Новый проект "Разговорник" от "Квартета И", зафиксированный режиссером Сергеем Сенцовым (сериалы "Дылды" и "Физрук"), приоткрывает тайные стороны творческой кухни знаменитой комедийной четверки и стремится дистанцироваться от назидательной ностальгии взрослых мужчин. То, что Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин и Александр Демидов создали нечто особенное в пространстве комедийной драмы, не вызывает никаких сомнений. С другой стороны, появившаяся из спектакля "КВАРТЕТнИк", эта работа была вполне ожидаема от людей, которых связывает многолетняя творческая и человеческая дружба. Рефлексирующий, "с грустинкой", "Разговорник" сочетает в себе элементы творческого вечера, ироничных высказываний на околовечные темы, актерских баек и историй, которые показывают абсолютно разные планы четырех людей, которые прошли испытание успехом и готовы вместе с публикой разобрать багаж воспоминаний. К такому набору ауттейков, разбитому по условным главам, не стремящемуся угнаться за сиюминутностью рано или поздно приходят коллективы с солидными творческими активами. Однако далеко не у всех получается это представить именно так, как это было оформлено в "Разговорнике".
Съемка Сенцова при помощи оператора Михаила Милашина ("Громкая связь", "Т-34") стремится зафиксировать движение "Квартета И" в большей степени в сторону формы, где теплый, "ламповый" в прямом и переносном смысле вечер с известными актерами-комиками превращается в структурированную постановку с несколькими смысловыми центрами. В этом плане "Разговорник" позволяет понять культурные коды интеллигентных работ "Квартета И". Жванецкий, Высоцкий, Барышников - на одном фланге, на другом - Ольга Орлова из "Блестящих", девушка, которая не любит шоколадное мороженое, и любительница лингвистических тонкостей, создавшая коммуникативный ступор для борца за чистоту языка Хаита. Юмористический пэчворк в "Разговорнике" очень хорошо считывается, однако это не мешает харизматично рассказывать каждому участнику проекта о чем-то своем, подтрунивать над собственной популярностью и в то же самое время объективно смотреть на свои работы. Все четверо в "Разговорнике" прекрасны по-своему и не стремятся выйти за рамки собственных традиций и амплуа, каждый из них имеет право на собственную правду, которую выносит на суд зрителей, и каждый оказывается на личном уровне искренности, так важной для публики и тех, кто сомневается в том, что нашедшие компромисс с возрастом лицедеи больше не выдадут ничего искрометного.
Уже пролог "Разговорник" с воспоминаниями Леонида Бараца настраивает на непринужденность и обещает полтора часа шоу, где ключевой фразой "Да не выдумывайте!", можно объяснить все ожидания для тех, кто любит "Квартет И", и тех, скептиков, которые пришли к просмотру со своей настройкой. Следующие за этим выходы актеров на импровизированную сцену, воссоздающую обстановку интеллигентной квартиры еще советских времен с неизменной радиолой, подборкой винила, фортепиано, диваном, круглым столом и многочисленными абажурами, погружают каждого участника "Квартета И" в свою зону комфорта, из которой он будет появляться перед публикой. История Камиля Ларина о первой постановке горьковской "На дне" и комментариях автора об актерских стараниях выставляет важный акцент о том, что никто из присутствующих на сцене еще не готов свалиться в назидательность, которая так или иначе выдает возраст говорящего и поучающего. Похвально, что никто из говорящих не пытается молодиться, не впадает в маразм и не предается излишней сентиментальности. После такого ироничного интро, где квартетовцы не смогли пройти мимо творчества трех важных русских поэтов, в исполнении Ларина оживает трагикомичный рассказ о событиях "Норд-Оста", задевших напрямую "Ля комедия 2", один из музыкальных спектаклей "Квартета И".
"Понеслась" из вступительного слова Бараца как нельзя лучше характеризует все остальное происходящее в "Разговорнике", где в выходах на условную авансцену каждый из "Квартета И" стремится донести до специально рассаженной публики личную интонацию. Безусловно, и Хаит, и Барац, и Ларин, и Демидов говорят каждый раз о чем-то своем в собственной манере, но каждый раз, будучи ровесниками, они попадают в некий общий и хорошо согласованный континуум, где их мысли и воспоминания находят дружескую поддержку. Тезис о том, что "все люди - разные" при всей банальности благодаря квартетовцам начинает обрастать гранями, примерами и из очевидного утверждения перемещается от расхожей сентенции в сторону принятия взрослых людей такими, какие они есть. Нельзя сказать, что "Квартет И" упивается собственной толерантностью и особенной лояльностью, напротив, у каждого на сцене есть своя территория и своя позиция. Ростислав Хаит, пересказывающий свой почти что фрейдистский сон, с необходимым юмором рассказывает о страхах и сомнениях мужчины среднего возраста, который стремится оставить свой след в жестком и прагматичном мире и не потерять с ним связь.
Симптоматично, что первая глава "Разговорника" называется "Чтобы понимали". Высказывания на темы трудностей коммуникации у квартетовцев оказываются весьма разнообразны, и если у Бараца возникает целая абсурдистская миниатюра потерявшегося в незнакомом месте подвыпившего мальчика с полученной психотравмой и ее последующей терапией, то Демидов следом выдает уже блестящую буффонаду на тему "Ангус на гриле". Так или иначе, все на сцене предсказуемо говорят о времени, о том, что раньше было намного проще, корешки книг на полках у всех одинаковые, а дальше - целая жизнь с тем, что было прочитано и так будоражило в юности. Нужно обладать большим мастерством, чтобы цепочка знаков "Адабашьян-гамбургер-скрипка-лиса" приобрела законченность благодаря Хаиту, Ларину и Демидову и упереться в мысль о том, что понимание тождественно самому существованию человека среди себе подобных. Стихи Игоря Иртеньева на тему "Мужское-женское", прочитанные Камилем Лариным, переводят действие в комическую плоскость и дают необходимую разрядку спектаклю, плавно выходящему к уже третьей части.
Блок "Пьяных историй" в "Разговорнике" служит подтверждением тому, что актеры, да что там актеры, все остальные люди очень часто становятся заложниками собственного образа у публики и окружающих людей. Байка о том, что Миклухо-Маклай до конца жизни оставался путешественником от Бараца служит тому прямым подтверждением, но неда забывать, что как люди веселые "Квартет И" любит шутить над своими товарищами по сцене и не только, особенно в подвыпившем состоянии. Хохма про Демидова, такси и Будапешт в этом случае заслуживает особого внимания, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько индивидуальность квартетовцев может быть непредсказуема и связана с риском для жизни. Миниатюра от Бараца о Майке Тайсоне в Одессе и встрече знаменитого боксера со знаменитостями от юмора обрастает множеством деталей, почти что скатывается в назидательность, но радует непредсказуемой развязкой. Вокальный номер Демидова, в котором он рассказывает о своих чувствах к коллегам по сцене под аккомпанемент Хаита, "из невошедшего", показывает его способность работать фарсово-ситкомном диапазоне и удивляет какой-то особенной пародией на пластику рок-звезд, которые рассиропились и готовы вот-вот пустить показательную слезу.
Рассуждениям на тему "Свои-чужие" в "Разговорнике" уделяется внимание в главе "Все люди разные". Непонятно для чего, но квартетовцы пускаются в рассуждения относительно публики, рассказывают гастрольные истории и стремятся к консенсусу, чтобы показать, что их зрители находятся на приличном расстоянии как от "Уральских пельменей", так и от петросяновского "Кривого зеркала", не говоря уже о продукции Comedy Club. С одной стороны, такое самопозиционирование и многословные рассуждения со сцены о своей системе координат и тех, кто в нее вписывается, безусловно, нужны, потому что юмор и сатира - это всегда адресные послания, понятные чаще всего подготовленной аудитории. Насколько важно включать подобное в программу творческого вечера - больной вопрос, который показывает не только некую тревожность Бараца и Хаита как основных авторов "Квартета И", но и намекает на осознанное понимание существующих творческих горизонтов, что нельзя насмешить своими шутками всех без исключения. В любом случае отсутствие хрустальности и оглядки по сторонам делают честь авторам, понимающим, что каждый из них вспахивает свое юмористическое поле и взращивает свои, особые, шутки. Далекие от нормативности высказывания на темы того, что снимается показывается и говорится со сцены конкурентами еще раз приводят всех квартетовцев к принятию мысли о том, что все люди - разные.
Даже получив свою порцию успеха у публики и став, вне всяких сомнений, на данный момент узнаваемым и любимым брэндом, "Квартет И" предпочитает не лежать на лаврах, разрабатывает новые идеи и пытается адаптироваться к новой ситуации. Когда спектакли играются в полупустых театрах, крупные концертные площадки закрыты для зрителей, "Разговорник" оказывается способен сблизить публику и популярную четверку. Избегая разговоров на актуальные темы, они концентрируются вокруг тех тем, которые сделали их узнаваемыми, и продолжают удивлять у малых экранов тех, кто в силу обстоятельств не может посмотреть их новые театральные работы. Поэтому "Разговорник" получился рассказом о себе тех, кому есть что сказать, живым, дышащим, эмоциональным и стремящимся показать, что их еще рано отливать в бронзе и делать памятниками самим себе. Они страшно боятся всей этой статики. Живы, веселы и без назидательности.
7
,9
2020, Россия, Фильмы-спектакли
82 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новый проект "Разговорник" от "Квартета И", зафиксированный режиссером Сергеем Сенцовым (сериалы "Дылды" и "Физрук"), приоткрывает тайные стороны творческой кухни знаменитой комедийной четверки и стремится дистанцироваться от назидательной ностальгии взрослых мужчин. То, что Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин и Александр Демидов создали нечто особенное в пространстве комедийной драмы, не вызывает никаких сомнений. С другой стороны, появившаяся из спектакля "КВАРТЕТнИк", эта работа была вполне ожидаема от людей, которых связывает многолетняя творческая и человеческая дружба. Рефлексирующий, "с грустинкой", "Разговорник" сочетает в себе элементы творческого вечера, ироничных высказываний на околовечные темы, актерских баек и историй, которые показывают абсолютно разные планы четырех людей, которые прошли испытание успехом и готовы вместе с публикой разобрать багаж воспоминаний. К такому набору ауттейков, разбитому по условным главам, не стремящемуся угнаться за сиюминутностью рано или поздно приходят коллективы с солидными творческими активами. Однако далеко не у всех получается это представить именно так, как это было оформлено в "Разговорнике". Съемка Сенцова при помощи оператора Михаила Милашина ("Громкая связь", "Т-34") стремится зафиксировать движение "Квартета И" в большей степени в сторону формы, где теплый, "ламповый" в прямом и переносном смысле вечер с известными актерами-комиками превращается в структурированную постановку с несколькими смысловыми центрами. В этом плане "Разговорник" позволяет понять культурные коды интеллигентных работ "Квартета И". Жванецкий, Высоцкий, Барышников - на одном фланге, на другом - Ольга Орлова из "Блестящих", девушка, которая не любит шоколадное мороженое, и любительница лингвистических тонкостей, создавшая коммуникативный ступор для борца за чистоту языка Хаита. Юмористический пэчворк в "Разговорнике" очень хорошо считывается, однако это не мешает харизматично рассказывать каждому участнику проекта о чем-то своем, подтрунивать над собственной популярностью и в то же самое время объективно смотреть на свои работы. Все четверо в "Разговорнике" прекрасны по-своему и не стремятся выйти за рамки собственных традиций и амплуа, каждый из них имеет право на собственную правду, которую выносит на суд зрителей, и каждый оказывается на личном уровне искренности, так важной для публики и тех, кто сомневается в том, что нашедшие компромисс с возрастом лицедеи больше не выдадут ничего искрометного. Уже пролог "Разговорник" с воспоминаниями Леонида Бараца настраивает на непринужденность и обещает полтора часа шоу, где ключевой фразой "Да не выдумывайте!", можно объяснить все ожидания для тех, кто любит "Квартет И", и тех, скептиков, которые пришли к просмотру со своей настройкой. Следующие за этим выходы актеров на импровизированную сцену, воссоздающую обстановку интеллигентной квартиры еще советских времен с неизменной радиолой, подборкой винила, фортепиано, диваном, круглым столом и многочисленными абажурами, погружают каждого участника "Квартета И" в свою зону комфорта, из которой он будет появляться перед публикой. История Камиля Ларина о первой постановке горьковской "На дне" и комментариях автора об актерских стараниях выставляет важный акцент о том, что никто из присутствующих на сцене еще не готов свалиться в назидательность, которая так или иначе выдает возраст говорящего и поучающего. Похвально, что никто из говорящих не пытается молодиться, не впадает в маразм и не предается излишней сентиментальности. После такого ироничного интро, где квартетовцы не смогли пройти мимо творчества трех важных русских поэтов, в исполнении Ларина оживает трагикомичный рассказ о событиях "Норд-Оста", задевших напрямую "Ля комедия 2", один из музыкальных спектаклей "Квартета И". "Понеслась" из вступительного слова Бараца как нельзя лучше характеризует все остальное происходящее в "Разговорнике", где в выходах на условную авансцену каждый из "Квартета И" стремится донести до специально рассаженной публики личную интонацию. Безусловно, и Хаит, и Барац, и Ларин, и Демидов говорят каждый раз о чем-то своем в собственной манере, но каждый раз, будучи ровесниками, они попадают в некий общий и хорошо согласованный континуум, где их мысли и воспоминания находят дружескую поддержку. Тезис о том, что "все люди - разные" при всей банальности благодаря квартетовцам начинает обрастать гранями, примерами и из очевидного утверждения перемещается от расхожей сентенции в сторону принятия взрослых людей такими, какие они есть. Нельзя сказать, что "Квартет И" упивается собственной толерантностью и особенной лояльностью, напротив, у каждого на сцене есть своя территория и своя позиция. Ростислав Хаит, пересказывающий свой почти что фрейдистский сон, с необходимым юмором рассказывает о страхах и сомнениях мужчины среднего возраста, который стремится оставить свой след в жестком и прагматичном мире и не потерять с ним связь. Симптоматично, что первая глава "Разговорника" называется "Чтобы понимали". Высказывания на темы трудностей коммуникации у квартетовцев оказываются весьма разнообразны, и если у Бараца возникает целая абсурдистская миниатюра потерявшегося в незнакомом месте подвыпившего мальчика с полученной психотравмой и ее последующей терапией, то Демидов следом выдает уже блестящую буффонаду на тему "Ангус на гриле". Так или иначе, все на сцене предсказуемо говорят о времени, о том, что раньше было намного проще, корешки книг на полках у всех одинаковые, а дальше - целая жизнь с тем, что было прочитано и так будоражило в юности. Нужно обладать большим мастерством, чтобы цепочка знаков "Адабашьян-гамбургер-скрипка-лиса" приобрела законченность благодаря Хаиту, Ларину и Демидову и упереться в мысль о том, что понимание тождественно самому существованию человека среди себе подобных. Стихи Игоря Иртеньева на тему "Мужское-женское", прочитанные Камилем Лариным, переводят действие в комическую плоскость и дают необходимую разрядку спектаклю, плавно выходящему к уже третьей части. Блок "Пьяных историй" в "Разговорнике" служит подтверждением тому, что актеры, да что там актеры, все остальные люди очень часто становятся заложниками собственного образа у публики и окружающих людей. Байка о том, что Миклухо-Маклай до конца жизни оставался путешественником от Бараца служит тому прямым подтверждением, но неда забывать, что как люди веселые "Квартет И" любит шутить над своими товарищами по сцене и не только, особенно в подвыпившем состоянии. Хохма про Демидова, такси и Будапешт в этом случае заслуживает особого внимания, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько индивидуальность квартетовцев может быть непредсказуема и связана с риском для жизни. Миниатюра от Бараца о Майке Тайсоне в Одессе и встрече знаменитого боксера со знаменитостями от юмора обрастает множеством деталей, почти что скатывается в назидательность, но радует непредсказуемой развязкой. Вокальный номер Демидова, в котором он рассказывает о своих чувствах к коллегам по сцене под аккомпанемент Хаита, "из невошедшего", показывает его способность работать фарсово-ситкомном диапазоне и удивляет какой-то особенной пародией на пластику рок-звезд, которые рассиропились и готовы вот-вот пустить показательную слезу. Рассуждениям на тему "Свои-чужие" в "Разговорнике" уделяется внимание в главе "Все люди разные". Непонятно для чего, но квартетовцы пускаются в рассуждения относительно публики, рассказывают гастрольные истории и стремятся к консенсусу, чтобы показать, что их зрители находятся на приличном расстоянии как от "Уральских пельменей", так и от петросяновского "Кривого зеркала", не говоря уже о продукции Comedy Club. С одной стороны, такое самопозиционирование и многословные рассуждения со сцены о своей системе координат и тех, кто в нее вписывается, безусловно, нужны, потому что юмор и сатира - это всегда адресные послания, понятные чаще всего подготовленной аудитории. Насколько важно включать подобное в программу творческого вечера - больной вопрос, который показывает не только некую тревожность Бараца и Хаита как основных авторов "Квартета И", но и намекает на осознанное понимание существующих творческих горизонтов, что нельзя насмешить своими шутками всех без исключения. В любом случае отсутствие хрустальности и оглядки по сторонам делают честь авторам, понимающим, что каждый из них вспахивает свое юмористическое поле и взращивает свои, особые, шутки. Далекие от нормативности высказывания на темы того, что снимается показывается и говорится со сцены конкурентами еще раз приводят всех квартетовцев к принятию мысли о том, что все люди - разные. Даже получив свою порцию успеха у публики и став, вне всяких сомнений, на данный момент узнаваемым и любимым брэндом, "Квартет И" предпочитает не лежать на лаврах, разрабатывает новые идеи и пытается адаптироваться к новой ситуации. Когда спектакли играются в полупустых театрах, крупные концертные площадки закрыты для зрителей, "Разговорник" оказывается способен сблизить публику и популярную четверку. Избегая разговоров на актуальные темы, они концентрируются вокруг тех тем, которые сделали их узнаваемыми, и продолжают удивлять у малых экранов тех, кто в силу обстоятельств не может посмотреть их новые театральные работы. Поэтому "Разговорник" получился рассказом о себе тех, кому есть что сказать, живым, дышащим, эмоциональным и стремящимся показать, что их еще рано отливать в бронзе и делать памятниками самим себе. Они страшно боятся всей этой статики. Живы, веселы и без назидательности.