В натуралистичном триллере "Пропавшая" режиссера Джона Хайамса (сериалы "Чёрное лето" и "Наследие") разворачивается простая и одновременно очень эффектная история о женщине, которая пытается спастись от маньяка-преследователя. Постановщик основывается на материале шведского проекта 2011 года "Потерянная" Маттиаса Олссона и выводит в ремейке минималистичные страхи куда-то в область подкожного и подсознательного, очень своеобразно пересказывая историю о терапии главной героини (Джулз Уиллкокс, "Ловец снов", сериал "Грязный Джон"). Как сценарист проекта Олссон исследует абсолютно дикие территории, и это позволяет более опытному режиссеру Хайамсу запустить знакомую механику сюжета на абсолютно ином, эмоционально-оголенном, уровне, без излишнего углубления в мотивации протагонистки и навязчивых флэшбэков, доставляющих уточняющие детали. Нужно обладать определенной долей мастерства и пониманием законов функционирования жанра, чтобы превратить на первый взгляд ничем не интригующий первоначально b-movie в один из лучших триллеров года. В определенных моментах Хайамс намеренно избегает режиссерских оценок происходящего, предоставляя зрителям самим домыслить, почему примерный семьянин (Марк Менчака, сериалы "Чужак" и "Воспитывая Диона"), который мило называет собственного ребенка "божьей коровкой", отправляется на охоту за психологически надломленной женщиной. Пугающий спектакль о выживании среди дикой природы после встречи с ужасным вежливым незнакомцем проходит буквально в шаге от того, чтобы не превратиться в слэшер средней руки и не начать заливать происходящее потоками бессмысленной крови. У Хайамса женщина, попавшая в ловушку, определенно слишком изобретательна для обычной обывательницы, при этом в то же самое время Джулз Уиллкокс показывает человека, который не может оправиться после страшных событий и из-за этого особенно уязвим. Интересно, что преследователя можно интерпретировать также и как палача, старающегося расправиться с очередной жертвой из его обвинительного списка, которая довела собственного мужа до огнестрельного суицида. Нервозность и необходимость совершения правосудия в одиночку толкают фильм по территории, где нет никаких правил, кроме борьбы за жизнь и спасение. Поэтому "Пропавшая" за гранью внешней развлекательности скрывает менее очевидное второе дно, где стремится вывести наружу большинство страхов центрального персонажа и благодаря такой шоковой проверке испытать настоящую радость от второго рождения.
Внешне в прологе и в первом акте "Пропавшей" Хайамса все происходит без каких-либо сбоев и только максимально, подобно обволакивающему все окружающему туману, сгущает нарратив. Джессика (Джулз Уиллкокс) уезжает из одного из городов на западе США и следует к своим родителям на север, навигатор предсказывает ей четыре дня в дороге. Сам отъезд героини Уиллкокс больше всего напоминает внешне бегство от чего-то такого, что нанесло ей непоправимую душевную травму. В действительности муж Джесс покончил с собой, застрелившись из ружья полгода назад, и можно только догадываться, почему казавшаяся внешне счастливой молодая женщина оказалась вдовой. Как режиссер Джон Хайамс избегает прямых подсказок и предпочитает накапливать целый запутанный клубок проблем для протагонистки, то выстраивая трудные диалоги с родителями, то иллюстрируя перемещение по диким и малолюдным местам на северо-западе при помощи обрывков из аудиокниг, которые прослушивает в пути характер Уиллкокс. Разговоры Джессики с родителями показывают, что она - дочь с множеством нерешенных проблем, о которых уже давно известно, однако самостоятельная жизнь главной героини закончилась на данный момент времени если не полным крахом и лишением иллюзий, то, как минимум, затяжной депрессией и непониманием того, почему она подтолкнула близкого человека к суициду. Нервы главной героини до сих пор натянуты. Когда ее "универсал", движущийся по отдаленной от цивилизации дороге в горах, нагоняет черный внедорожник, то начинают появляться первые нотки саспенса в сюжете. Машина, которой управляет "Мужчина" (Марк Менчака), тащится с раздражающей медлительностью, не позволяя себя обогнать. Джессика в какой-то момент начинает чувствовать себя заблокированной из-за того, что водитель джипа постоянно создает помехи у нее на пути, и когда ей наконец удается этот сложный обгон, то буквально через мгновение ей навстречу неожиданно вылетает тяжелый грузовик. Несмотря на удавшийся маневр протагонистка не успевает оторваться от того, кто управляет джипом, из преследовательницы она превращается в нервничающую преследуемую. С героем Менчаки, не имеющим в ленте Хайамса своего имени, внешне непоколебимым моложавым мужчиной спортивного типа в очках напуганная протагонистка столкнется еще раз на стоянке мотеля на следующее утро и услышит его сдержанные формальные извинения. Ей кажется, что в стеклах преследователя отражаются все ее страхи, а следующая дорожная встреча Джесс и вежливого хозяина джипа уже вряд ли будет выглядеть по-настоящему случайной и заставит ее жать на газ, бросаясь в паническое бегство по шоссе, заваленном опавшими осенними листьями.
Джон Хайамс в "Пропавшей" принципиально не выходит за рамки традиционного триллера о преследовании и спасении, однако такая изящная простота удается далеко не каждому постановщику, который держит темп, не отвлекаясь на второстепенные сюжетные линии и не перегружает рассказ излишним информационным фоном. Режиссер не злоупотребляет жанровыми клише и не переигрывает со стилизацией. Джессика уже в виде жертвы производит даже лучшее впечатление по сравнению с той женщиной, которая еще десяток минут назад нервно крутила руль своей машины. Актерская игра Джулз Уиллкокс заставляет зрителей быть не столько наблюдателями сверхъестественного шоу о той, которая хочет остаться в живых, сколько показывает сложную комбинацию из пульсирующего страха и набирающего силу духа. Примерный семьянин в исполнении Марка Менчаки, опасный психопат, буквально нутром чувствующий вся слабые стороны жертвы и слишком хорошо знающий окрестные леса и реки, проработан в сценарии Олссона именно как носитель иррационального правосудия. В какой-то момент перед зрителями появляется не только изощренный садист, хищник, который хочет поиграть со своей жертвой, но и тот самый мужчина, готовый отпустить последние грехи Джессики, допустившей суицид мужа. Тонкая грань между назначившим себя судьей героем Менчаки и монстром, шарахающимся по лесам в поисках своей жертвы, не позволяет судить о причинах показанного биполярного расстройства, особенно после того, как постановщик выдвигает в авангард нарратива огромное количество физической боли и эскапистских страхов. Противостояние Джессики и ее палача указывает на то, что в обществе появился особый тип людей, те самые носители убойной нравственности, которые не остановятся ни перед чем, ради удовлетворения еще одним убийством женщины или девушки, запятнавшей себя в отношениях с мужчинами. Парадоксально, но у ленты Хайамса прослеживаются очевидные параллели с отечественным сериалом этого года "Хороший человек" Константина Богомолова, где расчетливый социальный сталкинг также имеет отчетливую гендерную окраску. Не удивительно, что оба проекта находятся на стыке современных тенденций триллеров и фильмов ужасов, которые получают в настоящее время огромное количество психических и психологических измерений.
Внешняя простота концепта Хайамса в "Пропавшей", где есть противостояние двух владельцев машин, дорогого внедорожника и видавшей виды колымаги с прицепом, есть спрятанная в лесу хижина-тюрьма, и наконец есть пленница, для которой начало побега есть начало пути к настоящей себе, позволяет зрителям прочитать в малолюдных кадрах некие послание самим себе и своим депрессиям. В самой манере съемки оператора Федерико Верарди существует некая вспомогательная магия: таинственные характеры и безлюдные, страшащие своей первородностью и непроходимостью, пейзажи вступают в плотное взаимодействие, создавая настроенческий негатив абсолютно своеобразными методами. Дозы опасности становятся все больше, степень отчаяния Джессики постоянно растет, а уровень мотивации персонажа Менчаки так и не раскрывается полностью. Первый серьезный плюс у Хайамса возникает, когда усач в очках не оправдывает ожиданий как возможный сексуальный насильник, подбирающий жертв для развлечений на пустынных дорогах. Второй - когда героине Уиллкокс удается убежать в суровый лес, распороть ногу и прыгнуть от своего преследователя в ледяную реку. Выживание у постановщика становится сродни первобытной борьбе человека со стихией, но в ленте стихию частично заменяет страшный разум того, кто привык охотиться на недостойных. Появление доброго самаритянина Роберта (Энтони Хилд, "8 миллиметров", "Молчание ягнят") во втором акте проекта позволяет получить ленте некоторую порцию человечности и участия, чтобы потом сделать преследование Джессики еще более захватывающим, когда в руках у маньяка появляется снайперская винтовка. Обыденность, которая превращается в нечто убойное, у Хайамса содержит не только примитивные страхи, но и характеризует его режиссерское желание вернуться к основам жанра, когда триллер пугает без всяких оглядок на смыслы и в первую очередь вытаскивает на поверхность темные стороны души зрителей при просмотре. Именно таким способом кульминация не становится долгожданным звонком в полицию, а характер Джулз Уиллкокс после определенных событий удивляет своей живучестью и совсем не похож на чувствительную дамочку попавшую в беду. Поэтому "Пропавшая" служит еще одним подтверждением тому, что иногда точно показанные инстинкты выживания и умело разыгранные психические расстройства оказываются намного интереснее блокбастера, пересыщенного спецэффектами и тоннами бутафорской крови.
6
,2
2020, США, Триллеры
93 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В натуралистичном триллере "Пропавшая" режиссера Джона Хайамса (сериалы "Чёрное лето" и "Наследие") разворачивается простая и одновременно очень эффектная история о женщине, которая пытается спастись от маньяка-преследователя. Постановщик основывается на материале шведского проекта 2011 года "Потерянная" Маттиаса Олссона и выводит в ремейке минималистичные страхи куда-то в область подкожного и подсознательного, очень своеобразно пересказывая историю о терапии главной героини (Джулз Уиллкокс, "Ловец снов", сериал "Грязный Джон"). Как сценарист проекта Олссон исследует абсолютно дикие территории, и это позволяет более опытному режиссеру Хайамсу запустить знакомую механику сюжета на абсолютно ином, эмоционально-оголенном, уровне, без излишнего углубления в мотивации протагонистки и навязчивых флэшбэков, доставляющих уточняющие детали. Нужно обладать определенной долей мастерства и пониманием законов функционирования жанра, чтобы превратить на первый взгляд ничем не интригующий первоначально b-movie в один из лучших триллеров года. В определенных моментах Хайамс намеренно избегает режиссерских оценок происходящего, предоставляя зрителям самим домыслить, почему примерный семьянин (Марк Менчака, сериалы "Чужак" и "Воспитывая Диона"), который мило называет собственного ребенка "божьей коровкой", отправляется на охоту за психологически надломленной женщиной. Пугающий спектакль о выживании среди дикой природы после встречи с ужасным вежливым незнакомцем проходит буквально в шаге от того, чтобы не превратиться в слэшер средней руки и не начать заливать происходящее потоками бессмысленной крови. У Хайамса женщина, попавшая в ловушку, определенно слишком изобретательна для обычной обывательницы, при этом в то же самое время Джулз Уиллкокс показывает человека, который не может оправиться после страшных событий и из-за этого особенно уязвим. Интересно, что преследователя можно интерпретировать также и как палача, старающегося расправиться с очередной жертвой из его обвинительного списка, которая довела собственного мужа до огнестрельного суицида. Нервозность и необходимость совершения правосудия в одиночку толкают фильм по территории, где нет никаких правил, кроме борьбы за жизнь и спасение. Поэтому "Пропавшая" за гранью внешней развлекательности скрывает менее очевидное второе дно, где стремится вывести наружу большинство страхов центрального персонажа и благодаря такой шоковой проверке испытать настоящую радость от второго рождения. Внешне в прологе и в первом акте "Пропавшей" Хайамса все происходит без каких-либо сбоев и только максимально, подобно обволакивающему все окружающему туману, сгущает нарратив. Джессика (Джулз Уиллкокс) уезжает из одного из городов на западе США и следует к своим родителям на север, навигатор предсказывает ей четыре дня в дороге. Сам отъезд героини Уиллкокс больше всего напоминает внешне бегство от чего-то такого, что нанесло ей непоправимую душевную травму. В действительности муж Джесс покончил с собой, застрелившись из ружья полгода назад, и можно только догадываться, почему казавшаяся внешне счастливой молодая женщина оказалась вдовой. Как режиссер Джон Хайамс избегает прямых подсказок и предпочитает накапливать целый запутанный клубок проблем для протагонистки, то выстраивая трудные диалоги с родителями, то иллюстрируя перемещение по диким и малолюдным местам на северо-западе при помощи обрывков из аудиокниг, которые прослушивает в пути характер Уиллкокс. Разговоры Джессики с родителями показывают, что она - дочь с множеством нерешенных проблем, о которых уже давно известно, однако самостоятельная жизнь главной героини закончилась на данный момент времени если не полным крахом и лишением иллюзий, то, как минимум, затяжной депрессией и непониманием того, почему она подтолкнула близкого человека к суициду. Нервы главной героини до сих пор натянуты. Когда ее "универсал", движущийся по отдаленной от цивилизации дороге в горах, нагоняет черный внедорожник, то начинают появляться первые нотки саспенса в сюжете. Машина, которой управляет "Мужчина" (Марк Менчака), тащится с раздражающей медлительностью, не позволяя себя обогнать. Джессика в какой-то момент начинает чувствовать себя заблокированной из-за того, что водитель джипа постоянно создает помехи у нее на пути, и когда ей наконец удается этот сложный обгон, то буквально через мгновение ей навстречу неожиданно вылетает тяжелый грузовик. Несмотря на удавшийся маневр протагонистка не успевает оторваться от того, кто управляет джипом, из преследовательницы она превращается в нервничающую преследуемую. С героем Менчаки, не имеющим в ленте Хайамса своего имени, внешне непоколебимым моложавым мужчиной спортивного типа в очках напуганная протагонистка столкнется еще раз на стоянке мотеля на следующее утро и услышит его сдержанные формальные извинения. Ей кажется, что в стеклах преследователя отражаются все ее страхи, а следующая дорожная встреча Джесс и вежливого хозяина джипа уже вряд ли будет выглядеть по-настоящему случайной и заставит ее жать на газ, бросаясь в паническое бегство по шоссе, заваленном опавшими осенними листьями. Джон Хайамс в "Пропавшей" принципиально не выходит за рамки традиционного триллера о преследовании и спасении, однако такая изящная простота удается далеко не каждому постановщику, который держит темп, не отвлекаясь на второстепенные сюжетные линии и не перегружает рассказ излишним информационным фоном. Режиссер не злоупотребляет жанровыми клише и не переигрывает со стилизацией. Джессика уже в виде жертвы производит даже лучшее впечатление по сравнению с той женщиной, которая еще десяток минут назад нервно крутила руль своей машины. Актерская игра Джулз Уиллкокс заставляет зрителей быть не столько наблюдателями сверхъестественного шоу о той, которая хочет остаться в живых, сколько показывает сложную комбинацию из пульсирующего страха и набирающего силу духа. Примерный семьянин в исполнении Марка Менчаки, опасный психопат, буквально нутром чувствующий вся слабые стороны жертвы и слишком хорошо знающий окрестные леса и реки, проработан в сценарии Олссона именно как носитель иррационального правосудия. В какой-то момент перед зрителями появляется не только изощренный садист, хищник, который хочет поиграть со своей жертвой, но и тот самый мужчина, готовый отпустить последние грехи Джессики, допустившей суицид мужа. Тонкая грань между назначившим себя судьей героем Менчаки и монстром, шарахающимся по лесам в поисках своей жертвы, не позволяет судить о причинах показанного биполярного расстройства, особенно после того, как постановщик выдвигает в авангард нарратива огромное количество физической боли и эскапистских страхов. Противостояние Джессики и ее палача указывает на то, что в обществе появился особый тип людей, те самые носители убойной нравственности, которые не остановятся ни перед чем, ради удовлетворения еще одним убийством женщины или девушки, запятнавшей себя в отношениях с мужчинами. Парадоксально, но у ленты Хайамса прослеживаются очевидные параллели с отечественным сериалом этого года "Хороший человек" Константина Богомолова, где расчетливый социальный сталкинг также имеет отчетливую гендерную окраску. Не удивительно, что оба проекта находятся на стыке современных тенденций триллеров и фильмов ужасов, которые получают в настоящее время огромное количество психических и психологических измерений. Внешняя простота концепта Хайамса в "Пропавшей", где есть противостояние двух владельцев машин, дорогого внедорожника и видавшей виды колымаги с прицепом, есть спрятанная в лесу хижина-тюрьма, и наконец есть пленница, для которой начало побега есть начало пути к настоящей себе, позволяет зрителям прочитать в малолюдных кадрах некие послание самим себе и своим депрессиям. В самой манере съемки оператора Федерико Верарди существует некая вспомогательная магия: таинственные характеры и безлюдные, страшащие своей первородностью и непроходимостью, пейзажи вступают в плотное взаимодействие, создавая настроенческий негатив абсолютно своеобразными методами. Дозы опасности становятся все больше, степень отчаяния Джессики постоянно растет, а уровень мотивации персонажа Менчаки так и не раскрывается полностью. Первый серьезный плюс у Хайамса возникает, когда усач в очках не оправдывает ожиданий как возможный сексуальный насильник, подбирающий жертв для развлечений на пустынных дорогах. Второй - когда героине Уиллкокс удается убежать в суровый лес, распороть ногу и прыгнуть от своего преследователя в ледяную реку. Выживание у постановщика становится сродни первобытной борьбе человека со стихией, но в ленте стихию частично заменяет страшный разум того, кто привык охотиться на недостойных. Появление доброго самаритянина Роберта (Энтони Хилд, "8 миллиметров", "Молчание ягнят") во втором акте проекта позволяет получить ленте некоторую порцию человечности и участия, чтобы потом сделать преследование Джессики еще более захватывающим, когда в руках у маньяка появляется снайперская винтовка. Обыденность, которая превращается в нечто убойное, у Хайамса содержит не только примитивные страхи, но и характеризует его режиссерское желание вернуться к основам жанра, когда триллер пугает без всяких оглядок на смыслы и в первую очередь вытаскивает на поверхность темные стороны души зрителей при просмотре. Именно таким способом кульминация не становится долгожданным звонком в полицию, а характер Джулз Уиллкокс после определенных событий удивляет своей живучестью и совсем не похож на чувствительную дамочку попавшую в беду. Поэтому "Пропавшая" служит еще одним подтверждением тому, что иногда точно показанные инстинкты выживания и умело разыгранные психические расстройства оказываются намного интереснее блокбастера, пересыщенного спецэффектами и тоннами бутафорской крови.