Загадка о происхождении нашего мира всегда волновала людей. Ответить на этот вопрос пытаются и все религии, и труды знаменитых философов, и, конечно же, ученые из разных областей науки.
Однако ничто ещё не вызывало столько споров, как теория, ставящая под сомнение всю реальность происходящего – гипотеза симуляции. Согласно её положениям, весь окружающий нас мир, события и мы сами – лишь результат работы огромного компьютера, функционирующего по заданным алгоритмам. Как и в любой системе, в данной симуляции неизбежны ошибки, благодаря которым есть возможность осознать её наличие.
Хотя основы этой теории были высказаны ещё древнегреческими философами, отправной точкой отсчёта стала лекция американского писателя-фантаста Филипа Киндреда Дика в 1977 году о запрограммированности нашего мира.
Огромный вклад в разработку гипотезы сделал шведский философ Ник Бостром, предложивший три тезиса, доказывающие вероятность этого суждения.
Однако большинству людей гипотеза о симуляции стала известна благодаря культовому научно-фантастическому фильму «Матрица», породившая целую культуру восприятия окружающего мира.
Если вы хотите узнать больше об этой невероятной гипотезе, приглашаем посмотреть онлайн документальный фильм «Сбой в матрице» на нашем сайте.
Страны | США |
---|---|
Жанр | Документальные, Зарубежные |
Премьера в мире | 30 января 2021 |
Время | 1 ч. 44 мин. |
Режиссёры | Родни Ашер |
---|---|
Продюсеры | Родни Ашер, Росс М. Динерштейн |
Актёры | Ник Бостром, Джошуа Кук, Эрик Дэвис, Филип К. Дик, Пол Гуд, Алекс Ливайн, Лэо Миствуд, Джесси Орион |
Сценаристы | Родни Ашер |
Операторы | Джордж Фюхт |
Композиторы | Джонатан Снайпс |
Пол включает запись звука и видео. Ведущий спрашивает его о теории симуляции. В начале девяностых Пол учился в университете. Тогда ему сказали, что люди судят о строении тела и мозга по степени развития технологий. В древности достижением считались акведуки, поэтому большое внимание уделялось жидкостям в организме. Пол предположил, что сейчас по той же причине мозг сравнивают с компьютером.
В 1977 писатель Филип Дик выступал перед аудиторией с лекцией. Темой была недавно появившаяся теория о реальности, как компьютерной симуляции. Тогда это казалось безумным. Но после фильма Матрица разговоры стали слышны повсюду. Многие умы пытались осознать эту теорию. Получается, что вся вселенная – это результат вычислений компьютера, который должен находиться где-то в параллельном мире.
Диктор связывается с Миствудом. С ним несколько раз случались странные события. Он начал экспериментировать. Например, он представлял в голове оранжевую рыбу, как через несколько минут он встречал этот образ в том или ином виде. Миствуд предпочитает работать по двенадцать дней. Он стал подмечать регулярные повторения в своей жизни.
Пол часто посещал полупустые торговые центры и шоссе. Тогда он переехал в маленький городок. Будучи ребенком, он подумал, что это хороший способ сэкономить время и деньги. Позже Пол осознал понятие фасада. То есть пока они с отцом ехали в машине, кто-то заменял декорации на другие.
Алекс житель Лос-Анджелеса. Он изучал электротехнику в университете. У Алекса болезнь Крона. Он задает такой вопрос: если допустить, что есть множество устройств, симулирующих реальность, то каков шанс, что мы находимся в базовой реальности. Илон Маск говорит, что это шанс один на миллиард.
Профессор Ник Бостром был научным сотрудником в Йельском университете. Он написал статью о симуляции реальности, которую Ник отправил в философский журнал. Первый вариант – цивилизации вымирают до достижения технологической зрелости. Второй вариант – когда цивилизации теряют интерес к созданию такой симуляции. И третий – то, что мы как раз и живем в симуляции.
Для Алекса важнее всего вероятности. Он заметил, что в его жизни регулярно происходят маловероятные события. Джесси – художник. Он ориентируется на комиксиста Мебиуса. Джесси думает, что симуляция должна быть гораздо сложнее, чем о ней принято рассуждать. Джесси задумался, в какой момент игры и симуляции станут неотличимы от реальности.
Писатель Филип Дик видел ужасный мир в своих снах. Он переносил эти видения в свои романы. Однажды Дику дали наркоз во время стоматологической операции. Действия лекарств продолжали действовать и дома. Тогда в 1974-м году он увидел восстановленные всепонимания. Дик написал восемь тысяч страниц после этих видений. Подобные прозрения довольно неоднозначны, ведь это ломает привычную жизненную картину.
Миствуд решил посетить камеру сенсорной депривации. Он поехал к одному жителю Нью-Йорка, у которого такая камера стоит дома. Миствуд начал задавать вопросы об устройстве вселенной. Вначале он четко понимал, где находится. Но затем начало происходить что-то странное. Парень ощутил, что он лишь цепочка кода, набор цифр и букв. Миствуд предложил явиться сущности, чтобы получить ответы. Он осознал, что в нем нет ничего реального. Затем Митсвуд покинул камеру, но он не знал, что делать с этой информацией.
В двенадцать лет Пола усыновила семья пастора. Каждое воскресенье он был в церкви. На Рождественской службе его поразило пение прихожан. А вернее устройство голосовых связок и тела в целом. Тогда Пол осознал свою нереальность, его сущность практически исчезла.
Джесси уехал из города на следующий день после выпускного. Два года подряд они с другом играли в игры. При этом Джесси работал в закусочной. В то время он еще не рисовал. Его заинтересовало, почему он застрял между работой и играми. Теория симуляции подходила под его ситуацию.
Пол сравнивает свои ощущения с разобранным радио. Ребенок никогда не сможет собрать прибор обратно.
Филип Дик рассуждает о параллельных мирах и библии, в точнее Царстве Божьем. Никто не знал, как туда попасть. Сама концепция симуляции родилась довольно давно. Ведь перед смертью говорится, что люди видят всю свою жизнь. Современная версия – это мозг в колбе. Ученый должен доказать существование внешнего мира. Важны логические возможности и пути их опровержения.
Схожую идею изложил философ Платон. Он рассуждал о людях, которые видят лишь тени предметов. В современном мире представление людей формируется через средства массовой информации и схожие медиаресурсы.
Миствуд решил понаблюдать за жителем деревни в игре Minecraft. Когда рядом с ним появляется игрок, селянин принимает его за равное себе существо, хотя это не так. Допустим, есть Бог и есть аватар игрока. Миствуд продолжает рассуждение об этой концепции.
Отец дочери, играя с ней в Minecraft, ощущает, будто они мертвы, а теперь являются лишь аватарами. Они строят скульптуры и туннели. Но девочка выросла, и игры остались в прошлом. Сейчас подростки возвращаются в Minecraft, чтобы поностальгировать.
Филипу Дику всегда казалось, что его вот-вот арестуют. На него повиляла книга Франса Кафки «Процесс». Отец Пола часто повторял цитаты из журнала, который он любил читать. Это не было его оригинальной мыслью. В то время Пол убедил себя, что все люди действуют будто химические роботы.
Профессор Бростон подсчитал требующуюся вычислительную мощность для своей концепции симуляции предков. Но это лишь одна из веток развития симуляции. В детстве Джесси с друзьями шутили, что когда остальные люди заходят домой, то просто замирают. Вопрос только в мощности компьютера. Бростон считает, что достаточно прорабатывать лишь ту часть, на которую смотрит наблюдатель.
Миствуда удивила простота схемы принятия решений людьми. На одном форуме пользователь создал тему о том, что он неигровой персонаж. То есть он не контролируется игроком и его добавили для массовки. Этот парень работает в продуктовом магазине. Там он приветствует клиентов и пробивает их товары. Он изменил свое мышление и упростил его.
Алекс уверен, что на Земле нет никаких семи миллиардов человек. Если начать с жителями, то окажется, что существует несколько сотен тысяч моделей поведения, а все остальные лишь их копии. По мнению Миствуда, общество быстро становится свободным от церковного влияния. Религия ограничивает жизнь людей. Люди бы творили дикие преступления, если бы не религия. Концепция симуляции не мешает жизни Миствуда. Но когда такое слышат другие люди, они думают, что теперь им не нужно соблюдать законы морали. Так, например, поступил убийца из Новой Зеландии, который транслировал свои преступления.
Джесси рассуждают о знаменитостях их игроках. Затем он рассказывает, что игрокам бывает скучно, и они начинают творить какие-то безумства. Однажды Пол спросил своего дядю насчет симуляции. Мужчина ответил, что в таком случае ничего не мешает ему застрелить соседа или самого Пола. Мальчика удивило, что дядю останавливало от таких действий только осознание реальности. Джесси рассказывает об одном угонщике самолета. Парень летал и комментировал свои действия. При этом он выполнял довольно сложные фигуры пилотажа, но при этом угонщик не был пилотом. Затем он намеренно врезался в землю. Перед смертью он сравнивал все происходящее с игрой. Но есть люди, которые готовы устроить хаос.
Филип Дик рассказывает об ощущении дежавю. Человеку нужно найти свидетеля об ином настоящем. Сейчас это получило название “эффект Нельсона Манделы”. Дело в том, что многие были уверены, что Мандела давно умер в тюрьме. Когда же в 2013-м году журналы написали о его смерти, многие удивились, так как были уверены, что политик давно мертв. Такие фальшивые знания формируют иную реальность.
Алекс в детстве жил в Мексике. Когда же в восемнадцать лет он вернулся в родной город, то решил встретиться с друзьями. Алекс сел к друзьям на заднее сиденье внедорожника. Водитель ради прикола решить выехать на встречную полосу, но тогда ничего не случилось. Затем друзья купили еще выпивки. Спустя какое-то время всем стало скучно, и они решили поехать домой. Пошел дождь. Водитель просит пассажира порулить. Машина сразу же врезается в бордюр. Автомобиль переворачивается, а из бака начинает выливаться бензин. Алекс вылезает, у него сломано несколько ребер. К ним подъезжают бандиты. Но следом за ними останавливаются и полицейские, и первые уезжают. Но их должны арестовать за выпивку. Подъезжает еще одна машина. Оттуда выходит главный бухгалтер полиции и говорит, что должен вывезти Алекса. Эта ситуация очень похожа на игру.
Джесси и Пол вспоминают фильм Матрица. Джошуа Кук ехал на машине с подругой. Она упомянула о Матрице. Джошуа пошел за кассетой. Джесси рассуждает о возможном устройстве компьютера для симуляции. Но каковы цели ее создателей?
Пол рассуждает о соперничающих искусственных интеллектах. Один из них создает несуществующих людей, а другой пытается найти подделку. Пол сравнивает людей с этими искусственными сетями. Полицейские и преступники, программисты и хакеры – мы всегда спорим друг с другом. Но это все ради улучшения симуляции.
Глаза Нео из Матрицы должны были привыкнуть в реальности. Так и человек Платона из пещеры с тенями. Его глаза могут привыкнуть в дневному свету, но вернувшись в пещеру, он ничего не сможет разглядеть. Отсюда возникает ценность о «сакральных знаниях». Эта мнимая исключительность очень нравится подросткам. Будто только они проснулись, а остальные находятся в спячке.
Пол сравнивает свой опыт с пробуждением Нео. Джошуа пошел в магазин за черным плащом. Тогда он был со своей сестрой Тиффани. Джошуа обнял заветный плащ. В нем он ощущал себя сильным. Он часто шатался по торговому центру в наушниках с музыкой из Матрицы. Джошуа смотрел этот фильм много раз.
Заявления Филипа Дика не могут быть доказаны. Он три года не решался публично озвучить свои видения. На этот раз причиной послужила одна встреча. Филипа удивило, как один из писателей прошлого точно предсказал будущее. А вот и другой свидетель предсказаний художественной литературы. Филип был уверен, что однажды он встретится с женщиной, которая скажет, что его книга стала реальностью в какой-то стране. Так и произошло. Как фантаст, он вообще многое предсказал, например гаджеты и автопилот в автомобилях. Но главное – это манипуляция людьми посредством СМИ. Люди прикованы ней, но при этом оторваны от истинной реальности.
Сейчас наш разум постоянно отвлекается на уведомления. Как-то Джошуа решил поискать, где купить оружие. Об этом узнал его отец, который очень разозлился на сына. Кажется, что люди активно следят за новинками технологий. Но чаще они обращают внимание на какие-то поломки и скандалы. Джесси сравнивает баги в играх с хаосом, происходящим в реальном мире.
17 февраля 2003-го. Прошла мощная снежная буря. Джошуа вышел на улицу, чтобы помочь отцу. Оставшийся день он провел за видеоиграми. Рядом с ним был дробовик, а на телевизоре любимая Матрица. Он пошел в комнату родителей. Он поднял трубку и пересказал последние слова Нео. Джошуа повесил трубку и вернулся в комнату. Затем он зарядил дробовик и спустился в подвал. Там он увидел маму, сидящую за компьютером. Женщина не знала, что у Джошуа есть дробовик. Парень застрелил женщину. Отец спрятался под столом. Джошуа нагнулся и выстрелил в него три раза. Далее он еще и добил мать. В Матрице не было столько крови. Оказывается, все это слышала его сестра, с которой в это время разговаривал отец. Джошуа позвонил в 911. Через несколько минут подъехала полиция.
Филип Дик чувствовал, что к реальности примыкает множество нереализованных миров. Возникает этический вопрос. Что можно и нельзя делать с аватарами, ведь за ними должны стоять настоящие игроки.
Джошуа рассказывал адвокатам, что чувствовал себя Нео. Все же он чувствовал раскаяние. Но он просто хотел покинуть матрицу. В суде они стали утверждать, что Джошуа невменяем. Доктор поставил ему простой тип шизофрении. В тюрьме он написал книгу, чтобы трудные подростки не совершили его ошибок.
Отзывы