Продюсерам фильма в известной степени повезло, потому что удалось вынести своё детище на суд профессиональной общественности ещё в феврале текущего года, то есть до введения суровых карантинных ограничений. Конечно, кинофестиваль «Маммот», получивший название не в честь мамонтов, а по месту проведения (городок Маммот-Лейкс, расположенный в штате Калифорния, недалеко от горы Маммот), конечно, не Бог весть какой важности киносмотр – не Канн с Венецией, даже не Торонто и не «Сандэнс». Однако устроители мероприятия не скрывают определённых амбиций, в числе прочего – стараются выдерживать премьерный статус (1) и не жалеют средств на сопутствующие мероприятия вроде состязаний по боулингу. Правда, решение жюри отметить из создателей «Часа истины» лишь композитора Сашу Шабана является дискуссионным, поскольку как раз по части музыки чувствуется определённый перебор: как будто авторы нуждались в отчаянном средстве удержать внимание публики. Увы, это не помогло компенсировать некоторую затянутость повествования, притом что самой сильной стороной кинопроизведения является, на мой взгляд, драматургия – особенно нокаутирующий финальный поворот («twist ending», как сказали бы американские кинокритики). Питер Фачинелли начинал на актёрском поприще (среди известных ролей – доктор Карлайл Каллен в цикле про вампиров «Сумерки» /2008-12/) да и на сей раз отвёл себе любопытную партию помощника шерифа Рейкса, не устающего напоминать шефу по фамилии Бейкер, что пора бы запросить помощь у ФБР, которое тот явно недолюбливает. И в своей второй (после трагикомедии «Проникновение и бегство» /2018/, последовавшей за несколькими выпусками скетчкома «Основы студенческого юмора») полнометражной постановке он продемонстрировал заметный профессиональный рост в качестве сценариста и режиссёра. Это нельзя не признать.
Для начала несколько слов о недостатках, отнюдь не кажущихся, впрочем, бесспорными. Так, хотелось бы более точного существования в кадре ведущих исполнителей, даже с поправкой на то, что развязка объясняет многие странности в поведении Майклсонов, прибывших на живописное озеро в надежде половить рыбу в тиши и… сидящих как на иголках, пока ведутся широкомасштабные поиски их пропавшей маленькой дочери Тейлор. Томасу Джейну и Энн Хеч уже доводилось бывать на экране супругами (бывшими, в сериале «Жеребец»), но тандем, на мой взгляд, уступает по части убедительности вживания в образы Джейсону Патрику. Ирония судьбы заключается в том, что артист прославился ещё на заре карьеры, в «рейганомику», блеснув в «Пропащих ребятах» /1987/ – в облачении Майкла, «совращённого» шайкой вампиров-бунтарей (надо же, и здесь кровососы!). Ныне же шериф Бейкер занят обеспечением законности в округе, расположенном вдали от крупных населённых пунктов и прочих центров современной жизни. Супруги вовсе не жаждали активного (и небезопасного для здоровья) отдыха подобно четверым закадычным приятелям в «Избавлении» /1972/ Джона Бурмена или семейству Хартманов в более позднем триллере «Дикая река» /1994/ Кёртиса Хэнсона, однако поначалу кажется, что виной всему – именно нетронутость местности цивилизацией. Переклички с упомянутым шедевром дополнительно усиливает трагическая ошибка Уэнди, принявшей туриста-экстремала в лесу за беглого заключённого и… взявшей на душу грех, нечаянно застрелив невиновного человека. И это – лишь начало.
Да, мнительность женщины проще всего списать на тяжёлое душевное состояние – и желание хоть чем-нибудь помочь в поисково-спасательных работах. Она подозревает всех, кто находился в момент исчезновения рядом, – подозревает без достаточных к тому оснований. Но пословица про тихий омут, где, как издревле знают люди, черти водятся, оказывается справедливой и на сей раз. Настойчивость несчастной матери приносит неожиданные плоды – и на поверку выясняется, что законопослушные обыватели, не отличающиеся приветливостью к отпускникам, прячут постыдные «скелеты в шкафу». Кто-то борется с наркотической зависимостью, а у кого-то – тайна похлеще. Даже шериф нехотя признаётся, что и ему есть в чём себя укорять, поскольку, вопреки ранее сказанному, не уберёг всех, кого мог. Грубо говоря, всюду хватает дегенератов и подонков – не только вдоль реки Кахулавасси, где бурменовские персонажи попали в неприятности. Но поможет ли это миссис Майклсон? Дождётся ли героиня спасительного «избавления»?.. В какой-то момент нервы у женщины сдают – и она отчаивается, предприняв попытку суицида. Муж обращается за помощью к психиатру.
Таким образом, фильм, формально оставаясь в рамках триллера, приобретает черты полноценной психологической драмы. Приглашённый доктор резонно замечает, что факт исчезновения как таковой – независимо от результата поисков – стал для пары серьёзной потерей. А значит, им предстоит пройти через все пять фаз, чаще всего переживаемых человеком при утрате, – через отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, принятие. И залогом того, что сложную житейскую ситуацию удастся преодолеть, является способность супругов положиться друг на друга – готовность послужить друг другу опорой. Вот только светилу медицинской науки оставалось неведомо, что невольное стремление Пола идти на поводу у дражайшей половины, как ни грустно, приводило к ещё более печальным последствиям. Такая взаимовыручка может далеко завести… Реальность раз за разом доказывает, что индивид не застрахован от ошибок, подчас совершаемых из лучших побуждений, но оттого – не менее трагических. В этом смысле «Час истины» полемичен по отношению к столь неординарному (одному из лучших в обозримой перспективе) жанровому образчику, как «Пленницы» /2013/ Дени Вильнёва, где настойчивость безутешного отца похищенных девочек, верившего собственной интуиции, вопреки очевидным фактам и доводам рассудка, оказывалась вознаграждённой.
Впрочем, вариант перевода названия «Час истины» не совсем точен. Режиссёр-сценарист чётко намекал на знаменитое (во всяком случае – памятное знатокам американской литературы) стихотворение Эмили Дикинсон, которое привёл целиком в качестве эпиграфа. В этом произведении, обычно называемом по первой строчке («Сердце – полегче моего…» или «После сильной боли ты словно в гостях…»), шла речь о «часе свинца», когда «Холод – оцепенение! Будь – что будет!». Отсылка придаёт экранным перипетиям не просто психологическую, а философскую глубину. Но не только. Хорошо известно, что в ёмком произведении нашло отражение тяжёлое душевное состояние поэтессы, пережившей неудачный любовный роман и вспышки страха, усугубившие чувство одиночества. Вместе с тем, если учесть год написания (1862-й), вряд ли будет преувеличением утверждение, что образы родились в том числе и под впечатлением от общественных потрясений – от разгоравшейся кровопролитной Гражданской войны между Севером и Югом, принёсшей массу страданий зарождающейся американской нации. Вот и упоминание о том, что Пол является ветераном операции в Персидском заливе – неслучайно. В дополнение же кинематографисты осторожно намекают, что своеобразным «часом свинца» для целой страны обернулись события 11-го сентября 2001-го, тоже оказавшие влияние (влияние косвенное, но важное!) на развитие сюжета. И избавления от испытанного шока, равно как от последствий предпринятых в дальнейшем шагов (новых военных кампаний), придётся ждать ещё очень долго.
_______
1 – В частности, там же впервые показали документальную ленту Людвига Гюра «Притворяясь, будто я супермен: история видеоигры Тони Хоука».
7
,0
2020, США, Триллеры
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Продюсерам фильма в известной степени повезло, потому что удалось вынести своё детище на суд профессиональной общественности ещё в феврале текущего года, то есть до введения суровых карантинных ограничений. Конечно, кинофестиваль «Маммот», получивший название не в честь мамонтов, а по месту проведения (городок Маммот-Лейкс, расположенный в штате Калифорния, недалеко от горы Маммот), конечно, не Бог весть какой важности киносмотр – не Канн с Венецией, даже не Торонто и не «Сандэнс». Однако устроители мероприятия не скрывают определённых амбиций, в числе прочего – стараются выдерживать премьерный статус (1) и не жалеют средств на сопутствующие мероприятия вроде состязаний по боулингу. Правда, решение жюри отметить из создателей «Часа истины» лишь композитора Сашу Шабана является дискуссионным, поскольку как раз по части музыки чувствуется определённый перебор: как будто авторы нуждались в отчаянном средстве удержать внимание публики. Увы, это не помогло компенсировать некоторую затянутость повествования, притом что самой сильной стороной кинопроизведения является, на мой взгляд, драматургия – особенно нокаутирующий финальный поворот («twist ending», как сказали бы американские кинокритики). Питер Фачинелли начинал на актёрском поприще (среди известных ролей – доктор Карлайл Каллен в цикле про вампиров «Сумерки» /2008-12/) да и на сей раз отвёл себе любопытную партию помощника шерифа Рейкса, не устающего напоминать шефу по фамилии Бейкер, что пора бы запросить помощь у ФБР, которое тот явно недолюбливает. И в своей второй (после трагикомедии «Проникновение и бегство» /2018/, последовавшей за несколькими выпусками скетчкома «Основы студенческого юмора») полнометражной постановке он продемонстрировал заметный профессиональный рост в качестве сценариста и режиссёра. Это нельзя не признать. Для начала несколько слов о недостатках, отнюдь не кажущихся, впрочем, бесспорными. Так, хотелось бы более точного существования в кадре ведущих исполнителей, даже с поправкой на то, что развязка объясняет многие странности в поведении Майклсонов, прибывших на живописное озеро в надежде половить рыбу в тиши и… сидящих как на иголках, пока ведутся широкомасштабные поиски их пропавшей маленькой дочери Тейлор. Томасу Джейну и Энн Хеч уже доводилось бывать на экране супругами (бывшими, в сериале «Жеребец»), но тандем, на мой взгляд, уступает по части убедительности вживания в образы Джейсону Патрику. Ирония судьбы заключается в том, что артист прославился ещё на заре карьеры, в «рейганомику», блеснув в «Пропащих ребятах» /1987/ – в облачении Майкла, «совращённого» шайкой вампиров-бунтарей (надо же, и здесь кровососы!). Ныне же шериф Бейкер занят обеспечением законности в округе, расположенном вдали от крупных населённых пунктов и прочих центров современной жизни. Супруги вовсе не жаждали активного (и небезопасного для здоровья) отдыха подобно четверым закадычным приятелям в «Избавлении» /1972/ Джона Бурмена или семейству Хартманов в более позднем триллере «Дикая река» /1994/ Кёртиса Хэнсона, однако поначалу кажется, что виной всему – именно нетронутость местности цивилизацией. Переклички с упомянутым шедевром дополнительно усиливает трагическая ошибка Уэнди, принявшей туриста-экстремала в лесу за беглого заключённого и… взявшей на душу грех, нечаянно застрелив невиновного человека. И это – лишь начало. Да, мнительность женщины проще всего списать на тяжёлое душевное состояние – и желание хоть чем-нибудь помочь в поисково-спасательных работах. Она подозревает всех, кто находился в момент исчезновения рядом, – подозревает без достаточных к тому оснований. Но пословица про тихий омут, где, как издревле знают люди, черти водятся, оказывается справедливой и на сей раз. Настойчивость несчастной матери приносит неожиданные плоды – и на поверку выясняется, что законопослушные обыватели, не отличающиеся приветливостью к отпускникам, прячут постыдные «скелеты в шкафу». Кто-то борется с наркотической зависимостью, а у кого-то – тайна похлеще. Даже шериф нехотя признаётся, что и ему есть в чём себя укорять, поскольку, вопреки ранее сказанному, не уберёг всех, кого мог. Грубо говоря, всюду хватает дегенератов и подонков – не только вдоль реки Кахулавасси, где бурменовские персонажи попали в неприятности. Но поможет ли это миссис Майклсон? Дождётся ли героиня спасительного «избавления»?.. В какой-то момент нервы у женщины сдают – и она отчаивается, предприняв попытку суицида. Муж обращается за помощью к психиатру. Таким образом, фильм, формально оставаясь в рамках триллера, приобретает черты полноценной психологической драмы. Приглашённый доктор резонно замечает, что факт исчезновения как таковой – независимо от результата поисков – стал для пары серьёзной потерей. А значит, им предстоит пройти через все пять фаз, чаще всего переживаемых человеком при утрате, – через отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, принятие. И залогом того, что сложную житейскую ситуацию удастся преодолеть, является способность супругов положиться друг на друга – готовность послужить друг другу опорой. Вот только светилу медицинской науки оставалось неведомо, что невольное стремление Пола идти на поводу у дражайшей половины, как ни грустно, приводило к ещё более печальным последствиям. Такая взаимовыручка может далеко завести… Реальность раз за разом доказывает, что индивид не застрахован от ошибок, подчас совершаемых из лучших побуждений, но оттого – не менее трагических. В этом смысле «Час истины» полемичен по отношению к столь неординарному (одному из лучших в обозримой перспективе) жанровому образчику, как «Пленницы» /2013/ Дени Вильнёва, где настойчивость безутешного отца похищенных девочек, верившего собственной интуиции, вопреки очевидным фактам и доводам рассудка, оказывалась вознаграждённой. Впрочем, вариант перевода названия «Час истины» не совсем точен. Режиссёр-сценарист чётко намекал на знаменитое (во всяком случае – памятное знатокам американской литературы) стихотворение Эмили Дикинсон, которое привёл целиком в качестве эпиграфа. В этом произведении, обычно называемом по первой строчке («Сердце – полегче моего…» или «После сильной боли ты словно в гостях…»), шла речь о «часе свинца», когда «Холод – оцепенение! Будь – что будет!». Отсылка придаёт экранным перипетиям не просто психологическую, а философскую глубину. Но не только. Хорошо известно, что в ёмком произведении нашло отражение тяжёлое душевное состояние поэтессы, пережившей неудачный любовный роман и вспышки страха, усугубившие чувство одиночества. Вместе с тем, если учесть год написания (1862-й), вряд ли будет преувеличением утверждение, что образы родились в том числе и под впечатлением от общественных потрясений – от разгоравшейся кровопролитной Гражданской войны между Севером и Югом, принёсшей массу страданий зарождающейся американской нации. Вот и упоминание о том, что Пол является ветераном операции в Персидском заливе – неслучайно. В дополнение же кинематографисты осторожно намекают, что своеобразным «часом свинца» для целой страны обернулись события 11-го сентября 2001-го, тоже оказавшие влияние (влияние косвенное, но важное!) на развитие сюжета. И избавления от испытанного шока, равно как от последствий предпринятых в дальнейшем шагов (новых военных кампаний), придётся ждать ещё очень долго. _______ 1 – В частности, там же впервые показали документальную ленту Людвига Гюра «Притворяясь, будто я супермен: история видеоигры Тони Хоука».