Вряд ли у кого-то вызывает сомнение тот факт, что именно американская киноиндустрия, располагающая колоссальными финансовыми и технологическими возможностями, уверенно доминирует в научной фантастике. Собственно, это превосходство в значительной степени обеспечило и триумф несчётного количества кинокомиксов, даже если создатели стараются завоевать благосклонность публики не только визуальными эффектами, но также драматургией: яркими характерами и неожиданными сюжетными поворотами. Тем не менее несправедливо упускать из виду, что основоположниками жанра в кинематографе являются французы – в лице гениального, неистощимого на выдумку Жоржа Мельеса. Пионер киноискусства, заложивший целое направление (1), не претендовал на строгую научность – в пику таким писателям, как Жюль Верн и Герберт Джордж Уэллс, чьи произведения брал за основу. Его так называемые кинопримитивы (термин, несмотря на некоторую пренебрежительность, давно устоялся в киноведении), в первую очередь «Путешествие на Луну» /1902/ и «Путешествие через невозможное» /1904/, по сей день покоряют буйством художественных образов, изобретательностью, потрясающей внутренней свободой.
К счастью, традиция не иссякла – стараниями отдельных энтузиастов: от Энки Билала («Бункер «Палас-отель» /1989/) и Матьё Кассовица («Вавилон нашей эры» /2008/) до Рафаэля Эрнандеса с Савитри Джоли-Гонфардом («Кровь машин» /2019/). Однако в первую очередь на ум приходит, конечно же, фигура Люка Бессона, блестящая карьера которого служит примером вдохновения многим его начинающим коллегам. Ромен Киро, чья постановка была отмечена премией Мельеса (!) на кинофестивале в Сиджесе, – не исключение. Совпадение даже в том, что оба дебютировали полнометражными игровыми фильмами, развив идеи, апробированные в скромных по хронометражу произведениях. На базе «Предпоследнего» /1981/ увидела свет антиутопия «Последняя битва» /1983/, принципиально лишённая членораздельной человеческой речи. Вот и «Последний день Земли» (более точные варианты перевода названия – «Последнее путешествие Поля В.Р.» и, в сокращённой версии, «Последнее путешествие») основан на семнадцатиминутной ленте «Последнее путешествие загадочного Поля В.Р.» /2015/, хорошо принятой на киносмотрах, проводившихся в разных городах мира: от Дублина до Вашингтона. Оттуда перешёл ведущий исполнитель, Хьюго Бекер, и режиссёр делился в интервью, как обрадовался тому, что, впечатлившись сценарием, дал согласие на участие в съёмках Жан Рено – бессоновский актёр-талисман, сыгравший заметные роли и в упомянутых ранних работах Люка. Мало того, не составит труда провести параллель с «Пятым элементом» /1997/ (правда, там студии настояли на приглашении Брюса Уиллиса): Красную Луну, непредсказуемо ведущую себя в непосредственной близости от орбиты нашей планеты, политики и учёные склонны считать чем-то вроде такого же Абсолютного Зла, несущего угрозу роду людскому…
Досадно, что картина прошла в национальном кинопрокате слабо, сумев завлечь в мае-июне текущего года всего 89 тысяч зрителей, пусть затраты продюсеров и несопоставимы с суммой в €197 млн., потраченной EuropaCorp с партнёрами на «Валериана и город тысячи планет» /2017/ (впрочем, точную цифру производственных расходов найти не удалось). Ранее Киро успел снять (помимо видеоклипов для группы Hyphen Hyphen из Ниццы, выступающей в жанре электропоп) необычный документальный телефильм «Медленная Москва» /2015/, в котором Од Оффре и Хаким Хашуш танцуют на фоне урбанистических пейзажей столицы России. Вот и теперь, начиная с кадров пролога под композицию Cambodia британской певицы Ким Уайлд, он замечательно выдерживает темпоритм. Несмотря на то, что зритель лишь смутно догадывается о намерениях подозрительного мужчины, пытающегося скрыться от органов правопорядка, для чего покупает у подпольного продавца машину-развалюху, действие – затягивает. Это позже становится понятно, что в трущобах, с внешней стороны стены, очутился не кто иной, как Поль В.Р. – старший сын почтенного Анри В.Р. (персонажа Рено), ответственного за разработку космической программы, нацеленной на устранение главной опасности Земли. Проблема в том, что астронавт, способный проникнуть сквозь воздвигнутое Красной Луной защитное поле, бесследно исчез. А его младший брат Элиотт, посланный с тем же ответственным заданием, терпит неудачу. Почему потенциальный спаситель человечества уклоняется от возложенной миссии?
Авторы рисуют, прямо скажем, невесёлую картину грядущего. Приблизившееся небесное тело обладает запасом уникального минерала, получившего наименование люмен, который служит источником мощной энергии. Проблема в том, что ценное открытие не предотвратило природную катастрофу: прекратились дожди – и там, где были леса и поля, раскинулась бескрайняя пустыня. Воцарились разруха и нищета, порядок же поддерживают полицейские, вооружённые до зубов, облачённые с головы до ног в напичканные электроникой костюмы, больше смахивающие на киборгов. Мало беглецу неприятностей, так за ним ещё увязывается юная девушка, уставшая от бесцельного прозябания вдали от городов и скучной работы в магазинчике отца, которая словно догадывается, что Полю потребуется помощь. Регресс пока не принял тотального, всеохватного характера, как в той же «Последней битве». Даже за стеной наличествуют осколки цивилизации, будь то замысловатое огнестрельное оружие, не касающиеся земли автомобили или летающие шарообразные роботы, предназначенные для слежения (в памяти всплывают внешне схожие смертоносные устройства в жутком «Фантазме» /1978/ Дона Коскарелли). Ирония судьбы проявляется в том, что люди рискуют не дождаться момента, когда деградационный процесс вступит в фазу медленного угасания всего живого: ни у кого как-то не возникает сомнений, что конец света вот-вот случится.
Не исключаю, что развязка кое-кому покажется прямолинейной, особенно по контрасту с предшествующим развёртыванием событий. Мысль о том, что остаётся надежда лишь на индивида, обладающего развитым, так сказать, экологическим чувством и способного интуитивно угадать истинную причину бедствия, безусловно, правильная, но… нуждалась в не настолько буквальном озвучивании. Из самой логики развития сюжета вытекал вывод, что представители рода Homo sapiens расходуют ресурсы нерационально, подчас – хищнически, совершенно не задумываясь над последствиями. Хуже того, принимают за угрозу извне результат собственных действий, невольно усугубляя ситуацию. Путешествие на Красную Луну чем-то сродни походу в сердце Зоны – в Комнату (в «Сталкере» /1979/ Андрея Тарковского; ещё одна небесполезная ассоциация!), куда Профессор пронёс портативную ядерную бомбу. Гораздо интереснее в «Последнем дне Земли» решены сцены с идущим по пятам Поля Элиоттом, тоже не выполнившим поставленную отцом задачу, однако вернувшимся из полёта уже иным. Неотвратимой дуэли братьев ждёшь с изрядным напряжением… Ромен Киро явно не желал сводить всё в шутку, прибегая к спасительной, чисто постмодернистской иронии, как поступил в «Пятом элементе» Люк Бессон. Вероятно, ему хотелось, чтобы послание прозвучало пронзительно и серьёзно. Обидно, что на поверку именно это-то и ослабило силу воздействия пафоса, хотя в целом фильм производит хорошее впечатление – и может послужить своеобразной отдушиной для тех, кто устал от продукции «фабрики грёз».
_______
1 – Опирающееся на полёт фантазии, игру воображения, манящие грёзы – в противовес люмьеровскому подходу, подразумевавшему фиксирование подлинной реальности.
5
,2
2020, Фантастика
83 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вряд ли у кого-то вызывает сомнение тот факт, что именно американская киноиндустрия, располагающая колоссальными финансовыми и технологическими возможностями, уверенно доминирует в научной фантастике. Собственно, это превосходство в значительной степени обеспечило и триумф несчётного количества кинокомиксов, даже если создатели стараются завоевать благосклонность публики не только визуальными эффектами, но также драматургией: яркими характерами и неожиданными сюжетными поворотами. Тем не менее несправедливо упускать из виду, что основоположниками жанра в кинематографе являются французы – в лице гениального, неистощимого на выдумку Жоржа Мельеса. Пионер киноискусства, заложивший целое направление (1), не претендовал на строгую научность – в пику таким писателям, как Жюль Верн и Герберт Джордж Уэллс, чьи произведения брал за основу. Его так называемые кинопримитивы (термин, несмотря на некоторую пренебрежительность, давно устоялся в киноведении), в первую очередь «Путешествие на Луну» /1902/ и «Путешествие через невозможное» /1904/, по сей день покоряют буйством художественных образов, изобретательностью, потрясающей внутренней свободой. К счастью, традиция не иссякла – стараниями отдельных энтузиастов: от Энки Билала («Бункер «Палас-отель» /1989/) и Матьё Кассовица («Вавилон нашей эры» /2008/) до Рафаэля Эрнандеса с Савитри Джоли-Гонфардом («Кровь машин» /2019/). Однако в первую очередь на ум приходит, конечно же, фигура Люка Бессона, блестящая карьера которого служит примером вдохновения многим его начинающим коллегам. Ромен Киро, чья постановка была отмечена премией Мельеса (!) на кинофестивале в Сиджесе, – не исключение. Совпадение даже в том, что оба дебютировали полнометражными игровыми фильмами, развив идеи, апробированные в скромных по хронометражу произведениях. На базе «Предпоследнего» /1981/ увидела свет антиутопия «Последняя битва» /1983/, принципиально лишённая членораздельной человеческой речи. Вот и «Последний день Земли» (более точные варианты перевода названия – «Последнее путешествие Поля В.Р.» и, в сокращённой версии, «Последнее путешествие») основан на семнадцатиминутной ленте «Последнее путешествие загадочного Поля В.Р.» /2015/, хорошо принятой на киносмотрах, проводившихся в разных городах мира: от Дублина до Вашингтона. Оттуда перешёл ведущий исполнитель, Хьюго Бекер, и режиссёр делился в интервью, как обрадовался тому, что, впечатлившись сценарием, дал согласие на участие в съёмках Жан Рено – бессоновский актёр-талисман, сыгравший заметные роли и в упомянутых ранних работах Люка. Мало того, не составит труда провести параллель с «Пятым элементом» /1997/ (правда, там студии настояли на приглашении Брюса Уиллиса): Красную Луну, непредсказуемо ведущую себя в непосредственной близости от орбиты нашей планеты, политики и учёные склонны считать чем-то вроде такого же Абсолютного Зла, несущего угрозу роду людскому… Досадно, что картина прошла в национальном кинопрокате слабо, сумев завлечь в мае-июне текущего года всего 89 тысяч зрителей, пусть затраты продюсеров и несопоставимы с суммой в €197 млн., потраченной EuropaCorp с партнёрами на «Валериана и город тысячи планет» /2017/ (впрочем, точную цифру производственных расходов найти не удалось). Ранее Киро успел снять (помимо видеоклипов для группы Hyphen Hyphen из Ниццы, выступающей в жанре электропоп) необычный документальный телефильм «Медленная Москва» /2015/, в котором Од Оффре и Хаким Хашуш танцуют на фоне урбанистических пейзажей столицы России. Вот и теперь, начиная с кадров пролога под композицию Cambodia британской певицы Ким Уайлд, он замечательно выдерживает темпоритм. Несмотря на то, что зритель лишь смутно догадывается о намерениях подозрительного мужчины, пытающегося скрыться от органов правопорядка, для чего покупает у подпольного продавца машину-развалюху, действие – затягивает. Это позже становится понятно, что в трущобах, с внешней стороны стены, очутился не кто иной, как Поль В.Р. – старший сын почтенного Анри В.Р. (персонажа Рено), ответственного за разработку космической программы, нацеленной на устранение главной опасности Земли. Проблема в том, что астронавт, способный проникнуть сквозь воздвигнутое Красной Луной защитное поле, бесследно исчез. А его младший брат Элиотт, посланный с тем же ответственным заданием, терпит неудачу. Почему потенциальный спаситель человечества уклоняется от возложенной миссии? Авторы рисуют, прямо скажем, невесёлую картину грядущего. Приблизившееся небесное тело обладает запасом уникального минерала, получившего наименование люмен, который служит источником мощной энергии. Проблема в том, что ценное открытие не предотвратило природную катастрофу: прекратились дожди – и там, где были леса и поля, раскинулась бескрайняя пустыня. Воцарились разруха и нищета, порядок же поддерживают полицейские, вооружённые до зубов, облачённые с головы до ног в напичканные электроникой костюмы, больше смахивающие на киборгов. Мало беглецу неприятностей, так за ним ещё увязывается юная девушка, уставшая от бесцельного прозябания вдали от городов и скучной работы в магазинчике отца, которая словно догадывается, что Полю потребуется помощь. Регресс пока не принял тотального, всеохватного характера, как в той же «Последней битве». Даже за стеной наличествуют осколки цивилизации, будь то замысловатое огнестрельное оружие, не касающиеся земли автомобили или летающие шарообразные роботы, предназначенные для слежения (в памяти всплывают внешне схожие смертоносные устройства в жутком «Фантазме» /1978/ Дона Коскарелли). Ирония судьбы проявляется в том, что люди рискуют не дождаться момента, когда деградационный процесс вступит в фазу медленного угасания всего живого: ни у кого как-то не возникает сомнений, что конец света вот-вот случится. Не исключаю, что развязка кое-кому покажется прямолинейной, особенно по контрасту с предшествующим развёртыванием событий. Мысль о том, что остаётся надежда лишь на индивида, обладающего развитым, так сказать, экологическим чувством и способного интуитивно угадать истинную причину бедствия, безусловно, правильная, но… нуждалась в не настолько буквальном озвучивании. Из самой логики развития сюжета вытекал вывод, что представители рода Homo sapiens расходуют ресурсы нерационально, подчас – хищнически, совершенно не задумываясь над последствиями. Хуже того, принимают за угрозу извне результат собственных действий, невольно усугубляя ситуацию. Путешествие на Красную Луну чем-то сродни походу в сердце Зоны – в Комнату (в «Сталкере» /1979/ Андрея Тарковского; ещё одна небесполезная ассоциация!), куда Профессор пронёс портативную ядерную бомбу. Гораздо интереснее в «Последнем дне Земли» решены сцены с идущим по пятам Поля Элиоттом, тоже не выполнившим поставленную отцом задачу, однако вернувшимся из полёта уже иным. Неотвратимой дуэли братьев ждёшь с изрядным напряжением… Ромен Киро явно не желал сводить всё в шутку, прибегая к спасительной, чисто постмодернистской иронии, как поступил в «Пятом элементе» Люк Бессон. Вероятно, ему хотелось, чтобы послание прозвучало пронзительно и серьёзно. Обидно, что на поверку именно это-то и ослабило силу воздействия пафоса, хотя в целом фильм производит хорошее впечатление – и может послужить своеобразной отдушиной для тех, кто устал от продукции «фабрики грёз». _______ 1 – Опирающееся на полёт фантазии, игру воображения, манящие грёзы – в противовес люмьеровскому подходу, подразумевавшему фиксирование подлинной реальности.