Прежде чем попробовать силы в киноискусстве, Габриэла Каупертвэйт очень долго – на протяжении двенадцати лет – трудилась на телевидении, накопив колоссальный опыт подготовки и выпуска передач на тематических (посвящённых флоре и фауне, проблемам истории, географии и т.д.) каналах. Решение перейти в документалистику показалось женщине с труднопроизносимой фамилией логичным – и резонно! Она сумела вызвать некоторый интерес ещё биографической зарисовкой «Сити-лакс: История городского лякросса» /2010/, повествующей об учителе начальной школы, собравшем, рискуя навлечь на себя недовольство обитателей социально неблагополучного района, команду для игры в лякросс, считающийся спортом для богатеев. Однако подлинный резонанс спровоцировал «Чёрный плавник» /2013/, затронувший по-настоящему острый вопрос об отношении людей к животным – на примере участи косатки по кличке Тиликум, содержащейся в неволе в парке развлечений SeaWorld, которая убила дрессировщика Дона Браншо. Естественно, эстетические пристрастия Габриэлы не могли не проявиться и в дальнейшем, при обращении к игровому кинематографу. Каупертвэйт второй раз подряд – после «Меган Ливи» /2017/ – берёт за основу судьбу подлинного человека, негласно отстаивая мысль, что реальность способна подкинуть истории, заставляющие померкнуть самую богатую фантазию сочинителей.
Данный аспект принципиален. За пределами США имя и фамилия Мэттью Тига мало кому ведомы даже в узкопрофессиональных кругах работников средств массовой информации. А между тем многих американских (шире: англоязычных) читателей тронула статья под названием «Друг: любовь – недостаточно сильное слово», опубликованная в издании Esquire, в номере за май 2015-года. В заключительных титрах сообщается, что эссе было удостоено престижной национальной премии. Понятно, что заинтриговало в предложенной роли замечательного (по-моему, совершенно незаслуженно находящегося в тени старшего брата Бена!) артиста Кейси Аффлека. Мэтт, мягко говоря, не удовлетворён получаемыми от редактора заданиями, мечтает об освещении серьёзных событий – и настолько подвержен амбициям, что становится объектом розыгрышей со стороны коллег. Тиг готов вкалывать, не боится рисковать, что доказывают регулярные командировки, в том числе в горячие точки планеты (1). А главное, искренне верит, что его талант рано или поздно оценят по достоинству. Так и происходит. Неординарность ситуации заключается в другом. Мэттью, втайне мучавшийся из-за того, что прозябает в безвестности (потому и рвётся подальше на поиски злободневного материала), неожиданно обнаружил «свои» тему и героя рядом, буквально по соседству.
Конечно, здесь сказались невесёлые привходящие обстоятельства – неизлечимая болезнь дражайшей Николь. Сценарист Брэд Инглсби выстраивает повествование нелинейно, перебрасывая действие из настоящего в прошлое (и обратно) – дотошно исследуя, как страшный диагноз отразился на самочувствии больной, её родных и близких. Не могу не отметить хотя бы мимоходом игру Дакоты Джонсон, особенно сильно поразившую по контрасту с плоским и невыразительным существованием на экране в нашумевшей эротической трилогии про «пятьдесят оттенков». Финал, когда поражённый раковыми опухолями организм отказывается подчиняться несчастной женщине, а сознание – медленно угасает, исполнен такой печали, что не выразить словами. И вместе с тем… Создатели «Друзей навсегда» вступают в творческий спор (скорее всего, в непредумышленный) с авторами другой талантливой недавней драмы – «Чёрный дрозд» /2019/, отстаивавшей идею благотворности добровольного ухода из жизни в случаях, когда индивид принимает взвешенное, обдуманное решение, не желая терпеть стремительно нарастающую физическую боль и причинять душевные страдания любимым. Мэттью не пожалел ни мгновения, что находился рядом с Николь вплоть до момента смерти, притом что необходимость сообщить грустную новость маленьким дочкам стала серьёзным испытанием. Другое дело, что чета прекрасно отдавала себе отчёт в том, что без помощи одного замечательного человека (без помощи, которую воистину сложно переценить) им пришлось бы гораздо тяжелее.
Рабочим названием фильма был вариант «The Friend», что допускает перевод с английского языка и как «Друг» (с намёком на заголовок статьи-первоисточника), и как «Тот самый друг». Однако сделанное уточнение (в оригинале – «Our Friend», то есть «Наш друг») видится важным. Джейсон Сигел, запомнившийся (помимо комедийно-романтического телесериала «Как я встретил вашу маму» /2005-2014/) появлением в ряде юмористических кинопроизведений, был приглашён всё-таки не из-за способностей комика. Актёр обладает редкостным качеством натуры – даже не личным обаянием, а добротой, широтой души, открытостью. И ведь поначалу кажется, что Дейн Фошо не совершает никаких не то что героических, а просто экстраординарных поступков. У него хватает и собственных хлопот, причём в какой-то момент безотчётное чувство тревоги едва не одерживает верх. Поход по живописным местам в одиночестве, с огромным рюкзаком за спиной грозил завершиться печально, если б не встреча с Терезой (зрители наверняка не без удивления узнают Гвендолин Кристи, запомнившуюся по партии отважной Бриенны Тарт в «Игре престолов» /2011-19/). Но товарищ, шутящий, что мог бы (кто знает?..) сам стать мужем Николь, которую приглашал на свидание, не догадываясь о её отношениях с Мэттью, демонстрирует готовность в любую минуту, что называется, подставить плечо. Мало того, взять на себя функции своеобразного громоотвода во внутрисемейных ссорах, нянчиться с девочками, нередко обижающимися на родителей, наконец, поддерживать друга, порой бывающего и неправым…
Габриэла Каупертвэйт и Брэд Инглсби не стремятся достичь глубин экзистенциального трагизма, как, скажем, в пронзительных «Шёпотах и криках» /1972/ Ингмара Бергмана; даже на уровне изобразительного решения (оператор – Джо Андерсон) мрачные, давящие тона вовсе не преобладают. И одновременно – авторы стараются не удариться в безудержную сусальность, как поступил, например, Крис Коламбус в «Мачехе» /1998/, где и присутствие двух одарённых «звёзд» (Джулии Робертс и Сьюзан Сарандон) не уберегло от наивного «слезоточивого» эффекта. Драматизм ситуации неуловимо уравновешивается осознанием того, что рядом находится кто-то неравнодушный. Скажем больше. Дружба с Дейном, помогшая Мэтту выстоять, стоически перенести невзгоды, проницательно трактуется кинематографистами в расширительном ключе – представляется частным случаем некоего базового, основополагающего закона человеческого общежития. Если тот же Роджер Мичелл считал высшим достижением современной (читай – западной) цивилизации право личности на распоряжение своей судьбой, то в «Друзьях навсегда» отстаивается, по сути, противоположный тезис: каждый из нас принадлежит не себе, а другим, в первую очередь близким. И здесь, пожалуй, не стоит удивляться тому, что фильм, впервые показанный в рамках международного кинофестиваля в Торонто (ещё в сентябре 2019-го года), не без успеха объездил столько киносмотров в разных странах мира. Не это ли, кстати, послужило причиной задержки выхода в кинопрокат?
_______
1 – Тут, к слову, невольно усматривается параллель с Ливи, нёсшей службу на земле Ирака.
8
,1
2019, США, Драмы
125 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Прежде чем попробовать силы в киноискусстве, Габриэла Каупертвэйт очень долго – на протяжении двенадцати лет – трудилась на телевидении, накопив колоссальный опыт подготовки и выпуска передач на тематических (посвящённых флоре и фауне, проблемам истории, географии и т.д.) каналах. Решение перейти в документалистику показалось женщине с труднопроизносимой фамилией логичным – и резонно! Она сумела вызвать некоторый интерес ещё биографической зарисовкой «Сити-лакс: История городского лякросса» /2010/, повествующей об учителе начальной школы, собравшем, рискуя навлечь на себя недовольство обитателей социально неблагополучного района, команду для игры в лякросс, считающийся спортом для богатеев. Однако подлинный резонанс спровоцировал «Чёрный плавник» /2013/, затронувший по-настоящему острый вопрос об отношении людей к животным – на примере участи косатки по кличке Тиликум, содержащейся в неволе в парке развлечений SeaWorld, которая убила дрессировщика Дона Браншо. Естественно, эстетические пристрастия Габриэлы не могли не проявиться и в дальнейшем, при обращении к игровому кинематографу. Каупертвэйт второй раз подряд – после «Меган Ливи» /2017/ – берёт за основу судьбу подлинного человека, негласно отстаивая мысль, что реальность способна подкинуть истории, заставляющие померкнуть самую богатую фантазию сочинителей. Данный аспект принципиален. За пределами США имя и фамилия Мэттью Тига мало кому ведомы даже в узкопрофессиональных кругах работников средств массовой информации. А между тем многих американских (шире: англоязычных) читателей тронула статья под названием «Друг: любовь – недостаточно сильное слово», опубликованная в издании Esquire, в номере за май 2015-года. В заключительных титрах сообщается, что эссе было удостоено престижной национальной премии. Понятно, что заинтриговало в предложенной роли замечательного (по-моему, совершенно незаслуженно находящегося в тени старшего брата Бена!) артиста Кейси Аффлека. Мэтт, мягко говоря, не удовлетворён получаемыми от редактора заданиями, мечтает об освещении серьёзных событий – и настолько подвержен амбициям, что становится объектом розыгрышей со стороны коллег. Тиг готов вкалывать, не боится рисковать, что доказывают регулярные командировки, в том числе в горячие точки планеты (1). А главное, искренне верит, что его талант рано или поздно оценят по достоинству. Так и происходит. Неординарность ситуации заключается в другом. Мэттью, втайне мучавшийся из-за того, что прозябает в безвестности (потому и рвётся подальше на поиски злободневного материала), неожиданно обнаружил «свои» тему и героя рядом, буквально по соседству. Конечно, здесь сказались невесёлые привходящие обстоятельства – неизлечимая болезнь дражайшей Николь. Сценарист Брэд Инглсби выстраивает повествование нелинейно, перебрасывая действие из настоящего в прошлое (и обратно) – дотошно исследуя, как страшный диагноз отразился на самочувствии больной, её родных и близких. Не могу не отметить хотя бы мимоходом игру Дакоты Джонсон, особенно сильно поразившую по контрасту с плоским и невыразительным существованием на экране в нашумевшей эротической трилогии про «пятьдесят оттенков». Финал, когда поражённый раковыми опухолями организм отказывается подчиняться несчастной женщине, а сознание – медленно угасает, исполнен такой печали, что не выразить словами. И вместе с тем… Создатели «Друзей навсегда» вступают в творческий спор (скорее всего, в непредумышленный) с авторами другой талантливой недавней драмы – «Чёрный дрозд» /2019/, отстаивавшей идею благотворности добровольного ухода из жизни в случаях, когда индивид принимает взвешенное, обдуманное решение, не желая терпеть стремительно нарастающую физическую боль и причинять душевные страдания любимым. Мэттью не пожалел ни мгновения, что находился рядом с Николь вплоть до момента смерти, притом что необходимость сообщить грустную новость маленьким дочкам стала серьёзным испытанием. Другое дело, что чета прекрасно отдавала себе отчёт в том, что без помощи одного замечательного человека (без помощи, которую воистину сложно переценить) им пришлось бы гораздо тяжелее. Рабочим названием фильма был вариант «The Friend», что допускает перевод с английского языка и как «Друг» (с намёком на заголовок статьи-первоисточника), и как «Тот самый друг». Однако сделанное уточнение (в оригинале – «Our Friend», то есть «Наш друг») видится важным. Джейсон Сигел, запомнившийся (помимо комедийно-романтического телесериала «Как я встретил вашу маму» /2005-2014/) появлением в ряде юмористических кинопроизведений, был приглашён всё-таки не из-за способностей комика. Актёр обладает редкостным качеством натуры – даже не личным обаянием, а добротой, широтой души, открытостью. И ведь поначалу кажется, что Дейн Фошо не совершает никаких не то что героических, а просто экстраординарных поступков. У него хватает и собственных хлопот, причём в какой-то момент безотчётное чувство тревоги едва не одерживает верх. Поход по живописным местам в одиночестве, с огромным рюкзаком за спиной грозил завершиться печально, если б не встреча с Терезой (зрители наверняка не без удивления узнают Гвендолин Кристи, запомнившуюся по партии отважной Бриенны Тарт в «Игре престолов» /2011-19/). Но товарищ, шутящий, что мог бы (кто знает?..) сам стать мужем Николь, которую приглашал на свидание, не догадываясь о её отношениях с Мэттью, демонстрирует готовность в любую минуту, что называется, подставить плечо. Мало того, взять на себя функции своеобразного громоотвода во внутрисемейных ссорах, нянчиться с девочками, нередко обижающимися на родителей, наконец, поддерживать друга, порой бывающего и неправым… Габриэла Каупертвэйт и Брэд Инглсби не стремятся достичь глубин экзистенциального трагизма, как, скажем, в пронзительных «Шёпотах и криках» /1972/ Ингмара Бергмана; даже на уровне изобразительного решения (оператор – Джо Андерсон) мрачные, давящие тона вовсе не преобладают. И одновременно – авторы стараются не удариться в безудержную сусальность, как поступил, например, Крис Коламбус в «Мачехе» /1998/, где и присутствие двух одарённых «звёзд» (Джулии Робертс и Сьюзан Сарандон) не уберегло от наивного «слезоточивого» эффекта. Драматизм ситуации неуловимо уравновешивается осознанием того, что рядом находится кто-то неравнодушный. Скажем больше. Дружба с Дейном, помогшая Мэтту выстоять, стоически перенести невзгоды, проницательно трактуется кинематографистами в расширительном ключе – представляется частным случаем некоего базового, основополагающего закона человеческого общежития. Если тот же Роджер Мичелл считал высшим достижением современной (читай – западной) цивилизации право личности на распоряжение своей судьбой, то в «Друзьях навсегда» отстаивается, по сути, противоположный тезис: каждый из нас принадлежит не себе, а другим, в первую очередь близким. И здесь, пожалуй, не стоит удивляться тому, что фильм, впервые показанный в рамках международного кинофестиваля в Торонто (ещё в сентябре 2019-го года), не без успеха объездил столько киносмотров в разных странах мира. Не это ли, кстати, послужило причиной задержки выхода в кинопрокат? _______ 1 – Тут, к слову, невольно усматривается параллель с Ливи, нёсшей службу на земле Ирака.