В основе фильма – два великих творения русского гения: повесть Николая Гоголя «Нос» и одноименная опера, написанная в конце 1920-х гг. Дмитрием Шостаковичем.Идею экранизации оперы Шостаковича «Нос» режиссер вынашивал полвека. В 1968 году Хржановский оказался в армии, куда он был отправлен после запрета своего второго фильма «Стеклянная гармоника». В том же году во время срочного приезда в Москву режиссер узнал от своего друга Евгения Чуковского, который был зятем Д. Шостаковича, что последнему понравился «Жил-был Козявин» – первый фильм Хржановского, ставший его дипломной работой во ВГИКе. «Меня это так воодушевило, что я тут же решил обратиться к Дмитрию Дмитриевичу с просьбой разрешить мне экранизацию его оперы «Нос», – вспоминает А.Ю. Хржановский. – В те дни Шостакович находился в больнице, но, тем не менее, нашел время ответить на мою просьбу. В открытке он писал, что будет рад, если я использую его музыку в своем фильме».Опера Шостаковича «Нос» – это два часа сложнейшей музыки. Отыскать композиционное решение ее экранизации было весьма непростой задачей. Единого заранее заготовленного сценария у фильма «Нос, или Заговор “не таких”» не было, признается Хржановский: «Был лишь план фильма, по которому мы двигались. Позволяли себе, однако, отходить и на боковые тропинки замысла и порой углубляться в них».В фильме «Нос, или Заговор “не таких”» использовались эпизоды из более раннего сценария, написанного Юрием Арабовым и Андреем Хржановским «Мейерхольд», о великом русском режиссере. Этот сценарий так и не был реализован. В итоге сложилась структура фильма, состоящая из трех «снов».Идею о втором «сне», посвященном встрече Булгакова со Сталиным, подсказали два случайных разговора. Как известно, Шостакович и Булгаков и были приятели. «Однажды наша знакомая Лиза Уилсон, биограф Шостаковича, принесла мне книгу дневников Елены Сергеевны Булгаковой с закладкой в том месте, где идет речь об излюбленном рассказе Булгакова о его встрече со Сталиным», – вспоминает А.Ю. Хржановский. Хржановский привнес в «сон» Булгакова и собственную фантазию: «От себя я придумал, что, когда Сталин говорит: «Какая скука. Поехать, что ли, в оперу?», они едут в театр, а там дают оперу «Нос». На самом деле Сталин и его подельники в конце булгаковского рассказа слушают другую оперу Шостаковича – «Леди Макбет Мценского уезда». Именно после премьеры этой оперы была опубликована в газете «Правда» знаменитая статья «Сумбур вместо музыки», одним из авторов которой, по слухам, был сам Сталин. С этой статьи началась новая волна кампании против формализма, под которую попали Шостакович и Мейерхольд. Горьким сатирическим откликом Шостаковича на эту статью стало музыкальное произведение «Антиформалистический раек». Именно он и стал темой третьей части фильма. «Как-то раз я беседовал по телефону с Максимом Шостаковичем, и разговор коснулся моей первой давнишней переписки с его отцом по поводу экранизации «Носа». Максим тогда обронил: «Да, «Нос»-то, конечно, может быть, но вот если бы вы взялись за «Антиформалистический раек»... Хржановский признался, что и сам затевал использовать тему этого произведения в дилогии «Школа изящных искусств» в 1990 году. Однако наиболее полно ему удалось ее раскрыть в его новом фильме «Нос, или Заговор “не таких”».Работа непосредственно над фильмом заняла около шести лет. А.Ю. Хржановский привлек команду превосходных художников-мультипликаторов, со многими из которых работал и над другими картинами. С одной стороны, «Нос, или Заговор “не таких”» – уникальный творческий эксперимент, в котором автор совместил множество мультипликационных техник, в частности свой собственный коллажно-мозаичный метод, а также различные стили и жанры киноискусства. С другой же стороны, это результат длительного, растянувшегося на десятилетия, социального и культурологического исследования Хржановского.Фильм «Нос, или Заговор “не таких”» изобилует отсылками к произведениям великих художников – от Сурикова до Пикассо и Малевича. Внимательный зритель может обнаружить более тридцати прямых цитат их работ.Приз жюри «За лучший полнометражный фильм» на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси.Номинация Европейской киноакадемии в категории «Лучший анимационный фильм».Фильм открытия ОРКФ «Кинотавр» (Приз А. Ю. Хржановскому «За выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства кино»).
Отзывы