Сару Гэй Харден при всём желании не отнесёшь к когорте признанных журналистов или, тем паче, писателей, хотя в глубоком знании мира миланской моды ей не откажешь. Тем не менее изданная в 2001-м году (и позже переиздававшаяся) книга с завлекательным названием «Дом Гуччи: сенсационная история убийства, безумия, гламура и алчности» просто не могла не привлечь внимания скрупулёзно собранными фактами и свидетельствами. То обстоятельство, что Ридли Скотт ещё в середине нулевых загорелся идеей перенести историю на экран, наняв для написания сценария Андреа Берлофф и объявив прессе о намерении занять в главных ролях Анджелину Джоли и Леонардо Ди Каприо, говорит о многом. Мало того, мастер не отступался от затеи на протяжении полутора десятилетий, несмотря на то, что периодически возникали кандидатуры других заметных режиссёров (в частности, Вонга Карвая). Замысел, вне всякого сомнения, того стоил, пусть картина и заняла в североамериканском кинопрокате в долгий (включавший День благодарения) премьерный уикенд лишь третье место, почти вдвое уступив по части кассовых сборов диснеевскому мультфильму «Энканто» /2021/.
Любопытно, что проведённые маркетинговые исследования показали, что большинство (40%) из тех, кто собирался посетить сеансы, заинтересовались прежде всего присутствием Леди Гаги, притом что сюжет как таковой завлёк 34% потенциальных зрителей, а «звёздный» актёрский ансамбль в целом – 32%. Однако выбор Скотта, уверен, диктовался отнюдь не только коммерческими соображениями. Прославленная певица, создавшая кричаще экстравагантный, эпатажный имидж в музыкальных видеоклипах и на живых концертах, уже в первой главной роли («Звезда родилась» /2018/) продемонстрировала яркий драматический талант, резко обойдя в данном отношении давних соперниц Бритни Спирс и Кристину Агилеру. Благодаря «Дому Gucci» (1) ей удалось покорить новые творческие вершины – покорить настолько уверенно, что и сравнения с такими легендарными предшественницами, как Лайза Миннелли и Шер, не покажутся перебором. Под чутким руководством Ридли урождённая Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта воплотила глубокий, противоречивый образ, причём решение не встречаться с Патрицией Реджани (выпущенной на волю за примерное поведение в 2016-м, раньше положенного срока), спровоцировавшее недовольство последней, вряд ли диктовалось прихотью. Рискну предположить, что постановщик опасался возникновения симпатии к женщине, что могло помешать артистке сохранить беспристрастность…
К слову, отрицательная (умеренно отрицательная) реакция членов прославленной фамилии, здравствующих на момент премьеры, не вызывает удивления. Между тем режиссёр и кинодраматурги Бекки Джонстон и Роберто Бентивенья осветили далеко не все внутрисемейные конфликты, нередко выливавшиеся в публичные скандалы, сосредоточившись на ключевых виновниках фиаско. Приглашение Аля Пачино служит дополнительной отсылкой к трилогии «Крёстный отец» /1972-1990/ Фрэнсиса Форда Копполы, где Майкл искренне старался следовать идеалам, привитым мудрым доном Вито Корлеоне, но… с годами всё отчётливее понимал: сохранить родственные связи основой громадной организации, включавшей и незаконные, и легальные виды деятельности, – задача непосильная. Вот и Альдо Гуччи допускает роковую ошибку, оказав доверие одарённому племяннику Маурицио – в пику брату Родольфо, не одобрившему брак сына с Патрицией. Время показало, что свёкор, хотя и обрадовавшийся рождению внучки Алессандры, не так уж ошибался в отношении невестки, дававшей мужу коварные советы и внёсшей солидный персональный вклад в подковёрную борьбу. Чета ловко сыграла на презрении дяди к амбициозному, но, увы, бесталанному и не шибко умному отпрыску Паоло (Джареда Лето поначалу не узнать!), позволившему использовать себя втёмную. Другое дело, что власть и влияние, полученные столь сомнительным путём, вряд ли удастся удержать. А может произойти и что похуже.
Ридли Скотт неоднократно привносил в постановки (от классических фантастических лент «Чужой» /1979/ и «Бегущий по лезвию» /1982/ до относительно свежего триллера «Все деньги мира» /2017/) острые антикапиталистические мотивы. В новом произведении мастер останавливается на данном аспекте подробнее. Стариков Гуччи, выдававших себя за аристократов, разумеется, волновала репутация своего детища, но ведь Альдо первым показал слабину, отдав предпочтение сиюминутным доходам в ущерб престижу. Тем самым – дал племяннику основания считать себя спасителем реноме дома моды. Вот только при внимательном рассмотрении подлинно благородными мотивами там и не пахнет. Никакие личные или же семейные соображения на поверку не имеют значения: это чистый бизнес, где выживает сильнейший – тот, кто сумел ловко нейтрализовать конкурентов. Проблема в том, что принятие такого подхода лишает индивида морального превосходства и опоры. Строго говоря, всего лишь вопрос времени, когда найдётся желающий убрать с дороги самого счастливчика. Маурицио не верит, что представители компании Investcorp всерьёз обеспокоены текущими финансовыми результатами, догадываясь, что следом прозвучит предложение, от которого он не сможет отказаться. Но и это – ещё не всё.
В финальных титрах констатируется, что «сейчас в Gucci нет никого из членов семьи Гуччи». Эпиграфом же кинематографисты вполне могли бы предпослать слова Иисуса Христа (из Евангелия от Матфея, глава 12, стих 25): «… всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Жирную точку в дрязгах поставила Патриция, вряд ли осознавшая, что злополучный роман благоверного с Паолой Франчи, обернувшийся разводом, логично вытекает из предшествующих событий. Неудовлетворённая размером алиментов (к тому же, ежегодная сумма грозила снизиться с $1,45 млн. до «нищенских» $860 тыс.), глубоко уязвлённая, науськиваемая закадычной приятельницей Джузеппиной Аурьеммой, она даёт волю своему итальянскому темпераменту – и прибегает к средству, безотказно служившему уважаемым синьорам из мафии и коза ностра на протяжении веков. Развязка из категории «нарочно не придумаешь»! Эпизод, когда две женщины торгуются с наёмным убийцей «с Сицилии» (погрязшим в долгах владельцем пиццерии Бенедетто Черауло), до неприличия смешон, не в последнюю очередь – благодаря живому, умеренно эксцентричному существованию на экране Леди Гаги и Сальмы Хайек. Но тем по контрасту драматичнее оказываются кадры, где тот в упор пускает в Маурицио несколько пуль из пистолета с глушителем. Таким образом, дом моды Гуччи действительно не устоял – и пусть никого не вводит в заблуждение то обстоятельство, что стоимость бренда ныне оценивается в шестьдесят миллиардов долларов. Ридли Скотт не без сарказма (впрочем, не настолько уничижительного, как у Роберта Олтмена в сатире «Высокая мода» /1994/), но и с горечью фиксирует процесс сперва внутренней деградации, а затем самоликвидации начинания, слава которого пережила создателей-романтиков. Начинания замечательного, да постепенно вылившегося в «просто бизнес» – с легко прогнозируемыми последствиями.
_______
1 – Решение не переводить фамилию на русский язык (в локализованной версии) небесспорно, поскольку авторы подразумевали прежде всего семью, а не торговую марку.
8
,2
2021, США, Драмы
151 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сару Гэй Харден при всём желании не отнесёшь к когорте признанных журналистов или, тем паче, писателей, хотя в глубоком знании мира миланской моды ей не откажешь. Тем не менее изданная в 2001-м году (и позже переиздававшаяся) книга с завлекательным названием «Дом Гуччи: сенсационная история убийства, безумия, гламура и алчности» просто не могла не привлечь внимания скрупулёзно собранными фактами и свидетельствами. То обстоятельство, что Ридли Скотт ещё в середине нулевых загорелся идеей перенести историю на экран, наняв для написания сценария Андреа Берлофф и объявив прессе о намерении занять в главных ролях Анджелину Джоли и Леонардо Ди Каприо, говорит о многом. Мало того, мастер не отступался от затеи на протяжении полутора десятилетий, несмотря на то, что периодически возникали кандидатуры других заметных режиссёров (в частности, Вонга Карвая). Замысел, вне всякого сомнения, того стоил, пусть картина и заняла в североамериканском кинопрокате в долгий (включавший День благодарения) премьерный уикенд лишь третье место, почти вдвое уступив по части кассовых сборов диснеевскому мультфильму «Энканто» /2021/. Любопытно, что проведённые маркетинговые исследования показали, что большинство (40%) из тех, кто собирался посетить сеансы, заинтересовались прежде всего присутствием Леди Гаги, притом что сюжет как таковой завлёк 34% потенциальных зрителей, а «звёздный» актёрский ансамбль в целом – 32%. Однако выбор Скотта, уверен, диктовался отнюдь не только коммерческими соображениями. Прославленная певица, создавшая кричаще экстравагантный, эпатажный имидж в музыкальных видеоклипах и на живых концертах, уже в первой главной роли («Звезда родилась» /2018/) продемонстрировала яркий драматический талант, резко обойдя в данном отношении давних соперниц Бритни Спирс и Кристину Агилеру. Благодаря «Дому Gucci» (1) ей удалось покорить новые творческие вершины – покорить настолько уверенно, что и сравнения с такими легендарными предшественницами, как Лайза Миннелли и Шер, не покажутся перебором. Под чутким руководством Ридли урождённая Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта воплотила глубокий, противоречивый образ, причём решение не встречаться с Патрицией Реджани (выпущенной на волю за примерное поведение в 2016-м, раньше положенного срока), спровоцировавшее недовольство последней, вряд ли диктовалось прихотью. Рискну предположить, что постановщик опасался возникновения симпатии к женщине, что могло помешать артистке сохранить беспристрастность… К слову, отрицательная (умеренно отрицательная) реакция членов прославленной фамилии, здравствующих на момент премьеры, не вызывает удивления. Между тем режиссёр и кинодраматурги Бекки Джонстон и Роберто Бентивенья осветили далеко не все внутрисемейные конфликты, нередко выливавшиеся в публичные скандалы, сосредоточившись на ключевых виновниках фиаско. Приглашение Аля Пачино служит дополнительной отсылкой к трилогии «Крёстный отец» /1972-1990/ Фрэнсиса Форда Копполы, где Майкл искренне старался следовать идеалам, привитым мудрым доном Вито Корлеоне, но… с годами всё отчётливее понимал: сохранить родственные связи основой громадной организации, включавшей и незаконные, и легальные виды деятельности, – задача непосильная. Вот и Альдо Гуччи допускает роковую ошибку, оказав доверие одарённому племяннику Маурицио – в пику брату Родольфо, не одобрившему брак сына с Патрицией. Время показало, что свёкор, хотя и обрадовавшийся рождению внучки Алессандры, не так уж ошибался в отношении невестки, дававшей мужу коварные советы и внёсшей солидный персональный вклад в подковёрную борьбу. Чета ловко сыграла на презрении дяди к амбициозному, но, увы, бесталанному и не шибко умному отпрыску Паоло (Джареда Лето поначалу не узнать!), позволившему использовать себя втёмную. Другое дело, что власть и влияние, полученные столь сомнительным путём, вряд ли удастся удержать. А может произойти и что похуже. Ридли Скотт неоднократно привносил в постановки (от классических фантастических лент «Чужой» /1979/ и «Бегущий по лезвию» /1982/ до относительно свежего триллера «Все деньги мира» /2017/) острые антикапиталистические мотивы. В новом произведении мастер останавливается на данном аспекте подробнее. Стариков Гуччи, выдававших себя за аристократов, разумеется, волновала репутация своего детища, но ведь Альдо первым показал слабину, отдав предпочтение сиюминутным доходам в ущерб престижу. Тем самым – дал племяннику основания считать себя спасителем реноме дома моды. Вот только при внимательном рассмотрении подлинно благородными мотивами там и не пахнет. Никакие личные или же семейные соображения на поверку не имеют значения: это чистый бизнес, где выживает сильнейший – тот, кто сумел ловко нейтрализовать конкурентов. Проблема в том, что принятие такого подхода лишает индивида морального превосходства и опоры. Строго говоря, всего лишь вопрос времени, когда найдётся желающий убрать с дороги самого счастливчика. Маурицио не верит, что представители компании Investcorp всерьёз обеспокоены текущими финансовыми результатами, догадываясь, что следом прозвучит предложение, от которого он не сможет отказаться. Но и это – ещё не всё. В финальных титрах констатируется, что «сейчас в Gucci нет никого из членов семьи Гуччи». Эпиграфом же кинематографисты вполне могли бы предпослать слова Иисуса Христа (из Евангелия от Матфея, глава 12, стих 25): «… всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Жирную точку в дрязгах поставила Патриция, вряд ли осознавшая, что злополучный роман благоверного с Паолой Франчи, обернувшийся разводом, логично вытекает из предшествующих событий. Неудовлетворённая размером алиментов (к тому же, ежегодная сумма грозила снизиться с $1,45 млн. до «нищенских» $860 тыс.), глубоко уязвлённая, науськиваемая закадычной приятельницей Джузеппиной Аурьеммой, она даёт волю своему итальянскому темпераменту – и прибегает к средству, безотказно служившему уважаемым синьорам из мафии и коза ностра на протяжении веков. Развязка из категории «нарочно не придумаешь»! Эпизод, когда две женщины торгуются с наёмным убийцей «с Сицилии» (погрязшим в долгах владельцем пиццерии Бенедетто Черауло), до неприличия смешон, не в последнюю очередь – благодаря живому, умеренно эксцентричному существованию на экране Леди Гаги и Сальмы Хайек. Но тем по контрасту драматичнее оказываются кадры, где тот в упор пускает в Маурицио несколько пуль из пистолета с глушителем. Таким образом, дом моды Гуччи действительно не устоял – и пусть никого не вводит в заблуждение то обстоятельство, что стоимость бренда ныне оценивается в шестьдесят миллиардов долларов. Ридли Скотт не без сарказма (впрочем, не настолько уничижительного, как у Роберта Олтмена в сатире «Высокая мода» /1994/), но и с горечью фиксирует процесс сперва внутренней деградации, а затем самоликвидации начинания, слава которого пережила создателей-романтиков. Начинания замечательного, да постепенно вылившегося в «просто бизнес» – с легко прогнозируемыми последствиями. _______ 1 – Решение не переводить фамилию на русский язык (в локализованной версии) небесспорно, поскольку авторы подразумевали прежде всего семью, а не торговую марку.