Профессиональное остроумие – не самая легкая профессия. Не верите? Попробуйте сочинить самый пустяковый анекдот, способный рассмешить хотя бы парочку ваших наиболее снисходительных друзей.
Команда театра «Квартет И» работает на сцене (и на съемочных площадках) уже не один год, и за это время приучила своих поклонников к тому, что актеры держат достаточно высокий уровень, ниже которого не позволяют себе опуститься. Фильм «Разговорник» (режиссер Сергей Сенцов), который выходит на экраны спустя 10 лет после уже ставшего классическим «О чем говорят мужчины», лично для меня разочарованием не стал. Видимо, мастерство не пропьешь. И это не только про Камиля Ларина, которому спиться гораздо сложнее, чем его коллегам по квартету.
«Разговорник» выполнен в минималистском стиле. Это фактически фильм-спектакль: перед нами сцена, кинозрители видят спины зрителей в зале, слышат их смех. Театральность касается не только способа подачи материала, но и его содержания. Квартет на этот раз отказался от сюжетного стержня типа поездки на Украину или выборов провинциального губернатора. Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин и Александр Демидов поочередно берут слово, травят байки, рассказывают анекдоты, читают стихи, предаются воспоминаниям. С некоторой долей условности спектакль разбит на несколько глав, тематических блоков: о женщинах, о выпивке, о проблеме коммуникации. Но тематика эта не выдерживается слишком строго, актеры могут отходить от заданных тем достаточно далеко. Они могут себе это позволить. Ведь квартет работает на столь высоком уровне, что любой из участников прекрасно держит зал как в одиночку, так и при минимальной поддержке коллег.
Что изменилось в творчестве «Квартета И», и что осталось неизменным? Креативной константой великолепной четверки осталась интеллигентность. Причем это черта не поколенческая. Хохмачей-пошляков хватало на нашей эстраде всегда, от Петросяна (не тот, который с Волей) до самого Воли включительно. Тут, видимо, что-то наведенное. Может быть, знакомство половинки квартета со Жванецким сыграло свою роль? Символично, что фильм, в котором так много места уделено Михаилу Жванецкому (блок про способ обольщения женщин при помощи его фирменного приема просто великолепен), выходит на экраны вскоре после смерти классика советской/антисоветской эстрады.
Но «Квартет И», старясь идти в ногу со временем, периодически включает в своих репризы фрагменты обсценной лексики. В принципе это не напрягает, поскольку грубоватая вульгарность, как правило, не трансформируется в откровенную пошлость. В «Разговорнике» эта грань, на мой взгляд, была пересечена лишь однажды: когда Демидов в своей песне, посвященной друзьям, похабно срифмовал фамилию Бараца (догадайтесь с трех раз как; не бог весть какая оригинальная рифма). А вот «филологическая истерика» Хаита была хороша. Но то, что Леонид Барац прочитал в глазах Михаила Шаца во время дискуссии по негритянско-еврейскому вопросу, возникшей между ним и Майком Тайсоном, опять ниже пояса. Все-таки квартету нужно соблюдать социальную дистанцию между собой и стендапом для невзыскательной публики. Жванецкий умер – кому еще марку теперь держать? Не Урганту с Галустяном, это точно. Ведь юмор, построенный на игре слов, на нашей эстраде – огромная редкость. А «Квартет И» это делать умеет и не стесняется демонстрировать свое умение.
Что поменялось. Все мы не молодеем – «Квартет И» не исключение. Грустно, но выглядят они явно на свои (кое-кто даже старше, сами увидите кто). Это печально, но что радует: с возрастом у ребят прибавилось не только морщин, но и тексты стали слегка мудрее, в них присутствует фирменная «грустинка» в хорошо выверенной пропорции. Квартет в полной мере овладел искусством самоиронии и вовсю им пользуется. Тоже приходит с возрастом. Пора творческой зрелости наступила?
То же (а вот здесь пишем раздельно, чтобы Хаит не придрался) касается умения грамотно выдерживать ритм представления, сочетать пафосные блоки, дабы зритель не устал смеяться, и блоки комические, чтобы зритель не начал засыпать. Лично я посмотрел фильм буквально на одном дыхании, эмоционально все зашло просто великолепно.
Отдельное удовольствие доставили стихи. Барац заявил, что теперь он «наше всё» вместо Пушкина, у которого он дуэль выиграл. Коллеги его поддержали. И зрители получили отменную порцию забавных строф, написанных поэтами самого разного калибра, от Василия Уткина до Игоря Иртенева. И тут же филигранный пассаж в исполнении Бараца про дуру, которая не способна различать масштабы актерского уровня Алексея Петренко и Камиля Ларина с блестящим комментарием самого Ларина. Драматургия высокого класса.
Не хотелось бы, чтобы мои дифирамбы «Разговорнику» ввели в заблуждение часть зрителей. «Квартет И» уже не в первый раз напоминает о том, что коммуникация между поколениями становится все слабее. Тем, кому меньше 35, юмор квартета может быть непонятен и неинтересен: они в фамилии Адабашьян услышат, скорее всего, Ким Кардашьян. А мат со сцены может отпугнуть представителей старшего поколения. Если вы входите в страту 40 – 60 лет, то, вполне возможно, вы разделите мои восторги по поводу очередного творения разговорчивых мужчин. А перед тем, как устроиться у экрана, можете себе налить, ведь под выпивку многое хорошо заходит. В том числе – творчество «Квартета И». Если верить Леониду Барацу, разумеется.
7
,9
2020, Россия, Фильмы-спектакли
82 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Профессиональное остроумие – не самая легкая профессия. Не верите? Попробуйте сочинить самый пустяковый анекдот, способный рассмешить хотя бы парочку ваших наиболее снисходительных друзей. Команда театра «Квартет И» работает на сцене (и на съемочных площадках) уже не один год, и за это время приучила своих поклонников к тому, что актеры держат достаточно высокий уровень, ниже которого не позволяют себе опуститься. Фильм «Разговорник» (режиссер Сергей Сенцов), который выходит на экраны спустя 10 лет после уже ставшего классическим «О чем говорят мужчины», лично для меня разочарованием не стал. Видимо, мастерство не пропьешь. И это не только про Камиля Ларина, которому спиться гораздо сложнее, чем его коллегам по квартету. «Разговорник» выполнен в минималистском стиле. Это фактически фильм-спектакль: перед нами сцена, кинозрители видят спины зрителей в зале, слышат их смех. Театральность касается не только способа подачи материала, но и его содержания. Квартет на этот раз отказался от сюжетного стержня типа поездки на Украину или выборов провинциального губернатора. Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин и Александр Демидов поочередно берут слово, травят байки, рассказывают анекдоты, читают стихи, предаются воспоминаниям. С некоторой долей условности спектакль разбит на несколько глав, тематических блоков: о женщинах, о выпивке, о проблеме коммуникации. Но тематика эта не выдерживается слишком строго, актеры могут отходить от заданных тем достаточно далеко. Они могут себе это позволить. Ведь квартет работает на столь высоком уровне, что любой из участников прекрасно держит зал как в одиночку, так и при минимальной поддержке коллег. Что изменилось в творчестве «Квартета И», и что осталось неизменным? Креативной константой великолепной четверки осталась интеллигентность. Причем это черта не поколенческая. Хохмачей-пошляков хватало на нашей эстраде всегда, от Петросяна (не тот, который с Волей) до самого Воли включительно. Тут, видимо, что-то наведенное. Может быть, знакомство половинки квартета со Жванецким сыграло свою роль? Символично, что фильм, в котором так много места уделено Михаилу Жванецкому (блок про способ обольщения женщин при помощи его фирменного приема просто великолепен), выходит на экраны вскоре после смерти классика советской/антисоветской эстрады. Но «Квартет И», старясь идти в ногу со временем, периодически включает в своих репризы фрагменты обсценной лексики. В принципе это не напрягает, поскольку грубоватая вульгарность, как правило, не трансформируется в откровенную пошлость. В «Разговорнике» эта грань, на мой взгляд, была пересечена лишь однажды: когда Демидов в своей песне, посвященной друзьям, похабно срифмовал фамилию Бараца (догадайтесь с трех раз как; не бог весть какая оригинальная рифма). А вот «филологическая истерика» Хаита была хороша. Но то, что Леонид Барац прочитал в глазах Михаила Шаца во время дискуссии по негритянско-еврейскому вопросу, возникшей между ним и Майком Тайсоном, опять ниже пояса. Все-таки квартету нужно соблюдать социальную дистанцию между собой и стендапом для невзыскательной публики. Жванецкий умер – кому еще марку теперь держать? Не Урганту с Галустяном, это точно. Ведь юмор, построенный на игре слов, на нашей эстраде – огромная редкость. А «Квартет И» это делать умеет и не стесняется демонстрировать свое умение. Что поменялось. Все мы не молодеем – «Квартет И» не исключение. Грустно, но выглядят они явно на свои (кое-кто даже старше, сами увидите кто). Это печально, но что радует: с возрастом у ребят прибавилось не только морщин, но и тексты стали слегка мудрее, в них присутствует фирменная «грустинка» в хорошо выверенной пропорции. Квартет в полной мере овладел искусством самоиронии и вовсю им пользуется. Тоже приходит с возрастом. Пора творческой зрелости наступила? То же (а вот здесь пишем раздельно, чтобы Хаит не придрался) касается умения грамотно выдерживать ритм представления, сочетать пафосные блоки, дабы зритель не устал смеяться, и блоки комические, чтобы зритель не начал засыпать. Лично я посмотрел фильм буквально на одном дыхании, эмоционально все зашло просто великолепно. Отдельное удовольствие доставили стихи. Барац заявил, что теперь он «наше всё» вместо Пушкина, у которого он дуэль выиграл. Коллеги его поддержали. И зрители получили отменную порцию забавных строф, написанных поэтами самого разного калибра, от Василия Уткина до Игоря Иртенева. И тут же филигранный пассаж в исполнении Бараца про дуру, которая не способна различать масштабы актерского уровня Алексея Петренко и Камиля Ларина с блестящим комментарием самого Ларина. Драматургия высокого класса. Не хотелось бы, чтобы мои дифирамбы «Разговорнику» ввели в заблуждение часть зрителей. «Квартет И» уже не в первый раз напоминает о том, что коммуникация между поколениями становится все слабее. Тем, кому меньше 35, юмор квартета может быть непонятен и неинтересен: они в фамилии Адабашьян услышат, скорее всего, Ким Кардашьян. А мат со сцены может отпугнуть представителей старшего поколения. Если вы входите в страту 40 – 60 лет, то, вполне возможно, вы разделите мои восторги по поводу очередного творения разговорчивых мужчин. А перед тем, как устроиться у экрана, можете себе налить, ведь под выпивку многое хорошо заходит. В том числе – творчество «Квартета И». Если верить Леониду Барацу, разумеется.