Новая комедия "Счастливо оставаться" режиссера и сценариста Альбера Дюпонтеля ("До свидания там, наверху", "9 месяцев строгого режима") способна преподнести огромное количество сюрпризов и перемещаться от бурлеска в сторону серьезных высказываний о цифровом обществе и оптимизма трагедии, где хотя бы на некоторое время можно позволить себе побыть аналоговым и настоящим, а не собранием из нулей и единиц во взломанной базе данных. Сказать, что постановщик тонко чувствует время, в котором он живет и старается бунтовать против бездушного социума, будет где-то около половины правды. Дюпонтель добивается эффекта и зрительского восторга благодаря хорошо сбалансированным комедийным гэгам, грустной сентиментальности и очень энергичном монтаже, превращающем по-настоящему безумные идеи режиссера в доступное для всех кино, где смыслы лежат на поверхности, но от этого не теряют в своей пронзительности. Посвящение в начале ленты Терри Джонсу, умершему в начале прошлого года комику английской группы "Монти Пайтон", может служить определяющей настройкой, чтобы понять, где находится один из источников вдохновения постановщика, когда он соединяет в проекте идеальные личные одиночества с желанием социального эскапизма. В своих фильмах Дюпонтель находится все время недалеко от одних и тех же концептов, в последней работе основой сюжета становится поиск ребенка, которого главная героиня (Виржини Эфира, "Ночной конвой", "Соблазн") оставила в роддоме в подростковом возрасте. Бегство из современного мира, граничащее с абсурдом, головокружительный квест нескольких не очень молодых людей, никому не нужных и стремящихся раскрыться в моментах добровольной или вынужденной помощи, оказывается для них способом лечения в первую очередь своих личных проблем и вариантом вдохнуть полной грудью. Для Дюпонтеля окружающий мир продолжает погружаться в безумие, которое обезличено учетными записями, дискриминацией по возрасту и людьми, все больше превращающимися в собственные аватары. Очевидно, что режиссера настораживает некая смена приоритетов в общении между людьми, которая диктуется обществом и рекомендует возводить на подступах к себе как можно больше виртуальных и реальных перегородок. Поэтому "Счастливо оставаться" оказывается тем искренним и прекрасно снятым фильмом, где Дюпонтель стремится забить свой гвоздь пессимизма в слишком увлеченное собой и стерильностью своих проблем общество, которое с радостью принимает любую глупость и угнетение.
Пролог "Счастливо оставаться" Дюпонтель выстраивает на уровне традиционных голливудских драм, где главная героиня неожиданно для себя самой вдруг узнает, что жить ей осталось только всего лишь совсем чуть-чуть, ровно столько, чтобы успеть закончить самые важные дела. И все - дальше со спокойным сердцем на небо и даже возможно в рай. В кабинете врача 43-летняя приятная блондинка Сьюзи Траппе (Виржини Эфира) с удивлением разглядывает снимки своих легких, она находит рентгенограммы достаточно красивыми, но новости очень плохие: у героини Эфира профессиональное аутоиммунное заболевание. Виной всему является работа Сьюзи в парикмахерской, спреи, которыми она пользуется, изменили клетки бронхов, легкие женщины остались без всякой защиты и начали разрушаться. Главная героиня понимает, что она обречена и убегает, не сказав ни слова. Характерно, что постановщик неоднократно использует игру слов и коверкает фамилии своих персонажей, чтобы еще больше подчеркнуть их отчаяние и ничтожность. Для протагонистки важно встретиться с сыном, которого она оставила по настоянию родителей в палате родильного дома в 15-летнем возрасте, Сьюзи раскаивается, что так ничего до сих пор о нем не знает. У нее есть парикмахерская, где она сразу же по возращении от доктора избавляется от всех этих баллончиков-убийц, но она одинока, ее некому поддержать, а брошенный ребенок становится незакрытым гештальтом перед смертью. В то же самое время блестящий специалист по цифровой безопасности и технократ Жан-Батист Кюшас (Альбер Дюпонтель) готовится представить руководству проект по защите от взлома управления лифтами в одном крупном государственном учреждении. Несмотря на тщательную полуторагодовую проработку вопроса босс откровенно намекает герою Дюпонтеля, что тот должен поделиться опытом с более молодыми сотрудниками и рассказать им все тонкости разработанной системы. Постановщик саркастичен в своем нарративе, он показывает двух настоящих жертв труда, которые находятся на разных полюсах, вдобавок ко всему устами клерка из многофункционального центра с кафкианской раздражительностью Дюпонтель подчеркивает одну важную деталь для характера Эфира: "Вы даже не оцифрованы!". В то же самое время Жан-Батист готовится к самоубийству в прямом эфире на рабочем месте и записывает свое последнее, как ему кажется, сообщение миру при помощи лэптопа. От Сьюзи его отделяет только тонкая перегородка стены его кабинета и еще не прозвучавший выстрел...
В соответствии с установками собственной вселенной в "Счастливо оставаться" Альбер Дюпонтель сталкивает абсолютные противоположности, мужчину и женщину, чьи фамилии все постоянно путают и не могут выговорить, черное отчаяние профессионала и разрывающееся от невысказанной нежности сердце матери. Вся несправедливость прагматичного мира концентрируется внутри этой пары, но постановщик постоянно полон самых лучших надежд на протяжении полутора часов. Он - настоящий со всеми этими обреченными аутсайдерами, брошенными детьми, слепым архивариусом Сержем (Николя Марье, "Афера доктора Нока"), которого гуманная система не бросила после полицейского произвола. На фоне трогательной и обезоруживающей Виржини Эфира герой Дюпонтеля оказывается немного более сложным характером, чем это может показаться на первый взгляд. Безусловно, внутри застенчивого Жан-Батиста режиссер собирает ясное осознание несправедливости и уродливости мира, в котором он живет, в котором он становится не больше чем увлеченной функцией, трудоголиком, выброшенным за борт, как подсевшая батарейка. Постановщик использует фактическую оппозицию центральных характеров и их ситуативную заинтересованность друг в друге, чтобы сделать динамику ленты еще более насыщенной благодаря столкновению крайностей, где депрессивный Жан-Батист больше не хочет жить, а у Сьюзи нет права на выбор и она вынуждена отчаянно искать брошенного сына всеми фантастическими способами. Этот экранный союз Эфира и Дюпонтеля удивительно хорошо работает, созданная режиссером напряженность толкает зрителя в спуск по спирали, где многие ситуации могут показаться хорошо знакомыми и в то же самое время абсолютно невероятными. К счастью, постановщик прекрасно чувствует, что он все время стремится разорвать реальность и ставит под сомнение то, что это может произойти на самом деле. Дюпонтелю удается передать то самое состояние неопределенности при помощи органичной и естественной игры Эфира, когда точка будет вот-вот поставлена, а горькая истина еще не найдена, когда пробито отверстие в оболочке безумного общества и голова уже видит звезды, а ноги еще ищут опору, чтобы хотя бы как-то оправдать смысл существования. Будущее для Жана-Батиста и Сьюзи уже наступило, а они это пока только смогли только смогли почувствовать, сидя у своих мониторов или теряясь в лабиринтах административных зданий. Дюпонтель поднимает настоящее восстание двух обывателей на экране и выдает главным персонажам право на новую идентичность, когда создает парафраз на историю о современных Бонни и Клайде.
Эмоциональный диапазон "Счастливо оставаться" Дюпонтеля находится где-то между гневом и отчаянием, постановщик постоянно стремится при помощи флэшбэков Виржини Эфира подчеркнуть как сильно изменился облик старой доброй Франции за последние тридцать лет и вгоняет Сьюзи в особенный вид трогательной ностальгии, когда вся жизнь прошла мимо, а единственным воспоминанием остается бурная молодость. Формально находясь внутри обычных развлекательных рамок, постановщик успевает рассказать абсолютно невероятную историю о том, что у каждого есть возможность и очень важно уметь не пропустить мимо свой шанс. Для персонажа Эфира важно вернуться в свое прошлое и попытаться вернуть своего ребенка, что-то узнать о нем и душевно успокоиться, для кажущегося самому себе скучным Жана-Батиста важно пережить настоящее приключение, для потерявшего зрение Сержа все происходящее становится способом вновь почувствовать себя мужчиной полным сил и желаний. Очевидно, что Дюпонтель отправляет всех в безумное приключение с непристегнутыми ремнями и стремится найти ощущения вместе со своими характерами, не гарантируя головокружительного хэппи-энда, а все больше погружаясь в сюрреалистический и способный вызвать хохот бред бытия, который становится главным спасением для режиссера. Так или иначе у постановщика просматриваются не столь очевидные параллели с "Тони Эрдманном" Марен Аде, где формула успеха в жизни большинства выражается стабильной работой и хорошей зарплатой. Дюпонтель ставит под сомнение так ли важно быть интегрированным в систему, чтобы быть счастливым и при помощи своего Жан-Батиста, комментирует, что быть интегрированным в мир безумцев отнюдь не является правилом успеха. Режиссер настаивает на возвращении человечности в бездушный мир, говорит об истинах, о которых предпочитают молчать многие его соотечественники, но оказывается изящным и в меру мрачным комедиантом, который ставит известный диагноз, проводит курс терапии и оказывается способен прервать свой волшебный спектакль на самой высокой ноте. Впечатляющая и несущая свет надежды Виржини Эфира в этом проекте благодаря Дюпонтелю оказывается способна преломить эмоциональные состояния своей героини и превратить открытый цинизм в иронию, будущую трагедию в абсурдность проживания и позволить сделать важный шаг депрессивному интроверту Жану-Батисту. Поэтому "Счастливо оставаться" приоткрывает чувствительный и отчаянный мир нежного мизантропа Дюпонтеля и показывает его искренние намерения сражаться за душу в бесчеловечном обществе.
6
,9
2020, Драмы
83 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новая комедия "Счастливо оставаться" режиссера и сценариста Альбера Дюпонтеля ("До свидания там, наверху", "9 месяцев строгого режима") способна преподнести огромное количество сюрпризов и перемещаться от бурлеска в сторону серьезных высказываний о цифровом обществе и оптимизма трагедии, где хотя бы на некоторое время можно позволить себе побыть аналоговым и настоящим, а не собранием из нулей и единиц во взломанной базе данных. Сказать, что постановщик тонко чувствует время, в котором он живет и старается бунтовать против бездушного социума, будет где-то около половины правды. Дюпонтель добивается эффекта и зрительского восторга благодаря хорошо сбалансированным комедийным гэгам, грустной сентиментальности и очень энергичном монтаже, превращающем по-настоящему безумные идеи режиссера в доступное для всех кино, где смыслы лежат на поверхности, но от этого не теряют в своей пронзительности. Посвящение в начале ленты Терри Джонсу, умершему в начале прошлого года комику английской группы "Монти Пайтон", может служить определяющей настройкой, чтобы понять, где находится один из источников вдохновения постановщика, когда он соединяет в проекте идеальные личные одиночества с желанием социального эскапизма. В своих фильмах Дюпонтель находится все время недалеко от одних и тех же концептов, в последней работе основой сюжета становится поиск ребенка, которого главная героиня (Виржини Эфира, "Ночной конвой", "Соблазн") оставила в роддоме в подростковом возрасте. Бегство из современного мира, граничащее с абсурдом, головокружительный квест нескольких не очень молодых людей, никому не нужных и стремящихся раскрыться в моментах добровольной или вынужденной помощи, оказывается для них способом лечения в первую очередь своих личных проблем и вариантом вдохнуть полной грудью. Для Дюпонтеля окружающий мир продолжает погружаться в безумие, которое обезличено учетными записями, дискриминацией по возрасту и людьми, все больше превращающимися в собственные аватары. Очевидно, что режиссера настораживает некая смена приоритетов в общении между людьми, которая диктуется обществом и рекомендует возводить на подступах к себе как можно больше виртуальных и реальных перегородок. Поэтому "Счастливо оставаться" оказывается тем искренним и прекрасно снятым фильмом, где Дюпонтель стремится забить свой гвоздь пессимизма в слишком увлеченное собой и стерильностью своих проблем общество, которое с радостью принимает любую глупость и угнетение. Пролог "Счастливо оставаться" Дюпонтель выстраивает на уровне традиционных голливудских драм, где главная героиня неожиданно для себя самой вдруг узнает, что жить ей осталось только всего лишь совсем чуть-чуть, ровно столько, чтобы успеть закончить самые важные дела. И все - дальше со спокойным сердцем на небо и даже возможно в рай. В кабинете врача 43-летняя приятная блондинка Сьюзи Траппе (Виржини Эфира) с удивлением разглядывает снимки своих легких, она находит рентгенограммы достаточно красивыми, но новости очень плохие: у героини Эфира профессиональное аутоиммунное заболевание. Виной всему является работа Сьюзи в парикмахерской, спреи, которыми она пользуется, изменили клетки бронхов, легкие женщины остались без всякой защиты и начали разрушаться. Главная героиня понимает, что она обречена и убегает, не сказав ни слова. Характерно, что постановщик неоднократно использует игру слов и коверкает фамилии своих персонажей, чтобы еще больше подчеркнуть их отчаяние и ничтожность. Для протагонистки важно встретиться с сыном, которого она оставила по настоянию родителей в палате родильного дома в 15-летнем возрасте, Сьюзи раскаивается, что так ничего до сих пор о нем не знает. У нее есть парикмахерская, где она сразу же по возращении от доктора избавляется от всех этих баллончиков-убийц, но она одинока, ее некому поддержать, а брошенный ребенок становится незакрытым гештальтом перед смертью. В то же самое время блестящий специалист по цифровой безопасности и технократ Жан-Батист Кюшас (Альбер Дюпонтель) готовится представить руководству проект по защите от взлома управления лифтами в одном крупном государственном учреждении. Несмотря на тщательную полуторагодовую проработку вопроса босс откровенно намекает герою Дюпонтеля, что тот должен поделиться опытом с более молодыми сотрудниками и рассказать им все тонкости разработанной системы. Постановщик саркастичен в своем нарративе, он показывает двух настоящих жертв труда, которые находятся на разных полюсах, вдобавок ко всему устами клерка из многофункционального центра с кафкианской раздражительностью Дюпонтель подчеркивает одну важную деталь для характера Эфира: "Вы даже не оцифрованы!". В то же самое время Жан-Батист готовится к самоубийству в прямом эфире на рабочем месте и записывает свое последнее, как ему кажется, сообщение миру при помощи лэптопа. От Сьюзи его отделяет только тонкая перегородка стены его кабинета и еще не прозвучавший выстрел... В соответствии с установками собственной вселенной в "Счастливо оставаться" Альбер Дюпонтель сталкивает абсолютные противоположности, мужчину и женщину, чьи фамилии все постоянно путают и не могут выговорить, черное отчаяние профессионала и разрывающееся от невысказанной нежности сердце матери. Вся несправедливость прагматичного мира концентрируется внутри этой пары, но постановщик постоянно полон самых лучших надежд на протяжении полутора часов. Он - настоящий со всеми этими обреченными аутсайдерами, брошенными детьми, слепым архивариусом Сержем (Николя Марье, "Афера доктора Нока"), которого гуманная система не бросила после полицейского произвола. На фоне трогательной и обезоруживающей Виржини Эфира герой Дюпонтеля оказывается немного более сложным характером, чем это может показаться на первый взгляд. Безусловно, внутри застенчивого Жан-Батиста режиссер собирает ясное осознание несправедливости и уродливости мира, в котором он живет, в котором он становится не больше чем увлеченной функцией, трудоголиком, выброшенным за борт, как подсевшая батарейка. Постановщик использует фактическую оппозицию центральных характеров и их ситуативную заинтересованность друг в друге, чтобы сделать динамику ленты еще более насыщенной благодаря столкновению крайностей, где депрессивный Жан-Батист больше не хочет жить, а у Сьюзи нет права на выбор и она вынуждена отчаянно искать брошенного сына всеми фантастическими способами. Этот экранный союз Эфира и Дюпонтеля удивительно хорошо работает, созданная режиссером напряженность толкает зрителя в спуск по спирали, где многие ситуации могут показаться хорошо знакомыми и в то же самое время абсолютно невероятными. К счастью, постановщик прекрасно чувствует, что он все время стремится разорвать реальность и ставит под сомнение то, что это может произойти на самом деле. Дюпонтелю удается передать то самое состояние неопределенности при помощи органичной и естественной игры Эфира, когда точка будет вот-вот поставлена, а горькая истина еще не найдена, когда пробито отверстие в оболочке безумного общества и голова уже видит звезды, а ноги еще ищут опору, чтобы хотя бы как-то оправдать смысл существования. Будущее для Жана-Батиста и Сьюзи уже наступило, а они это пока только смогли только смогли почувствовать, сидя у своих мониторов или теряясь в лабиринтах административных зданий. Дюпонтель поднимает настоящее восстание двух обывателей на экране и выдает главным персонажам право на новую идентичность, когда создает парафраз на историю о современных Бонни и Клайде. Эмоциональный диапазон "Счастливо оставаться" Дюпонтеля находится где-то между гневом и отчаянием, постановщик постоянно стремится при помощи флэшбэков Виржини Эфира подчеркнуть как сильно изменился облик старой доброй Франции за последние тридцать лет и вгоняет Сьюзи в особенный вид трогательной ностальгии, когда вся жизнь прошла мимо, а единственным воспоминанием остается бурная молодость. Формально находясь внутри обычных развлекательных рамок, постановщик успевает рассказать абсолютно невероятную историю о том, что у каждого есть возможность и очень важно уметь не пропустить мимо свой шанс. Для персонажа Эфира важно вернуться в свое прошлое и попытаться вернуть своего ребенка, что-то узнать о нем и душевно успокоиться, для кажущегося самому себе скучным Жана-Батиста важно пережить настоящее приключение, для потерявшего зрение Сержа все происходящее становится способом вновь почувствовать себя мужчиной полным сил и желаний. Очевидно, что Дюпонтель отправляет всех в безумное приключение с непристегнутыми ремнями и стремится найти ощущения вместе со своими характерами, не гарантируя головокружительного хэппи-энда, а все больше погружаясь в сюрреалистический и способный вызвать хохот бред бытия, который становится главным спасением для режиссера. Так или иначе у постановщика просматриваются не столь очевидные параллели с "Тони Эрдманном" Марен Аде, где формула успеха в жизни большинства выражается стабильной работой и хорошей зарплатой. Дюпонтель ставит под сомнение так ли важно быть интегрированным в систему, чтобы быть счастливым и при помощи своего Жан-Батиста, комментирует, что быть интегрированным в мир безумцев отнюдь не является правилом успеха. Режиссер настаивает на возвращении человечности в бездушный мир, говорит об истинах, о которых предпочитают молчать многие его соотечественники, но оказывается изящным и в меру мрачным комедиантом, который ставит известный диагноз, проводит курс терапии и оказывается способен прервать свой волшебный спектакль на самой высокой ноте. Впечатляющая и несущая свет надежды Виржини Эфира в этом проекте благодаря Дюпонтелю оказывается способна преломить эмоциональные состояния своей героини и превратить открытый цинизм в иронию, будущую трагедию в абсурдность проживания и позволить сделать важный шаг депрессивному интроверту Жану-Батисту. Поэтому "Счастливо оставаться" приоткрывает чувствительный и отчаянный мир нежного мизантропа Дюпонтеля и показывает его искренние намерения сражаться за душу в бесчеловечном обществе.