Драматический триллер "Беги, прячься, бей" режиссера и сценариста Кайла Ранкина ("Ночь живой Дэб", "Ядерная семья"), получивший премьеру во внеконкурсном показе прошлогоднего Венецианского фестиваля, оказывается весьма впечатляющей беллетристикой на тему "школьных стрелков". Постановщик неожиданно отстаивает жесткие консервативные позиции и показывает, что человека с оружием может остановить тоже только человек с оружием. Мысль не новая как для Америки, так и для всего остального мира, однако в интерпретации Ранкина школьная памятка о том, как себя вести в случае, когда произошел захват экстремистами, приобретает необходимый набор клише и становится наглядной демонстрацией инструкции по выживанию. Исходя из этого, главная героиня ленты (Изабель Мэй, сериалы "Алекса и Кэти" и "Детство Шелдона") далеко не все сделала правильно: не убежала, хотя должна была эвакуироваться при первой же возможности, не спряталась в безопасном месте, но главное - она приняла все необходимые меры для нейтрализации стрелка. Будет неверно, если рассматривать работу Ранкина только с позиции концепта "Крепкого орешка", который приземлился в старшей школе, по касательной в фильме проходит множество других острых тем, начиная от трудных взаимоотношений дочери-подростка с моложавым отцом-ветераном и до школьной дискриминации учеников, способной стать источником спланированного насилия. Выбранная режиссером тема не отличается большой новизной, слово "колумбайн", вошедшее в обиход в апреле 1999 года нашло отражение в нескольких голливудских лентах, в числе которых "Слон" Гаса Ван Сента и "Политех" Дени Вильнёва. Тем не менее, Ранкин выставляет при помощи персонажа Мэй выставляет несколько значимых социальных маркеров, способных детектировать надвигающуюся трагедию, причем совсем не обязательно чтобы проблемы тех, кто взялся за оружие лежали именно в плоскости взаимоотношений с учителями или одноклассниками. Постановщик не боится показывать, что подростковая психика не справляется с многочисленными коммуникационными деформациями и именно это заставляет тинейджеров сбиваться в банды, где слишком цинично определяются цели и задачи по сведению счетов с окружающим миром. Само собой, Ранкин прекрасно понимает, что для его персонажей главной целью является возможность заявить о себе окружающему миру, попасть в прямой эфир новостей и создать шоковый эффект у жертв и аудитории, которые будут распластаны кровавым прагматизмом всего происходящего. Режиссер не стремится разрушать скрепы боевиков и оружие протагонистки будет прицельно бить по плохим парням, не опускаясь при этом до гротеска и карикатурности. Поэтому "Беги, прячься, бей" создает в достаточном количестве у зрителей страх и напряжение от увиденного и оставляет моральные сомнения до какой степени жертва может позволить себе трансформацию в палача при соответствующих условиях.
У Ранкина есть грандиозная вводная сцена в "Беги, прячься, бей", где ранним утром перед занятиями выпускница старшей школы из Вернона Зои Халл (Изабель Мэй) при помощи своего отца Тодда (Томас Джейн, "Час истины", "Денежный самолёт") хладнокровно подстреливает на охоте самца оленя из винтовки с оптическим прицелом, может служить базовой метафорой ко всем остальным событиям, которые появятся на экране в следующие полтора часа. После этого герой Джейна начинает говорить дочери о том, что надо проявлять милосердие к раненым животным и давать им умирать своей смертью, но вместо этого Зои берет камень побольше и бьет им по черепу несчастного животного. Проблема, с которой ежедневно сталкивается характер Мэй, - это ее мать Дженнифер (Рада Митчелл, "Ловец снов", "Стендап по дружбе"), умершая несколько месяцев назад от онкологии и призраком приходящая к Зои в сложные моменты ее повседневного бытия. Поскольку протагонистка не может выйти на очередной этап в принятии смерти близкого человека, то это создает целый комплекс проблем между ней и ее отцом, имеющим солидный опыт участия в боевых операциях. Повседневность маленького городка, где, кажется, не может произойти ничего экстремального, удивляет своей монотонностью, где каждый день похож на все остальные. У персонажа Мэй, которая старается впускать в свой ближний круг только немногочисленных друзей, есть большие проблемы со сверстниками. После смерти матери Зои очень сильно погрузилась в себя и не общается ни с кем, кроме темнокожего Льюиса Вашингтона (Олли Шолотан), вежливого и предельно корректного парня, который занимается помимо всего прочего созданием фоторабот для школьных СМИ и уже давно положил глаз на девушку своей мечты. Ранкин не избегает клише и показывает публике двух изгоев, которые очень скоро будут рисковать жизнью ради спасения заложников и по-настоящему раскроются со своих лучших сторон. Режиссер создает достаточный запас визуальных подсказок в первом акте, чтобы показать, как дорого могут обходиться потеря бдительности и беспечность. После очередного дорожного унижения, когда машину, где были Зои и Льюис, обогнали их развязные одноклассники, центральные персонажи с обочины замечают, что еще один их одноклассник Крис (Бриттон Сир, сериал "Программисты") достает из фургона нечто странное в поле неподалеку. Уже в школе, в кабинете химии, учительница химии миссис Кроуфорд (Барбара Крэмптон, "Смертельный декабрь", сериал "Навстречу тьме") иронично взрывает с оглушительным хлопком воздушный шарик с водородом. Остается совсем немного времени до того, как тот самый фургон пробьет стеклянную стену в школьной обеденной зоне и на полном ходу въедет внутрь во время перемены...
Кайл Ранкин в "Беги, прячься, бей" стремится представить нарратив как путешествие в темную и мрачную душу Америки, где есть только билет в один конец и где шансы на выживание у героини Изабель Мэй и ее вооруженных оппонентов оказываются примерно одинаковы. Отчаянное выживание протагонистки, чудом не оказавшейся в заложниках, постановщик выстраивает как движение в сторону чего-то более жестокого и мстительного, чем это можно было ожидать от обычной школьницы. В ходе развития сюжета Ранкин доставляет намного больше смыслов, чем это можно было представить себе от такого триллера. Внутри персонажа Мэй существует огромное количество противоречий, фобий и зависимостей, которые могли бы поспособствовать ее превращению в террористку, которая жаждет реванша у одноклассников и школьных учителей будучи обиженной, непонятой и неуслышанной. При всей условности и функциональности антагонисты не выглядят прирожденными отморозками. Парадоксально, но в работе Ранкина у Зои слишком много латентного, того, что объединяет ее с ее же противниками. Как и кудрявый толстяк с дробовиком Кип Квэйд (Сайрус Арнольд, сериал "Изгоняющий дьявола"), она испытала на себе все прелести классного буллинга и также была объектом травли. Холодный расчет и ясный ум объединяет Зои с главарем банды Тристаном (Эли Браун, сериал "Цепляясь за лёд"), который жаждет общественного внимания и радикально обижен на всю образовательную систему и людей внутри нее. Точно так же, как и Крис, Зои постоянно слышит голоса и интенсивно общается с призраком умершей матери, который постоянно появляется и жаждет поговорить с дочерью, которая не может отпустить горе из своей головы. Символично назвав главную героиню Зои, Ранкин изо всех сил сигналит зрителям, что протагонистка тоже полна ярости, боли и травм, но в отличие от тех, кто приехал в школу для сведения счетов с безоружными людьми, она выбирает жизнь и начинает изо всех сил бороться за нее и спасать, спасать, спасать учеников, постоянно рискуя и не стараясь выглядеть как чудо-женщина. Режиссерская мысль в третьем акте открывает гораздо большие территории для размышлений, чем этом можно себе представить и начинает задавать, не снижая скорости повествования множество невербальных вопросов, уходящих на уровень утверждений. Да, у Ранкина в каждом человеке сосредоточено поровну добра и зла, в каждом сидит убийца, способный проснуться под влиянием обстоятельств. Кто-то из нас в обществе готов быть судьей, кто-то - присяжным, но в существующей общественной системе место палача, способного взять на себя груз ответственности за чужие жизни, всегда остается вакантным, потому что палач всегда может трансформироваться в жертву.
В "Беги, прячься, бей" Ранкин также исследует состояние страха у современных американских тинейджеров и приходит к неутешительным выводам: косвенно постановщик показывает, что страх засел глубоко внутри у американских подростков, он перманентный, токсичный и постоянно давит на неокрепшую психику. В режиссерском представлении преодоление подобных фобий перед взятием в заложники находится все-таки в плоскости, где каждый способен постоять сам за себя. Далеко не случайно, что в финале Ранкин реконструирует начальную сцену, только уже с участием Тристана и Зои, показывая, что у девушки существует настоящий дар охотницы за головами и спасительницы. Важно признать, что протагонистка главной героини Анна (Кэтрин Дэвис, "Ночь в осаде") также является воплощением подросткового нигилизма, не только по внешнему виду девушки-гота с черными волосами, но и по особой жестокости поведения, когда она отправляется добивать раненых во время подрывов. Идея Ранкина о том, что одинокая девушка-подросток сможет остановить тех, кто в той или иной степени ее частичным отражением, является свежей для традиционных триллеров или боевиков. Причем режиссер предпочитает не отвечать прямо на вопросы о том, будет ли возможен у Зои вариант преодоления психологической травмы после случившегося. Для Изабель Мэй, дебютировавшей в главной роли в полнометражном фильме, эта работа стала отличной школой по воплощению персонажа, актриса чувствует в абсолютном числе случаев особенности своей героини и постоянно стремится представить зрителям цельного человека, чья психика вот-вот сорвется, вынужденного находить выход из самых невероятных ситуаций. Поэтому "Беги, прячься, бей" отходит от абстрактной угрозы в сторону максимальной реалистичности и сдвигается в настройках истории на отвагу, жестокость и катарсис.
7
,2
2020, США, Триллеры
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Драматический триллер "Беги, прячься, бей" режиссера и сценариста Кайла Ранкина ("Ночь живой Дэб", "Ядерная семья"), получивший премьеру во внеконкурсном показе прошлогоднего Венецианского фестиваля, оказывается весьма впечатляющей беллетристикой на тему "школьных стрелков". Постановщик неожиданно отстаивает жесткие консервативные позиции и показывает, что человека с оружием может остановить тоже только человек с оружием. Мысль не новая как для Америки, так и для всего остального мира, однако в интерпретации Ранкина школьная памятка о том, как себя вести в случае, когда произошел захват экстремистами, приобретает необходимый набор клише и становится наглядной демонстрацией инструкции по выживанию. Исходя из этого, главная героиня ленты (Изабель Мэй, сериалы "Алекса и Кэти" и "Детство Шелдона") далеко не все сделала правильно: не убежала, хотя должна была эвакуироваться при первой же возможности, не спряталась в безопасном месте, но главное - она приняла все необходимые меры для нейтрализации стрелка. Будет неверно, если рассматривать работу Ранкина только с позиции концепта "Крепкого орешка", который приземлился в старшей школе, по касательной в фильме проходит множество других острых тем, начиная от трудных взаимоотношений дочери-подростка с моложавым отцом-ветераном и до школьной дискриминации учеников, способной стать источником спланированного насилия. Выбранная режиссером тема не отличается большой новизной, слово "колумбайн", вошедшее в обиход в апреле 1999 года нашло отражение в нескольких голливудских лентах, в числе которых "Слон" Гаса Ван Сента и "Политех" Дени Вильнёва. Тем не менее, Ранкин выставляет при помощи персонажа Мэй выставляет несколько значимых социальных маркеров, способных детектировать надвигающуюся трагедию, причем совсем не обязательно чтобы проблемы тех, кто взялся за оружие лежали именно в плоскости взаимоотношений с учителями или одноклассниками. Постановщик не боится показывать, что подростковая психика не справляется с многочисленными коммуникационными деформациями и именно это заставляет тинейджеров сбиваться в банды, где слишком цинично определяются цели и задачи по сведению счетов с окружающим миром. Само собой, Ранкин прекрасно понимает, что для его персонажей главной целью является возможность заявить о себе окружающему миру, попасть в прямой эфир новостей и создать шоковый эффект у жертв и аудитории, которые будут распластаны кровавым прагматизмом всего происходящего. Режиссер не стремится разрушать скрепы боевиков и оружие протагонистки будет прицельно бить по плохим парням, не опускаясь при этом до гротеска и карикатурности. Поэтому "Беги, прячься, бей" создает в достаточном количестве у зрителей страх и напряжение от увиденного и оставляет моральные сомнения до какой степени жертва может позволить себе трансформацию в палача при соответствующих условиях. У Ранкина есть грандиозная вводная сцена в "Беги, прячься, бей", где ранним утром перед занятиями выпускница старшей школы из Вернона Зои Халл (Изабель Мэй) при помощи своего отца Тодда (Томас Джейн, "Час истины", "Денежный самолёт") хладнокровно подстреливает на охоте самца оленя из винтовки с оптическим прицелом, может служить базовой метафорой ко всем остальным событиям, которые появятся на экране в следующие полтора часа. После этого герой Джейна начинает говорить дочери о том, что надо проявлять милосердие к раненым животным и давать им умирать своей смертью, но вместо этого Зои берет камень побольше и бьет им по черепу несчастного животного. Проблема, с которой ежедневно сталкивается характер Мэй, - это ее мать Дженнифер (Рада Митчелл, "Ловец снов", "Стендап по дружбе"), умершая несколько месяцев назад от онкологии и призраком приходящая к Зои в сложные моменты ее повседневного бытия. Поскольку протагонистка не может выйти на очередной этап в принятии смерти близкого человека, то это создает целый комплекс проблем между ней и ее отцом, имеющим солидный опыт участия в боевых операциях. Повседневность маленького городка, где, кажется, не может произойти ничего экстремального, удивляет своей монотонностью, где каждый день похож на все остальные. У персонажа Мэй, которая старается впускать в свой ближний круг только немногочисленных друзей, есть большие проблемы со сверстниками. После смерти матери Зои очень сильно погрузилась в себя и не общается ни с кем, кроме темнокожего Льюиса Вашингтона (Олли Шолотан), вежливого и предельно корректного парня, который занимается помимо всего прочего созданием фоторабот для школьных СМИ и уже давно положил глаз на девушку своей мечты. Ранкин не избегает клише и показывает публике двух изгоев, которые очень скоро будут рисковать жизнью ради спасения заложников и по-настоящему раскроются со своих лучших сторон. Режиссер создает достаточный запас визуальных подсказок в первом акте, чтобы показать, как дорого могут обходиться потеря бдительности и беспечность. После очередного дорожного унижения, когда машину, где были Зои и Льюис, обогнали их развязные одноклассники, центральные персонажи с обочины замечают, что еще один их одноклассник Крис (Бриттон Сир, сериал "Программисты") достает из фургона нечто странное в поле неподалеку. Уже в школе, в кабинете химии, учительница химии миссис Кроуфорд (Барбара Крэмптон, "Смертельный декабрь", сериал "Навстречу тьме") иронично взрывает с оглушительным хлопком воздушный шарик с водородом. Остается совсем немного времени до того, как тот самый фургон пробьет стеклянную стену в школьной обеденной зоне и на полном ходу въедет внутрь во время перемены... Кайл Ранкин в "Беги, прячься, бей" стремится представить нарратив как путешествие в темную и мрачную душу Америки, где есть только билет в один конец и где шансы на выживание у героини Изабель Мэй и ее вооруженных оппонентов оказываются примерно одинаковы. Отчаянное выживание протагонистки, чудом не оказавшейся в заложниках, постановщик выстраивает как движение в сторону чего-то более жестокого и мстительного, чем это можно было ожидать от обычной школьницы. В ходе развития сюжета Ранкин доставляет намного больше смыслов, чем это можно было представить себе от такого триллера. Внутри персонажа Мэй существует огромное количество противоречий, фобий и зависимостей, которые могли бы поспособствовать ее превращению в террористку, которая жаждет реванша у одноклассников и школьных учителей будучи обиженной, непонятой и неуслышанной. При всей условности и функциональности антагонисты не выглядят прирожденными отморозками. Парадоксально, но в работе Ранкина у Зои слишком много латентного, того, что объединяет ее с ее же противниками. Как и кудрявый толстяк с дробовиком Кип Квэйд (Сайрус Арнольд, сериал "Изгоняющий дьявола"), она испытала на себе все прелести классного буллинга и также была объектом травли. Холодный расчет и ясный ум объединяет Зои с главарем банды Тристаном (Эли Браун, сериал "Цепляясь за лёд"), который жаждет общественного внимания и радикально обижен на всю образовательную систему и людей внутри нее. Точно так же, как и Крис, Зои постоянно слышит голоса и интенсивно общается с призраком умершей матери, который постоянно появляется и жаждет поговорить с дочерью, которая не может отпустить горе из своей головы. Символично назвав главную героиню Зои, Ранкин изо всех сил сигналит зрителям, что протагонистка тоже полна ярости, боли и травм, но в отличие от тех, кто приехал в школу для сведения счетов с безоружными людьми, она выбирает жизнь и начинает изо всех сил бороться за нее и спасать, спасать, спасать учеников, постоянно рискуя и не стараясь выглядеть как чудо-женщина. Режиссерская мысль в третьем акте открывает гораздо большие территории для размышлений, чем этом можно себе представить и начинает задавать, не снижая скорости повествования множество невербальных вопросов, уходящих на уровень утверждений. Да, у Ранкина в каждом человеке сосредоточено поровну добра и зла, в каждом сидит убийца, способный проснуться под влиянием обстоятельств. Кто-то из нас в обществе готов быть судьей, кто-то - присяжным, но в существующей общественной системе место палача, способного взять на себя груз ответственности за чужие жизни, всегда остается вакантным, потому что палач всегда может трансформироваться в жертву. В "Беги, прячься, бей" Ранкин также исследует состояние страха у современных американских тинейджеров и приходит к неутешительным выводам: косвенно постановщик показывает, что страх засел глубоко внутри у американских подростков, он перманентный, токсичный и постоянно давит на неокрепшую психику. В режиссерском представлении преодоление подобных фобий перед взятием в заложники находится все-таки в плоскости, где каждый способен постоять сам за себя. Далеко не случайно, что в финале Ранкин реконструирует начальную сцену, только уже с участием Тристана и Зои, показывая, что у девушки существует настоящий дар охотницы за головами и спасительницы. Важно признать, что протагонистка главной героини Анна (Кэтрин Дэвис, "Ночь в осаде") также является воплощением подросткового нигилизма, не только по внешнему виду девушки-гота с черными волосами, но и по особой жестокости поведения, когда она отправляется добивать раненых во время подрывов. Идея Ранкина о том, что одинокая девушка-подросток сможет остановить тех, кто в той или иной степени ее частичным отражением, является свежей для традиционных триллеров или боевиков. Причем режиссер предпочитает не отвечать прямо на вопросы о том, будет ли возможен у Зои вариант преодоления психологической травмы после случившегося. Для Изабель Мэй, дебютировавшей в главной роли в полнометражном фильме, эта работа стала отличной школой по воплощению персонажа, актриса чувствует в абсолютном числе случаев особенности своей героини и постоянно стремится представить зрителям цельного человека, чья психика вот-вот сорвется, вынужденного находить выход из самых невероятных ситуаций. Поэтому "Беги, прячься, бей" отходит от абстрактной угрозы в сторону максимальной реалистичности и сдвигается в настройках истории на отвагу, жестокость и катарсис.