Занятное совпадение! Дело даже не в том, что в течение одного многострадального года появилось сразу два одноимённых (имеется в виду язык оригинала, в данном случае – английский) фильма. Подобные совпадения происходят не так уж редко, особенно когда авторы выносят в заголовок слово или распространённое словосочетание. Любопытнее, что оба кинопроизведения оказались триллерами, повествующими о злоключениях молодых женщин, попадающих в неприятности где-то в американской глубинке. Правда, картина «Одна» /2020/, снятая всего за $200 тыс. нашим бывшим соотечественником Владиславом Хесином (1), удостоилась не слишком высоких оценок – и вряд ли оставит заметный след в истории киноискусства. А вот Джону Хайамсу удалось добиться неплохого результата. Да, наверняка найдутся желающие пожурить режиссёра из-за океана, намекнув, что римейк – это всегда проще. Однако «Потерянная» /2011/ Маттиаса Олльсона и Хенрика Джейпи Окессона отнюдь не попала в когорту лучших скандинавских образчиков жанра – мягко выражаясь, не вызвала художественного и коммерческого резонанса, соизмеримого с громким успехом «Девушки с татуировкой дракона» /2009/ Нильса Ардена Оплева или «Дурацкого дела нехитрого» /2014/ Ханса Петтера Моланда. При этом нечасто, что ни говори, бывает, чтобы повторная постановка смотрелась с гораздо большим интересом, причём смена места действия – тоже не вызывала нареканий.
Не могу не заметить, что Джон определённо растёт в творческом и профессиональном плане. В начале карьеры было, разумеется, сложно избежать сравнений со знаменитым папой Питером, помимо прочего неоднократно («Чужбина» /1981/, «Узкая грань» /1990/, даже «Конец света» /1999/ с Арнольдом Шварценеггером в облачении противника Антихриста) раскрывавшимся неплохим специалистом по саспенсу. Вероятно, не обошлось без влияния родственных связей и в весьма плодотворном сотрудничестве с Жаном-Клодом Ван Даммом (в частности, на третьей и четвёртой частях «Универсального солдата» /1992/), блиставшим у Хайамса-старшего в пору наивысшего взлёта славы. Но теперь всё это – в общем и целом не столь важно. Накопив солидный опыт в кинематографе и на телевидении, потомственный режиссёр определился с кругом интересов и выработал мало-мальски узнаваемый собственный почерк. В «Пропавшей» (локализованное российское название, к слову, ближе к шведскому оригиналу) он избегает многозначительности, на корню избавляется от прямо-таки напрашивающегося символизма. Надо полагать, не являлось случайным и приглашение актёра-ветерана Энтони Хилда: образ престарелого охотника Роберта, человека вроде бы неплохого, да чересчур доверчивого и наивного, приобретает саркастическое звучание, если вспомнить о роли доктора Фредерика Чилтона, надзиравшего за зловещим Ганнибалом Лектером. Вместе с тем известный стилистический минимализм представляется оправданным.
Вряд ли Джон Хайамс, приступая к реализации проекта, вынашивал намерение затеять творческую полемику с коллегами, однако по факту получилось так, что его детище воспринимается своего рода «ответом» создателям сразу двух фильмов, ставших – и ставших заслуженно! – заметными событиями в сезон пандемии коронавируса («коронобесия», как шутят остряки). Водитель чёрного минивэна может напомнить «неистового» Тома Купера, поскольку завязкой конфликта служит инцидент на трассе, когда опасный манёвр едва не оборачивается автомобильной аварией с летальным исходом. Разница заключается в том, что незнакомец поначалу ведёт себя подчёркнуто вежливо и корректно – и вообще не производит впечатления мерзкого, отталкивающего типа, как это имело место в случае с персонажем Рассела Кроу (на которого Марк Менчака, кстати, внешне совершенно непохож). Зная, что у несчастной дамы произошло несчастье, которое не могло не отразиться на психическом здоровье, мы до определённого момента не вполне уверены, что опасность – реальна, а не является плодом расшалившегося воображения. Да и позже Сэм (имя упоминается в диалогах, хотя в финальных титрах тот значится как «Man») не демонстрирует психопатических наклонностей. Речь даже не о том, что ловко входит в доверие к старику с карабином. Затащив жертву в логово (в уединённый домик где-то в лесу), он находит время, чтобы пообщаться по сотовому телефону с женой, убеждая дражайшую половину, что находится в служебной командировке. Так сказать, маньяк-семьянин… По иронии судьбы, это аукнется подонку в самый напряжённый момент.
Впрочем, вторая параллель – не менее знаменательна. Джон Хайамс и кинодраматург Маттиас Ольссон обманывают ожидания публики по меньшей мере трижды. В начале повествования настраиваешься увидеть «дорожный» триллер в духе упомянутой постановки Деррика Борте (или «Попутчика» /1986/ Роберта Хармона). Затем (после того, как Джессика приходит в себя в подвале дома, а похититель заявляется с обещанием вскорости «поразвлечься») кажется, что нам приготовили историю о страданиях жертвы – представительницы прекрасного пола, попавшей в ловушку очередного «коллекционера», как у Джона Фаулза. Однако героине Джулс Уилкокс достаточно быстро удаётся сбежать – и действие переносится, так сказать, на лоно природы; к слову, артистка достойно справилась с поставленной задачей, притом что испытала на съёмках массу неприятных моментов (в частности, сломала ногу). И в памяти – тут же всплывают перипетии свежей «Охоты» /2020/ Крэйга Зобела. Вот только женщина, вознамерившаяся уехать на машине подальше от тягостных воспоминаний о муже, совершившем акт суицида, от опеки не в меру заботливых пожилых родителей, от вечного стресса, имеет, прямо скажем, мало общего с Кристал, оказавшейся (благодаря суровому армейскому прошлому) по-настоящему крепким орешком для богатеньких организаторов травли. Джессике придётся переломить себя, собрать волю в кулак, забыть о страхах и боли – иначе элементарно не уцелеть!
Вряд ли Джон Хайамс, в отличие от Борте и Зобела, вкладывал глубокий философский или сатирический подтекст. На сеансе «Пропавшей», правда, периодически закрадывается подозрение, что авторы отошли от сюжета оригинального фильма и припасли под занавес сюрприз (например, связанный с душевным расстройством представительницы слабого пола). Однако на поверку становится понятно, что главным для них являлось создание напряжённой атмосферы как таковое, причём в идеале – минимальными выразительными средствами. Сама «простота» замысла, как ни забавно, воспринимается достоинством в эпоху развитого постмодернизма, когда художники (и кинематографисты – чуть ли не в первую очередь) из кожи вон лезут в надежде поразить, ошеломить, шокировать искушённую публику. Ведь это не мешает сопереживать несчастной героине, не сдающейся и не отчаивающейся – борющейся из последних сил. Пожалуй, дословный перевод англоязычного заголовка был бы точнее. Она воистину одна в целом мире – оказывается наедине с грозным, заведомо превосходящим противником, в крайне неблагоприятных обстоятельствах. В нынешних условиях продюсеры едва ли надеялись на успех в кинопрокате (кассовые сборы составили всего $242,6 тыс.), но не исключено, что лента привлечёт достаточно любителей жанра благодаря Интернет-платформам.
_______
1 – Он появился на свет в Москве в августе 1994-го года, в 2014-м уехал изучать кинопроизводство в Лос-Анджелес, где сменил родную фамилию Петров на псевдоним.
6
,2
2020, США, Триллеры
93 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Занятное совпадение! Дело даже не в том, что в течение одного многострадального года появилось сразу два одноимённых (имеется в виду язык оригинала, в данном случае – английский) фильма. Подобные совпадения происходят не так уж редко, особенно когда авторы выносят в заголовок слово или распространённое словосочетание. Любопытнее, что оба кинопроизведения оказались триллерами, повествующими о злоключениях молодых женщин, попадающих в неприятности где-то в американской глубинке. Правда, картина «Одна» /2020/, снятая всего за $200 тыс. нашим бывшим соотечественником Владиславом Хесином (1), удостоилась не слишком высоких оценок – и вряд ли оставит заметный след в истории киноискусства. А вот Джону Хайамсу удалось добиться неплохого результата. Да, наверняка найдутся желающие пожурить режиссёра из-за океана, намекнув, что римейк – это всегда проще. Однако «Потерянная» /2011/ Маттиаса Олльсона и Хенрика Джейпи Окессона отнюдь не попала в когорту лучших скандинавских образчиков жанра – мягко выражаясь, не вызвала художественного и коммерческого резонанса, соизмеримого с громким успехом «Девушки с татуировкой дракона» /2009/ Нильса Ардена Оплева или «Дурацкого дела нехитрого» /2014/ Ханса Петтера Моланда. При этом нечасто, что ни говори, бывает, чтобы повторная постановка смотрелась с гораздо большим интересом, причём смена места действия – тоже не вызывала нареканий. Не могу не заметить, что Джон определённо растёт в творческом и профессиональном плане. В начале карьеры было, разумеется, сложно избежать сравнений со знаменитым папой Питером, помимо прочего неоднократно («Чужбина» /1981/, «Узкая грань» /1990/, даже «Конец света» /1999/ с Арнольдом Шварценеггером в облачении противника Антихриста) раскрывавшимся неплохим специалистом по саспенсу. Вероятно, не обошлось без влияния родственных связей и в весьма плодотворном сотрудничестве с Жаном-Клодом Ван Даммом (в частности, на третьей и четвёртой частях «Универсального солдата» /1992/), блиставшим у Хайамса-старшего в пору наивысшего взлёта славы. Но теперь всё это – в общем и целом не столь важно. Накопив солидный опыт в кинематографе и на телевидении, потомственный режиссёр определился с кругом интересов и выработал мало-мальски узнаваемый собственный почерк. В «Пропавшей» (локализованное российское название, к слову, ближе к шведскому оригиналу) он избегает многозначительности, на корню избавляется от прямо-таки напрашивающегося символизма. Надо полагать, не являлось случайным и приглашение актёра-ветерана Энтони Хилда: образ престарелого охотника Роберта, человека вроде бы неплохого, да чересчур доверчивого и наивного, приобретает саркастическое звучание, если вспомнить о роли доктора Фредерика Чилтона, надзиравшего за зловещим Ганнибалом Лектером. Вместе с тем известный стилистический минимализм представляется оправданным. Вряд ли Джон Хайамс, приступая к реализации проекта, вынашивал намерение затеять творческую полемику с коллегами, однако по факту получилось так, что его детище воспринимается своего рода «ответом» создателям сразу двух фильмов, ставших – и ставших заслуженно! – заметными событиями в сезон пандемии коронавируса («коронобесия», как шутят остряки). Водитель чёрного минивэна может напомнить «неистового» Тома Купера, поскольку завязкой конфликта служит инцидент на трассе, когда опасный манёвр едва не оборачивается автомобильной аварией с летальным исходом. Разница заключается в том, что незнакомец поначалу ведёт себя подчёркнуто вежливо и корректно – и вообще не производит впечатления мерзкого, отталкивающего типа, как это имело место в случае с персонажем Рассела Кроу (на которого Марк Менчака, кстати, внешне совершенно непохож). Зная, что у несчастной дамы произошло несчастье, которое не могло не отразиться на психическом здоровье, мы до определённого момента не вполне уверены, что опасность – реальна, а не является плодом расшалившегося воображения. Да и позже Сэм (имя упоминается в диалогах, хотя в финальных титрах тот значится как «Man») не демонстрирует психопатических наклонностей. Речь даже не о том, что ловко входит в доверие к старику с карабином. Затащив жертву в логово (в уединённый домик где-то в лесу), он находит время, чтобы пообщаться по сотовому телефону с женой, убеждая дражайшую половину, что находится в служебной командировке. Так сказать, маньяк-семьянин… По иронии судьбы, это аукнется подонку в самый напряжённый момент. Впрочем, вторая параллель – не менее знаменательна. Джон Хайамс и кинодраматург Маттиас Ольссон обманывают ожидания публики по меньшей мере трижды. В начале повествования настраиваешься увидеть «дорожный» триллер в духе упомянутой постановки Деррика Борте (или «Попутчика» /1986/ Роберта Хармона). Затем (после того, как Джессика приходит в себя в подвале дома, а похититель заявляется с обещанием вскорости «поразвлечься») кажется, что нам приготовили историю о страданиях жертвы – представительницы прекрасного пола, попавшей в ловушку очередного «коллекционера», как у Джона Фаулза. Однако героине Джулс Уилкокс достаточно быстро удаётся сбежать – и действие переносится, так сказать, на лоно природы; к слову, артистка достойно справилась с поставленной задачей, притом что испытала на съёмках массу неприятных моментов (в частности, сломала ногу). И в памяти – тут же всплывают перипетии свежей «Охоты» /2020/ Крэйга Зобела. Вот только женщина, вознамерившаяся уехать на машине подальше от тягостных воспоминаний о муже, совершившем акт суицида, от опеки не в меру заботливых пожилых родителей, от вечного стресса, имеет, прямо скажем, мало общего с Кристал, оказавшейся (благодаря суровому армейскому прошлому) по-настоящему крепким орешком для богатеньких организаторов травли. Джессике придётся переломить себя, собрать волю в кулак, забыть о страхах и боли – иначе элементарно не уцелеть! Вряд ли Джон Хайамс, в отличие от Борте и Зобела, вкладывал глубокий философский или сатирический подтекст. На сеансе «Пропавшей», правда, периодически закрадывается подозрение, что авторы отошли от сюжета оригинального фильма и припасли под занавес сюрприз (например, связанный с душевным расстройством представительницы слабого пола). Однако на поверку становится понятно, что главным для них являлось создание напряжённой атмосферы как таковое, причём в идеале – минимальными выразительными средствами. Сама «простота» замысла, как ни забавно, воспринимается достоинством в эпоху развитого постмодернизма, когда художники (и кинематографисты – чуть ли не в первую очередь) из кожи вон лезут в надежде поразить, ошеломить, шокировать искушённую публику. Ведь это не мешает сопереживать несчастной героине, не сдающейся и не отчаивающейся – борющейся из последних сил. Пожалуй, дословный перевод англоязычного заголовка был бы точнее. Она воистину одна в целом мире – оказывается наедине с грозным, заведомо превосходящим противником, в крайне неблагоприятных обстоятельствах. В нынешних условиях продюсеры едва ли надеялись на успех в кинопрокате (кассовые сборы составили всего $242,6 тыс.), но не исключено, что лента привлечёт достаточно любителей жанра благодаря Интернет-платформам. _______ 1 – Он появился на свет в Москве в августе 1994-го года, в 2014-м уехал изучать кинопроизводство в Лос-Анджелес, где сменил родную фамилию Петров на псевдоним.