Биографическая криминальная драма "Грабитель банков" режиссера и сценариста Нимрода Антала (сериалы "Дом с прислугой" и "Сосны"), имеющего венгерские корни, сочетает размах истории о благородном гангстере с определенной порцией социальной критики того, что происходило в Венгрии в 90-х после развала социалистического правления. Постановщик старается сочетать динамичное голливудское представление о герое-одиночке с элементами современной сказки, где главный герой (Бенце Салаи) неуловим, находчив и харизматичен для широких народных масс. Фильм Антала с необходимой долей достоверности деталей погружает в те самые первые моменты посткоммунистического времени, когда молодость, наглость и авантюрность легко могли сойти с рук для человека, жадно живущего моментом здесь и сейчас. Восторженные венгры воспринимали Аттилу Абруша по прозвищу "Грабитель Виски" как современный вариант народного героя, его ограбления почтовых отделений и банков восхищали обычных людей, потому что реальный прототип Салаи был парнем эксцентричным и мог запросто подарить сотрудницам финансовых учреждений букеты цветов при ограблении.
В интерпретации Антала венгерский Робин Гуд преимущественно тратит деньги только на себя, и режиссер в большей степени концентрируется на том, чтобы показать, как обычный нелегал из соседней румынской Трансильвании становится преступным гением в Будапеште. Персонаж Салаи по-настоящему фартовый типаж, откровенно насмехающийся над государством и в то же самое время не имеющий четкого плана, он не осознает в полной мере того, что творит и грабит только с одной целью - чтобы обеспечить достойную жизнь для себя. Лента Антала практически не стремится достичь темных глубин и не показывает центрального персонажа рефлексирующим или мучительно задумавшимся, характер Салаи привык действовать, привык быстро принимать решения и моментально разрабатывать планы. Однако постановщику удалось выхватить главное, что будет понятно и российскому зрителю, столкнувшемуся в последнее время в фильмах "Бык" Бориса Акопова и "Маша" Анастасии Пальчиковой. Антал создает беллетризированный портрет героя "лихих" 90-х, он делает его локальным, с точки зрения Венгрии, символом переходного периода и в то же самое время обреченным жить со своим бандитским прошлым после выхода из тюрьмы в 2012 году. Поэтому "Грабитель банков" воздвигает определенный памятник герою эпохи и оставляет на втором слое множественные моральные вопросы, которые возникают по ходу развития сюжета для главного героя.
Уже во вступлении к "Грабителю банков" Антал использует характерные жанровые клише, когда показывает Аттилу Абруша (Бенце Салаи) перед очередным ограблением при помощи жанровых клише. Герой Салаи в кожаной куртке и очках-пилотах выпивает порцию виски в баре и из окна наблюдает за входом в банк, куда он отправится через несколько минут. После этого постановщик возвращает зрителей в детство и юность Аттилы и не жалеет красок, чтобы показать все нюансы кривой, которая превратит персонажа Салаи в того самого преступника в Венгрии, который станет даже некоторой частью поп-культуры в этой стране. Но пока несчастный, без всякой иронии, мальчик живет с бабушкой в трансильванском селе, регулярно ворует у священника культовую еду и не видит (Аттал не отказывает себе в удовольствии сделать на этом акцент) в полицейских ничего вызывающего уважения к правопорядку. Постановщик стремится представить историю в виде рассказа от первого лица, поэтому протяженные флэшбэки из жизни Аттилы чередуются с моментами его допроса инспектором Ласло Бартошем (Золтан Шнайдер, "О теле и душе", "Будапештский нуар").
У Аттала жизнь героя Шнайдера показана при помощи нескольких ярких и выразительных штрихов. Бартош проводит постоянно время в кабинете с множеством папок, где представлены элементы преступлений Абруша, пьет горстями таблетки, потому что не блещет здоровьем и курит одну за другой сигареты, и, наконец, практически завядшее комнатное растение служит надежным символом для этого представителя правосудия. Ребенком Аттила, по всей видимости, любил играть в хоккей на вратарской позиции, и визуально Аттал показывает мальчика в маске из коры и с самодельной клюшкой, отражающего невидимые удары под рев невидимой публики и стремящегося хотя бы помечтать о том внимании, которое он хочет получить. Трагедией жизни ребенка становится смерть бабушки, отец, не желающий заниматься его воспитанием, отправляет мальчика в интернат, где выявляется склонность Аттилы к воровству. Поскольку депрессивным фоном является социалистическая Румыния в последние годы правления Чаушеску, то траекторией развития подростка становится нахождение в исправительной тюрьме для несовершеннолетних, где Аттила затаил свою злобу на режим. Последним штрихом к портрету будущего гангстера становится его служба в румынской армии, в очередной раз Аттиле, обладающему навыками точной стрельбы, но неспособному стрелять по живым людям, показывают, что он - полное ничтожество и тем самым провоцируют на отчаянный побег в соседнюю Венгрию.
Работая по собственному сценарию в "Грабителе банков" Нимрод Антал избегает превращаться в монументалиста и показывает Аттилу Абруша продуктом своего времени, избегающим политических высказываний и уклоняющимся от сложных моральных дилемм, он просто живет в кайф, держит удары от жизни и пропускает катастрофически много шайб во время хоккейных матчей. Для венгров герой Бенце Салаи остается чужим, он - трансильванец, беглец с территории, которая поставляет в Будапешт людей далеко не первого сорта. Для Антала важно реализовать полностью этот архетип романтичного и одновременно сказочного героя с его фантастической интуицией и везением. Благодаря нескольким сторонам экранной истории постановщик показывает того самого национального героя, который имел множество психологических травм в детстве и пробует начать новую жизнь будучи венгром по национальности на новой родине. Коррупционность и беспринципность государственной системы Антал иллюстрирует при помощи продажного чиновника "дяди Мики" (Имре Чуя, "Робин Гуд, правдивая история"), который выдает паспорта и разрешения на работу только тем, кто готов за это заплатить.
В духе легковесного артхауса режиссер формирует мотивы Аттилы для преступлений, чтобы получить политическое убежище и наконец-то стать венгром еще и по паспорту характер Салаи отправляется на первое дело и дрожа от возбуждения и стыда грабить почтовое отделение. Интересно, что Антал выхолащивает большой количество реальных биографических деталей, когда Абруш был занят на более унизительных работах, чем уборка льда и раздевалок в хоккейной команде, за которую он выступает. Ради динамики режиссер убирает необходимые эмоциональные моменты и сразу показывает Аттилу, которому вскружил голову воздух свободы после побега из тоталитарного режима. Очевидно, что Антал готов рыть глубже и заглянуть в сознание человека, который позже провернет почти три десятка грабежей, но персонаж Салаи оказался на территории, не приготовившей жарких объятий для репатрианта. Внутри контекста проекта Аттила в трактовке постановщика оказывается парнем, по-голливудски наивно верящим в большую венгерскую мечту, который быстро понимает, что без денег ему крайне трудно жить бедно и честно. Как исследователь природы гангстера, Антал постоянно делает рывки между прошлым и настоящим и пытается при помощи допроса у инспектора Бартоша выделить не только узловые моменты в серии преступлений, но и дать им определенную моральную оценку человеком, который ненавидит всех преступников.
За впечатляющей визуальной подачей "Грабитель банков" Антала скрывает подъем главного героя с реальной глубины финансового и психологического дна, обеспечивая герою Салаи необходимую воздушность человека, который всегда привык достигать задуманных целей. Очень показательно режиссер в одной из сцен устраивает унижение для гордого Аттилы при помощи родителей Каты (Пирошка Мога, "Монстр из Мартфу", "Аглая"), когда выходец из Румынии, нищий плебей, не может претендовать на руку и сердце их дочери. Межэтнические проблемы Антал сводит к минимуму и использует их в основном для развития узловых точек нарратива, в основном Аттила у него стремится к шикарной жизни и очень своеобразно понимает природу самих преступлений. Тем не менее, для зрителей приготовлены несколько отлично снятых преследований по тихим будапештским улицам и ограблений банков, когда характер Салаи оказывается на волосок от гибели, но всегда успевает скрыться от копов.
Для Антала, учившегося в начале 90-х в Венгерской Киноакадемии, не составляет большого труда передать дух свободы, которая приравнивается к вседозволенности для Аттилы, жадно познающего жизнь и высмеивающего полицейскую медлительность. Причем режиссер не создает ни одной эксплуатационной линии для того, чтобы подчеркнуть всю тяжесть положения иммигрантов на новом месте и в новой стране, его больше заводит желание снять все в американской манере с присутствием легкого местечкового колорита. Стараниями Антала центральный персонаж практически поставлен на пьедестал героя новостных хроник, который может показать средний палец уже новым властям, но при этом остается внутри абсолютной ловушки, которую Аттила организовал для себя сам. Желание персонажа Салаи найти личное равновесие благодаря отношениям с Катой постоянно требует финансовой подпитки. Так Аттила становится человеком-загадкой, меняющим парики и личины, который привлекает к себе внимание обывателей и прессы, но при этом постановщик не стремится сделать из него новую икону ограблений и щедро наделяет большую часть сцен необходимыми порциями юмора. Фантастическая кульминация взята из абсолютно реальных событий и показывает, что птичка всегда может вылететь из клетки при помощи подручных материалов. Поэтому "Грабитель банков" оказывается на редкость изящным фильмом и уходит от сложностей, стремление Антала к гуманистической позиции в показе человека, пострадавшего от государственной системы, перевешивает обвинительный тон по отношению к Абрушу-преступнику.
7
,0
2017, Боевики
127 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Биографическая криминальная драма "Грабитель банков" режиссера и сценариста Нимрода Антала (сериалы "Дом с прислугой" и "Сосны"), имеющего венгерские корни, сочетает размах истории о благородном гангстере с определенной порцией социальной критики того, что происходило в Венгрии в 90-х после развала социалистического правления. Постановщик старается сочетать динамичное голливудское представление о герое-одиночке с элементами современной сказки, где главный герой (Бенце Салаи) неуловим, находчив и харизматичен для широких народных масс. Фильм Антала с необходимой долей достоверности деталей погружает в те самые первые моменты посткоммунистического времени, когда молодость, наглость и авантюрность легко могли сойти с рук для человека, жадно живущего моментом здесь и сейчас. Восторженные венгры воспринимали Аттилу Абруша по прозвищу "Грабитель Виски" как современный вариант народного героя, его ограбления почтовых отделений и банков восхищали обычных людей, потому что реальный прототип Салаи был парнем эксцентричным и мог запросто подарить сотрудницам финансовых учреждений букеты цветов при ограблении. В интерпретации Антала венгерский Робин Гуд преимущественно тратит деньги только на себя, и режиссер в большей степени концентрируется на том, чтобы показать, как обычный нелегал из соседней румынской Трансильвании становится преступным гением в Будапеште. Персонаж Салаи по-настоящему фартовый типаж, откровенно насмехающийся над государством и в то же самое время не имеющий четкого плана, он не осознает в полной мере того, что творит и грабит только с одной целью - чтобы обеспечить достойную жизнь для себя. Лента Антала практически не стремится достичь темных глубин и не показывает центрального персонажа рефлексирующим или мучительно задумавшимся, характер Салаи привык действовать, привык быстро принимать решения и моментально разрабатывать планы. Однако постановщику удалось выхватить главное, что будет понятно и российскому зрителю, столкнувшемуся в последнее время в фильмах "Бык" Бориса Акопова и "Маша" Анастасии Пальчиковой. Антал создает беллетризированный портрет героя "лихих" 90-х, он делает его локальным, с точки зрения Венгрии, символом переходного периода и в то же самое время обреченным жить со своим бандитским прошлым после выхода из тюрьмы в 2012 году. Поэтому "Грабитель банков" воздвигает определенный памятник герою эпохи и оставляет на втором слое множественные моральные вопросы, которые возникают по ходу развития сюжета для главного героя. Уже во вступлении к "Грабителю банков" Антал использует характерные жанровые клише, когда показывает Аттилу Абруша (Бенце Салаи) перед очередным ограблением при помощи жанровых клише. Герой Салаи в кожаной куртке и очках-пилотах выпивает порцию виски в баре и из окна наблюдает за входом в банк, куда он отправится через несколько минут. После этого постановщик возвращает зрителей в детство и юность Аттилы и не жалеет красок, чтобы показать все нюансы кривой, которая превратит персонажа Салаи в того самого преступника в Венгрии, который станет даже некоторой частью поп-культуры в этой стране. Но пока несчастный, без всякой иронии, мальчик живет с бабушкой в трансильванском селе, регулярно ворует у священника культовую еду и не видит (Аттал не отказывает себе в удовольствии сделать на этом акцент) в полицейских ничего вызывающего уважения к правопорядку. Постановщик стремится представить историю в виде рассказа от первого лица, поэтому протяженные флэшбэки из жизни Аттилы чередуются с моментами его допроса инспектором Ласло Бартошем (Золтан Шнайдер, "О теле и душе", "Будапештский нуар"). У Аттала жизнь героя Шнайдера показана при помощи нескольких ярких и выразительных штрихов. Бартош проводит постоянно время в кабинете с множеством папок, где представлены элементы преступлений Абруша, пьет горстями таблетки, потому что не блещет здоровьем и курит одну за другой сигареты, и, наконец, практически завядшее комнатное растение служит надежным символом для этого представителя правосудия. Ребенком Аттила, по всей видимости, любил играть в хоккей на вратарской позиции, и визуально Аттал показывает мальчика в маске из коры и с самодельной клюшкой, отражающего невидимые удары под рев невидимой публики и стремящегося хотя бы помечтать о том внимании, которое он хочет получить. Трагедией жизни ребенка становится смерть бабушки, отец, не желающий заниматься его воспитанием, отправляет мальчика в интернат, где выявляется склонность Аттилы к воровству. Поскольку депрессивным фоном является социалистическая Румыния в последние годы правления Чаушеску, то траекторией развития подростка становится нахождение в исправительной тюрьме для несовершеннолетних, где Аттила затаил свою злобу на режим. Последним штрихом к портрету будущего гангстера становится его служба в румынской армии, в очередной раз Аттиле, обладающему навыками точной стрельбы, но неспособному стрелять по живым людям, показывают, что он - полное ничтожество и тем самым провоцируют на отчаянный побег в соседнюю Венгрию. Работая по собственному сценарию в "Грабителе банков" Нимрод Антал избегает превращаться в монументалиста и показывает Аттилу Абруша продуктом своего времени, избегающим политических высказываний и уклоняющимся от сложных моральных дилемм, он просто живет в кайф, держит удары от жизни и пропускает катастрофически много шайб во время хоккейных матчей. Для венгров герой Бенце Салаи остается чужим, он - трансильванец, беглец с территории, которая поставляет в Будапешт людей далеко не первого сорта. Для Антала важно реализовать полностью этот архетип романтичного и одновременно сказочного героя с его фантастической интуицией и везением. Благодаря нескольким сторонам экранной истории постановщик показывает того самого национального героя, который имел множество психологических травм в детстве и пробует начать новую жизнь будучи венгром по национальности на новой родине. Коррупционность и беспринципность государственной системы Антал иллюстрирует при помощи продажного чиновника "дяди Мики" (Имре Чуя, "Робин Гуд, правдивая история"), который выдает паспорта и разрешения на работу только тем, кто готов за это заплатить. В духе легковесного артхауса режиссер формирует мотивы Аттилы для преступлений, чтобы получить политическое убежище и наконец-то стать венгром еще и по паспорту характер Салаи отправляется на первое дело и дрожа от возбуждения и стыда грабить почтовое отделение. Интересно, что Антал выхолащивает большой количество реальных биографических деталей, когда Абруш был занят на более унизительных работах, чем уборка льда и раздевалок в хоккейной команде, за которую он выступает. Ради динамики режиссер убирает необходимые эмоциональные моменты и сразу показывает Аттилу, которому вскружил голову воздух свободы после побега из тоталитарного режима. Очевидно, что Антал готов рыть глубже и заглянуть в сознание человека, который позже провернет почти три десятка грабежей, но персонаж Салаи оказался на территории, не приготовившей жарких объятий для репатрианта. Внутри контекста проекта Аттила в трактовке постановщика оказывается парнем, по-голливудски наивно верящим в большую венгерскую мечту, который быстро понимает, что без денег ему крайне трудно жить бедно и честно. Как исследователь природы гангстера, Антал постоянно делает рывки между прошлым и настоящим и пытается при помощи допроса у инспектора Бартоша выделить не только узловые моменты в серии преступлений, но и дать им определенную моральную оценку человеком, который ненавидит всех преступников. За впечатляющей визуальной подачей "Грабитель банков" Антала скрывает подъем главного героя с реальной глубины финансового и психологического дна, обеспечивая герою Салаи необходимую воздушность человека, который всегда привык достигать задуманных целей. Очень показательно режиссер в одной из сцен устраивает унижение для гордого Аттилы при помощи родителей Каты (Пирошка Мога, "Монстр из Мартфу", "Аглая"), когда выходец из Румынии, нищий плебей, не может претендовать на руку и сердце их дочери. Межэтнические проблемы Антал сводит к минимуму и использует их в основном для развития узловых точек нарратива, в основном Аттила у него стремится к шикарной жизни и очень своеобразно понимает природу самих преступлений. Тем не менее, для зрителей приготовлены несколько отлично снятых преследований по тихим будапештским улицам и ограблений банков, когда характер Салаи оказывается на волосок от гибели, но всегда успевает скрыться от копов. Для Антала, учившегося в начале 90-х в Венгерской Киноакадемии, не составляет большого труда передать дух свободы, которая приравнивается к вседозволенности для Аттилы, жадно познающего жизнь и высмеивающего полицейскую медлительность. Причем режиссер не создает ни одной эксплуатационной линии для того, чтобы подчеркнуть всю тяжесть положения иммигрантов на новом месте и в новой стране, его больше заводит желание снять все в американской манере с присутствием легкого местечкового колорита. Стараниями Антала центральный персонаж практически поставлен на пьедестал героя новостных хроник, который может показать средний палец уже новым властям, но при этом остается внутри абсолютной ловушки, которую Аттила организовал для себя сам. Желание персонажа Салаи найти личное равновесие благодаря отношениям с Катой постоянно требует финансовой подпитки. Так Аттила становится человеком-загадкой, меняющим парики и личины, который привлекает к себе внимание обывателей и прессы, но при этом постановщик не стремится сделать из него новую икону ограблений и щедро наделяет большую часть сцен необходимыми порциями юмора. Фантастическая кульминация взята из абсолютно реальных событий и показывает, что птичка всегда может вылететь из клетки при помощи подручных материалов. Поэтому "Грабитель банков" оказывается на редкость изящным фильмом и уходит от сложностей, стремление Антала к гуманистической позиции в показе человека, пострадавшего от государственной системы, перевешивает обвинительный тон по отношению к Абрушу-преступнику.