Вряд ли Елена Хазанова и её продюсеры, трудясь над реализацией проекта «Один вдох» /2020/, знали о том, что в Европе (совместными усилиями шведских, норвежских и бельгийских кинематографистов) снимается ещё один фильм, посвящённый дайвингу и дайверам. Как, полагаю, и наоборот. И наша соотечественница, и Йоахим Хеден оказались заворожены (это видно невооружённым глазом!) замечательным, требующим смелости и особых навыков видом спорта, и в обоих случаях ведущими персонажами являются женщины. Но тем самым сходства, пожалуй, исчерпываются. Картины различаются и по жанру, и пафосом, и местом действия – и даже временем года. Если Марина Гордеева в исполнении Виктории Исаковой участвовала в чемпионатах мира, проводившихся в живописных уголках, где греет ласковое солнышко, а вода тёплая и приятная на ощупь, то Тува и Ида практикуются в нырянии в привычных северных широтах. В нырянии в специальных костюмах, с аквалангами за спиной – и отнюдь не с намерением принять участие в международных состязаниях. Между прочим, первая из них, готовясь к осмотру «в ледяной ванне» винта многотоннажного судна, мимоходом упоминает, что выполняет свой последний заказ перед отбытием на Филиппины – на зависть коллегам… Кто ж мог предположить, что рутинное погружение едва не обернётся гибелью (как минимум, приведёт к риску серьёзных увечий)?! Пусть механики и заверяют, что в возникновении внештатной ситуации никто не виноват. Своеобразной отдушиной от нелёгкой работы должна послужить поездка со сводной сестрой в относительно отдалённую прибрежную местность, где никто не будет мешать общаться с природой.
Лента Хазановой вызывала в памяти живописные кадры бессоновской «Голубой бездны» /1988/, посвящённой дружбе-соперничеству Энцо Молинари и Жака Майоля, в равной степени обожавших бескрайнее, необъятное море, испытывавших на выносливость свои организмы, считавших себя Homo Delphinus – людьми-дельфинами. У Йоахима радость единения с подводной стихией, конечно, тоже ощущается, но главным становится всё-таки иное – подстерегающая там опасность, которая парадоксальным образом манит и притягивает. Женщины не могли и вообразить, что такое возможно – что от скалы внезапно отколется глыба, которая упадёт и будет опускаться на дно с такой скоростью, что подомнёт одну из них. Положение – хуже не придумаешь: запасы кислорода в баллонах ограничены, личные вещи, включая сотовые телефоны, оказались погребены под обломками (на поверхности), никого вокруг нет… Хорошо ещё, что сёстры используют радиопередатчики, и Тува может, лежа на дне, инструктировать Иду о том, что спешно предпринять. Последняя, установив местонахождение потерпевшей и вынырнув, пытается отправить сигнал бедствия, затем – делает всё, чтобы вскрыть багажник автомобиля, надеясь, что домкрат поможет приподнять огромный камень. Но обстоятельства, как назло, складываются не в их пользу. Даже в находящемся по соседству частном доме не удаётся обнаружить людей…
Между прочим, режиссёр-сценарист придумал отличный (пусть и могущий показаться кому-то излишне жестоким!) сюжетный поворот. Сёстры прихватили с собой на отдых любимую собаку, которая, почуяв тревогу, непрерывно лает и суетится, чем лишь сильнее раздражает. А когда Ида проникает, разбив окно, в чужое жилище, она подвергается нападению свирепого пса – и вынуждена подвернувшимся под руку кухонным ножом умертвить несчастное животное. Йоахим прежде пробовал силы в комедии и драме, однако сколько-нибудь заметных результатов, говоря по совести, не добивался. Тем сильнее поражает своей четвёртой полнометражной постановкой, демонстрируя владение приёмами создания напряжения, но не «нарочитыми» (характерными для триллеров в духе Альфреда Хичкока), а, с позволения сказать, «естественными». Угроза возникает сама собой – и если б не локальный (ставящий под грозу «всего» одну жизнь) масштаб проблемы, можно было бы вести речь о полноценном фильме-катастрофе (1). При этом лишь по завершении сеанса, осмысливая экранные события, получается по-настоящему оценить мастерство кинодраматурга, сумевшего воздвигнуть на пути героини большое количество препятствий – разнообразных препятствий! И сделать это таким образом, что ни разу не закрадывается сомнение в правдоподобии обстоятельств. Отказ от следования – во всяком случае от чересчур явного следования – голливудским стандартам (в отличие, к слову, от создателей того же «Одного вдоха») резко усиливает драматизм, поскольку зритель искренне сопереживает не только Туве, оказавшейся обездвиженной. Когда под занавес возникает угроза той, кто приложила колоссальные усилия для спасения чужой жизни, это получает ещё более мощный эмоциональный отклик в кинозале.
Впрочем, российский прокатный вариант названия, невольно породивший определённую путаницу для публики (неделей раньше на отечественные киноэкраны выпустили местный CGI-мультфильм «Полное погружение» /2020/ Василия Ровенского), придаёт событиям дополнительную глубину. Йоахиму Хедену удаётся органично совместить практически безостановочное внешнее действие с проникновением во внутренний мир Иды, на сознание которой наложил отпечаток произошедший в детстве несчастный случай, едва не обернувшийся летальным исходом. Но тогда, к счастью для растерявшейся дочери, рядом оказалась мама… Страх снова не справиться (без посторонней помощи) пусть не полностью парализует, но точно – мешает, сковывает волю, заставляет делать непродуманные рефлекторные движения, что приводит к дополнительным трудностям. Допустим, выскальзывает баллон с дыхательной смесью – и при ударе о камень повреждается клапан… Женщине стоит изрядных усилий взять себя в руки и приняться лихорадочно искать выход из критического положения, подчас представляющегося совершенно безнадёжным.
И всё-таки дословный перевод оригинальной (между прочим, англоязычной) версии заголовка лучше передаёт посыл фильма. Авторы предельно прозрачно намекают зрителю, что однажды в судьбе каждого человека возникает стечение неблагоприятных обстоятельств, когда приходится, фигурально выражаясь, «взламывать поверхность». Критическая обстановка требует не только максимального, подчас запредельного физического и морального напряжения, но и не в последнюю очередь – быстрого принятия неординарных решений. В данном отношении особенно показательна развязка, когда гениальная идея (использовать предназначенный для латания проколотых шин герметик) осеняет Иду в тот момент, когда она уже почти смирилась с тем, что не в состоянии вызволить сестру – что будет до конца своих дней корить себя. И, заметим, очень хорошо «работает» финальный поворот: новая беда настигает в тот момент, когда кажется, что самое страшное – позади… Словом, лично я не удивлюсь, если какая-то из киностудий «фабрики грёз» приобретёт права на римейк «Глубокого погружения», благо что многие знаменитые актрисы наверняка с готовностью ухватятся за главную роль. И, думаю, совершенно не является показательным (в условиях по-прежнему действующих из-за карантина ограничений) тот факт, что картина очень слабо прошла в кинопрокате Норвегии, заняв в дебютный уикенд – с результатом порядка $14 тыс. – одиннадцатое место. Данных по Швеции обнаружить и вовсе не удалось.
_______
1 – В духе, например, «Туннеля: Опасно для жизни» /2019/ Пола Ойе, также недавно снятого в Норвегии.
8
,1
2020, Триллеры
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вряд ли Елена Хазанова и её продюсеры, трудясь над реализацией проекта «Один вдох» /2020/, знали о том, что в Европе (совместными усилиями шведских, норвежских и бельгийских кинематографистов) снимается ещё один фильм, посвящённый дайвингу и дайверам. Как, полагаю, и наоборот. И наша соотечественница, и Йоахим Хеден оказались заворожены (это видно невооружённым глазом!) замечательным, требующим смелости и особых навыков видом спорта, и в обоих случаях ведущими персонажами являются женщины. Но тем самым сходства, пожалуй, исчерпываются. Картины различаются и по жанру, и пафосом, и местом действия – и даже временем года. Если Марина Гордеева в исполнении Виктории Исаковой участвовала в чемпионатах мира, проводившихся в живописных уголках, где греет ласковое солнышко, а вода тёплая и приятная на ощупь, то Тува и Ида практикуются в нырянии в привычных северных широтах. В нырянии в специальных костюмах, с аквалангами за спиной – и отнюдь не с намерением принять участие в международных состязаниях. Между прочим, первая из них, готовясь к осмотру «в ледяной ванне» винта многотоннажного судна, мимоходом упоминает, что выполняет свой последний заказ перед отбытием на Филиппины – на зависть коллегам… Кто ж мог предположить, что рутинное погружение едва не обернётся гибелью (как минимум, приведёт к риску серьёзных увечий)?! Пусть механики и заверяют, что в возникновении внештатной ситуации никто не виноват. Своеобразной отдушиной от нелёгкой работы должна послужить поездка со сводной сестрой в относительно отдалённую прибрежную местность, где никто не будет мешать общаться с природой. Лента Хазановой вызывала в памяти живописные кадры бессоновской «Голубой бездны» /1988/, посвящённой дружбе-соперничеству Энцо Молинари и Жака Майоля, в равной степени обожавших бескрайнее, необъятное море, испытывавших на выносливость свои организмы, считавших себя Homo Delphinus – людьми-дельфинами. У Йоахима радость единения с подводной стихией, конечно, тоже ощущается, но главным становится всё-таки иное – подстерегающая там опасность, которая парадоксальным образом манит и притягивает. Женщины не могли и вообразить, что такое возможно – что от скалы внезапно отколется глыба, которая упадёт и будет опускаться на дно с такой скоростью, что подомнёт одну из них. Положение – хуже не придумаешь: запасы кислорода в баллонах ограничены, личные вещи, включая сотовые телефоны, оказались погребены под обломками (на поверхности), никого вокруг нет… Хорошо ещё, что сёстры используют радиопередатчики, и Тува может, лежа на дне, инструктировать Иду о том, что спешно предпринять. Последняя, установив местонахождение потерпевшей и вынырнув, пытается отправить сигнал бедствия, затем – делает всё, чтобы вскрыть багажник автомобиля, надеясь, что домкрат поможет приподнять огромный камень. Но обстоятельства, как назло, складываются не в их пользу. Даже в находящемся по соседству частном доме не удаётся обнаружить людей… Между прочим, режиссёр-сценарист придумал отличный (пусть и могущий показаться кому-то излишне жестоким!) сюжетный поворот. Сёстры прихватили с собой на отдых любимую собаку, которая, почуяв тревогу, непрерывно лает и суетится, чем лишь сильнее раздражает. А когда Ида проникает, разбив окно, в чужое жилище, она подвергается нападению свирепого пса – и вынуждена подвернувшимся под руку кухонным ножом умертвить несчастное животное. Йоахим прежде пробовал силы в комедии и драме, однако сколько-нибудь заметных результатов, говоря по совести, не добивался. Тем сильнее поражает своей четвёртой полнометражной постановкой, демонстрируя владение приёмами создания напряжения, но не «нарочитыми» (характерными для триллеров в духе Альфреда Хичкока), а, с позволения сказать, «естественными». Угроза возникает сама собой – и если б не локальный (ставящий под грозу «всего» одну жизнь) масштаб проблемы, можно было бы вести речь о полноценном фильме-катастрофе (1). При этом лишь по завершении сеанса, осмысливая экранные события, получается по-настоящему оценить мастерство кинодраматурга, сумевшего воздвигнуть на пути героини большое количество препятствий – разнообразных препятствий! И сделать это таким образом, что ни разу не закрадывается сомнение в правдоподобии обстоятельств. Отказ от следования – во всяком случае от чересчур явного следования – голливудским стандартам (в отличие, к слову, от создателей того же «Одного вдоха») резко усиливает драматизм, поскольку зритель искренне сопереживает не только Туве, оказавшейся обездвиженной. Когда под занавес возникает угроза той, кто приложила колоссальные усилия для спасения чужой жизни, это получает ещё более мощный эмоциональный отклик в кинозале. Впрочем, российский прокатный вариант названия, невольно породивший определённую путаницу для публики (неделей раньше на отечественные киноэкраны выпустили местный CGI-мультфильм «Полное погружение» /2020/ Василия Ровенского), придаёт событиям дополнительную глубину. Йоахиму Хедену удаётся органично совместить практически безостановочное внешнее действие с проникновением во внутренний мир Иды, на сознание которой наложил отпечаток произошедший в детстве несчастный случай, едва не обернувшийся летальным исходом. Но тогда, к счастью для растерявшейся дочери, рядом оказалась мама… Страх снова не справиться (без посторонней помощи) пусть не полностью парализует, но точно – мешает, сковывает волю, заставляет делать непродуманные рефлекторные движения, что приводит к дополнительным трудностям. Допустим, выскальзывает баллон с дыхательной смесью – и при ударе о камень повреждается клапан… Женщине стоит изрядных усилий взять себя в руки и приняться лихорадочно искать выход из критического положения, подчас представляющегося совершенно безнадёжным. И всё-таки дословный перевод оригинальной (между прочим, англоязычной) версии заголовка лучше передаёт посыл фильма. Авторы предельно прозрачно намекают зрителю, что однажды в судьбе каждого человека возникает стечение неблагоприятных обстоятельств, когда приходится, фигурально выражаясь, «взламывать поверхность». Критическая обстановка требует не только максимального, подчас запредельного физического и морального напряжения, но и не в последнюю очередь – быстрого принятия неординарных решений. В данном отношении особенно показательна развязка, когда гениальная идея (использовать предназначенный для латания проколотых шин герметик) осеняет Иду в тот момент, когда она уже почти смирилась с тем, что не в состоянии вызволить сестру – что будет до конца своих дней корить себя. И, заметим, очень хорошо «работает» финальный поворот: новая беда настигает в тот момент, когда кажется, что самое страшное – позади… Словом, лично я не удивлюсь, если какая-то из киностудий «фабрики грёз» приобретёт права на римейк «Глубокого погружения», благо что многие знаменитые актрисы наверняка с готовностью ухватятся за главную роль. И, думаю, совершенно не является показательным (в условиях по-прежнему действующих из-за карантина ограничений) тот факт, что картина очень слабо прошла в кинопрокате Норвегии, заняв в дебютный уикенд – с результатом порядка $14 тыс. – одиннадцатое место. Данных по Швеции обнаружить и вовсе не удалось. _______ 1 – В духе, например, «Туннеля: Опасно для жизни» /2019/ Пола Ойе, также недавно снятого в Норвегии.