Даже соглашаясь с ёрническими выпадами в адрес многих отечественных продюсеров, режиссёров, сценаристов, честный независимый наблюдатель тем не менее не может не признать, что в начале XXI века произошло какое-никакое становление (точнее, восстановление) российской киноиндустрии. Да, далеко не в советских масштабах, но – произошло, пусть вопрос о том, чей (государственных структур или, наоборот, частных компаний и лиц) вклад в процесс оказался весомее, остаётся дискуссионным. И это послужило бы поводом для гордости, если б параллельно гораздо более впечатляющие результаты не продемонстрировали наши восточные соседи. Про сравнение с КНР, увы, речи не идёт, но и Республика Корея в данном отношении заметно опережает Российскую Федерацию. От первых национальных кинохитов (вроде боевика «Шири» /1999/) до нынешних блокбастеров пройден долгий путь, но вместе с тем и чувствуется приверженность темам, по-настоящему волнующим корейское общество. Разница особенно хорошо видна при сравнении работ конкретного жанра. Вот, допустим, насколько ещё неуверенной, выстроенной на набивших оскомину клише представлялся «2012: Цунами» /2009/ – и насколько грамотным, хорошо продуманным, держащим в напряжении получилось «Извержение». И по сравнению с «Вирусом» /2013/ – шаг вперёд. Авторы обнаруживают отличное владение законами фильмов катастроф, а подчас и прибегают к неожиданным (искренне удивляющим!) художественным решениям.
Разумеется, есть основания полагать, что проект был обречён на успех изначально. Присутствие двух тамошних «суперзвёзд» вкупе с высоким уровнем зрелищности служили достаточной гарантией того, что производственный бюджет порядка $17,7 млн. (по меркам Голливуда – мизерный) окупится с лихвой. Так и произошло: по итогам сезона картина попала в десятку самых посещаемых (8,3 миллионов человек обеспечили $61 млн. кассовых сборов), а среди местных лент – почётное четвёртое место. Ни для Кима Бён Со, ни для Ли Хэ Джуна постановка не является дебютной, но первому дополнительно пригодился опыт долгой работы в качестве оператора на разных проектах (включая дорогостоящую фантазийную дилогию «Наедине с богами» /2017-18/), второму – на кинодраматургическом поприще. Сюжетная предпосылка не слишком оригинальна: внезапно проснувшийся вулкан вызвал землетрясение – и грозит в считанные часы нанести колоссальный материальный урон и уничтожить всё живое на обширных пространствах. Ключевой в данном контексте вопрос – как на сложившуюся экстремальную обстановку отреагируют, по мнению кинематографистов, власти?
Глубже понять замысел, как мне кажется, поможет параллель с одним классическим фильмом катастроф. В «Гибели Японии» /1973/ тоже обыграна гипотетическая ситуация – уход под воду островного государства вследствие сдвига пластов земной коры. Но Сиро Моритани принципиально концентрировался на освещении не попыток предотвращения катаклизма, а реакции на него: организации силами разных стран (среди прочих – США и СССР) эвакуации населения, экстренных переговоров правительства относительно размещения миллионов беженцев и т.д. На сей раз – всё совершенно иначе. Президент Республики Корея, будучи человеком смелым и немножко игроком по натуре, санкционирует проведение крайне рискованной (осуществимой с вероятностью 3%, по оценке учёных) акции, даже предвидя осложнения политического характера. И ещё неизвестно, что хуже: разбушевавшаяся природная стихия или противодействие могущественных держав, ревностно блюдущих собственные интересы. Конечно, авторы сгустили краски, дабы усилить драматический эффект, но отличия – всё равно разительные!
Моритани отстаивал идею, что человечество, объединившись, придёт на выручку терпящей бедствие нации – и такой посыл тогда, в период разрядки международной напряжённости, нашёл горячий отклик публики (в том числе в американском и советском кинопрокатах). Тем более это представлялось очевидным (и нашло отражение, например, в «Армагеддоне» /1998/ Майкла Бэя и «Столкновении с бездной» /1998/ Мими Ледер) по завершении «холодной войны». В «Извержении» же тандем режиссёров почти прямым текстом обращается к согражданам: кругом если и не явные враги, то точно – недружественные силы. Причём мысль звучит ещё парадоксальнее в сочетании с озвученным фантастическим допуском. Вулкан Пэктусан просыпается аккурат в тот момент, когда руководство КНДР согласилось на безъядерный статус, намереваясь передать межконтинентальные баллистические ракеты Соединённым Штатам. Для осуществления предложенного ведущими сейсмологами плана нужно устроить в одной из шахт горы (на границе с Китаем!) атомный взрыв, а согласование столь радикального шага по официальным каналам – нереально, во всяком случае в кратчайшие сроки…
«Деликатность» кинематографистов в освещении болезненной для корейцев темы удивит только тех, кто лишь поверхностно знаком с тамошними настроениями. Да, периодически выходят оголтело пропагандистские опусы вроде той же «Шири». Однако талантливые режиссёры трактуют вопрос тоньше. Вспомним хотя бы Ким Ки Дука с «Береговой охраной» /2002/, да и приглашение Ли Бён Хона отсылает к «Объединённой зоне безопасности» /2000/ Пак Чхан Ука, принёсшей актёру первую славу – благодаря роли сержанта пограничных войск. Даже в триумфальных «Паразитах» Пона Чжун Хо, вышедших на экраны несколькими месяцами раньше, есть язвительный эпизод, где семейство сеульских нищебродов, обманом втёршееся в доверие к богачам, развлекается тем, что передразнивает северных соседей. Создатели «Извержения» более прямолинейны, словно воплощая на кинополотне чаяния разделённого народа – разделённого и от того страдающего. Бойцы специального назначения получают недвусмысленный приказ пользоваться в ходе рейда (в том числе – при проникновении в бункер, где ждут своей участи МБР) исключительно резиновыми пулями. И лишь вмешательство сторонних сил вынуждает командира запросить разрешение на применение летального огнестрельного оружия. А пресловутой «сторонней силой» выступают… американцы.
Тот факт, что южнокорейские кинематографисты всё настойчивее и острее (1) критикуют огромное влияние, оказываемое США на внутреннюю и внешнюю политику, куда как красноречив. Завершаешь сеанс с чётким осознанием того, что «Извержение» понравилось широкой аудитории не только зрелищными достоинствами, продуманным сюжетом и интересными (настолько глубокими, насколько позволяли жанровые каноны) характерами действующих лиц. Финал с выступлением Президента, который в свете успешного окончания операции возглавил процесс восстановления инфраструктуры полуострова (и как бы само собой – долгожданной интеграции расколотой надвое страны), для нас, зарубежных зрителей, может прозвучать чересчур смело, чтобы не выразиться резче. Но это – для нас. По тому, какие кинопроизведения пользуются массовым спросом, легче всего судить о текущих умонастроениях на той или иной территории. И после просмотра постановки Кима Бён Со и Ли Хэ Джуна уже не покажется бредовой гипотеза о якобы постоянно ведущихся закулисных переговорах властей Республики Корея и КНДР на предмет объединения на взаимоприемлемых условиях, в результате чего в азиатском регионе обещает сформироваться мощнейшая, притом самостоятельная, держава. Мощнейшая и в экономическом, и в военном отношениях.
_______
1 – Среди самых ярких примеров – «Вторжение динозавра» /2006/, фильм научно-фантастический, однако основанный на подлинном инциденте (утечка токсических веществ из лаборатории).
7
,2
2019, Южная Корея, Боевики
128 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Даже соглашаясь с ёрническими выпадами в адрес многих отечественных продюсеров, режиссёров, сценаристов, честный независимый наблюдатель тем не менее не может не признать, что в начале XXI века произошло какое-никакое становление (точнее, восстановление) российской киноиндустрии. Да, далеко не в советских масштабах, но – произошло, пусть вопрос о том, чей (государственных структур или, наоборот, частных компаний и лиц) вклад в процесс оказался весомее, остаётся дискуссионным. И это послужило бы поводом для гордости, если б параллельно гораздо более впечатляющие результаты не продемонстрировали наши восточные соседи. Про сравнение с КНР, увы, речи не идёт, но и Республика Корея в данном отношении заметно опережает Российскую Федерацию. От первых национальных кинохитов (вроде боевика «Шири» /1999/) до нынешних блокбастеров пройден долгий путь, но вместе с тем и чувствуется приверженность темам, по-настоящему волнующим корейское общество. Разница особенно хорошо видна при сравнении работ конкретного жанра. Вот, допустим, насколько ещё неуверенной, выстроенной на набивших оскомину клише представлялся «2012: Цунами» /2009/ – и насколько грамотным, хорошо продуманным, держащим в напряжении получилось «Извержение». И по сравнению с «Вирусом» /2013/ – шаг вперёд. Авторы обнаруживают отличное владение законами фильмов катастроф, а подчас и прибегают к неожиданным (искренне удивляющим!) художественным решениям. Разумеется, есть основания полагать, что проект был обречён на успех изначально. Присутствие двух тамошних «суперзвёзд» вкупе с высоким уровнем зрелищности служили достаточной гарантией того, что производственный бюджет порядка $17,7 млн. (по меркам Голливуда – мизерный) окупится с лихвой. Так и произошло: по итогам сезона картина попала в десятку самых посещаемых (8,3 миллионов человек обеспечили $61 млн. кассовых сборов), а среди местных лент – почётное четвёртое место. Ни для Кима Бён Со, ни для Ли Хэ Джуна постановка не является дебютной, но первому дополнительно пригодился опыт долгой работы в качестве оператора на разных проектах (включая дорогостоящую фантазийную дилогию «Наедине с богами» /2017-18/), второму – на кинодраматургическом поприще. Сюжетная предпосылка не слишком оригинальна: внезапно проснувшийся вулкан вызвал землетрясение – и грозит в считанные часы нанести колоссальный материальный урон и уничтожить всё живое на обширных пространствах. Ключевой в данном контексте вопрос – как на сложившуюся экстремальную обстановку отреагируют, по мнению кинематографистов, власти? Глубже понять замысел, как мне кажется, поможет параллель с одним классическим фильмом катастроф. В «Гибели Японии» /1973/ тоже обыграна гипотетическая ситуация – уход под воду островного государства вследствие сдвига пластов земной коры. Но Сиро Моритани принципиально концентрировался на освещении не попыток предотвращения катаклизма, а реакции на него: организации силами разных стран (среди прочих – США и СССР) эвакуации населения, экстренных переговоров правительства относительно размещения миллионов беженцев и т.д. На сей раз – всё совершенно иначе. Президент Республики Корея, будучи человеком смелым и немножко игроком по натуре, санкционирует проведение крайне рискованной (осуществимой с вероятностью 3%, по оценке учёных) акции, даже предвидя осложнения политического характера. И ещё неизвестно, что хуже: разбушевавшаяся природная стихия или противодействие могущественных держав, ревностно блюдущих собственные интересы. Конечно, авторы сгустили краски, дабы усилить драматический эффект, но отличия – всё равно разительные! Моритани отстаивал идею, что человечество, объединившись, придёт на выручку терпящей бедствие нации – и такой посыл тогда, в период разрядки международной напряжённости, нашёл горячий отклик публики (в том числе в американском и советском кинопрокатах). Тем более это представлялось очевидным (и нашло отражение, например, в «Армагеддоне» /1998/ Майкла Бэя и «Столкновении с бездной» /1998/ Мими Ледер) по завершении «холодной войны». В «Извержении» же тандем режиссёров почти прямым текстом обращается к согражданам: кругом если и не явные враги, то точно – недружественные силы. Причём мысль звучит ещё парадоксальнее в сочетании с озвученным фантастическим допуском. Вулкан Пэктусан просыпается аккурат в тот момент, когда руководство КНДР согласилось на безъядерный статус, намереваясь передать межконтинентальные баллистические ракеты Соединённым Штатам. Для осуществления предложенного ведущими сейсмологами плана нужно устроить в одной из шахт горы (на границе с Китаем!) атомный взрыв, а согласование столь радикального шага по официальным каналам – нереально, во всяком случае в кратчайшие сроки… «Деликатность» кинематографистов в освещении болезненной для корейцев темы удивит только тех, кто лишь поверхностно знаком с тамошними настроениями. Да, периодически выходят оголтело пропагандистские опусы вроде той же «Шири». Однако талантливые режиссёры трактуют вопрос тоньше. Вспомним хотя бы Ким Ки Дука с «Береговой охраной» /2002/, да и приглашение Ли Бён Хона отсылает к «Объединённой зоне безопасности» /2000/ Пак Чхан Ука, принёсшей актёру первую славу – благодаря роли сержанта пограничных войск. Даже в триумфальных «Паразитах» Пона Чжун Хо, вышедших на экраны несколькими месяцами раньше, есть язвительный эпизод, где семейство сеульских нищебродов, обманом втёршееся в доверие к богачам, развлекается тем, что передразнивает северных соседей. Создатели «Извержения» более прямолинейны, словно воплощая на кинополотне чаяния разделённого народа – разделённого и от того страдающего. Бойцы специального назначения получают недвусмысленный приказ пользоваться в ходе рейда (в том числе – при проникновении в бункер, где ждут своей участи МБР) исключительно резиновыми пулями. И лишь вмешательство сторонних сил вынуждает командира запросить разрешение на применение летального огнестрельного оружия. А пресловутой «сторонней силой» выступают… американцы. Тот факт, что южнокорейские кинематографисты всё настойчивее и острее (1) критикуют огромное влияние, оказываемое США на внутреннюю и внешнюю политику, куда как красноречив. Завершаешь сеанс с чётким осознанием того, что «Извержение» понравилось широкой аудитории не только зрелищными достоинствами, продуманным сюжетом и интересными (настолько глубокими, насколько позволяли жанровые каноны) характерами действующих лиц. Финал с выступлением Президента, который в свете успешного окончания операции возглавил процесс восстановления инфраструктуры полуострова (и как бы само собой – долгожданной интеграции расколотой надвое страны), для нас, зарубежных зрителей, может прозвучать чересчур смело, чтобы не выразиться резче. Но это – для нас. По тому, какие кинопроизведения пользуются массовым спросом, легче всего судить о текущих умонастроениях на той или иной территории. И после просмотра постановки Кима Бён Со и Ли Хэ Джуна уже не покажется бредовой гипотеза о якобы постоянно ведущихся закулисных переговорах властей Республики Корея и КНДР на предмет объединения на взаимоприемлемых условиях, в результате чего в азиатском регионе обещает сформироваться мощнейшая, притом самостоятельная, держава. Мощнейшая и в экономическом, и в военном отношениях. _______ 1 – Среди самых ярких примеров – «Вторжение динозавра» /2006/, фильм научно-фантастический, однако основанный на подлинном инциденте (утечка токсических веществ из лаборатории).