Съёмки фильма проходили в павильонах, где были выстроены декорации всех экзотических сеттингов и миров, в которых оказываются герои картины. При этом в качестве фонов использованы кадры, снятые лично Ириной Евтеевой во время путешествий по Египту, Индии, Дальнему Востоку и другим уголкам мира.«Мелодия струнного дерева» – первая экранизация произведений Велимира Хлебникова – не только необычное прочтение работ известного авангардного поэта начала ХХ века, но и стремление показать многогранный образ самого творца. Это авторская притча, вдохновленная творчеством авангардного поэта, одного из основоположников русского футуризма Велимира Хлебникова, состоящая из двух частей. В основу первой легла поэма «Медлум и Лейли» — история любви, которая восходит к восточному фольклору. Вторая часть посвящена «сверхповести» «Ка», в которой переплетаются действия в Петрограде времен Первой мировой войны и в Древнем Египте. «С одной стороны, это история о том, как фараон Эхнатон передает главному герою, Поэту, свое Ка. С другой – история любви Лейли и Медлума, героев одноименной поэмы Хлебникова. Как восточная и западная звезды, они встречаются на небосклоне. Герои перемещаются в различных пространствах и временах: то попадают в окопы войны, то их затягивает черный квадрат Малевича, где с ними происходят удивительные кармические перевоплощения», — говорит режиссер Ирина Евтеева.Картина рассказывает о героях, которые существуют вне времени, что вторит концепции «Ка». По египетской мифологии Ка — это жизненная сила, существующая отдельно от своего «господина», материализованная душа. «Ка – это тень души, ее двойник. Ка ходит из снов в сны, пересекает время и достигает бронзы времен. Ка движется не только вдоль, а поперёк, пересекая их в любых направлениях и соединяя их в единое целое», — писал Велимир Хлебников.Ирина Евтеева переводит произведения Хлебникова в своеобразный пластический ряд и добивается ощущения «безвременья» с помощью своей уникальной авторской техники светоживописи на стекле — в «Мелодии струнного дерева» изображение близко к персидской живописи. По словам Ирины Евтеевой, она не преследует цели передать реалистичность пространства — вместо этого «условный ряд, краски, свет, новые созвучия». Как и в предыдущих своих картинах, режиссёр соединяет в покадровой съемке разнородные кино-, видео- и живописные изображения. Техника сложная и дорогая, поэтому авторы работали над фильмом около пяти лет.Особое внимание Ирина Евтеева уделяет звуковому и музыкальному миру в картине. Вместе со звукорежиссером Владимиром Персовым они стремились передать многоголосье истории, поэтому персонажи разговаривают на нескольких языках, а также фантазировали, как может звучать то, что не существует или не звучит в настоящей жизни — солнце или «струнное дерево», придуманное поэтом. Музыка Андрея Сигле обрамила визуальный и звуковой мир «Мелодии струнного дерева», подчеркнув метафизическую натуру истории.Андрей Сигле, композитор и продюсер фильма: «С Ириной я работаю давно: с 91 года пишу музыку к ее фильмам. Музыке Ирина Евтеева отводит особое место – она звучит практически беспрерывно, то затихая, то вновь рождаясь. «Мелодия струнного дерева» – смесь эпох, стран, реальностей и, конечно, это найдет свое отражение и в музыке». Роль поэта в картине исполнил Владимир Кошевой, а Вадим Гусев воплотил человеческий образ Ка. Героев поэмы «Медлум и Лейли» сыграли артисты Мария Риваль и Денис Алиев.Владимир Кошевой, актер, исполнитель роли Велимира Хлебникова: «Это наша третья совместная картина с Ириной Евтеевой - замечательным художником и режиссером. У нас с ней уже сложился свой птичий язык, мы понимаем друг друга по-своему, с полуслова-полувзгляда, И нам вдвоем очень интересно придумывать эти миры - в данном случае, миры Велимира Хлебникова. Кино Евтеевой - авторское, рукотворное. Пока весь мировой кинематограф развивается в сторону развлечения, Ирина Всеволодовна делает кино особенное, другое, интеллектуальное. Ее кино - это подлинное искусство. Картина про Хлебникова - трудная, потому что во-первых, сегодня почти никто не знает, кто такой Велимир Хлебников - разве что знатоки и ценители поэзии Серебряного века. Во-вторых, это картина про отношения художника и времени, художника и власти, это история, в которой художник сам задает себе вопросы, на которые нет ответа. Это не кино обыденного восприятия, это неудобное кино, оно требует концентрации, подключения и работы ума зрителя. Но оно все от начала до конца - эстетическое удовольствие, потому что каждый кадр Ирина Всеволодовна нарисовала сама».
Отзывы