Искренний кинопортрет Туве Янссон в годы её творческого становления и переломного момента в личной жизни. В 1945 году, на исходе Второй мировой войны, она пишет первую книгу о муми-троллях. Её обаятельным персонажам ещё только предстоит завоевать феноменальное признание, а пока молодая Туве ищет пути самовыражения и любовь вне стандартных социальных рамок.
Финская художница и писательница Туве Янссон родилась в 1914 году в творческой семье. Её отец – известный скульптор, а мать занимается графический иллюстрацией. Несмотря на то, что Туве учится классическому рисованию, она, подобно матери, любит делать небольшие иллюстрации – в том числе карикатуры на политические темы. Отец не одобряет это увлечение Туве, считая, что она должна фокусироваться на академической живописи. Девушка создаёт своих знаменитых персонажей муми-троллей, вдохновившись старыми набросками, сделанными ею во время войны. Туве искренне верит, что жизнь – удивительное путешествие, на которое каждый человек должен обязательно отважиться. Она начинает яркий и искренний роман с женатым социалистом Атосом Виртаненом, а позднее влюбляется в женщину-режиссёра Вивику Бандлер. Её творчество и жизнь – это дань уважения приключениям, повседневным чудесам и вдохновению.
Приглашаем поклонников атмосферных и трогательных биографических драм посмотреть онлайн фильм «Туве».
Жанр | Биография, Драмы, Зарубежные |
---|---|
Премьера в мире | 9 сентября 2020 |
Время | 1 ч. 42 мин. |
Хельсинки, Финляндия, 1944 год. Авиационный налет, люди сидят в убежище. Девушка (Туве Янссон) рисует в блокноте забавных существ (муми-троллей).
Туве идет по улице среди полуразрушенных зданий. Закадровый голос Туве: и тогда Муми-тролль и Муми-мама пришли в самую чащу сумрачного леса, там были гигантские цветы, которые светились собственным светом.
Квартира семьи Янссон. Туве рисует, ее отец (Виктор) занимается скульптурой. Что-то я давно не видел, как ты рисуешь. Туве: сейчас этим трудно заниматься. Виктор: этим всегда трудно заниматься. Мать Туве (Сигне), сидящая рядом с сыном (Ларс) на диване, спрашивает: когда кофе подавать, после вашей перебранки или до? Виктор подходит к дочери, заглядывает в ее блокнот через плечо Туве, указывает на рисунок с муми-троллем: это не искусство!
Туве входит в квартиру. Ее хозяйка показывает девушке комнату, которую та хочет снять. Посреди комнаты горы битого кирпича, в окнах выбиты стекла, они заколочены досками. Ничего не поделаешь – война. На стекла придется потратить кучу денег. Туве трогает радиатор отопления. Не работает. И воды тоже нет.
Туве занимается ремонтом, восстанавливает проводку, топит дровами печку.
Друзья Туве (Атос Виртанен и его жена Май-Ли) привозят ее на вечеринку в дом художника Сэма Ванни и его жены Майи. Сэм говорит жене: вот, к нам приехали и художники. Майя: пусть нам поможет бог. Сэм: бога нет, придется как-то справляться самим. Туве знакомят с хозяевами. Майя: вы, случайно, не дочь скульптора Виктора Янссена? Да, я его дочь, бледная тень знаменитого отца. Сэм: Туве – замечательная карикатуристка. Туве: художница, если можно. Сэм: но ваш Гитлер с пирогом – это было очень смело. Пойдемте, я вас познакомлю с писателями.
Атос спрашивает Туве, что она будет пить. Туве: можно Манхэттен? Атос: а что туда входит? Туве: кажется, виски. Атос: виски у нас нет.
Вечеринка в разгаре, гости выпивают, танцуют. Туве сидит рядом с Атосом. Они видят, как Май-Ли садится на колени одному из мужчин, целует его. Потом парочка удаляется в другую комнату. Атос: сколько времени люди тратят на оскорбленные чувства, на ревность. А вы не ревнуете? Это отнимает у меня слишком много времени. Туве: так, значит господин парламентарий боится своих чувств? Атос: нет, не боюсь, но и не даю подчинять себя эмоциям, одержать над собой верх. Туве: пойдемте в сауну?
Туве и Атос в сауне. Туве растапливает печку. Атос: так тебе и помогать не требуется? Туве начинает раздеваться. Ты любишь апельсины? В Марокко их можно рвать с деревьев руками. Мы хотим там создать общину художников, со своей собственной моралью. Если хочешь – вы с Май-Ли можете к нам присоединиться. Туве раздевается догола. Атос ослабляет узел галстука. Значит, фрекен Янссен хочет сбить меня с пути истинного? Туве: просто я считаю, что жизнь – это замечательное приключение, и нам не стоит упускать ни одного его поворота, ни одного изгиба, нужно получать от жизни радость. Туве целует Атоса.
Туве в своей квартире грунтует холст, устанавливает его на мольберт, рисует. По радио сообщают о том, что финская делегация прибыла в Москву для подписания соглашения о прекращении огня: мы должны заключить такой договор, чтобы сохранить независимость.
Туве рисует, не выпуская изо рта сигареты. На проигрывателе крутится пластинка. Звучит аргентинское танго.
Персональная выставка Туве. Виктор рассматривает автопортрет дочери с сигаретой во рту. Он переворачивает картину и ставит ее к стене. Поверь моему опыту! Потом Виктор снова разворачивает портрет, изучает его, оставляет лицевой стороной к зрителям.
Туве подходит к Атосу, они выпивают по рюмке водки. Туве: как ты думаешь, я им понравлюсь? Атос: но ведь зрители оценивают не тебя, а твои картины. Это – не одно и то же. Туве: нет, это одно и то же.
К ним подходит один из посетителей выставки. Он спрашивает Атоса: а что, жена господина парламентария сегодня занята? Туве: господин Виртанен сегодня с любовницей. Как это современно!
С Туве знакомится Вивика Бандлер: я хотела бы заказать пригласительные билеты на день рождения моего отца. Туве: но я – художница. Вивика вручает ей свою визитку: если надумаете – позвоните мне. Она отходит в сторону. Атос говорит: это – дочь мэра, такие амбиции! Она вообразила себя театральным режиссером.
Туве приходит на заседание в Комитет культуры. Там оглашают список художников, которые поощряются премиями и творческими командировками за границу. В числе отмеченных правительством и отец Туве. Самой Туве в списках нет. Она поздравляет Виктора. Тот говорит: а ведь я тебе говорил, что надо делать.
Туве стоит за мольбертом. В комнату заходит Атос. Почему тут так темно? Он включает свет, подходит к Туве, смотрит на абстрактную картину, которую та пишет. Что это? Это мой автопортрет. Как ты думаешь, на что я больше похожа, на воду, огонь или бурю? Атос: на все это вместе. Туве: у тебя есть сигареты? Атос достает пачку. Как здорово, а то я весь день бычки курю. Пойдем погуляем. Но там такая погода! Туве: в самый раз для прогулок.
Туве и Атос идут по улице, сильный ветер и дождь. Они выходят к берегу моря. Атос поскальзывается и падает. Туве смеется. Не смешно! Туве присаживается рядом с Атосом: если бы я вышла замуж – то только за тебя. Атос: это предложение? Туве: но мы же с тобой разумные люди.
Утром Туве будит телефонный звонок. Она берет трубку, потом будит Атоса: скажи своей жене, чтобы она не трезвонила в такую рань. Атос разговаривает с Май-Ли. Потом он говорит Туве, что ему надо идти.
Стук в дверь. Квартирная хозяйка говорит Туве, что ей пора получить арендную плату. А вы не могли бы дать мне небольшую отсрочку? Но вы же знаете, что на эти деньги живет моя семья. Туве: минуту. Она уходит в комнату, возвращается со своим абстрактным автопортретом. Когда я стану знаменитой в Париже, вы сможете продать эту картину за большие деньги. Во время этого разговора Атос натягивает брюки. Он целует на прощанье Туве и уходит. Он говорит квартирной хозяйке: рад был познакомиться. Я тоже.
Туве приезжает в особняк мэра. Она заходит в дом. Там происходит чествование юбиляра. Пока звучат торжественные речи, Туве подходит к подносу, на котором стоят рюмки со спиртными напитками, берет одну из них и подносит ко рту. За ей спиной звучит голос Вивики: как не стыдно! Туве оборачивается. Вивика держит в руке бокал с шампанским, предлагает Туве выпить. К ним подходит отец Вивики (Эрик). Она знакомит его с Туве: моя подруга, тоже художница. Эрик говорит, что ему понравились пригласительные билеты: очень оригинально. Туве: оригинальность – моя характерная черта. У нас в семье принято оказывать помощь людям, которые не способны творить сами. Но все-таки наличие буржуазии нам чрезвычайно полезно: иначе от кого бы мы получали заказы?
Туве выходит на веранду, курит. К ней подходит Вивика с бутылкой шампанского. Женщины выпивают. Вивика: курящая женщина, это так интересно! Она вынимает из руки Туве сигарету и тушит ее в снегу, забирает у нее бокал с шампанским, ставит его на перила, гладит руку художницы. Ты никогда не целовалась с женщиной? Вивика наклоняется к лицу Туве. Открывается дверь, на веранду выходит мужчина: о, извините, не хотел вам мешать! Вивика: ничего страшного. Туве, это мой муж Курт. Муж говорит Вивике, что ее спрашивают гости. Супруги покидают веранду. Дверь открывается, появляется горничная: для фрекен Янссон приготовлена комната.
Утром Туве видит в окно, как Эрик садится в автомобиль и уезжает. Она заходит в спальню Вивики. Та интересуется: как спала? Туве: хорошо. Нет, плохо! Вивика: садись завтракать. Сама она присаживается на край кровати. Туве садится за сервированный стол, потом поднимается, подходит к кровати, склоняется над Вивикой. Женщины целуются, раздевают друг друга и ложатся в постель.
Вивика и Туве лежат в постели. Вивика курит. Туве рассказывает ей забавные истории: … а потом он проглотил Иисуса и мартышку. Через некоторое время мартышка вышла из него. Вся черная! Вивика хохочет: ты настоящая Мюмла! Туве: а ты кто? Вивика: я – Тофсла. Туве: нет, ты – Вифсла. Поцелуйсла менясла.
Стук в дверь. Туве прячется под одеяло. Заходит горничная: вам чего-нибудь нужно? Вивика поднимает край одеяла: тебе что-то нужно? Нет, спасибо.
Вивика лежит в постели с сигаретой в руке. Туве надевает на голову цилиндр и танцует для подруги.
Туве и Вивика обедают, им прислуживает горничная. Вивика говорит: тебе обязательно надо выйти замуж. Быть замужней женщиной – это так удобно.
Туве рисует в блокноте Снусмумрика, сидящего на перилах моста. Потом она рисует рядом Муми-тролля. Она разговаривает за сказочных персонажей. Муми-тролль говорит, что ему пора отправляться в путешествие. Потом Туве рисует Тофслу и Вифслу, придумывает для них диалоги на особом языке.
Туве в ресторане за столом с Атосом. Тот говорит: мне тебе кое-что надо сказать. Туве: я сегодня еще толком не ела. И вчера – тоже. У меня творческий порыв. Атос: и с деньгами туго? Да. Я тоже должна тебе кое-что рассказать. Я нашла новое место в старом доме. Атос: в Марокко? Туве: речь идет о внутреннем пространстве в моей душе. Я переспала с женщиной. Атос: это был интересный эксперимент? Это был акт освобождения? Туве: да. А что ты мне хотел сказать? Атос: наша газета могла бы дать тебе заказ. Рисунки для детей, ты же любишь сочинять истории. Сейчас все газеты публикуют комиксы для детей. Туве: это должно быть что-то серьезное, остро социальное, про права трудящихся? Атос: ты можешь рисовать все, что захочешь. Вот твой отец взбесится, когда узнает, что его дочь публикуется в социалистической газете! Туве: но тогда мне останется меньше времени для моей основной работы. Атос: всего одна история в неделю. Туве: мне надо подумать. Атос: а теперь скажи – как это было? Туве: это было так, словно неотразимо очаровательный дракон унес меня куда-то ввысь. Атос: а этот дракон не остался голодным? Туве: думаю, что нет. Атос: а он вернется за тобой? Туве: этого никто не может сказать наверняка.
Туве подходит к входу в театр. На стене висит афиша: «Респектабельная шлюха», режиссер Вивика Бандлер.
Туве проходит в зал, она наблюдает за репетицией. Вивика дает указание актрисе: ты должна чувствовать, что заложено между строк текста. Ведь речь идет о запретно страсти. Она обнаруживает, что за репетицией наблюдает Туве. Фрекен Янссон? Я рада, что вы занесли мне свою рукопись. Давайте обсудим ее позже. Я вам вечером позвоню.
Вечером Вивика заходит в квартиру Туве с бутылкой вина в руке. Туве сразу набрасывается на нее, валит подругу в постель.
Туве разливает вино в эмалированные кружки. Вивика берет лежащие на столе рисунки про муми-троллей. Это кто? Это Морра, она такая холодная, что замораживает все, к чему прикоснется. Вивика рассматривает рисунки, на которых изображены Тофсла и Вифсла. Как ты это придумываешь? Так, чиркаю, когда устаю от работы. А как тебе нравится мои картины? Вивика смотрит на картины, которые Туве выставила к ее приходу. Неплохо. Но вот эти рисунки – это нечто. Они тут у тебя все сумасшедшие. Впрочемсла, они и не могут быть другимисла. Туве: я не получу наследства, мне не дают стипендию. Я пишу эти картины, чтобы выжить. Вот такая я.
Утром, пока Туве спит, Вивика рассматривает рисунки к историям про муми-троллей, изучает карту долины муми-троллей. Потом она обнаруживает на полке рукописную книгу «Муми-тролль и комета», прячет ее во внутренний карман своего пиджака. Она будит Туве: пора вставать, красавица! Да, любимая. Вивика говорит Туве, что она соскучилась по Парижу. Я хочу туда поехать вместе с тобой. Туве: мне это не по карману. Вивика: ничего, ты что-нибудь придумаешь.
На следующий день Туве наносит визит Эрик. Кофе? Не откажусь. Сейчас, только камин разожгу. Тогда не надо, я ненадолго. Тут такие высокие потолки, очень хорошо для художника. Но, скорее всего, тут нужно будет делать ремонт. Отапливать такую студию обходится дорого? Да. Ваши картины хорошо продаются? По-разному. Я больше знаком с творчеством вашего отца, он прекрасный скульптор. Эрик говорит, что городской совет хочет дать заказ Туве: нужно будет расписать фресками приемный зал мэрии. Туве соглашается.
Туве получает письмо от Вивики из Парижа. Та просит присылать письма с разных адресов: чтобы ни у кого не возникало вопросов, кто это пишет мне каждый день. Вивика восхищается Парижем и выражает надежду на то, что Туве скоро к ней приедет.
Хельсинки, 1947 год. Туве работает над фреской. Входит Атос, он рассматривает результаты работы Туве: это требование заказчика или отражение твоего внутреннего состояния? На фресках изображена женщина, в которой легко угадывается Вивика. Я думаю, что ее мужу это не понравится. Туве: а тебе такое тоже не понравилось бы? Атос: нет, но я же не узколобый. Туве обнимает Атоса: у меня нет мужчины, кроме тебя, нет женщины, кроме Вивики.
Туве приходит к родителям. Мать говорит, что гордится ею: фрески в мэрии были приняты очень хорошо. Туве жалуется на то, что ей все равно не дают стипендию. Виктор говорит, что Туве надо писать на холсте, а не заниматься картинками на стенах столовой. Туве: а на что я буду покупать холсты и краски? А я тебе об этом давно говорил, но ты уже сдаешься. Туве: я не сдаюсь. Мать утешает Туве: просто он проиграл конкурс.
Туве украшает комнату. Она вывешивает транспарант: добро пожаловать домой, Тофсла!
Туве на вокзале, в руке она держит цветок. В зале ожидания появляется Вивика. Рядом с ней – молодая женщина. Туве! Как мило, ты меня встречаешь! Это Айра Коскинен, балерина, мы с ней в Париже познакомились. А это Туве Янссон, она рисует прекрасные картинки для детей. Айра: я пойду закажу такси. Туве: зачем? Я сегодня устраиваю вечеринку, приглашаю всех. Вивика: а почему бы и нет?
В квартире Туве собрались гости, в их числе и Сэм с Май-ли. Начинаются танцы. Туве берет гармошку, садится на пол, играет, глядя на танцующих гостей. Рядом с ней усаживается Май-Ли. Она показывает на танцующую Вивику: она все время так делает, подает надежду, потом оставляет тебя. Она постоянно играет с людьми. Туве: она и с тобой играла? Она играет со всеми.
Туве танцует с Вивикой. Та отдает ей книгу про Муми-тролля: извини, это я ее забрала. Давай сделаем про Муми-тролля спектакль, или лучше мюзикл. Туве: муми-тролли не танцуют. Вивика: ты что, злишься на меня? Нет, я просто хочу разорвать тебя на куски. Но ты же сама ко мне не приехала, даже после того, как получила деньги за заказ отца. У меня он отнял очень много времени. Вивика: а я-то думала, что ты свободный художник. Можно я у тебя ночевать сегодня останусь? Можно. Пусть остаются ночевать все. Вивика: так мы поставим спектакль? Туве: нет. Вивика: да. Она впивается поцелуем в губы Туве.
Гости вечеринки, танцуя, начинают сбрасывать с себя одежду.
На следующий день Туве грунтует холст, на котором был изображен ее абстрактный автопортрет. Входит Атос. Как дела? Туве: тут вчера была вечеринка поклонников Вивики Бандлер. Она хочет поставить спектакль про муми-троллей. Я согласилась делать декорации и заниматься костюмами. А у тебя как дела? А я подал на развод и купил новую шляпу. Вот эту. Ведь женатый философ – это комическая фигура. Туве: это Ницше сказал. Атос: но я все равно остаюсь комической фигурой, потому что хочу снова жениться. Туве смотрит на Атоса: ты и вправду этого хочешь? Атос: да, совсем немного. Все, забудь.
Идет генеральная репетиция спектакля. Вивика хвалит актеров. На прощанье – вспомните наше правило. Накануне премьеры никого алкоголя и не надо трахаться. Но, если невтерпеж, то можно.
Актеры расходятся. Туве идет за кулисы, она видит столик, на котором стоит бутылка вина и два бокала. Туве заглядывает в подсобное помещение. Там Вивика занимается сексом с одной из актрис. Она выходит к Туве: ты ведь будешь на премьере? Туве молча уходит.
Туве идет по улице с Атосом. Тот говорит: но ведь ты же знаешь, что драконы не отвечают взаимностью людям. Туве: а ты можешь сделать мне предложение? Атос: ты это серьезно, это не шутка? Туве: я никогда не была более серьезной. Атос: Туве Янссон, ты выйдешь за меня замуж? Да.
Атос и Туве лежат на диване, курят, пьют вино, слушают музыку. Туве: а ты возьмешь на меня и бремя моих расходов? Да, если ты перестанешь делать лишние траты. Нехорошо ведь, когда жена социалиста тратит так много. Туве: значит, придется отказаться от вина. Хорошо, перейдем на самогон. Атос задирает платье Туве: ладно, красивые тряпки ты будешь покупать.
Атос и Туве утром лежат в постели. Атос: о чем ты думаешь? Туве: о Вивике. Я ничего не могу с этим поделать. Прости меня. Атос: кажется, я не смогу прекратить быть таким чувствительным.
Туве на премьере смотрит спектакль про Муми-тролля и комету. Зрители в восторге. В зале отец, мать и брат Туве. После окончания спектакля Вивика и Туве поднимаются на сцену. Им устраивают овацию.
Идет 1952 год. Туве встречается с редактором газеты. Тот говорит: почему вы решились на это? Туве: я потерпела фиаско как художник. Редактор: наши читатели будут этому только рады. Туве смотрит на сумму гонорара, прописанного в контракте. Это мой первый ежемесячный гонорар. Редактор: не ежемесячный, а еженедельный. Туве: расскажите о вашей газете. «Ивнинг пост» – одно из крупнейших изданий в мире. Вы будете выдавать по шесть полос еженедельно на протяжении семи лет. Туве подписывает контракт.
Туве сидит за рабочим столом, трудится над комиксом про муми-троллей. Рядом сидит Ларс, он тоже рисует комиксы. Он просит сестру посмотреть на один из его рисунков. Туве смотрит на результат работы брата, одобряет его.
Туве раздает автографы маленьким детям. Перед ней целая очередь из читателей с книгами по муми-троллей.
С Туве разговаривает Майя: наверное, приятно иметь столько поклонников? Да. И иметь деньги – тоже неплохо. Майя: у Сэма будет выставка в Париже. Ты приедешь? Он бы очень этого хотел. Туве говорит, что она загружена работой.
Туве приезжает в Париж и приходит на выставку Сэма. Там Майя знакомит ее с Тууликки Пиетиля. Та расспрашивает Туве о том, как продвигается работа над комиксами. Туве говорит, что ей помогает брат. Тууликки: вот не знала, что Ларс рисует комиксы. Туве: он тоже раньше не знал.
Майя предлагает подругам приобщиться к удовольствиям ночной жизни Парижа. Они отправляются в ночной клуб, танцуют и выпивают там. Внезапно Туве обнаруживает, что в клубе находится Вивика. Она танцует с какой-то девицей. Вивика подходит к Туве, знакомит ее с Коко. Она приглашает Туве за их столик.
К Туве подходит Майя: я еле тебя нашла. Мы уходим. Туве: я вас догоню попозже. Майя и Тууликки уходят.
Вивика предлагает Туве и Коко вместе отправиться к ней. Туве отклоняет предложение и покидает клуб. На улице ее догоняет Вивика, повторяет свое приглашение. А где твоя Коко? Какая еще Коко?
Туве и Вивика занимаются сексом. Потом Туве спрашивает: а когда ты поняла, что твое призвание – театр? Вивика: я сначала думала, что буду заниматься кино, а потом поняла, что создана для театра. Туве: а я до сих пор так и не поняла, что мне больше нравится – писать картины, рисовать комиксы, писать книги. Хочется заниматься всем сразу. Вивика: вот и занимайся. Туве: я люблю тебя, больше всего на свете, никого так не любила. Вивика: а я не могу без Парижа.
Утром Туве целует Вивику и встает с постели. Прощай, я должны тебя отпустить в твой мир. Вивика: в какой еще мой мир? Туве: в мир, где драконы живут на свободе. Вивика: ты никуда не уйдешь, останься! Туве уходит.
Туве помогает матери разбирать вещи в мастерской умершего отца. Она смотрит на одну из скульптур. А я любила ему позировать. Он был при это такой напряженный. Мать: а я боялась, что ты замерзнешь. Туве: а я и мерзла. Можно, я возьму эту скульптуру? Да. Я знала, что ты этого захочешь. Возьми еще вот это, отец хотел, чтобы это хранилось у тебя. Мать передает Туве большой альбом. Там вырезки из газет с комиксами про муми-троллей. Туве плачет.
Туве у себя дома пишет портрет. Стук в дверь. Входит Тууликки. Она приносит Туве две булочки. Как мило! Тууликки спрашивает: что рисуешь? Туве: я еще не закончила. Она поворачивает холст на подрамнике. На нем фигура женщины, вместо лица пустое место. Картина называется «Начинающая».
Финальные титры. Туве прожила с Тууликки всю свою жизнь вплоть до смерти, наступившей в 2001 году. Туве написала несколько романов. Ее дружба с Атосом и Вивикой продолжалась всю жизнь. Вивика стала успешным театральным деятелем. В своих воспоминаниях она сожалела о том, что не смогла удержать свою любовь.
Отзывы