Комедийная драма "Голоса за кадром" израильского режиссера Евгения Румана ("Путешествие Игоря и журавлей"), рассказывающая о судьбе советских репатриантов в Израиле, способна пробудить у зрителей ностальгический интерес и массу воспоминаний о людях, которые оказались абсолютно потерянными после развала Страны Советов. Истории всех эмигрантов в чем-то похожи, на новой земле их ожидает масса вызовов: поиски новой работы и новых друзей, встраивание в новую языковую среду и желание перезагрузить жизнь и найти себя на новом месте, где никто не ждет. Однако в ленте Румана появляется стремление найти собственную интонацию и представить сюжет об участниках "большой алии" на оригинальной идее. В центре экранной истории, написанной Руманом совместно с оператором фильма Зивом Берковичем, оказывается возрастная семейная пара из СССР, которая подарила свои голоса при дубляже множеству голливудских и европейских фильмов. Главные герои проекта Владимир Фридман ("Оперативник", "Наёмник") и Мария Белкина (сериалы "Раскопки" и "Русалки"), прошедшие на Земле Обетованной через нечто подобное в начале 90-х, оказались для картины Румана идеальной парой со своими личными историями. Несмотря на то, что фильм Румана стал сенсацией для Израиля и вызвал ряд ностальгических ассоциаций у публики, лента, базирующаяся на запредельной сентиментальности, испытывает определенный дефицит идей и опоздала к зрителю как минимум лет на двадцать... Приметы такого далекого и одновременно близкого прошлого с его пиратскими видеопрокатами и колл-центрами с чаровницами разговорного жанра, оказывающими услуги страждущим на расстоянии, остались где-то в прошлом веке, на третьем или четвертом слое памяти. Если рассматривать историю протагонистов как способ освежить многолетние отношения в бездетном браке, где все было положено на алтарь кинематографа, то нужно ли было для этого бежать из страны, которая даже за "железным занавесом" приоткрывала для них первыми дверь в волшебный мир зарубежного кино. Как режиссер, Руман использует клише романтической комедии старой школы, заставляя становиться историю фантастической, но теряясь в нитях высказывания. Для тех, кто никогда не знал о том, как тысячами уезжали евреи из СССР после открытия границ, нарратив покажется относительно правдоподобным и достоверным. Поэтому "Голоса за кадром" притягивают внимание именно общечеловеческими настройками, когда представляют трудности двух идеалистов на новом месте, подстраивающихся под новый менталитет и старающихся сохранить свою любовь в сложных обстоятельствах.
В первых же кадрах "Голосов за кадром" Руман стремится максимально точно изобразить репатриантов с чемоданами на выходе из самолета. Надевшие на себя как можно больше вещей, они делают первые шаги по израильской земле и выглядят нелепыми и счастливыми одновременно. Лишь одна импозантная пара, Виктор (Владимир Фридман) и Рая (Мария Белкина) никуда не торопится, для героя Фридмана важно запечатлеть жена на выходе из самолета, этот классический снимок снизу вверх, мужчине важно показать значимость супруги и поймать именно это мгновение. Немного позже, когда они будут праздновать приезд на съемной квартире, можно заметить растерянность на лицах, и Виктор, и Рая с тревогой открывают новую страницу в жизни, мир, где они никого не знают, кажется для них как минимум непонятным. Они словно оказались в обстановке одного из тех фильмов, которые они озвучивали в Союзе и настроены, как минимум, на непростую драму. Встреча с одним из радиобоссов (Ян Левинзон) заставляет пару вспомнить о лучших временах, когда Виктор великолепно озвучил персонажа Кирка Дугласа в "Спартаке" Стэнли Кубрика. Лица персонажа Фридмана и его жены начинают светиться, они чувствуют себя звездами, которых любят и помнят, но работы нет... В Израиле нет такого огромного кинопроката как в СССР, нет достаточного количества публики, говорящей на русском языке, и, самое главное, нет никакого коммерческого интереса к качественному дубляжу. Первый тревожный звонок в ленте Румана прозвучит, когда характер Фридмана появится на пробах в одном из местных израильских театрах, Виктор умеет вживаться в тех персонажей, которых он озвучивает, может на память цитировать огромные куски текста, но у него нет ничего личного в игре, он словно слепок с тех, кому он отдал свой голос при дубляже. На уроке иврита, где присутствуют Рая и Виктор, царит такой поддельный оптимизм, люди с радостью делают счастливые лица и бодро рассказывают о том, как они провели время. Однако герой Фридмана мнит себя интеллектуалом, для него подобные учебные диалоги - причина для раздражения, он чувствует фальшь, чувствует собственную ненужность и мучается от невостребованности. В одной из газет Виктор находит объявление о том, что требуются женщины с приятным голосом на высокооплачиваемую работу, он видит в этом шанс для жены, которая также находится в растерянности и не знает, чем заняться. Немного позже Рая пройдет быстрое прослушивание и станет регулярно по ночам уходить в неприметный бокс в промзоне, чтобы своим голосом помогать бывшим соотечественникам получать плотское удовольствие и вести с ними разговоры по душам.
В "Голосах за кадром" Евгений Руман ведет разговор о национальной идентичности, о ее хрупких границах и создает универсальную работу, где перемещение в новую страну становится движением в сторону разочарований и где снова приходится брать себя в руки и начинать все с чистого листа. Не используя флэшбэки в качестве аргумента, постановщик показывает, что даже кажущийся крепким и стабильным брак Виктора и Раи просто обязан пройти через испытания после репатриации в Израиль. Очевидно, что на новом месте между супругами могли и должны были возникнуть напряжения, герой Фридмана до переезда был лидером в паре, для него сложно представить, что его интеллигентная жена по типажу близкая к Джульетте Мазине будет заниматься телемаркетом и "продажей духов" в сомнительное время и в сомнительном месте. В исполнении Марии Белкиной главная роль получает существенное наполнение, она сочетает в себе силу и нежелание сдаваться давящим обстоятельствам, любовь к жизни сочетается в ней с порядочностью. Виктор, будучи убежденным перфекционистом, не в силах смириться с тем, что ему приходится растрачивать себя на озвучку пиратского видео для подпольного проката. Кинематограф, которому характер Фридмана так преданно служил все эти годы, поворачивается к нему спиной. Роль Виктора удивляет тем, насколько может мужчина быть предан профессии и своей жене, и в то же самое время отталкивает своей внутренней близорукостью, когда не замечает, что его продолжительный брак начал трещать по швам, а он из импозантного красавца превратился в запыхавшегося расклейщика афиш. То, что Руман оставляет мотивацию протагонистов за скобками, превращает иммигрантов в заложников судьбы, которые играют по прибытии с ней в своеобразную рулетку. Поиск материальной и духовной точек опоры на новом месте заканчиваются предсказуемыми провалами, хотя как не в экстремальной ситуации найти возможность освежить чувства и понять что-то важное для себя. Характер Белкиной в этом плане оказывается более тонким и тщательно прописанным, разыгрывая множество ролей на новой работе для мужчин, желающих потешить свое либидо и пролить неизвестной свои полуночные откровения, Рая осознает, что она - слишком артистична и талантлива для того, чтобы в очередной раз разыгрывать из себя 22-летнюю девственницу. Актриса так представляет свою роль, что ее нежность начинает конкурировать с ее внутренней силой, Рая великолепна как мастер своего дела и обладает удивительной сущностью, у нее есть удивительная женская душа с неповторимой эмпатией.
Ностальгия по миру, который исчез без надежд на возвращение, становится еще одним камертоном для настройки "Голосов за кадром" Румана, постановщик пытается сформулировать для зрителей что-то такое, на уровне ощущений, когда ожидание спокойной старости и достойной работы сменяются унизительными диссонансами для людей, которые прошли, как им кажется, свою точку невозврата. Персонажи проекта могут быть поделены в неравных пропорциях на тех, кто уже привык мыслить циничными категориями жестокой реальности, и тех, кто вызывает чувства своей печалью. Далеко не случайно, что Рая и Виктор привлекают внимание именно своей подлинностью, они настоящие и не готовы к ужимкам ради выживания. Однако даже будучи такой "белой вороной" на новой родине героиня Белкиной раскрывает в себе те черты, которые вызывают настоящее уважение, она ранима и способна к самопожервованию, в отличие от мужа-эгоиста Виктора, Рая способна быть реалисткой. Персонаж Фридмана, поклонник Феллини, на протяжении всего фильма находится на пути постижения той страны, куда он эмигрировал с женой. Постановщик словно заставляет Виктора учиться ходить заново, заставляет его искать свой путь на Земле Обетованной, постигать его и заново познавать не только самого себя, но и свою любовь к Рае. Далеко не случайно, что кульминация ленты происходит в кинотеатре, святом для главных героев месте, где можно надеяться на примирение кинематографической пары и где один долгий поцелуй будет выглядеть абсолютно сюрреалистично среди зрителей в противогазах, пришедших посмотреть только что вышедший в прокат "Голос луны" Феллини. Открытый финал оставляет зрителям надежду, что Виктор и Рая не будут разменивать свою любовь и наконец-то смогут встроиться после такой перезагрузки в социум. Поэтому "Голоса за кадром" играют со зрителями в своеобразную игру, лишь иногда удивляя деталями и поворотами сюжета, и оказываются фильмом, где есть колорит погружения и сильная актерская игра, но нет ярко выраженного режиссерского высказывания самого Румана, который вроде бы рассказывает о поиске новых корней и в то же самое время не продвигается дальше чувственного дискомфорта двух пожилых людей.
7
,1
2019, Комедии
84 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Комедийная драма "Голоса за кадром" израильского режиссера Евгения Румана ("Путешествие Игоря и журавлей"), рассказывающая о судьбе советских репатриантов в Израиле, способна пробудить у зрителей ностальгический интерес и массу воспоминаний о людях, которые оказались абсолютно потерянными после развала Страны Советов. Истории всех эмигрантов в чем-то похожи, на новой земле их ожидает масса вызовов: поиски новой работы и новых друзей, встраивание в новую языковую среду и желание перезагрузить жизнь и найти себя на новом месте, где никто не ждет. Однако в ленте Румана появляется стремление найти собственную интонацию и представить сюжет об участниках "большой алии" на оригинальной идее. В центре экранной истории, написанной Руманом совместно с оператором фильма Зивом Берковичем, оказывается возрастная семейная пара из СССР, которая подарила свои голоса при дубляже множеству голливудских и европейских фильмов. Главные герои проекта Владимир Фридман ("Оперативник", "Наёмник") и Мария Белкина (сериалы "Раскопки" и "Русалки"), прошедшие на Земле Обетованной через нечто подобное в начале 90-х, оказались для картины Румана идеальной парой со своими личными историями. Несмотря на то, что фильм Румана стал сенсацией для Израиля и вызвал ряд ностальгических ассоциаций у публики, лента, базирующаяся на запредельной сентиментальности, испытывает определенный дефицит идей и опоздала к зрителю как минимум лет на двадцать... Приметы такого далекого и одновременно близкого прошлого с его пиратскими видеопрокатами и колл-центрами с чаровницами разговорного жанра, оказывающими услуги страждущим на расстоянии, остались где-то в прошлом веке, на третьем или четвертом слое памяти. Если рассматривать историю протагонистов как способ освежить многолетние отношения в бездетном браке, где все было положено на алтарь кинематографа, то нужно ли было для этого бежать из страны, которая даже за "железным занавесом" приоткрывала для них первыми дверь в волшебный мир зарубежного кино. Как режиссер, Руман использует клише романтической комедии старой школы, заставляя становиться историю фантастической, но теряясь в нитях высказывания. Для тех, кто никогда не знал о том, как тысячами уезжали евреи из СССР после открытия границ, нарратив покажется относительно правдоподобным и достоверным. Поэтому "Голоса за кадром" притягивают внимание именно общечеловеческими настройками, когда представляют трудности двух идеалистов на новом месте, подстраивающихся под новый менталитет и старающихся сохранить свою любовь в сложных обстоятельствах. В первых же кадрах "Голосов за кадром" Руман стремится максимально точно изобразить репатриантов с чемоданами на выходе из самолета. Надевшие на себя как можно больше вещей, они делают первые шаги по израильской земле и выглядят нелепыми и счастливыми одновременно. Лишь одна импозантная пара, Виктор (Владимир Фридман) и Рая (Мария Белкина) никуда не торопится, для героя Фридмана важно запечатлеть жена на выходе из самолета, этот классический снимок снизу вверх, мужчине важно показать значимость супруги и поймать именно это мгновение. Немного позже, когда они будут праздновать приезд на съемной квартире, можно заметить растерянность на лицах, и Виктор, и Рая с тревогой открывают новую страницу в жизни, мир, где они никого не знают, кажется для них как минимум непонятным. Они словно оказались в обстановке одного из тех фильмов, которые они озвучивали в Союзе и настроены, как минимум, на непростую драму. Встреча с одним из радиобоссов (Ян Левинзон) заставляет пару вспомнить о лучших временах, когда Виктор великолепно озвучил персонажа Кирка Дугласа в "Спартаке" Стэнли Кубрика. Лица персонажа Фридмана и его жены начинают светиться, они чувствуют себя звездами, которых любят и помнят, но работы нет... В Израиле нет такого огромного кинопроката как в СССР, нет достаточного количества публики, говорящей на русском языке, и, самое главное, нет никакого коммерческого интереса к качественному дубляжу. Первый тревожный звонок в ленте Румана прозвучит, когда характер Фридмана появится на пробах в одном из местных израильских театрах, Виктор умеет вживаться в тех персонажей, которых он озвучивает, может на память цитировать огромные куски текста, но у него нет ничего личного в игре, он словно слепок с тех, кому он отдал свой голос при дубляже. На уроке иврита, где присутствуют Рая и Виктор, царит такой поддельный оптимизм, люди с радостью делают счастливые лица и бодро рассказывают о том, как они провели время. Однако герой Фридмана мнит себя интеллектуалом, для него подобные учебные диалоги - причина для раздражения, он чувствует фальшь, чувствует собственную ненужность и мучается от невостребованности. В одной из газет Виктор находит объявление о том, что требуются женщины с приятным голосом на высокооплачиваемую работу, он видит в этом шанс для жены, которая также находится в растерянности и не знает, чем заняться. Немного позже Рая пройдет быстрое прослушивание и станет регулярно по ночам уходить в неприметный бокс в промзоне, чтобы своим голосом помогать бывшим соотечественникам получать плотское удовольствие и вести с ними разговоры по душам. В "Голосах за кадром" Евгений Руман ведет разговор о национальной идентичности, о ее хрупких границах и создает универсальную работу, где перемещение в новую страну становится движением в сторону разочарований и где снова приходится брать себя в руки и начинать все с чистого листа. Не используя флэшбэки в качестве аргумента, постановщик показывает, что даже кажущийся крепким и стабильным брак Виктора и Раи просто обязан пройти через испытания после репатриации в Израиль. Очевидно, что на новом месте между супругами могли и должны были возникнуть напряжения, герой Фридмана до переезда был лидером в паре, для него сложно представить, что его интеллигентная жена по типажу близкая к Джульетте Мазине будет заниматься телемаркетом и "продажей духов" в сомнительное время и в сомнительном месте. В исполнении Марии Белкиной главная роль получает существенное наполнение, она сочетает в себе силу и нежелание сдаваться давящим обстоятельствам, любовь к жизни сочетается в ней с порядочностью. Виктор, будучи убежденным перфекционистом, не в силах смириться с тем, что ему приходится растрачивать себя на озвучку пиратского видео для подпольного проката. Кинематограф, которому характер Фридмана так преданно служил все эти годы, поворачивается к нему спиной. Роль Виктора удивляет тем, насколько может мужчина быть предан профессии и своей жене, и в то же самое время отталкивает своей внутренней близорукостью, когда не замечает, что его продолжительный брак начал трещать по швам, а он из импозантного красавца превратился в запыхавшегося расклейщика афиш. То, что Руман оставляет мотивацию протагонистов за скобками, превращает иммигрантов в заложников судьбы, которые играют по прибытии с ней в своеобразную рулетку. Поиск материальной и духовной точек опоры на новом месте заканчиваются предсказуемыми провалами, хотя как не в экстремальной ситуации найти возможность освежить чувства и понять что-то важное для себя. Характер Белкиной в этом плане оказывается более тонким и тщательно прописанным, разыгрывая множество ролей на новой работе для мужчин, желающих потешить свое либидо и пролить неизвестной свои полуночные откровения, Рая осознает, что она - слишком артистична и талантлива для того, чтобы в очередной раз разыгрывать из себя 22-летнюю девственницу. Актриса так представляет свою роль, что ее нежность начинает конкурировать с ее внутренней силой, Рая великолепна как мастер своего дела и обладает удивительной сущностью, у нее есть удивительная женская душа с неповторимой эмпатией. Ностальгия по миру, который исчез без надежд на возвращение, становится еще одним камертоном для настройки "Голосов за кадром" Румана, постановщик пытается сформулировать для зрителей что-то такое, на уровне ощущений, когда ожидание спокойной старости и достойной работы сменяются унизительными диссонансами для людей, которые прошли, как им кажется, свою точку невозврата. Персонажи проекта могут быть поделены в неравных пропорциях на тех, кто уже привык мыслить циничными категориями жестокой реальности, и тех, кто вызывает чувства своей печалью. Далеко не случайно, что Рая и Виктор привлекают внимание именно своей подлинностью, они настоящие и не готовы к ужимкам ради выживания. Однако даже будучи такой "белой вороной" на новой родине героиня Белкиной раскрывает в себе те черты, которые вызывают настоящее уважение, она ранима и способна к самопожервованию, в отличие от мужа-эгоиста Виктора, Рая способна быть реалисткой. Персонаж Фридмана, поклонник Феллини, на протяжении всего фильма находится на пути постижения той страны, куда он эмигрировал с женой. Постановщик словно заставляет Виктора учиться ходить заново, заставляет его искать свой путь на Земле Обетованной, постигать его и заново познавать не только самого себя, но и свою любовь к Рае. Далеко не случайно, что кульминация ленты происходит в кинотеатре, святом для главных героев месте, где можно надеяться на примирение кинематографической пары и где один долгий поцелуй будет выглядеть абсолютно сюрреалистично среди зрителей в противогазах, пришедших посмотреть только что вышедший в прокат "Голос луны" Феллини. Открытый финал оставляет зрителям надежду, что Виктор и Рая не будут разменивать свою любовь и наконец-то смогут встроиться после такой перезагрузки в социум. Поэтому "Голоса за кадром" играют со зрителями в своеобразную игру, лишь иногда удивляя деталями и поворотами сюжета, и оказываются фильмом, где есть колорит погружения и сильная актерская игра, но нет ярко выраженного режиссерского высказывания самого Румана, который вроде бы рассказывает о поиске новых корней и в то же самое время не продвигается дальше чувственного дискомфорта двух пожилых людей.