Драматический триллер "Договор молчания" бельгийского режиссера Робина Пронта ("Арденны") является его первой работой, снятой на американском континенте, и проявляет в себе множественные черты увлекательной истории, которая вполне могла бы выйти за рамки волнующего b-movie. Постановщик четко представляет себе жанровые горизонты подобных проектов и концентрируется в большей степени вокруг личной истории главного героя (Николай Костер-Вальдау, "Отель для самоубийц", сериал "Игра престолов"), человека по сюжету надломленного, но не теряющего последней надежды. Такой скорбящий отец, каким является характер Костера-Вальдау по сюжету сценариста Мики Ранума, добавляет фильму реализма и вовлеченности в сам нарратив и оказывается попыткой режиссера освежить типаж протагониста, который ищет свой путь к прощению и выходит на след маньяка, не совсем обычного для Среднего Запада. Несколько сезонов охоты, открытой неизвестным на молоденьких девушек в глухих лесах, позволяют Пронту набросать не очень сложное уравнение для зрителей, где, кроме нескольких неизвестных, он готов предложить свой взгляд на то, что каждый имеет право на ошибку в деформирующих разум и психику обстоятельствах и что нужно обладать опытом и хладнокровием охотника, чтобы суметь выследить настоящего зверя в облике человека по его следам. Во многом постановщику удалось посмотреть на традицию триллера под новым углом и создать работу, максимально близкую к неонуару, где во главу угла ставится атмосфера фильма, а не детализированная проработка персонажей. Лента Пронта из-за этого рассказывает о серийных убийцах с тяжелыми интонациями, не собираясь концентрироваться слишком подробно на деталях и готовых вот-вот разразиться межэтнических и семейных конфликтах. В любом случае, режиссер стремится к мрачности и не готов проливать слишком много крови на экране, в своем развитии картина имеет достаточно возможностей пусть расследование по ложному следу и запутать его равно настолько, что весьма свободные сюжетные линии в итоге оказываются способны к невероятной концентрации в третьем акте. Пронта по-прежнему, как и в "Арденнах", продолжают интересовать экстремумы обывателей из лесной глуши, где суровая реальность способна толкать на изощренное насилие, а выживание становится зачастую важнейшей нормой. Поэтому "Договор молчания" готов рассказывать о надломленных личностях через призму как взгляда охотника на своих жертв, так и благодаря механизмам отчаяния взрослого мужчины, эмоции и страсть к преследованию у которого достигают наивысшей точки.
Заповедные леса Миннесоты около границы с Канадой, которые появляются в экспозиции "Договора молчания" Пронта, уже сами по себе являются хранителями большого количества тайн и преступлений. Одинокий труп девушки, плывущий в ледяной воде, создает первый аккорд для мрачного и откровенного повествования для места, где все друг друга слишком хорошо знают. Страх кажется зависшим в воздухе над безмолвием бесконечных рядов деревьев, чувство беспокойства выводит на самые сложные предположения относительно того, что можно будет увидеть по мере развития сюжета. Последующее появление в кадре двух браконьеров, целящихся в грациозного лесного оленя с огромными рогами на голове, специально намекает на то, что люди в этих краях не всегда готовы вовремя остановиться и могут убивать. Еще пять лет назад таким был и удачливый охотник Рэйберн Свансон (Николай Костер-Вальдау), прекрасно ориентирующийся в этих местах и умеющий передвигаться по ним быстро и незаметно. Однако пристрастие к алкоголю стало поводом, из-за которого Свен, дочь Рэйберна подросткового возраста исчезла навсегда без всяких следов. Такая трагическая потеря разрушила брак героя Костера-Вальдау с его женой Дебби (Мелани Скрофано, сериалы "Дурная кровь" и "Вайнона Эрп"), которая вышла замуж за Карла Блэкхоука (Зан Маккларнон, "Ад на границе", "Доктор Сон"), который возглавляет полицию в индейской резервации в штате, и ждет от него ребенка. Будучи не в состоянии смириться с потерей Рэйберн отказывается признать пропавшую дочь умершей и дает жесткий отказ на ее формальные похороны. Протагонист, который расстался с профессиональной охотой и организовал заповедник, названный в честь пропавшей дочери, по-прежнему старается заглушить горе солидными порциями алкоголя и вызывает всеобщее сочувствие со стороны жителей городка Эко Фоллз. Избранная шерифом пару месяцев назад Элис Густафссон (Аннабелль Уоллис, сериал "Самый громкий голос", "Мумия") вернулась в родные места, чтобы изменить ход событий, которые уже долгое время держат Эко Фоллз в состоянии нависшей опасности. Рэйберн в поисках Гвен уже давно отказался от помощи полиции и самостоятельно расклеивает объявления о ее пропаже во всех людных местах городка. Героиня Уоллис пока достаточно смутно представляет, что происходит в этом месте на самом деле, и сталкивается с прямыми издевательствами со стороны населения, когда начинает расследование дела о поисках убийцы девушки, чье тело было найдено в реке. Проблем для Элис добавляет также ее младший брат Брукс (Хиро Файнс-Тиффин, "После"), связанный с местной шпаной и криминалом и заставляющий молодую женщину волноваться за его хатичную жизнь. Благодаря камерам наблюдения в заповеднике персонажу Костера-Вальдау удается зафиксировать похитителя местных девушек, который расправляется с ними жестоким и своеобразным способом.
Поскольку действие "Договора молчания" Робина Пронта по большей части локализовано в лесу, то при просмотре не покидает ощущение, что третий с другой стороны наблюдает за всем происходящим на экране. Режиссер постоянно работает над атмосферой и саспенсом и максимально приближает публику к серийному убийце, который с одинаковой степенью успешности маскируется не только среди высоких вековых деревьев леса, но и среди людей, не способных разглядеть за тем, кто оказывает помощь настоящего монстра и очистителя человечества от скверны. Николай Костер-Вальдау получает в этом проекте максимально возможную по глубине с точки зрения жанра экранную арку и играет человека, которого крайне трудно сломать и остановить, такой подход предполагает активную эксплуатацию крайнего раскаяния его персонажа и его запредельного чувства вины, когда он буквально проживает все происходящее и готов идти по следу даже после многочисленных ран и чудовищной ошибки шерифа Густафссон. Стиль работы Костера-Вальдау с ролью мстителя несколько отличается от стиля, скажем, Сильвестра Сталлоне, его Рэйберн - человек надломленный, много рефлексирующий и живущий воспоминаниями, при этом его вина за пропажу Гвен постоянно разъедает его от затянувшейся неопределенности. Характерно, что как режиссер, Пронт старается максимально сгустить краски и показать место, где хрупкая судьба человека в любой момент может оказаться безжалостно искалеченной. Не случайно, лишь мимоходом, по касательной, юный Брукс, оставшийся без сестры, которая уехала делать карьеру по службе в Чикаго, вспоминает о чем-то таком страшном, что происходило в их большом семейном доме, когда его в очередной раз спасает от ареста Элис. То, что аборигены из глубинки не склонны к многословности и предпочитают действовать или скрываться во многом показывает их как неких незримых страшных людей, способных искалечить молодежь из-за нежелания жить по ортодоксальным традициям и правилам. Безнадега, выхваченная Пронтом из экранного пространства, ощущение ловушки не покидают при просмотре, когда характер Костера-Вальдау только при помощи солидных порций виски каждый день тушит пожар в своей душе из-за пропавшей дочери. Страх, вооруженный атлатли, оружием из каменного века, и не имеющий собственного лица, у постановщика выступает не более чем как образ чего-то темного и иррационального, карающего своих жертв по законам, давно забытым средними американцами.
В общих установках "Договора молчания" Пронт активно пересекает всех действующих лиц и закладывает основы для того, чтобы немного позже потом связать их судьбы и дать достаточную долю напряжения экранному воплощению. Однако слишком большое количество авторских идей с трудом умещается в стандартном полуторачасовом хронометраже ленты. Из-за этого даже главная экранная арка протагониста при всей симпатии к персонажу Костера-Вальдау выглядит по-своему противоречивой, Рэйберн кажется умиротворенным и все закончившим, когда по сюжету спасает Молли (Шарлотта Линдси Мэррон), одну из жертв маньяка, однако позже Пронт разворачивает все в сторону мести серийному убийце как способу убедиться в том, что его пропавшая дочь действительно мертва. Такое построение нарратива во многом указывает на европейскую манеру съемки режиссера, который явно тяготеет к холоду скандинавских триллеров и подчеркивает это при помощи великолепной камеры оператора Мануэля Дакоссе ("По воле божьей", "Видок: Охотник на призраков"). Головоломка, которую пытаются решить характер Костера-Вальдау и шериф Густафссон, оказывает намного более сложной, чем это можно себе представить для стандартного триллера, каждый из этих персонажей по-своему стремится закрыть раны прошлого, прощаясь с монстром и оставляя, тем не менее, большие тайны друг о друге в настоящем. Такое отсутствие кульминации и не очень плотная подгонка кусочков пазла относительно будоражащей тайны в большей степени говорит о желании отойти от привычных схем в пределах разумного, нежели чем о каких-то новых деталях в механизме триллера. Концепт ленты во многом не всегда руководствуется холодной и расчетливой логикой, а в большей степени стремится показать, что для закрытия личного гештальта люди способны пойти на очень многое, вплоть до преступления. Персонаж Аннабелль Уоллис становится в итоге коррумпированным и отвратительным человеком, считающим, что мотив убийства - это оправдание и повод посочувствовать тому, что натворил Рэйберн за все время. Поэтому в "Договоре молчания" есть тот напряженный и далеко не всегда однозначный сюжет, который, будучи укреплен актерской игрой и качеством съемок, делает проект захватывающим представлением с большой долей острых ощущений.
7
,4
2020, Триллеры
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Драматический триллер "Договор молчания" бельгийского режиссера Робина Пронта ("Арденны") является его первой работой, снятой на американском континенте, и проявляет в себе множественные черты увлекательной истории, которая вполне могла бы выйти за рамки волнующего b-movie. Постановщик четко представляет себе жанровые горизонты подобных проектов и концентрируется в большей степени вокруг личной истории главного героя (Николай Костер-Вальдау, "Отель для самоубийц", сериал "Игра престолов"), человека по сюжету надломленного, но не теряющего последней надежды. Такой скорбящий отец, каким является характер Костера-Вальдау по сюжету сценариста Мики Ранума, добавляет фильму реализма и вовлеченности в сам нарратив и оказывается попыткой режиссера освежить типаж протагониста, который ищет свой путь к прощению и выходит на след маньяка, не совсем обычного для Среднего Запада. Несколько сезонов охоты, открытой неизвестным на молоденьких девушек в глухих лесах, позволяют Пронту набросать не очень сложное уравнение для зрителей, где, кроме нескольких неизвестных, он готов предложить свой взгляд на то, что каждый имеет право на ошибку в деформирующих разум и психику обстоятельствах и что нужно обладать опытом и хладнокровием охотника, чтобы суметь выследить настоящего зверя в облике человека по его следам. Во многом постановщику удалось посмотреть на традицию триллера под новым углом и создать работу, максимально близкую к неонуару, где во главу угла ставится атмосфера фильма, а не детализированная проработка персонажей. Лента Пронта из-за этого рассказывает о серийных убийцах с тяжелыми интонациями, не собираясь концентрироваться слишком подробно на деталях и готовых вот-вот разразиться межэтнических и семейных конфликтах. В любом случае, режиссер стремится к мрачности и не готов проливать слишком много крови на экране, в своем развитии картина имеет достаточно возможностей пусть расследование по ложному следу и запутать его равно настолько, что весьма свободные сюжетные линии в итоге оказываются способны к невероятной концентрации в третьем акте. Пронта по-прежнему, как и в "Арденнах", продолжают интересовать экстремумы обывателей из лесной глуши, где суровая реальность способна толкать на изощренное насилие, а выживание становится зачастую важнейшей нормой. Поэтому "Договор молчания" готов рассказывать о надломленных личностях через призму как взгляда охотника на своих жертв, так и благодаря механизмам отчаяния взрослого мужчины, эмоции и страсть к преследованию у которого достигают наивысшей точки. Заповедные леса Миннесоты около границы с Канадой, которые появляются в экспозиции "Договора молчания" Пронта, уже сами по себе являются хранителями большого количества тайн и преступлений. Одинокий труп девушки, плывущий в ледяной воде, создает первый аккорд для мрачного и откровенного повествования для места, где все друг друга слишком хорошо знают. Страх кажется зависшим в воздухе над безмолвием бесконечных рядов деревьев, чувство беспокойства выводит на самые сложные предположения относительно того, что можно будет увидеть по мере развития сюжета. Последующее появление в кадре двух браконьеров, целящихся в грациозного лесного оленя с огромными рогами на голове, специально намекает на то, что люди в этих краях не всегда готовы вовремя остановиться и могут убивать. Еще пять лет назад таким был и удачливый охотник Рэйберн Свансон (Николай Костер-Вальдау), прекрасно ориентирующийся в этих местах и умеющий передвигаться по ним быстро и незаметно. Однако пристрастие к алкоголю стало поводом, из-за которого Свен, дочь Рэйберна подросткового возраста исчезла навсегда без всяких следов. Такая трагическая потеря разрушила брак героя Костера-Вальдау с его женой Дебби (Мелани Скрофано, сериалы "Дурная кровь" и "Вайнона Эрп"), которая вышла замуж за Карла Блэкхоука (Зан Маккларнон, "Ад на границе", "Доктор Сон"), который возглавляет полицию в индейской резервации в штате, и ждет от него ребенка. Будучи не в состоянии смириться с потерей Рэйберн отказывается признать пропавшую дочь умершей и дает жесткий отказ на ее формальные похороны. Протагонист, который расстался с профессиональной охотой и организовал заповедник, названный в честь пропавшей дочери, по-прежнему старается заглушить горе солидными порциями алкоголя и вызывает всеобщее сочувствие со стороны жителей городка Эко Фоллз. Избранная шерифом пару месяцев назад Элис Густафссон (Аннабелль Уоллис, сериал "Самый громкий голос", "Мумия") вернулась в родные места, чтобы изменить ход событий, которые уже долгое время держат Эко Фоллз в состоянии нависшей опасности. Рэйберн в поисках Гвен уже давно отказался от помощи полиции и самостоятельно расклеивает объявления о ее пропаже во всех людных местах городка. Героиня Уоллис пока достаточно смутно представляет, что происходит в этом месте на самом деле, и сталкивается с прямыми издевательствами со стороны населения, когда начинает расследование дела о поисках убийцы девушки, чье тело было найдено в реке. Проблем для Элис добавляет также ее младший брат Брукс (Хиро Файнс-Тиффин, "После"), связанный с местной шпаной и криминалом и заставляющий молодую женщину волноваться за его хатичную жизнь. Благодаря камерам наблюдения в заповеднике персонажу Костера-Вальдау удается зафиксировать похитителя местных девушек, который расправляется с ними жестоким и своеобразным способом. Поскольку действие "Договора молчания" Робина Пронта по большей части локализовано в лесу, то при просмотре не покидает ощущение, что третий с другой стороны наблюдает за всем происходящим на экране. Режиссер постоянно работает над атмосферой и саспенсом и максимально приближает публику к серийному убийце, который с одинаковой степенью успешности маскируется не только среди высоких вековых деревьев леса, но и среди людей, не способных разглядеть за тем, кто оказывает помощь настоящего монстра и очистителя человечества от скверны. Николай Костер-Вальдау получает в этом проекте максимально возможную по глубине с точки зрения жанра экранную арку и играет человека, которого крайне трудно сломать и остановить, такой подход предполагает активную эксплуатацию крайнего раскаяния его персонажа и его запредельного чувства вины, когда он буквально проживает все происходящее и готов идти по следу даже после многочисленных ран и чудовищной ошибки шерифа Густафссон. Стиль работы Костера-Вальдау с ролью мстителя несколько отличается от стиля, скажем, Сильвестра Сталлоне, его Рэйберн - человек надломленный, много рефлексирующий и живущий воспоминаниями, при этом его вина за пропажу Гвен постоянно разъедает его от затянувшейся неопределенности. Характерно, что как режиссер, Пронт старается максимально сгустить краски и показать место, где хрупкая судьба человека в любой момент может оказаться безжалостно искалеченной. Не случайно, лишь мимоходом, по касательной, юный Брукс, оставшийся без сестры, которая уехала делать карьеру по службе в Чикаго, вспоминает о чем-то таком страшном, что происходило в их большом семейном доме, когда его в очередной раз спасает от ареста Элис. То, что аборигены из глубинки не склонны к многословности и предпочитают действовать или скрываться во многом показывает их как неких незримых страшных людей, способных искалечить молодежь из-за нежелания жить по ортодоксальным традициям и правилам. Безнадега, выхваченная Пронтом из экранного пространства, ощущение ловушки не покидают при просмотре, когда характер Костера-Вальдау только при помощи солидных порций виски каждый день тушит пожар в своей душе из-за пропавшей дочери. Страх, вооруженный атлатли, оружием из каменного века, и не имеющий собственного лица, у постановщика выступает не более чем как образ чего-то темного и иррационального, карающего своих жертв по законам, давно забытым средними американцами. В общих установках "Договора молчания" Пронт активно пересекает всех действующих лиц и закладывает основы для того, чтобы немного позже потом связать их судьбы и дать достаточную долю напряжения экранному воплощению. Однако слишком большое количество авторских идей с трудом умещается в стандартном полуторачасовом хронометраже ленты. Из-за этого даже главная экранная арка протагониста при всей симпатии к персонажу Костера-Вальдау выглядит по-своему противоречивой, Рэйберн кажется умиротворенным и все закончившим, когда по сюжету спасает Молли (Шарлотта Линдси Мэррон), одну из жертв маньяка, однако позже Пронт разворачивает все в сторону мести серийному убийце как способу убедиться в том, что его пропавшая дочь действительно мертва. Такое построение нарратива во многом указывает на европейскую манеру съемки режиссера, который явно тяготеет к холоду скандинавских триллеров и подчеркивает это при помощи великолепной камеры оператора Мануэля Дакоссе ("По воле божьей", "Видок: Охотник на призраков"). Головоломка, которую пытаются решить характер Костера-Вальдау и шериф Густафссон, оказывает намного более сложной, чем это можно себе представить для стандартного триллера, каждый из этих персонажей по-своему стремится закрыть раны прошлого, прощаясь с монстром и оставляя, тем не менее, большие тайны друг о друге в настоящем. Такое отсутствие кульминации и не очень плотная подгонка кусочков пазла относительно будоражащей тайны в большей степени говорит о желании отойти от привычных схем в пределах разумного, нежели чем о каких-то новых деталях в механизме триллера. Концепт ленты во многом не всегда руководствуется холодной и расчетливой логикой, а в большей степени стремится показать, что для закрытия личного гештальта люди способны пойти на очень многое, вплоть до преступления. Персонаж Аннабелль Уоллис становится в итоге коррумпированным и отвратительным человеком, считающим, что мотив убийства - это оправдание и повод посочувствовать тому, что натворил Рэйберн за все время. Поэтому в "Договоре молчания" есть тот напряженный и далеко не всегда однозначный сюжет, который, будучи укреплен актерской игрой и качеством съемок, делает проект захватывающим представлением с большой долей острых ощущений.