Маленькая учительница, но большой успех: комедия «Помогите, я уменьшил свою училку!» стартовала в декабре 2015 года в немецких и австрийских кинотеатрах. Более миллиона зрителей следили за фантастической историей школьника Феликса Ворндрана, который благодаря поспешно высказанному желанию и сверхъестественной помощи школьного духа Отто Леонарда уменьшил строгую директрису фрау Шмидт по прозвищу Шмитти. Огромный успех экранизации детской книги Сабины Людвиг стал наградой за смелое решение снять оригинальное, юмористическое и остросюжетное кино-приключение с чрезвычайно сложными и дорогими спецэффектами.Продюсер Коринна Менер, чья продюсерская компания blue eyes Fiction также в ответе за очаровательный и забавный сериал Lilli the Witch, быстро согласилась с сопродюсерами Хансом Эдди Шрайбером и Катей Дор-Хелмер, что фильм должен получить продолжение. Небольшой проблемой, но не серьезным препятствием, был тот факт, что автор Сабина Людвиг так и не продолжила свою книгу «Помогите, я уменьшил своего учителя», опубликованную в 2006 году. «Даже первый фильм был очень свободной адаптацией книги», - говорит продюсер Коринна Менер и поясняет: «Сценарист Геррит Херманс только заимствовал основную идею и отдельных главных героев, но в остальном сделал сюжет более кинематографичным, более захватывающим и, прежде всего, более веселым». Беспокойство о том, что у юных зрителей могут быть вопросы к тому, что фильм сильно отличается от книги, быстро исчезло: «Им понравились и книга, и фильм, каждый в своем собственном стиле, - говорит Коринна Менер.Автор книги Сабина Людвиг и сценарист Геррит Херманс вместе решили разработать материал для второй книги и второго фильма. «Однако быстро стало ясно, что Сабина Людвиг потеряет свой замечательный стиль, как только она должна будет мыслить кинодраматургически, — говорит Коринна Менер, — поэтому мы договорились, что она будет работать консультантом над сценарием и параллельно продолжит свою собственную книгу независимо от событий в фильме». В августе 2016 года был опубликован роман «Помогите, мой учитель поднимается в воздух», в котором уже Феликс Ворндран уменьшается, а тем временем Геррит Херманс придумал совершенно другую историю для сценария фильма. «В первом фильме мы увидели, как весело восприняла молодая аудитория уменьшение такой строгой авторитетной фигуры как учитель» — говорит Коринна Менер. В этот раз выбор пал на родителей, но с учетом того, что они не будут представлены в самом начале в негативном ключе, как было с директрисой. «У нас есть новая приключенческая история, где основная идея заключается в том, что Феликс и его родители как бы меняются местами — родители берут на себя роль детей, а Феликс становится их опекуном. И это приводит к множеству забавных ситуаций».Роль антогониста, в первой части принадлежащей фрау Шмидт, в новом фильме переходит бывшей директрисе Хульде Штехбарт. Давно почивший педагог и ярый противник основателя школы Отто Леонарда, благодаря нескольким совпадениям, снова оживает. Ее стремление захватить власть в школе со временем не угасло, и она добивается своего. Роль строгой директрисы исполнила Андреа Савацки. Борьба за власть между Хульдой Штехбарт и школьным духом Отто Леонардом позволила сценаристу Герриту Хермансу вновь вернуться в стены гимназии. «Таким образом, происходит воссоединение со всеми учениками, учителями и директрисой фрау Шмидт, которая особенно полюбилась зрителям, — говорит продюсер Коринна Менер, — и, конечно же, с Отто Леонардом, чья магия делает превращения в принципе возможными».Режиссер Свен Унтервальдт, который поставил «Помогите, я уменьшил свою училку!», очень хотел снять продолжение. «Из-за сложного графика производства анимационного фильма «Табалуга» у него не было времени», — говорит Коринна Менер. «Мы пытались сдвинуть производство сиквела, но все равно графики никак не сходились». Поиск нового режиссера привел к Тиму Трагезеру. «Я знаю его много лет, — говорит продюсер, — Чрезвычайно сложные спецэффекты и утомительная работа с ними не отталкивают его. Для этого типа фильмов нужно проявить смелость и тщательно готовить каждый кадр, но результат того стоит. Я знала, что Тим Трагезер будет готов пройти с нами тот путь, как до этого сделал Свен Унтервальдт». Тима Трагезера особенно привлекал этот жанр: «Я всегда хотел снять детский фильм, и я рад, что наконец-то у меня появилась возможность», — говорит режиссер. «Двое моих детей часто спрашивают о моей работе и просят показать им какой-нибудь мой фильм, но они еще малы, чтобы смотреть мои предыдущие работы. Теперь я снял то, что они точно могут и захотят посмотреть, я счастлив и благодарен Коринне Менер за то, что обо мне подумала».Тим Трагезер счел новый сюжет и сложность эффектов дополнительным стимулом для работы: «Разобраться во множестве спецэффектов и тонкостях съемки — мечта режиссера». Тим Трагезер особенно хвалит сценарий: «Герриту Херрманнсу удалось добавить совершенно новые аспекты к популярной истории с уменьшением и прописать очень интересных персонажей». Конечно, усилий было больше, чем с первым фильмом. Но именно этого ожидает публика от сиквела: «Мы хотели добавить больше экшна». Как и следует из названия — роль родителей в сиквеле больше (хоть и в уменьшенном варианте), чем в первом фильме. Это привело к увеличению количества съемочных дней для Акселя Штайна. Он играет отца Питера Ворндрана, которого он сам описывает как «приятеля, у которого хорошие доверительные отношения со своим сыном, но иногда он немного сумасшедший». В этой части он объявляет, что хочет работать инженером-строителем в Дубае. «До этого его жена работала архитектором в Нью-Йорке, и они с Феликсом вели несколько хаотичную холостяцкую жизнь отца и сына, - говорит Аксель Штайн, — теперь он сам ищет возможность продвинуться по карьерной лестнице за границей. Конечно, это совершенно не устраивает Феликса, потому что в школе у него дела идут хорошо, и он боится потерять своих друзей». «С одной стороны, желание отца понятно, с другой — понять сына, который не хочет переезжать в Дубай, тоже можно», — говорит Коринна Менер. Итак, речь идет о важных словах, которые Феликс произносит: «Я бы хотел, чтобы родители были маленькими, а я — большим. Тогда им придется делать все, что я говорю». Это желание снова стало возможным благодаря магии основателя школы Отто Леонарда. «Имея опыт архитекторов, родители хотят на время закрыть школу, потому что в стенах есть глубокие трещины и нужен ремонт», — объясняет Аксель Штайн, — «И тут по ошибке дух Отто Леонарда уменьшает обоих родителей».Юлия Хартманн играет маму и называет свою героиню Сандру Ворндран «очень собранной, но при этом семейной бизнес-леди», которая разрывается между мужем и сыном: «Она хочет дать мужу те же профессиональные возможности в Дубае, какие были у нее в Нью-Йорке, но также чувствует, что ее сын страдает от этого, — говорит Юлия Хартманн. Тим Трагезер добавляет: «Во второй части роль матери намного больше, чем в первом фильме, Сандра Ворндран вернулась из Америки и тоже попадает в переделку с уменьшением. Ее роль была задумана как своего рода объединяющая. В отличие от отца, который ведет себя больше как старший брат Феликса, она старается сохранить семью». Даниэла Прейсс, сыгравшая мать в первой части, не смогла принять участие в продолжении. Поэтому актрису пришлось искать заново. «После нескольких прослушиваний Юлия Хартманн показалась нам идеально подходящей на эту роль — в ней отлично сочетаются ощущение материнской теплоты и чувство комедии», — говорит продюсер Коринна Менер. Кроме того, годом ранее она играла вместе с Акселем Штайном в телевизионной комедии Volltreffer. «Мы с Юлией понимаем друг друга с полуслова», — говорит Аксель Штайн о своей коллеге.Маленькие родители = большие проблемы. «В начале есть что-то приятное в том, что родители такие маленькие, а ты как будто их босс, — говорит Оскар Кеймер, который снова играет Феликса Ворндрана, —но в какой-то момент это все превращается в абсолютный бардак – родители хотят есть, в туалет, за ними нужно постоянно присматривать». Оскар Кеймер считает, что Феликс немного взрослеет благодаря своей внезапной роли главы семьи: «У него на самом деле хорошие и любящие отношения в семье, но они подвергаются испытанию. Сначала его отец хочет переехать в Дубай, а затем его родители уменьшаются и не могут ничего сделать, чтобы помочь самим себе и Феликсу, когда он в этом так нуждается».Феликсу как никогда раньше нужна любая помощь – родителей нужно вернуть к их обычному размеру и школу спасти от злого призрака. Хульда Штехбарт прилагает все усилия, чтобы разрушить гимназию и стереть память о ее основателе. Андреа Савацки считает свою роль особенной: «Я всегда хотела сняться в детском фильме. И я в восторге от моего костюма, парика, манеры поведения и речи Хульды Штехбарт. Я хочу изобразить ее не только как злобную и угрожающую школе учительницу, но и с комедийной ноткой, чтобы она не казалась юным зрителям слишком пугающей».Режиссер Тим Трагезер впервые работал вместе с Андреай Савацки и остался под впечатлением: «Она отличная характерная актриса, но также и невероятный комик. Она играет злодейку, который вернулась из мира мертвых, как зомби, которого вы должны бояться, но в то же время вы можете легко посмеяться над ней». Поначалу Хульда Штехбарт предстает в виде небольшого скелета. Но как только она возвращает себе нормальный размер и тело, то сразу разворачивает кампанию по уничтожению системы обучения Отто Леонарда, ориентированную на нужды школьников. «Андреа Савацки играет свою роль с величайшей самоотдачей и большим мужеством», - говорит продюсер Коринна Менер. «Хульда Штехбарт ковыляет и постоянно щурится, потому что не может полностью контролировать свое старое тело. Благодаря этому зомбическому персонажу в фильме поддерживается атмосфера высокого напряжения, но периодически накал спадает, когда глаза Хульды вдруг сходят с ума и начинают бегать во все стороны или ее тело начинает издавать странные звуки».Хульда Штехбарт отлично справляется со своей задачей: она наносит серьезный ущерб школьному зданию, хочет стереть память об Отто Леонарде и уменьшает настоящего директора школы фрау Шмидт. «Я снова здесь, и я снова маленькая», - резюмирует Аня Клинг. «Адаптированная специально под школьников образовательная программа, за которую выступает новая счастливая Шмитти - это заноза в боку Хульды Штехбарт», - объясняет актриса. «Хульда хочет повернуть время вспять на 100 лет, чтобы детей снова можно было воспитывать с помощью линейки и прутика. Но Шмитти хочет предотвратить это и становится ее врагом. И за это она поплатилась своим размером – Хульда Штехбарт безжалостно уменьшает Шмитти».Аня Клинг шутит, что вторую часть можно было бы назвать «Помогите, моя роль в фильме уменьшилась», потому что в сиквеле ее гораздо меньше на экране, чем в первой части. Режиссер Тим Трагезер хвалит, как Аня Клинг раскрыла своего персонажа: «Она чрезвычайно разносторонняя. В этой части она играет другую — счастливую Шмитти. В первой части она была намного жестче, теперь она открылась и прислушивается к потребностям детей. И при этом она осталась той Шмитти, над которой люди смеялись в первой части». Акселю Штайну нравится это изменение: «Я рад, что уменьшение в первой части превратило мрачную Шмитти в хорошую директрису. Аня Клинг в любом варианте великолепна. Она всегда сияет всем лицом. Я счастлив каждый раз, когда вижу ее».На съемки актеры и съемочная группа вернулись в городок Штайн под Нюрнбергом. Замок Фабер-Кастель снова служил фасадом для школы Отто Леонарда. Исторический комплекс XIX и XX веков имеет богатую событиями историю: семья Фабер-Кастелл жила здесь до 1939 года и разбогатела благодаря производству карандашей, поэтому здание также называют «карандашным замком». В начале Второй мировой войны вермахт конфисковал замок, а после окончания войны в него вошли оккупационные войска США. До начала 1950-х годов в замке жили международные журналисты, освещавшие Нюрнбергский процесс. Отреставрированное здание было открыто для туристов несколько лет назад, и несколько съемочных групп использовали его в качестве фона. Замок Фабер-Кастель стал школой-интернатом Линденхоф в молодежной комедии «Ханни и Нанни» (2010), в которой Аня Клинг играет мать близнецов. «Когда я снимаюсь в этом замке, то как будто возвращаюсь домой», — говорит Аня Клинг.Для съемок сцен, которые происходят в кабинетах и коридорах, съемочная группа использовала помещения в средней школе Леонардо да Винчи в районе Кельна Ниппес. «Мы уже снимали первую часть там», — говорит продюсер Коринна Менер. Съемки проходили во время пасхальных каникул, чтобы не мешать работе школы. Многие школьники приняли участие в массовке. Сотрудничество на этом не закончилось. «Фантастические картины и красочные фигурки из папье-маше, которые можно увидеть в коридорах в фильме, были созданы детьми этой школы», — говорит Коринна Менер. «Теперь атмосфера в школе стала веселее и дружелюбнее, чем в первой части», — говорит Тим Трагезер. «В первой части гимназия Отто Леонарда должна была закрыться из-за нехватки детей, а строгая директриса фрау Шмидт отпугивала учеников и родителей. Но после того, как Феликс и его друзья помогли спасти школу, Шмитти и школа изменились в лучшую сторону, и теперь в ней много новых учеников».В этот раз замок Фабер-Кастель использовался не только для съемок на открытом воздухе. Зал в башне и новый музей Отто Леонарда также были отсняты в замке, художник-постановщик Александра Мариндже вдохновилась особой атмосферой исторического здания и создала эти два помещения с особой внимательностью к деталям. «Отто Леонард из своих многочисленных исследовательских поездок привез африканские маски и фигурки, чучела животных, всевозможные растения и травы», — говорит продюсер Коринна Менер. «Эти экспонаты теперь выставлены в старой учительской и предназначены для того, чтобы в игровой форме познакомить детей с далекими странами и наукой».Режиссерр Тим Трагезер добавляет: «Музей основателя школы Отто Леонарда действует как связующее звено между реальным внешним миром и воображаемым школьным миром. Мы спроектировали его как место, которое одновременно выглядит волшебно и правдоподобно».Сценарист Геррит Херманс «построил» пятиэтажную башню с часами, которая соединяет старые и новые здания замка Фабер-Кастель и которая играет большую роль в сюжете фильма: пытаясь спасти школу и вернуть родителей к нормальному состоянию, Феликс Ворндран и его лучшая подруга Элла (Лина Хускер) проникают в комнату башни. Там три тяжелые двери, а также смотритель Михальски (Йоханнес Цайлер) защищают волшебный шар, который может запустить или обратить вспять процесс уменьшения. Хотя Феликс не верит в то, что можно попасть в башню снаружи, Элла убеждает его в обратном: «Она любопытна и храбрая», — говорит Лина Хускер. «Если у Эллы появляется какая-то идея, она действительно хочет это сделать. Она не нежный цветочек, а боевая девчонка». Это также отражено в ее увлечениях: катании на коньках и скалолазании. «Сцены скалолазания мои любимые в фильме», — говорит Лина Хускер. «У меня были уроки альпинизма в те дни, когда не было съемок, и я думаю, что это действительно очень круто, что мне позволяли делать так много трюков самой во время съемок». Тим Трагезер сознательно вставлял такие острые моменты, как эпизод с башней: «Подросли молодые актеры, а вместе с ними и зрители. Мы хотим предложить им больше экшена, соответствующего возрасту, поэтому во второй части есть более продолжительное противостояние и захватывающие сцены восхождения на башню».Дом в Леверкузене снова служил домом для семьи Ворндран, а коттедж фрау Шмидт был отснят в Вене. Это привело к появлению нескольких уличных сцен в Австрии. «В первой части было сказано, что Вордранам придется переехать, если Феликс в очередной раз вылетит из гимназии. Так что это должен быть небольшой город с маленьким количеством школ. И мы сумели подобрать улицы, которые бы отлично вписались в такой город». «Помогите, я уменьшил своих родителей» начинается с быстрого проезда по улицам города. Феликс и Элла катаются на скейтборде, Крис (Максимилиан Эренрайх) и Роберт (Элой Христ) едут на велосипедах в школу, где они встречаются с Марио (Георг Зульцер). На этот раз дружба пяти учеников подвергается испытанию: «Феликс немного ревнует, что Элла стала проводить больше времени с Марио», — говорит Оскар Кеймер. Лина Хускер объясняет: «Родители Марио хотят расстаться, о чем он рассказывает только Элле, а не Феликсу или другим мальчикам. Это приводит к недоразумениям и спорам, но в целом, я думаю, все они очень хорошие друзья».Режиссер Тим Трагезер считает дружбу одним из важнейших элементов истории: «Феликс должен спасти своих родителей и школу — для этого ему нужна помощь друзей». Режиссер с большим удовольствием вспоминает работу с молодыми актерам: «Я снял несколько фильмов с детьми, но в большинстве из них были затронуты очень серьезные проблемы — волнения в школах, детская бедность или издевательства со стороны одноклассников. Теперь у меня была возможность снять комедию! Но для меня было важно, чтобы дети в этом жанре выглядели достоверно, говорили в соответствии с возрастом, чтобы юные зрители могли идентифицировать себя с ними».«Дети из первого фильма сделали большой скачок и превратились в настоящую команду», — говорит продюсер Коринна Менер. Из-за строгих правил по защите прав детей молодым актерам в Германии разрешается находиться на съемочной площадке не более пяти часов в день и именно сниматься — в течение трех часов. «Поскольку наш фильм очень сложен с технической стороны, и многие сцены нужно было готовить и снимать с большой кропотливостью, и на такие дни у нас было специальное разрешение», — говорит Коринна Менер. Детям разрешалось находиться на съемочной площадке до восьми часов в день при условии, что установленное законом время съемки не превышало трех часов. В ожидании юные актеры работали над пропущенным школьным материалом или развлекались спортом и играми. Брижит Симонс была на съемочной площадке в качестве педагога. «Дети любят ее, потому что она очень креативно подходит к занятиям, — говорит Коринна Менер. «Мы работаем с Бриджит уже в течение десяти лет».Оскару Кеймеру также понравилось работать с режиссером Тимом Трагезером: «Он как второй папа, всегда создает хорошую атмосферу на работе». Андреа Савацки соглашается с молодым коллегой: «Когда он с нами, ты чувствуешь себя окруженным заботой. Тим Трагезер дружелюбный, теплый и постоянно шутит с актерами». Джулия Хартманн добавляет: «Несмотря на все технические особенности, которые ему пришлось учесть при создании фильма, он никогда не забывал про актеров». Аксель Штайн также сказал: «У Тима Трагезера есть свое видение, и он хорошо подготовлен, но он все равно всегда готов выслушать наши предложения и затем реализовать их».Прежде чем преступить к 45-ти съемочным дням, прошел год пре-продакшна. Каждая сцена в фильме имела подробную раскадровку, отрисованную с помощью аниматики. Все кадры были тщательно продуманы и спланированы, чтобы во время съемок ничего не было упущено на волю случая и неточности не были слишком дорогими для производства. Съемочная группа, получившая кайф от результата первой части трилогии, захотела превзойти самих себя на «Помогите, я уменьшил своих родителей!»: «Зрители заметят, что мы сделали еще один огромный шаг вперед в области эффектов», — говорит продюсер Коринна Менер. Съемки происходили в настоящих локациях и в студии, на хромакее. «Чтобы обе части потом вместе могли слиться, съемочная группа должна были смотреть на них с одинаковым освещением и ракурсом. В течение 31-го съемочного дня проходили съемки с актерами «нормального» роста в настоящих локациях. После этого последовали еще 14 студийных съемок, где главные герои смогли «уменьшиться» при помощи визуальных эффектов.Во время интерьерных съемок заранее было снято множество эпизодов с помощью марионеток и кукл, которые потом при помощи графики были заменены на кадры на зеленом экране. Такой прием позволил художникам картины уловить нужные тени «маленьких персонажей». Материал, отснятый в исходных местах, был тогда эталоном для всей сцены, которые позже доснимались в студии, на хромакее. «Обычно я предпочитаю, чтобы камера следовала за игрой актеров, но в этом фильме спецэффекты играли решающую роль», — говорит Тим Трагезер. Съемки в студии режиссер оценивает как «особый вызов» для всех участников: «Актеры должны были визуализировать то, что произойдет только на пост-продакшне. Я должен им объяснить, кто перед ним, где и в каком направлении находится, какие есть препятствия. Для этого, например, лазерной указкой на высоте метра была отмечена линия с пометкой «Твой сын сейчас там наверху», или «Теперь ты упал со стола». Актеры должны были приложить все усилия, чтобы своей игрой и внешним видом, показать падение.Путь камеры, проделанный неделями ранее на локации, в точности повторился и в студии. Но филигранного повторения было недостаточно. Продюсер Коринна Менер вспоминает, что они повторяли движение камеры с учетом последующего увеличения кадра 1 к 10. В реальном мире камера бы проехала 10 метров, но в студии камера должна была быть выше на 10 метров, чтобы сохранить необходимый масштаб». Для этого съемочную технику крепили к специальному кронштейну, чтобы была возможность производить съемки на высоте 10 метров. Чтобы иллюзия была идеальной, отдельные реквизиты были сделаны в десять раз больше. «Важно, чтобы актеры, которые кажутся размером с карандаш, могли прикоснуться и дать зрителю ощущение реального, негабаритного мира, который их окружает», — говорит Коринна Менер.Команда художников-постановщиков построила гигантские ручки, иглы, зубные щетки и даже огромные кроссовки, которые служат ночным лагерем для уменьшенных родителей. «Моя любимая сцена, в которой папа падает в унитаз, и мне приходится вытаскивать его из воды», — говорит Оскар Кеймер. Аксель Штайн с уважением вспоминает тот день в студии: «Я должен признаться, что недооценил сцену: мне пришлось несколько минут висеть головой вниз, насквозь промокшим, на одной ноге в воздухе, потребовалось менее 30 секунд, чтобы кровь прилила к моей голове и все закружилось. Но результат показал, что усилия того стоили!».Легенда комедийного жанра Отто Ваалкес сыграл в ««Помогите, я уменьшил свою училку!» и «Помогите, я уменьшил своих родителей!» основателя школы Отто Леонхрда. «Я люблю эту прекрасную актерскую работу. Отто Ваалкес приносит в фильм настоящий дух волшебства. Он герой моего детства и работать с ним было бесподобно!», — говорит режиссер.
Отзывы