Фантастический боевик "Первый клон" южнокорейского режиссера и сценариста Ли Ён-джу ("Введение в архитектуру") стремится двигаться в сторону философской тематики и рассуждений о бессмертии на фоне действий главных героев, один из которых Собок (Пак По-гом, сериалы "Истории молодых") является первым и успешным прототипом копии с человека. Постановщик расставляет в фильме множество драматических элементов, стремясь усилить эффект от парадокса о том, что только смерть, ее присутствие и ее понимание, сохранила человечеству жизнь и заставила двигаться вперед. Ли Ён-джу делает особый акцент феномене восприятия смерти людьми как биологическим видом, знающим о собственной смертности и осознающим ее, но именно страх смерти и понимание ее неизбежности способен наполнить жизнь человека смыслом. В режиссерской интерпретации путь к бессмертию будет сопряжен с жадностью и потерей духовных опор, которые были выработаны тысячелетиями. Эта тема становится у Ли Ён-джу основой для споров между юношей из пробирки и его телохранителем, смертельно больным Мин Ки-хоном (Кон Ю, "Поезд в Пусан"), зависящим от бессмертного Собока и живущего надеждой об излечении. Потенциал этого проекта по-своему велик, потому что, несмотря на жестокость и обилие крови, нарратив придерживается гуманистической традиции, которая проецируется режиссером на ближайший футуризм. В научной фантастике Ли Ён-джу, местами мелодраматичной, местами слишком пунктирной в подаче главной идеи, скрывается нечто большее, чем стремление удивить динамикой и яркими спецэффектами, которые в кульминации локализуются в мини-апокалипсис. Режиссера интересует путь к себе и осознание себя протагонистом, то, что заставит его почувствовать себя человеком, а не говорящим цветком, способным управлять пулями и стихиями. Применение Ли Ён-джу элементов захватывающего роуд-муви позволяет ему продвигать базовые идеи картины, но в то же самое время выставляет некий условный горизонт для зрителей и предсказывает, что в схватке между могущественным правительственным спецназом и американскими наемниками не будет окончательной победы. Автора наряду с жанровыми адреналином и экшном также интересует наличие сердца, способного доставить зрителям не только технологичное развлечение, но и дать возможность для эмоциональных сдвигов. Поэтому "Первый клон" удивляет своим подходом к концепту, где телохранитель защищает робота, и находит некоторое количество броманса в отношениях между главными персонажами, вынужденными резко изменить миссию и попытаться в ходе преследований и схваток разобраться в первую очередь в самих себе.
Запускает действие "Первого клона" Ли Ён-джу благодаря трагическим событиям, на Карла Андерсона, ученого с ярко выраженными европеоидными чертами лица, руководящего незаконным генетическим проектом "Собок" по дифференцировке стволовых клеток, совершено покушение при помощи дрона, которое закончилось взрывом квартиры. В следующей сцене зрители знакомятся с Мин Ки-хоном (Кон Ю), бывшим агентом корейских спецслужб, который имеет страдает из-за нарушений сна и опухоли мозга, испытывая разрушительное раскаяние по поводу того, что сдал своим коллегу-возлюбленную, которая была готова поделиться с журналистами информацией по секретному расследованию. Герой Кона Ю мучается от тяжелейших головных болей и по прогнозам врачей ему осталось жить не больше года. Начальник департамента секретной разведки (Чо У-джин, "Ограбление склепа", "Дефолт") узнает о том, что покойный Андерсон был всерьез обеспокоен проводившимися экспериментами и из-за теракта тайна проекта по клонированию находится под угрозой. В видеобеседе с Шином Хак-соном (Пак Пён-ын, "Плохой коп") персонаж Чо У-джина сообщает о намерениях переместить проект в более безопасное и хорошо охраняемое место, чтобы максимально ограничить доступ к огласке истории и снизить интерес к опытам по выведению нового человека. Вполне очевидно, что Ли Ён-джу закладывает в нарратив еще одну трагическую линию и вводит "мать" Собока, доктора-исследователя Лим Сэ-ын (Чан Ён-нам, "Свидетель"), которая потеряла десять лет назад в автомобильной катастрофе мужа и 10-летнего сына. Генетический материал погибшего мальчика был использован для создания Собока (Пак По-гом), развитие которого в лаборатории происходило с удвоенной быстротой. Выход спецслужб на Ки-хона становится лишь делом времени, встреча персонажа Кона Ю со своими бывшими начальниками не предвещает ничего хорошего, но дает ему редкий шанс на спасение: благодаря тому, что Собок в скором будущем может стать живым инкубатором по производству стволовых клеток, балансирующий между жизнью и смертью уволенный агент снова в деле и под давлением принимает предложение об участии в эксперименте. Позже на борту огромного исследовательского судна, превращенного в мощнейший научный комплекс, Мин Ки-хон знакомится с Собоком и убеждается в том, что тот может творить настоящие чудеса, управляя атмосферным давлением подобно супергерою из комиксов. Вопрос о спасении "образца" вступает в критическую фазу и отставнику Ки-хону поручают руководство операцией по перемещению Собока с корабля в более безопасное место. Из-за нападения неизвестных наемников во время перевозки на группу машин, где находились Мин Ки-хон и Собок, миссия оказывается под угрозой, а бывший агент вынужден вспомнить все свои прежние навыки, чтобы гарантировать жизнь молчаливому и малоконтактному юноше.
При всех признаках научно-фантастического блокбастера "Первый клон" Ли Ён-джу предпринимает попытку дистанцироваться от Голливуда и оказывается в первую очередь очень человеческой историей о том, есть ли шансы у современного (и бессмертного) Франкенштейна, созданного с благими намерениями, выжить в бездушном и циничном обществе. Не вызывает сомнений, что постановщик при создании сюжета руководствовался восточными, а не англосаксонскими ценностями, это позволило ему говорить о вопросах жизни и смерти способами, далекими от сложившейся традиции. У Ли Ён-джу оба центральных персонажа находятся на грани умирания. И Мин Ки-хон, ощущающий себя предателем и исключенный из обычной жизни, и Собок, который испытывает в большей степени эмоциональную смерть и эмоциональный шок от первый столкновений с членами социума, которые давно живут по своим законам и признают только власть силы и денег. Экранная арка, которую воплощает в роли клона Пак По-гом, отличается у постановщика особой продуманностью и может быть отнесена к явным удачам этого напряженного фильма, где во главе угла находится моральный саспенс. Путь взросления и постоянной трансформации из обычного невинного ребенка, чувствительного созерцателя истин, с напрочь отсутствующими признаками социальной адаптации, к раненому зверю, который осознает свою обреченность и способен дать свой последний бой, занимает Ли Ён-джу почти два часа экранного времени. Влияние классического романа Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" достаточно существенно, персонаж Кона Ю, с которым Собок отправляется в недолгое путешествие, сродни капитану Уолтону, а идейная сторона финала формально повторяет книгу, но придает случившемуся уже другой смысл. Не вызывает удивления доктор Лим Сэ-ын, актриса Чан Ён-нам становится женским воплощением Виктора Франкенштейна, из собственного горя и печали, создавшая клон, который всегда ей напоминал о погибшем сыне, но к которому она так и не смогла приблизиться по-настоящему, когда видела в нем только говорящую оболочку потерянного ребенка. Ли Ён-джу открыто дает зрителям понять, что травмирующее прошлое может превратиться в перспективе в ужасающее настоящее и стать наказанием для тех, кто не может принять или отпустить ситуацию. Практически каждая человеческая судьба основана на страхе или горе, все эти постсиндромы исправно поставляют сюжеты для художественных произведений, корейский фильм лишь подтверждает общее правило, что выходящие из-под контроля человеческие амбиции могут стать причиной для разного рода коллапсов как в отношениях между людьми, так и в психике, когда уход с ментальной орбиты становится чем-то необратимым.
В "Первом клоне" Ли Ён-джу также просматриваются отчетливые постхристианские мотивы и не всегда последовательное размышление о том, готов ли мир к тому, чтобы принять бессмертного синтетического Спасителя, который для мира высоких технологий оказывается всего лишь экспериментом, рискованным с точки зрения закона и морали. За обладание жизнью Собока ведут нешуточную борьбу и спецслужбы на стороне тщательно прикрываемых интересов государства, и миллиардер-колясочник (Ким Джэ-гон), на стороне которого частная армия и одержимые авантюрными и амбициозными идеями победы над смертью ученые. Мастерство Ли Ён-джу позволяет разместить на двух чашах весов ценность жизни бессмертного характера Пака По-гома и все остальное условное человечество, которое видит в Собоке только донора для излечения от всех болезней. Не вызывает сомнений, что результат лабораторного эксперимента обречен быть жертвой, своеобразным мутантом при всех своих сверхспособностях. С этой точки зрения фильм выигрывает в зрелищности особенно в третьем акте и поставляет на экран определенное количество свежих визуальных решений, однако все этические проблемы, так гордо заявленные Ли Ён-джу во втором акте во время бесед между Собоком и Мин Ки-хоном, отодвигаются куда подальше. Лента сама себе обрубает все концы по части социального высказывания, а появление некого нового вида искусственного интеллекта не исследуется автором в полной мере. Метафора о приходе в мир нового мессии в этом случае остается вещью в себе и эта сюжетная идея далее начинает выстраиваться только около философских спекуляций. Тем не менее, взгляды Ли Ён-джу на темы смерти, семьи деятельности зловещих корпораций оказываются максимально злободневными для фильма, премьера которого несколько раз откладывалась из-за пандемии. Поэтому "Первый клон" в большей степени следует рассматривать как экзистенциальный опыт автора по исследованию смерти и отношения к ней, заключенный в яркую и гремящую выстрелами упаковку.
7
,1
2021, Южная Корея, Боевики
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фантастический боевик "Первый клон" южнокорейского режиссера и сценариста Ли Ён-джу ("Введение в архитектуру") стремится двигаться в сторону философской тематики и рассуждений о бессмертии на фоне действий главных героев, один из которых Собок (Пак По-гом, сериалы "Истории молодых") является первым и успешным прототипом копии с человека. Постановщик расставляет в фильме множество драматических элементов, стремясь усилить эффект от парадокса о том, что только смерть, ее присутствие и ее понимание, сохранила человечеству жизнь и заставила двигаться вперед. Ли Ён-джу делает особый акцент феномене восприятия смерти людьми как биологическим видом, знающим о собственной смертности и осознающим ее, но именно страх смерти и понимание ее неизбежности способен наполнить жизнь человека смыслом. В режиссерской интерпретации путь к бессмертию будет сопряжен с жадностью и потерей духовных опор, которые были выработаны тысячелетиями. Эта тема становится у Ли Ён-джу основой для споров между юношей из пробирки и его телохранителем, смертельно больным Мин Ки-хоном (Кон Ю, "Поезд в Пусан"), зависящим от бессмертного Собока и живущего надеждой об излечении. Потенциал этого проекта по-своему велик, потому что, несмотря на жестокость и обилие крови, нарратив придерживается гуманистической традиции, которая проецируется режиссером на ближайший футуризм. В научной фантастике Ли Ён-джу, местами мелодраматичной, местами слишком пунктирной в подаче главной идеи, скрывается нечто большее, чем стремление удивить динамикой и яркими спецэффектами, которые в кульминации локализуются в мини-апокалипсис. Режиссера интересует путь к себе и осознание себя протагонистом, то, что заставит его почувствовать себя человеком, а не говорящим цветком, способным управлять пулями и стихиями. Применение Ли Ён-джу элементов захватывающего роуд-муви позволяет ему продвигать базовые идеи картины, но в то же самое время выставляет некий условный горизонт для зрителей и предсказывает, что в схватке между могущественным правительственным спецназом и американскими наемниками не будет окончательной победы. Автора наряду с жанровыми адреналином и экшном также интересует наличие сердца, способного доставить зрителям не только технологичное развлечение, но и дать возможность для эмоциональных сдвигов. Поэтому "Первый клон" удивляет своим подходом к концепту, где телохранитель защищает робота, и находит некоторое количество броманса в отношениях между главными персонажами, вынужденными резко изменить миссию и попытаться в ходе преследований и схваток разобраться в первую очередь в самих себе. Запускает действие "Первого клона" Ли Ён-джу благодаря трагическим событиям, на Карла Андерсона, ученого с ярко выраженными европеоидными чертами лица, руководящего незаконным генетическим проектом "Собок" по дифференцировке стволовых клеток, совершено покушение при помощи дрона, которое закончилось взрывом квартиры. В следующей сцене зрители знакомятся с Мин Ки-хоном (Кон Ю), бывшим агентом корейских спецслужб, который имеет страдает из-за нарушений сна и опухоли мозга, испытывая разрушительное раскаяние по поводу того, что сдал своим коллегу-возлюбленную, которая была готова поделиться с журналистами информацией по секретному расследованию. Герой Кона Ю мучается от тяжелейших головных болей и по прогнозам врачей ему осталось жить не больше года. Начальник департамента секретной разведки (Чо У-джин, "Ограбление склепа", "Дефолт") узнает о том, что покойный Андерсон был всерьез обеспокоен проводившимися экспериментами и из-за теракта тайна проекта по клонированию находится под угрозой. В видеобеседе с Шином Хак-соном (Пак Пён-ын, "Плохой коп") персонаж Чо У-джина сообщает о намерениях переместить проект в более безопасное и хорошо охраняемое место, чтобы максимально ограничить доступ к огласке истории и снизить интерес к опытам по выведению нового человека. Вполне очевидно, что Ли Ён-джу закладывает в нарратив еще одну трагическую линию и вводит "мать" Собока, доктора-исследователя Лим Сэ-ын (Чан Ён-нам, "Свидетель"), которая потеряла десять лет назад в автомобильной катастрофе мужа и 10-летнего сына. Генетический материал погибшего мальчика был использован для создания Собока (Пак По-гом), развитие которого в лаборатории происходило с удвоенной быстротой. Выход спецслужб на Ки-хона становится лишь делом времени, встреча персонажа Кона Ю со своими бывшими начальниками не предвещает ничего хорошего, но дает ему редкий шанс на спасение: благодаря тому, что Собок в скором будущем может стать живым инкубатором по производству стволовых клеток, балансирующий между жизнью и смертью уволенный агент снова в деле и под давлением принимает предложение об участии в эксперименте. Позже на борту огромного исследовательского судна, превращенного в мощнейший научный комплекс, Мин Ки-хон знакомится с Собоком и убеждается в том, что тот может творить настоящие чудеса, управляя атмосферным давлением подобно супергерою из комиксов. Вопрос о спасении "образца" вступает в критическую фазу и отставнику Ки-хону поручают руководство операцией по перемещению Собока с корабля в более безопасное место. Из-за нападения неизвестных наемников во время перевозки на группу машин, где находились Мин Ки-хон и Собок, миссия оказывается под угрозой, а бывший агент вынужден вспомнить все свои прежние навыки, чтобы гарантировать жизнь молчаливому и малоконтактному юноше. При всех признаках научно-фантастического блокбастера "Первый клон" Ли Ён-джу предпринимает попытку дистанцироваться от Голливуда и оказывается в первую очередь очень человеческой историей о том, есть ли шансы у современного (и бессмертного) Франкенштейна, созданного с благими намерениями, выжить в бездушном и циничном обществе. Не вызывает сомнений, что постановщик при создании сюжета руководствовался восточными, а не англосаксонскими ценностями, это позволило ему говорить о вопросах жизни и смерти способами, далекими от сложившейся традиции. У Ли Ён-джу оба центральных персонажа находятся на грани умирания. И Мин Ки-хон, ощущающий себя предателем и исключенный из обычной жизни, и Собок, который испытывает в большей степени эмоциональную смерть и эмоциональный шок от первый столкновений с членами социума, которые давно живут по своим законам и признают только власть силы и денег. Экранная арка, которую воплощает в роли клона Пак По-гом, отличается у постановщика особой продуманностью и может быть отнесена к явным удачам этого напряженного фильма, где во главе угла находится моральный саспенс. Путь взросления и постоянной трансформации из обычного невинного ребенка, чувствительного созерцателя истин, с напрочь отсутствующими признаками социальной адаптации, к раненому зверю, который осознает свою обреченность и способен дать свой последний бой, занимает Ли Ён-джу почти два часа экранного времени. Влияние классического романа Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" достаточно существенно, персонаж Кона Ю, с которым Собок отправляется в недолгое путешествие, сродни капитану Уолтону, а идейная сторона финала формально повторяет книгу, но придает случившемуся уже другой смысл. Не вызывает удивления доктор Лим Сэ-ын, актриса Чан Ён-нам становится женским воплощением Виктора Франкенштейна, из собственного горя и печали, создавшая клон, который всегда ей напоминал о погибшем сыне, но к которому она так и не смогла приблизиться по-настоящему, когда видела в нем только говорящую оболочку потерянного ребенка. Ли Ён-джу открыто дает зрителям понять, что травмирующее прошлое может превратиться в перспективе в ужасающее настоящее и стать наказанием для тех, кто не может принять или отпустить ситуацию. Практически каждая человеческая судьба основана на страхе или горе, все эти постсиндромы исправно поставляют сюжеты для художественных произведений, корейский фильм лишь подтверждает общее правило, что выходящие из-под контроля человеческие амбиции могут стать причиной для разного рода коллапсов как в отношениях между людьми, так и в психике, когда уход с ментальной орбиты становится чем-то необратимым. В "Первом клоне" Ли Ён-джу также просматриваются отчетливые постхристианские мотивы и не всегда последовательное размышление о том, готов ли мир к тому, чтобы принять бессмертного синтетического Спасителя, который для мира высоких технологий оказывается всего лишь экспериментом, рискованным с точки зрения закона и морали. За обладание жизнью Собока ведут нешуточную борьбу и спецслужбы на стороне тщательно прикрываемых интересов государства, и миллиардер-колясочник (Ким Джэ-гон), на стороне которого частная армия и одержимые авантюрными и амбициозными идеями победы над смертью ученые. Мастерство Ли Ён-джу позволяет разместить на двух чашах весов ценность жизни бессмертного характера Пака По-гома и все остальное условное человечество, которое видит в Собоке только донора для излечения от всех болезней. Не вызывает сомнений, что результат лабораторного эксперимента обречен быть жертвой, своеобразным мутантом при всех своих сверхспособностях. С этой точки зрения фильм выигрывает в зрелищности особенно в третьем акте и поставляет на экран определенное количество свежих визуальных решений, однако все этические проблемы, так гордо заявленные Ли Ён-джу во втором акте во время бесед между Собоком и Мин Ки-хоном, отодвигаются куда подальше. Лента сама себе обрубает все концы по части социального высказывания, а появление некого нового вида искусственного интеллекта не исследуется автором в полной мере. Метафора о приходе в мир нового мессии в этом случае остается вещью в себе и эта сюжетная идея далее начинает выстраиваться только около философских спекуляций. Тем не менее, взгляды Ли Ён-джу на темы смерти, семьи деятельности зловещих корпораций оказываются максимально злободневными для фильма, премьера которого несколько раз откладывалась из-за пандемии. Поэтому "Первый клон" в большей степени следует рассматривать как экзистенциальный опыт автора по исследованию смерти и отношения к ней, заключенный в яркую и гремящую выстрелами упаковку.