В новом хорроре "Проклятие ведьмы" режиссера и сценариста Нила Маршалла ("Хеллбой", сериал "Затерянные в космосе") существует огромное желание попасть во все актуальные мишени сразу и высказаться сразу на несколько актуальных тем, заботливо уводя действие подальше в мракобесную Англию XVII века, где творится произвол и насилие во время эпидемии чумы. И если проекция на прошлогоднюю пандемию более чем очевидна и прозрачна, то алчность местной власти, которая вынуждена пресмыкаться и заискивать перед приезжим инквизитором, показана уже не так однозначно. Безусловно, при помощи очаровательной исполнительницы главной роли и соавтора экранной истории Шарлотты Кирк ("8 подруг Оушена", "Первое убийство") Маршалл может позволить себе высказаться также на темы, касающиеся жестокого обращения с женщинами, окончательно уводя эту глянцевую сказку с хорошими костюмами и тщательным макияжем персонажей в светлую даль джалло. Вместе с Эдом Эверсом-Свинделлом ("Тёмный сигнал") режиссер и экранная прима добавляют в нарратив четко выраженный сексуальный подтекст, который неоднократно обыгрывается в ленте, делая муки протагонистки и ее многочисленные видения подчеркнутыми и выверенными. Можно сколько угодно иронизировать над Маршаллом и его отношениями с Шарлоттой Кирк вне съемочной площадки и списывать все на одурманенность разума уже немолодого мужчины амбициозными желаниями молодой актрисы, но этот режиссер умеет снимать кино даже находясь под воздействием любовных чар. В потоке b-movie, где в основу сюжета положены моменты, связанные с колдовством, "Проклятие ведьмы" выглядит как настоящая "Игра престолов", где все почти по-настоящему, а удаление в темные времена становится настоящим способом, чтобы показать Кирк с лучшей стороны и выдать ей на экране право на расширение возможностей женщин. Наивно думать, что фильм Маршалла будет бороться с предрассудками, критиковать власть и религию, в большей степени метафоры нужны постановщику чтобы еще раз подчеркнуть, что условная охота на ведьм не прекратится никогда, наделенная силой власть при поддержке религии всегда будет бороться с теми, кто думает иначе и имеет собственную гордость не прогибаться ни при каких обстоятельствах. Поэтому "Проклятие ведьмы" с пафосом и жаром, через кровь, боль и страдания выводит зрителей на мысли о социальном контроле и риске оказаться между жизнью и смертью за обычный донос и обвинение в черной магии.
Действие "Проклятия ведьмы" Маршалла происходит в 1665 году, когда Англию захлестнула свирепая эпидемия чумы и жители городов пытались спасти в сельской местности, бежав от смрада гниющих тел на улицах и ужасов бытия, где каждый день мог стать последним. Молодая пара, Грейс (Шарлотта Кирк) и Джозеф (Джо Андерсон, сериал "Дивный новый мир", "Наследие: Застывшая кровь"), арендуют землю у сквайра Пендлтона (Стивен Вэддингтон, "Курск", сериал "Великолепные Медичи") и стараются свести концы с концами в такие трудные времена. Поскольку в прологе Маршалл показывает страшную сцену того, как Джейн (Эмма Кэмпбелл-Джонс, сериал "Тредстоун", "Вы умрёте, или мы вернём вам деньги"), мать 9-летней Грейс, хватают солдаты по ложному обвинению в колдовстве, то не возникает никаких сомнений, что героиня Кирк также пройдет через подобное и будет каждый раз смотреть в глаза смерти, когда из нее будут выбивать признания при помощи специальных инструментов и механизмов бесстрастные с виду инквизиторы. Немного позже произойдет знакомство с одним из таких, судьей Муркрофтом (Шон Пертуи, сериалы "Успеть за две недели" и "Бледный конь"), охотником на ведьм, отправившим на костер не одну сотню еретичек, кроме того, персонаж Пертуи приказал зажечь огонь и уничтожить ни в чем неповинную Джейн. Используя параллельный рассказ, Маршалл сначала показывает убитую горем главную героиню, которая читает предсмертную записку своего мужа, который недавно повесился на дереве возле собственной фермы, уединенно стоящей посреди леса. Постановщик отдает отчет, что Грейс должна быть сильной и принять не только кажущийся необдуманным суицидный поступок мужа, но решить, как она будет жить одна с недавно родившейся дочерью без всякой поддержки. Маршалл не жалеет красок и метафор, чтобы показать всю безысходность момента, когда персонаж Кирк достает большой двуручный меч из сундука и под проливным дождем старается при помощи него перебить веревку, на которой повесился ее супруг. Незадолго до этого Джозеф был в городе, продал то, что они вырастили на ферме, и в ближайшем пабе заразился чумой, его единственным решением было засунуть голову в петлю, чтобы не заразить Грейс и дочь. Слухи о самоубийстве одного из арендаторов его земли быстро дошли до Пендлтона, который пользуется ситуацией и немедленно начинает харрасмент по отношению к красивой и не по средневековому привлекательной протагонистке. Взаимности между ним и Грейс и быть не может, но соблазнительное тело молодой вдовы притягивает к себе возрастного сквайра, и он не находит ничего более действенного как объявить Грейс ведьмой и обвинить ее в колдовстве и смерти мужа.
В интерпретации Нила Маршалла "Проклятие ведьмы" становится немного большим, чем просто фильм о чуме и жизни во времена господства религиозных предрассудков, постановщик предлагает весьма своеобразную фантазию о силе женского духа, ориентированную, как бы это не казалось парадоксальным, именно на мужской взгляд. Грейс ощутимо страдает в кадре из-за огромного количества грехов, в которых ее обвиняют, однако это не мешает Шарлотте Кирк очень часто выглядеть в кадре идеально, с идеально уложенными волосами и макияжем она всегда готова к мучениям и ее красота постоянно фокусирует на себе внимание дьявола. Вне всяких сомнений, Маршаллу удается душераздирающая сказка о жестокости, где борьба главной героини за право быть собой и отстаивать право на собственную правду удерживается в нескольких шагах от того, чтобы не превратить происходящее в многодневный БДСМ-марафон из фильмов совсем другой категории. Но этого к счастью не происходит и проект превращается в столкновение двух характеров, в этой битве воли судья Муркрофт оказывается настоящим садистом, который, бесспорно, всегда старается стелить максимально мягко для главной героини, когда подвергает ее пыткам на андреевском кресте. Добавление Маршаллом сверхъестественного элемента когда характер Кирк оказывается перед лицом смерти работает с достаточной степенью концентрации и добавляет необходимого саспенса. Грейс сражается со своими внутренними демонами по всем законам жанра и для усиления эффекта в ход идут все возможные средства, обозначенные в нарративе. Психологическая травма детства, когда протагонистка была вынуждена смотреть на смерть матери на костре, потеря любимого мужа, которому она не успела сказать свои важные слова, физическая и эмоциональная тоска по телу и душе Джозефа и неопределенность будущего для собственного ребенка переплетаются у Грейс и трансформируются в будоражащие ее кошмары. Само собой, режиссер вытаскивает откуда-то из колодца самого Люцифера (Йен Уайт, "Геракл", сериал "Игра престолов") и тогда внутренние демоны персонажа Кирк готовы вот-вот вырваться в реальность. Но Маршалл уходит от банальности и дихотомии добра и зла, делая ночные видения протагонистки после пыток в большей степени странными видениями, чем реальными телесными проявлениями. В трактовке постановщика противостояние Грейс злу в самой ужасной форме приобретает множество эротических интонаций, которые ориентированы в большей степени на мужскую аудиторию ленты.
Формально "Проклятие ведьмы" Маршалла повторяет все повороты традиционного голливудского блокбастера, снятого на стыке исторических событий, хоррора и приключений. Не открывая новых территорий, постановщик создает небольшой эпик о храбрости женщин, которые готовы бороться за жизнь и готовы идти на жертвы ради своих детей. Показательно, что тяга к освобождению и поиску собственного господина у Маршалла реализуется через второстепенные женские характеры крестьянки Кейт (Сара Лэмби) и Урсулы (Сюзанн Мэгоуэн), подручной охотника на ведьм Муркрофта. И если героиня Лэмби доведена до крайностей жестокостями мужа Мортона (Леон Окенден, сериал "Мистер Селфридж"), которые она уже не в силах больше терпеть, то обезображенная огнем Урсула, бывшая ведьма, на которую снизошло чудо, оказывается типичным орудием патриархата, раздираемого от женоненавистничества. Стремящийся к аутентичности пыток, режиссер даже показывает богатый набор инструментов, в том числе и "грушу страданий", которую героиня Мэгоуэн использует при жестоких сексуальных пытках Грейс во имя Христа, насилие, когда женщина проявляет жестокость по отношению к другой женщине, форсирует эмоциональную часть проекта. Историческая реконструкция Маршалла полна развлекательных условностей и в то же время оказывается внимательной к деталям относительно костюмов и декораций, что оказывается еще одним плюсом ленты. В любом случае фильм находится внутри актуальных трендов и транслирует то, как мизогиния подпитывает социальные институты, не превращаясь в провокацию и гимн борьбе с мужским насилием. Поэтому "Проклятие ведьмы" имеет все признаки притчи и старается сохранить интригу о том, была ли героиня Кирк ведьмой на самом деле или нет, но в итоге фильм старается остаться с отчетливым социальным высказыванием после эффектной авантюрной кульминации и эскапистского супергеройского финала.
6
,6
2020, Ужасы
106 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В новом хорроре "Проклятие ведьмы" режиссера и сценариста Нила Маршалла ("Хеллбой", сериал "Затерянные в космосе") существует огромное желание попасть во все актуальные мишени сразу и высказаться сразу на несколько актуальных тем, заботливо уводя действие подальше в мракобесную Англию XVII века, где творится произвол и насилие во время эпидемии чумы. И если проекция на прошлогоднюю пандемию более чем очевидна и прозрачна, то алчность местной власти, которая вынуждена пресмыкаться и заискивать перед приезжим инквизитором, показана уже не так однозначно. Безусловно, при помощи очаровательной исполнительницы главной роли и соавтора экранной истории Шарлотты Кирк ("8 подруг Оушена", "Первое убийство") Маршалл может позволить себе высказаться также на темы, касающиеся жестокого обращения с женщинами, окончательно уводя эту глянцевую сказку с хорошими костюмами и тщательным макияжем персонажей в светлую даль джалло. Вместе с Эдом Эверсом-Свинделлом ("Тёмный сигнал") режиссер и экранная прима добавляют в нарратив четко выраженный сексуальный подтекст, который неоднократно обыгрывается в ленте, делая муки протагонистки и ее многочисленные видения подчеркнутыми и выверенными. Можно сколько угодно иронизировать над Маршаллом и его отношениями с Шарлоттой Кирк вне съемочной площадки и списывать все на одурманенность разума уже немолодого мужчины амбициозными желаниями молодой актрисы, но этот режиссер умеет снимать кино даже находясь под воздействием любовных чар. В потоке b-movie, где в основу сюжета положены моменты, связанные с колдовством, "Проклятие ведьмы" выглядит как настоящая "Игра престолов", где все почти по-настоящему, а удаление в темные времена становится настоящим способом, чтобы показать Кирк с лучшей стороны и выдать ей на экране право на расширение возможностей женщин. Наивно думать, что фильм Маршалла будет бороться с предрассудками, критиковать власть и религию, в большей степени метафоры нужны постановщику чтобы еще раз подчеркнуть, что условная охота на ведьм не прекратится никогда, наделенная силой власть при поддержке религии всегда будет бороться с теми, кто думает иначе и имеет собственную гордость не прогибаться ни при каких обстоятельствах. Поэтому "Проклятие ведьмы" с пафосом и жаром, через кровь, боль и страдания выводит зрителей на мысли о социальном контроле и риске оказаться между жизнью и смертью за обычный донос и обвинение в черной магии. Действие "Проклятия ведьмы" Маршалла происходит в 1665 году, когда Англию захлестнула свирепая эпидемия чумы и жители городов пытались спасти в сельской местности, бежав от смрада гниющих тел на улицах и ужасов бытия, где каждый день мог стать последним. Молодая пара, Грейс (Шарлотта Кирк) и Джозеф (Джо Андерсон, сериал "Дивный новый мир", "Наследие: Застывшая кровь"), арендуют землю у сквайра Пендлтона (Стивен Вэддингтон, "Курск", сериал "Великолепные Медичи") и стараются свести концы с концами в такие трудные времена. Поскольку в прологе Маршалл показывает страшную сцену того, как Джейн (Эмма Кэмпбелл-Джонс, сериал "Тредстоун", "Вы умрёте, или мы вернём вам деньги"), мать 9-летней Грейс, хватают солдаты по ложному обвинению в колдовстве, то не возникает никаких сомнений, что героиня Кирк также пройдет через подобное и будет каждый раз смотреть в глаза смерти, когда из нее будут выбивать признания при помощи специальных инструментов и механизмов бесстрастные с виду инквизиторы. Немного позже произойдет знакомство с одним из таких, судьей Муркрофтом (Шон Пертуи, сериалы "Успеть за две недели" и "Бледный конь"), охотником на ведьм, отправившим на костер не одну сотню еретичек, кроме того, персонаж Пертуи приказал зажечь огонь и уничтожить ни в чем неповинную Джейн. Используя параллельный рассказ, Маршалл сначала показывает убитую горем главную героиню, которая читает предсмертную записку своего мужа, который недавно повесился на дереве возле собственной фермы, уединенно стоящей посреди леса. Постановщик отдает отчет, что Грейс должна быть сильной и принять не только кажущийся необдуманным суицидный поступок мужа, но решить, как она будет жить одна с недавно родившейся дочерью без всякой поддержки. Маршалл не жалеет красок и метафор, чтобы показать всю безысходность момента, когда персонаж Кирк достает большой двуручный меч из сундука и под проливным дождем старается при помощи него перебить веревку, на которой повесился ее супруг. Незадолго до этого Джозеф был в городе, продал то, что они вырастили на ферме, и в ближайшем пабе заразился чумой, его единственным решением было засунуть голову в петлю, чтобы не заразить Грейс и дочь. Слухи о самоубийстве одного из арендаторов его земли быстро дошли до Пендлтона, который пользуется ситуацией и немедленно начинает харрасмент по отношению к красивой и не по средневековому привлекательной протагонистке. Взаимности между ним и Грейс и быть не может, но соблазнительное тело молодой вдовы притягивает к себе возрастного сквайра, и он не находит ничего более действенного как объявить Грейс ведьмой и обвинить ее в колдовстве и смерти мужа. В интерпретации Нила Маршалла "Проклятие ведьмы" становится немного большим, чем просто фильм о чуме и жизни во времена господства религиозных предрассудков, постановщик предлагает весьма своеобразную фантазию о силе женского духа, ориентированную, как бы это не казалось парадоксальным, именно на мужской взгляд. Грейс ощутимо страдает в кадре из-за огромного количества грехов, в которых ее обвиняют, однако это не мешает Шарлотте Кирк очень часто выглядеть в кадре идеально, с идеально уложенными волосами и макияжем она всегда готова к мучениям и ее красота постоянно фокусирует на себе внимание дьявола. Вне всяких сомнений, Маршаллу удается душераздирающая сказка о жестокости, где борьба главной героини за право быть собой и отстаивать право на собственную правду удерживается в нескольких шагах от того, чтобы не превратить происходящее в многодневный БДСМ-марафон из фильмов совсем другой категории. Но этого к счастью не происходит и проект превращается в столкновение двух характеров, в этой битве воли судья Муркрофт оказывается настоящим садистом, который, бесспорно, всегда старается стелить максимально мягко для главной героини, когда подвергает ее пыткам на андреевском кресте. Добавление Маршаллом сверхъестественного элемента когда характер Кирк оказывается перед лицом смерти работает с достаточной степенью концентрации и добавляет необходимого саспенса. Грейс сражается со своими внутренними демонами по всем законам жанра и для усиления эффекта в ход идут все возможные средства, обозначенные в нарративе. Психологическая травма детства, когда протагонистка была вынуждена смотреть на смерть матери на костре, потеря любимого мужа, которому она не успела сказать свои важные слова, физическая и эмоциональная тоска по телу и душе Джозефа и неопределенность будущего для собственного ребенка переплетаются у Грейс и трансформируются в будоражащие ее кошмары. Само собой, режиссер вытаскивает откуда-то из колодца самого Люцифера (Йен Уайт, "Геракл", сериал "Игра престолов") и тогда внутренние демоны персонажа Кирк готовы вот-вот вырваться в реальность. Но Маршалл уходит от банальности и дихотомии добра и зла, делая ночные видения протагонистки после пыток в большей степени странными видениями, чем реальными телесными проявлениями. В трактовке постановщика противостояние Грейс злу в самой ужасной форме приобретает множество эротических интонаций, которые ориентированы в большей степени на мужскую аудиторию ленты. Формально "Проклятие ведьмы" Маршалла повторяет все повороты традиционного голливудского блокбастера, снятого на стыке исторических событий, хоррора и приключений. Не открывая новых территорий, постановщик создает небольшой эпик о храбрости женщин, которые готовы бороться за жизнь и готовы идти на жертвы ради своих детей. Показательно, что тяга к освобождению и поиску собственного господина у Маршалла реализуется через второстепенные женские характеры крестьянки Кейт (Сара Лэмби) и Урсулы (Сюзанн Мэгоуэн), подручной охотника на ведьм Муркрофта. И если героиня Лэмби доведена до крайностей жестокостями мужа Мортона (Леон Окенден, сериал "Мистер Селфридж"), которые она уже не в силах больше терпеть, то обезображенная огнем Урсула, бывшая ведьма, на которую снизошло чудо, оказывается типичным орудием патриархата, раздираемого от женоненавистничества. Стремящийся к аутентичности пыток, режиссер даже показывает богатый набор инструментов, в том числе и "грушу страданий", которую героиня Мэгоуэн использует при жестоких сексуальных пытках Грейс во имя Христа, насилие, когда женщина проявляет жестокость по отношению к другой женщине, форсирует эмоциональную часть проекта. Историческая реконструкция Маршалла полна развлекательных условностей и в то же время оказывается внимательной к деталям относительно костюмов и декораций, что оказывается еще одним плюсом ленты. В любом случае фильм находится внутри актуальных трендов и транслирует то, как мизогиния подпитывает социальные институты, не превращаясь в провокацию и гимн борьбе с мужским насилием. Поэтому "Проклятие ведьмы" имеет все признаки притчи и старается сохранить интригу о том, была ли героиня Кирк ведьмой на самом деле или нет, но в итоге фильм старается остаться с отчетливым социальным высказыванием после эффектной авантюрной кульминации и эскапистского супергеройского финала.