Впечатляющий дебют "Печать ведьмы" колумбийского режиссера и сценариста Хуана Диего Эскобара Альсате показывает, что современный хоррор как жанр продолжает развиваться в смежных направлениях и способен кроме сверхъестественной драмы приобрести отчетливые философские оттенки. В уединенной высокогорной локации в Андах постановщик создает свой герметичный мир, со своим адом и раем, с ожиданием чудес и белокурым мессией, посаженным на цепь в загоне для кур. Просмотр стандартной по хронометражу ленты Альсате можно сравнить с приобретением экзистенциального опыта, с сеансом арт-терапии и с прохождением психологического теста, вызывающего свободные ассоциации. Едва сдерживаемое безумие внутреннего нарратива компенсируется множеством идиллических пейзажей, огромной луной на фоне звездного неба, потрясающей красоты водопадом и внешним спокойствием места, где, кажется, ничего не происходит и время остановилось. На фоне этого отношения в семье, где управляет деспотичный отец-Господин (Конрадо Осорио, "Снайпер: Идеальное убийство", сериал "Королева юга"), приобретают трагический характер и провоцируют динамику повествования, которая попадает на территорию рассуждений о религии и дьяволе. Магический реализм, характерный в целом для латиноамериканской культуры, у Альсате отодвинут на второй план и в большей степени касается времени действия, показанного в фильме и погруженного где-то в 70-80-е годы прошлого века. Для режиссера характерен дуализм, постоянное нахождение между Добром и Злом, и его сдержанный комментарий в фильме относительно христианства как такового посвящен именно этому. Вера персонажа Осорио как проповедника и патриарха настолько абсолютна, что не терпит никаких возражений и не допускает вторжений извне, именно из-за этого музыка Моцарта из кассетного магнитофона объявляется дьявольским воплощением. Концепт фильма Альсате основан на рассмотрении токсичных отношений в семье, внезапно лишившейся матери и жены, множество трещин, которые существовали между отцом и его тремя дочерями, начинают расползаться и растет число визуальных метафор в кадре. Постановщик ставит перед зрителями множество неудобных вопросов о вере, чудесах, о понимании божьей сущности и все глубже и глубже затягивает зрителей туда, где многое выглядит одновременно и трансформированным, и до боли знакомым. Поэтому "Печать ведьмы" оказывается способно рассказать интуитивную и атмосферную историю о том, как дочери-ангелы покидают своего отца и оказываются на пути к трудному катарсису.
Уже на фоне красивейшего колумбийского ландшафта, открывающего начало "Печати ведьмы", Альсате знакомит зрителей с ключевыми знаками будущего повествования. В темном лесу лежит множество костей, скелетов и черепов, классический концерт для кларнета, который звучит из разбитого магнитофона, лежащего на земле, одинокая девушка на белом коне, уезжающая в бесконечную даль, и мужчина, который несет тело ребенка к четырем крестам на возвышенности. Странными и пугающими вкраплениями среди этого ряда выглядят топор для колки дров в колоде и навес с соломенной подстилкой, напоминающий место, где ранее содержали узника. Звучащая музыка Моцарта останавливается одним нажатием клавиши, кассета останавливается и начинается допрос. Строгий Господин (Конрадо Осорио) с пристрастным недоверием разговаривает Умой (Юри Варгас), одной из своих трех дочерей. Он не верит, что она нашла магнитофон посреди леса. Герой Осорио убежден в том, что в окружающих небольшую сельскую общину лесах нет дьявола и тут же приписывает музыке демоническое происхождение. Господин, у которого некоторое время назад умерла жена Луз, предстает перед зрителями носителем истинной веры, хорошо знающим обо всех проделках лукавого. Во время семейного ужина Господин призывает дочерей взяться за руки, но круг остается незамкнутым... Персонаж Осорио убеждает односельчан в том, что именно в это место снизойдет новый Иисус, мессия начнет творить чудеса, в которых все так нуждаются, и сухое дерево, под которым похоронена Луз наконец-то зазеленеет. Поскольку Альсате стремится воспроизвести некий изолированный микрокосм, то на севере он размещает некое подобие ада, на которое намекает присутствие козла среди скелетов во вводных кадрах. Вся жизнь Господина посвящена поддержанию аскетичного быта и мотивирующим проповедям о том, что новый Иисус сможет уберечь всех от окружающего это блаженное место зла. Количество крестов указывает на число неудачных попыток привести нового Спасителя в мир. Постановщик прямо указывает на то, что духовный лидер где-то ворует детей, чтобы потом посадить их на цепь под открытым навесом и подвергнуть мукам, истощая голодом и холодом. Ума становится случайной свидетельницей того, как в одну из ночей появляется шестой ребенок и как ее отец жестоко насилует мать мальчика. У девушки появляется множество сомнений в том, что ее отец говорит и делает совершенно полярные вещи, удерживает всех в страхе своим лицемерным давлением и заставляет верить в будущее торжество благодати.
В "Печати ведьмы" Альсате избегает слишком подробной детализации характеров, однако это не мешает ему создавать знакомый и узнаваемый нарратив о религиозных ценностях и о том, как каждый человек на протяжении всей своей жизни разрывается между земным и божественным. Рассуждения о вере и грехе движут историей и не дают однозначных ответов и оценок тому, что происходит. Уму, а также ее сестер Зион (Шэрон Гузман) и Лайлу (Андреа Эскивель), мучают страхи, которыми они живут изо дня в день. Благодаря режиссерской интерпретации они выглядят как обычные девушки, своей природной красотой напоминающие трех ангелов, которые остаются последней надеждой для деградирующего поселения, которое смешивает христианство и магию в ожидании чего-то большего и лучшего в своей жизни и без всякого стеснения имитирует церковные обряды. Благодаря появлению в фильме Адана (Джим Муньос), который вожделеюще подсматривает за дочерями Господина, купающимися неглиже под струями водопада, Альсате размещает в фильме свои представления о грехе, о земном человеке, переполненном плотскими желаниями. Однако девушек больше волнуют не любовь и страсти, а слова отца и его утверждения о присутствии дьявола в их жизни. Модель мира, где есть два четко обозначенных полюса, у режиссера в какой-то момент начинает давать осознанный сбой и дает возможность его героиням отойти от того ортодоксального Бога, в которого их заставлял верить все это время отец. Очень тонко Альсате запутывает историю и показывает как любовь Господина к его детям начинает вступать в противоречие с темной стороной и эмоциями его человеческой натуры. Лента в духе "Солнцестояния" Ари Астера и "Ведьм" Лукаса Файгелфелда исследует в сюрреалистической манере крайности веры и не боится ставить под сомнение религию, ее ценность и ее место в нашем мире. Постановщик предлагает зрителям самим найти основу в созданной им системе координат и уводит их от прямой логики рассказа. Не вызывает сомнений, что Альсате волнуют вопросы двойственности и более широкого взгляда на традиционные вопросы, касающиеся веры и мировоззрения. Невинность дочерей, бросающих вызов и пытающихся изменить самих себя, исследуется режиссером особенно пристрастно и создает настоящие приливы визуальной поэзии, рассказывающие о темноте внутри персонажей, которая нуждается в лучах света. При этом очень остро ощущается разрыв между выпуклыми персонажами, которые выглядят максимально достоверно и эмоционально внутри крови, слез и страхов, и зрителями, которые могут с трепетом и эмпатией наблюдать за происходящим.
Мастерство Альсате, снявшего "Печать ведьмы" практически на микробюджете в спартанских полевых условиях за небольшой промежуток времени, одновременно ошеломляет своей красотой и заставляет болеть душу. Религиозные ужасы уходят далеко за пределы размышлений о фактическом основателе культа Господине, очень своеобразно понимающем христианские догмы, и становятся частью видений как характерных приемов для режиссера. Умиротворяющая локация становится своеобразными зыбучими песками для юных чужаков, нарушающих это пространство и находящих в нем вечный покой. Характерно, что белокурый шестой Иисус (Йохан Камачо) совсем не похож на местных и выглядит среди них настоящим чужаком. Трудно понять, сознательно или нет, Альсате выставляет агрессивные женоненавистнические акценты на протяжении большей части фильма, однако эффект от увиденного гораздо сильнее, чем при просмотре очередной голливудской продукции, замешанной на феминизме. Мужчина в лице характера Конрадо Осорио открыто эксплуатирует своих дочерей, их страхи и память об умершей матери, заставляя их символично вывешивать платья, которые раз за разом свои цвета на общее обозрение. Подчеркивая очень личный стиль Хуана Диего Эскобара Альсате, следует заметить, что его фильм имеет характерные элементы вестерна с лошадями и шляпами, с ощущением фронтьеры, приграничья, того места, где вот-вот должно произойти что-то фатальное. Гипнотический темп первой части проекта сменяется движением в сторону радикального ужаса и насилия. Персонажи Альсате сочетают в себе заложенный режиссером дуализм и несут замкнутые на самих себя плюсы и минусы их бытия, Бог и дьявол уживаются внутри них, и такое присутствие только точнее подчеркивает человеческую природу, в которой нет абсолютных грешников и абсолютных праведников. Божественная сущность у Альсате может быть интерпретирована весьма оригинально для жанра, Бог - это не то естество, которое окружает нас и которому принято молиться, в большей степени это, что существует само по себе, вне зависимости от нашего сознания. Поэтому "Печать ведьмы" в большей степени оказывается тем самым актом искусства, который призван не только развлекать зрителей, но и исцелять их душевные раны, размышляя о состоянии человека, его природе и его страхах.
2
,8
2019, Мистические
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Впечатляющий дебют "Печать ведьмы" колумбийского режиссера и сценариста Хуана Диего Эскобара Альсате показывает, что современный хоррор как жанр продолжает развиваться в смежных направлениях и способен кроме сверхъестественной драмы приобрести отчетливые философские оттенки. В уединенной высокогорной локации в Андах постановщик создает свой герметичный мир, со своим адом и раем, с ожиданием чудес и белокурым мессией, посаженным на цепь в загоне для кур. Просмотр стандартной по хронометражу ленты Альсате можно сравнить с приобретением экзистенциального опыта, с сеансом арт-терапии и с прохождением психологического теста, вызывающего свободные ассоциации. Едва сдерживаемое безумие внутреннего нарратива компенсируется множеством идиллических пейзажей, огромной луной на фоне звездного неба, потрясающей красоты водопадом и внешним спокойствием места, где, кажется, ничего не происходит и время остановилось. На фоне этого отношения в семье, где управляет деспотичный отец-Господин (Конрадо Осорио, "Снайпер: Идеальное убийство", сериал "Королева юга"), приобретают трагический характер и провоцируют динамику повествования, которая попадает на территорию рассуждений о религии и дьяволе. Магический реализм, характерный в целом для латиноамериканской культуры, у Альсате отодвинут на второй план и в большей степени касается времени действия, показанного в фильме и погруженного где-то в 70-80-е годы прошлого века. Для режиссера характерен дуализм, постоянное нахождение между Добром и Злом, и его сдержанный комментарий в фильме относительно христианства как такового посвящен именно этому. Вера персонажа Осорио как проповедника и патриарха настолько абсолютна, что не терпит никаких возражений и не допускает вторжений извне, именно из-за этого музыка Моцарта из кассетного магнитофона объявляется дьявольским воплощением. Концепт фильма Альсате основан на рассмотрении токсичных отношений в семье, внезапно лишившейся матери и жены, множество трещин, которые существовали между отцом и его тремя дочерями, начинают расползаться и растет число визуальных метафор в кадре. Постановщик ставит перед зрителями множество неудобных вопросов о вере, чудесах, о понимании божьей сущности и все глубже и глубже затягивает зрителей туда, где многое выглядит одновременно и трансформированным, и до боли знакомым. Поэтому "Печать ведьмы" оказывается способно рассказать интуитивную и атмосферную историю о том, как дочери-ангелы покидают своего отца и оказываются на пути к трудному катарсису. Уже на фоне красивейшего колумбийского ландшафта, открывающего начало "Печати ведьмы", Альсате знакомит зрителей с ключевыми знаками будущего повествования. В темном лесу лежит множество костей, скелетов и черепов, классический концерт для кларнета, который звучит из разбитого магнитофона, лежащего на земле, одинокая девушка на белом коне, уезжающая в бесконечную даль, и мужчина, который несет тело ребенка к четырем крестам на возвышенности. Странными и пугающими вкраплениями среди этого ряда выглядят топор для колки дров в колоде и навес с соломенной подстилкой, напоминающий место, где ранее содержали узника. Звучащая музыка Моцарта останавливается одним нажатием клавиши, кассета останавливается и начинается допрос. Строгий Господин (Конрадо Осорио) с пристрастным недоверием разговаривает Умой (Юри Варгас), одной из своих трех дочерей. Он не верит, что она нашла магнитофон посреди леса. Герой Осорио убежден в том, что в окружающих небольшую сельскую общину лесах нет дьявола и тут же приписывает музыке демоническое происхождение. Господин, у которого некоторое время назад умерла жена Луз, предстает перед зрителями носителем истинной веры, хорошо знающим обо всех проделках лукавого. Во время семейного ужина Господин призывает дочерей взяться за руки, но круг остается незамкнутым... Персонаж Осорио убеждает односельчан в том, что именно в это место снизойдет новый Иисус, мессия начнет творить чудеса, в которых все так нуждаются, и сухое дерево, под которым похоронена Луз наконец-то зазеленеет. Поскольку Альсате стремится воспроизвести некий изолированный микрокосм, то на севере он размещает некое подобие ада, на которое намекает присутствие козла среди скелетов во вводных кадрах. Вся жизнь Господина посвящена поддержанию аскетичного быта и мотивирующим проповедям о том, что новый Иисус сможет уберечь всех от окружающего это блаженное место зла. Количество крестов указывает на число неудачных попыток привести нового Спасителя в мир. Постановщик прямо указывает на то, что духовный лидер где-то ворует детей, чтобы потом посадить их на цепь под открытым навесом и подвергнуть мукам, истощая голодом и холодом. Ума становится случайной свидетельницей того, как в одну из ночей появляется шестой ребенок и как ее отец жестоко насилует мать мальчика. У девушки появляется множество сомнений в том, что ее отец говорит и делает совершенно полярные вещи, удерживает всех в страхе своим лицемерным давлением и заставляет верить в будущее торжество благодати. В "Печати ведьмы" Альсате избегает слишком подробной детализации характеров, однако это не мешает ему создавать знакомый и узнаваемый нарратив о религиозных ценностях и о том, как каждый человек на протяжении всей своей жизни разрывается между земным и божественным. Рассуждения о вере и грехе движут историей и не дают однозначных ответов и оценок тому, что происходит. Уму, а также ее сестер Зион (Шэрон Гузман) и Лайлу (Андреа Эскивель), мучают страхи, которыми они живут изо дня в день. Благодаря режиссерской интерпретации они выглядят как обычные девушки, своей природной красотой напоминающие трех ангелов, которые остаются последней надеждой для деградирующего поселения, которое смешивает христианство и магию в ожидании чего-то большего и лучшего в своей жизни и без всякого стеснения имитирует церковные обряды. Благодаря появлению в фильме Адана (Джим Муньос), который вожделеюще подсматривает за дочерями Господина, купающимися неглиже под струями водопада, Альсате размещает в фильме свои представления о грехе, о земном человеке, переполненном плотскими желаниями. Однако девушек больше волнуют не любовь и страсти, а слова отца и его утверждения о присутствии дьявола в их жизни. Модель мира, где есть два четко обозначенных полюса, у режиссера в какой-то момент начинает давать осознанный сбой и дает возможность его героиням отойти от того ортодоксального Бога, в которого их заставлял верить все это время отец. Очень тонко Альсате запутывает историю и показывает как любовь Господина к его детям начинает вступать в противоречие с темной стороной и эмоциями его человеческой натуры. Лента в духе "Солнцестояния" Ари Астера и "Ведьм" Лукаса Файгелфелда исследует в сюрреалистической манере крайности веры и не боится ставить под сомнение религию, ее ценность и ее место в нашем мире. Постановщик предлагает зрителям самим найти основу в созданной им системе координат и уводит их от прямой логики рассказа. Не вызывает сомнений, что Альсате волнуют вопросы двойственности и более широкого взгляда на традиционные вопросы, касающиеся веры и мировоззрения. Невинность дочерей, бросающих вызов и пытающихся изменить самих себя, исследуется режиссером особенно пристрастно и создает настоящие приливы визуальной поэзии, рассказывающие о темноте внутри персонажей, которая нуждается в лучах света. При этом очень остро ощущается разрыв между выпуклыми персонажами, которые выглядят максимально достоверно и эмоционально внутри крови, слез и страхов, и зрителями, которые могут с трепетом и эмпатией наблюдать за происходящим. Мастерство Альсате, снявшего "Печать ведьмы" практически на микробюджете в спартанских полевых условиях за небольшой промежуток времени, одновременно ошеломляет своей красотой и заставляет болеть душу. Религиозные ужасы уходят далеко за пределы размышлений о фактическом основателе культа Господине, очень своеобразно понимающем христианские догмы, и становятся частью видений как характерных приемов для режиссера. Умиротворяющая локация становится своеобразными зыбучими песками для юных чужаков, нарушающих это пространство и находящих в нем вечный покой. Характерно, что белокурый шестой Иисус (Йохан Камачо) совсем не похож на местных и выглядит среди них настоящим чужаком. Трудно понять, сознательно или нет, Альсате выставляет агрессивные женоненавистнические акценты на протяжении большей части фильма, однако эффект от увиденного гораздо сильнее, чем при просмотре очередной голливудской продукции, замешанной на феминизме. Мужчина в лице характера Конрадо Осорио открыто эксплуатирует своих дочерей, их страхи и память об умершей матери, заставляя их символично вывешивать платья, которые раз за разом свои цвета на общее обозрение. Подчеркивая очень личный стиль Хуана Диего Эскобара Альсате, следует заметить, что его фильм имеет характерные элементы вестерна с лошадями и шляпами, с ощущением фронтьеры, приграничья, того места, где вот-вот должно произойти что-то фатальное. Гипнотический темп первой части проекта сменяется движением в сторону радикального ужаса и насилия. Персонажи Альсате сочетают в себе заложенный режиссером дуализм и несут замкнутые на самих себя плюсы и минусы их бытия, Бог и дьявол уживаются внутри них, и такое присутствие только точнее подчеркивает человеческую природу, в которой нет абсолютных грешников и абсолютных праведников. Божественная сущность у Альсате может быть интерпретирована весьма оригинально для жанра, Бог - это не то естество, которое окружает нас и которому принято молиться, в большей степени это, что существует само по себе, вне зависимости от нашего сознания. Поэтому "Печать ведьмы" в большей степени оказывается тем самым актом искусства, который призван не только развлекать зрителей, но и исцелять их душевные раны, размышляя о состоянии человека, его природе и его страхах.