Искусство, как известно, обладает великой силой. Всего одна фраза второстепенного персонажа старинного советского фильма по третьестепенной пьесе классика создало для русских репутацию целой страны, хотя и не очень большой: в Греции все есть. Я тоже так думал. Но после просмотра фильма «Грекзит» режиссера Коста-Гавраса свою точку зрения поменял на прямо противоположную: в Греции нет абсолютно ничего.
Пересказывать сюжет картины можно совершенно спокойно, он с почти документальной точностью воспроизводит исторические события, описанные в массе открытых источников: попытка только что избранного в 2015 году левого греческого правительства Алексиса Ципраса вытащить страну из ямы чудовищного финансового кризиса. Так что о спойлерах волноваться особо не стану.
Несколько слов о предыстории событий, показанных в «Грекзите». Греция – типичная маленькая страна, купившаяся на обещания большой халявы. Греки радостно вступили в Четвертый рейх (так иногда называют Евросоюз), уничтожили свою промышленность, подсели на кредиты немецких банков, получили доступ к социальным гарантиям невиданной даже в Западной Европе красоты, развели коррупцию в непристойных масштабах. А после кризиса 2008 года оказалось, что страна влезла в долги, превышающие ее ВВП. И тогда выяснилось, для чего бабушке Меркель нужны такие большие зубы. Или, слегка перефразируя другую зубастую бабулю европейской политики: бесплатные кружевные труселя бывают только в мышеловках.
Кредиторы из Евросоюза, ЕЦБ и МВФ начали потрошить страну, скупая мало-мальски ценные активы по дешевке и загоняя население под ярмо самых свирепых мер бюджетной экономии. На выборах в 2015 году побеждает левая партия СИРИЗА, которая пообещала народу исправить ситуацию.
Главный герой картины – министр финансов в правительстве Ципраса – Янис Варуфакис (Кристос Лулис). Этому новичку в политике (Янис всю жизнь трудился на научном поприще в ряде крупных университетов) приходится вступить в схватку с зубрами евробюрократии, которые ставят его перед жестким выбором: или правительство Греции подписывает меморандум, навязанный Европой предыдущему кабинету и предполагающий продолжение жестких мер, или страну просто вышвыривают из Евросоюза. Выбор между плохим и ужасным. Янис демонстрирует чудеса изворотливости и упорства, доводит оппонентов до самой настоящей истерики. Сама Ангела Меркель просит Ципраса отправить несговорчивого министра в отставку.
Но Ципрас своих не сдает (до поры, до времени). Он прислушивается к рекомендациям Яниса на случай выхода из ЕС: что нужно делать во время Грекзита? Давление европейцев нарастает. Пресса устраивает настоящую травлю Яниса. И Ципрас решается на крайний шаг. Он организует референдум, который дает неожиданный для премьер-министра результат и вынуждает Ципраса принять не самое популярное решение.
Большая часть фильма (хронометраж свыше двух часов) – стилизованный под документалку рассказ о переговорах, официальных встречах, закулисных маневрах, секретных совещаниях. Два часа сплошной говорильни. Так что любителям экшена этот фильм придется не по нраву: ни одной даже самой захудалой драки или вялой погони. Ну сколько можно трепаться! Фильм адресован не самому простому зрителю. Его в полной мере оценят те, кто ищет в кино не только развлекаловку, но и пищу для размышлений по самым животрепещущим вопросам.
С этой точки зрения «Грекзит» подоспел как раз вовремя. Оглушительные оплеухи, которые получило население одной маленькой автократии и народ совсем другой огромной либеральной империи заставляют задуматься: а демократия – это еще актуально? В «Грекзите» с завораживающей достоверностью показано, как вершат судьбы народов самодовольные, лощеные представители политической и финансовой европейской элиты, которым совершенно наплевать на всякие там народные волеизъявления.
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Ульрих Тукур) выдает настоящие мемы: нельзя на выборах менять экономическую политику государства; свобода? да, но над ней должен царить порядок и труд. Мне это почему-то напоминает знаменитое Arbeit macht frei, которое сами знаете где вывешивали.
Отношения старой Европы к представителям малых стран, тем более крупных должников, напоминает о временах крепостного права. Глава Еврогруппы просто орет на Варуфакиса, когда тот осмеливается корректировать кабальные условия навязываемого его стране меморандума. А сцена, когда глава Еврокомиссии перед совместной пресс-конференцией тайком сует в руку Ципрасу галстук (тот с левацкой простотой предпочитает обходиться без этого аксессуара), великолепно иллюстрирует отношения по типу «патрон-клиент». Исполнитель роли Ципраса Александрос Бурдумис в этот момент может отрепетировать замечательный крупный план, который он выдает в потрясающем финале картины.
Наверное, фильм слегка затянут. Кое-какие сцены без особого вреда можно было исключить. Еще один недостаток – некоторое пренебрежение к не самому просвещенному зрителю. Это связано с идентификацией как персонажей, так и организаций, о которых идет речь в фильме. Вот появляется высушенная суровая очень важная тетка (выглядит лет на 70). Ее зовут Кристин. Вы, конечно, тут же догадались, что это директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард (ей тогда был 57 лет). Или моложавый французский министр промышленности, экономики и цифровых технологий по имени Эммануэль. Да кто же не узнает Макрона? А названия организаций? Наверное, любой школьник сможет отличить Еврокомиссию от Еврогруппы, ему ведома расшифровка аббревиатуры ЕЦБ. А потому авторы картины не озаботились в нужные моменты представить нам спасительные субтитры. Ладно, кто-то погуглит, а кто-то плюнет и просмотр прервет. Ничего, не для того снимали. Главное – в Венеции отфестивалиться.
Но люди, которые не досмотрят «Грекзит» до конца, многое потеряют. Авторы картины выстреливают потрясающей концовкой: снятый в подчеркнуто аскетичной манере фильм завершается изящной сюрреалистической сценой. Очень приятно было посмотреть. Хотя греков все равно немножко жалко. Ладно, зато у них море, Парфенон и тепло. В Греции все это есть.
8
,0
2019, Драмы
127 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Искусство, как известно, обладает великой силой. Всего одна фраза второстепенного персонажа старинного советского фильма по третьестепенной пьесе классика создало для русских репутацию целой страны, хотя и не очень большой: в Греции все есть. Я тоже так думал. Но после просмотра фильма «Грекзит» режиссера Коста-Гавраса свою точку зрения поменял на прямо противоположную: в Греции нет абсолютно ничего. Пересказывать сюжет картины можно совершенно спокойно, он с почти документальной точностью воспроизводит исторические события, описанные в массе открытых источников: попытка только что избранного в 2015 году левого греческого правительства Алексиса Ципраса вытащить страну из ямы чудовищного финансового кризиса. Так что о спойлерах волноваться особо не стану. Несколько слов о предыстории событий, показанных в «Грекзите». Греция – типичная маленькая страна, купившаяся на обещания большой халявы. Греки радостно вступили в Четвертый рейх (так иногда называют Евросоюз), уничтожили свою промышленность, подсели на кредиты немецких банков, получили доступ к социальным гарантиям невиданной даже в Западной Европе красоты, развели коррупцию в непристойных масштабах. А после кризиса 2008 года оказалось, что страна влезла в долги, превышающие ее ВВП. И тогда выяснилось, для чего бабушке Меркель нужны такие большие зубы. Или, слегка перефразируя другую зубастую бабулю европейской политики: бесплатные кружевные труселя бывают только в мышеловках. Кредиторы из Евросоюза, ЕЦБ и МВФ начали потрошить страну, скупая мало-мальски ценные активы по дешевке и загоняя население под ярмо самых свирепых мер бюджетной экономии. На выборах в 2015 году побеждает левая партия СИРИЗА, которая пообещала народу исправить ситуацию. Главный герой картины – министр финансов в правительстве Ципраса – Янис Варуфакис (Кристос Лулис). Этому новичку в политике (Янис всю жизнь трудился на научном поприще в ряде крупных университетов) приходится вступить в схватку с зубрами евробюрократии, которые ставят его перед жестким выбором: или правительство Греции подписывает меморандум, навязанный Европой предыдущему кабинету и предполагающий продолжение жестких мер, или страну просто вышвыривают из Евросоюза. Выбор между плохим и ужасным. Янис демонстрирует чудеса изворотливости и упорства, доводит оппонентов до самой настоящей истерики. Сама Ангела Меркель просит Ципраса отправить несговорчивого министра в отставку. Но Ципрас своих не сдает (до поры, до времени). Он прислушивается к рекомендациям Яниса на случай выхода из ЕС: что нужно делать во время Грекзита? Давление европейцев нарастает. Пресса устраивает настоящую травлю Яниса. И Ципрас решается на крайний шаг. Он организует референдум, который дает неожиданный для премьер-министра результат и вынуждает Ципраса принять не самое популярное решение. Большая часть фильма (хронометраж свыше двух часов) – стилизованный под документалку рассказ о переговорах, официальных встречах, закулисных маневрах, секретных совещаниях. Два часа сплошной говорильни. Так что любителям экшена этот фильм придется не по нраву: ни одной даже самой захудалой драки или вялой погони. Ну сколько можно трепаться! Фильм адресован не самому простому зрителю. Его в полной мере оценят те, кто ищет в кино не только развлекаловку, но и пищу для размышлений по самым животрепещущим вопросам. С этой точки зрения «Грекзит» подоспел как раз вовремя. Оглушительные оплеухи, которые получило население одной маленькой автократии и народ совсем другой огромной либеральной империи заставляют задуматься: а демократия – это еще актуально? В «Грекзите» с завораживающей достоверностью показано, как вершат судьбы народов самодовольные, лощеные представители политической и финансовой европейской элиты, которым совершенно наплевать на всякие там народные волеизъявления. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Ульрих Тукур) выдает настоящие мемы: нельзя на выборах менять экономическую политику государства; свобода? да, но над ней должен царить порядок и труд. Мне это почему-то напоминает знаменитое Arbeit macht frei, которое сами знаете где вывешивали. Отношения старой Европы к представителям малых стран, тем более крупных должников, напоминает о временах крепостного права. Глава Еврогруппы просто орет на Варуфакиса, когда тот осмеливается корректировать кабальные условия навязываемого его стране меморандума. А сцена, когда глава Еврокомиссии перед совместной пресс-конференцией тайком сует в руку Ципрасу галстук (тот с левацкой простотой предпочитает обходиться без этого аксессуара), великолепно иллюстрирует отношения по типу «патрон-клиент». Исполнитель роли Ципраса Александрос Бурдумис в этот момент может отрепетировать замечательный крупный план, который он выдает в потрясающем финале картины. Наверное, фильм слегка затянут. Кое-какие сцены без особого вреда можно было исключить. Еще один недостаток – некоторое пренебрежение к не самому просвещенному зрителю. Это связано с идентификацией как персонажей, так и организаций, о которых идет речь в фильме. Вот появляется высушенная суровая очень важная тетка (выглядит лет на 70). Ее зовут Кристин. Вы, конечно, тут же догадались, что это директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард (ей тогда был 57 лет). Или моложавый французский министр промышленности, экономики и цифровых технологий по имени Эммануэль. Да кто же не узнает Макрона? А названия организаций? Наверное, любой школьник сможет отличить Еврокомиссию от Еврогруппы, ему ведома расшифровка аббревиатуры ЕЦБ. А потому авторы картины не озаботились в нужные моменты представить нам спасительные субтитры. Ладно, кто-то погуглит, а кто-то плюнет и просмотр прервет. Ничего, не для того снимали. Главное – в Венеции отфестивалиться. Но люди, которые не досмотрят «Грекзит» до конца, многое потеряют. Авторы картины выстреливают потрясающей концовкой: снятый в подчеркнуто аскетичной манере фильм завершается изящной сюрреалистической сценой. Очень приятно было посмотреть. Хотя греков все равно немножко жалко. Ладно, зато у них море, Парфенон и тепло. В Греции все это есть.