Яркая дебютная работа "Ад по соседству" режиссера и сценариста Дэвида Мармора принадлежит к тем хоррорам, где автор старается не столько напугать зрителей, сколько донести до них личное высказывание при помощи жанровых стыков. Постановщику явно интересно моделировать небольшие человеческие сообщества и отношения внутри них, добавляя в нарратив черты антиутопии и социальной драмы и проводя с главной героиней (Николь Брайдон Блум, сериалы "Город героев: Новая история" и "Любовники") жестокие психологические эксперименты по деформации ее личности. Снятая на очень скромном бюджете, клаустрофобная и давящая местами на психику лента Мармора прошла через несколько фестивалей в прошлом году и запоздало резонирует со сходными по концепту "Солнцестоянием" Ари Астера и "Лобстером" Йоргоса Лантимоса. Тревоги настоящего времени, конспирологи во вполне чистом и респектабельном районе Лос-Анджелеса, странные сектанты и старающиеся казаться благочестивыми общинники - вот достойный набор для начинающего автора, который объединяет все это внутри одного ничем не примечательного доходного дома и поливает сверху наползающим страхом и полной неизвестностью в отношении развития сюжета. У Мармора временами даже проскакивают временами тоталитарные нотки, когда он напирает на заботящуюся о своих членах микросреду, где не должны возникать вопросы относительно подчинения и пренебрежения личным ради общественного блага. Постановщик без большого количества крови манипулирует общими страхами и скрупулезно выискивает уязвимые души, которые могут отказаться от всего ради вхождения в новую "семью". Конечно, есть некоторая странность у Мармора и отставание от феминистских установок, что дуче-домовладелец (Тейлор Николс, сериалы "Перри Мейсон" и "Новичок") является представителем мужского пола и отстаивает обновленные идеи комфорта через призму патриархата, но это уже мелкие детали. Кто бы мог подумать, что в L.A., самом сердце либерализма и демократических взглядов, окопаются подобные властолюбивые ортодоксы, опутывая своими сетями и без всякой жалости форматируя амбициозных простушек, приехавших за американской мечтой, ветеранов с посттравматическим синдром и одиноких отставных киноактрис. Поэтому "Ад по соседству" откровенно глумится над теми, кто заблудился, питает иллюзии, сошел с пути или же находится в плену ностальгических воспоминаний, в сочетании с проецированием на персонажей стокгольмского синдрома это производит эффект и надолго остается в памяти как отдельными сценами, так целостным ощущением разрушительного для общего блага ужаса.
Ничем не примечательный многоквартирный дом с большим внутренним двориком в тихом и комфортном районе Лос-Анджелеса, который Мармор показывает в самом начале "Ада по соседству", является той самой базовой локацией, где происходит большая часть действия фильма. Арендаторы жилья, проводящие время за вынесенными на улицу столами, внешне выглядят как абсолютно довольные жизнью люди. Все улыбаются, приветливы и светятся изнутри от благодушия и спокойствия. Когда на залитой солнцем улице оказывается Сара (Николь Брайдон Блум), решившая жить отдельно от отца, то она удивлена, что в таком приличном месте все еще есть свободные площади. Для отъезда у героини Блум были свои причины: ее мать не так давно умерла от рака, во время болезни отец (Алан Блюменфилд, сериалы "Космические силы" и "Второй шанс Кэрол") нашел утешение в объятиях навещавшей медсестры, а девушка так и не смогла рассказать умершей всю правду об измене пока та еще была жива. Психологическая травма и желание начать все с чистого листа в городе, где она никого не знает делают принимающую антидепрессанты Сару особенно уязвимой, из-за этого приветливые обитатели "Дома возле моря" кажутся ей абсолютно идиллическими персонажами, в существование которых даже трудно поверить. В протагонистке сочетаются неуверенность и удивление, когда она оказывается среди многих любопытных на показе освободившихся апартаментов. От управляющего Джерри (Тейлор Николс) персонаж Блум узнает, что нанимателям запрещено курить и заводить домашних животных, также она видит наспех заделанные следы на стенах и вмонтированную в потолок систему видеонаблюдения. Приезжая мечтает сделать карьеру в Голливуде и стать художником по костюмам, милая семейная атмосфера буквально разлитая в воздухе заставляет ее солгать, чтобы произвести впечатление на героя Николса. Сара не спешит рассказывать, что кроме швейной машинки и альбомов с рисунками моделей, она также прихватила от папаши еще и здоровенного рыжего кота, с которым не смогла расстаться. С карьерой у характера Блум складывается пока не все так радужно, она устраивается на работу в юридический офис, где знакомится с разбитной и острой на язык секретаршей Лизой (Селеста А. Салливан), которая дает новенькой ценные советы по выживанию в новой и токсичной среде. Неожиданно для себя Сара узнает, что ее заявка на заселение одобрена, как выяснится немного позже, не обошлось без участия смазливого и дружелюбного Брайана (Джиллз Мэттхи, "Ford против Ferrari", "Под водой"), который сразу же начал оказывать знаки внимания девушке после ее переезда.
Общая установка "Ада по соседству", где, на первый взгляд, показано к чему может привести слишком откровенная погоня за американской мечтой, у Дэвида Мармора оказывается обманчивой и трансформируется в большое количество культурных комментариев разного рода. Постановщик использует стандартную драматургию фильма ужасов, чтобы декларировать, пробежаться пунктиром и подвести жирную черту относительно того, что тревожит общество, где безудержно промываются мозги, безумие начинает приобретать коллективное начало, а сознательная сдача самих себя в плен закрытого и жестокого сообщества гарантирует счастливый билет и спасение от одиночества. Сара, являющаяся идеальной жертвой для этого добродетельного капкана, где все шпионят друг за другом и лишены частной жизни, вынуждена маскироваться и мимикрировать ради призрака свободы в открытом финале. Мармор успешно использует метафору о разрушающемся от своего эгоизма социуме, чтобы показать как быстро при помощи нескольких моральных постулатов и психотропных инъекций могут измениться ключевые представления тех, кто обрел новую "семью". Режиссура Мармора такова, что он буквально по шагам проводит героиню Блум через процесс, в котором личность протагонистки сначала грубо ломается и далее движется по пути погружения в трясину культа, где ей уготована роль преданного винтика, который навсегда будет вкручен в механизм комьюнити с очень прагматичными представлениями о браке. К очевидным заслугам постановщика можно отнести своеобразный саспенс и отсутствие предсказуемых экранных арок для центральных персонажей. Не вызывает сомнений, что модель саентологической церкви, имеющая в Америке очень сильные позиции, послужила для Мармора источником вдохновения для реализации нарратива, имеющего остроту истории, связанной с громкими скандалами и газетными заголовками. После психологической и идеологической обработки традиционный для хоррора рассказ о выживании получает свои обличительные смыслы и переводит все в плоскость того, как пойманная на собственной уязвимости главная героиня оказывается в здании, функционирующем и визуально напоминающем особенную тюрьму, где даже эвтаназия для престарелой актрисы превращается в своеобразный духовный акт. Авторская разработка характеров Мармором удивляет, внешне очень похожие на людей призраки управляются теми, кто по-человечески циничен и склонен к манипулированию.
Перегруженность "Ада по соседству" удается Мармору в полной мере, мир, где садисткие сцены с участием Сары и ее мучителей то ли апеллируют к распятию Христа, то ли показывают путь к спасению через боль и натуралистические зарисовки во втором акте. Благодаря проникающим через любую дверь грубости и жестокости, режиссер находит способ для оправдания экранной личности главной героини и делает все для показа ее мнимой слабости, что выглядит как тщательно спланированные ошибки в истории персонажа Блум. Очень своеобразно Мармор управляет тем, что настоящий ужас находится внутри неизвестности, а подлинная правда становится для Сары настоящим непрекращающимся кошмаром. Ложная установка, которая направляет развитие сюжета как типичного проекта о похищении и истязании жертвы, оказывается намеренно поверхностной, постановщик приостанавливает темп и обрекает зрителей на сопереживание физическим и психологическим мукам протагонистки. Каждая слезинка по лицу характера Блум, каждая капля крови преподносятся эстетически совершенно, актерская игра в этих сценах невероятна, она заставляет чувствовать каждое мгновение боли. Так или иначе парафраз Мармора на "Ребенка Розмари" Романа Полански получает свое развитие именно благодаря тому, что из замкнутых пространств хоррор представляет новый взгляд на экстремальность, которая спроектирована математически точно и не допускает в себе место для хаоса. Режиссерский социальный комментарий настаивает на том, что гаджеты и социальные сети ведут к отрыву от естественных связей, одиночество только усиливает беспомощность, и никто это не в силах остановить. Однако появление квазирелигии у Мармора показывает всю силу мысли о том, что человек в единственном числе обречен в первую очередь на внутреннюю гибель. Героиня Блум, воспитанная в соответствии с ценностями общества, где нужно в любой момент рассчитывать только на себя, оказывается в полной беспомощности там, где правят другие законы и совсем не стыдно доносить на тех, кто позволяет себе усомниться в жизнеспособности такого прихотливо разработанного социального кластера. Поэтому "Ад по соседству" удивляет своей дерзостью по части мрачности, намеренно воплощенной в холодную стерильность пространств, так отбрасывается прекрасное ради ужасного, когда при просмотре не покидает чувство огромной пустоты и сильных ощущений от оригинальной экспрессии Дэвида Мармора, полагающегося в большей степени на спасительную силу инстинктов.
5
,7
2019, США, Драмы
86 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Яркая дебютная работа "Ад по соседству" режиссера и сценариста Дэвида Мармора принадлежит к тем хоррорам, где автор старается не столько напугать зрителей, сколько донести до них личное высказывание при помощи жанровых стыков. Постановщику явно интересно моделировать небольшие человеческие сообщества и отношения внутри них, добавляя в нарратив черты антиутопии и социальной драмы и проводя с главной героиней (Николь Брайдон Блум, сериалы "Город героев: Новая история" и "Любовники") жестокие психологические эксперименты по деформации ее личности. Снятая на очень скромном бюджете, клаустрофобная и давящая местами на психику лента Мармора прошла через несколько фестивалей в прошлом году и запоздало резонирует со сходными по концепту "Солнцестоянием" Ари Астера и "Лобстером" Йоргоса Лантимоса. Тревоги настоящего времени, конспирологи во вполне чистом и респектабельном районе Лос-Анджелеса, странные сектанты и старающиеся казаться благочестивыми общинники - вот достойный набор для начинающего автора, который объединяет все это внутри одного ничем не примечательного доходного дома и поливает сверху наползающим страхом и полной неизвестностью в отношении развития сюжета. У Мармора временами даже проскакивают временами тоталитарные нотки, когда он напирает на заботящуюся о своих членах микросреду, где не должны возникать вопросы относительно подчинения и пренебрежения личным ради общественного блага. Постановщик без большого количества крови манипулирует общими страхами и скрупулезно выискивает уязвимые души, которые могут отказаться от всего ради вхождения в новую "семью". Конечно, есть некоторая странность у Мармора и отставание от феминистских установок, что дуче-домовладелец (Тейлор Николс, сериалы "Перри Мейсон" и "Новичок") является представителем мужского пола и отстаивает обновленные идеи комфорта через призму патриархата, но это уже мелкие детали. Кто бы мог подумать, что в L.A., самом сердце либерализма и демократических взглядов, окопаются подобные властолюбивые ортодоксы, опутывая своими сетями и без всякой жалости форматируя амбициозных простушек, приехавших за американской мечтой, ветеранов с посттравматическим синдром и одиноких отставных киноактрис. Поэтому "Ад по соседству" откровенно глумится над теми, кто заблудился, питает иллюзии, сошел с пути или же находится в плену ностальгических воспоминаний, в сочетании с проецированием на персонажей стокгольмского синдрома это производит эффект и надолго остается в памяти как отдельными сценами, так целостным ощущением разрушительного для общего блага ужаса. Ничем не примечательный многоквартирный дом с большим внутренним двориком в тихом и комфортном районе Лос-Анджелеса, который Мармор показывает в самом начале "Ада по соседству", является той самой базовой локацией, где происходит большая часть действия фильма. Арендаторы жилья, проводящие время за вынесенными на улицу столами, внешне выглядят как абсолютно довольные жизнью люди. Все улыбаются, приветливы и светятся изнутри от благодушия и спокойствия. Когда на залитой солнцем улице оказывается Сара (Николь Брайдон Блум), решившая жить отдельно от отца, то она удивлена, что в таком приличном месте все еще есть свободные площади. Для отъезда у героини Блум были свои причины: ее мать не так давно умерла от рака, во время болезни отец (Алан Блюменфилд, сериалы "Космические силы" и "Второй шанс Кэрол") нашел утешение в объятиях навещавшей медсестры, а девушка так и не смогла рассказать умершей всю правду об измене пока та еще была жива. Психологическая травма и желание начать все с чистого листа в городе, где она никого не знает делают принимающую антидепрессанты Сару особенно уязвимой, из-за этого приветливые обитатели "Дома возле моря" кажутся ей абсолютно идиллическими персонажами, в существование которых даже трудно поверить. В протагонистке сочетаются неуверенность и удивление, когда она оказывается среди многих любопытных на показе освободившихся апартаментов. От управляющего Джерри (Тейлор Николс) персонаж Блум узнает, что нанимателям запрещено курить и заводить домашних животных, также она видит наспех заделанные следы на стенах и вмонтированную в потолок систему видеонаблюдения. Приезжая мечтает сделать карьеру в Голливуде и стать художником по костюмам, милая семейная атмосфера буквально разлитая в воздухе заставляет ее солгать, чтобы произвести впечатление на героя Николса. Сара не спешит рассказывать, что кроме швейной машинки и альбомов с рисунками моделей, она также прихватила от папаши еще и здоровенного рыжего кота, с которым не смогла расстаться. С карьерой у характера Блум складывается пока не все так радужно, она устраивается на работу в юридический офис, где знакомится с разбитной и острой на язык секретаршей Лизой (Селеста А. Салливан), которая дает новенькой ценные советы по выживанию в новой и токсичной среде. Неожиданно для себя Сара узнает, что ее заявка на заселение одобрена, как выяснится немного позже, не обошлось без участия смазливого и дружелюбного Брайана (Джиллз Мэттхи, "Ford против Ferrari", "Под водой"), который сразу же начал оказывать знаки внимания девушке после ее переезда. Общая установка "Ада по соседству", где, на первый взгляд, показано к чему может привести слишком откровенная погоня за американской мечтой, у Дэвида Мармора оказывается обманчивой и трансформируется в большое количество культурных комментариев разного рода. Постановщик использует стандартную драматургию фильма ужасов, чтобы декларировать, пробежаться пунктиром и подвести жирную черту относительно того, что тревожит общество, где безудержно промываются мозги, безумие начинает приобретать коллективное начало, а сознательная сдача самих себя в плен закрытого и жестокого сообщества гарантирует счастливый билет и спасение от одиночества. Сара, являющаяся идеальной жертвой для этого добродетельного капкана, где все шпионят друг за другом и лишены частной жизни, вынуждена маскироваться и мимикрировать ради призрака свободы в открытом финале. Мармор успешно использует метафору о разрушающемся от своего эгоизма социуме, чтобы показать как быстро при помощи нескольких моральных постулатов и психотропных инъекций могут измениться ключевые представления тех, кто обрел новую "семью". Режиссура Мармора такова, что он буквально по шагам проводит героиню Блум через процесс, в котором личность протагонистки сначала грубо ломается и далее движется по пути погружения в трясину культа, где ей уготована роль преданного винтика, который навсегда будет вкручен в механизм комьюнити с очень прагматичными представлениями о браке. К очевидным заслугам постановщика можно отнести своеобразный саспенс и отсутствие предсказуемых экранных арок для центральных персонажей. Не вызывает сомнений, что модель саентологической церкви, имеющая в Америке очень сильные позиции, послужила для Мармора источником вдохновения для реализации нарратива, имеющего остроту истории, связанной с громкими скандалами и газетными заголовками. После психологической и идеологической обработки традиционный для хоррора рассказ о выживании получает свои обличительные смыслы и переводит все в плоскость того, как пойманная на собственной уязвимости главная героиня оказывается в здании, функционирующем и визуально напоминающем особенную тюрьму, где даже эвтаназия для престарелой актрисы превращается в своеобразный духовный акт. Авторская разработка характеров Мармором удивляет, внешне очень похожие на людей призраки управляются теми, кто по-человечески циничен и склонен к манипулированию. Перегруженность "Ада по соседству" удается Мармору в полной мере, мир, где садисткие сцены с участием Сары и ее мучителей то ли апеллируют к распятию Христа, то ли показывают путь к спасению через боль и натуралистические зарисовки во втором акте. Благодаря проникающим через любую дверь грубости и жестокости, режиссер находит способ для оправдания экранной личности главной героини и делает все для показа ее мнимой слабости, что выглядит как тщательно спланированные ошибки в истории персонажа Блум. Очень своеобразно Мармор управляет тем, что настоящий ужас находится внутри неизвестности, а подлинная правда становится для Сары настоящим непрекращающимся кошмаром. Ложная установка, которая направляет развитие сюжета как типичного проекта о похищении и истязании жертвы, оказывается намеренно поверхностной, постановщик приостанавливает темп и обрекает зрителей на сопереживание физическим и психологическим мукам протагонистки. Каждая слезинка по лицу характера Блум, каждая капля крови преподносятся эстетически совершенно, актерская игра в этих сценах невероятна, она заставляет чувствовать каждое мгновение боли. Так или иначе парафраз Мармора на "Ребенка Розмари" Романа Полански получает свое развитие именно благодаря тому, что из замкнутых пространств хоррор представляет новый взгляд на экстремальность, которая спроектирована математически точно и не допускает в себе место для хаоса. Режиссерский социальный комментарий настаивает на том, что гаджеты и социальные сети ведут к отрыву от естественных связей, одиночество только усиливает беспомощность, и никто это не в силах остановить. Однако появление квазирелигии у Мармора показывает всю силу мысли о том, что человек в единственном числе обречен в первую очередь на внутреннюю гибель. Героиня Блум, воспитанная в соответствии с ценностями общества, где нужно в любой момент рассчитывать только на себя, оказывается в полной беспомощности там, где правят другие законы и совсем не стыдно доносить на тех, кто позволяет себе усомниться в жизнеспособности такого прихотливо разработанного социального кластера. Поэтому "Ад по соседству" удивляет своей дерзостью по части мрачности, намеренно воплощенной в холодную стерильность пространств, так отбрасывается прекрасное ради ужасного, когда при просмотре не покидает чувство огромной пустоты и сильных ощущений от оригинальной экспрессии Дэвида Мармора, полагающегося в большей степени на спасительную силу инстинктов.