Еврейская девушка Эстер, ищущая спасения от нацистских преследований, вынуждена переодеться в мужскую одежду и под видом мальчика скрываться на ферме в норвежской глуши.
Действие фильма разворачивается в уютном городке Тронхейм в 1942 году. Несмотря на то, что оккупация Норвегии длится уже два года, повседневная жизнь жителей страны фьордов кажется вполне безмятежной. Главную героиню зовут Эстер. Она живёт вместе с родителями в уютном доме. Её папа Ганс работает парикмахером, чьи дела идут успешно благодаря постоянной клиентуре. Сама же Эстер страстно мечтает о театральной сцене: она упорно заучивает монологи из известных пьес и может часами рассматривать журналы с популярными американскими актрисами.
Однако опасность тихо приближается к мирным жителям городка: нацисты начинают расправляться с местными евреями. Вскоре забирают отца Эстер. Попытка бегства самой девушки оборачивается неудачей, и она оказывается в лесу. Чтобы спастись, Эстер переодевается мальчиком и прячется на маленькой ферме.
Приглашаем посмотреть онлайн напряжённую историческую драму «Птицелов» на нашем сайте.
Жанр | Исторические, Драмы, Военные |
---|---|
Премьера в мире | 29 марта 2019 |
Время | 1 ч. 40 мин. |
Эпиграф. Ибо спасет он тебя от птицелова… под крылом его найдешь убежище. Псалом 91.
Закадровый голос: они появятся тут, как стая воронов, скажут, что будет лучше. И это будет их первая ложь, в которую нам придется поверить.
Тронхейм, Норвегия, 1942 год.
Эстер в своей комнате читает монолог из пьесы Шекспира «Макбет» своей попугайчику Билли: … сгустите кровь мою. Никак не запомню эти строчки! А прослушивание уже в понедельник, все должно быть просто идеально. Как я тебе, Билли?
Эстер выходит в гостиную. Там рядом с накрытым столом стоит ее мать Ребекка: тебе уже лучше? Ты ужасно выглядишь. Эстер: это невежливо, мама. Мать берет в руки кулон, висящий на груди Эстер: это мое украшение. Эстер: я просто хочу, чтобы ты всегда была рядом со мной. Что ты делала? Репетировала слова. То есть ты уже не больна. Давай слушать радио. Ребекка откидывает спинку кресла, там в тайнике – радиоприемник. Мать и дочь слушают американский джаз.
Эстер лежит на кровати в своей комнате, листает журнал мод. В окно летит камешек. Эстер вызывает ее друг Петер. Почему тебя не было в школе? Спускайся! Эстер: дурак, ты так стекло разобьешь! Она выбегает из квартиры. На лестничной площадке ее останавливает соседка, старая фру Йенсен: если увидишь моего Оллу – скажи, пусть идет домой. Ты его помнишь? Да. Он ушел и не возвращается. Эстер: он обязательно вернется. Фру Йенсен: я забыла, как тебя зовут? Эстер. Как библейскую царицу (в русской транскрипции Есфирь или Эсфирь)! Да. Ты зайдешь ко мне сыграть в карты? Сейчас не могу, завтра.
Петер говорит Эстер: немцы закрыли кинотеатры, пойдем к фьорду, его они точно не закроют. Петер и Эстер сидят на берегу моря, Петер курит, предлагает Эстер. Та говорит, что не возьмет сигарету из чужого рта. Петер: ее курил честный норвежский парень. Эстер рассказывает: папа сказал, что в Америке торгуют сигаретами прямо на улицах. Мы туда скоро поедем. Петер: и ты там станешь кинозвездой. Эстер говорит: мне пора, нужно помочь папе.
Эстер заходит в парикмахерскую, где ее отец Ханс делает прическу клиентке. Эстер говорит, что принесла парик. Ханс: так отнеси его директору театра Генри Гледичу. В парикмахерскую входит мужчина в форме полицейского, это Тор, отец Петера. Так это ты учишь моего сына курить? Эстер: наоборот, я всегда ему говорю, что курение – отвратительная привычка. Тор: да шучу я. Эстер выходит из парикмахерской. По пути она прихватывает опасную бритву. Тор садится в кресло. Он говорит Хансу: тебе нужно поскорее уезжать отсюда. В соседнем городе интернируют евреев. Ханс отвечает: я люблю жизнь, люблю свою работу, все будет хорошо. Тор: но вводят комендантский час.Ханс: это все только разговоры. И потом: у нас уже билеты в Америку на руках.
Эстер идет по улице. По громкоговорителю жителям Тронхейма сообщают о том, что в городе вводится комендантский час.
Эстер сидит в зрительном зале театра, наблюдает за репетицией. Актер произносит монолог, в котором упоминается острый кинжал. Эстер в задумчивости вертит в руках бритву, раскрывает ее, пробует пальцем остроту лезвия.
На сцену поднимаются немецкие военные. Вы Генри Гледич? Да. Офицер бьет директора театра по лицу, солдаты берут Гледича под арест.
Эстер и ее родители слушают радио. Диктор сообщает о казни десяти известных жителей региона. В их числе Генри Гледич, расстрелянный в концлагере Фальстад.
За ужином семья обсуждает сложившуюся ситуацию. Ребекка говорит, что Эстер теперь опасно появляться на улице. Ханс возражает: она будет в полной безопасности. Тем более, что скоро она будет руководить парикмахерской.
Эстер играет в карты с фру Йенсен. Та спрашивает: а ты, часом, не мухлюешь? С виду ты – невинный цветок, а внутри – змея! Надеюсь, карты тебя развлекают?
Эстер снится расстрел Гледича. Она просыпается, услышав звонок телефона. Эстер выходит из спальни. В квартиру вошли немецкие военные. Офицер спрашивает отца Эстер: Владимир Абрамович? Да. А почему на дверях написано ХансАльбертсон? Я норвежец, я здесь родился. Ты – еврей! Ребекка успокаивает дочь: он обязательно вернется. Ханс: конечно, вернусь. Кому-то ведь нужно будет стричь нацистов. Солдаты уводят Ханса. Эстер видит в окно, как Ребекка рвется к мужу, которого запихивают в машину. Солдаты грубо отталкивают женщину.
Эстер выходит в подъезд, спускается по лестнице. Ее останавливает Тор. Эстер: почему вы это не остановили? Тор: иногда приходится притворяться. Он дает Эстер записку: передай это маме.
Эстер и Ребекка лихорадочно собираются в дорогу. Эстер усаживает в коробку с просверленными дырками попугая. Они выходят на улицу. Там их ждет грузовик, в кузове которого навалено сено. Их встречают Тор и Петер, они помогают женщинам погрузить в машину вещи. Водитель грузовика говорит, что птицу брать нельзя. Эстер: тогда я ее выпущу. Водитель вырывает из рук Эстер птичку и убивает ее. Эстер набрасывается на мужчину с кулаками. Тор и Петер оттаскивают ее. Тор: сидите и не высовывайтесь, пока не выедете из города.
Грузовик вывозит Эстер, Ребекку и еще нескольких беженцев из города. Внезапно машина останавливается, слышна немецкая речь. Ребекка прячет дочь в сундук. Евреев вытаскивают из машины солдаты и расстреливают на обочине дороги. Машина едет дальше.
Эстер выбирается из сундука, прыгает с борта движущейся машины, она скатывается по обочине и падает в ручей. Эстер выбирается из воды на берег. Она снимает промокшее насквозь ярко-красное пальто, бросает его в воду.
Эстер бежит по лесу. Она видит парня (Аксель), который рубит ствол дерева. Аксель замечает Эстер. Он прекращает работу и, прихрамывая, идет в сторону стоящих на опушке леса строений. Это ферма его отца Йохана. Эстер крадется за Акселем. Она прячется под одним из строений, которое стоит на сваях, наблюдает за происходящим.
Возле жилой постройки двое мужчин (Йохан и его брат Фред) рубят дрова. Им помогает мать Акселя Анна. К родителям подбегает Аксель: я видел кого-то в лесу! Отстань, некогда! Фред хохочет, он говорит Анне: пора тебе родить настоящего сына! Анна набрасывается на деверя, муж ее утихомиривает.
Во двор въезжает несколько машин. Оттуда выходят немцы во главе с офицером Германом Краузе. Йохан требует, чтобы Фред и Аксель помогли немцам занести вещи в дом. Он расспрашивает Краузе: миссия прошла успешно? Не совсем, одна еврейская девка сбежала.
Эстер выбирается из своего убежища и убегает в лес, она идет по дороге, доходит до места расстрела. Там повсюду разбросаны вещи, лежат трупы. Эстер рыдает над телом матери.
Эстер возвращается в лес, она без сил падает на снег. Ее находит Аксель. Тебя могут найти, или ты просто замерзнешь и умрешь.
Аксель приводит Эстер на ферму и прячет на сеновале, на втором этаже. Кто ты? Аксель достает из рюкзака Эстер ее удостоверение личности. Понятно, ты из тех, кого мой отец ненавидит даже больше британцев. У тебя большие проблемы. Аксель приносит Эстер одежду на мальчика: переоденься. За стеной слыша немецкая речь. Эстер: что они тут делают? Патрулируют местность, ищут таких, как ты. Иногда ночуют у нас на ферме. Эстер и Аксель в дырку в стене подсматривают за немцами, которые развлекаются в соседнем бараке. Аксель: смотри, мужчины танцуют как женщины. Жалкое зрелище! Йохан зовет сына. Аксель говорит Эстер: сюда он не заходит. Сиди тихо, все будет хорошо. Он покидает сеновал.
Эстер просыпается. Приходит Аксель. Они до сих пор тебя ищут. Снизу доносится голос Фреда: с кем ты там говоришь? Ни с кем. Врешь! Фред пытается забраться по лестнице на второй этаж, Аксель резко опускает крышку люка, та бьет по пальцам Фреда, тот летит с лестницы вниз и лежит у ее подножья без движения. Эстер смотрит вниз: он умер? Позови кого-нибудь. Аксель зовет мать. Он говорит Анне, что, напившись в очередной раз, Фред свалился с лестницы. Мать и сын уносят Фреда в дом.
Эстер, одевшись в мальчишеские вещи, выбирается с сеновала и уходит в лес. Она разводит костер, бросает в огонь фотографии и документы. Эстер задумчиво крутит в руках отцовскую бритву. Слышны звуки авиационных моторов. Эстер поднимает голову и видит эскадрилью британских бомбардировщиков.
По лесной дороге едет автомобиль, в котором находятся Герман, Йохан и солдаты. На дорогу выскакивает Эстер: помогите, я заблудился! Садись. Эстер привозят на ферму Йохана, допрашивают. Сними шапку. Эстер снимает шапку, у нее короткие волосы. Я потерял родителей. Как? Бомбардировщики, британцы. Йохан: я всегда говорил, что они подонки. Как тебя зовут?ОллаЙенсен. Родители погибли при бомбежке, у меня осталась только бабушка, она живет в Тронхейме, но она уже старая. Йохан спрашивает Германа: что будем делать? Отвезем в Тронхейм? Эстер: оставьте меня здесь, я могу работать на ферме. Аксель: нам не помешают лишние руки. Фред: да не нужен он нам. Анна: а ты, пьянчуга, пока работать не можешь. Герман: наверное, его действительно нужно оставить. Вы же знаете, как для нас важна эта ферма. Йохан соглашается оставить «Оллу» на ферме. Эстер отводят спальное место в одной комнате с Акселем.
Приглашенная Йоханом женщина ветеринар осматривает кабанчика. И что с ним? У него нет ящура, это точно. Йохан: откуда ты знаешь? Это он мне сам рассказал. У больного пропал бы аппетит. А он ест хорошо. Ему нужно усиленное питание. У вас есть яйца, молоко? Надо добавлять в корм.
Эстер остается у загона кабанчика, разговаривает с ним. У тебя имя есть? Такие красивые глаза, как у Хамфри Богарта, мама его очень любила. Я буду звать тебя Боги. Ты притворяешься больным, чтобы не оказаться на рождественском столе? Это очень умно.
Эстер заходит в помещение, где на ночлег останавливаются немцы. Она видит лежащую на столе карту, изучает ее. Эстер слышит шаги, она прячется под стол. В помещение входят Герман и Анна. Немец обнимает норвежку, та просит офицера быть осторожней. Герман вручает Анне подарок: украшения в коробочке, он целует женщину. Я уезжаю, но, когда вернусь – мы с тобой отправимся туда, где нас никто не увидит. Я ведь должен узнать, что все это на самом деле.
Анна на кухне ощипывает птицу. Эстер вызывается помочь ей. Анна смотрит, как «Олла» ловко ощипывает птичью тушку. Где ты этому научился? Мне мама показала, у меня была очень хорошая мама.
На кухню заходят Йохан, Аксель и Фред. Йохан: где ужин? Что ты делала целый день? Фред говорит, что настоящий бездельник – Олла. Йохан: а ты помолчи, сам дурака валяешь, а он за день делает больше, чем ты за неделю. Я тебя тут терплю только потому, что ты мой брат.
Аксель и Эстер чистят двор от снега. Эстер валится на спину: ты когда-нибудь делал снежного ангела? Аксель: а кем ты хочешь стать? Актрисой. Папа обещал увезти меня в Америку. А какой он? Он был очень хороший, и у него получались самые лучшие стрижки в Тронхейме. А какой он – Тронхейм? Очень красивый город был до того, как туда пришли немцы. Аксель: они когда-нибудь уйдут, тогда мы вместе туда поедем и будем снимать кино.
Эстер ночью читает Акселю монологи из «Макбета». Тот приходит в восторг.
Йохан говорит Эстер: мы с Фредом едем на пару дней в Тронхейм, у меня там дела по выборам. Присматривай за фермой, остаешься за главного. Я хотел зайти к твоей бабушке. Что-то ей передать? Да. Скажите, что с Оллой все в порядке.
Анна, Аксель и Эстер ужинают. Аксель предлагает сходить в кино в ближайшем городе. Мать соглашается. Аксель: вот только как нам туда добраться? Анна: Краузе нас отвезет, в благодарность за то, что мы для него делаем. Аксель: а что скажут люди? Анна: какая нам разница?
Анна разговаривает с Акселем. Кино находится во Флоренсе. От этого города до шведской границы часов шесть ходу. Я посмотрела на карте у немцев. Мама говорила, что там дают убежище. Аксель: а почему ты не хочешь на поезде добраться? Эстер: у меня же документов нет, дурашка. Если твой отец решит зайти к фру Йенсен, мне нужно отсюда уходить до его возвращения. Аксель: а мне можно с тобой? Ты хочешь мне помочь? Да. Ладно, можешь идти со мной.
Эстер, Аксель, Анна и Герман сидят в кинозале. Показывают документальный фильм: марширующие по норвежским городам нацисты, зигующие местные жители, выступающий перед публикой Квислинг (норвежский Петен). Потом показывают выступление кордебалета немецкого варьете. Эстер шепчет Акселю: пора уходить. Давай позже. Нет, прямо сейчас. Аксель не может отвести глаз от танцовщиц на экране.
Анна, Герман, Аксель и Эстер возвращаются в машине на ферму. Аксель говорит: никогда не думал, что кино – это так здорово. Эстер: особенно танцовщицы.
Эстер и Аксель готовятся в своей комнате ложиться спать. Эстер набрасывается на Акселя с упреками, тот просит прощения. На шум приходит Анна, она оттаскивает разъяренную Эстер от сына, выводит ее в коридор. Что тут происходит? Анна присматривается к Эстер: так ты девушка! Почему ты прячешься? Я еврейка. Анна: Аксель тебе помогал. Эстер: да. Только вы его не вините. Отпустите меня, не говорите никому, и я тоже никому не расскажу про вас с Германом. Анна: тебе нельзя уходить. Муж что-то заподозрит, когда вернется. Оставайся.
Возвращается Йохан. Его выдвинули в депутаты риксдага. Он говорит Эстер, что видел фру Йенсен. Ты не хочешь узнать, что она мне сказала? Она очень рада, что с тобой все в порядке. Спрашивала, когда ты вернешься. Но я ей сказал, что ты мне нужен на ферме. И у меня для тебя сюрприз. Йохан дает Эстер сверток. Разверни. Эстер обнаруживает в пакете новенькую форму молодежной нацистской организации. Что надо сказать? Мило. Примерь. Я лучше приберегу ее для особого случая.
Герман и Йохан охотятся на птицу. Герман стреляет из пистолета, а Йохан из ружья. Фред наливает им шнапс. Аксель и Эстер наблюдают. Йохан дает Эстер ружье: попробуй. Та неосторожно наводит ружье на охотников, ее одергивают. Йохан помогает Эстер прицелиться, птица убита.
АкселемразговариваетсЭстер: многие люди хромают. Но я – просто урод. Эстер: нет, ты не урод. Она пытается научить Акселя ходить так, чтобы его хромота была меньше заметна.
Йохан приходит в свинарник. Он поражается тому, чтоборов выздоровел. Чья это заслуга? Анна и Аксель указывают на Эстер. Приглашенный ветеринар заявляет, что животное совершенно здорово. Йохан поднимает ружье и стреляет в свинью.
Эстер стоит во дворе. Из дома выходит Йохан. Он протягивает Эстер тарелку с ломтиками жареной свинины. Видишь, как из некрасивого можно сделать красивое. Попробуй. Эстер проглатывает кусочек мяса. Йохан: и закрой шторы, немцы боятся, что англичане увидят свет и начнут нас бомбить. Йохан уходит. Эстер рвет. К ней подходит Анна: что с тобой? Не могу больше притворяться. Анна утешает Эстер.
Приближается Рождество. Йохан говорит Акселю и Эстер: когда мне было столько лет, сколько сейчас Акселю, мой отец поручил мне срубить к Рождеству елку. Это очень почетно. Вот этим топором, который принадлежал моему отцу, а до него – деду. Йохан протягивает топор Эстер и уходит в дом. К Акселю подходит Фред, с глумливой улыбкой хлопает его по плечу: мне жаль, но ты понимаешь, что это означает.
Аксель и Эстер в лесу. Эстер смотрит вдаль и говорит: а что, если пойти прямо сейчас? Аксель подрубает елку, приговаривая: я докажу отцу, что он не прав. Внезапно Эстер слышит крик боли. Это Аксель рубанул себя топором по ноге. Эстер подбегает к Акселю, бинтует ему ногу своим шарфом: я сейчас помогу, все будет хорошо. Аксель теряет сознание от потери крови.
Эстер тащит санки из леса, на них лежит Аксель. Она громко зовет на помощь. На ее призыв прибегают Йохан и Фред. Что с ним? Он поранился. Фред: зачем ты дал ему в руки топор? Йохан: лучше позови доктора.
Доктор оказывает помощь Акселю. Йохан: раз уж вы приехали – осмотрите и Оллу. Анна говорит: хорошему доктору понадобится отдых. Йохан: ладно, как скажете.
На ферму приезжает немецкий патруль. Герман говорит Йохану: мы поймали нарушителя. Он из Тронхейма, вроде работал на нас, но потом выяснилось, что он работал и на другую сторону. Надо его допросить. У тебя есть место? Да. Солдаты вытаскивают из машины человека с мешком на голове. Йохан говорит Эстер: и ты иди с нами, в сауну. В сауне с головы пленника снимают мешок. Эстер узнает Тора. Герман начинает избивать пленника, но его вызывают к телефону. Герман говорит Йохану и Фреду: займитесь им. Йохан протягивает Эстер дубинку: врежь ему. Представь, что это тот британец, который бросил бомбу на твоих родителей. Эстер подходит к Тору. Тот шепчет: притворись. Эстер наносит Тору несколько сильных ударов дубинкой. Йохан останавливает ее: хватит, так ты его убьешь. Эстер выходит на улицу. Ее догоняет Йохан, обнимает, поднимает над землей: ты молодец, настоящий боец! А этот деятель не доживет до утра.
Эстер одевается в форму, подаренную Йоханом. Тот говорит, что накануне выборов на ферму прибывают важные гости. И эта ферма, возможно, станет когда-нибудь твоей. В комнату на костылях входит Аксель. Отец говорит ему, что, пока в доме будут важные гости, Акселю лучше не выходить к ним. Для твоего же блага.
Йохан встречает гостей. Это эсэсовские чины и лидеры местных коллаборационистов. Йохан замечает, как Анна любезничает с Германом. Он устраивает жене скандал: думаешь, я дурак, ничего не вижу? Да с тобой может спать только пьяный или сумасшедший.
Эстер заходит в комнату Анны утешает ее, припудривает синяк, который ей поставил муж. Анна показывает Эстер кулон: мне его Герман подарил. Эстер узнает кулон своей матери.
Фред пытается напоить Эстер. Он говорит ей: эта ферма все равно будет моей, и не старайся. Эстер: да заберите ее себе.
За торжественным ужином гестаповский офицер Райхман сообщает Йохану, что он будет назначен лидером местного отделения пронацистской партии, а ферма его будет конфискована для нужд немецкой армии: все должны идти на жертвы.
Анна на кухне разговаривает с Эстер. Она говорит, что бросает мужа и утром уезжает с Германом. Эстер: не надо этого делать, Герман еще хуже, чем Йохан. Она рассказывает Анне, откуда у Германа появился кулон, который он ей подарил.
Эстер приходит на сеновал. Там лежит Аксель. Эстер говорит: надо бежать сегодня ночью, когда они все напьются. Твоя мать уезжает с Германом. Аксель: ты подменила меня возле отца! Эстер говорит, что это не так. Аксель: но я не смогу дойти до границы. Эстер: надо взять сани и лошадь. Аксель бьется в истерике. Эстер, чтобы его успокоить, затыкает ему рот поцелуем. На сеновал приходит Йохан. Что ты тут делаешь Олла? Пойдем со мной, мы сделаем из тебя мужчину.
Йохан завязывает Эстер глаза, приводит ее в сауну, там уже сидят голые мужчины. Йохан снимает повязку с Эстер, начинает снимать с нее одежду. Та сопротивляется. Йохан: у нас такой обычай, мы всех так посвящаем. Он срывает с девушки одежду, обнаруживая перед своими гостями ее половые признаки. Что это значит? Кто это? Эстер: я еврейка, а он меня прячет. Она выскакивает из бани, запирает дверь снаружи, швыряет об стену керосиновую лампу, начинается пожар.
Эстер бежит к дому, зовет Акселя. Тот выходит ей навстречу. Из бани выбирается Йохан. С ружьем в руках он идет к дому. Оттуда выходят Герман и Анна. Йохан: какая парочка! Он целится в Германа из ружья. Из бани выходит Фред. Он подходит к брату. Она – шлюха. Она всегда встречалась с ним, пока ты был в Тронхейме. Застрели его! Анна пытается остановить мужа, Фред дает ей пощечину. Вальтер стреляет во Фреда из пистолета, тот падает замертво. Вальтер целится в Йохана, на него бросается Эстер и наносит удар по руке бритвой. В этот момент Йохан стреляет в Германа и убивает его. После этого он вставляет ствол ружья себе в рот и нажимает пальцем ноги на спуск. Потрясенная Анна с рыданиями опускается на колени перед телом Германа.
Эстер и Аксель садятся в сани и уезжают с фермы. Они приближаются к замерзшему озеру. К шведской границе добраться иначе нельзя. Эстер направляет лошадь на лед. Вблизи противоположного берега сани проваливаются под лед. Аксель тонет вместе с санями и лошадью, Эстер остается жива.
Тронхейм, 1945 год. Эстер подходит к отцовской парикмахерской. Там все разбито вдребезги.
Эстер в отремонтированной парикмахерской делает прическу постоянной клиентке своего отца. По улице идет Анна. Прохожие плюют ей под ноги и называют нацистской шлюхой.
Анна входит в парикмахерскую. Клиентка Эстертоже плюет ей под ноги и называет нацистской шлюхой. Эстер прогоняет клиентку и говорит, чтобы она больше не приходила.
Анна отдает Эстер кулон. Та усаживает Анну в кресло, надевает ей на голову парик, подкрашивает губы. Они вместе смотрят в зеркало.
Отзывы