Трагикомедия "Последняя смена" режиссера и сценариста Эндрю Кона позволяет себе усомниться в жизненных ценностях возрастного мужчины, проработавшего почти сорок лет на одном месте в ресторане фастфуда в небольшом городке на Среднем Западе, и предлагает зрителям множество злободневных вопросов относительно расизма, политики и личностного роста. С одной стороны, постановщик стремится создать необходимую порцию эмпатии к главному герою (Ричард Дженкинс, "Форма воды"), скромному труженику, искренне увлеченному сборкой бургеров. С другой - позиционирует его как настоящего неудачника, застывшего в состоянии состарившегося выпускника средней школы, пропустившего мимо большую часть своей жизни. Внешне история Кона не стремится к открытию новых истин и актуальным проповедям, однако благодаря проницательному сценарию и безупречной игре Дженкинса находит еще один способ рассказать о городской тоске с необходимой долей теплоты и участия. Конфликт на тему социальной справедливости и угнетения простых людей могущественными корпорациями режиссер предпочитает выстраивать при помощи второго центрального персонажа, в роли которого снялся темнокожий Шэйн Пол МакГи ("После"), ставшего представителем современного поколения в ленте. Кон ставит под сомнение тезис о том, нужно ли гордиться своей жизнью, если ты честно и без нареканий трудился на одном месте, не пытаясь прыгнуть выше головы. Само собой, заслуженный ветеран быстрого питания в глазах героя МакГи выглядит полнейшим отстоем и человеком, который бездарно слил все шансы. Но вызывает интерес другой аспект этого незаурядного фильма, то малодушие и общая неустроенность персонажа Дженкинса за пределами его трудовой территории, создающие необходимую динамику для третьего акта проекта и делающие оптимизм профессионала по-настоящему фальшивым. Как постановщик Кон стремится со всех сторон показать, что жизнь без устремлений и желаний достойна сожаления, он заставляет протагониста начать сомневаться, суетиться и без особого труда приводит его не только к потере общего равновесия в прямом и переносном смысле, но и между кадров ставит под сомнение справедливость мыслей о самой американской мечте. Поэтому "Последняя смена" прикрывается многочисленными комедийными интонациями и сценами, но выносит жестокий приговор социальному инфантилизму, уравнивая одиночество и ничтожность главного героя.
Открывающие "Последнюю смену" Кона ночные панорамы американского городка Альбион в штате Мичиган выхватывают из темноты одно из важных для жителей мест - сетевой ресторан фастфуда "Курица и рыба". Когда в кадре появляется работник заведения Стэнли (Ричард Дженкинс), немолодой мужчина в очках с изящным перстнем выпускника на правой руке, который разогревает мясо для бургеров с пафосом настоящего творца вкуса, то не возникает никаких сомнений в его пристрастии к кулинарному искусству. Персонаж Дженкинса преимущественно работает в ночную смену и собирает еду для тех, кто подъезжает к окну выдачи на машине. Его 38-летняя карьера практически безупречна, он скопил достаточно денег на скромную старость вместе с матерью, которую он собирается в ближайшее время забрать из пансионата для престарелых во Флориде. Внешне Стэнли, закончивший обучение в начале 70-х, выглядит образцом гордости и уважения к самому себе, отказываясь признавать себя лузером, простоявшим на запасном пути и не стремившимся покорять карьерные высоты. За плечами характера Дженкинса стоит школа жизни и точное знание вкусов своих клиентов, которые в глаза называют Стэна "чемпионом" и глумятся над его сентенциями. Дэйл (Эд О’Нил), старый друг протагониста и отъявленный циник, смотрит на жизнь в Альбионе куда более приземленно и называет это место дырой, где он и Стэнли застряли навсегда. Педантизм героя Дженкинса наглядно проявляется также и в момент сдачи выручки менеджеру Шазз (Да’Вин Джой Рэндольф), которая целиком и полностью доверяет Стэну и видит в нем вымирающий вид работника с безупречной исполнительностью и обязательностью. Протагонист не без гордости сообщает о скором увольнении и изъясняется как настоящий реликт при помощи фразы из второго "Терминатора". Есть некая производственная проблема в том, кто придет на место аккуратиста Стэна в ночную смену, и Кон знакомит зрителей с Джевоном (Шэйн Пол МакГи), которого готовы выпустить по условно-досрочному, если он найдет себе работу и будет регулярно докладывать о своей жизни миловидной Эвелин (Эллисон Толман, сериал "Явление") из управления тюрем. Молодой отец Джевон во время обучения в школе подавал большие надежды как начинающий писатель и журналист и не производит впечатление классического гангстера. Он оказался в заключении из-за осквернения памятника, его острый ум не готов принимать игры общества, но чтобы не продолжать сидеть в камере герой МакГи подает резюме в "Курицу и рыба" и спустя день начинает перенимать секреты мастерства у Стэнли, которого обязали работать, пока Джевон не сможет полностью закрывать потребности полночных заказчиков.
Формально в "Последней смене" Эндрю Кон принимает правила игры жанра и на первых порах показывает как две противоположности на экране обмениваются опытом по приготовлению блюд быстрого питания и даже чем-то становятся похожими на двух друзей, заключивших договор ради скорейшего достижения нужного всем результата. Но то, насколько методично постановщик начинает раскрывать свои желания поговорить не столько о конфликте отцов и детей, сколько об изменении взглядов американцев на работу и исполнение своих должностных обязанностей, дает ленте максимальный импульс и выводит инди-проект на совершенно другую территорию. Благодаря Джевону, его остротам, шуткам и откровенно левацким высказываниям, герой Ричарда Дженкинса впервые за много лет начинает сомневаться в правильности прожитой жизни и признаваться себе в тех вещах, на которые он до этого закрывал глаза. Со всех сторон Стэнли, который привык жить бедно, но честно, до сих пор не имеющий водительских прав, вынужденный снимать в ночлежке, где на его двери стоит несколько замков, и не познавший радости отцовства, мог бы оказаться героем Достоевского или Чехова. Но американская глубинка - отнюдь не тот питательный бульон, в котором можно приготовить нового персонажа по рецептам русской классики. Благодаря острохарактерной игре Дженкинса перед публикой появляется новый типаж, в основе которого человек без стремлений и желаний, добровольно ограниченный ничтожной почасовой оплатой за тяжелый труд, являющийся саркастичной издевкой Кона по поводу тех, кто противится любым переменам. Не случайно в главном твисте сценария в непогрешимости Стэна, этого выработавшего свой ресурс мужчины, не сомневается его непосредственная начальница Шазз. Минорный юмор, который Кон закладывает в большую часть сцен, оказывается горьким лекарством, а то, как мужчина за шестьдесят пытается самостоятельно научиться управлять машиной, чтобы подготовиться к сдаче на права, дает множество поводов для смеха. Представление роли Дженкинсом дает большое количество неожиданных деталей и показывает персонажа в высшей степени ограниченного во всем и добровольно принимающего это стеснение. Такие как Стэнли становятся добровольными жертвами конвейеров и не могут ничего довести до конца в обычной жизни. Во многом характер Дженкинса представляется Коном как продукт социальной среды, того самого захолустья, где умирает промышленность, перспективы ничтожны, а расовые предрассудки по-прежнему сильны.
Для понимания главного героя "Последней смены" Кон находит тональную историю об убийстве белыми темнокожего подростка в 1971 году, когда Стэнли и его друг Дэйл стали свидетелями преступления, но стали активно давать свидетельские показания в суде. Джевон пытает говорить с персонажем Дженкинса не только об этом, но и также обсудить вопросы эксплуатации и расового неравенства. В первом приближении постановщик уравнивает их, когда показывает Стэна и Джевона узниками двух разных тюрем, и если первый добровольно заточил себя в исправно дающем средства на минимальное выживание сетевом общепите, то второй налетает на куда более серьезное препятствие, таким талантам как характер МакГи рады только на словах и для прессы, а на самом деле создают всевозможные препятствия для продвижения вперед молодых темнокожих. Экранная арка, которую дает Кон для Джевона, мастерски разыгрывается и дает надежды в финале. Удручающее жизненное кредо героя Дженкинса о том, что он мало чем отличается он негров и ему в жизни тоже никто ничего не давал выводит на мысль о том, что человек не достигший к моменту удаления на покой необходимого уровня зрелости оказывается не просто жалок, он будет раздавлен при малейшем столкновении с реальностью. Стэнли в представлении Дженкинса оказывается болезненно-человечным типом, актер находит несколько уровней слоев в роли, которые противоречат друг другу, и от этого заштатная заурядность раскрывается на абсолютном пределе, который только можно получить для подобного характера. Постановщик не намерен выдвигать хэппи-энд в качестве венца истории и с то же самое время не тонет в черном цинизме высказываний о том, что жизнь простых американцев должна быть такой тяжелой. Социальная направленность Кона имеет больше модельный характер, конфликт в фильме хорошо просчитан, а коллизии выглядят точно продуманными. То, что честно работающие люди должны получать от своих хозяев существенно больше, четко просматривается в диалогах Стэнли и Джевона, Кон не призывает открыто идти против системы, но в то же самое время рассказывает о двух бедных, столкнувшихся против друг друга. Интересно, что режиссер заостряет внимание зрителей на том, как возрастные и кажущиеся чрезвычайно опытными сотрудники любят сочинять мифы о самих себе, и герой Дженкинса служит подтверждением этого наблюдения постановщика. Поэтому "Последняя смена" показывает благодаря Кону американскую рутину крупным планом и позволяет прикоснуться к одним из самых болезненных точек относительно взглядов на жизнь, если спроецировать происходящее и на непростые отечественные реалии.
8
,0
2020, США, Драмы
87 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Трагикомедия "Последняя смена" режиссера и сценариста Эндрю Кона позволяет себе усомниться в жизненных ценностях возрастного мужчины, проработавшего почти сорок лет на одном месте в ресторане фастфуда в небольшом городке на Среднем Западе, и предлагает зрителям множество злободневных вопросов относительно расизма, политики и личностного роста. С одной стороны, постановщик стремится создать необходимую порцию эмпатии к главному герою (Ричард Дженкинс, "Форма воды"), скромному труженику, искренне увлеченному сборкой бургеров. С другой - позиционирует его как настоящего неудачника, застывшего в состоянии состарившегося выпускника средней школы, пропустившего мимо большую часть своей жизни. Внешне история Кона не стремится к открытию новых истин и актуальным проповедям, однако благодаря проницательному сценарию и безупречной игре Дженкинса находит еще один способ рассказать о городской тоске с необходимой долей теплоты и участия. Конфликт на тему социальной справедливости и угнетения простых людей могущественными корпорациями режиссер предпочитает выстраивать при помощи второго центрального персонажа, в роли которого снялся темнокожий Шэйн Пол МакГи ("После"), ставшего представителем современного поколения в ленте. Кон ставит под сомнение тезис о том, нужно ли гордиться своей жизнью, если ты честно и без нареканий трудился на одном месте, не пытаясь прыгнуть выше головы. Само собой, заслуженный ветеран быстрого питания в глазах героя МакГи выглядит полнейшим отстоем и человеком, который бездарно слил все шансы. Но вызывает интерес другой аспект этого незаурядного фильма, то малодушие и общая неустроенность персонажа Дженкинса за пределами его трудовой территории, создающие необходимую динамику для третьего акта проекта и делающие оптимизм профессионала по-настоящему фальшивым. Как постановщик Кон стремится со всех сторон показать, что жизнь без устремлений и желаний достойна сожаления, он заставляет протагониста начать сомневаться, суетиться и без особого труда приводит его не только к потере общего равновесия в прямом и переносном смысле, но и между кадров ставит под сомнение справедливость мыслей о самой американской мечте. Поэтому "Последняя смена" прикрывается многочисленными комедийными интонациями и сценами, но выносит жестокий приговор социальному инфантилизму, уравнивая одиночество и ничтожность главного героя. Открывающие "Последнюю смену" Кона ночные панорамы американского городка Альбион в штате Мичиган выхватывают из темноты одно из важных для жителей мест - сетевой ресторан фастфуда "Курица и рыба". Когда в кадре появляется работник заведения Стэнли (Ричард Дженкинс), немолодой мужчина в очках с изящным перстнем выпускника на правой руке, который разогревает мясо для бургеров с пафосом настоящего творца вкуса, то не возникает никаких сомнений в его пристрастии к кулинарному искусству. Персонаж Дженкинса преимущественно работает в ночную смену и собирает еду для тех, кто подъезжает к окну выдачи на машине. Его 38-летняя карьера практически безупречна, он скопил достаточно денег на скромную старость вместе с матерью, которую он собирается в ближайшее время забрать из пансионата для престарелых во Флориде. Внешне Стэнли, закончивший обучение в начале 70-х, выглядит образцом гордости и уважения к самому себе, отказываясь признавать себя лузером, простоявшим на запасном пути и не стремившимся покорять карьерные высоты. За плечами характера Дженкинса стоит школа жизни и точное знание вкусов своих клиентов, которые в глаза называют Стэна "чемпионом" и глумятся над его сентенциями. Дэйл (Эд О’Нил), старый друг протагониста и отъявленный циник, смотрит на жизнь в Альбионе куда более приземленно и называет это место дырой, где он и Стэнли застряли навсегда. Педантизм героя Дженкинса наглядно проявляется также и в момент сдачи выручки менеджеру Шазз (Да’Вин Джой Рэндольф), которая целиком и полностью доверяет Стэну и видит в нем вымирающий вид работника с безупречной исполнительностью и обязательностью. Протагонист не без гордости сообщает о скором увольнении и изъясняется как настоящий реликт при помощи фразы из второго "Терминатора". Есть некая производственная проблема в том, кто придет на место аккуратиста Стэна в ночную смену, и Кон знакомит зрителей с Джевоном (Шэйн Пол МакГи), которого готовы выпустить по условно-досрочному, если он найдет себе работу и будет регулярно докладывать о своей жизни миловидной Эвелин (Эллисон Толман, сериал "Явление") из управления тюрем. Молодой отец Джевон во время обучения в школе подавал большие надежды как начинающий писатель и журналист и не производит впечатление классического гангстера. Он оказался в заключении из-за осквернения памятника, его острый ум не готов принимать игры общества, но чтобы не продолжать сидеть в камере герой МакГи подает резюме в "Курицу и рыба" и спустя день начинает перенимать секреты мастерства у Стэнли, которого обязали работать, пока Джевон не сможет полностью закрывать потребности полночных заказчиков. Формально в "Последней смене" Эндрю Кон принимает правила игры жанра и на первых порах показывает как две противоположности на экране обмениваются опытом по приготовлению блюд быстрого питания и даже чем-то становятся похожими на двух друзей, заключивших договор ради скорейшего достижения нужного всем результата. Но то, насколько методично постановщик начинает раскрывать свои желания поговорить не столько о конфликте отцов и детей, сколько об изменении взглядов американцев на работу и исполнение своих должностных обязанностей, дает ленте максимальный импульс и выводит инди-проект на совершенно другую территорию. Благодаря Джевону, его остротам, шуткам и откровенно левацким высказываниям, герой Ричарда Дженкинса впервые за много лет начинает сомневаться в правильности прожитой жизни и признаваться себе в тех вещах, на которые он до этого закрывал глаза. Со всех сторон Стэнли, который привык жить бедно, но честно, до сих пор не имеющий водительских прав, вынужденный снимать в ночлежке, где на его двери стоит несколько замков, и не познавший радости отцовства, мог бы оказаться героем Достоевского или Чехова. Но американская глубинка - отнюдь не тот питательный бульон, в котором можно приготовить нового персонажа по рецептам русской классики. Благодаря острохарактерной игре Дженкинса перед публикой появляется новый типаж, в основе которого человек без стремлений и желаний, добровольно ограниченный ничтожной почасовой оплатой за тяжелый труд, являющийся саркастичной издевкой Кона по поводу тех, кто противится любым переменам. Не случайно в главном твисте сценария в непогрешимости Стэна, этого выработавшего свой ресурс мужчины, не сомневается его непосредственная начальница Шазз. Минорный юмор, который Кон закладывает в большую часть сцен, оказывается горьким лекарством, а то, как мужчина за шестьдесят пытается самостоятельно научиться управлять машиной, чтобы подготовиться к сдаче на права, дает множество поводов для смеха. Представление роли Дженкинсом дает большое количество неожиданных деталей и показывает персонажа в высшей степени ограниченного во всем и добровольно принимающего это стеснение. Такие как Стэнли становятся добровольными жертвами конвейеров и не могут ничего довести до конца в обычной жизни. Во многом характер Дженкинса представляется Коном как продукт социальной среды, того самого захолустья, где умирает промышленность, перспективы ничтожны, а расовые предрассудки по-прежнему сильны. Для понимания главного героя "Последней смены" Кон находит тональную историю об убийстве белыми темнокожего подростка в 1971 году, когда Стэнли и его друг Дэйл стали свидетелями преступления, но стали активно давать свидетельские показания в суде. Джевон пытает говорить с персонажем Дженкинса не только об этом, но и также обсудить вопросы эксплуатации и расового неравенства. В первом приближении постановщик уравнивает их, когда показывает Стэна и Джевона узниками двух разных тюрем, и если первый добровольно заточил себя в исправно дающем средства на минимальное выживание сетевом общепите, то второй налетает на куда более серьезное препятствие, таким талантам как характер МакГи рады только на словах и для прессы, а на самом деле создают всевозможные препятствия для продвижения вперед молодых темнокожих. Экранная арка, которую дает Кон для Джевона, мастерски разыгрывается и дает надежды в финале. Удручающее жизненное кредо героя Дженкинса о том, что он мало чем отличается он негров и ему в жизни тоже никто ничего не давал выводит на мысль о том, что человек не достигший к моменту удаления на покой необходимого уровня зрелости оказывается не просто жалок, он будет раздавлен при малейшем столкновении с реальностью. Стэнли в представлении Дженкинса оказывается болезненно-человечным типом, актер находит несколько уровней слоев в роли, которые противоречат друг другу, и от этого заштатная заурядность раскрывается на абсолютном пределе, который только можно получить для подобного характера. Постановщик не намерен выдвигать хэппи-энд в качестве венца истории и с то же самое время не тонет в черном цинизме высказываний о том, что жизнь простых американцев должна быть такой тяжелой. Социальная направленность Кона имеет больше модельный характер, конфликт в фильме хорошо просчитан, а коллизии выглядят точно продуманными. То, что честно работающие люди должны получать от своих хозяев существенно больше, четко просматривается в диалогах Стэнли и Джевона, Кон не призывает открыто идти против системы, но в то же самое время рассказывает о двух бедных, столкнувшихся против друг друга. Интересно, что режиссер заостряет внимание зрителей на том, как возрастные и кажущиеся чрезвычайно опытными сотрудники любят сочинять мифы о самих себе, и герой Дженкинса служит подтверждением этого наблюдения постановщика. Поэтому "Последняя смена" показывает благодаря Кону американскую рутину крупным планом и позволяет прикоснуться к одним из самых болезненных точек относительно взглядов на жизнь, если спроецировать происходящее и на непростые отечественные реалии.