Дональд Трамп, ещё занимая пост Президента США, позволял себе критические выпады в адрес КНР, пусть не прямо обвиняя китайские власти в выращивании вируса в засекреченных лабораториях, зато – пеняя им (1) за неспособность подавить вспышку эпидемии в пределах своих государственных границ и за сокрытие информации о распространении инфекции. Со стороны сложно судить, насколько справедливы подобные упрёки, особенно на фоне действий самого американского политического руководства, в которых тоже хватало ошибок, однако здесь любопытен один аспект. Киноиндустрия этой азиатской страны, всё уверенней претендующей на статус сверхдержавы, оправилась от последствий карантина гораздо быстрее Голливуда, выдав на-гора несколько блокбастеров, причём военная драма «Восемь сотен» /2020/ – и вовсе возглавила мировой (!) перечень лидеров по кассовым сборам в 2020-м. И, пожалуй, даже любопытней, что следом мощно заявили о себе их давние конкуренты – японцы. Конечно, в обоих случаях львиная доля выручки пришлась на национальный кинопрокат (у постановки Харуо Сотодзаки – ¥39,9 млрд., то есть порядка $365 млн.), однако результаты всё равно впечатляют. К тому же, создатели «Истребителя демонов: Поезда «Бесконечный» не могли не порадоваться и неожиданно ощутимому (первое место в премьерный уикенд с $9,5 млн.) успеху аниме именно за океаном – уже в апреле 2021-го.
Обрисованное выше обстоятельство заставляет отнестись к ленте с повышенным вниманием – как минимум, как к яркому не просто кинематографическому, а общекультурному феномену. То, что Сотодзаки смог превзойти по части зрительского признания Хаяо Миядзаки и Макото Синтая, говорит о многом. И ведь в данном случае речь не идёт об уникальной авторской анимации, олицетворяемой его маститыми (снискавшими международное признание) коллегами. Харуо опирается на многие традиционные приёмы (повествовательные и изобразительные), характерные, скорее, для телесериалов. Как следствие, триумф можно было бы объяснить популярностью медиафраншизы в целом – подобно тому, как на волне «покемономании» в разных частях света спровоцировали резонанс полнометражные мультфильмы про покемонов. Отчасти так и есть, поскольку тираж манги Коёхару Готогэ исчисляется (по данным компании Oricon) десятками миллионов экземпляров, а первый сезон «Истребителя демонов» заслужил восторженные отзывы поклонников. И всё-таки картина воспринимается на сеансе вполне самостоятельным произведением, не требующим обязательного знания предшествующих событий. Само повествование выстроено таким образом, что зритель получает о прошлом действующих лиц достаточно информации, чтобы исчерпывающе понимать мотивацию их поступков, и почти сразу составляет представление о масштабе конфликта.
Харуо Сотодзаки, пожалуй, впервые со времён «Кошмара на улице Вязов» /1984/ (к сожалению, предложенные Уэсом Крэйвеном отличные идеи подверглись в сиквелах бездумному тиражированию) столь завораживающе поведал об опасности, таящейся, пока человек мирно спит. Под наставничеством покорившего огненную стихию Кёдзуро Рэнгоку юным товарищам удаётся сравнительно легко справиться с двумя демонами, пусть могущественными, пусть внушающими трепет (в очередной раз поражаешься буйству фантазии художников из Страны восходящего солнца!), пусть возникшими в замкнутых пространствах вагонов пассажирского поезда. По-настоящему напряжённая схватка развернётся вскоре после того, как соратников удаётся усыпить – руками людей, чью волю полностью подчинил Энму. Творцы аниме вообще любят (если слово прозвучит в таком контексте уместно…) погружаться в бездны подсознательного своих героев, докапываться до глубинных фобий и сокровенных желаний; вспомним в данной связи хотя бы «Евангелион нового поколения» /1995-96/, где Хидэаки Анно не оставил в покое юного Синдзи Икари и в заключительных сегментах – уже после победы над «Ангелами». Здесь ситуация усугубляется тем, что демон низшего ранга, питающий амбиции перейти на следующую ступень, обладает даром управлять чужими сновидениями. Он «милостиво» рисует идиллические картины, оставляя кошмары напоследок (так сказать, «на закуску»), а тем временем – отправляя посланников из числа страдающих бессоницей детей разрушить «ядра душ» охотников. Печальным итогом должна стать физическая гибель (вечный сон, сиречь смерть). На фоне этого изощрённого манипулятора даже Фредди Крюгер (неутомимый душегуб и «сын сотни маньяков», как выяснилось в третьей части) покажется беззаботным шутником!
Рыжеволосый Кёдзуро, как отмечалось выше, подчинил пламя. Тандзиро Камадо овладел техникой Дыхания Воды. Иносукэ Хасибаре, на расстающемуся с маской кабана (и претендующему на статус лидера – или вожака стаи?), в бою помогают звериные инстинкты. Однако этого – внешнего – набора навыков оказывается недостаточно. Плохо даже не то, что демоны бессмертны, а тела многих из них – обладают способностью к стремительной регенерации. Залогом победы становится навык Камадо (к сожалению, не освоенный никем из тинейджеров с улицы Вязов) моментально пробуждаться, нанося себе – во сне – раны на голове. Правда, однажды хитрый противник пытается использовать и этот дар Тандзиро, внушив парнишке, что тот уснул… К слову, не могу не отметить исключительное мастерство кинодраматурга Коёхару Готугэ, подбрасывающего непредсказуемый сюжетный поворот всякий раз, когда кажется, что победа уже достигнута – то одной, то другой стороной. Сильнее всего воображение поражает тайна проклятого поезда (оставим зрителям возможность узнать секрет самим), мчащегося на огромных скоростях, удерживая в заложниках две сотни ни в чём не повинных людей. А ведь когда Иносукэ ранее (в сериале) высказывал подобные предположения, все считали, что слова Хасибиры являются верхом абсурда.
«Истребителя демонов: Поезд «Бесконечный» можно принять за типичный образчик фэнтези или современной сказки с мистическими мотивами, в которой филигранно смешаны приключенческие и жуткие мотивы. Железнодорожный транспорт становился местом действия многих непохожих хорроров (от классического «Поезда страха» /1972/ Эухенио Мартина до южнокорейской дилогии «Поезд в Пусан» /2016-20/), но такого масштаба угрозы прежде наблюдать, пожалуй, не доводилось… Вместе с тем с неменьшим интересом следишь за противоборством иного рода. Номинально демоны олицетворяют собой опасность извне, поскольку питаются душами несчастных пассажиров. Но чем внимательнее всматриваешься в происходящее на экране, тем лучше понимаешь, насколько тонка грань между смертными и теми, кого решительно преследует отряд храбрецов, ловко управляющихся с катанами. Кульминационный поединок и вовсе принимает форму совращения Рэнгоку Акадзой, уверяющим, что обладателю таких исключительных качеств не хватает малого – почти полной неуязвимости, обеспечивающей возможность существования в веках. Тем самым фильм приобретает неожиданную (такую ли неожиданную?) актуальность именно сегодня, когда вовсю развернулся незримый процесс вытеснения классического гуманизма новомодными философскими концепциями. А чтобы относительно позиции авторов не осталось ни малейших сомнений, они вкладывают в уста Кёдзуро слова о том, что Нэдзуко, сестрёнка Тандзиро, по праву заслужила своё место среди тех, кто борется с демонами – несмотря на то, что заражена демонической кровью.
_______
1 – См., например, пресс-конференцию от 29-го мая 2020-го.
8
,3
2020, Япония, Аниме
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дональд Трамп, ещё занимая пост Президента США, позволял себе критические выпады в адрес КНР, пусть не прямо обвиняя китайские власти в выращивании вируса в засекреченных лабораториях, зато – пеняя им (1) за неспособность подавить вспышку эпидемии в пределах своих государственных границ и за сокрытие информации о распространении инфекции. Со стороны сложно судить, насколько справедливы подобные упрёки, особенно на фоне действий самого американского политического руководства, в которых тоже хватало ошибок, однако здесь любопытен один аспект. Киноиндустрия этой азиатской страны, всё уверенней претендующей на статус сверхдержавы, оправилась от последствий карантина гораздо быстрее Голливуда, выдав на-гора несколько блокбастеров, причём военная драма «Восемь сотен» /2020/ – и вовсе возглавила мировой (!) перечень лидеров по кассовым сборам в 2020-м. И, пожалуй, даже любопытней, что следом мощно заявили о себе их давние конкуренты – японцы. Конечно, в обоих случаях львиная доля выручки пришлась на национальный кинопрокат (у постановки Харуо Сотодзаки – ¥39,9 млрд., то есть порядка $365 млн.), однако результаты всё равно впечатляют. К тому же, создатели «Истребителя демонов: Поезда «Бесконечный» не могли не порадоваться и неожиданно ощутимому (первое место в премьерный уикенд с $9,5 млн.) успеху аниме именно за океаном – уже в апреле 2021-го. Обрисованное выше обстоятельство заставляет отнестись к ленте с повышенным вниманием – как минимум, как к яркому не просто кинематографическому, а общекультурному феномену. То, что Сотодзаки смог превзойти по части зрительского признания Хаяо Миядзаки и Макото Синтая, говорит о многом. И ведь в данном случае речь не идёт об уникальной авторской анимации, олицетворяемой его маститыми (снискавшими международное признание) коллегами. Харуо опирается на многие традиционные приёмы (повествовательные и изобразительные), характерные, скорее, для телесериалов. Как следствие, триумф можно было бы объяснить популярностью медиафраншизы в целом – подобно тому, как на волне «покемономании» в разных частях света спровоцировали резонанс полнометражные мультфильмы про покемонов. Отчасти так и есть, поскольку тираж манги Коёхару Готогэ исчисляется (по данным компании Oricon) десятками миллионов экземпляров, а первый сезон «Истребителя демонов» заслужил восторженные отзывы поклонников. И всё-таки картина воспринимается на сеансе вполне самостоятельным произведением, не требующим обязательного знания предшествующих событий. Само повествование выстроено таким образом, что зритель получает о прошлом действующих лиц достаточно информации, чтобы исчерпывающе понимать мотивацию их поступков, и почти сразу составляет представление о масштабе конфликта. Харуо Сотодзаки, пожалуй, впервые со времён «Кошмара на улице Вязов» /1984/ (к сожалению, предложенные Уэсом Крэйвеном отличные идеи подверглись в сиквелах бездумному тиражированию) столь завораживающе поведал об опасности, таящейся, пока человек мирно спит. Под наставничеством покорившего огненную стихию Кёдзуро Рэнгоку юным товарищам удаётся сравнительно легко справиться с двумя демонами, пусть могущественными, пусть внушающими трепет (в очередной раз поражаешься буйству фантазии художников из Страны восходящего солнца!), пусть возникшими в замкнутых пространствах вагонов пассажирского поезда. По-настоящему напряжённая схватка развернётся вскоре после того, как соратников удаётся усыпить – руками людей, чью волю полностью подчинил Энму. Творцы аниме вообще любят (если слово прозвучит в таком контексте уместно…) погружаться в бездны подсознательного своих героев, докапываться до глубинных фобий и сокровенных желаний; вспомним в данной связи хотя бы «Евангелион нового поколения» /1995-96/, где Хидэаки Анно не оставил в покое юного Синдзи Икари и в заключительных сегментах – уже после победы над «Ангелами». Здесь ситуация усугубляется тем, что демон низшего ранга, питающий амбиции перейти на следующую ступень, обладает даром управлять чужими сновидениями. Он «милостиво» рисует идиллические картины, оставляя кошмары напоследок (так сказать, «на закуску»), а тем временем – отправляя посланников из числа страдающих бессоницей детей разрушить «ядра душ» охотников. Печальным итогом должна стать физическая гибель (вечный сон, сиречь смерть). На фоне этого изощрённого манипулятора даже Фредди Крюгер (неутомимый душегуб и «сын сотни маньяков», как выяснилось в третьей части) покажется беззаботным шутником! Рыжеволосый Кёдзуро, как отмечалось выше, подчинил пламя. Тандзиро Камадо овладел техникой Дыхания Воды. Иносукэ Хасибаре, на расстающемуся с маской кабана (и претендующему на статус лидера – или вожака стаи?), в бою помогают звериные инстинкты. Однако этого – внешнего – набора навыков оказывается недостаточно. Плохо даже не то, что демоны бессмертны, а тела многих из них – обладают способностью к стремительной регенерации. Залогом победы становится навык Камадо (к сожалению, не освоенный никем из тинейджеров с улицы Вязов) моментально пробуждаться, нанося себе – во сне – раны на голове. Правда, однажды хитрый противник пытается использовать и этот дар Тандзиро, внушив парнишке, что тот уснул… К слову, не могу не отметить исключительное мастерство кинодраматурга Коёхару Готугэ, подбрасывающего непредсказуемый сюжетный поворот всякий раз, когда кажется, что победа уже достигнута – то одной, то другой стороной. Сильнее всего воображение поражает тайна проклятого поезда (оставим зрителям возможность узнать секрет самим), мчащегося на огромных скоростях, удерживая в заложниках две сотни ни в чём не повинных людей. А ведь когда Иносукэ ранее (в сериале) высказывал подобные предположения, все считали, что слова Хасибиры являются верхом абсурда. «Истребителя демонов: Поезд «Бесконечный» можно принять за типичный образчик фэнтези или современной сказки с мистическими мотивами, в которой филигранно смешаны приключенческие и жуткие мотивы. Железнодорожный транспорт становился местом действия многих непохожих хорроров (от классического «Поезда страха» /1972/ Эухенио Мартина до южнокорейской дилогии «Поезд в Пусан» /2016-20/), но такого масштаба угрозы прежде наблюдать, пожалуй, не доводилось… Вместе с тем с неменьшим интересом следишь за противоборством иного рода. Номинально демоны олицетворяют собой опасность извне, поскольку питаются душами несчастных пассажиров. Но чем внимательнее всматриваешься в происходящее на экране, тем лучше понимаешь, насколько тонка грань между смертными и теми, кого решительно преследует отряд храбрецов, ловко управляющихся с катанами. Кульминационный поединок и вовсе принимает форму совращения Рэнгоку Акадзой, уверяющим, что обладателю таких исключительных качеств не хватает малого – почти полной неуязвимости, обеспечивающей возможность существования в веках. Тем самым фильм приобретает неожиданную (такую ли неожиданную?) актуальность именно сегодня, когда вовсю развернулся незримый процесс вытеснения классического гуманизма новомодными философскими концепциями. А чтобы относительно позиции авторов не осталось ни малейших сомнений, они вкладывают в уста Кёдзуро слова о том, что Нэдзуко, сестрёнка Тандзиро, по праву заслужила своё место среди тех, кто борется с демонами – несмотря на то, что заражена демонической кровью. _______ 1 – См., например, пресс-конференцию от 29-го мая 2020-го.