История самого массового расстрела в Европе второй половины ХХ века, известного как Резня в Сребренице, глазами местной жительницы, пытающейся спасти свою семью. Мощная антивоенная драма Ясмилы Жбанич – реалистичное погружение в пучину страшных событий, хаоса и паники через личную трагедию одной женщины. Картина получила 100%-ную оценку критиков на Rotten Tomatoes и номинацию на «Оскар»-2021 за лучший фильм на иностранном языке.
Лето 1995-го, четвертый год Боснийской войны. Аида живет в маленьком городке Сребреница и работает переводчицей на расположенной поблизости базе ООН. Когда город захватывает армия Республики Сербской, муж и двое сыновей Аиды оказываются в опасности. Разрываясь между долгом и страхом, она переводит пустые, бесплодные послания обеих сторон и пытается использовать служебное положение для защиты близких. Это оказывается невероятно сложной задачей – спасти хотя бы несколько человек из более чем 8300 боснийских мусульман, которых здесь убьют уже очень скоро.
Пронзительный фильм о непридуманных ужасах войны «Куда ты идешь, Аида?» можно посмотреть онлайн.
Жанр | Драмы, Военные, Зарубежные |
---|---|
Премьера в мире | 3 сентября 2020 |
Время | 1 ч. 40 мин. |
Мужчины сидят на диване и внимательно смотрят на Аиду, женщину в годах.
Босния, июль 1995-го года. Танковая колонна в сопровождении солдат двигается по полю. Аида сидит в военном штабе среди командующих и чиновников. Нужно начать обсуждение плана действий, но никто не хочет сказать первое слово. Полковник Карреманс на английском языке обрисовывает ситуацию, а Аида выступает переводчиком. Сербским войскам предъявлен ультиматум — им срочно нужно вывести войска, иначе по ним ударят войска НАТО. В ответ на это человек в пиджаке обвиняет полковника, мол его слова — это просто пустой звук. Ведь три дня назад полковник говорил то же самое, но никаких бомбежек так и не случилось. А тем временем сербские войска так и продолжают наступление. Мужчина недоумевает, зачем делать Сребреницу зоной безопасности, когда сербы вот-вот нагрянут туда. По факту город уже находится в осаде. Полковник говорит о готовности войск НАТО к атаке. Мужчина интересуется, что будет, если самолеты все же не прилетят. Полковник жестко отвечает, что атака будет произведена точно в 6 вечера и сербская армия извещена. Мужчина просит полковника взять ответственность, если сербы войдут в город. Но полковник отвечает, что он всего лишь передает информацию. Мужчина в пиджаке не выдерживает и заканчивает собрание.
В городе слышны взрывы и семья спешно собирает пожитки, чтобы покинуть квартиру. На улице толпа горожан бежит, спасаясь от взрывов. В город вошла сербская армия, которая сразу захватила мэра города, того мужчину в пиджаке. Армия расстреливает оказывающих сопротивление и мародерствует.
Толпа беженцев плетется по дороге под палящим солнцем. Их сопровождают несколько грузовиков и броневик НАТО. Аида помогает беженцам выбраться из грузовика, когда все прибыли на гуманитарную базу. Она встречает подругу и интересуется, видела ли та ее семью. Женщина отвечает, что вроде они шли за колонной. Солдаты НАТО оперативно расставляют койки для раненых. Один из беженцев сообщает, что в подвале городской больницы остались люди. Аида подходит к полковнику и просит разрешения отлучиться, чтобы найти своих родственников. Полковник лишь просит найти ему другого переводчика. Аида среди толпы пытается выведать судьбу своих родственников. Тут она находит одного из сыновей. Тот говорит, что остальные ждут снаружи.
Аида вбегает из ангара и видит толпу беженцев у забора. Она подбегает к ним и ее узнают несколько человек. Один парень говорит, что им лучше уйти в лес, ведь так безопасней. Аида просит этого не делать. Забравшись на контейнер, Аида видит тысячи людей, которые база НАТО конечно не в силах вместить. Она тщетно выкрикивает имена мужа и сына. К счастью, они ее слышат, и семья воссоединяется у ворот. Но солдат у шлагбаума отказывается пропускать кого-либо еще, иначе вся толпа ломанется на базу. Внезапно до лагеря докатывается волна от взрыва, и толпа начинает напирать.
Город полностью захвачен сербской армией. Приезжает генерал и хвалит всех за успешно проведенную операцию. Гуляя по улицам, генерал требует снять боснийский флаг с дома. За генералом следует человек с камерой, фиксирующий все происходящее. Генерал записывает обращение к сербскому народу. Но неожиданно по ним открывают огонь. Из укрытия генерал требует помощника передать войскам НАТО, что если те не прекратят огонь, то сербская армия разнесет их базу.
На базе полковник, смотря на толпу, пытается понять, что делать дальше. Он звонит начальству, чтобы объяснить ситуацию. Полковник требует авиаудары по наступающим сербам. Затем ему сообщают, что сербский генерал Младич ждет на линии.
Аида пытается попасть к полковнику, но ее не пускают в офис. Оттуда выходит майор Франклин с мегафоном и забирает женщину с собой. По дороге Аида пытается уговорить впустить ее родственников на базу. Мужчина отказывает. Затем он взбирается на какой-то станок и оттуда с помощью Аиды спрашивает у толпы, есть ли добровольцы, которые будут участвовать в переговорах с генералом Младичем. Майору нужно три образованных человека. Но что-то никто не горит желанием, и после долгой паузы кто-то предлагает начальника комбината по имени Мухар. Аида предлагает взять ее мужа, ведь он был директором школы. В обмен на это женщина просит спустить ее семью на базу. Но майор непреклонен. Затем Аида предлагает себя в качестве третьего участника, но майор против. Тем не менее он соглашается на кандидатуру ее мужа.
Поздняя ночь. Аида подходит к шлагбауму, чтобы впустить своего мужа и сына. Семья сидит в темном ангаре среди беженцев. Аида с мужем обсуждают предстоящие переговоры с генералом. Семья передает сигарету друг другу и мечтает о светлом будущем. Их беседу прерывает женщина, у которой отошли воды. Ее отводят к врачам, которые ни разу не принимали роды, но все проходит хорошо.
Полковник Карреманс снова на телефоне с начальством. Ему снова отказывают в авиаударах, а все генералы и командующие ушли в отпуск. Полковник просит помощников позвонить в правительство.
Аида с одним из командиров НАТО беседует о планах после войны. Женщина рассказывает о своих сыновьях. К ним приходят медсестра и один из работников базы, а военных уходит на дежурство. Парочка раскуривает косяк, предлагает его Аиде, и она делает пару затяжек. Затем они начинают целоваться, что веселит Аиду.
Аида вспоминает себя на конкурсе красоты, проходящем в местном клубе. Гремит музыка, все веселятся. Ведущий объявляет имя женщины с лучшей прической, и начинаются танцы.
Спящих беженцев будит крик одного мужчины. Он утверждает, что в ангар пустили газ, чтобы все погибли. Но никто ему не верит, и его скручивают медики. Днем полковник Карреманс с солдатами пытаются проехать на машине сквозь толпу беженцев. Сам полковник жалуется, что им приказано не злить сербов. Машины с участниками переговоров подъезжают к дому. Всех обыскивают, но не пропускают в здание. Аида, оставшаяся на базе, нервно курит.
Наконец переговоры с генералом Младичем начинаются. Полковник Карреманс объясняет, что НАТО объявила город Сребреницу зоной безопасности, а сербские войска нарушили эти соглашения. Но генерал прерывают монолог полковника. Он просит представиться женщину, которую взяли третьим переговорщиком. Оказывается, эта женщина и сидящий напротив нее помощник генерала учились в одной школе. Генерал интересуется, участвовала ли женщина в политических партиях, и она быстро все отрицает. Затем генерал расспрашивает мужа Аиды. Тот тоже подтверждает, что не участвовал ни в партиях, ни служил в армии. Директор комбината повторяет слова мужа Аиды. Младич предлагает всех, кто сопротивлялся сербской армии, сдать оружие, ведь безопасность гражданских — это приоритет. Генерал обещает дать топливо и транспорт, чтобы все желающие покинули захваченную территорию. Тем не менее, если кто-то захочет остаться, ему не будут препятствовать. Карреманс выражает готовность помочь генералу в этом деле, но также он сообщает, что на базе нет топлива. Младич говорит, что поможет и с топливом, и с продуктами — от Карреманса нужно лишь предоставить план эвакуации. Генерал предлагает отметить успешные переговоры и просит подать ракию и газировку. Карреманс поджигает сигарету Младичу.
К базе НАТО подъезжают сербские войска. Из броневика вылезает суровый вояка и идет к постовым. Те, испугавшись, рассказывают все, что знают. Вояка говорит, что хочет зайти, но его так просто не пускают. К шлагбауму выходит майор Франклин с Аидой. Вояка объясняет, что они прибыли, чтобы посмотреть, не прячутся ли на базе солдаты мусульмане. Майор твердо отвечает, что на базе солдат нет. Вояка достает рацию и связывается со штабом, где полковник Карреманс разрешает впустить сербов. Франклин апеллирует тем, что сербы вооружены и это посеет панику среди беженцев. Под пристальным взглядом Младича полковник приказывает Франклину впустить военных.
В ангаре всех поднимают, и сербы осматривают всех мужчин на предмет наличия оружия. Вояка угрожает прикончить всех, если найдет у кого-то хоть один патрон. Он подходит к старшему сыну Аиды. За него вступается младший. Вояка обращается к полковнику и обещает дать людям хлеба. Вояка по рации сообщает, что военных не обнаружено.
Аида тихонько говорит сыновьям, чтобы те собирали рюкзаки, и они уходят. Сербская армия начинает раздавать хлеб и в ангаре стоит шум. Аида с сыновьями пробираются через секретный лаз. Аида предостерегает сыновей, чтобы те не брали с собой оружие. Женщина приводит сыновей в комнату для работников базы, и охранник Питер останавливает их. Но Аида говорит, что им просто нужно ненадолго укрыться от сербской армии. Питер нехотя соглашается. Старший начинает паниковать так, что Аида дает ему пощечину, а затем дает успокоительное.
Возвращаются переговорщики. Муж Аиды сообщает жене о благих намерениях Младича. В ответ на это женщина, участвовавшая в переговорах, говорит, что все это обман. К базе подъезжают автобусы под конвоем бронетехники. Генерал Младич сообщает беженцам, что начинается эвакуация и сначала едут женщины и дети. Сербским войскам важно убедиться, что никто из оставшихся мужчин не участвовал в сопротивлении. Солдат НАТО случайно видит, как сербы уводят группу боснийских мужчин куда-то за постройку.
Полковник Карреманс очень недоволен тем, что сначала эвакуируются женщины, ведь из-за этого семьи разделяются. Плюс генерал говорил, что эвакуация будет добровольной. Младич спрашивает полковника, где же его обещанный план эвакуации. Но отсутствие плана — это не проблема генерала. Под шумок Аида отводит своего мужа в сторонку, а затем и вовсе переходит на бег, когда вдалеке слышаться выстрелы. По дороге они пересекаются с работником базы, который говорит, что солдаты Младича допрашивают, а затем убивают оставшихся мужчин.
Аида с мужем спешит к Карремансу, чтобы тот сделал хоть что-то с кровопролитием. Но полковник просит оставить его в покое. Также и майор Франклин ничего не может поделать. Аида обещает мужу, что они справятся.
Оставшиеся беженцы недовольны тем, что им нельзя вернуться в Сребреницу. Тем не менее все воодушевлены, что им больше не нужно сидеть в ангаре, и беженцы идут к автобусам. Сами сотрудники базы готовятся к эвакуации вместе с силами ООН. Но не то, что семью Аиды не получится вписать вместе с сотрудниками, а самой Аиды нет в списках на эвакуацию. Пока Аида искала принтер для печати документов, ей сообщают, что их всех вычеркнули из нового списка. Аида врывается к Франклину, но тот ничего не обещает, и женщину выводят.
Аида пытается найти способ для семьи покинуть базу на уезжающих машинах, но даже машины с ранеными, по словам местного медика, так и не доехали до пункта назначения. Выясняется, что пока Аида бегала по базе, ее мужа и сыновей увели. Женщина находит их и все прячутся в какой-то огромной трубе в дебрях комбината. Затем Аида идет посмотреть, как идет эвакуация. Но спустя какое-то время солдаты ООН выводят ее семью из здания. Франклин сообщает, что на базе может остаться только Аида. Затем он допускает возможность остаться для ее мужа, ведь он ездил на переговоры. Но, конечно, родители просят спасти их сыновей. Майор извиняется и уходит. Муж Аиды с сыновьями спокойно принимают судьбу, но только не Аида. Мужчин сажают в грузовик вместе с остальными, а Аида кричит от горя.
Боснийских мужчин привозят в актовый зал школы и заставляют молча стоять с руками за голову. Из окон вверху зала высовываются автоматы, и по людям открывается огонь.
Зима. Аида возвращается в Сребреницу и звонит в дверь квартиры, в которой когда-то жила. Ее без вопросов впускает живущая тут молодая женщина. Аида спрашивает, не находила ли она какие-нибудь фотографии. Женщина приносит заботливо сложенные в сумку вещи и снимки. Аида говорит, что все еще не может найти тела своего мужа и сыновей. Затем она просит девушку съезжать как можно раньше и уходит.
Спустя какое-то время проводятся раскопки у той злополучной школы. Аида ходит вокруг останков, извлеченных из-под земли. Вдруг она по одежде узнает своих и от горя садится на пол.
Аида в своей опустевшей квартире, где ей мерещится голос сына. Она рассматривает фотографии семьи. Тем не менее она продолжает работать учителем в начальной школе, как и в довоенные времена.
Отзывы