Если внимательно всмотреться в служащие фоном для финальных титров иллюстрации, стилизованные под чёрно-белые карандашные наброски, то среди прочих можно обнаружить один очень любопытный рисунок. Джулия вместе с Лукой, надевшим на голову скафандр и держащим в руках модель космической ракеты, с изумлением смотрят телевизор, где транслируют кадры, как нетрудно догадаться, с американским астронавтом, ступившим (если верить официальной версии) на поверхность естественного спутника Земли. Разумеется, это служит дополнительной характеристикой друзей, но одновременно – отсылает к другой, тоже замечательной работе Энрико Касаросы. Короткометражка «Луна» /2011/ (1), заслужено выдвигавшаяся на соискание премии «Оскар», рассказывала о забавной семейке (мальчике, его строгом отце и немолодом, но полном энергии дедушке), занимавшейся нелёгким ремеслом – очищающей Селену от звёздного налёта, дабы на небосклоне засиял месяц. А ещё юный Пагуро, главный герой полнометражного дебюта режиссёра, до поры до времени полагал, что небо заполонено причудливыми рыбами, отнюдь не раскалёнными светящимися шарами исполинских пропорций…
Вообще-то карьера Энрико стартовала в конце прошлого века, и участие (в качестве художника-раскадровщика) в реализации нескольких удачных проектов – от «Ледникового периода» /2002/ до «Тайны Коко» /2017/ – стало для него отличными университетами. С одной стороны руководство Walt Disney Pictures и Pixar Animation Studios хочется похвалить за смелость – за доверие, оказанное ещё одному талантливому сотруднику. Но с другой – вызывает недоумение решение не организовывать полноценный кинопрокат замечательного мультфильма. Мировая премьера «Луки» состоялась 13-го июня в Италии, а наибольший удельный вес кассовых сборов пришёлся на Китай и Россию ($10,5 млн. и $8,2 млн. на текущий момент), что, безусловно, делает честь зрителям обеих стран. В США и Канаде же вместо выпуска на киноэкраны ленту выложили на стриминговый сервис Disney+ (исключением стал эксклюзивный недельный показ в голливудском кинодворце El Capitan Theatre). Конечно, здесь не обошлось без влияния карантинных ограничений, заставляющих дистрибьюторов искать (как водится, методом проб и ошибок) новые способы реализации своей продукции, пусть это и звучит грубовато. И всё равно обидно за создателей!
Касароса, выступивший и соавтором сюжета, не скрывал, что черпал вдохновение в воспоминаниях детства: у Альберто Скорфано даже был реальный прототип (Альберто Сураче), а под занавес поезд мчит Луку с Джульеттой в Геную, где будущий аниматор и родился в октябре 1971-го. Несмотря на то, что действие разворачивается чуть раньше (судя по приметам быта и многочисленным кинорекламным плакатам, в 1950-е, максимум – в 1960-е годы), ностальгический флёр придаёт истории особое, ни с чем не сравнимое очарование. Если в короткометражке персонажи обменивались бессвязными звуками, лишь отдалённо похожими на говор обитателей Апеннинского полуострова, то на сей раз английская речь щедро разбавлена итальянскими выражениями, также помогающими передать местный колорит. Вместе с тем авторы настаивают, что фантазии всегда тесно в действительности как таковой. Лоренцо даже опознаёт на постере «Твари из Чёрной лагуны» /1954/ (тамошнее прокатное название – «Il mostro della laguna nera»), висящем на улице, сбежавшего отпрыска! И это не просто милая постмодернистская шутка, а недвусмысленный намёк на то, что плоды человеческой фантазии – куда как реальны. Не знаю, был ли у Энрико собственный кинотеатр «Парадизо» по соседству или знакомство с сокровищницей мирового киноискусства состоялось иначе (благодаря телевидению, видео, DVD-дискам и т.д.), но с некоторых пор достижения ведущих мастеров – от Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Федерико Феллини до японца Хаяо Миядзаки – стали неотъемлемой частью персональной биографии творца. И не его одного…
Впрочем, лента, даже оставаясь, по выражению режиссёра, «глубоко личной историей», приобретает достаточно универсальное звучание, легко находя отклик в сердцах зрителей, принадлежащих к самым разным культурам. И дело не только в профессиональных навыках сценаристов Майка Джонсона и Джесси Эндрюса, блестяще владеющих (даёт о себе знать богатая диснеевско-пиксаровская традиция, не иначе) законами кинодраматургии. Если в кадре, допустим, появляется кот, то можно быть уверенными, что подозрительное пушистое существо, пригретое в доме синьора Массимо Марковальдо, так просто не отстанет от непрошеных гостей… Однако гораздо важнее посыл всего произведения, призванного воодушевить, вдохновить, одарить светлой надеждой. Мечта, в данном случае выражающаяся в желании стать счастливыми обладателями шедевра человеческого гения – мотороллера Vespa (блестящий образчик продакт-плейсмента), воистину способна творить чудеса. Поставив себе высокую цель, товарищи точно займут первое место в ежегодном состязании, заткнув за пояс великовозрастного задиру и хулигана Эрколе Висконти (пламенный привет постановщику социальной драмы «Земля дрожит» /1948/, о бедных сицилийских рыбаках!). Но и победа окажется всего лишь первым шагом на пути к дальнейшим свершениям – к познанию бескрайнего мира, таящего колоссальные возможности. Кто-то (подобно дяде Уго, озвученному популярным комиком Сашей Бароном Коэном) может довольствоваться и глубинами океана, где темно, безмятежно и всегда в достатке пищи, но… разве индивид для этого появляется на свет?
На сеансе постепенно укрепляешься в мысли, что «Лука» является ещё и своеобразным ответом создателям «Формы воды» /2017/. Касароса не согласен с Гильермо дель Торо (кстати, прямо цитировавшим классический хоррор Джека Арнольда про обитателя Чёрной лагуны), который уверял, что общество не станет церемониться с таинственным, страшным на вид чужаком – разве что любовь скромной уборщицы по имени Элайза поможет ему избежать вивисекции. Морские чудовища испокон веков существуют в страхе, сторонясь людей и замирая с каждым появлением моторной лодки на поверхности, – и реакция рыболовов, хватающихся за гарпуны и сети, а позже с выпученными от ужаса глазами рассказывающих односельчанам про то, как едва не оказались съеденными заживо, казалось бы, подтверждает обоснованность такого рода боязней. Назревает конфликт, подобный тому, что обрисовал в «Ночном народе» /1990/ Клайв Баркер, показав, что те, кто вынужден скрываться в катакомбах Мидиана, по сути, стали заложниками негативных стереотипов восприятия – и что истинный монстр не отличается от рядовых обывателей. Энрико раскрывается приверженцем гуманистических идеалов, доказывая пагубность ксенофобских настроений и, мало того, веря, что в массе представители биологического вида Homo sapiens готовы проявить дружелюбие к братьям по разуму, пусть и принимающим непривычный облик при контакте с водой. Великодушный жест джульеттиного отца, подавшего пример землякам, убеждает даже чету Пагуро, по понятным причинам беспокоящуюся за сына, но в итоге отпускающую ребёнка в большой мир – навстречу неизведанному. А Уго тем временем тихо сходит с ума в пучине, изливая поток напыщенных реплик на несчастную рыбку – одну из тех, кого Лука каждый Божий день водил на пастбище на манер овец или коз.
_______
1 – Заметим, что и имя Luca несильно (всего на одну букву) отличается от слова «La Luna».
8
,4
2021, США, Фэнтези
95 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Если внимательно всмотреться в служащие фоном для финальных титров иллюстрации, стилизованные под чёрно-белые карандашные наброски, то среди прочих можно обнаружить один очень любопытный рисунок. Джулия вместе с Лукой, надевшим на голову скафандр и держащим в руках модель космической ракеты, с изумлением смотрят телевизор, где транслируют кадры, как нетрудно догадаться, с американским астронавтом, ступившим (если верить официальной версии) на поверхность естественного спутника Земли. Разумеется, это служит дополнительной характеристикой друзей, но одновременно – отсылает к другой, тоже замечательной работе Энрико Касаросы. Короткометражка «Луна» /2011/ (1), заслужено выдвигавшаяся на соискание премии «Оскар», рассказывала о забавной семейке (мальчике, его строгом отце и немолодом, но полном энергии дедушке), занимавшейся нелёгким ремеслом – очищающей Селену от звёздного налёта, дабы на небосклоне засиял месяц. А ещё юный Пагуро, главный герой полнометражного дебюта режиссёра, до поры до времени полагал, что небо заполонено причудливыми рыбами, отнюдь не раскалёнными светящимися шарами исполинских пропорций… Вообще-то карьера Энрико стартовала в конце прошлого века, и участие (в качестве художника-раскадровщика) в реализации нескольких удачных проектов – от «Ледникового периода» /2002/ до «Тайны Коко» /2017/ – стало для него отличными университетами. С одной стороны руководство Walt Disney Pictures и Pixar Animation Studios хочется похвалить за смелость – за доверие, оказанное ещё одному талантливому сотруднику. Но с другой – вызывает недоумение решение не организовывать полноценный кинопрокат замечательного мультфильма. Мировая премьера «Луки» состоялась 13-го июня в Италии, а наибольший удельный вес кассовых сборов пришёлся на Китай и Россию ($10,5 млн. и $8,2 млн. на текущий момент), что, безусловно, делает честь зрителям обеих стран. В США и Канаде же вместо выпуска на киноэкраны ленту выложили на стриминговый сервис Disney+ (исключением стал эксклюзивный недельный показ в голливудском кинодворце El Capitan Theatre). Конечно, здесь не обошлось без влияния карантинных ограничений, заставляющих дистрибьюторов искать (как водится, методом проб и ошибок) новые способы реализации своей продукции, пусть это и звучит грубовато. И всё равно обидно за создателей! Касароса, выступивший и соавтором сюжета, не скрывал, что черпал вдохновение в воспоминаниях детства: у Альберто Скорфано даже был реальный прототип (Альберто Сураче), а под занавес поезд мчит Луку с Джульеттой в Геную, где будущий аниматор и родился в октябре 1971-го. Несмотря на то, что действие разворачивается чуть раньше (судя по приметам быта и многочисленным кинорекламным плакатам, в 1950-е, максимум – в 1960-е годы), ностальгический флёр придаёт истории особое, ни с чем не сравнимое очарование. Если в короткометражке персонажи обменивались бессвязными звуками, лишь отдалённо похожими на говор обитателей Апеннинского полуострова, то на сей раз английская речь щедро разбавлена итальянскими выражениями, также помогающими передать местный колорит. Вместе с тем авторы настаивают, что фантазии всегда тесно в действительности как таковой. Лоренцо даже опознаёт на постере «Твари из Чёрной лагуны» /1954/ (тамошнее прокатное название – «Il mostro della laguna nera»), висящем на улице, сбежавшего отпрыска! И это не просто милая постмодернистская шутка, а недвусмысленный намёк на то, что плоды человеческой фантазии – куда как реальны. Не знаю, был ли у Энрико собственный кинотеатр «Парадизо» по соседству или знакомство с сокровищницей мирового киноискусства состоялось иначе (благодаря телевидению, видео, DVD-дискам и т.д.), но с некоторых пор достижения ведущих мастеров – от Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Федерико Феллини до японца Хаяо Миядзаки – стали неотъемлемой частью персональной биографии творца. И не его одного… Впрочем, лента, даже оставаясь, по выражению режиссёра, «глубоко личной историей», приобретает достаточно универсальное звучание, легко находя отклик в сердцах зрителей, принадлежащих к самым разным культурам. И дело не только в профессиональных навыках сценаристов Майка Джонсона и Джесси Эндрюса, блестяще владеющих (даёт о себе знать богатая диснеевско-пиксаровская традиция, не иначе) законами кинодраматургии. Если в кадре, допустим, появляется кот, то можно быть уверенными, что подозрительное пушистое существо, пригретое в доме синьора Массимо Марковальдо, так просто не отстанет от непрошеных гостей… Однако гораздо важнее посыл всего произведения, призванного воодушевить, вдохновить, одарить светлой надеждой. Мечта, в данном случае выражающаяся в желании стать счастливыми обладателями шедевра человеческого гения – мотороллера Vespa (блестящий образчик продакт-плейсмента), воистину способна творить чудеса. Поставив себе высокую цель, товарищи точно займут первое место в ежегодном состязании, заткнув за пояс великовозрастного задиру и хулигана Эрколе Висконти (пламенный привет постановщику социальной драмы «Земля дрожит» /1948/, о бедных сицилийских рыбаках!). Но и победа окажется всего лишь первым шагом на пути к дальнейшим свершениям – к познанию бескрайнего мира, таящего колоссальные возможности. Кто-то (подобно дяде Уго, озвученному популярным комиком Сашей Бароном Коэном) может довольствоваться и глубинами океана, где темно, безмятежно и всегда в достатке пищи, но… разве индивид для этого появляется на свет? На сеансе постепенно укрепляешься в мысли, что «Лука» является ещё и своеобразным ответом создателям «Формы воды» /2017/. Касароса не согласен с Гильермо дель Торо (кстати, прямо цитировавшим классический хоррор Джека Арнольда про обитателя Чёрной лагуны), который уверял, что общество не станет церемониться с таинственным, страшным на вид чужаком – разве что любовь скромной уборщицы по имени Элайза поможет ему избежать вивисекции. Морские чудовища испокон веков существуют в страхе, сторонясь людей и замирая с каждым появлением моторной лодки на поверхности, – и реакция рыболовов, хватающихся за гарпуны и сети, а позже с выпученными от ужаса глазами рассказывающих односельчанам про то, как едва не оказались съеденными заживо, казалось бы, подтверждает обоснованность такого рода боязней. Назревает конфликт, подобный тому, что обрисовал в «Ночном народе» /1990/ Клайв Баркер, показав, что те, кто вынужден скрываться в катакомбах Мидиана, по сути, стали заложниками негативных стереотипов восприятия – и что истинный монстр не отличается от рядовых обывателей. Энрико раскрывается приверженцем гуманистических идеалов, доказывая пагубность ксенофобских настроений и, мало того, веря, что в массе представители биологического вида Homo sapiens готовы проявить дружелюбие к братьям по разуму, пусть и принимающим непривычный облик при контакте с водой. Великодушный жест джульеттиного отца, подавшего пример землякам, убеждает даже чету Пагуро, по понятным причинам беспокоящуюся за сына, но в итоге отпускающую ребёнка в большой мир – навстречу неизведанному. А Уго тем временем тихо сходит с ума в пучине, изливая поток напыщенных реплик на несчастную рыбку – одну из тех, кого Лука каждый Божий день водил на пастбище на манер овец или коз. _______ 1 – Заметим, что и имя Luca несильно (всего на одну букву) отличается от слова «La Luna».