Криминальная реконструкция "Афера века" известного аргентинского комедиографа Ариэля Винограда ("Изменой не считается", "Никаких детей!") основана на реальных событиях, которые произошли в середине января 2006 года в Буэнос-Айресе в престижном пригороде Акассусо. С одной стороны, постановщик ориентируется формально на многочисленные жанровые голливудские образцы в духе "Одиннадцати друзей Оушена" Содерберга, с другой - найти новые социальные интонации, которые будут показывать, что ограбление банков - это не только путь к быстрому обогащению, но и кратчайший путь к восстановлению справедливости. Лента Винограда выглядит фантастически достоверной и полной множества изобретательных деталей, однако ключ к секрету успеха режиссера можно обнаружить в титрах. Главный идеолог налета Фернандо Араужо, в фильме его роль играет Диего Перетти ("Супер крейзи", "Мама уехала"), стал одним из авторов сценария и смог передать при написании экранной истории совместно с Алексом Сито ценнейшие вибрации относительно настройки персонажей и их взаимодействия между собой. Следует отметить, что концепты фильмов, где рассказывается о нападениях на банки достаточно консервативны и по большей части в качестве базового варианта основываются на бадди-муви и отработке на деле криминального тимбилдинга. Виноград экранизировал историю, которая была долгое время на слуху в Аргентине, и сорвал настоящий большой куш успеха у себя на родине, собрав со своим фильмом множество зрителей. То, что придумал мозг Араужо, а затем позднее проработал и множество абсолютно труднопредставимых трюков, вызывает живой отклик и без всякой дополнительной подготовки показывает, что реальность иногда превосходит даже самые смелые вымыслы. Для Винограда представляется важным показать всю механику подготовки преступления и выдать версию, которая существенно отличается от многократно оттранслированной на новостных каналах. Для режиссера намного важнее показать живых людей в кадре, тех, кто поверил в удачу и мечту, а не алчных гангстеров, которые способны создать универсальный отряд по взлому сейфов и банковских ячеек. Ретроспектива воспоминаний Араужо имеет яркую юмористическую основу с элементами самоиронии, когда непосредственный участник событий выстраивает около себя и своих товарищей по грабежу большой робингудовский миф, не испытывая никакой жалости к тем, чьи деньги и драгоценности он будет извлекать из большинства ячеек в хранилище. Поэтому "Афера века" в первую очередь выглядит как энергичный латиноамериканский проект, где динамика берет верх над эмоциональностью, за развлекательностью скрывается рассказ о тех, кто готов рисковать и ради такого случая плести собственную нить интриги, где план выглядит даже не хорошим, а просто идеальным.
Начинается "Афера века" Винограда 10 января 2005 года, примерно за год до знаменитого ограбления, и знакомит с одним из главных героев Фернандо Араужо (Диего Перетти), свободным художником с анархическими взглядами, который постоянно покуривает травку для личного успокоения и открыт любым новым идеям. В беседе с психотерапевтом герой Перетти обозначает свою основную проблему: он находится в поисках реальных смыслов и личного предназначения. Однажды поздним вечером в районе Акассусо во время сильного дождя с Фернандо случилось настоящее озарение, во время очередного раскуривания он заметил нечто такое, что всегда ускользало от его внимания. Ливневая канализация проходила всего в десятке метров от известного банка "Рио", через люки потоки воды стекали в огромный туннель, а далее попадали в реку неподалеку. Когда характер Перетти увидел все это своими глазами, то он понял, что в тех бурлящих потоках воды и находится его настоящее предназначение. Ограбить банк, который находится внутри богатого квартала, даже не с целью личного обогащения и наживы, а просто чтобы доказать себе, что такой парень как Фернандо получить по максимуму от внезапного инсайта. Однако для протагониста это не стало навязчивой идеей, шаг за шагом он начал претворять свой безумный план в жизнь и собирать команду из людей, готовых рискнуть и обладавших помимо прочего некими сверхспособностями в том, чем они занимаются. Вторым членом этой странной банды стал Марсьяно (Пабло Раго, "Волшебная ночь", "Живёшь только раз"), примерный семьянин, изобретатель и мастер на все руки, план Фернандо кажется ему безумным и требующим больших технических вложений. Но это не может остановить старых друзей, и в церкви во время богослужения персонаж Перетти в поисках денег встречается уже со следующим подельником Дебаусой (Мариано Архенто, "Новый свет"), которому кажется, что Фернандо свихнулся, и который также указывает, что не готов стать инвестором для такого криминального проекта. Отдельно Ариэль Виноград представляет четвертого авантюриста, настоящего гения квартирных и офисных краж уругвайца Марио (Гильермо Франселья, "Шедевр", "Животное"), обладающего необходимой суммой после взлома сейфа в слишком доверчивой для своих клиентов юридической фирмы. Персонаж Франсельи в этой ленте - настоящий харизматик, способный благодаря жесткости и прагматизму конкурировать с Фернандо за лидерство, но ему не хватает той самой порции безумия и дерзости, которых у героя Перетти просто в избытке. Собрав всех ключевых персонажей, постановщик продолжает знакомить с проработкой блестяще организованного преступления и дает зрителям понять, что для такого неординарного дела собрались по-своему неординарные люди.
Важно понимать, что "Афера века" Ариэля Винограда принадлежит к числу тех зрительских проектов, где в простой, на первый взгляд, постановке переплетается слишком многое. Режиссер делает все возможное, вливает в комедию иронию и сарказм, чтобы показать публике, что у таких одержимых персонажей практически нет шансов на успех, его герои слишком увлечены разработкой идей и слишком зависят от многочисленных случайностей, но именно на стороне таких и оказывается всегда госпожа удача. Баланса Виноград достигает благодаря тому, что в многочисленных сценах перед ограблением показывает множество важных деталей относительно центральных персонажей ленты. Так, слишком легко, практически моментально располагающий к себе людей Марио, способный благодаря великолепной игре Гильермо Франсельи примерять на себя разные личины, но так и не находящий общего языка с собственной дочерью-парикмахером, которая, в отличие от папаши, предпочитает зарабатывать честно, а не ввязываться в "преступления века". То, как режиссер преподносит своих героев в первом акте ленты, характеризует и в дальнейшем степень симпатий Винограда, предпочитающего концентрироваться вокруг взаимоотношений в тандеме Перетти и Франсельи, остальным членам банды не хватает проработки и глубины. Но если в мотивации Фернандо просматривается большая доля идеализма и некая классовая ненависть к богачам, которым банк все равно скомпенсирует их деньги и сокровища после налета, то у Марио все намного сложнее. Характер Франсельи рассматривает дело как настоящий венец своего воровского ремесла, он хочет получить ровно столько богатства, чтобы позволить себе уйти красиво и остаться в окружении красивых вещей и расслабленности. За энергичностью развития и блестящим монтажом Виноград старается как можно меньше говорить о трудностях подготовки, лишь немного касаясь вопросов того, как дерзкая пятерка преступников смогла расширить небольшую щель уязвимости до размеров настоящей дыры во время событий, о которых в Аргентине знают абсолютно все. Как сценарист Фернандо Араужо стремится к реалистичности и добавляет в нарратив максимум реалистичных деталей налета, стараясь в большей степени показать, что все те, кто оказались в банке "Рио" и смогли достичь поставленной цели, отнюдь не были везучими до легких денег мечтателями. Легкость, с которой Виноград создает баланс между тем, что могло быть напряженным триллером, но превратилось в просчитанное до мельчайших деталей шоу, в большей степени эксплуатирует комический потенциал ленты и не допускает даже в мыслях, что у подобных гангстеров что-то вообще может пойти не так.
Интересно, что "Афера века" у Винограда не теряет строгости в рассказе о реальных событиях и в то же самое время не превращается в предсказуемый аттракцион о еще одном ограблении банка, однако скромность фактуры - это явно не элемент постановки в этом фильме. Стратегия режиссера такова, что он ориентируется на визуальное представление с намеками на эстетику блокбастера, который будет популярен и о котором будут много говорить еще до его выхода в широкий прокат. Не всегда удачно Виноград ищет собственные формы жанровой идентичности в этой ленте и пытается избежать попадания в типичные жанровые ловушки и клише. Актерский ансамбль, с которым работает постановщик, оказывается в силах передать темперамент и магнетизм людей, которые участвуют в абсолютно головокружительных сценах и не стремятся к переигрыванию. Проект Винограда далек от пародии и умеет представить подлинную реальность налета как нечто фантастическое и напоминающее вспышки фейерверка. Ранняя кульминация превращается в слишком нравоучительный финал для тех, для кого легкость грабежа стала своеобразной нормой, режиссер пытается отойти от влияния Голливуда и начать размышлять о том, как начнут вести люди, когда на них после всех рисков и лишений, сваливается настоящая куча денег. Для Винограда - это момент кратковременного заката, где он красочно показывает, как каждый из налетчиков пытается лишить личные проблемы, они все очень разные, но деньги так и не принесли им ожидаемого счастья, сделав знаменитыми и получившими благодаря использованию муляжей вместо оружия минимальные тюремные сроки. Поэтому правдивая "Афера века" Фернандо Араужо не обошлась без режиссерских вставок для большего эффекта, но для тех, кто не хочет разбираться и сравнивать детали между тем, как это было и как это воплощено на экране, просмотр станет погружением в иную реальность и в иные темпераменты, в мир, где гангстеры играют в носителей справедливости, не забывая и о собственных корыстных устремлениях.
7
,6
2020, Комедии
114 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Криминальная реконструкция "Афера века" известного аргентинского комедиографа Ариэля Винограда ("Изменой не считается", "Никаких детей!") основана на реальных событиях, которые произошли в середине января 2006 года в Буэнос-Айресе в престижном пригороде Акассусо. С одной стороны, постановщик ориентируется формально на многочисленные жанровые голливудские образцы в духе "Одиннадцати друзей Оушена" Содерберга, с другой - найти новые социальные интонации, которые будут показывать, что ограбление банков - это не только путь к быстрому обогащению, но и кратчайший путь к восстановлению справедливости. Лента Винограда выглядит фантастически достоверной и полной множества изобретательных деталей, однако ключ к секрету успеха режиссера можно обнаружить в титрах. Главный идеолог налета Фернандо Араужо, в фильме его роль играет Диего Перетти ("Супер крейзи", "Мама уехала"), стал одним из авторов сценария и смог передать при написании экранной истории совместно с Алексом Сито ценнейшие вибрации относительно настройки персонажей и их взаимодействия между собой. Следует отметить, что концепты фильмов, где рассказывается о нападениях на банки достаточно консервативны и по большей части в качестве базового варианта основываются на бадди-муви и отработке на деле криминального тимбилдинга. Виноград экранизировал историю, которая была долгое время на слуху в Аргентине, и сорвал настоящий большой куш успеха у себя на родине, собрав со своим фильмом множество зрителей. То, что придумал мозг Араужо, а затем позднее проработал и множество абсолютно труднопредставимых трюков, вызывает живой отклик и без всякой дополнительной подготовки показывает, что реальность иногда превосходит даже самые смелые вымыслы. Для Винограда представляется важным показать всю механику подготовки преступления и выдать версию, которая существенно отличается от многократно оттранслированной на новостных каналах. Для режиссера намного важнее показать живых людей в кадре, тех, кто поверил в удачу и мечту, а не алчных гангстеров, которые способны создать универсальный отряд по взлому сейфов и банковских ячеек. Ретроспектива воспоминаний Араужо имеет яркую юмористическую основу с элементами самоиронии, когда непосредственный участник событий выстраивает около себя и своих товарищей по грабежу большой робингудовский миф, не испытывая никакой жалости к тем, чьи деньги и драгоценности он будет извлекать из большинства ячеек в хранилище. Поэтому "Афера века" в первую очередь выглядит как энергичный латиноамериканский проект, где динамика берет верх над эмоциональностью, за развлекательностью скрывается рассказ о тех, кто готов рисковать и ради такого случая плести собственную нить интриги, где план выглядит даже не хорошим, а просто идеальным. Начинается "Афера века" Винограда 10 января 2005 года, примерно за год до знаменитого ограбления, и знакомит с одним из главных героев Фернандо Араужо (Диего Перетти), свободным художником с анархическими взглядами, который постоянно покуривает травку для личного успокоения и открыт любым новым идеям. В беседе с психотерапевтом герой Перетти обозначает свою основную проблему: он находится в поисках реальных смыслов и личного предназначения. Однажды поздним вечером в районе Акассусо во время сильного дождя с Фернандо случилось настоящее озарение, во время очередного раскуривания он заметил нечто такое, что всегда ускользало от его внимания. Ливневая канализация проходила всего в десятке метров от известного банка "Рио", через люки потоки воды стекали в огромный туннель, а далее попадали в реку неподалеку. Когда характер Перетти увидел все это своими глазами, то он понял, что в тех бурлящих потоках воды и находится его настоящее предназначение. Ограбить банк, который находится внутри богатого квартала, даже не с целью личного обогащения и наживы, а просто чтобы доказать себе, что такой парень как Фернандо получить по максимуму от внезапного инсайта. Однако для протагониста это не стало навязчивой идеей, шаг за шагом он начал претворять свой безумный план в жизнь и собирать команду из людей, готовых рискнуть и обладавших помимо прочего некими сверхспособностями в том, чем они занимаются. Вторым членом этой странной банды стал Марсьяно (Пабло Раго, "Волшебная ночь", "Живёшь только раз"), примерный семьянин, изобретатель и мастер на все руки, план Фернандо кажется ему безумным и требующим больших технических вложений. Но это не может остановить старых друзей, и в церкви во время богослужения персонаж Перетти в поисках денег встречается уже со следующим подельником Дебаусой (Мариано Архенто, "Новый свет"), которому кажется, что Фернандо свихнулся, и который также указывает, что не готов стать инвестором для такого криминального проекта. Отдельно Ариэль Виноград представляет четвертого авантюриста, настоящего гения квартирных и офисных краж уругвайца Марио (Гильермо Франселья, "Шедевр", "Животное"), обладающего необходимой суммой после взлома сейфа в слишком доверчивой для своих клиентов юридической фирмы. Персонаж Франсельи в этой ленте - настоящий харизматик, способный благодаря жесткости и прагматизму конкурировать с Фернандо за лидерство, но ему не хватает той самой порции безумия и дерзости, которых у героя Перетти просто в избытке. Собрав всех ключевых персонажей, постановщик продолжает знакомить с проработкой блестяще организованного преступления и дает зрителям понять, что для такого неординарного дела собрались по-своему неординарные люди. Важно понимать, что "Афера века" Ариэля Винограда принадлежит к числу тех зрительских проектов, где в простой, на первый взгляд, постановке переплетается слишком многое. Режиссер делает все возможное, вливает в комедию иронию и сарказм, чтобы показать публике, что у таких одержимых персонажей практически нет шансов на успех, его герои слишком увлечены разработкой идей и слишком зависят от многочисленных случайностей, но именно на стороне таких и оказывается всегда госпожа удача. Баланса Виноград достигает благодаря тому, что в многочисленных сценах перед ограблением показывает множество важных деталей относительно центральных персонажей ленты. Так, слишком легко, практически моментально располагающий к себе людей Марио, способный благодаря великолепной игре Гильермо Франсельи примерять на себя разные личины, но так и не находящий общего языка с собственной дочерью-парикмахером, которая, в отличие от папаши, предпочитает зарабатывать честно, а не ввязываться в "преступления века". То, как режиссер преподносит своих героев в первом акте ленты, характеризует и в дальнейшем степень симпатий Винограда, предпочитающего концентрироваться вокруг взаимоотношений в тандеме Перетти и Франсельи, остальным членам банды не хватает проработки и глубины. Но если в мотивации Фернандо просматривается большая доля идеализма и некая классовая ненависть к богачам, которым банк все равно скомпенсирует их деньги и сокровища после налета, то у Марио все намного сложнее. Характер Франсельи рассматривает дело как настоящий венец своего воровского ремесла, он хочет получить ровно столько богатства, чтобы позволить себе уйти красиво и остаться в окружении красивых вещей и расслабленности. За энергичностью развития и блестящим монтажом Виноград старается как можно меньше говорить о трудностях подготовки, лишь немного касаясь вопросов того, как дерзкая пятерка преступников смогла расширить небольшую щель уязвимости до размеров настоящей дыры во время событий, о которых в Аргентине знают абсолютно все. Как сценарист Фернандо Араужо стремится к реалистичности и добавляет в нарратив максимум реалистичных деталей налета, стараясь в большей степени показать, что все те, кто оказались в банке "Рио" и смогли достичь поставленной цели, отнюдь не были везучими до легких денег мечтателями. Легкость, с которой Виноград создает баланс между тем, что могло быть напряженным триллером, но превратилось в просчитанное до мельчайших деталей шоу, в большей степени эксплуатирует комический потенциал ленты и не допускает даже в мыслях, что у подобных гангстеров что-то вообще может пойти не так. Интересно, что "Афера века" у Винограда не теряет строгости в рассказе о реальных событиях и в то же самое время не превращается в предсказуемый аттракцион о еще одном ограблении банка, однако скромность фактуры - это явно не элемент постановки в этом фильме. Стратегия режиссера такова, что он ориентируется на визуальное представление с намеками на эстетику блокбастера, который будет популярен и о котором будут много говорить еще до его выхода в широкий прокат. Не всегда удачно Виноград ищет собственные формы жанровой идентичности в этой ленте и пытается избежать попадания в типичные жанровые ловушки и клише. Актерский ансамбль, с которым работает постановщик, оказывается в силах передать темперамент и магнетизм людей, которые участвуют в абсолютно головокружительных сценах и не стремятся к переигрыванию. Проект Винограда далек от пародии и умеет представить подлинную реальность налета как нечто фантастическое и напоминающее вспышки фейерверка. Ранняя кульминация превращается в слишком нравоучительный финал для тех, для кого легкость грабежа стала своеобразной нормой, режиссер пытается отойти от влияния Голливуда и начать размышлять о том, как начнут вести люди, когда на них после всех рисков и лишений, сваливается настоящая куча денег. Для Винограда - это момент кратковременного заката, где он красочно показывает, как каждый из налетчиков пытается лишить личные проблемы, они все очень разные, но деньги так и не принесли им ожидаемого счастья, сделав знаменитыми и получившими благодаря использованию муляжей вместо оружия минимальные тюремные сроки. Поэтому правдивая "Афера века" Фернандо Араужо не обошлась без режиссерских вставок для большего эффекта, но для тех, кто не хочет разбираться и сравнивать детали между тем, как это было и как это воплощено на экране, просмотр станет погружением в иную реальность и в иные темпераменты, в мир, где гангстеры играют в носителей справедливости, не забывая и о собственных корыстных устремлениях.