составе группы Данкити Нитобэ, знаменитого певца в жанре энка. Как отреагирует на встречу после долгой разлуки повзрослевшая (по меркам подростков – безнадёжно постаревшая) Аканэ, вовсе не жалующаяся на то, что не покинула населённый пункт? И каково будет самой Аой, постепенно осознающей, что тоже неравнодушна к Синно – именно к Синно, не к Синносукэ?..
Детище Тацуюки Нагаи не только отмечено превосходным (скажем так, отвечающим высоким стандартам, заданным в аниме) мастерством художников, добившихся потрясающей реалистичности рисунка. Безукоризненно выдержанный темпоритм, скрупулёзно проработанный фон (и природа, и городские пейзажи), наконец, точность психологических реакций – всё хорошо. И когда живой дух получает долгожданную свободу, обнаружив сверхъестественные способности (умение воспарять в воздухе, почти как Супермен из американских комиксов), новый фабульный поворот на удивление не разрушает ощущения достоверности. Веришь прежде всего эмоциям действующих лиц, в душах которых происходит борьба между любовью и чувством долга по отношению к тем, кому многим в жизни обязаны (Аканэ, по сути, заменила сестрёнке безвременно погибших родителей). А ещё забавно, что знакомство двух Канамуро не оборачивается космической катастрофой (подобной той, какую предрекал изобретатель Эммет Браун в трилогии «Назад в будущее» /1985-90/ Роберта Земекиса) или даже их мощным психологическим потрясением… Из развязки следует, что возникшему из ниоткуда Синно была предначертана свыше важная миссия – не иначе!
Словом, специфика тинэйджеровской мелодрамы (отаку со стажем наверняка бы вспомнили по такому поводу термин сёдзё) вовсе не помешала создателям затронуть достаточно важные темы. Как уроженец отдалённой провинции (Синносукэ даже бросает в сердцах, что в этой глуши не найти элементарных такси), добившийся общенационального успеха, режиссёр прекрасно понимал мечты и колебания своего мятущегося персонажа, с младых ногтей грезившего о славной карьере музыканта. Ведь какая-то часть души любого индивида хочешь не хочешь остаётся на малой родине, пусть покидаемой навсегда. Деревня, если воспользоваться словами из незабвенного шлягера Сергея Беликова, ещё долго будет сниться, сколько ни считай себя теперь горожанином, обзаведшимся там работой, семьёй, друзьями… Как принять правильное решение? Возможно ли найти золотую середину? Что делать, если в сельской местности, где ритм жизни настолько медленный и размеренный, что всё кажется застывшим (особенно в восприятии жаждущей перемен молодёжи!), вряд ли удастся реализовать заложенный природой потенциал – и достичь успеха на любимом поприще?..
Тацуюки Нагаи ставит вопрос вполне в материалистическом ключе, прозрачно намекая, что проблема неизбежных противоречий между городом и деревней, которую ещё в XIX веке затронули Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом, сохраняет актуальность по сей день – даже при колоссальных достижениях научно-технического прогресса. Но не только! Метафора о лягушке, не способной, сидя в колодце, оценить безбрежности моря, зато – знающей «небес синеву», заставляет взглянуть на вопрос шире. Дело не в смене места жительства – не в нахождении, грубо выражаясь, в той или иной географической точке. Канамуро, успевший привыкнуть к столичным порядкам и обычаям, погружён в депрессию и пристрастился к алкоголю, по-видимому, не исключительно из-за слабых профессиональных успехов. Парень подспудно догадывается, что былой (точно ли былой?) возлюбленной в гораздо меньшей степени присущ провинциализм в суждениях и поступках, чем ему. Силе воображения и разума истинного художника ничто не помешает объять необъятную Вселенную – всюду найти ту самую, манящую, невыразимо прекрасную Гандхару, сиречь Утопию, о которой поётся в песне. Аканэ в общем-то и не требуется доказывать, что по праву могла бы считать себя лирической героиней другой красивой (так и не представленной публике) композиции – об узревшей синеву неба. Неудивительно, что в таком контексте и разрешение пресловутого «любовного треугольника» (если с учётом живого духа во плоти, то – «четырёхугольника») окажется на редкость безболезненным и лёгким. Любопытно, а какую судьбу выберет младшая сестра?
_______
1 – Премьера состоялась в октябре 2019-го, и кассовые сборы составили ¥440,5 млн. (то есть порядка $4,04 млн.).
8
,2
2019, Япония, Аниме
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Знатокам и поклонникам аниме (особенно – аниме серьёзных, авторских) эту картину представлять уже не нужно. Они-то давно взяли на заметку Тацуюки Нагаи и сценаристку Мари Окаду – и прекрасно знают, чем способна одарить совместная работа двух талантливых кинематографистов. Не без оснований считается, что «Она видела небо» образует своеобразную тематическую трилогию с произведениями «Невиданный цветок» (телесериал и полнометражный сиквел) и «Сердце хочет кричать» /2015/. Мультфильмы близки не только стилистически и, скажем так, по мироощущению. Режиссёр вновь делает основным местом действия родной провинциальный (с населением в несколько десятков тысяч жителей) городок Титибу, расположенный в префектуре Сайтама, откуда порываются уехать – непременно в Токио, подобно чеховским трём сёстрам – главные герои. Синносукэ Канамуро, для друзей-сверстников – просто Синно, резонно полагает, что там, вдали от столицы да и от других мегаполисов, его музыкальные задатки зачахнут, и воспринимает настоящим предательством отказ Аканэ Айои от данного ранее обещания отправиться учиться вместе… Исходное событие не производит впечатления чересчур оригинального, зато дальнейшее развитие сюжетных перипетий оказывается по-настоящему необычным и трогательным. Думаю, тем самым постановка Нагаи должна заинтриговать и тех зрителей, кто в целом равнодушен к японской анимации. Между прочим, знаменательно, что лента попала – в профильной категории – в число претендентов на премию национальной киноакадемии, притом что пользовалась в кинопрокате, увы, наименьшим спросом у широкой публики (1) из всех пяти номинантов. Что-то мне подсказывает, что Макото Синкай, в итоге получивший награду за «Дитя погоды» /2019/, опасался конкуренции со стороны Тацуюки в гораздо большей степени, чем со стороны творцов очередных частей популярных циклов «Ван Пис», «Детектив Конан» и «Люпен III». Что же это за нетривиальный фантастический допуск?! Лично мне, признаться, раньше не доводилось читать или слышать про такое явление (интересно, придуманное авторами или всё-таки найденное? в фольклоре? в литературных источниках?), как живой дух. Согласно звучащему в диалогах объяснению, феномен возникает, когда есть сильные невыраженные чувства к другому человеку – и дух, порождённый ими, покидает бренное тело, обретая собственную плоть. Нечто подобное произошло с Синно, не посмевшим признаться (признаться в первую очередь самому себе) в любви к Аканэ и отправившимся покорять токийский Олимп музыкальной славы. Вот только двойника парня, очнувшегося спустя тринадцать лет, обнаруживает, по иронии судьбы, её младшая (на текущий момент – шестнадцатилетняя) сестра Аой. Ситуация осложняется тем, что настоящий Канамуро, за минувшее время худо-бедно овладевший на профессиональном уровне навыками гитариста, возвращается в родные края – в составе группы Данкити Нитобэ, знаменитого певца в жанре энка. Как отреагирует на встречу после долгой разлуки повзрослевшая (по меркам подростков – безнадёжно постаревшая) Аканэ, вовсе не жалующаяся на то, что не покинула населённый пункт? И каково будет самой Аой, постепенно осознающей, что тоже неравнодушна к Синно – именно к Синно, не к Синносукэ?.. Детище Тацуюки Нагаи не только отмечено превосходным (скажем так, отвечающим высоким стандартам, заданным в аниме) мастерством художников, добившихся потрясающей реалистичности рисунка. Безукоризненно выдержанный темпоритм, скрупулёзно проработанный фон (и природа, и городские пейзажи), наконец, точность психологических реакций – всё хорошо. И когда живой дух получает долгожданную свободу, обнаружив сверхъестественные способности (умение воспарять в воздухе, почти как Супермен из американских комиксов), новый фабульный поворот на удивление не разрушает ощущения достоверности. Веришь прежде всего эмоциям действующих лиц, в душах которых происходит борьба между любовью и чувством долга по отношению к тем, кому многим в жизни обязаны (Аканэ, по сути, заменила сестрёнке безвременно погибших родителей). А ещё забавно, что знакомство двух Канамуро не оборачивается космической катастрофой (подобной той, какую предрекал изобретатель Эммет Браун в трилогии «Назад в будущее» /1985-90/ Роберта Земекиса) или даже их мощным психологическим потрясением… Из развязки следует, что возникшему из ниоткуда Синно была предначертана свыше важная миссия – не иначе! Словом, специфика тинэйджеровской мелодрамы (отаку со стажем наверняка бы вспомнили по такому поводу термин сёдзё) вовсе не помешала создателям затронуть достаточно важные темы. Как уроженец отдалённой провинции (Синносукэ даже бросает в сердцах, что в этой глуши не найти элементарных такси), добившийся общенационального успеха, режиссёр прекрасно понимал мечты и колебания своего мятущегося персонажа, с младых ногтей грезившего о славной карьере музыканта. Ведь какая-то часть души любого индивида хочешь не хочешь остаётся на малой родине, пусть покидаемой навсегда. Деревня, если воспользоваться словами из незабвенного шлягера Сергея Беликова, ещё долго будет сниться, сколько ни считай себя теперь горожанином, обзаведшимся там работой, семьёй, друзьями… Как принять правильное решение? Возможно ли найти золотую середину? Что делать, если в сельской местности, где ритм жизни настолько медленный и размеренный, что всё кажется застывшим (особенно в восприятии жаждущей перемен молодёжи!), вряд ли удастся реализовать заложенный природой потенциал – и достичь успеха на любимом поприще?.. Тацуюки Нагаи ставит вопрос вполне в материалистическом ключе, прозрачно намекая, что проблема неизбежных противоречий между городом и деревней, которую ещё в XIX веке затронули Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом, сохраняет актуальность по сей день – даже при колоссальных достижениях научно-технического прогресса. Но не только! Метафора о лягушке, не способной, сидя в колодце, оценить безбрежности моря, зато – знающей «небес синеву», заставляет взглянуть на вопрос шире. Дело не в смене места жительства – не в нахождении, грубо выражаясь, в той или иной географической точке. Канамуро, успевший привыкнуть к столичным порядкам и обычаям, погружён в депрессию и пристрастился к алкоголю, по-видимому, не исключительно из-за слабых профессиональных успехов. Парень подспудно догадывается, что былой (точно ли былой?) возлюбленной в гораздо меньшей степени присущ провинциализм в суждениях и поступках, чем ему. Силе воображения и разума истинного художника ничто не помешает объять необъятную Вселенную – всюду найти ту самую, манящую, невыразимо прекрасную Гандхару, сиречь Утопию, о которой поётся в песне. Аканэ в общем-то и не требуется доказывать, что по праву могла бы считать себя лирической героиней другой красивой (так и не представленной публике) композиции – об узревшей синеву неба. Неудивительно, что в таком контексте и разрешение пресловутого «любовного треугольника» (если с учётом живого духа во плоти, то – «четырёхугольника») окажется на редкость безболезненным и лёгким. Любопытно, а какую судьбу выберет младшая сестра? _______ 1 – Премьера состоялась в октябре 2019-го, и кассовые сборы составили ¥440,5 млн. (то есть порядка $4,04 млн.).