Незаурядный авторский научно-фантастический инди-дебют "Космос" братьев Эллиота и Зандера Уиверов в очередной раз доказывает, что для фильмов о внеземных контактах далеко не всегда важно наличие больших бюджетов и присутствие топ-звезд в кадре. Проект, снятый на крошечном бюджете в несколько тысяч долларов, имеет оригинальный концепт и обладает здоровыми амбициями, которые заставляют вспоминать о "Близких контактах третьей степени" Стивена Спилберга или "Контакте" Роберта Земекиса. Слово "контакт", очевидно, является одним из ключевых для всего материала, связанного с фантастикой, однако в интерпретации братьев Уиверов его смыслы оказываются подчеркнутыми с абсолютно разных сторон. Несколько специалистов, увлеченных астрономией, в течение одной ночи переживают настоящую драму личных отношений и только нахождение взаимопонимания позволяет им прийти к открытию и получить сигнал от представителей другой цивилизации. Само собой, сценарий "Космоса" возник не только из желания Уиверов доказать продюсерам крупных студий свою авторскую компетентность. В активе постановщиков есть нескольких документальных лент, которые связаны с историей программ НАСА, американской лунной программой и полетами "Аполлонов". Такой опыт позволил создать оригинальный и по-своему идеалистический концепт ленты, где удивительное открытие совершается в наше время всего лишь при помощи хорошего телескопа, компьютерного кода и блестящей интуиции персонажей. Если не знать, что "Космос" снят без всякой поддержки и на чистом энтузиазме, то эта камерная работа удивляет своей зрелостью и умением выстраивать отношения между характерами, которые смогли оказаться в нужное время и в нужном месте. Общая увлеченность Уиверов экранной историей передается через последовательный сценарий, где достоверно передана вся магия и авантюрность момента открытия, которое даст новые идеи для ученых относительно происхождения человечества. Через продолжительный хронометраж и присутствие долгожданного чуда открытия авторы со всей страстью подчеркивают, что для инопланетных контактов нужно все-таки иметь определенный научный опыт, умение принимать сигналы и находить интересное там, где другие ученые уже ничего не ищут. Поэтому "Космос" становится еще одним торжеством независимых проектов, позволяющих авторам воплотить свои идеи и получить финансирование для съемок блокбастера.
Ночное безмолвие мистически подсвеченного темного леса под куполом бескрайнего звездного леса в начале "Космоса" у Уиверов прерывается звуками от автомобиля, едущего по грунтовой дороге. Водитель машины, инженер по созданию навигационных приборов Рой Кеннеди (Арджун Сингх Панам), и его старый друг доктор астрофизики Гарри Найт (Джошуа Форд) слушают специальный научный подкаст, в котором рассказывается, что на безопасном расстоянии от Земли пройдет гигантский астероид QE2. Герой Форда, отдавший высокой науке более двадцати лет, относится к услышанному с долей здорового скепсиса и не верит, что вместе с астероидом или, прикрываясь им как тенью, могут путешествовать представители инопланетного разума. Такие, как Гарри, всегда стараются выглядеть всезнайками и умниками, которых трудно чем-то удивить, их может заставить улыбнуться только новость о фермерах с Марса. Спящий на заднем сиденье Майк Уэбстер (Том Инглэнд) работает в компании "Астрэй", которая некоторое время назад поглотила астрономическое общество "Астроманы", где занимались исследованиями персонажи Панама и Форда. Это привело к болезненному разрыву Роя с его любимым делом и тяжелой депрессии, из-за которой его отношения с пробующим постоянно пошутить Гарри стали особенно натянутыми. Майк занимается радиоастрономией и исследует сигналы из космоса при помощи частотного анализа излучений. Благодаря компьютерной программе, написанной героем Инглэнда, становится возможным обнаруживать по особому алгоритму космические объекты, которые скрыты для наблюдений обычным телескопом. Магическая для астрономии частота 1420 МГц, на которую особенно часто ссылаются, когда речь идет о поисках следов посланий от внеземного разума у Уиверов немного позже приобретает роль канала связи для изобретения Майка и его первых контактов с неведомым разумом. Однако пока три абсолютно разных характера прибывают на площадку в лесу, чтобы всю ночь заниматься самостоятельными исследованиями космоса при помощи многофункционального телескопа Гарри и передающего электромагнитные сигналы устройства Майка. Драматургия первого акта Уиверами выстраивается неспешно и без особых проблем, между героями ленты существуют недоверие, напряжение и взаимные обиды. Тлеющий конфликт, который существует между Роем и Гарри, проецируется также на взаимодействие характера Панама и Майка, причем Рой стремится постоянно высмеять его разработку в области сканирования. Но все меняется, когда персонаж Инглэнда принимает ответ на 1420 МГц, и все трое начинают разбираться в том, кто во Вселенной мог направленно отправить подобное.
Братья Уиверы в "Космосе" стараются придать научной фантастике элементы эпической драмы с опорой на серьезную науку, где будет дан ключ к разгадке одной из величайших тайн о происхождении человека и цивилизации. Однако главный результат работы постановщиков - это умение придать изолированной в плане персонажей ленте правильные настройки, где условные изоляция и одиночество Роя, Гарри и Майка сравнимы с одиночеством землян во Вселенной, которая не столь щедра на контакты с инопланетными разумами. Напряженность в отношениях между центральными характерами проекта, которая в итоге трансформируется в слаженное взаимодействие в третьем акте, напоминающем по степени пафоса лучшие работы Майкла Бэя, показывает сложности коммуникации между теми, кто живет на Земле. Давняя дружба персонажей Панама и Форда обязательно должна пройти через испытания и откровенные разговоры под усеянным звездами ночным небом, кажется, что новичок Майк должен вбить клин в отношения этим мужчин, искренне увлеченных мечтателей, для которых астрономия уже давно стала чем-то неотделимым от их жизни. Тем не менее, Уиверы двигают развитие нарратива по пути объединения ради фиксации сигналов чуда, когда сквозь многочисленные помехи троим мужчинам удается пробиться к собственному триумфу и доказать себе, что их вера в возможность контактов с другими мирами не была напрасной. При всей продуманности и отсутствии наигранной фальши, фильму не хватает динамичного монтажа, потому что весь околонаучный мамблкор вполне достоверен, но диалогов иногда слишком много, настолько много, что "Космос" становится похож в некоторых моментах на пьесу о мужчинах у мониторов. Переход от науки к реализации авантюрной и фантастической составляющей проекта занимает время, однако это позволяет Уиверам вложить максимум особенностей в своих персонажей, которые превращаются на экране из номинальных ученых в сложных людей со своими сомнениями, удивлениями и мечтами. Вера постановщиков в собственные силы и талант все время находит согласование в практически каждом кадре проекта, а страсть к перфекционизму братьев Уиверов гармонирует с нехарактерным по масштабности для малобюджетного кино симфоническим саундтреком Криса Дэвея. Режиссерское проникновение в жанр происходит из совершенно неожиданной точки, благодаря изобретательности и эрудиции Уиверов в фильме нет ни гуманоидов, знающих человеческую речь с совершенством ее носителей, ни трансляционных обменов мыслями, есть только попытка смоделировать процесс общения с кем-то чужим, но имеющим представление о культурном коде землян благодаря посланию из обсерватории в Аресибо.
Событие, которого никогда не было, в "Космосе" воспроизводится Уиверами с достоверностью и одержимостью энтузиастов, которые хотят быть услышанными серьезными людьми, связанными с кинопроизводством. Отсутствие спецэффектов, многотонных космических кораблей и странных монстров делает проект еще более захватывающим от того, что в его центре по-прежнему остаются люди, которые имея скромное по нынешним меркам научное оборудование реализовали свой шанс и свою мечту. Такое отсутствие высоких технологий и действие, которое очень часто разворачивается внутри кабины припаркованного автомобиля, позволяет показать настоящих увлеченных ученых за работой без всяких дополнительных деталей. Трудности с бюджетом, который отводится на астрономические исследования в настоящее время, из этой работы просматриваются даже слишком хорошо, однако в проекте Уиверов наука и космос аккуратно отодвинуты при всей своей сенсационности на второй план, а главными для постановщиков становится моменты дружбы и сплоченности всей экранной троицы, где в итоге каждый из персонажей подобно экипажу космического корабля оказывается на своем месте. Своей превосходной работой режиссеры еще раз доказывают, что насколько велико их стремление попасть в кинематографический мэйнстрим при помощи грамотно снятого и спродюсированного дебюта. Драма с дыханием и сердцем, которая выстраивается вокруг сигнала из космоса, ориентирована на широкую аудиторию и способна захватывать иногда лишь тем, что происходит на экранов компьютеров Майка, Гарри и Роя. При слишком тщательной проработке Уиверами в первом и втором актах многочисленных научных деталей, граничащих с просветительством, в кульминации им удается продемонстрировать отличную форму и показать, что гонки, когда счет идет на минуты и секунды, они могут снимать динамично и без лишнего занудства. Режиссерский дар позволяет им переключаться от диалоговых и во многом статичных сцен в клаустрофобном пространстве переоборудованного под лабораторию седана к широте пространств и бескрайностям. Подобные контрасты идут на пользу ленте, которая показывает людей, с нескрываемой радостью смотрящих в ночное небо в оптимистичном финале. Поэтому "Космос" оказывается по-настоящему полифоничен в смыслах, когда рассказывает зрителям о том, что в мире, кроме звезд и наблюдений, существуют еще коллизии дружбы, выборы решений в жизни и взаимовыручка ученых, увлеченных идеями о контактах из глубин космоса.
6
,1
2019, Фантастика
139 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Незаурядный авторский научно-фантастический инди-дебют "Космос" братьев Эллиота и Зандера Уиверов в очередной раз доказывает, что для фильмов о внеземных контактах далеко не всегда важно наличие больших бюджетов и присутствие топ-звезд в кадре. Проект, снятый на крошечном бюджете в несколько тысяч долларов, имеет оригинальный концепт и обладает здоровыми амбициями, которые заставляют вспоминать о "Близких контактах третьей степени" Стивена Спилберга или "Контакте" Роберта Земекиса. Слово "контакт", очевидно, является одним из ключевых для всего материала, связанного с фантастикой, однако в интерпретации братьев Уиверов его смыслы оказываются подчеркнутыми с абсолютно разных сторон. Несколько специалистов, увлеченных астрономией, в течение одной ночи переживают настоящую драму личных отношений и только нахождение взаимопонимания позволяет им прийти к открытию и получить сигнал от представителей другой цивилизации. Само собой, сценарий "Космоса" возник не только из желания Уиверов доказать продюсерам крупных студий свою авторскую компетентность. В активе постановщиков есть нескольких документальных лент, которые связаны с историей программ НАСА, американской лунной программой и полетами "Аполлонов". Такой опыт позволил создать оригинальный и по-своему идеалистический концепт ленты, где удивительное открытие совершается в наше время всего лишь при помощи хорошего телескопа, компьютерного кода и блестящей интуиции персонажей. Если не знать, что "Космос" снят без всякой поддержки и на чистом энтузиазме, то эта камерная работа удивляет своей зрелостью и умением выстраивать отношения между характерами, которые смогли оказаться в нужное время и в нужном месте. Общая увлеченность Уиверов экранной историей передается через последовательный сценарий, где достоверно передана вся магия и авантюрность момента открытия, которое даст новые идеи для ученых относительно происхождения человечества. Через продолжительный хронометраж и присутствие долгожданного чуда открытия авторы со всей страстью подчеркивают, что для инопланетных контактов нужно все-таки иметь определенный научный опыт, умение принимать сигналы и находить интересное там, где другие ученые уже ничего не ищут. Поэтому "Космос" становится еще одним торжеством независимых проектов, позволяющих авторам воплотить свои идеи и получить финансирование для съемок блокбастера. Ночное безмолвие мистически подсвеченного темного леса под куполом бескрайнего звездного леса в начале "Космоса" у Уиверов прерывается звуками от автомобиля, едущего по грунтовой дороге. Водитель машины, инженер по созданию навигационных приборов Рой Кеннеди (Арджун Сингх Панам), и его старый друг доктор астрофизики Гарри Найт (Джошуа Форд) слушают специальный научный подкаст, в котором рассказывается, что на безопасном расстоянии от Земли пройдет гигантский астероид QE2. Герой Форда, отдавший высокой науке более двадцати лет, относится к услышанному с долей здорового скепсиса и не верит, что вместе с астероидом или, прикрываясь им как тенью, могут путешествовать представители инопланетного разума. Такие, как Гарри, всегда стараются выглядеть всезнайками и умниками, которых трудно чем-то удивить, их может заставить улыбнуться только новость о фермерах с Марса. Спящий на заднем сиденье Майк Уэбстер (Том Инглэнд) работает в компании "Астрэй", которая некоторое время назад поглотила астрономическое общество "Астроманы", где занимались исследованиями персонажи Панама и Форда. Это привело к болезненному разрыву Роя с его любимым делом и тяжелой депрессии, из-за которой его отношения с пробующим постоянно пошутить Гарри стали особенно натянутыми. Майк занимается радиоастрономией и исследует сигналы из космоса при помощи частотного анализа излучений. Благодаря компьютерной программе, написанной героем Инглэнда, становится возможным обнаруживать по особому алгоритму космические объекты, которые скрыты для наблюдений обычным телескопом. Магическая для астрономии частота 1420 МГц, на которую особенно часто ссылаются, когда речь идет о поисках следов посланий от внеземного разума у Уиверов немного позже приобретает роль канала связи для изобретения Майка и его первых контактов с неведомым разумом. Однако пока три абсолютно разных характера прибывают на площадку в лесу, чтобы всю ночь заниматься самостоятельными исследованиями космоса при помощи многофункционального телескопа Гарри и передающего электромагнитные сигналы устройства Майка. Драматургия первого акта Уиверами выстраивается неспешно и без особых проблем, между героями ленты существуют недоверие, напряжение и взаимные обиды. Тлеющий конфликт, который существует между Роем и Гарри, проецируется также на взаимодействие характера Панама и Майка, причем Рой стремится постоянно высмеять его разработку в области сканирования. Но все меняется, когда персонаж Инглэнда принимает ответ на 1420 МГц, и все трое начинают разбираться в том, кто во Вселенной мог направленно отправить подобное. Братья Уиверы в "Космосе" стараются придать научной фантастике элементы эпической драмы с опорой на серьезную науку, где будет дан ключ к разгадке одной из величайших тайн о происхождении человека и цивилизации. Однако главный результат работы постановщиков - это умение придать изолированной в плане персонажей ленте правильные настройки, где условные изоляция и одиночество Роя, Гарри и Майка сравнимы с одиночеством землян во Вселенной, которая не столь щедра на контакты с инопланетными разумами. Напряженность в отношениях между центральными характерами проекта, которая в итоге трансформируется в слаженное взаимодействие в третьем акте, напоминающем по степени пафоса лучшие работы Майкла Бэя, показывает сложности коммуникации между теми, кто живет на Земле. Давняя дружба персонажей Панама и Форда обязательно должна пройти через испытания и откровенные разговоры под усеянным звездами ночным небом, кажется, что новичок Майк должен вбить клин в отношения этим мужчин, искренне увлеченных мечтателей, для которых астрономия уже давно стала чем-то неотделимым от их жизни. Тем не менее, Уиверы двигают развитие нарратива по пути объединения ради фиксации сигналов чуда, когда сквозь многочисленные помехи троим мужчинам удается пробиться к собственному триумфу и доказать себе, что их вера в возможность контактов с другими мирами не была напрасной. При всей продуманности и отсутствии наигранной фальши, фильму не хватает динамичного монтажа, потому что весь околонаучный мамблкор вполне достоверен, но диалогов иногда слишком много, настолько много, что "Космос" становится похож в некоторых моментах на пьесу о мужчинах у мониторов. Переход от науки к реализации авантюрной и фантастической составляющей проекта занимает время, однако это позволяет Уиверам вложить максимум особенностей в своих персонажей, которые превращаются на экране из номинальных ученых в сложных людей со своими сомнениями, удивлениями и мечтами. Вера постановщиков в собственные силы и талант все время находит согласование в практически каждом кадре проекта, а страсть к перфекционизму братьев Уиверов гармонирует с нехарактерным по масштабности для малобюджетного кино симфоническим саундтреком Криса Дэвея. Режиссерское проникновение в жанр происходит из совершенно неожиданной точки, благодаря изобретательности и эрудиции Уиверов в фильме нет ни гуманоидов, знающих человеческую речь с совершенством ее носителей, ни трансляционных обменов мыслями, есть только попытка смоделировать процесс общения с кем-то чужим, но имеющим представление о культурном коде землян благодаря посланию из обсерватории в Аресибо. Событие, которого никогда не было, в "Космосе" воспроизводится Уиверами с достоверностью и одержимостью энтузиастов, которые хотят быть услышанными серьезными людьми, связанными с кинопроизводством. Отсутствие спецэффектов, многотонных космических кораблей и странных монстров делает проект еще более захватывающим от того, что в его центре по-прежнему остаются люди, которые имея скромное по нынешним меркам научное оборудование реализовали свой шанс и свою мечту. Такое отсутствие высоких технологий и действие, которое очень часто разворачивается внутри кабины припаркованного автомобиля, позволяет показать настоящих увлеченных ученых за работой без всяких дополнительных деталей. Трудности с бюджетом, который отводится на астрономические исследования в настоящее время, из этой работы просматриваются даже слишком хорошо, однако в проекте Уиверов наука и космос аккуратно отодвинуты при всей своей сенсационности на второй план, а главными для постановщиков становится моменты дружбы и сплоченности всей экранной троицы, где в итоге каждый из персонажей подобно экипажу космического корабля оказывается на своем месте. Своей превосходной работой режиссеры еще раз доказывают, что насколько велико их стремление попасть в кинематографический мэйнстрим при помощи грамотно снятого и спродюсированного дебюта. Драма с дыханием и сердцем, которая выстраивается вокруг сигнала из космоса, ориентирована на широкую аудиторию и способна захватывать иногда лишь тем, что происходит на экранов компьютеров Майка, Гарри и Роя. При слишком тщательной проработке Уиверами в первом и втором актах многочисленных научных деталей, граничащих с просветительством, в кульминации им удается продемонстрировать отличную форму и показать, что гонки, когда счет идет на минуты и секунды, они могут снимать динамично и без лишнего занудства. Режиссерский дар позволяет им переключаться от диалоговых и во многом статичных сцен в клаустрофобном пространстве переоборудованного под лабораторию седана к широте пространств и бескрайностям. Подобные контрасты идут на пользу ленте, которая показывает людей, с нескрываемой радостью смотрящих в ночное небо в оптимистичном финале. Поэтому "Космос" оказывается по-настоящему полифоничен в смыслах, когда рассказывает зрителям о том, что в мире, кроме звезд и наблюдений, существуют еще коллизии дружбы, выборы решений в жизни и взаимовыручка ученых, увлеченных идеями о контактах из глубин космоса.