Циничная сатира "Колумнистка", ставшая полнометражным дебютом голландского режиссера и сценариста Иво ван Аарта, отражает как актуальную феминистическую повестку, так и высказывается на темы травли и психологического террора в социальных сетях. Постановщик намеренно расставляет акценты таким образом, что лента дистанцируется от прямого социального высказывания и превращается в большую галерею персонажей с отчетливым вторым дном и гипертрофированными зависимостями. Благодаря главной героине (Катя Херберс, сериалы "Охота" и "Мир Дикого Запада") ван Аарт реализует множество амбиций, смешивая абсурдный триллер и черную комедию, когда показывает то самое беспокойство современного автора, который вдруг попадает под ярко выраженную гендерную критику и оскорбления. Сценарий Даана Виндхорста делает из героини Херберс одновременно и мишень для ядовитых слов, и боксерскую грушу, при помощи которой можно прокачивать свой уровень токсичности читателям ее колонки в популярном издании. В представлении режиссера протагонистка, живущая в стране, где приветствуется свобода мнений, сталкивается с яростью заурядных и внешне добропорядочных мужчин-обывателей, которые выплескивают свой диванный вой при помощи Twitter'а и Facebook'а. В то же самое время ван Аарт показывает как темная энергия комментаторов может породить из главной героини амбивалентного монстра и дать ей возможность подпитывать свое творческое начало при помощи убийств обидчиков разного возраста.
Острый и в меру жестокий нарратив Виндхорста показывает как зависимость от чужих и анонимных мнений в онлайн-культуре может прогрессировать от конфронтации к настоящему помешательству, выдающему в центральном персонаже черты серийной убийцы, которая находит жертв среди многочисленных троллей ее журналистского креатива. Поскольку ван Аарту важно воплотить при помощи Херберс на экране в первую очередь яркий типаж, то постановщик уходит от всестороннего рассмотрения протагонистки и не выдает никаких сигналов относительно того, что во всех своих бедах виновата она сама. Режиссер ясно дает понять, что вежливое и старающееся быть политкорректным общество способно порождать чудовищ, разделенных всего лишь экраном ноутбука. При такой постановке вопроса фильм оказывается способен поставить главный вопрос о том, насколько оправдана карикатурная жестокость персонажа Херберс по отношению к тем, кто угрожает ей в желчных и нарушающих границы комментах. Поэтому "Колумнистка" в интерпретации ван Аарта приобретает все черты современной сказки, предостерегающей зрителей и дающей возможность подумать над тем, что иногда важно сделать шаг назад и не давать хода разрушительным эмоциям.
Открывает "Колумнистку" ван Аарта простой и чрезвычайно эффектный кадр: звезда голландской журналистики Фемке Боот (Катя Херберс) испытывает скрытую тревогу и от этого держит во рту большой палец перед началом ток-шоу, посвященному проблемам онлайн-угрозам и оскорблениям. Оппонентом героини Херберс является инфернальный красавец с подведенными глазами Стивен Доод (Брам ван дер Келен), который выводит все громкие заявления молодой женщины о человечности и корректности в социальных сетях в плоскость сальных шуток. Позже персонаж дер Келена, который окажется мягким и домашним мужчиной, признается, что подобный эпатаж нужен был ему для привлечения интереса к его новому мистическому роману и должен был работать на имидж для целевой аудитории. Показательно, что постановщик отправляет протагонистку после выступления на ТВ домой по ночному городу через проливной дождь на велосипеде. Личный провал Фемке порождает сотни комментариев, где на несчастную свешиваются все ярлыки о ее профессиональной непригодности. Так ван Аарт подводит зрителей к мысли, что у главная героиня находится на грани кризиса, который должен вот-вот разразиться из-за тотального непонимания и слишком заносчивых высказываний о ее публикациях в местной газете.
Режиссер очень быстро включает триггер, выставляющий жанровые особенности картины, когда в одном из сообщений анонимный интернет-квакер пишет ей о том, что знает, где она живет. Характер Херберс, страдая от нестабильности, пытается под воздействием момента выпилиться из сети, но ее зависимость перед чужими словами и мнениями так высока, что уже на следующее утро она опять открывает свой разум для приема очередной порции негатива. При помощи гладкого монтажного стыка ван Аарт переходит от реальных пейзажей к пластмассовым и показывает игрушечный поезд и пластмассовых людей, расширенный вариант детского конструктора, где время и события находятся во власти абсолютно других законов. Фемке так хочется перевернуть этот победивший пластмассовый мир, что она дважды перевернет стол с движущимся поездом, и если в первом случае это будет сигналом к личному бунту против токсичных мужчин и сетевых психопатов, то во втором станет способом мести тому, кто с отвращением относился к ее статьям и мыслям. Кроме того, женщина получает разнос от издателя за то, что ни словом не обмолвилась на телевидении о своей новой полемической книге, которая еще не написана. Получив дедлайн на работу персонаж Херберс пробует создать бестселлер, но противный сосед Арьен (Рейн Хоффман) слишком увлечен благоустройством своего дома и комментариями о Фемке в сети, что женщине не остается ничего другого, как просто убить его, сымитировав несчастный случай.
Благодаря "Колумнистке" Иво ван Аарт с мрачным юмором высказывается на темы женщин, уставших от слишком много позволяющего себе патриархата, и способа преодоления писательницей творческого блока, когда и в голову никому не может прийти, что популярная журналистка станет вести счет смертям при помощи пальцев жертв в холодильнике. Крушение игрушечного поезда, появляющиеся в ключевые моменты пауки разных видов прямо свидетельствуют о том, что героиня Кати Херберс вступила в опасную зону эмоциональной турбулентности, когда сбросила двуличного соседа с крыши так, что никто не смог установить убийцу. Ван Аарту важно показать, что для творчества требуются иногда и жертвоприношения из критиков, которые развязывают руки и дают зрителям возможность понять, что добропорядочные мужчины могут быть хуже чертей и могут провоцировать психически нестабильную Фемке на расправы в духе американских пригородных слэшеров. Внутри главной героини режиссер поселяет необходимую для подобных типажей двойственность, она старается быть мягким интровертом и не навязывать никому свои мнения и линию поведения, но жестокие и безнравственные мужчины-лжецы подпитывают ее садистское alter ego и умирают от рук Фемке, которая становится хладнокровным и везучим киллером.
Автор экранной истории Даан Виндхорст понимает условность и ограниченность жанра, когда лишает большую часть мужчин брутальности и яиц. Это помогает ему найти единственно правильный путь для характера Херберс, которую можно рассматривать как рассерженную суперзлодейку. Она колесит по городу по вечерам с сумкой, где лежат кровавые орудия убийства, чтобы наказать хейтеров и показать, что она имеет право на свое мнение. Парадоксально, но если все обиженные женщины начнут вести себя подобно Фемке, то прольется настоящий кровавый дождь, когда будет открыт сезон охоты на страдающих от мизогинии существ мужского пола. В интерпретации ван Аарта в прямом и переносном смысле много крови, когда он открывает торжествующую и глумящуюся на грани сумасшествия женскую мизантропию, появившуюся у режиссера как ответ на повреждения внутри коммуникации, когда нарушение пределов свободы слова чревато тем, что Фемке будет бить сковородкой со всего размаха или бросать в ванну включенный ноутбук. Постановщик создает из героини Херберс прямую противоположность тому, что она так уверенно пропагандировала в самом начале. Фемке оставляет последнее слово за собой и заставляет навсегда замолчать тех, кто был с ней несогласен. Благодаря этому сценарий Виндхорста об особенностях свободы слова и ее границах делает акценты на мрачной и уродливой стороне, стараясь перевести женскую вендетту в область реального насилия с необратимыми психическими последствиями для главной героини.
В определенном смысле "Колумнистка" ван Аарта становится динамическим портретом женщины на пределе, загнанной в это состояние благодаря отвратительному сексизму. Постановщик внутри фильма, несмотря на всю условность сатиры, собирает целую коллекцию реальных страхов и показывает, к чему могут привести насмешки в полиции, когда обычная гражданка обращается с жалобой на интернет-травлю. С этой точки зрения интересна побочная линия Анны (Клер Порро), дочери Фемке, которая транслирует абсолютно серьезно материнские взгляды на либерализм и свободу слова внутри средней школы. Боот-младшая поднимает свои баннеры борьбы с патриархатом после увольнения из школьной газеты и идет на открытый конфликт с возрастным директором (Харри ван Рейтховен), который в ее глазах до омерзительного традиционен и не может понять, что всегда есть те, кто нуждается в помощи и освобождении. В конце первого акта, после более близкого интимного знакомства Фемке с ее критиком и автором готических хорроров Стивеном Доодом, ван Аарт незаметно для зрителей производит для Анны замещение женской фигуры в семье и выводит на ее место мужчину-писателя. Для героя ван дер Келена все происходящее вокруг его творчества выстраивается как хорошо спланированный пиар, когда за порогом дома Стивен непрерывно находится в образе. Вампирская внешность ряженого отнюдь не означает, что он по ночам будет пить кровь из Фемке или Анны и проводить свои ужасные обряды. Такой дуализм для писателя-мужчины, который нашел свое понимание зоны комфорта и не читает никаких комментариев о своих книгах, благодаря ван Аарту также может таить скрытую угрозу для характера Херберс, которой сложно находиться рядом с носителем двойных стандартов. Поэтому "Колумнистка" выводит кровавое возмездие главной героини как обострившуюся особую форму социопатии, показывая, что возможность иметь мнение по-прежнему может быть смертельно опасным удовольствием даже в толерантной Европе.
7
,9
2019, Комедии
84 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Циничная сатира "Колумнистка", ставшая полнометражным дебютом голландского режиссера и сценариста Иво ван Аарта, отражает как актуальную феминистическую повестку, так и высказывается на темы травли и психологического террора в социальных сетях. Постановщик намеренно расставляет акценты таким образом, что лента дистанцируется от прямого социального высказывания и превращается в большую галерею персонажей с отчетливым вторым дном и гипертрофированными зависимостями. Благодаря главной героине (Катя Херберс, сериалы "Охота" и "Мир Дикого Запада") ван Аарт реализует множество амбиций, смешивая абсурдный триллер и черную комедию, когда показывает то самое беспокойство современного автора, который вдруг попадает под ярко выраженную гендерную критику и оскорбления. Сценарий Даана Виндхорста делает из героини Херберс одновременно и мишень для ядовитых слов, и боксерскую грушу, при помощи которой можно прокачивать свой уровень токсичности читателям ее колонки в популярном издании. В представлении режиссера протагонистка, живущая в стране, где приветствуется свобода мнений, сталкивается с яростью заурядных и внешне добропорядочных мужчин-обывателей, которые выплескивают свой диванный вой при помощи Twitter'а и Facebook'а. В то же самое время ван Аарт показывает как темная энергия комментаторов может породить из главной героини амбивалентного монстра и дать ей возможность подпитывать свое творческое начало при помощи убийств обидчиков разного возраста. Острый и в меру жестокий нарратив Виндхорста показывает как зависимость от чужих и анонимных мнений в онлайн-культуре может прогрессировать от конфронтации к настоящему помешательству, выдающему в центральном персонаже черты серийной убийцы, которая находит жертв среди многочисленных троллей ее журналистского креатива. Поскольку ван Аарту важно воплотить при помощи Херберс на экране в первую очередь яркий типаж, то постановщик уходит от всестороннего рассмотрения протагонистки и не выдает никаких сигналов относительно того, что во всех своих бедах виновата она сама. Режиссер ясно дает понять, что вежливое и старающееся быть политкорректным общество способно порождать чудовищ, разделенных всего лишь экраном ноутбука. При такой постановке вопроса фильм оказывается способен поставить главный вопрос о том, насколько оправдана карикатурная жестокость персонажа Херберс по отношению к тем, кто угрожает ей в желчных и нарушающих границы комментах. Поэтому "Колумнистка" в интерпретации ван Аарта приобретает все черты современной сказки, предостерегающей зрителей и дающей возможность подумать над тем, что иногда важно сделать шаг назад и не давать хода разрушительным эмоциям. Открывает "Колумнистку" ван Аарта простой и чрезвычайно эффектный кадр: звезда голландской журналистики Фемке Боот (Катя Херберс) испытывает скрытую тревогу и от этого держит во рту большой палец перед началом ток-шоу, посвященному проблемам онлайн-угрозам и оскорблениям. Оппонентом героини Херберс является инфернальный красавец с подведенными глазами Стивен Доод (Брам ван дер Келен), который выводит все громкие заявления молодой женщины о человечности и корректности в социальных сетях в плоскость сальных шуток. Позже персонаж дер Келена, который окажется мягким и домашним мужчиной, признается, что подобный эпатаж нужен был ему для привлечения интереса к его новому мистическому роману и должен был работать на имидж для целевой аудитории. Показательно, что постановщик отправляет протагонистку после выступления на ТВ домой по ночному городу через проливной дождь на велосипеде. Личный провал Фемке порождает сотни комментариев, где на несчастную свешиваются все ярлыки о ее профессиональной непригодности. Так ван Аарт подводит зрителей к мысли, что у главная героиня находится на грани кризиса, который должен вот-вот разразиться из-за тотального непонимания и слишком заносчивых высказываний о ее публикациях в местной газете. Режиссер очень быстро включает триггер, выставляющий жанровые особенности картины, когда в одном из сообщений анонимный интернет-квакер пишет ей о том, что знает, где она живет. Характер Херберс, страдая от нестабильности, пытается под воздействием момента выпилиться из сети, но ее зависимость перед чужими словами и мнениями так высока, что уже на следующее утро она опять открывает свой разум для приема очередной порции негатива. При помощи гладкого монтажного стыка ван Аарт переходит от реальных пейзажей к пластмассовым и показывает игрушечный поезд и пластмассовых людей, расширенный вариант детского конструктора, где время и события находятся во власти абсолютно других законов. Фемке так хочется перевернуть этот победивший пластмассовый мир, что она дважды перевернет стол с движущимся поездом, и если в первом случае это будет сигналом к личному бунту против токсичных мужчин и сетевых психопатов, то во втором станет способом мести тому, кто с отвращением относился к ее статьям и мыслям. Кроме того, женщина получает разнос от издателя за то, что ни словом не обмолвилась на телевидении о своей новой полемической книге, которая еще не написана. Получив дедлайн на работу персонаж Херберс пробует создать бестселлер, но противный сосед Арьен (Рейн Хоффман) слишком увлечен благоустройством своего дома и комментариями о Фемке в сети, что женщине не остается ничего другого, как просто убить его, сымитировав несчастный случай. Благодаря "Колумнистке" Иво ван Аарт с мрачным юмором высказывается на темы женщин, уставших от слишком много позволяющего себе патриархата, и способа преодоления писательницей творческого блока, когда и в голову никому не может прийти, что популярная журналистка станет вести счет смертям при помощи пальцев жертв в холодильнике. Крушение игрушечного поезда, появляющиеся в ключевые моменты пауки разных видов прямо свидетельствуют о том, что героиня Кати Херберс вступила в опасную зону эмоциональной турбулентности, когда сбросила двуличного соседа с крыши так, что никто не смог установить убийцу. Ван Аарту важно показать, что для творчества требуются иногда и жертвоприношения из критиков, которые развязывают руки и дают зрителям возможность понять, что добропорядочные мужчины могут быть хуже чертей и могут провоцировать психически нестабильную Фемке на расправы в духе американских пригородных слэшеров. Внутри главной героини режиссер поселяет необходимую для подобных типажей двойственность, она старается быть мягким интровертом и не навязывать никому свои мнения и линию поведения, но жестокие и безнравственные мужчины-лжецы подпитывают ее садистское alter ego и умирают от рук Фемке, которая становится хладнокровным и везучим киллером. Автор экранной истории Даан Виндхорст понимает условность и ограниченность жанра, когда лишает большую часть мужчин брутальности и яиц. Это помогает ему найти единственно правильный путь для характера Херберс, которую можно рассматривать как рассерженную суперзлодейку. Она колесит по городу по вечерам с сумкой, где лежат кровавые орудия убийства, чтобы наказать хейтеров и показать, что она имеет право на свое мнение. Парадоксально, но если все обиженные женщины начнут вести себя подобно Фемке, то прольется настоящий кровавый дождь, когда будет открыт сезон охоты на страдающих от мизогинии существ мужского пола. В интерпретации ван Аарта в прямом и переносном смысле много крови, когда он открывает торжествующую и глумящуюся на грани сумасшествия женскую мизантропию, появившуюся у режиссера как ответ на повреждения внутри коммуникации, когда нарушение пределов свободы слова чревато тем, что Фемке будет бить сковородкой со всего размаха или бросать в ванну включенный ноутбук. Постановщик создает из героини Херберс прямую противоположность тому, что она так уверенно пропагандировала в самом начале. Фемке оставляет последнее слово за собой и заставляет навсегда замолчать тех, кто был с ней несогласен. Благодаря этому сценарий Виндхорста об особенностях свободы слова и ее границах делает акценты на мрачной и уродливой стороне, стараясь перевести женскую вендетту в область реального насилия с необратимыми психическими последствиями для главной героини. В определенном смысле "Колумнистка" ван Аарта становится динамическим портретом женщины на пределе, загнанной в это состояние благодаря отвратительному сексизму. Постановщик внутри фильма, несмотря на всю условность сатиры, собирает целую коллекцию реальных страхов и показывает, к чему могут привести насмешки в полиции, когда обычная гражданка обращается с жалобой на интернет-травлю. С этой точки зрения интересна побочная линия Анны (Клер Порро), дочери Фемке, которая транслирует абсолютно серьезно материнские взгляды на либерализм и свободу слова внутри средней школы. Боот-младшая поднимает свои баннеры борьбы с патриархатом после увольнения из школьной газеты и идет на открытый конфликт с возрастным директором (Харри ван Рейтховен), который в ее глазах до омерзительного традиционен и не может понять, что всегда есть те, кто нуждается в помощи и освобождении. В конце первого акта, после более близкого интимного знакомства Фемке с ее критиком и автором готических хорроров Стивеном Доодом, ван Аарт незаметно для зрителей производит для Анны замещение женской фигуры в семье и выводит на ее место мужчину-писателя. Для героя ван дер Келена все происходящее вокруг его творчества выстраивается как хорошо спланированный пиар, когда за порогом дома Стивен непрерывно находится в образе. Вампирская внешность ряженого отнюдь не означает, что он по ночам будет пить кровь из Фемке или Анны и проводить свои ужасные обряды. Такой дуализм для писателя-мужчины, который нашел свое понимание зоны комфорта и не читает никаких комментариев о своих книгах, благодаря ван Аарту также может таить скрытую угрозу для характера Херберс, которой сложно находиться рядом с носителем двойных стандартов. Поэтому "Колумнистка" выводит кровавое возмездие главной героини как обострившуюся особую форму социопатии, показывая, что возможность иметь мнение по-прежнему может быть смертельно опасным удовольствием даже в толерантной Европе.