Психологический триллер "Дэниел ненастоящий" режиссера и сценариста Адама Иджипта Мортимера ("Заклятый враг", "Черные праздники") осваивает территорию рассказа о молодом человеке, который оказался в кризисе из-за множества нерешенных детских проблем, и рассказывает о его личности, оказавшейся на грани насильственного разрушения. Соавтор экранной истории Брайан ДеЛию ("Райские холмы", "Разлом времени"), ранее выпустивший в 2010 году роман "Итак, я спасся", вместе с постановщиком проецирует концепт "Бойцовского клуба" Дэвида Финчера на поколение Instagram и получает на выходе по-своему неожиданный результат. Если герои Финчера были бунтарями, стремившимися противостоять миру и изменить его, то у Мортимера определяющей становится борьба главного героя (Майлз Роббинс, сериал "Чудотворцы", "Пусть идёт снег") со своим внутренним демоном. Щедро размещенные по всему фильму элементы хоррора добавляют ему провокационности и по большей части способны застать зрителя врасплох. Лента Мортимера оставляет массу вопросов относительно того, является ли alter ego протагониста плодом его душевного заболевания или же это та самая темная сила, которая стремится к полному контролю над его поведением и ментальностью. Друг из воображения (Патрик Шварценеггер, "Полночное солнце", "На север") подчеркивает шизофрению главного героя и постоянно нарушает всевозможные границы, оказываясь злобным и разрушительным типом. Персонаж Шварценеггера способен впечатлить своей самонадеянностью и нетерпеливой раздражительностью, когда начинает превращаться в настоящее чудовище, которое с жаждой настоящего маньяка манипулирует и с особенной радостью раскрывает спираль, по которой протагонист будет скатываться в бездну больного разума. Мортимер смешивает жуткую фантастику с реальными психическими состояниями, что, безусловно, работает на общую идею фильма и добавляет ему масштабности личной трагедии. Эго героя Роббинса, поврежденное посттравматическим стрессовым расстройством, нуждается в поддержке, друг находится неожиданно быстро там, где произошло насилие, и уродливый ужас постановщик выращивает буквально из точки, из ничего, пользуясь уязвимостью ребенка и его не самой лучшей наследственностью. Поэтому "Дэниел ненастоящий" содержит в себе настоящее беспокойство относительно химер, которые селятся в голове у обычного тинейджера с хорошими манерами и таким же хорошим воспитанием, что дает зрителям возможность заглянуть в мир насилия с неожиданного ракурса и понять, как мнимый товарищ по детским играм превращается в фатального монстра.
Символизм в "Дэниеле ненастоящем" у Мортимера начинает расцветать буквально с самого начала, когда фиолетовая спираль постепенно переходит в закручивающуюся воронку тьмы, которую сотрясают громы и молнии, где в глубине шевелится что-то жуткое и напоминающее о сверхъестественном ужасе. Следующая сцена фильма показывает обычное кафе, где не должно произойти ничего и все идет своим чередом, но когда внутрь врывается серийный убийца, то начинают греметь выстрелы и все резко меняется. Скандал между родителями юного Люка (Гриффин Роберт Фолкнер, "Оно приходит ночью") продолжает нагнетать саспенс, параллель Мортимера с произошедшим ранее слишком очевидна, однако это позволяет постановщику познакомить зрителей с Клэр (Мэри Стюарт Мастерсон, сериал "За жизнь", "Скин"), матерью мальчика, которая закатывает мужу гиперэмоциональную сцену ревности с битьем тарелок перед надвигающимся расставанием. Персонаж Фолкнера с непониманием наблюдает за происходящим, ему невдомек, что мать тяжело больна и страдает от прогрессирующего психического расстройства. Люк решает сбежать на время из дома и оказывается на улице, тут-то он и становится невольным свидетелем произошедшего в кафе, впадая в оцепенение от увиденного и также не понимая ровным счетом ничего. Кажется, что насилие и раздражительность всего мира захватили мальчика в кольцо, но тут появляется его ровесник Дэниел (Нэйтан Чандлер Рейд), который спасает ситуацию и предлагает мальчику пойти и поиграть в другое место. Для Мортимера этот момент становится началом большой и странной дружбы между двумя детьми, не вызывает никаких сомнений, что характер Рейда - плод воображения Люка, ребенка с тонкой душевной организацией и огромной беспокойной фантазией. Незаметно Дэниел становится не только постоянным участником забав мальчика, его душевным слушателем и помощником, он начинает завладевать пространством Люка и подталкивать его на ужасные поступки. Например, добавить в миксер матушкиных антидепрессантов и приготовить для нее коктейль суперсилы, не беда, что Клэр еле выживает после такого эксперимента, воображаемый друг оказывается запертым в бабушкином кукольном домике. Мортимеру важно, чтобы его юный антагонист оказался внутри замкнутого, клаустрофобного пространства с мигающим зловещим красным светом окнами и там затаил изощренную месть для Люка, который повернет ключ в двери домика спустя несколько лет, когда шизофрения его матери будет проявляться все более отчетливо, а мир одиночества и таланта замкнется в кольцо вокруг первокурсника колледжа.
В определенном смысле "Дэниел ненастоящий" Мортимера бросает вызов благим намерениям и начинает мостить собственную дорогу в ад для Люка, в рациональном мире его герой оказывается фактически заперт, однако вместо традиционного развития в рамках фильма ужасов постановщик предлагает публике некую одиссею разума в поисках покоя и возврата главного героя к забытому самому себе. Повзрослевший протагонист в исполнении Майлза Роббинса старается выжить любым способом, в том числе и выпуская повзрослевшую вместе с ним темную сущность из закрытых казалось бы навсегда игрушечных помещений. Однако у Мортимера свой взгляд на современную версию истории доктора Джекила и мистера Хайда, в его интерпретации проект превращается в рассказ о поисках Люком внутренней силы и идентичности, сверхъестественный Дэниел оказывается в этом случае его проводником в мир самостоятельной жизни и свободы. От героя Патрика Шварценеггера протагонист получает эмоциональную и психологическую поддержку и все больше погружается в поток созависимости, когда его "я" все больше начинает разрастаться до хищного и непредсказуемого "мы". Местами проект Мортимера обретает особую почву и начинает говорить с абсолютной искренностью о глубокой боли и поисках компромиссов между фантазиями и действительностью, так печаль, которая лежит в основе ленты, начинает разрастаться и постоянно ставить под сомнение и отказ от логики, и рациональность. Меньше всего режиссеру хочется, чтобы лента походила на клишированный урок, который на пальцах дает советы как жить зрителям или дает объяснения всему происходящему через призму фантастических нагромождений. Жажда жизни и экспрессия, которые переполняют Люка после его переезда в колледж показывают его инфантилизм в отношениях с девушками. Выросший под присмотром психически больной матери персонаж Роббинса катастрофически нуждается в том, кому он может доверять, кто примет все его странности и окажет человеческую поддержку. Однако каждый раз для Люка срабатывает эффект пустого сосуда, его романтическое увлечение молодой художницей Кэсси (Саша Лэйн, "Хеллбой", "Громко бьются сердца") и страстная связь со студенткой-психологом Софи (Ханна Маркс, "Былые привычки", "Высокое разрешение") становятся своеобразными индикаторами проживания в прежних мечтах и отсутствии социализации.
Рассказывая и визуализируя в "Дэниеле ненастоящем" переживания, чувства и ощущения главного героя и его воображаемого двойника, Мортимер выбирает выглядящий интуитивным путь и старается при помощи приемов хоррора показать некую новую чувствительность молодого человека в поисках давно потерянной зоны комфорта. Превращение не очень-то склонного к поиску контактов Люка в начинающего с подачи Дэниела фотографа выглядит вполне метафорично, герой Роббинса благодаря камере получает внимание к своей персоне и приобретает особую свободу, обращая свою инаковость и шизофрению в первые дивиденды в общении с девушками. Второе "я" протагониста благодаря Шварценеггеру расцветает своей маскулинностью, постановщик намеренно показывает две абсолютно разные по содержательности интимные сцены, где участвуют Люк и Дэниел, подчеркивая две разные стороны сексуальности и снимая тем самым напряжение, растущее между юношей и его ментальным двойником. Само собой, актерское мастерство Шварценеггера и сценарий не дают антагонисту погрузиться в мефистофельскую глубину, центральные персонажи оказываются перегружены тщеславием и любовью к самим себе, они постоянно требуют внимания, хотят обладания как в детстве, прошедшем вместе с одинокой матерью, но в итоге вступают в конфликт за радости жизни, за секс и за абсолютный контроль. Сам того не желая, Мортимер за всей экстремальностью нарратива становится латентным моралистом и ненавязчиво подчеркивает, что беспорядочная половая жизнь и наркотики до добра никого еще не довели. Тем не менее, режиссер никогда не заходит далеко по части смысловых кодировок, плохая наследственность Люка прекрасно выступает в качестве движущей силы сюжета и дает возможность Мортимеру постоянно переключать передачи с хоррора на триллер и обратно, полагаясь в большей степени на чувственное восприятие проекта и возводя жестокость в главный триггер для развития действия. Главным для постановщика становится не столько финальный результат, последовавший после насыщенной иррациональностями кульминации, а сам путь, где путешествие характера Роббинса в условную спиральную пропасть из пролога становится главным достижением и заставляет еще долго трепетать рецепторы без всяких поправок на "Бойцовский клуб". Портрет героя поколения Z у Мортимера получается при помощи усилий двух человек и превращается в историю об обладании телами и перерождении. Поэтому "Дэниел ненастоящий" оказывается способен пробивать иллюзии и сталкивать их с реальностью, выводя на передний план режиссерский потенциал Мортимера, прогрессирующего в представлении сложных концептов и делающего это с максимальной увлеченностью.
5
,5
2019, США, Триллеры
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Психологический триллер "Дэниел ненастоящий" режиссера и сценариста Адама Иджипта Мортимера ("Заклятый враг", "Черные праздники") осваивает территорию рассказа о молодом человеке, который оказался в кризисе из-за множества нерешенных детских проблем, и рассказывает о его личности, оказавшейся на грани насильственного разрушения. Соавтор экранной истории Брайан ДеЛию ("Райские холмы", "Разлом времени"), ранее выпустивший в 2010 году роман "Итак, я спасся", вместе с постановщиком проецирует концепт "Бойцовского клуба" Дэвида Финчера на поколение Instagram и получает на выходе по-своему неожиданный результат. Если герои Финчера были бунтарями, стремившимися противостоять миру и изменить его, то у Мортимера определяющей становится борьба главного героя (Майлз Роббинс, сериал "Чудотворцы", "Пусть идёт снег") со своим внутренним демоном. Щедро размещенные по всему фильму элементы хоррора добавляют ему провокационности и по большей части способны застать зрителя врасплох. Лента Мортимера оставляет массу вопросов относительно того, является ли alter ego протагониста плодом его душевного заболевания или же это та самая темная сила, которая стремится к полному контролю над его поведением и ментальностью. Друг из воображения (Патрик Шварценеггер, "Полночное солнце", "На север") подчеркивает шизофрению главного героя и постоянно нарушает всевозможные границы, оказываясь злобным и разрушительным типом. Персонаж Шварценеггера способен впечатлить своей самонадеянностью и нетерпеливой раздражительностью, когда начинает превращаться в настоящее чудовище, которое с жаждой настоящего маньяка манипулирует и с особенной радостью раскрывает спираль, по которой протагонист будет скатываться в бездну больного разума. Мортимер смешивает жуткую фантастику с реальными психическими состояниями, что, безусловно, работает на общую идею фильма и добавляет ему масштабности личной трагедии. Эго героя Роббинса, поврежденное посттравматическим стрессовым расстройством, нуждается в поддержке, друг находится неожиданно быстро там, где произошло насилие, и уродливый ужас постановщик выращивает буквально из точки, из ничего, пользуясь уязвимостью ребенка и его не самой лучшей наследственностью. Поэтому "Дэниел ненастоящий" содержит в себе настоящее беспокойство относительно химер, которые селятся в голове у обычного тинейджера с хорошими манерами и таким же хорошим воспитанием, что дает зрителям возможность заглянуть в мир насилия с неожиданного ракурса и понять, как мнимый товарищ по детским играм превращается в фатального монстра. Символизм в "Дэниеле ненастоящем" у Мортимера начинает расцветать буквально с самого начала, когда фиолетовая спираль постепенно переходит в закручивающуюся воронку тьмы, которую сотрясают громы и молнии, где в глубине шевелится что-то жуткое и напоминающее о сверхъестественном ужасе. Следующая сцена фильма показывает обычное кафе, где не должно произойти ничего и все идет своим чередом, но когда внутрь врывается серийный убийца, то начинают греметь выстрелы и все резко меняется. Скандал между родителями юного Люка (Гриффин Роберт Фолкнер, "Оно приходит ночью") продолжает нагнетать саспенс, параллель Мортимера с произошедшим ранее слишком очевидна, однако это позволяет постановщику познакомить зрителей с Клэр (Мэри Стюарт Мастерсон, сериал "За жизнь", "Скин"), матерью мальчика, которая закатывает мужу гиперэмоциональную сцену ревности с битьем тарелок перед надвигающимся расставанием. Персонаж Фолкнера с непониманием наблюдает за происходящим, ему невдомек, что мать тяжело больна и страдает от прогрессирующего психического расстройства. Люк решает сбежать на время из дома и оказывается на улице, тут-то он и становится невольным свидетелем произошедшего в кафе, впадая в оцепенение от увиденного и также не понимая ровным счетом ничего. Кажется, что насилие и раздражительность всего мира захватили мальчика в кольцо, но тут появляется его ровесник Дэниел (Нэйтан Чандлер Рейд), который спасает ситуацию и предлагает мальчику пойти и поиграть в другое место. Для Мортимера этот момент становится началом большой и странной дружбы между двумя детьми, не вызывает никаких сомнений, что характер Рейда - плод воображения Люка, ребенка с тонкой душевной организацией и огромной беспокойной фантазией. Незаметно Дэниел становится не только постоянным участником забав мальчика, его душевным слушателем и помощником, он начинает завладевать пространством Люка и подталкивать его на ужасные поступки. Например, добавить в миксер матушкиных антидепрессантов и приготовить для нее коктейль суперсилы, не беда, что Клэр еле выживает после такого эксперимента, воображаемый друг оказывается запертым в бабушкином кукольном домике. Мортимеру важно, чтобы его юный антагонист оказался внутри замкнутого, клаустрофобного пространства с мигающим зловещим красным светом окнами и там затаил изощренную месть для Люка, который повернет ключ в двери домика спустя несколько лет, когда шизофрения его матери будет проявляться все более отчетливо, а мир одиночества и таланта замкнется в кольцо вокруг первокурсника колледжа. В определенном смысле "Дэниел ненастоящий" Мортимера бросает вызов благим намерениям и начинает мостить собственную дорогу в ад для Люка, в рациональном мире его герой оказывается фактически заперт, однако вместо традиционного развития в рамках фильма ужасов постановщик предлагает публике некую одиссею разума в поисках покоя и возврата главного героя к забытому самому себе. Повзрослевший протагонист в исполнении Майлза Роббинса старается выжить любым способом, в том числе и выпуская повзрослевшую вместе с ним темную сущность из закрытых казалось бы навсегда игрушечных помещений. Однако у Мортимера свой взгляд на современную версию истории доктора Джекила и мистера Хайда, в его интерпретации проект превращается в рассказ о поисках Люком внутренней силы и идентичности, сверхъестественный Дэниел оказывается в этом случае его проводником в мир самостоятельной жизни и свободы. От героя Патрика Шварценеггера протагонист получает эмоциональную и психологическую поддержку и все больше погружается в поток созависимости, когда его "я" все больше начинает разрастаться до хищного и непредсказуемого "мы". Местами проект Мортимера обретает особую почву и начинает говорить с абсолютной искренностью о глубокой боли и поисках компромиссов между фантазиями и действительностью, так печаль, которая лежит в основе ленты, начинает разрастаться и постоянно ставить под сомнение и отказ от логики, и рациональность. Меньше всего режиссеру хочется, чтобы лента походила на клишированный урок, который на пальцах дает советы как жить зрителям или дает объяснения всему происходящему через призму фантастических нагромождений. Жажда жизни и экспрессия, которые переполняют Люка после его переезда в колледж показывают его инфантилизм в отношениях с девушками. Выросший под присмотром психически больной матери персонаж Роббинса катастрофически нуждается в том, кому он может доверять, кто примет все его странности и окажет человеческую поддержку. Однако каждый раз для Люка срабатывает эффект пустого сосуда, его романтическое увлечение молодой художницей Кэсси (Саша Лэйн, "Хеллбой", "Громко бьются сердца") и страстная связь со студенткой-психологом Софи (Ханна Маркс, "Былые привычки", "Высокое разрешение") становятся своеобразными индикаторами проживания в прежних мечтах и отсутствии социализации. Рассказывая и визуализируя в "Дэниеле ненастоящем" переживания, чувства и ощущения главного героя и его воображаемого двойника, Мортимер выбирает выглядящий интуитивным путь и старается при помощи приемов хоррора показать некую новую чувствительность молодого человека в поисках давно потерянной зоны комфорта. Превращение не очень-то склонного к поиску контактов Люка в начинающего с подачи Дэниела фотографа выглядит вполне метафорично, герой Роббинса благодаря камере получает внимание к своей персоне и приобретает особую свободу, обращая свою инаковость и шизофрению в первые дивиденды в общении с девушками. Второе "я" протагониста благодаря Шварценеггеру расцветает своей маскулинностью, постановщик намеренно показывает две абсолютно разные по содержательности интимные сцены, где участвуют Люк и Дэниел, подчеркивая две разные стороны сексуальности и снимая тем самым напряжение, растущее между юношей и его ментальным двойником. Само собой, актерское мастерство Шварценеггера и сценарий не дают антагонисту погрузиться в мефистофельскую глубину, центральные персонажи оказываются перегружены тщеславием и любовью к самим себе, они постоянно требуют внимания, хотят обладания как в детстве, прошедшем вместе с одинокой матерью, но в итоге вступают в конфликт за радости жизни, за секс и за абсолютный контроль. Сам того не желая, Мортимер за всей экстремальностью нарратива становится латентным моралистом и ненавязчиво подчеркивает, что беспорядочная половая жизнь и наркотики до добра никого еще не довели. Тем не менее, режиссер никогда не заходит далеко по части смысловых кодировок, плохая наследственность Люка прекрасно выступает в качестве движущей силы сюжета и дает возможность Мортимеру постоянно переключать передачи с хоррора на триллер и обратно, полагаясь в большей степени на чувственное восприятие проекта и возводя жестокость в главный триггер для развития действия. Главным для постановщика становится не столько финальный результат, последовавший после насыщенной иррациональностями кульминации, а сам путь, где путешествие характера Роббинса в условную спиральную пропасть из пролога становится главным достижением и заставляет еще долго трепетать рецепторы без всяких поправок на "Бойцовский клуб". Портрет героя поколения Z у Мортимера получается при помощи усилий двух человек и превращается в историю об обладании телами и перерождении. Поэтому "Дэниел ненастоящий" оказывается способен пробивать иллюзии и сталкивать их с реальностью, выводя на передний план режиссерский потенциал Мортимера, прогрессирующего в представлении сложных концептов и делающего это с максимальной увлеченностью.