Лично для меня сразу не составляло секрета, что заставило английских продюсеров пригласить заокеанского (между прочим, родившегося не в США, а в канадском городе Оттава) мастера осуществить постановку «Уличного кота по кличке Боб» /2016/. В активе Роджера Споттисвуда наличествовала трогательная и очень смешная кинокомедия «Тёрнер и Хуч» /1989/, посвящённая непростой взаимной притирке человека и пса – полицейского и бордоского дога. И в довесок тот мог похвастаться достойными картинами иных жанров. Решение призвать к работе над продолжением Чарльза Мартина Смита представляется тем более логичным (почти очевидным!). Определённую известность ему, тогда ещё только актёру, принесла главная роль в драме «Не зови волков» /1983/, повествующей об уникальном опыте нахождения на севере Канады, на лоне дикой природы, биолога Тайлера, исследовавшего причину массового истребления волками оленей. Сотрудничество с Кэрролом Бэллардом (1) отозвалось спустя годы – уже после того, как Смит сам подался в режиссёры. Солидным зрительским спросом пользовались и добрые, занимательные ленты про собак («Король воздуха» /1997/, «Путь домой» /2019/), и замечательная дилогия «История дельфина» /2011-14/. Причём сиквел, в отличие от оригинала, изначально предполагал откровенно сентиментальную интонацию – в духе поучительных рождественских сказок.
Конечно, «Рождественский подарок Боба» несколько проигрывает при сопоставлении с детищем Споттисвуда – это было бы глупо и нечестно не признать. Адаптацию для киноэкрана одноимённого бестселлера (с добавлением линий, позаимствованных из «Мира по Бобу» /2013/) тогда осуществили кинодраматурги Тим Джон и Мария Нэйшн. На сей же раз профессиональный литератор Гэрри Дженкинс, помогавший Джеймсу Боуэну сочинять книги про сообразительного рыжего кота, выступил единственным сценаристом, взяв за основу коллизии «Подарка от Боба» /2013/. Странно, что автор не счёл нужным поведать (поведать хотя бы мельком) о дальнейшей судьбе людей, оказавших неоценимую моральную поддержку бездомному уличному певцу, пытающемуся побороть героиновую зависимость – проходящему курс метадоновой реабилитации. И в первую очередь – о жившей в квартире по соседству Бетти, к которой Джеймс воспылал высокими чувствами. Люк Тредэвей и Рута Гедминтас состояли в романтической связи в реальной жизни, и данное обстоятельство придавало особую теплоту отношениям их персонажей. То, что у Боуэна появились новые хорошие знакомые, постепенно превращающиеся в верных друзей, бесспорно, хорошо, но ведь парень – явно не из тех, кто забывает добро. Впрочем, основное отличие даже не в этом.
Чарльз Мартин Смит имел достаточно оснований завидовать предшественнику, которому досталась выразительная драматическая ситуация. Вспомним, что поначалу Джеймс Боуэн находился буквально на грани жизни и смерти – после того, как «сорвался», очутившись в госпитале из-за принятой дозы героина. Заботами Вэл ему выпал второй шанс, но по большому счёту было достаточно одного неверного поступка, который перечеркнул бы все старания. Потому зрители, затаив дыхание, и наблюдали за захватывающим процессом того, как юноша медленно, но верно, балансируя на краю пропасти, приходил в чувства. Наблюдали за неустанной борьбой человека. Хотя создатели картины незлобиво иронизировали по поводу религиозных моментов, прямо-таки напрашивался вывод, что пушистый гость забрёл в жилище бедолаги по приказу свыше – выступил посланником небес. Кот, получивший кличку в честь инфернального убийцы из линчевского телесериала «Твин Пикс» (жаль, что в экранизации о забавной детали не упоминается), самим присутствием помогал хозяину преодолеть последствия наркотической зависимости. Плюс на текущие трудности накладывались отношения с отцом, тоже далеко не простые. Что же во второй части?
Действие «Рождества кота Боба» начинается в тот момент, когда Боуэн присутствует (вместе с неизменным спутником на шее) на торжественной вечеринке по случаю публикации очередной книги. А значит, мы сразу знаем, что всё у него сложилось благополучно, – понимаем, что грустная история, которую Джеймс рассказывает ещё одному бедолаге (тоже уличному музыканту и певцу, спасённому от произвола полиции), завершилась счастливо. Одно это волей-неволей снижает накал драматизма. Да и тот, отмечаемый по традиции в христианском мире праздник, о котором идёт речь, пришёлся на период, когда герою уже не требовалось подавлять тягу к дурманящим веществам, пусть материальные проблемы не улетучились. Смит и Дженкинс предложили как бы обратную ситуацию. Теперь человеку приходится платить той же монетой животному – брать на себя всю полноту ответственности за того, кого приручил. Как минимум, спешно искать средства на пропитание и лекарства. А однажды – и задуматься, не слишком ли эгоистична его позиция?.. Заветы Антуана де Сент-Экзюпери остаются актуальными, как никогда!
Роджер Споттисвуд отчасти забрёл на территорию таких уникальных британских художников, как Кен Лоуч и Майк Ли, не устающих вдумчиво живописать бедственное (увы, не улучшающееся с годами) положение рядовых англичан: от честных работяг, едва сводящих концы с концами, до несчастных аутсайдеров – изгоев сытого общества. Его преемник ограничился менее амбициозной задачей. Беа резонно замечает, что мир (капиталистический) устроен несправедливо: богатые за короткий отпуск потратят столько денег, сколько неимущим хватило бы на год существования. Однако главным врагом становятся (становятся по логике самого развития сюжета) представители государственных органов – по сути, хорошо известная, давно набившая оскомину евробюрократия. Сотрудники службы ветеринарного контроля инициируют рутинную проверку, грозящую далеко идущими последствиями. И, вопреки первому впечатлению, дело отнюдь не в личной неприязни к подозрительному длинноволосому типу с гитарой, подрабатывающему распространением печатной продукции. Таковы правила и предписанные процедуры.
Между прочим, обозначенный мотив периодически затрагивался и теми же Лоучем с Ли, призывавшими не верить лозунгам о государстве всеобщего благоденствия – на конкретных (почерпнутых в жизни) примерах доказывавшими, что функционирующие механизмы социальной защиты далеки от совершенства. Как ни забавно, Чарльз Мартин Смит и Гэрри Дженкинс солидарны с маститыми коллегами, подводя к выводу, что единственным способом уцелеть (и состояться как личность!) в мире, где декларируются идеалы чистогана, является взаимная поддержка, простое человеческое участие, неравнодушие к ближнему. Рождественский подарок Боба – не чудесное выздоровление после того, как питомец заставил хозяина изрядно понервничать. Не возникни напряжённая ситуация, Боуэн, возможно, и не понял бы всей глубины мудрых слов нового знакомого о том, что забота о ком-то даёт индивиду смысл бытия. И необязательно подобно Джеймсу исповедовать буддизм (верить в карму), чтобы осознать, что сделанное добро – вернётся сторицей. Искренность интонации, столь важная для избранного жанра, позволяет простить авторам отдельные художественные огрехи. А тот печальный факт, что Боб, частично изобразивший на экране самого себя (в артистизме мурлыке точно не откажешь!), не дожил до премьеры фильма, заставляет сопереживать героям ещё сильнее. Виновный в гибели животного скрылся с места происшествия…
_______
1 – Кстати сказать, потребовавшее глубокого погружения в суровые климатические условия севера – и на длительный отрезок времени!
8
,4
2020, Комедии
88 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Лично для меня сразу не составляло секрета, что заставило английских продюсеров пригласить заокеанского (между прочим, родившегося не в США, а в канадском городе Оттава) мастера осуществить постановку «Уличного кота по кличке Боб» /2016/. В активе Роджера Споттисвуда наличествовала трогательная и очень смешная кинокомедия «Тёрнер и Хуч» /1989/, посвящённая непростой взаимной притирке человека и пса – полицейского и бордоского дога. И в довесок тот мог похвастаться достойными картинами иных жанров. Решение призвать к работе над продолжением Чарльза Мартина Смита представляется тем более логичным (почти очевидным!). Определённую известность ему, тогда ещё только актёру, принесла главная роль в драме «Не зови волков» /1983/, повествующей об уникальном опыте нахождения на севере Канады, на лоне дикой природы, биолога Тайлера, исследовавшего причину массового истребления волками оленей. Сотрудничество с Кэрролом Бэллардом (1) отозвалось спустя годы – уже после того, как Смит сам подался в режиссёры. Солидным зрительским спросом пользовались и добрые, занимательные ленты про собак («Король воздуха» /1997/, «Путь домой» /2019/), и замечательная дилогия «История дельфина» /2011-14/. Причём сиквел, в отличие от оригинала, изначально предполагал откровенно сентиментальную интонацию – в духе поучительных рождественских сказок. Конечно, «Рождественский подарок Боба» несколько проигрывает при сопоставлении с детищем Споттисвуда – это было бы глупо и нечестно не признать. Адаптацию для киноэкрана одноимённого бестселлера (с добавлением линий, позаимствованных из «Мира по Бобу» /2013/) тогда осуществили кинодраматурги Тим Джон и Мария Нэйшн. На сей же раз профессиональный литератор Гэрри Дженкинс, помогавший Джеймсу Боуэну сочинять книги про сообразительного рыжего кота, выступил единственным сценаристом, взяв за основу коллизии «Подарка от Боба» /2013/. Странно, что автор не счёл нужным поведать (поведать хотя бы мельком) о дальнейшей судьбе людей, оказавших неоценимую моральную поддержку бездомному уличному певцу, пытающемуся побороть героиновую зависимость – проходящему курс метадоновой реабилитации. И в первую очередь – о жившей в квартире по соседству Бетти, к которой Джеймс воспылал высокими чувствами. Люк Тредэвей и Рута Гедминтас состояли в романтической связи в реальной жизни, и данное обстоятельство придавало особую теплоту отношениям их персонажей. То, что у Боуэна появились новые хорошие знакомые, постепенно превращающиеся в верных друзей, бесспорно, хорошо, но ведь парень – явно не из тех, кто забывает добро. Впрочем, основное отличие даже не в этом. Чарльз Мартин Смит имел достаточно оснований завидовать предшественнику, которому досталась выразительная драматическая ситуация. Вспомним, что поначалу Джеймс Боуэн находился буквально на грани жизни и смерти – после того, как «сорвался», очутившись в госпитале из-за принятой дозы героина. Заботами Вэл ему выпал второй шанс, но по большому счёту было достаточно одного неверного поступка, который перечеркнул бы все старания. Потому зрители, затаив дыхание, и наблюдали за захватывающим процессом того, как юноша медленно, но верно, балансируя на краю пропасти, приходил в чувства. Наблюдали за неустанной борьбой человека. Хотя создатели картины незлобиво иронизировали по поводу религиозных моментов, прямо-таки напрашивался вывод, что пушистый гость забрёл в жилище бедолаги по приказу свыше – выступил посланником небес. Кот, получивший кличку в честь инфернального убийцы из линчевского телесериала «Твин Пикс» (жаль, что в экранизации о забавной детали не упоминается), самим присутствием помогал хозяину преодолеть последствия наркотической зависимости. Плюс на текущие трудности накладывались отношения с отцом, тоже далеко не простые. Что же во второй части? Действие «Рождества кота Боба» начинается в тот момент, когда Боуэн присутствует (вместе с неизменным спутником на шее) на торжественной вечеринке по случаю публикации очередной книги. А значит, мы сразу знаем, что всё у него сложилось благополучно, – понимаем, что грустная история, которую Джеймс рассказывает ещё одному бедолаге (тоже уличному музыканту и певцу, спасённому от произвола полиции), завершилась счастливо. Одно это волей-неволей снижает накал драматизма. Да и тот, отмечаемый по традиции в христианском мире праздник, о котором идёт речь, пришёлся на период, когда герою уже не требовалось подавлять тягу к дурманящим веществам, пусть материальные проблемы не улетучились. Смит и Дженкинс предложили как бы обратную ситуацию. Теперь человеку приходится платить той же монетой животному – брать на себя всю полноту ответственности за того, кого приручил. Как минимум, спешно искать средства на пропитание и лекарства. А однажды – и задуматься, не слишком ли эгоистична его позиция?.. Заветы Антуана де Сент-Экзюпери остаются актуальными, как никогда! Роджер Споттисвуд отчасти забрёл на территорию таких уникальных британских художников, как Кен Лоуч и Майк Ли, не устающих вдумчиво живописать бедственное (увы, не улучшающееся с годами) положение рядовых англичан: от честных работяг, едва сводящих концы с концами, до несчастных аутсайдеров – изгоев сытого общества. Его преемник ограничился менее амбициозной задачей. Беа резонно замечает, что мир (капиталистический) устроен несправедливо: богатые за короткий отпуск потратят столько денег, сколько неимущим хватило бы на год существования. Однако главным врагом становятся (становятся по логике самого развития сюжета) представители государственных органов – по сути, хорошо известная, давно набившая оскомину евробюрократия. Сотрудники службы ветеринарного контроля инициируют рутинную проверку, грозящую далеко идущими последствиями. И, вопреки первому впечатлению, дело отнюдь не в личной неприязни к подозрительному длинноволосому типу с гитарой, подрабатывающему распространением печатной продукции. Таковы правила и предписанные процедуры. Между прочим, обозначенный мотив периодически затрагивался и теми же Лоучем с Ли, призывавшими не верить лозунгам о государстве всеобщего благоденствия – на конкретных (почерпнутых в жизни) примерах доказывавшими, что функционирующие механизмы социальной защиты далеки от совершенства. Как ни забавно, Чарльз Мартин Смит и Гэрри Дженкинс солидарны с маститыми коллегами, подводя к выводу, что единственным способом уцелеть (и состояться как личность!) в мире, где декларируются идеалы чистогана, является взаимная поддержка, простое человеческое участие, неравнодушие к ближнему. Рождественский подарок Боба – не чудесное выздоровление после того, как питомец заставил хозяина изрядно понервничать. Не возникни напряжённая ситуация, Боуэн, возможно, и не понял бы всей глубины мудрых слов нового знакомого о том, что забота о ком-то даёт индивиду смысл бытия. И необязательно подобно Джеймсу исповедовать буддизм (верить в карму), чтобы осознать, что сделанное добро – вернётся сторицей. Искренность интонации, столь важная для избранного жанра, позволяет простить авторам отдельные художественные огрехи. А тот печальный факт, что Боб, частично изобразивший на экране самого себя (в артистизме мурлыке точно не откажешь!), не дожил до премьеры фильма, заставляет сопереживать героям ещё сильнее. Виновный в гибели животного скрылся с места происшествия… _______ 1 – Кстати сказать, потребовавшее глубокого погружения в суровые климатические условия севера – и на длительный отрезок времени!