На волне успеха первого фильма сценаристы сиквела решили не ограничиваться историями двухсот книг серии, а придумать свой оригинальный сюжет под впечатлением любимых книг. Главными действующими лицами новой истории стали трое обычных ребятишек, которые спасают свой город от чудовищной катастрофы. Дело в том, что кукольный Слэппи, один из самых известных персонажей книг Стайна, на этот раз разошёлся не на шутку. Стайн говорит «У меня нет какой-то формулы, обеспечивающей успех книги. Главный успех серии «Ужастики» кроется в реалистичном описании подростков. Если это удаётся, то с сюжетом можно делать всё, что душе угодно». Стайн с благодарностью относится к сценаристам, продолжающим его наследие. «Невероятно увлекательно смотреть, как твоё творчество вдохновляет других людей, – признаётся писатель. – Мне даже самому интересно, куда их заведёт воображение».Главными героями книг Стайна всегда становятся юные, отважные и находчивые герои, которые борются с кошмарными монстрами. Это учитывали и Роб Либер, когда работал над сценарием, и менеджеры по кастингу, когда искали актёров на главные роли. В результате амплуа Сары, Санни и Сэма предложили сыграть актёрам Мэдисон Айсмен, Джереми Рэю Тейлору и Калилу Харрису, соответственно. Юные дарования отлично вжились в образы школьников. Продюсер Дебора Форте говорит об актёрах «Они на удивление талантливы и собранны для своих лет, и им очень точно удалось передать особенности своих персонажей».Венди МакЛендон-Кови, сыгравшая роль Кэти, матери Сары и Санни, говорит, что юные актёры вдохновляли её выкладываться на съёмочной площадке. «Молодёжь заражает своим оптимизмом и непосредственностью, юные актёры настолько же находчивы и веселы, как и их персонажи, – считает МакЛендон-Кови. – Они увлекают в свой сумасшедший мир, невольно начинаешь играть по их правилам». Продюсер Тимоти М. Борн говорит, что ребята неплохо поладили «С самого первого дня они постоянно держались вместе. Они сразу подружились, и это сказалось на актёрской игре. С ними приятно работать, ребята всем поднимали настроение».По словам Форте, актёры стали настоящей семьёй не только в кадре, но и за его пределами «Они подбадривали друг друга, и зрители непременно заметят, насколько их дружба естественна и неподдельна». «В основе сюжета лежат семейные ценности, – продолжает Форте. – Фактически, фильм о том, как трудно взрослеть. Сюжет закручен вокруг отношений Сары с матерью и с братом Санни. На фоне приключений, которые героине готовит Слэппи, Саре предстоит понять, насколько важную роль играет семья в её жизни».В планировании головокружительных приключений немалое значение играло лидерство. Режиссёр Эри Сандел по праву может гордиться атмосферой взаимопонимания и сотрудничества, которую он создал на площадке. Актёрам в такой обстановке работалось очень комфортно. Главный гримёр Трэвис Пэйтс говорит «Эри интересуется всем, что так или иначе связано со съёмочным процессом. Очень приятно работать с терпеливым режиссёром, который проявляет искренний интерес к твоей работе. Он стремился сделать фильм как можно лучше». Крис Парнелл вторит продюсеру «Когда работаешь с таким режиссёром, как Эри, чувствуешь себя полностью защищённым. Он настоящий капитан на киносъёмочном судне. А когда на судне такой капитан, приятно чувствовать себя частью экипажа».Даже в самые сложные съёмочные смены Сандел стремился подходить к работе легко и с юмором. Внося свою лепту в копилку похвал режиссёру, Джереми Рэй Тейлор, сыгравший роль Санни, говорит «У Эри отличное чувство юмора, и чувствуется, что он умеет работать с детьми. На съёмочной площадке нам всем было легко и комфортно». «Эри – невероятный режиссёр, – добавляет Мэдисон Айсмен, сыгравшая роль Сары. – Он очень целеустремлённый, но при этом открыт для интересных идей, что мне, как актрисе, крайне приятно».Сандел поставил перед съёмочной группой амбициозную цель оживить весёлый и страшный мир монстров Хэллоуина. Необходимо было организовать коллективное творчество дизайнеров, костюмеров, специалистов по визуальным и специальным эффектам, каскадёров, гримёров и многих других. МакЛендон-Кови говорит, что прочувствовала эту магию, снимаясь в сцене, в которой её героиня оказывается в паутине на шестиметровой высоте. «Была ночь, я висела в паутине и с высоты птичьего полёта увидела, что было бы, если бы Хэллоуин ожил, – вспоминает актриса. –Вид был завораживающий. Специалисты по визуальным эффектам – настоящие гении. Представьте себе, что на вас нападёт сладость из мешка для сбора «пожертвований». Вы когда-нибудь могли себе такое представить А вы задумайтесь! Что если тыква начнёт вас чем-то обстреливать. Это невероятно, совершенно невероятно!» Кукловод Слэппи Эйвери Ли Джонс говорит «У нас была огромная команда, и все друг другу помогали. В результате получалось настоящее волшебство. И я имею в виду не только магию кино. Нам казалось, что на наших глазах происходит настоящее чудо». Стайн также был поражён уровнем профессионализма съёмочной группы фильма. «Поразительно, на что способны эти мастера! – восторгается писатель. – Казалось бы, меня уже ничто не сможет удивить, ведь я побывал на миллионе съёмочных площадок различных телешоу и телефильмов, но не тут-то было. Съёмочной группе сиквела это удалось, и это замечательно». Крис Парнелл резюмирует «В этом фильме нашлось место для всего – и экшна, и саспенса, и юмора, и старых добрых ужастиков».У кинематографистов бытует мнение, что звезда фильма не может быть деревянной. Однако это утверждение теряет всякий смысл в случае с главным героем сиквела фильма – куклой чревовещателя Слэппи. Кто ещё мог бы собрать десятки монстров и учинить глобальный погром Слэппи впервые был представлен читателям серии «Ужастики» в 1993 году в книге «Ночь ожившего болванчика» [NightoftheLivingDummy]. Стайн черпал вдохновение в творчестве таких авторов, как Рэй Брэдбери и Род Серлинг, однако сама идея посетила его после просмотра одного из классических фильмов ужасов. «В детстве я периодически смотрел старый британский фильм Г, в котором были рассказанышесть страшных историй, – вспоминает Стайн. – Одна из них была о чревовещателе, кукла которого ожила и решила уничтожить своего хозяина. Мне кажется, впечатления об этом фильме вдохновили меня на создание Слэппи». Продюсер Дебора Форте говорит, что Слэппи отождествляется с чем-то забавным и весёлым, что никак не может угрожать или причинить вред. И всё же многих детей чревовещатели не только смешили, но и пугали.В фильме Слэппи управляет актёр Эйвери Ли Джонс. У кукольного безобразника было целых три дублёра, сделанных лос-анджелесской компанией LegacyEffects. Первая кукла была «геройской» – под костюмчиком пряталась аниматронная начинка, позволявшая дистанционно управлять глазами, шеей и лицом Слэппи, голова которого поворачивалась на 360 градусов. Руки и ноги управлялись при помощи шестов, кроме того, можно было менять положение пальцев. Специалисты LegacyEffects пошли дальше и создали набор аниматронных рук, которые использовались в некоторых сценах, таких как, скажем, когда Слэппи играл в компьютерные игры.Вторая кукла была частично аниматронной, она «играла» в сценах, где не требовалась сложная аниматроника, например, когда Слэппи разговаривал, то губы двигались при помощи механизмов, а глаза, брови и ресницы могли менять своё положение. Третий Слэппи был каскадёром – он был сделан из резины, а глаза были напечатаны на 3D-принтере. Он был точной копией своих коллег, но был более выносливым к различным повреждениям. Кроме того, эта кукла была легче всего, внутри не было никаких механизмов, и её было очень непросто повредить, поэтому Слэппи-каскадёр снимался в сценах с детьми. Последней была настоящая кукла чревовещателя, которую можно было увидеть в оригинальном фильме. Мэдисон Айсмен говорит, что кукла пугала её до дрожи. «У меня было странное ощущение, когда я увидела на съёмочной площадке ту же самую куклу, которую я видела в первом фильме, – объясняет актриса. – В жизни он такой же страшный, как и на экране. Я постоянно ждала, что вот сейчас он оживёт и заговорит по-настоящему. Мы были буквально окружены Слэппи – резиновым Слэппи, механическим Слэппи. Слэппи были повсюду!» Об актёре, который управлял куклой, Айсмен говорит «Эйвери действительно вдохнул жизнь в Слэппи. Он был великолепен!» Сам Джонс отмечает, что по достоинству оценил решение кинематографистов использовать настоящую куклу, а не компьютерную анимацию. «В детстве я обожал куклы и собирал всё, что так или иначе связано с куклами, у меня были все книги и фильмы о куклах, которые я только мог достать, – вспоминает актёр. – Тем приятней мне было узнать, что в фильме появится настоящая кукла. Я представил, насколько увлекающийся куклами ребёнок будет рад узнать, что в фильме реальная кукла, а не компьютерный рисунок. Слэппи настоящий, он постоянно был рядом. Актёрам тоже было проще работать с реальным персонажем, а не напрягая воображение, чтобы представить анимационную копию».В кульминационный момент фильма численность населения вымышленного городка Ворденклиф (штат Нью-Йорк) начинает увеличиваться по экспоненте по мере того, как Слэппи оживляет всё новых и новых созданий, связанных с праздником Хэллоуин. Для достижения максимальной реалистичности кинематографисты решили комбинировать реальные эффекты и компьютерную графику. Режиссёр Эри Сандел говорит «Сама по себе мысль о том, чтобы оживить Хэллоуин, кажется немыслимо сложной. Если по сюжету украшения праздника начинают оживать, приходится выбирать любимчиков, и это, пожалуй, самое трудное. Как только мы определились с тем, какие монстры появятся в кадре и какие декоративные элементы оживут, всё встало на свои места». Создать практические эффекты и реальных монстров и обеспечить их гармонично сосуществование с компьютерными моделями не так-то просто. Сандел провёл массу совещаний с визажистами, парикмахерами, гримёрами и костюмерами, уточняя сотни различных идей и концепций. После утверждения общей программы специалисты по визуальным эффектам и гримёры начали снимать слепки с лиц актёров, которым выпало играть монстров, чтобы подготовить пластичный грим. На этот процесс ушло несколько недель. «В общей сложности мы подготовили комплекты пластических накладок для 18 монстров, – уточняет главных гримёр Трэвис Пэйтс. – На это у нас ушло около четырёх недель. Я говорю о полном комплексе работ, начиная с карандашных набросков и заканчивая готовыми накладками. Это предельно сжатые сроки». Было необходимо сделать так, чтобы монстры гармонично вписались в мир фильма, чтобы они казались дикими, но не слишком страшными. Они должны были вызывать приступ истерического хохота или искреннее удивление, но не ужас, вынуждающий зрителя прикрывать глаза и отворачиваться. «Мне хотелось оживить волшебных персонажей, у каждого из которых есть свой уникальный характер, – говорит Пэйтс. – Они должны были быть шокирующими, но не кошмарными».В работе Пэйтсу помогал руководитель отдела специального грима компании LegacyEffects Мэтт Спрангер. Совокупными усилиями коллеги создали пластический и традиционный грим, кардинально преобразивший монстров. В своём стремлении праздновать Хэллоуин вечно, Слэппи оживил не только монстров из первого фильма, но и совершенно новые создания. В частности, план Слэппи включал атаку мумий. Визажисты, гримёры и костюмеры создали 15 образов для актёров массовки. На лица первых трёх был наложен силиконовый грим, не мешавший мимике актёров. Остальные 12 актёров довольствовались более простыми силиконовыми накладками и масками, полностью закрывавшими голову. Кроме того, дизайнеры костюмов разработали уникальные наряды. Зрителям может показаться, что костюмы мумий самые простые в изготовлении, однако дизайнер Сальвадор Перез утверждает обратное – лохмотья были чуть ли не самым сложным заданием для его отдела. Команда Переза нарезала сотни длинных лент, искусственно старила каждую ленту и затем накладывала на актёра слой за слоем. Словом, все правила качественной мумификации в точности соблюдались. На создание каждого костюма у дизайнера и его команды уходило четыре дня.В армии Слэппи особенно следует выделить двоих персонажей – огра Уолтера и куклу Кэти. Над обоими персонажами работали и обычные гримёры, и специалисты по пластичному гриму. Крису Парнеллу, сыгравшему роль Уолтера, сделали специальный капюшон, закрывавший плечи и голову и оставлявший открытым только лицо. Силиконовый горб и бутафорные руки полностью покрывали спину и руки актёра. На лицо Парнеллу накладывали пластичный грим, включая бутафорные губы. В создании куклы Кэти также участвовали специалисты по пластичному гриму – они закрепляли на губах МакЛендон-Кови накладки, в результате чего рот актрисы становился кукольным. На то, чтобы нанести грим Парнеллу и МакЛендон-Кови, уходило по три часа.Также в отряд монстров Слэппи вошли баньши; гоблины, которые разукрашивали лица в синий, пурпурный и зелёный цвета, светившиеся в темноте; пират-зомби; скелеты молодожёнов; привычно серый инопланетянин, блестевший от какой-то слизи; Мрачный жнец; тролли; летучая мышь; вампир; Всадник без головы, который въехал в город в соответствующем костюме на настоящей лошади; пантера; и героини «Дня мёртвых», которые изначально казались обычными садовыми декорациями.Разумеется, армия Слэппи не обошлась без неизменных атрибутов Хэллоуина – колдовского котла и скелетов, которыми вручную или удалённо управлял кукловод Ричард Дэвид Галинсон. Также в фильме появятся и другие создания из книг Стайна, включая Пугало из рассказа «Пугало гуляет в полночь»; тыквенные головы из «Нашествия тыквоголовых» [TheScarecrowWalksatMidnight]; разъярённый cнежный человек из «Загадки снежного человека»; оборотень из «Оборотня из болот»; и милые садовые украшения из «Мести садовых гномов».Режиссёр Эри Сандел с самого начала работы над фильмом был намерен создавать реальных монстров, где и когда только это было возможно. Однако он не мог игнорировать тот факт, что для создания некоторых тварей и забавных моментов в фильме придётся прибегать к компьютерным спецэффектам. Более того, его команде предстояло как-то примирить реальных монстров стеми, которые были нарисованы на компьютере. За это непростое задание взялся супервайзер по визуальным эффектам Дерек Т. Спирс. Его команда создала множество самых невероятных существ, начиная от магических книг и заканчивая гигантскими пауками. «Чтобы оживить Хэллоуин, мы должны были чётко представлять, какие именно существа нам придётся оживлять и в каких декорациях, – говорит Спирс. – В кадре множество подвижных объектов – элементы декораций, актёры, монстры, эффекты, и наша задача состояла в том, чтобы все эти составляющие гармонировали друг с другом». Впрочем, работа состояла не только из ограничений. Компьютерщики смогли всласть пофантазировать. «Мы всегда следуем за сюжетом и ориентируемся на декорации, но при этом не забываем, что это некая альтернативная вселенная, и правила нашего мира не всегда должны работать, – улыбается Спирс. – Так что у нас было предостаточно возможностей для творческого поиска».Команда по разработке визуальных эффектов создавала двух существ, уже знакомых кинозрителям по первому фильму, – снежного человека Эбби, покрытого густым мехом, и оборотня, одетого в спортивную форму. Кроме того, в фильме появятся мишки Гамми, которые превращаются из миниатюрных мармеладок в гигантских колоссов в доме Томми; злые тыквы, которые оживают и атакуют детей; садовые гномы, которые оживают на газоне перед заброшенным домом; привидение под простынёй; огромный паук, который утаскивает Кэти в свою паутину и расплющивает автомобиль; а также секция башни Тесла, которая волшебным образом телепортировалась в Ворденклиф.Действие фильма происходит в вымышленном городке Ворденклиф (штат Нью-Йорк) в честь Башни Ворденклиф (известной также под названием Башня Теслы), возведённой известным изобретателем Николой Теслой в 1901 году на Лонг-Айленде. Однако на самом деле съёмочная группа работала в окрестностях Атланты (штат Джорджия). Соответственно, художнику-постановщику Расти Смиту пришлось исхитриться, чтобы перенести один штат в другой. Только профессионализм и бесконечная преданность своему делу помогли Смиту в этой миссии, которая многим казалась невыполнимой. «Съёмки начались в заброшенном доме, – говорит Смит. – Очаровательные комнаты мотеля мы превратили в дом с привидениями, в котором, казалось, никто не жил уже много лет». Этот заброшенный дом играл значимую роль в сюжете. По замыслу сценаристов в нём прошло детство Стайна, и именно там Санни и Сэм складировали свои находки. В этом доме мальчишки находят потайную коробку со страшными куклами.Основные события фильма разворачиваются в окрестностях дома семейства Куинн и их соседа мистера Чу. Изначально кинематографисты готовились к тому, чтобы найти дома в разных районах, а потом во время монтажа создать иллюзию, что они находятся по соседству. Однако менеджерами по подбору локаций повезло – в районе Атланты под названием Пичтри Бэттл они нашли два идеально подходящих под описание и стоящих рядом друг с другом дома. Семейству Куинн и мистеру Чу действительно суждено было стать соседями. На этой локации снимались многие зрелищные сцены с участием созданий Слэппи – здесь оживали различные декоративные элементы, связанные с Хэллоуином; Кэти оказывалась в лапах гигантского паука; а мистер Чу помогал соседям справиться с полчищами монстров. «Мы отсмотрели порядка полутора сотен домов, может быть, больше, – вспоминает Смит. – Мы искали двор определённого размера, вполне конкретное расположение домов по отношению друг к другу. Кроме того, вблизи не должно было быть линий электропередачи, которые испортили бы иллюзию прыгающего гигантского паука».Координатор трюковых сцен Стив Рици признаётся, что эта работа была одной из самых увлекательных за всю его богатую карьеру. «Оживляющий Хэллоуин Слэппи предоставил нам массу возможностей побросать людей в воздух, – смеётся Рици. – Кроме того, нам пришлось немало поработать с Венди МакЛендон-Кови над сценой, в которой её хватает гигантский паук и подвешивает в своей паутине на дереве».Многие интерьерные сцены снимались в павильонах студии BlackhallStudios, в том числе интерьеры дома Куинн, в котором Слэппи оживает, и подвала дома мистера Чу, в котором сосед ребятишек помогает им замаскироваться, готовясь к миссии по спасению Кэти и всего города от коварного плана Слэппи.Съёмки продолжились в аптеке Фреда в городке МакДоно (Джорджия), где зрители впервые увидят Уолтера, а затем перенеслись в апартаменты, где Сара видит, как её парень целует другую девушку. Создание лаборатории Теслы было также сопряжено с определёнными трудностями и не только из-за различных физических опытов и экспериментов, но и из-за важности кульминационного финала фильма. Кинематографисты выстроили декорации лаборатории Теслы на заброшенной ТЭЦ в Атланте. Художник-постановщик Расти Смит превратил промышленное здание в настоящий рай безумного учёного. В кадр попадут реле из русских подводных лодок, натёртый до блеска пол, плазменные лампы и покрытое паутиной кресло для экспериментов.Для экстерьерных съёмок башни Теслы была создана одна из самых масштабных и впечатляющих декораций в фильме. Смит воссоздал точную копию основания башни в Нью-Йорке, высота которой составляет 57 метров. «Наша башня состоит из трёх секций, поскольку мы планировали чередовать реальные и компьютерные спецэффекты, – объясняет Смит. – В общей сложности сооружение возвышалось на 15 метров, что, по нашим меркам, вполне неплохо».Сцена на городской площади снималась в Ковингтоне, городе с богатой историей, домами, сохранившимися с гражданской войны, и непередаваемой провинциальной атмосферой. Сцены, действие которых происходило в школе, снимались в школах Вест-Лейк и Маршалл в Атланте. В частности, именно в школе Слэппи решает отомстить Тайлеру, приятелю Сары, за то, что он обидел его «сестрёнку».Фильм снимался в четырёх округах штата Джорджия в городах Ковингтон, Элленвуд и Атланта.
Отзывы