Съемки фильма проходили в мае 2019 года в городе Сиракьюс (Нью-Йорк, США).Брукнера всегда привлекал жанр хоррора. Его первый фильм «РИТУАЛ», а также другие его ранние работы, все были посвящены тематике сверхъестественного и психологического страха. То же можно сказать о сценаристах фильма «ДОМ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ», Бене Коллинзе и Люке Пиотровски, чей первый фильм «ОЧЕНЬ ТЁМНЫЕ ВРЕМЕНА» затрагивает темы паранойи и насилия. Когда перед дуэтом сценаристов встал вопрос, кому доверить режиссуру фильма, Брукнер был очевидным кандидатом. «Дэвид наш хороший друг и мы всегда рассматривали его как режиссёра этого фильма, так как верили, что он сможет воплотить ужас в жизнь в своей уникальной манере», - говорит Коллинз.В фильме сценаристы Коллинз и Пиотровски расписали сверхъестественную головоломку, которая медленно разгадывается посредством демонов и двойников. Продюсер Кит Ливайн комментирует: «Картина - это погружение в безумие через классическую линзу жанра фильмов о домах с привидениями». Продюсер Дэвид Гойер добавляет: «Особенный страх вызывает тот факт, что силы, атакующие Бет, эксплуатируют её скорбь, используют эту рану, чтобы проникнуть в её мир, и превосходная актёрская игра Ребекки заставляет безоговорочно в это поверить».Брукнер известен своим умением создавать напряжение, дезориентацию и неослабевающий необъяснимый страх. С первых кадров фильм подкидывает зловещие улики; непонятная предсмертная записка, множество фотографий незнакомых женщин, зеркальный план дома и жуткая скульптура, обнаруженная в тайном месте. Монтажёр Дэвид Маркс комментирует: «Мне кажется, что фильм - это расщеплённая на атомы история о призраке. В нём присутствует атмосфера одиночества и необъяснимого ужаса, которую логично ожидать в картине этого жанра. Но в данном случае это зачастую результат того, что Бет ищет источник своих страхов, а не бежит от него, что даёт возможность превосходить жанровые ожидания». Ребекка Холл, которая играет роль Бет, добавляет: «Мне однозначно импонировало в моей героине то, что она, несмотря на атаку потусторонних сил, остаётся умной, изобретательной и опасной. Она не бросается бежать из дома, потому что она говорит: «Это мой дом. Давай, попробуй справиться со мной! Давай!»».Когда Коллинз и Пиотровски начали писать сценарий, их главным вдохновением были особые обстоятельства, в которые попала главная героиня. Коллинз поясняет: «Эта история затрагивает общечеловеческие темы смерти и загробной жизни; задаёт вопрос, можно ли действительно хорошо знать другого человека; изучает тенденцию тяготения людей к тёмным вещам, саморазрушению, депрессии и тревожности». Пиотровски добавляет: «Для меня во главе угла всегда стояла соблазнительная притягательность тёмных мыслей. Я заметил, что иногда, особенно на фоне сложной жизненной ситуации или трагедии, люди хотят чувствовать себя плохо. Им это необходимо – упиваться собственным горем. Это лучше, чем не чувствовать ничего вообще. Бет любила своего мужа. Она потеряла его. Теперь, вопреки здравому смыслу, она начинает фактически поклоняться его отсутствию».Продюсер Ливайн описывает тематику фильма посредством вопроса: «Действительно ли мы знаем своего партнёра настолько хорошо, как нам кажется?». Холл добавляет: «Это немыслимо запутанно и сложно. В случае с Бет, ей остаётся лишь гадать, а знала ли она вообще того человека, за которого вышла замуж. Фильм берёт эту идею и возводит её в крайнюю степень, - она продолжает. - И в конечном итоге это фильм о женщине, которая переживает ситуацию, разрушившую её жизнь, и ищет способ смириться с ней, отпустить и пойти дальше». Монтажёр Маркс говорит: «Фильм выдвигает одну важную идею, что возможно, у некоторых наших проблем нет решения. Однако, мы можем найти утешение в поддержке близких людей, в осознании, что мы не одиноки в своих страданиях, - он продолжает. - Поскольку Бет ищет некую сущность, и это естественно создаёт тяжёлую гнетущую атмосферу и интригу. И чем больше мы проникаемся к Бет, тем выше степень напряжения».В центре многих любимых фильмов Брукнера стоит сильная и многогранная героиня. Брукнер говорит: «Я обожаю тот факт, что посредством кинематографии можно показать внутреннее устройство психики персонажа. Неспособность понять, что реально, а что нет, гораздо страшнее, чем некая сущность, которая преследует тебя». На него оказали наибольшее влияние такие фильмы как «ОТВРАЩЕНИЕ», «ЧЁРНЫЙ ЛЕБЕДЬ», «ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ» и «БАБАДУК». «Я также черпал вдохновение в таких замечательных хоррор-романах как «ПОВОРОТ ВИНТА» и «ДОМ ЛИСТЬЕВ», в обоих из которых присутствует схожий тип безумия», - говорит Брукнер.Ребекка Холл также черпала вдохновение из нескольких классических фильмов: «Несколько моих самых любимых фильмов относятся к этому жанру, хотя я и не считаю себя ярой поклонницей фильмов ужасов. «РЕБЁНОК РОЗМАРИ», «СИЯНИЕ», французский фильм «ДЬЯВОЛИЦЫ», «ЛЮДИ-КОШКИ» и так далее. А в детстве я обожала фильм «ПРИЗРАК ДОМА НА ХОЛМЕ» режиссёра Роберта Уайза».Актёр Эван Йоникит, сыгравший Оуэна, говорит: «В данном жанре есть множество примеров восхитительных женских работ, и, возможно, я оцениваю предвзято, но актёрская игра Ребекки в этом фильме выше всяких похвал». Актриса Стэйси Мартин добавляет: «Я нахожу интересным, что триллеры, где главные роли играют женщины, дают больше пространства для мистики и сверхъестественного. И это один из тех жанров, который даёт актрисам возможность максимально погрузиться в персонажа в таком формате, который иногда недоступен другим жанрам». Актриса Сара Голдберг соглашается: «Мне очень понравился фильм «ТЕЛЕКИНЕЗ» и фильм «СКРЫТОЕ», обожаю фильмы с главными женскими ролями».Режиссёр Альфред Хичкок является крёстным отцом многих тем, которые затрагиваются в фильме «ДОМ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ». Продюсер Джон Зойс комментирует: «От идеи заглянуть в мир наших снов в фильме «ЗАВОРОЖЕННЫЙ» до периодического погружения в некое иллюзорное пространство в фильме «ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ» и, конечно, наличия инфернальной силы, как в фильме «РЕБЕККА», - всё это дал этому жанру Хичкок, и поэтому в фильмах ужасов всегда можно будет проследить его влияние».Несмотря на то, что по большей части мифология в фильме «ДОМ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ» была выдумана сценаристами Коллинзом и Пиотровски, она вдохновлена реальной мифологией – особенно земляными лабиринтами в Уэльсе и египетской куклой вуду 4-го века Нашей Эры, которая хранится в Лувре. Валийские пастухи возводили простые лабиринты, которые называются каэрдроя, на вершинах холмов, чтобы исполнять ритуальные танцы. Буквально слово «каэрдроя» переводится как «Стены Трои», что, как поясняет Пиотовски, является отсылкой к античному греческому городу, на улицы которого, по преданию, врагу было легко проникнуть, но найти выход практически невозможно. Это отлично подошло к концепции зеркального чертежа дома, которую мы с самого начала хотели инкорпорировать в фильм».Касательно земляных лабиринтов Пиотровски объясняет: «Лабиринты служили уникальными и осязаемыми средствами колдовства, пешеходным эквивалентом заклинаний. Сама идея, что пространство или перемещение в пространстве может иметь такую же ритуальную силу, как магия слова, очень интриговала». «Мы хотели, чтобы Оуэн предпринимал попытки наложить некое запечатывающее заклятье, чтобы сдержать зло, воздействие которого он ощущал, - говорит Пиотровски. - В результате беглого исследования я наткнулся на изображение куклы вуду – «Луврской куклы», глиняной статуэтки женщины, пронзённой тринадцатью спицами. Это так фактурно, так непосредственно и так тематически многогранно. В конце концов, Бет – женщина, которую сдерживают сомнения и страх». «Мы постоянно старались уравновесить метафорические интерпретации в фильме более или менее буквальной мифологией», - добавляет режиссёр Брукнер. - Идея использовать имитации как для Бет, так и для её дома, чтобы обманом увести злонамеренную сущность от её изначальной цели, перекликается с различными магическими традициями». В конечном итоге более глубокое значение этих лабиринтов стало движущей силой иронии самого дома. «Лабиринт, возведённый чтобы заточить в нём злые силы, и твой собственный дом после трагедии, как лабиринт, в котором заточён ты сам. Место знакомое, но иное. Оуэн построил дом, чтобы запутать своих демонов, но оставил Бет в смятении и одержимой демонами в доме, который он построил для неё», - говорит Пиотровски.«Ребекка обладала удивительной способностью пропускать через себя все тревожные аспекты Бет и органично оперировать ими. Её персонажа бросает из конфронтации и фаталистичной философичности к крайней степени ранимости и стремлению к человеческому общению, и зачастую, по несколько раз за одну сцену. Эта роль сродни хождению по канату без страховки, которая требовала от Ребекки абсолютного доверия и бесстрашия», - говорит режиссёр Брукнер.В процессе разработки сценария команде студии Phantom Four особенно импонировали вызывающая прямота и несгибаемость персонажа Бет. «В актёрской работе Ребекки мы видим и боль, и трагедию, - говорит Пиотровски. - Никто другой не может быть одновременно настолько же забавным, устрашающим, травмированным и вызывающим сочувствие». «Также немаловажным аспектом был фактор работы в одиночестве, без партнёра, - добавляет Холл. - Там была очень серьёзная физическая составляющая, когда тебе нужно представлять спецэффекты и наличие «сущности», а затем деформировать собственное тело определённым образом, чтобы это всё отразить».Холл продолжает: «Как актрисе мне было немного страшно, потому что по сути, это моно-представление. В фильме задействованы замечательные актёры второго плана, но по большей части в кадре нахожусь я одна, и развитие сюжета полностью лежит на моих плечах. Раньше у меня не было подобного опыта, и меня это пугало, но в положительном смысле. Я была заинтригована». Актёр Вонди Кёртис-Холл так характеризует работу Ребекки Холл: «Она словно безмолвный шторм. Ты физически чувствуешь, что внутри неё закипает буря». Продюсер Ливайн соглашается: «Ребекка играет с уникальным накалом и легко вызывает нужные эмоции».В центре леденящей душу истории фильма находится заявленный в названии картины дом, и для создателей картины первостепенной задачей было спроектировать его. Брукнер объясняет: «Бет начинает ставить под вопрос абсолютно всё после загадочной смерти Оуэна: кем он был? кем они были вместе? – и его архитектурные разработки начинают раскрываться с другой стороны. Мы видим, как идиллический дом на берегу озера превращается в жуткое зеркально спроектированное сооружение на другом берегу, а затем и в буквальном смысле в лабиринт, по мере того, как Бет погружается в безумие».Для достижения данного эффекта создатели картины сначала показывают дом в естественном природном окружении, чтобы зритель почувствовал реальность этого места. Но с развитием сюжета съёмки переносились в декорации комнат, которые были возведены в павильоне, где можно было расширять пространство и изменять географию. Брукнер объясняет: «Это эффект, как из кошмарного сна, когда ты вроде как находишься в своей комнате, но в ней всё иное, но ты не можешь понять, что именно».Пиотровски говорит: «Лучшие сюжеты данного жанра используют элементы фантастики, чтобы показать концепции и эмоции, которым зритель сможет сопереживать. Мы все в какой-то момент своей жизни бывали в Доме на другой стороне. Нам всем знакомо чувство дезориентации. Поэтому, мы понимали, что у дома обязательно должен быть характер, чтобы он был узнаваем. Это должен был быть дом, построенный Оуэном, наполненный его вещами. Как и сам Оуэн, дом становится загадкой для Бет. Что на самом деле представляет собой место, в котором я жила? И в конце концов, кто является причиной паранормальной активности? Он или она?». Продюсер Гойер добавляет: «Дом одновременно является олицетворением любви Оуэна и, когда мы вводим в сюжет его зеркальное отражение, олицетворением тёмных секретов его создателя».Дизайн декораций был крайне важен для данного фильма, поскольку три дома (Законченный дом Бет, недостроенный дом Оуэна и Дом на другой стороне) сами по себе являются персонажами. Зойс комментирует: «В каждом доме есть намёк на то, что происходит, но ни один из них не может раскрыть полную картину. Жизнь Бет зависит от того, сможет ли она составить этот паззл». Актёр Йоникит говорит: «Декорации и локации являются источниками важной сюжетной информации и своего рода логическим лабиринтом, помогающим перенестись в смещённую реальность, в которой живёт Бет». Холл добавляет: «Практически всё действие фильма разворачивается внутри дома, и это помогает выстроить его характер. Понимание географии пространства, мебели и всего остального. А затем мы снимали сцены, в которых, по сути, полностью меняли комнату. Неожиданно диван, который мы привыкли видеть в одном месте, оказывался в другом. Или что-то становилось чуть длиннее или больше. Это дезориентировало в правильном ключе, потому что это сбивало с толку и Бет».Режиссёр Брукнер и главный художник картины Эдер скрупулёзно работали над тем, чтобы каждый уголок дома раскрывал немного больше историю Бет и Оуэна. «Мы создали историю их брака до текущего момента, уделяя особое внимание деталям их ежедневной рутины, чтобы получился эдакий стоп-кадр их жизни; это как музейная экспозиция последних дней их семьи, - говорит Брукнер. - Мы надеемся, что у зрителей будет осязаемое чувство присутствия Оуэна, несмотря на его отсутствие».Оператор Кристиан говорит: «Фильм намеренно не раскрывает все карты, а балансирует на границе между явью и сном. Как зрители, мы следуем за Бет, которая то погружается в тревожные сновидения, то возвращается в реальность, и в какой-то момент мы перестаём понимать, что настоящее, а что нет. Количество алкоголя, которое она употребляет по ходу фильма, ещё более затуманивает наш взгляд».Прошлое пары показывается посредством кадров старой домашней видеосъёмки, которые Бет пересматривает, выпивая в одиночестве поздно ночью. Эдер комментирует: «Мы сняли видео церемонии, свадебного банкета и того, как Оуэн строит дом, на простенькую видеокамеру того времени, потому что хотели добиться максимальной аутентичности». Художница по костюмам Саманта Хоукинс описывает, как она видела персонажа Бет: «Я хотела показать изоляцию и отстранённость Бет от других персонажей в «реальном мире» сюжета. Палитра гардероба Бет очень сдержанная и практически лишена каких-либо узоров, за исключением одной блузки в полоску. Однако, у всех окружающих её персонажей в одежде присутствуют узоры. Её подруга Клэр носит топы с узорами, а также все сотрудники школы, в которой она работает, и сосед Мэл, - говорит Хоукинс. - Я хотела, чтобы образ Бет выглядел как часть дизайна её дома, и вместе с тем разительно отличался от образов всех остальных персонажей во внешнем мире, чтобы ещё и визуально изолировать её от них». Хоукинс провела целое исследование, выбирая аксессуары для Бет. «Цветок, который можно увидеть на брошке Бет, когда она возвращается с похорон мужа, - это анемон, символизирующий смерть и траур», - объясняет она.На этапе монтажа команда с большим вниманием выверяла расположение ключевых моментов, чтобы сделать их максимально неожиданными. Монтажёр Маркс комментирует: «Если какая-нибудь деталь будет не на своём месте, напряжение может рассеяться, и зритель не испытает страха. Для того, чтобы эти моменты сработали, необходимо чётко выверить по времени картинку, звуки и музыку. Дэвид – мастер выстраивать пугающие сцены, и он без устали работает на площадке, чтобы гарантировать, что эти моменты сыграны так, как надо».Ещё одним структурным элементом является отсутствие флэшбэков во всём фильме. Маркс объясняет: «Несмотря на то, что большая часть фильма находится под влиянием событий прошлого, отказ от флэшбэков помог сохранить чёткую структуру сюжета и заземлить его в текущем моменте, поскольку мы узнаём, что происходит, вместе с Бет. Мне очень нравится данный аспект фильма, но он заставил нас искать способы органично донести до зрителей важную сюжетную информацию о прошлом героев».Создатели картины старались не слишком отходить от нашего понимания того, что олицетворяют кошмары. Брукнер комментирует: «Я убеждён в том, что можно вечно оттачивать жанровые элементы, но именно скрытые конфликты задевают аудиторию за живое и вызывают настоящий ужас. Если вы можете сопереживать тому, с чем столкнулась Бет, то эффект будет сильнее». Брукнер объясняет: «Каждое необъяснимое событие посреди ночи, каждое проявление призрака Оуэна в архитектуре дома (или его отсутствие) должно поведать нам что-то о внутренних конфликтах Бет. Если персонажу можно сопереживать, и его путь привязан к понятной нам реальности, то сверхъестественные элементы фильма могут пойти в самых фантастичных направлениях».Создатели картины хотели, чтобы у зрителей было ощущение одновременного присутствия и отсутствия некой сущности. Бет отчаянно пытается свыкнуться с отсутствием Оуэна, но её сознание начинает подводить её. Было много обсуждений того, как показать «ничто». Команда назвала эту сущность «Отрицательный пришелец». Брукнер придумал, как применять оптические иллюзии внутри камеры, чтобы эффективно использовать отрицательное пространство. Гойер комментирует: «Здесь идёт игра на знакомом нам всем ощущении, когда ты просыпаешься посреди ночи, и тебе кажется, что ты видишь «нечто», скрывающееся в тени, а потом понимаешь, что глаза тебя обманывают. Но в этом фильме происходит противоположное – то, что Бет считает обманом зрения, оказывается реальным». Результатом этих тонких манипуляций становится то, что у зрителя возникает ощущение неуверенности в том, что они видят, а это именно то состояние, в которое погружается сознание Бет.Брукнер комментирует: «Я черпал вдохновение из произведений искусства с изменённой перспективой и популярных оптических иллюзий, таких как Ваза Рубина. Мы выстраивали эти элементы прямо на площадке, что требовало скрупулёзного планирования, поскольку положение и движение камеры должны были быть предельно точными, чтобы иллюзия состоялась. Затем картинка усиливалась с помощью визуальных эффектов». Режиссёр Брукнер нанял Патрика Горвата на позицию специалиста по спецэффектам. Он проводил многие часы на площадке и в художественном департаменте, чтобы создать «Отрицательного пришельца», сущность, грозного призрака, нечто, что можно почувствовать и, возможно, увидеть, если посмотреть в правильном направлении. Оператор Кристиан говорит: «Патрик оказался бесценным ресурсом в том, что касалось воплощения «Отрицательного пришельца» в жизнь. Он определил необходимые характеристики трёхмерного пространства, чтобы люди почувствовали иллюзию. При работе над сценами Дэвид сначала размечал движение актёров и камер, а затем Патрик придумывал, как добиться формирования иллюзии, оперируя глубиной объектов и изменяя перспективу. Монтажёр Дэвид Маркс добавляет: «Визуальные эффекты были очень важны в анимации среды, чтобы оживить её. Мы хотели добавить неуловимое движение, чтобы в комнате ощущалось некое присутствие, но чтобы это не было слишком очевидным. Для нас критическим важным было найти баланс, при котором сущность была бы едва заметна, но не настолько, чтобы зритель сразу чётко осознавал, что он увидел».С самого начала музыка помогает задать атмосферу. Музыка Бена Ловетта играет важнейшую роль в нагнетании напряжения по мере продвижения сюжетной линии Бет. «Поскольку музыка обогащает эмоциональный язык любого фильма, моей целью было поднять на более высокий уровень подсознательный диалог с аудиторией», - говорит композитор Бен Ловетт. Режиссёр Брукнер добавляет: «Бен хотел включиться в работу как можно раньше, на этапе написания сценария и двигаться вместе с производством. Он создал целый альбом экспериментальных треков-идей, которые я мог послушать и показать другим ключевым департаментам. Одна из этих композиций в итоге вошла в финальную версию фильма, и я помню, как ежедневно слушал её по дороге на площадку».Изначально Ловетт стал экспериментировать с тем, как различные концепции сюжета могут быть переданы языком музыки, включая инвертированную архитектуру, зеркальные чертежи дома, двойников и повторяющихся событий. «Я работал с музыкальными палиндромами и мелодиями, которые можно играть как сначала, так и с конца, и это стало моей отправной точкой». «Я использовал технику под названием «негативная гармония», - объясняет Ловетт. - Она заключается в инверсии нот мелодии, чтобы у каждой была соответствующая зеркальная нота с противоположной стороны. Данная концепция была применена в теме свадьбы, чтобы иметь возможность вывернуть её наизнанку и создать мрачную версию оригинального произведения в более тёмной области гармонического спектра».Поскольку большая часть действия фильма разворачивается в доме на берегу озера, Ловетт провёл несколько дней на съёмочной площадке, где начала думать об отличиях озёрной и океанской воды. Он объясняет: «В озере вода более тёмная и нестабильная. Она никогда не пребывает в состоянии полного покоя, её всегда приводят в движение внешние силы. Я задумался, как это можно передать посредством музыки. В итоге получилось звучание, ставшее способом подчёркивать разные степени тревожного состояния Бет».Попав в своеобразное чистилище между отрицанием и принятием, Бет начинает чувствовать холодное дыхание загробного мира. «ДОМ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ» - это леденящая душу история о призраке, которая отражает наши переживания в самые тяжёлые времена. Она о том, что пугает нас больше всего. Брукнер говорит: «Это идея, что призраки реально существуют, или осознание, что их нет».
Отзывы