Рубеж 2020-2021-х стал настоящим подарком для Алексея Нужного, который теперь-то уж в полной мере оправдал выбранный творческий псевдоним (1). Конечно, он мощно заявил о себе ещё кинокомедией «Я худею» /2018/, ставшей одним из хитов отечественного кинопроката, да и мини-сериал «Толя-робот» /2019/ не остался незамеченным. И всё равно мало кто из коллег может похвастаться подобным достижением! С минимальной разницей во времени отгремели премьеры сразу трёх работ режиссёра: «Обратная связь» вышла в кинопрокат 17-го декабря 2020-го, «Огонь» – 24-го числа того же месяца, наконец, «Пара из будущего» – 4-го марта, в преддверии Международного женского дня. Причём все упомянутые картины снимались отнюдь не на скорую руку, обошлись в производстве в приличные суммы (особенно это справедливо в отношении фильма-катастрофы про отважных сотрудников Авиалесоохраны), а главное, произвели в целом благоприятное впечатление – пусть без отдельных недостатков не обошлось. Между прочим, косвенным свидетельством в пользу того, что замысел последней из лент вынашивался относительно давно (интересно, съёмки тоже прошли раньше?), является отсутствие в кадре ключевого атрибута прошлого года – медицинских масок на лицах людях, находящихся в общественных местах. Да и тот факт, что нижегородский театр даёт представление при аншлаге, поневоле заставит горько усмехнуться всех, кто помнит о введённых в период пандемии ограничительных мерах…
Само по себе это представляется мелочью (ведь нельзя же требовать от авторов прозорливости на уровне пророков), однако данное обстоятельство наводит на определённые размышления, важные в контексте сюжета. На размышления в том духе, что жизнь подчас подбрасывает такие сюрпризы, на фоне которых меркнут самые смелые фантазии… Помня об уроках предшественников (достаточно в очередной раз назвать Роберта Земекиса с научно-фантастической трилогией «Назад в будущее» /1985-1990/), Нужный со товарищи воспользовались фабульной предпосылкой, связанной с перемещением в прошлое, не просто с целью извлечения комического эффекта. Обращение к реалиям 2040-го года послужило удобным поводом для комментариев сатирического толка – комментариев относительно тех тенденций, что существуют сегодня. Имеются в виду вовсе не технические новинки вроде кроссовок на солнечных батареях, способных светиться и играть музыку (Марти МакФлая в 2015-м удивило куда больше вещей!). И не убранство города, преобразившегося всё-таки не настолько, чтобы измениться до неузнаваемости. А вот прогнозируемый кинематографистами крах Бреттон-Вудской системы и возврат к золотому стандарту (с одновременным введением энергорубля) – это серьёзно. И присвоение гражданам персонального социального рейтинга – не такая уж, по-видимому, далёкая перспектива. Равно как и замена живых актёров на сцене на яркие голограммы. Евгению, явно не нашедшему себя в жизни (Александра, скорее, ставит благоверному в укор статус почётного донора), активно не нравится, что искусственный интеллект не только помогает в мелочах – типа отправки виртуальных цветов привлекательной соседке. Строгая слежка за соблюдением установленных норм (например, лимита на объём потребления в месяц алкогольных напитков) кого угодно выведет из терпения.
Некоторые моменты смешны до колик в животе: пришелец из будущего, улепётывая что есть мочи от блюстителей закона, попросивших подозрительного типа предъявить документы, удостоверяющие личность, бросает ленивым напарникам, что полицейскому государству скоро наступит конец. И всё-таки Алексей (кстати, отметившийся в камео – в образе скромного столичного режиссёра, проводящего пробы провинциальных артисток) напирает не на общественные, а на частные аспекты. Да, чета очутилась в прошлом по случайности (из-за удара молнии), но у них, что называется, и в мыслях не возникает воспользоваться шансом, чтобы как-то помочь стране или миру. А вот идея встретиться с самими собой, чтобы предостеречь от главной ошибки молодости, осеняет головы почти сразу. Так уж получилось, что именно в этот день Женя сделал предложение руки и сердца Саше, блиставшей в талантливом спектакле, – и, возникает ощущение, нет ничего проще, чем помешать торжественному событию. Проблема заключается в том, что отношения пары накалились до такой степени, что даже затею, в которой супруги заинтересованы в равной мере, не удаётся реализовать исключительно по причине острой взаимной неприязни. Если экспозиция ещё может показаться не то чтобы скучноватой, а какой-то неторопливой (особенно для тех, кто предварительно ознакомился с рекламным роликом, узнав в общих чертах фабулу), вводящей в экранный мир относительно медленно, то вскоре повествование резко набирает темп.
Прежде всего хочется отметить очень точный выбор ведущих исполнителей, в первую очередь – Сергея Бурунова. Помимо ярких (не нуждающихся в представлении массовому зрителю) комедийных способностей, пришедшихся на сей раз как нельзя кстати, он действительно старается передать личную драму Евгения. Что случилось за минувшие двадцать лет? Почему тот, кого считали перспективным парнем (соседка-дурнушка, позже превратившаяся в красавицу, не смела и мечтать о таком женихе), превратился в неудачника и лодыря, страдающего от избыточного веса и мучающегося от бессилия что-либо изменить? Можно сколько угодно сваливать на дражайшую половину, но со стороны-то видно, что со временем мужчина просто-напросто не переборол собственные негативные черты характера: грубо говоря, одержала верх лень-матушка. Нечто подобное справедливо и в отношении Александры, напрасно винящей мужа в нереализованном творческом потенциале – как минимум, в упущенном шансе покорить московские театральные подмостки. Впрочем, злоключения «пары из будущего» оказываются полезны не только этими глубокомысленными выводами…
В фильме хватает забавных и острых моментов – вплоть до нечаянного уничтожения загородного дома жениного дяди. Но, как и в случае с той же «Обратной связью», картина вовсе не становится хуже от того, что по мере приближения развязки всё явственнее слышится лирическая, а затем и серьёзная интонация. Шутка ли – попытаться «обмануть» судьбу, убедив себя, юного, наивного, а главного, влюблённого до беспамятства, поступить правильно (точнее, не поступать неправильно)! Вместе с тем авторы явно недалеки от истины, уверяя, что индивид зачастую решительно не понимает, в чём состоит истинное счастье. Естественно, гораздо проще поддаться прекраснодушным иллюзиям и переложить ответственность на кого-либо (как вариант – на объективные обстоятельства)… Скажем больше. Это самое счастье ещё нужно завоевать – и супруги, пройдя через испытания, отринув прежние эгоистичные установки, делом доказывают, что заслужили лучшую долю. Алексею Нужному удаётся добиться на сеансе ощущения, что пафос его произведения обращён, по высшему счёту, ко всем нам. Потому и финал не воспринимается искусственно приклеенным хеппи-эндом, обещая россиянам (не только Евгению с Александрой) вполне благостную картину грядущего. Посмотрим, окажется ли наш соотечественник прозорливее Земекиса и сценариста Боба Гейла.
_______
1 – Настоящая фамилия кинематографиста, родившегося в Йошкар-Оле, – Черномазов.
8
,2
2021, Россия, Комедии
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Рубеж 2020-2021-х стал настоящим подарком для Алексея Нужного, который теперь-то уж в полной мере оправдал выбранный творческий псевдоним (1). Конечно, он мощно заявил о себе ещё кинокомедией «Я худею» /2018/, ставшей одним из хитов отечественного кинопроката, да и мини-сериал «Толя-робот» /2019/ не остался незамеченным. И всё равно мало кто из коллег может похвастаться подобным достижением! С минимальной разницей во времени отгремели премьеры сразу трёх работ режиссёра: «Обратная связь» вышла в кинопрокат 17-го декабря 2020-го, «Огонь» – 24-го числа того же месяца, наконец, «Пара из будущего» – 4-го марта, в преддверии Международного женского дня. Причём все упомянутые картины снимались отнюдь не на скорую руку, обошлись в производстве в приличные суммы (особенно это справедливо в отношении фильма-катастрофы про отважных сотрудников Авиалесоохраны), а главное, произвели в целом благоприятное впечатление – пусть без отдельных недостатков не обошлось. Между прочим, косвенным свидетельством в пользу того, что замысел последней из лент вынашивался относительно давно (интересно, съёмки тоже прошли раньше?), является отсутствие в кадре ключевого атрибута прошлого года – медицинских масок на лицах людях, находящихся в общественных местах. Да и тот факт, что нижегородский театр даёт представление при аншлаге, поневоле заставит горько усмехнуться всех, кто помнит о введённых в период пандемии ограничительных мерах… Само по себе это представляется мелочью (ведь нельзя же требовать от авторов прозорливости на уровне пророков), однако данное обстоятельство наводит на определённые размышления, важные в контексте сюжета. На размышления в том духе, что жизнь подчас подбрасывает такие сюрпризы, на фоне которых меркнут самые смелые фантазии… Помня об уроках предшественников (достаточно в очередной раз назвать Роберта Земекиса с научно-фантастической трилогией «Назад в будущее» /1985-1990/), Нужный со товарищи воспользовались фабульной предпосылкой, связанной с перемещением в прошлое, не просто с целью извлечения комического эффекта. Обращение к реалиям 2040-го года послужило удобным поводом для комментариев сатирического толка – комментариев относительно тех тенденций, что существуют сегодня. Имеются в виду вовсе не технические новинки вроде кроссовок на солнечных батареях, способных светиться и играть музыку (Марти МакФлая в 2015-м удивило куда больше вещей!). И не убранство города, преобразившегося всё-таки не настолько, чтобы измениться до неузнаваемости. А вот прогнозируемый кинематографистами крах Бреттон-Вудской системы и возврат к золотому стандарту (с одновременным введением энергорубля) – это серьёзно. И присвоение гражданам персонального социального рейтинга – не такая уж, по-видимому, далёкая перспектива. Равно как и замена живых актёров на сцене на яркие голограммы. Евгению, явно не нашедшему себя в жизни (Александра, скорее, ставит благоверному в укор статус почётного донора), активно не нравится, что искусственный интеллект не только помогает в мелочах – типа отправки виртуальных цветов привлекательной соседке. Строгая слежка за соблюдением установленных норм (например, лимита на объём потребления в месяц алкогольных напитков) кого угодно выведет из терпения. Некоторые моменты смешны до колик в животе: пришелец из будущего, улепётывая что есть мочи от блюстителей закона, попросивших подозрительного типа предъявить документы, удостоверяющие личность, бросает ленивым напарникам, что полицейскому государству скоро наступит конец. И всё-таки Алексей (кстати, отметившийся в камео – в образе скромного столичного режиссёра, проводящего пробы провинциальных артисток) напирает не на общественные, а на частные аспекты. Да, чета очутилась в прошлом по случайности (из-за удара молнии), но у них, что называется, и в мыслях не возникает воспользоваться шансом, чтобы как-то помочь стране или миру. А вот идея встретиться с самими собой, чтобы предостеречь от главной ошибки молодости, осеняет головы почти сразу. Так уж получилось, что именно в этот день Женя сделал предложение руки и сердца Саше, блиставшей в талантливом спектакле, – и, возникает ощущение, нет ничего проще, чем помешать торжественному событию. Проблема заключается в том, что отношения пары накалились до такой степени, что даже затею, в которой супруги заинтересованы в равной мере, не удаётся реализовать исключительно по причине острой взаимной неприязни. Если экспозиция ещё может показаться не то чтобы скучноватой, а какой-то неторопливой (особенно для тех, кто предварительно ознакомился с рекламным роликом, узнав в общих чертах фабулу), вводящей в экранный мир относительно медленно, то вскоре повествование резко набирает темп. Прежде всего хочется отметить очень точный выбор ведущих исполнителей, в первую очередь – Сергея Бурунова. Помимо ярких (не нуждающихся в представлении массовому зрителю) комедийных способностей, пришедшихся на сей раз как нельзя кстати, он действительно старается передать личную драму Евгения. Что случилось за минувшие двадцать лет? Почему тот, кого считали перспективным парнем (соседка-дурнушка, позже превратившаяся в красавицу, не смела и мечтать о таком женихе), превратился в неудачника и лодыря, страдающего от избыточного веса и мучающегося от бессилия что-либо изменить? Можно сколько угодно сваливать на дражайшую половину, но со стороны-то видно, что со временем мужчина просто-напросто не переборол собственные негативные черты характера: грубо говоря, одержала верх лень-матушка. Нечто подобное справедливо и в отношении Александры, напрасно винящей мужа в нереализованном творческом потенциале – как минимум, в упущенном шансе покорить московские театральные подмостки. Впрочем, злоключения «пары из будущего» оказываются полезны не только этими глубокомысленными выводами… В фильме хватает забавных и острых моментов – вплоть до нечаянного уничтожения загородного дома жениного дяди. Но, как и в случае с той же «Обратной связью», картина вовсе не становится хуже от того, что по мере приближения развязки всё явственнее слышится лирическая, а затем и серьёзная интонация. Шутка ли – попытаться «обмануть» судьбу, убедив себя, юного, наивного, а главного, влюблённого до беспамятства, поступить правильно (точнее, не поступать неправильно)! Вместе с тем авторы явно недалеки от истины, уверяя, что индивид зачастую решительно не понимает, в чём состоит истинное счастье. Естественно, гораздо проще поддаться прекраснодушным иллюзиям и переложить ответственность на кого-либо (как вариант – на объективные обстоятельства)… Скажем больше. Это самое счастье ещё нужно завоевать – и супруги, пройдя через испытания, отринув прежние эгоистичные установки, делом доказывают, что заслужили лучшую долю. Алексею Нужному удаётся добиться на сеансе ощущения, что пафос его произведения обращён, по высшему счёту, ко всем нам. Потому и финал не воспринимается искусственно приклеенным хеппи-эндом, обещая россиянам (не только Евгению с Александрой) вполне благостную картину грядущего. Посмотрим, окажется ли наш соотечественник прозорливее Земекиса и сценариста Боба Гейла. _______ 1 – Настоящая фамилия кинематографиста, родившегося в Йошкар-Оле, – Черномазов.