Может ли обычный человек стать героем? Безусловно. Особенно если он собственными руками создаёт то, без чего не могут прожить другие. Печёт хлеб, разводит рыбу, собирает мебель или варит сталь. Спасает жизни или собирает самолёты. Кинокартина рассказывает истории нескольких людей, труд которых почти не ценят, но именно они делают наш мир возможным.
Героями проекта режиссёра Евгения Григорьева стали машинист экскаватора, металлург, газорезчица, инженер-протезист, модельеры колодок и многие другие. Все они умеют что-то делать своими руками на профессиональном уровне. Некоторые из них тридцать лет проработали на одном заводе, некоторые – резко сменили сферу деятельности, отказавшись от офиса и привычного образа жизни. Так, например, бывший пиарщик Игорь стал изготавливать мебель на заказ, а молодой американец Джастас купил землю на Алтае, чтобы создать фермерское хозяйство. Каждая новелла, снятая режиссёрами из разных городов, позволяет заглянуть за кулисы чьих-то трудовых будней, полных и забот, и сложностей, и простого счастья творения. Посмотреть документальный фильм «Руками» можно онлайн.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Документальные, Русские |
Премьера в мире | 1 января 2020 |
Время | 1 ч. 8 мин. |
Режиссёры | Евгений Григорьев |
---|---|
Продюсеры | Евгений Григорьев, Виктория Лупик, Наталья Фролова |
Сценаристы | Евгений Григорьев |
Операторы | Артем Анисимов, Егор Мясников, Аркадий Шаповалов, Кирилл Колотухин, Александр Собенин, Андрей Ветошкин, Кирилл Димов |
Композиторы | Сергей Бобунец |
Вступительные титры. Этот фильм снят режиссерами из разных уголков России. Единственное, что их объединяет – это художественный замысел картины.
Крупным планом показаны руки людей, которые что-то делают: месят глину, строгают доску, делают массаж.
Говорит Маша Козлова. Меня как режиссера пригласили участвовать в очень интересном документальном проекте. Фильм посвящается людям, которые что-то делают своими руками. И все эти люди – счастливы, как бы это не показалось парадоксальным. Ведь у них самые простые жизненные устремления. И я подумала: а со мной что не так? Ведь я до сих пор ищу компоненты счастья.
Фильм Марины Козловой «Компоненты счастья». Попытка № 1.
Обувная фабрика. Козлова задает работникам вопрос: что для вас является самой большой ценностью в жизни? Никто ей ответить не может. Козлова говорит, что день у нее выдался нелегкий. С одной стороны, ей было интересно, для нее организовали экскурсию по фабрике, она познакомилась с людьми, которые своими руками мастерят колодки для изготовления обуви. Но нужного человека ей найти не удалось.
Фильм Андрея Ананина «Клещи». Титры: 23 месяца назад.
Фермер Джастас сообщает режиссеру радостную новость: он, наконец-то, получил документы на право владения землей на Алтае. При помощи трактора по бездорожью тащат грузовик с большим контейнером.
Титры: 17 месяцев назад. Фермер с радостным хохотом катается по лугу на телеге, запряженной парой лошадей.
Титры: 10 месяцев назад. Джастас, его жена и трое маленьких детей по телефону разговаривают с живущими с США родственниками. Джастас говорит, что главная задача для него сейчас – закончить строительство бани, потом надо построить коровник и доильный зал с жилым помещением наверху. Не знаю, сколько мы все это будем делать, но, надеюсь, за год управимся.
Джастас показывает режиссеру план фермы на мониторе компьютера. Это – ферма моей мечты, план сверху. А вот это мы с Ребеккой на повозке, мы ведь решили перемещаться только на конной тяге. А вот тут у нас будет жилая зона.
Джастас показывает режиссеру огород: так, небольшой, всего на 17 соток. А вот это – павильон. Или, по-русски, беседка. А здесь у нас оборудован двухместный тубзик.
Титры: 7 месяцев назад. Джастас на своей ферме принимает гостей. Он говорит, что очень жаден до земли. Я хотел для реализации своей мечты купить 60 гектаров, но как-то так получилось, что я приобрел 100 гектаров. В прошлом году мы отстали от регламента, снег лег слишком рано, поэтому мы не успели сделать все, что планировали. Но зато в этом году работаем хорошо. Вот сейчас баню строить будем. Гости говорят, что с постройкой бани они управятся за три дня.
Начинается работа.
Закадровый голос Джастаса. В России сейчас отсутствует фермерская культура. Когда-то были колхозы, но их развалили. Поэтому современный фермер в России – это городской житель. ОН смотрит на западные модели построения фермерского хозяйства и думает: а почему бы не сделать так же и у нас?
Титры: наши дни. Джастас лежит на больничной койке под капельницей. Его укусил клещ.
Джастас беседует с врачом. Ему сообщают, что он страдает от астенического синдрома и от астмы. Ваши рекомендации, доктор? Не надо себя перегружать. Постарайтесь поменьше работать, побольше отдыхать, поменьше смотрите телевизор, не играйте много в компьютерные игры, кофе много пить вам не рекомендуется, а в остальном – живите обычной жизнью.
Джастас возвращается на ферму. Он говорит, что теперь поздно сожалеть о случившемся. Да, надо было беречься, но что теперь об этом говорить. Самое страшное, что с тобой может случиться – ты просто умрешь. Хуже уже не будет. Джастас хохочет над собственной шуткой.
Фильм Марины Козловой «Компоненты счастья». Попытка № 2.
Козлова посещает кирпичный завод. Она просит одного из работников рассказать о своей жизни.
Да у меня все, как обычно. Папу убили, мама, как об этом узнала – так и «повешалась». Остались мы втроем, я и две старшие сестры. Потом мы похоронили одну сестру, потом я жил у бабушки. Устроился сюда работать, здесь и познакомился со своей супругой. А дальше – как обычно, дети, работа, семья, снова работа.
Фильм Марины Козловой «Компоненты счастья». Попытка № 3.
Козлова посещает спевку любительского хора в красном уголке промышленного предприятия. Потом она беседует с работницей завода. Я пришла на завод, когда мне было 23 года. А сейчас уже скоро 63 будет.
Рассказывает Козлова. Вообще-то у нее муж был газорезчик. Она техникум закончила, специальности никакой у нее не было. И она пошла работать вместе с мужем. Вот так раньше люди жили. Я сделала вывод: надо жить проще.
Фильм Никиты Добрынина «Перемена участи».
Мужчина просыпается, умывается, завтракает, идет на работу. Он заходит в мастерскую, подходит к верстаку, начинает трудиться над изготовлением металлической рамы.
Закадровый голос. Мне захотелось заниматься чем-то таким, что приносило бы осязаемый результат, чтобы я мог приносить пользу людям. То, чем я занимался по своей основной специальности, такого результата не давало. Я был пиарщиком. Треплешься и треплешься в угоду сильным мира сего. Я изготовил несколько вещей: два стула и люстру для кафетерия. Так я получил свой первый заказ. И я начал продвигать свои услуги через Инстаграм.
На экране – скриншот с блога в Инстаграме. Там рекламируется эксклюзивная мебель. 137 отметок «Нравится».
Фильм Марины Козловой «Компоненты счастья». Попытка № 5.
Козлова посещает угольный разрез. Она берет интервью с сотрудником этого горного предприятия. Меня зовут Александр Сергеевич Пушкин, мне 36 лет, я машинист экскаватора. Главная цель моей жизни – правильно воспитать сына, чтобы он вырос умным, честным, добрым. Я очень ценю свою жену, ценю и люблю. Самое главное в жизни для меня – это семья.
Козлова: Александр Сергеевич Пушкин отказался от дальнейшего общения с нами, потому что ему запретила это делать жена. Ей не понравилось, что я звонила ему чаще, чем раз в день. Значит, у нас, видимо, будет другой герой.
Фильм Марии Васениной «Живая вода».
Цех металлургического завода. В перерыв рабочие отдыхают в подсобке. Они говорят о том, что перспективы у их предприятия самые туманные. Даже начальство в последнее время разговаривает как-то неуверенно. Возможно, наш цех совсем загнется. А что, если заняться разведением рыбы?
Один из металлургов берет в аренду участок берега пруда, запускает в воду рыбью молодь, 10 штучек форелей. Может быть омуля байкальского выпустить? Приживется или нет? Хотя ему вода холодная нужна.
Металлург рассуждает. Я не хочу жить, как робот, работа, зарплата, снова работа. И постоянно терпеть приходится. Мы ведь на работе все начальство терпим, прогибаемся под него. Иначе ведь нельзя. Если бы я стал начальником – мои работники тоже под меня бы прогибались. Лидер всегда должен быть. И он – один. Я хочу взять в аренду еще участок земли и посадить туда саженцы плодовых деревьев.
Металлург прикармливает рыбу. Он говорит, что она не хочет клевать. Но ничего, будут у меня еще свои караси. Они у меня такие, берешь их в руки – аж целовать охота. Когда у тебя есть что-то своей – ты все любить начинаешь. А бегать по заводам – это не мое. Какой смысл менять один завод на другой? Там ведь все чужое. О, пузыри пошли, карасики меня слышат. И как мне их звать? Вот кошек кисками зовут, овечек – вальками. А этих как? А еще я хочу, чтобы у меня особняк был, чтобы фазенда была. Вышел – футбол попинал, в гольф поиграл. А что? Как забабахаю поле для гольфа… Ну, это так уж, мечты.
Прошел год. Сталелитейный цех закрыли. Бывший металлург выходит на берег пруда, ныряет и плавает в окружении подросшей форели.
Фильм Марины Козловой «Компоненты счастья». Попытка № 8.
Козлова посещает женскую консультацию. Она заходит в лабораторию искусственного оплодотворения и восхищается последними достижениями медицинской науки и техники.
Врач говорит, что его задача – помочь женщинам, которые не могут завести детей, а это делает их семейную жизнь неполноценной.
Козлова говорит, что ей в голову пришла бомбическая идея снять новеллу о том, что люди научились делать людей. Она говорит, что эта проблема для нее весьма актуальна: я давно хочу завести ребенка, но у нас это не получается. Я хочу разобраться в этой проблеме.
Фильм Юлии Бывшевой «Винтик».
Проходная Иркутского авиационного завода. Рабочие идут на смену. Человек трудится за станком. На следующее утро – то же самое.
Титры: Николай Иннокентьевич 38 лет каждый день делает каркасные дуги для самолетов. Он говорит, что на завод его привлекла романтика: я хотел делать большие, мощные самолеты, наподобие тех, которые пролетали в небе над нашей деревней. Мы с земли могли видеть только белую полосу за этими машинами, сами самолеты разглядеть было невозможно. Мне хотелось увидеть самолет вблизи, сесть в его кабину на место командира. Но доступ в цеха окончательной сборки сильно ограничен. У меня даже пропуска туда нет. Я всю жизнь делаю только детали для самолета, а попасть в кабину крылатой машины – это не для меня.
Павлу Иннокентьевичу предоставляют допуск в цех окончательной сборки. Он садится в кабину самолета. Сотрудник цеха рассказывает о том, как однажды самолет развалился в полете из-за того, что при его сборке использовали бракованный винтик. В авиации мелочей не бывает – пара бракованных деталей, и машина может развалиться. С дяденькой, который этот винтик вытачивал, инфаркт случился.
Павел Иннокентьевич рассказывает о том, что он общался с летчиком-испытателем. Автор фильма спрашивает: а он не боится летать? Павел Иннокентьевич: нет, говорит, что все нормально. Он на нас надеется. Мы самолеты строим, а он их испытывает.
Козлова на поздней сроке беременности в палате роддома. Она говорит, что оказалась не готовой к материнству. Случилось отравление, попала в инфекционку, потом в патологию, 14 дней пролежала.
Фильм Владимира Головнева «Реанимация».
В отделение реанимации и анестезиологии привозят пациента. Несмотря на все усилия реаниматологов человек умирает.
Врач проводит утренний обход, беседует с пациентами. А мне больно не будет? Как это – не больно? Само слово «больница» происходит от «больно».
По окончании смены врач переодевается, облачаясь в рясу, отправляется в церковь, ведет там службу.
Козлова сообщает о том, что она родила дочь.
Фильм Евгения Григорьева и Сергея Бобунца «Вечность».
Люди работают руками: доярки ухаживают за коровами; пекарь месит тесто; гончар работает с глиной; акушер принимает роды; плотник обстругивает деревянный брус; кузнец наносит удары молотом по раскаленному куску металла.
Отзывы