На пресс-конференции, организованной по случаю показа ленты для журналистов и кинообозревателей, Николай Хомерики сделал любопытное заявление, что считает свою постановку в первую очередь фильмом биографическим (на американский манер – «байопиком»), а не спортивным. Конечно, грань здесь тонка и весьма относительна. Да, в «Белом снеге» рассказывается о множестве ярких моментов из жизни урождённой Елены Трубицыной, начиная с детства, когда талант и боевой темперамент ребёнка, росшего в суровых климатических условиях Магаданской области, по достоинству оценили тренеры. Затем упоминаются годы отрочества, юниорские достижения. Но кульминацией-то ведь становится выступление сборной России в норвежском городе Тронхейм в 1997-м году, где Вяльбе (она взяла фамилию мужа, эстонца по национальности) показала феноменальные результаты. То есть вполне можно считать, что отличия от «Движения вверх» /2017/ или, скажем, от недавней драмы «На острие» /2020/, также посвящённых победам наших соотечественников (соответственно на баскетбольной площадке и на фехтовальной дорожке, где скрестили клинки лучшие саблистки мира), не такие уж принципиальные. К тому же, было бы явной ошибкой утверждать, будто у Антона Мегердичева или у Эдуарда Бордукова в центре повествования не находились судьбы конкретных людей. Другое дело, что «Белый снег» и вправду является сравнительно редким примером того, когда действующие лица фигурируют на экране под подлинными именами. Что, разумеется, наложило на кинематографистов серьёзные ограничения (1).
Остановимся на данном аспекте подробнее. В финальных титрах содержится оговорка, что вымышлены лишь некоторые персонажи и события – вроде встречи с самодовольным таксистом, в котором Лена, возвращающаяся на Новый год к родным из затяжной командировки, неожиданно опознаёт отца, давным-давно бросившего жену с ребёнком. Формированию личности будущей чемпионки вообще уделено много внимания. Прежде всего не обошлось без конфликтов с матерью – женщиной властной и боевой, сыгранной Анной Уколовой в привычной, предельно жёсткой манере. Но и Леночка (кстати, в достаточно убедительном и прочувствованном исполнении юной Ангелины Вяльбе, внучки Елены Валерьевны) не лыком шита – и, если уж сбегает из дома, несёт ответственность за дерзкий поступок, выпаливая: «Мама, не позорь меня!» И не жалуется, стоически снося наказание. И хорошо запомнила слова наставника, что ни при каких обстоятельствах не следует плакать (давать волю негативным эмоциям) на глазах у соперниц… После такой закалки характера конфронтация с чиновниками высокого ранга, пришедшими в ярость от новости о беременности перспективной лыжницы в канун Олимпийских игр, покажется детским лепетом. Елена могла, не уступая мощному прессингу извне, позволить себе делать то, что считала по-настоящему важным в жизни: родить сына Франца, бросить супруга Урмаса в тот момент, когда сочла отношения исчерпанными, и т.д. Спортсменка истово верила, что ничего невозможного – не существует.
Впрочем, как раз к первой половине повествования хочется предъявить претензий больше всего. Николай Хомерики вроде бы неплохо работает с актёрами и актрисами разных возрастов, добивается естественных реакций, старается, где возможно, выстроить конфликты – в частности, напирает на противостояние матери и бабушки в процессе воспитания девочки. Мало того, вместе с командой сценаристов придумывает острые, а иногда и забавные ситуации. Допустим, тренер, сбитый с ног решительно настроенной родительницей (почти Мария Васильевна в исполнении Нонны Мордюковой, повалившая ошалевшего зятя Тасика сокрушительным ударом в лоб!), и не пытается оказать сопротивление. А по вине деда Виктора, неудачно подвинувшего мебель, обрушивается… стена дома – в канун зимнего праздника!.. Режиссёр то ли переборщил с чисто бытовыми эпизодами, то ли не сумел добиться мощного эмоционального отклика от зрителя (не спасает даже музыка Алексея Айги), то ли попросту затянул повествование – сложно установить доподлинно. Да и необходимость строго придерживаться фактов, раз уж продекларировали такой подход, местами вынуждала сглаживать углы – не давать однозначных характеристик тем или иным персонам. Самое интересное начинается позже.
Елена Вяльбе несколько раз произносит фразу, смысл которой сводится к тому, что вся жизнь истинного спортсмена – это борьба. Я бы даже расширил: борьба – неотъемлемая часть земного пути любого человека. Борьба с обстоятельствами, борьба с другими индивидами, наконец, борьба с самим собой, с худшими качествами собственной натуры. Без борьбы нет развития, нет роста, а быть может, и существования как такового. Спортивные состязания потому и приковывают повышенное внимание, что соревновательность обостряет борьбу до предела – но в оговоренных рамках. И как раз это замечательно уловлено кинематографистами. Фигуры горнолыжников не так уж редко, к слову, возникали на экране, в том числе в боевиках: от фильмов «На секретной службе Её Величества» /1969/ и «Только для твоих глаз» /1981/ из цикла про Джеймса Бонда до научно-фантастического «Начала» /2010/ Кристофера Нолана. Да и чемпионаты как таковые (подобные тем, что с размахом проводился в 1997-м в Норвегии) обладают изрядным зрелищным потенциалом. Помимо внешних атрибутов (кто пробежал дистанцию быстрее, кто первым пересёк финишную черту) начинаешь искренне сопереживать участникам, выкладывающимся на сто процентов, старающимся, образно выражаясь, прыгнуть выше головы – показать всё, на что способны. А уж когда предстоит болеть за «наших», находящихся на чужбине, в недружественном окружении… Кто бы мог подумать, что прецедент с уличением Любови Егоровой в применении допинга спустя десятилетия приобретёт повышенную актуальность?
Вот мы и подобрались если не к главному, то точно – к обязательному для таких кинопроизведений атрибуту. Это характерно отнюдь не только для России (голливудские спортивные фильмы пропагандистски заряжены чуть ли не в большей степени), но отечественные зрители реагируют на подобный аспект особенно чутко. В упомянутом выше «Движении вверх» рассматривались времена «холодной войны», в картине «На острие» – текущий период. Николай Хомерики взялся совместить оба исторических отрезка, подчеркнув их неразрывную (неразрывную вне зависимости от чьих-либо мнений на сей счёт) связь, причём попытался донести мысль аккуратно и ненавязчиво. Действие обрамляют пролог и эпилог, в которых Елена Вяльбе вместе с родными посещает резиденцию короля Норвегии – и отвечает отказом на щедрое предложение монарха тренировать команду его подданных: чемпионка не простит себе, увидев, как её стараниями победа уйдёт иностранкам… Однако ключевым эпизодом воспринимается, пожалуй, краткий фрагмент, когда члены женской сборной с изумлением слушают печально известное выступление Михаила Горбачёва, фактически сообщающего о ликвидации СССР – и, несмотря на царящий в умах сограждан хаос, недвусмысленно выражают готовность остаться верными Родине. В обозначенном ключе знаменитый демарш Елены, пришедшей первой с огромным развевающимся российским триколором, не покажется лишь красивой выходкой. Сложно переоценить значение этого маленького символического жеста для державы, находившейся тогда в разрухе и, что ещё досаднее, в состоянии морального упадка…
_______
1 – И, между прочим, вынудило продюсеров получать разрешения – во избежание неприятных ситуаций, подобных недавнему скандалу вокруг «Цоя» /2020/ Алексея Учителя.
8
,9
2021, Россия, Спорт
126 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
На пресс-конференции, организованной по случаю показа ленты для журналистов и кинообозревателей, Николай Хомерики сделал любопытное заявление, что считает свою постановку в первую очередь фильмом биографическим (на американский манер – «байопиком»), а не спортивным. Конечно, грань здесь тонка и весьма относительна. Да, в «Белом снеге» рассказывается о множестве ярких моментов из жизни урождённой Елены Трубицыной, начиная с детства, когда талант и боевой темперамент ребёнка, росшего в суровых климатических условиях Магаданской области, по достоинству оценили тренеры. Затем упоминаются годы отрочества, юниорские достижения. Но кульминацией-то ведь становится выступление сборной России в норвежском городе Тронхейм в 1997-м году, где Вяльбе (она взяла фамилию мужа, эстонца по национальности) показала феноменальные результаты. То есть вполне можно считать, что отличия от «Движения вверх» /2017/ или, скажем, от недавней драмы «На острие» /2020/, также посвящённых победам наших соотечественников (соответственно на баскетбольной площадке и на фехтовальной дорожке, где скрестили клинки лучшие саблистки мира), не такие уж принципиальные. К тому же, было бы явной ошибкой утверждать, будто у Антона Мегердичева или у Эдуарда Бордукова в центре повествования не находились судьбы конкретных людей. Другое дело, что «Белый снег» и вправду является сравнительно редким примером того, когда действующие лица фигурируют на экране под подлинными именами. Что, разумеется, наложило на кинематографистов серьёзные ограничения (1). Остановимся на данном аспекте подробнее. В финальных титрах содержится оговорка, что вымышлены лишь некоторые персонажи и события – вроде встречи с самодовольным таксистом, в котором Лена, возвращающаяся на Новый год к родным из затяжной командировки, неожиданно опознаёт отца, давным-давно бросившего жену с ребёнком. Формированию личности будущей чемпионки вообще уделено много внимания. Прежде всего не обошлось без конфликтов с матерью – женщиной властной и боевой, сыгранной Анной Уколовой в привычной, предельно жёсткой манере. Но и Леночка (кстати, в достаточно убедительном и прочувствованном исполнении юной Ангелины Вяльбе, внучки Елены Валерьевны) не лыком шита – и, если уж сбегает из дома, несёт ответственность за дерзкий поступок, выпаливая: «Мама, не позорь меня!» И не жалуется, стоически снося наказание. И хорошо запомнила слова наставника, что ни при каких обстоятельствах не следует плакать (давать волю негативным эмоциям) на глазах у соперниц… После такой закалки характера конфронтация с чиновниками высокого ранга, пришедшими в ярость от новости о беременности перспективной лыжницы в канун Олимпийских игр, покажется детским лепетом. Елена могла, не уступая мощному прессингу извне, позволить себе делать то, что считала по-настоящему важным в жизни: родить сына Франца, бросить супруга Урмаса в тот момент, когда сочла отношения исчерпанными, и т.д. Спортсменка истово верила, что ничего невозможного – не существует. Впрочем, как раз к первой половине повествования хочется предъявить претензий больше всего. Николай Хомерики вроде бы неплохо работает с актёрами и актрисами разных возрастов, добивается естественных реакций, старается, где возможно, выстроить конфликты – в частности, напирает на противостояние матери и бабушки в процессе воспитания девочки. Мало того, вместе с командой сценаристов придумывает острые, а иногда и забавные ситуации. Допустим, тренер, сбитый с ног решительно настроенной родительницей (почти Мария Васильевна в исполнении Нонны Мордюковой, повалившая ошалевшего зятя Тасика сокрушительным ударом в лоб!), и не пытается оказать сопротивление. А по вине деда Виктора, неудачно подвинувшего мебель, обрушивается… стена дома – в канун зимнего праздника!.. Режиссёр то ли переборщил с чисто бытовыми эпизодами, то ли не сумел добиться мощного эмоционального отклика от зрителя (не спасает даже музыка Алексея Айги), то ли попросту затянул повествование – сложно установить доподлинно. Да и необходимость строго придерживаться фактов, раз уж продекларировали такой подход, местами вынуждала сглаживать углы – не давать однозначных характеристик тем или иным персонам. Самое интересное начинается позже. Елена Вяльбе несколько раз произносит фразу, смысл которой сводится к тому, что вся жизнь истинного спортсмена – это борьба. Я бы даже расширил: борьба – неотъемлемая часть земного пути любого человека. Борьба с обстоятельствами, борьба с другими индивидами, наконец, борьба с самим собой, с худшими качествами собственной натуры. Без борьбы нет развития, нет роста, а быть может, и существования как такового. Спортивные состязания потому и приковывают повышенное внимание, что соревновательность обостряет борьбу до предела – но в оговоренных рамках. И как раз это замечательно уловлено кинематографистами. Фигуры горнолыжников не так уж редко, к слову, возникали на экране, в том числе в боевиках: от фильмов «На секретной службе Её Величества» /1969/ и «Только для твоих глаз» /1981/ из цикла про Джеймса Бонда до научно-фантастического «Начала» /2010/ Кристофера Нолана. Да и чемпионаты как таковые (подобные тем, что с размахом проводился в 1997-м в Норвегии) обладают изрядным зрелищным потенциалом. Помимо внешних атрибутов (кто пробежал дистанцию быстрее, кто первым пересёк финишную черту) начинаешь искренне сопереживать участникам, выкладывающимся на сто процентов, старающимся, образно выражаясь, прыгнуть выше головы – показать всё, на что способны. А уж когда предстоит болеть за «наших», находящихся на чужбине, в недружественном окружении… Кто бы мог подумать, что прецедент с уличением Любови Егоровой в применении допинга спустя десятилетия приобретёт повышенную актуальность? Вот мы и подобрались если не к главному, то точно – к обязательному для таких кинопроизведений атрибуту. Это характерно отнюдь не только для России (голливудские спортивные фильмы пропагандистски заряжены чуть ли не в большей степени), но отечественные зрители реагируют на подобный аспект особенно чутко. В упомянутом выше «Движении вверх» рассматривались времена «холодной войны», в картине «На острие» – текущий период. Николай Хомерики взялся совместить оба исторических отрезка, подчеркнув их неразрывную (неразрывную вне зависимости от чьих-либо мнений на сей счёт) связь, причём попытался донести мысль аккуратно и ненавязчиво. Действие обрамляют пролог и эпилог, в которых Елена Вяльбе вместе с родными посещает резиденцию короля Норвегии – и отвечает отказом на щедрое предложение монарха тренировать команду его подданных: чемпионка не простит себе, увидев, как её стараниями победа уйдёт иностранкам… Однако ключевым эпизодом воспринимается, пожалуй, краткий фрагмент, когда члены женской сборной с изумлением слушают печально известное выступление Михаила Горбачёва, фактически сообщающего о ликвидации СССР – и, несмотря на царящий в умах сограждан хаос, недвусмысленно выражают готовность остаться верными Родине. В обозначенном ключе знаменитый демарш Елены, пришедшей первой с огромным развевающимся российским триколором, не покажется лишь красивой выходкой. Сложно переоценить значение этого маленького символического жеста для державы, находившейся тогда в разрухе и, что ещё досаднее, в состоянии морального упадка… _______ 1 – И, между прочим, вынудило продюсеров получать разрешения – во избежание неприятных ситуаций, подобных недавнему скандалу вокруг «Цоя» /2020/ Алексея Учителя.