Режиссёр Роман Либеров, который отметил в этом году своё сорокалетие, вот уже дюжину лет занимается созданием документальных кинобиографий знаменитых отечественных литераторов - Юрия Олеши, Иосифа Бродского, Георгия Владимова, Сергея Довлатова, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Осипа Мандельштама, Андрея Платонова. Причём пользуется чаще всего их перепиской с разными адресатами, а также цитирует произведения (лучше - когда стихи читает сам поэт, как Бродский; явно хуже получается у Виктора Сухорукова, пытающегося за кадром произнести строки Мандельштама).
Наиболее удачной из всех работ Либерова можно признать, пожалуй, «ИЛЬФИПЕТРОВ» - вот так странно, будто бы это один автор, называется данная лента 2012 года. В ней как раз соблюдён баланс между частным в жизни обоих творцов и социально-политическим фоном, когда Ильф и Петров сочиняли свои популярные романы об Остапе Бендере или путевые заметки о поездке в США в середине 30-х годов. Ну, и поскольку они напрямую не столь уж пострадали от существующего режима в СССР, в отличие от других перечисленных авторов, то и фильм всё-таки свободен от идеологического заострения и определённой однобокости представления на экране, безусловно, драматических судеб этих поэтов и прозаиков.
Картина «Сокровенный человек», которая делалась куда дольше по времени, чем остальные (после предшествующей ленты «Сохрани мою речь навсегда» прошло целых пять лет), к сожалению, несёт на себе приметы вот такого чересчур политизированного подхода к творчеству выдающегося писателя, весьма необычного по языку и стилистике, поистине сокровенного по своей душевной и духовной сути. Платонов вообще принадлежит к тем уникальным создателям особого литературного мира, который действительно затруднительно переводится на язык другого искусства, в том числе кинематографа. И следует счесть малоудачным стремление Романа Либерова не только воспользоваться апробированным в его иных фильмах способом включения анимационных моментов, но и разыграть с помощью актёров ряд сцен из сочинений этого автора.
Однако печальнее другое. Те, кто не знает творчество Андрея Платонова или плохо в нём ориентируется, вряд ли поймут по экранному «Сокровенному человеку», насколько своеобразна и неповторима Вселенная Платонова. Как сочетаются в ней совершенно особый юмор, робкая тайна человеческих отношений и проникновенность в описании жизненных перипетий, выпадающих на долю героев вроде бы не от мира сего, по-хорошему блаженных и простодушных. Ведь за кажущейся абсурдностью и нередко трагическим надломом их существования, как и в личной судьбе самого Платонова, сокрыта непостижимая доверительность, застенчивая нежность «слабого сердца», которое не в состоянии выразить всю глубину испытываемой любви к кому-то или ко всему сущему на Земле.
Хотя нельзя исключить, что кто-то из зрителей будет, напротив, доволен тем, как вполне модерново и с различными ухищрениями в стиле поп-арта воспроизведена в этой картине биография несчастного человека в якобы счастливой стране.
8
,1
2020, Россия, Документальные
74 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Режиссёр Роман Либеров, который отметил в этом году своё сорокалетие, вот уже дюжину лет занимается созданием документальных кинобиографий знаменитых отечественных литераторов - Юрия Олеши, Иосифа Бродского, Георгия Владимова, Сергея Довлатова, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Осипа Мандельштама, Андрея Платонова. Причём пользуется чаще всего их перепиской с разными адресатами, а также цитирует произведения (лучше - когда стихи читает сам поэт, как Бродский; явно хуже получается у Виктора Сухорукова, пытающегося за кадром произнести строки Мандельштама). Наиболее удачной из всех работ Либерова можно признать, пожалуй, «ИЛЬФИПЕТРОВ» - вот так странно, будто бы это один автор, называется данная лента 2012 года. В ней как раз соблюдён баланс между частным в жизни обоих творцов и социально-политическим фоном, когда Ильф и Петров сочиняли свои популярные романы об Остапе Бендере или путевые заметки о поездке в США в середине 30-х годов. Ну, и поскольку они напрямую не столь уж пострадали от существующего режима в СССР, в отличие от других перечисленных авторов, то и фильм всё-таки свободен от идеологического заострения и определённой однобокости представления на экране, безусловно, драматических судеб этих поэтов и прозаиков. Картина «Сокровенный человек», которая делалась куда дольше по времени, чем остальные (после предшествующей ленты «Сохрани мою речь навсегда» прошло целых пять лет), к сожалению, несёт на себе приметы вот такого чересчур политизированного подхода к творчеству выдающегося писателя, весьма необычного по языку и стилистике, поистине сокровенного по своей душевной и духовной сути. Платонов вообще принадлежит к тем уникальным создателям особого литературного мира, который действительно затруднительно переводится на язык другого искусства, в том числе кинематографа. И следует счесть малоудачным стремление Романа Либерова не только воспользоваться апробированным в его иных фильмах способом включения анимационных моментов, но и разыграть с помощью актёров ряд сцен из сочинений этого автора. Однако печальнее другое. Те, кто не знает творчество Андрея Платонова или плохо в нём ориентируется, вряд ли поймут по экранному «Сокровенному человеку», насколько своеобразна и неповторима Вселенная Платонова. Как сочетаются в ней совершенно особый юмор, робкая тайна человеческих отношений и проникновенность в описании жизненных перипетий, выпадающих на долю героев вроде бы не от мира сего, по-хорошему блаженных и простодушных. Ведь за кажущейся абсурдностью и нередко трагическим надломом их существования, как и в личной судьбе самого Платонова, сокрыта непостижимая доверительность, застенчивая нежность «слабого сердца», которое не в состоянии выразить всю глубину испытываемой любви к кому-то или ко всему сущему на Земле. Хотя нельзя исключить, что кто-то из зрителей будет, напротив, доволен тем, как вполне модерново и с различными ухищрениями в стиле поп-арта воспроизведена в этой картине биография несчастного человека в якобы счастливой стране.