Динамичные захватывающие хиты 1990-х "Карты, деньги, два ствола" и "Большой куш", на съемках которых Гай Ричи работал с Джейсоном Стэйтемом, без труда завоевали сердца зрителей. Благодаря этим картинам Ричи получил статус новатора на режиссерской ниве, а Стэйтем стал харизматичным претендентом на главные роли, способным не только крушить черепа, но и давить противников сарказмом. Творческий тандем продолжал сотрудничать и впоследствии, однако с момента выхода в 2005 года фильм "Револьвера" Ричи и Стэйтем на съемочных площадках не встречались. В фильме режиссер и актер воссоединились.С самого начала Ричи знал, что единственный актер, идеально подходящий на роль Эйча, – это Джейсон Стэйтем. «Мне всегда нравился Джейсон Стэйтем как актер, – признается режиссер. – Фактически его актерская карьера началась с роли в моем фильме "Карты, деньги, два ствола". Я всегда был уверен, что он станет кинозвездой, и очень рад, что не ошибся. У него был свой путь в кинематографе, у меня – свой. Но я знал, что рано или поздно наши пути обязательно еще раз пересекутся. И тут появилась история, которая идеально подходила и мне, и Джейсону. Фильм вообще не смешной. Он серьезный. В картине поднимаются темы мести, семьи, а также грехов отцов, за которые расплачиваются дети».Вполне ожидаемо, что Джейсона Стэйтема не пришлось долго уговаривать. «Мне было достаточно позвонить ему и за две минуты обрисовать сюжет будущей картины, – утверждает Ричи. – Ни он, ни я долго не раздумывали. Нам понравился сюжет. Мы не были ничем заняты на тот момент. Для любой кинокартины важно, чтобы режиссер и исполнитель главной роли страстно хотели бы снять один и тот же фильм. Это был как раз тот самый случай. Описать фильм в паре предложений можно так: «Джейсон Стэйтем в умном жанровом фильме о мести». По словам актера, его привлекли драматичность истории, таинственность его персонажа и то, как постепенно в сюжете раскрываются истинные мотивы Эйча. «Драматизм нарастает по мере того, как растут ставки, – говорит Стэйтем. – Эйч ищет виновных, чтобы каждый из них заплатил свою цену за прегрешения». Учитывая специфику динамичного сюжета, Ричи и Стэйтем сошлись во мнении, что все должно быть показано предельно реалистично и откровенно. Режиссер признает, что такой подход был для него в новинку. «На этот раз фильм получился предельно реалистичным, мы не делали послабления ни в чем. – объясняет Ричи. – Картина об алчности, крови, тщеславии, о семи смертных грехах, упомянутых в Библии. Во всяком случае, вы найдете в сюжете пять из этих смертных грехов».Пожалуй, никто не сыграет крутого парня лучше, чем Джейсон Стэйтем. Английский актер сделал впечатляющую карьеру, играя роли брутальных персонажей в таких фильмах, как ПЕРЕВОЗЧИК, АДРЕНАЛИН, НЕУДЕРЖИМЫЕ, МЕХАНИК и др. При этом актер обладает завидным чувством юмора. Он способен вызывать у зрителей смех, сохраняя при этом невозмутимое выражение лица в самых немыслимых ситуациях, а в 2015 году смог продемонстрировать свой комедийный талант в фильме "Шпион". Фильм преподнес Стэйтему новый актерский вызов. «Он расчетлив, умен, сконцентрирован и целеустремлен», – говорит Ричи о главном герое. Боль, которая движет персонажем Стэйтема, вполне понятна. «Он – достаточно непростой человек. Но в первую очередь он – отец, – говорит Стэйтем, который сам не так давно стал отцом (у Джейсона и его супруги Роузи Хантингтон-Уайтли родился сын Джек. – Прим. ред.). – Хотя я сам стал родителем довольно поздно, сейчас все в моей жизни так или иначе связано с отцовством. Для меня настоящий кошмар сама мысль о том, что я могу все это потерять. Не представляю, через что проходит человек, потерявший сына или дочь. Для меня это просто непостижимо. Я неоднократно обсуждал этот вопрос с Гаем во время съемок».Ричи и Стэйтем давние друзья, и это взаимопонимание шло съемкам только во благо. В частности, их представления о персонаже в корне ничем не отличались. Несмотря на то, что они не работали вместе без малого 15 лет, восстановить рабочую атмосферу не составило труда. «Тогда, 20 лет назад, мы через многое прошли вместе, – вспоминает Стэйтем. – Теперь же нам обоим было интересно, не изменилось ли что-то в нас самих, что могло бы помешать совместной работе. К счастью, ничего не изменилось. Я влюбился в свою профессию благодаря счастливому лотерейному билетику, который мне подарил Гай. Этот билет назывался Карты, деньги, два ствола». «Кажется, Джейсон не постарел ни на один день, – говорит Ричи об актере. – Ума не приложу, в чем его секрет, но он по-прежнему в отличной физической форме».Чтобы сформировать сильный исполнительский ансамбль вокруг Стэйтема, Ричи обратился к тем, кого считает самыми одаренными актерами современности. Так, одну из важнейших ролей в картине он предложил Холту Маккэллани, который сыграл у Дэвида Финчера в детективном сериале «Охотник за разумом». В фильме Маккэллани досталось роль Пулемета – бывшего военного, а ныне сотрудника Fortico Securities, который сразу же проникается симпатией к Эйчу. Рассказывая новичку о специфике работы компании, Пулемет знакомит Эйча с коллегами, а также становится его напарником и наставником, помогает изучить все тонкости ежедневной работы инкассатора. «По своей натуре мой герой – жизнерадостный экстраверт, однако демобилизация из армии наложила на него отпечаток, – говорит актер о своем персонаже. – Пулемет недоволен своей нынешней жизнью и перспективами».Маккэллани признается, что ему сразу же понравился его герой. По словам актера, Пулемет – «обаятельный и веселый парень, обладающий отличным чувством юмора». Также актер решил своей ролью отдать дань уважения другому знаменитому герою фильмов в жанре экшн, с которым его связывают личные воспоминания. «В детстве моим любимым актером был Стив МакКуин, – вспоминает Маккэллани. – Моя мама была актрисой и однажды снималась вместе с его первой женой Нил Адамс. Однажды Стив и Нил зашли к нам в гости, и у меня появилась возможность познакомиться со своим кумиром лично. Я до сих пор считаю, что Стив – самый крутой актер в мире, а его фильм ДЕТЕКТИВ БУЛЛИТТ критики часто называют лучшей работой в его карьере. Так что, я, читая сценарий, невольно думал, что своей ролью отдам дань памяти Стиву МакКуину».Поначалу ни Эйч, ни Пулемет не осознают, что другой что-то затевает. Хотя Пулемет начинает питать подозрения в отношении своего нового партнера после очередной попытки группы преступников ограбить их фургон.«Пулемет восхищается и уважает Эйча, потому что тот очень талантлив и обладает массой достоинств, – говорит Маккэллани. – Когда Эйч предотвратил попытку ограбления, Пулемет не мог не отметить его бойцовские качества, находчивость и способность сохранять самообладание в критической ситуации. Без преувеличения он был впечатлен. Вместе с тем у Пулемета появляются подозрение: почему такой талант довольствуется низкооплачиваемой работой охранника? Возможно, Эйч является не тем, за кого себя выдает?»Каждому герою нужен достойный противник. В фильме им стал Джексон в исполнении Джеффри Донована. Джексона нельзя назвать типичным злодеем. Он ветеран, любящий муж и заботливый отец. Он отчаянно пытается прокормить свою семью, хотя вакансий для него не так уж и много. Благодаря необычной структуре сценария со сменяющимися ракурсами личность и мотивы Джексона откроются зрителям лишь в третьем акте картины. Донован известен кинозрителям по роли в фильме КРОВНЫЕ УЗЫ (2020). На телеэкранах актер появлялся в сериалах «Фарго» и «Черная метка». «В результате неприятного инцидента в Афганистане он был с позором изгнан из армии, – рассказывает Донован о своем персонаже. – Фактически, он признан преступником и не имеет достаточно средств к существованию. Ему приходится сводить концы с концами любыми возможными способами. Он опытный солдат, но на гражданке не так много вакансий для квалифицированного военного. Поэтому Джексон решает начать потрошить инкассаторские фургоны. Он считает, что это самое гуманное преступление, ведь во время ограбления можно обойтись без жертв». Себе в помощь Джексон набирает солдат из числа своих бывших сослуживцев на Ближнем Востоке. «Эти парни служили в одном подразделении, – продолжает Донован. – Джексон был их сержантом. Они сделают все для своего командира, а он готов на все ради них. Они никого не хотят убивать. Они никому не хотят причинить вред. Они просто пытаются обеспечить свои семьи. Грабители обосновывают свои действия простой логикой: «Инкассаторские грузовики застрахованы, мы просто забираем деньги у банка. Страховка покроет украденное». «Ни один преступник не признается в том, что он преступник, и Джексон не исключение, – добавляет Донован. – И все же, я думаю, в нем куда больше чести, чем во многих законопослушных гражданах. Во всяком случае, это нетрудно заметить по тому, как он общается со своими людьми и с жертвами ограблений. Однако в любом, даже самом тщательно продуманном плане что-то может пойти не так, и ставки начнут хаотически расти. Джексону приходится идти до конца, и тут-то начинаются неприятности».Один из самых колоритных сотрудников Fortico обзавелся поистине незабываемым прозвищем – Мелкий Дэйв. «Я заметил, что в фильмах Гая Ричи персонажи часто называют друг друга по именам, поэтому имена должны быть запоминающимися, – считает Джош Хартнетт. – Мне это нравится. Мне кажется, это довольно смешно. Во всяком случае, это одна из уникальных особенностей фильмов Гая Ричи». Хотя Хартнетт и не работал с Ричи ранее, с жанром боевиков он знаком не понаслышке. За двадцать с лишним лет актер снимался в таких фильмах, как ЧЕРНЫЙ ЯСТРЕБ и ГОРОД ГРЕХОВ. Он без труда вжился в мир фильма ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. «Дэйв старается доказать свою крутизну, пытается бросить Эйчу перчатку, но он слишком комичен, чтобы его могли воспринимать всерьез, – описывает актер своего героя. – Пытаясь кого-то отпугнуть, он, скорее, лает, но не кусает, а на это тявканье Эйчу наплевать. Поэтому Мелкий преимущественно остается на заднем плане». Чтобы лучше вжиться в роль, Харнетт придумал впечатляющую легенду Мелкого Дэйва еще до начала съемок. «Я представил, что Дэйв хотел служить в армии, но ему отказали по целому ряду причин, в первую очередь из-за темперамента, – рассказывает актер. – Затем он переехал в Лос-Анджелес, чтобы стать актером, однако и на этом поприще не добился впечатляющих успехов. Потом он нашел работу, в которой сочетались бы обе эти профессии, и он мог бы играть роль крутого парня. На самом деле, он – обычный молодой человек, выросший без отца, который пытается доказать окружающим, что он на что-то годен».Дана – единственная женщина в пропитанном тестостероном офисе Fortico, однако, по мнению ирландской актрисы Нив Алгар (сериал «Воспитанные волками»), ей там комфортно. «Я думаю, Дана привыкла жить в мире мужчин, – объясняет актриса. – По легенде, которую я придумала, она выросла с несколькими братьями, так что умеет найти подход к парням в своей команде. Она сильна духом, обладает исключительной реакцией и не даст спуску никому. Она – член семьи охранников-неудачников. Внешне она кажется крутой, но где-то глубоко внутри она хрупка и уязвима». Когда появляется Эйч, Дана проникается симпатией к новому сотруднику, однако их отношения развиваются по неожиданному сценарию. «Поначалу Дана воспринимала Эйча как какую-то новую игрушку, – говорит Алгар. – Она не может не симпатизировать этому англичанину. Узнав о нем больше, она заинтригована, потому что Эйч представляется таинственной фигурой. Со временем их отношения становятся чуть более романтичными. Вот тогда-то Дана узнает об Эйче даже больше, чем ей хотелось бы знать».«Моего героя можно описать одним только словом: опасен, – улыбается Скотт Иствуд. – Очень опасен. Он вспыльчив и совершенно непредсказуем». Вне всяких сомнений Джен является самым неблагонадежным членом команды Джексона. У него ярко выраженный аппетит к богатству и статусу, которые проявляются и во внешности персонажа. «Я хотел, чтобы Джен был холеным, очень заботился о своей внешности, уделял излишне много внимания статусным вещам, – говорит актер, знакомый зрителям по ролям в фильмах ТИХООКЕАНСКИЙ РУБЕЖ, ФОРСАЖ 8 и ЯРОСТЬ. – Гай хотел придать персонажу мужественности, поэтому мы добавили в образ моего героя накладной шрам и контактную линзу белесого цвета. Я носил все это на протяжении всех съемок». Иствуду особенно понравились трюковые сцены. «Это настоящий экшн, – рассказывает актер. – Мы бегали с оружием наперевес, стреляли, дрались с врагами, дрались с друзьями. Я люблю спорт, так что все динамичные сцены были мне в радость. Наверное, в этом я по-настоящему преуспел». Как и многие другие персонажи фильма ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, Джена вряд ли можно назвать заурядным преступником. «В фильмах Гая Ричи занятно то, что он любит исследовать криминальный мир, но у каждого из героев его фильмов есть свои недостатки, свои фишки, – отмечает Иствуд. – Каждому из них довелось многое пережить. Это помогает нам лучше понять своих героев. Возможно, некоторые из них творили какие-то ужасные вещи, которые не постичь здравым рассудком, их мотивы в принципе можно понять. Это делает фильм интересным, ведь с уверенностью нельзя утверждать, кто в них хороший, а кто – плохой».Роль Терри, управляющего депо броневиков инкассаторской компании, сыграл Эдди Марсан, появившийся в таких фильмах Ричи, как "Джентельмены" и ШЕРЛОК ХОЛМС. Терри – это своего рода функциональный центр депо, он назначает маршруты и следит за логистикой денег. «После ограбления, с которого начинается фильм, Терри чувствует обеспокоенность и боится потерять еще одного инкассатора, – говорит Марсан. – Эйч поначалу кажется моему герою очень эффективным и спокойным работником, хотя шестое чувство подсказывает Терри, что тут что-то нечисто. Он опасается, что Эйч может быть опасен – в том смысле, что совершенно игнорирует четко определенную процедуру. Терри подозревает, что в случае попытки ограбления, Эйч может нарушить протокол и попытаться дать преступникам отпор. И Терри из-за этого лишится еще одного инкассатора». Инстинкты Терри не подводят, хотя беспокоиться за Эйча, конечно, не стоит. Новичок вполне способен справиться с любой нестандартной ситуацией, в которой может оказаться. На контрасте с ним Терри не отличается излишней мужественностью, но это качество характера персонажа Марсана ничуть не смущало. «В этом фильме полно альфа-самцов – крутых парней, которые бегают в бронежилетах и с оружием в руках, – объясняет актер, – так что сыграть тревожного офисного работника на их фоне было мне очень интересно».Несмотря на то, что действие картины происходит в Южной Калифорнии, ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ снимался преимущественно в Лондоне. Индустриальные постройки Туманного Альбиона с успехом заменили безликие каменные задворки Лос-Анджелеса. Впрочем, некоторые экстерьерные сцены пришлось все же снять в Калифорнии, чтобы сориентировать зрителя в пространстве. Ричи стремился к тому, чтобы фильм был как можно более реалистичным – будь то выбор локаций, диалоги персонажей, динамика боевых сцен или хореография сцен с ограблениями. «Всеми доступными нам способами мы стремились сделать фильм более реалистичным, – утверждает Ричи. – Скажем, мы практически не репетировали трюковые сцены. События, в том числе и поединки, должны были развиваться естественным, правдоподобным способом. Мы хотели показать, как люди могли бы себя вести в реальной ситуации, а не продемонстрировать очередную фантазию профессионального постановщика на заданную тему».До начала съемок Ричи собрал всех актеров на предварительный прогон всего будущего фильма. Этот прием он называет «черный ящик». Стандартной читке сценария за круглым столом Ричи предпочитает более динамичный способ понять, как будет выглядеть будущая картина. Пользуясь минимумом декораций и реквизита, актеры буквально проигрывают весь фильм, а камера фиксирует происходящее. За восемь часов, которые уходят на подобное мероприятие, создается черновой вариант каждой сцены картины. «Мы лишь пытаемся наметить будущий маршрут, не вдаваясь в детали, – объясняет Ричи. – Я могу потратить целый день, обсуждая с актерами диалоги, пытаясь улучшить реплики и весь сюжет. Как показывает опыт, такой подход улучшает сценарий всего на 15% или около того. Кроме того, этот способ сложнее для актеров, потому что им приходится заучивать новые реплики. Это сопряжено с дополнительным стрессом, что негативно сказывается на работе актеров в кадре». Техника «черного ящика» была в новинку для Холта Маккэллани. Тем не менее, актер утверждает, что она помогла ему лучше понять своего героя и его отношения с другими персонажами в каждой сцене фильма. «Мы получили возможность проиграть все сцены (или, по крайней мере, большую их часть) еще до начала съемок, – объясняет Маккэллани. – Обычно мы довольствуемся репетициями отдельных моментов, но никогда не проигрываем длинные сцены и уж тем более весь фильм целиком за один подход. «Черный ящик» дал нам шанс увидеть подноготную наших персонажей в несколько ином ракурсе, чем если бы мы устраивали привычную читку за круглым столом. Весь процесс снимали на камеру, так что у нас получилась самая необычная репетиция из всех, какие только можно представить». «Это было хорошее вступление, демонстрирующее стиль работы Гая, – добавляет Алгар. – Мы сразу же поняли, в каком ключе нам предстоит работать на съемках. Гай часто меняет диалоги на лету, если слышит какую-то фальшь. У него отлично развита чуйка, он полагается на интуицию. Если какая-то реплика не звучит, он моментально предлагает другую вместо нее, и всякий раз замена попадает в десятку. Гай не сдерживает актеров, и это просто замечательно».Столь острый слух выгодно выделяет Ричи среди современных режиссеров. За свою многолетнюю карьеру он успел попробовать свои силы в самых разных жанрах, начиная с независимых фильмов и заканчивая студийными блокбастерами. Однако во всех его картинах нетрудно заметить, как остроумно подшучивают друг над другом персонажи его картин. «В фильмах Гая очень богатый язык, и мне это всегда нравилось, – признается Маккэллани. – Иногда диалоги становятся совсем уж неприличными. Частенько персонажи подтрунивают друг над другом, но это очень точно передает манеру общения в мужском коллективе, то, что Эрнест Хэмингуэй называл «мужским языком». Гай отлично понимает эту специфику». Внесением изменений в диалоги в процессе съемок Ричи не ограничивался. На самом деле, любой из его фильмов менялся уже во время съемочного процесса. Режиссер мог изменить что угодно, если считал, что это пойдет на пользу картине, – внешность персонажа, его походку, мимику, акцент, декорации и даже сюжет. Такой подход требует от актеров и съемочной группы определенной гибкости, уверенности в режиссере и готовности принимать любые возможные изменения. «Гай работает так, как ни один другой режиссер, с кем мне доводилось сотрудничать, – заявляет Хартнетт. – Он постоянно предлагает новые идеи, стараясь максимально приблизить видимое к желаемому. Я думаю, он получает наслаждение от самого творческого поиска. Он сидит за мониторами и постоянно прибегает к нам с новыми идеями. Так что, приходя на работу каждый день, мы не знаем наперед, чем этот день закончится. Мне это нравится. Очень интересно работать, когда каждый день появляются какие-то новые повороты».«Он очень умелый режиссер, я его очень уважаю и ценю, – добавляет Иствуд. – Он из тех, кто привык добиваться намеченной цели всеми возможными способами». Марсану тоже нравится определенная свобода на съемочной площадке. По его словам, Ричи не сдерживал спонтанную творческую энергетику актеров. «Так процесс становится более творческим, – считает Марсан. – Оператор не стоит на одном месте и следует за тобой, так что съемки напоминают некий танец с камерой. Когда чувствуешь, что камера внимательно следит за тобой и улавливает каждое твое движение, работать лично мне гораздо приятнее. Я понимаю, какой драматический эффект окажет на фильм то или иное мое действие. Можно практически ощутить, как съемочная площадка пропитана живым творчеством». Ричи признает, что требует от актеров многого, однако актеры фильма всецело оправдали его ожидания. «Они все очень трудолюбивы, – заявляет режиссер. – Должен сказать, мне очень понравилось работать со всеми этими ребятами. Они настоящие профессионалы, уважающие друг друга». Однако на съемочной площадке работали не только профессиональные актеры. Эпизодическую роль в фильме ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ сыграл 9-кратный номинант премии «Грэмми» Post Malone. Рэпер появился в компании Стэйтема в одной из самых запоминающихся сцен фильма. «Post Malone – один из самых очаровательных людей из всех, с кем мне доводилось встречаться, – говорит Ричи. – У него фантастические манеры. Он невероятно вежлив, профессионален, готов работать сверхурочно, никогда не жалуется. Если честно, его энтузиазм воодушевлял всех на съемочной площадке, это был словно глоток свежего воздуха. Все были буквально покорены его феноменальной отзывчивостью. Он очень творческий человек и умеет работать в команде. При этом у него весьма самостоятельный образ мыслей и действий». О работе со Стэйтемом Ричи говорит, что их отношения с актером остались неизменными – партнерство на базе выработанных десятилетиями доверия и дружбы. «Мы с Джейсоном знакомы уже 22 года, – говорит Ричи. – За все это время мы даже ни разу не поссорились. Он – один из моих лучших друзей. Я очень уважаю его, как актера и как человека». Стэйтем добавляет: «Если бы мне пришлось до конца своей карьеры работать только на фильмах Гая Ричи, я был бы очень счастливым человеком».
Отзывы